Международное образовательное пространство кратко

Обновлено: 02.07.2024

Определение понятия международное образовательное пространство

Мировым образовательным пространством объединяются образовательные структуры государств разных уровней и типов, имеющие свои философские и культурные традиции. Следовательно, мировое образовательное пространство - это формирующийся единый организм, где каждая образовательная система сохраняет разнообразие и глобальные тенденции.

Мировая современная образовательная система отличается определенными глобальными тенденциями:

  1. В приоритете демократическая образовательная система, образование доступно всему населению страны, его ступени и уровни преемственны, образовательные учреждения автономны и самостоятельны.
  2. Все желающие обеспечены правами на образование, имеют одинаковые возможности и шансы на получение образования в учебном учреждении любого типа, независимо от национальности.
  3. Огромная роль социального и экономического влияния на приобретение образовательных услуг, платное образование, шовинизм, расизм, культурная и образовательная монополия отдельного этнического меньшинства.
  4. Увеличивается спектр учебных и организационных мероприятий, которые удовлетворяют разносторонние интересы и развивают способности обучающихся.
  5. Разрастаются предоставляемые образовательные услуги.
  6. Расширяется сеть высшего образования и изменяется социальный состав студентов, становится демократическим.
  7. Между централизованной и автономной системой в управленческой образовательной сфере находится компромисс.
  8. Развитые страны мира больше финансируют образовательную сферу.
  9. Постоянно обновляются и корректируются школьные и вузовские образовательные программы.
  10. Повышается заинтересованность в одаренных детях и молодых людях, раскрываются и развиваются их способности в образовательном процессе.
  11. Находятся дополнительные ресурсы для детей с отклонениями в развитии.

Структура мирового образовательного пространства

Образовательное мировое пространство полиструктурно: имеет пространственную (территориальную) и организационную структуру.

Проблемы мирового образования решаются при помощи крупных международных проектов и программ, предполагающих участие разнообразных систем образования.

Крупные международные проекты:

  • ЭРАЗМУС, обеспечивают мобильность студентов внутри Европейского союза;
  • ЛИНГВА, программа, которая повышает эффективность в изучении иностранных языков с младшего школьного возраста;
  • ЭВРИКА, решает задачи по осуществлении координации исследования с государствами Восточной Европы;
  • ЭСПРИТ, проект, объединяющий усилия европейских университетов, научно-исследовательских институтов, компьютерных организаций по созданию и продвижению информационных технологий;
  • ЕИПДАС, программа, которая совершенствует планирование и управление образовательными процессами в странах арабского мира;
  • ТЕМПУС, общеевропейская программа, ориентированная на мобильность образовательной деятельности университетов;
  • ИРИС, система проектов, расширяет возможности женского профессионального образования.

Появился новый организационный структурный тип интернационального свойства: международный и открытый университет. Полиструктурность мирового образовательного процесса осуществляет анализ метаблоков, различных макрорегионов по состоянию образовательной деятельности в отдельно взятой стране.

Выделены в мире виды регионов на основе признака взаимного сближения и сотрудничества структурных образовательных устройств.

К первому виду целесообразно отнести территории, генерирующие интеграционные процессы. Страны Западной Европы яркий тому пример. Эти страны отличает единый стержень всей образовательной реформы: популяризуются национальные литературы, расширяется обучение иностранным языкам, увеличивается библиотечная сеть. США и Канада также относятся к первому типу регионов.

В мире уже сформировался новый, Азиатско-тихоокеанский регион по генерированию интеграционных процессов. Он включает в себя такие страны: Сингапур, Гонконг, Республика Корея, Малайзия, Таиланд, Индонезия, Филиппины. В этих государствах высокий уровень качества образовательных услуг.

Второй тип регионов представлен странами Латинской Америки. Они положительно откликаются на интеграционные образовательные процессы.

Третий тип регионов инертен к интеграции процессов образования. К этой группе относятся страны Юго-Восточной и Южной Азии, а также африканские страны к югу от Сахары, кроме ЮАР.

Но можно выделить регионы, где нарушена последовательность образовательного и интеграционного процесса, по экономическим, политическим, социальным причинам. К данной группе относятся арабские страны, государства Восточной Европы, и страны на просторах Советского Союза. В арабских странах образовательный процесс крайне неравномерный, особенно касаемо системы высшего образования. Достаточно большой процент неграмотного населения.

Страны на территории бывшего Советского Союза и восточноевропейские государства отличаются экономическим кризисом, политической нестабильностью, образовательная система переживает спад. Образование финансируется по остаточному принципу.

Дистанционные формы обучения

Педагогические системы развитых стран характерны тенденцией к синтезу науки и образовательного процесса, создают крупнейшие технополисы. Технополисы огромны по своим масштабам, используют внушительный научный, образовательный и технический потенциал. Формируют такие технопарки, как правило, высшие учебные заведения.

Формируют единое мировое образовательное пространство и дистанционные формы обучения. Дистанционные системы образования используют компьютерные сети и спутниковые связи. Они занимаются решением образовательных задач целых континентов. Например, проект единая Европейская обучающая среда. Теперь в единое образовательное пространство вовлечено множество стран, функционируют глобальные системы дистанционного обучающего процесса. Например, такие как "Международный электронный университет", "Глобальный лекционный зал".

Важные тенденции в мировом образовательном процессе

Большинство стран ориентированы к переходу от элитных образовательных форм к высококачественному образовательному процессу для всего населения. Углубляется межгосударственное взаимодействие в сфере образовательной деятельности. Увеличивается гуманитарная составляющая в мировой образовательной системе, вводятся новые человекоориентированные научные и учебные дисциплины: политология, психология, культурология, экономика, социология. Также значительно распространяются нововведения, сохраняя при этом национальные традиции и национальную идентичность конкретной страны и региона.

Таким образом, образовательное пространство становится поликультурным, ориентируясь на развитие человека и общества, оно открыто для создания международной образовательной среды, приобщая человека к ценному мировому опыту.

С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Специальные законопроекты регламентируют в государстве образовательную деятельность, определяя характеристики и форму явлений, которые связывают общество с образовательной средой, то есть, образовательное пространство и образовательную среду. Образовательная среда - это элемент государственного социально-культурного пространства, который является территорией содействия образовательной системы и ее элементов, образовательной основы и субъектов образования.

Образовательная среда состоит из трех уровней:

  • федеральный (государственный);
  • региональный (республики, области, находящиеся в составе государства);
  • образовательные учреждения и их подразделения

Образовательное пространство является одной из основных составляющих социальной среды человека, оно оказывает значимое влияние на его становление как личности. Важным является организация образовательного процесса, содержание деятельности образовательных институтов.

Болонское соглашение и другие международные проекты

В 1999 году между странами, входящими в Европейский Союз, было заключено Болонское соглашение. В рамках этого соглашения осуществляется международная интеграция образования. Цель данного соглашения - в создании общей системы высшего образования и общего европейского образовательного пространства.

В 2001 году в городе Саламанка, была создана Ассоциация Европейских университетов, в которой зафиксированы следующие положения:

  • защита независимости университетов;
  • большой выбор предоставляемых ими образовательных программ;
  • поддержка в развитии и содержании программ в научных исследованиях, так как исследования - это движущая сила высшего профессионального образования;
  • прозрачность деятельности и функций университетов;
  • обеспечение высочайшего уровня образования;
  • совместимость предоставляемого образования с требованиями рынка труда.

В 2003 году Российская Федерация приобщилась к Болонскому соглашению. Санкт-Петербургское сообщество ректоров и Комитет Государственного совета "Яблоко" выступили инициаторами вступления в данное соглашение. Присоединение государства к Болонскому соглашению, позволяет повысить ликвидность субъектов образовательного пространства, а также заинтересовать иностранных студентов надежным характером государственного высшего образования.

Готовые работы на аналогичную тему

Несмотря на присоединение России к Болонскому соглашению, у данной реформы находится немало противников. Наибольшие опасения вызывает вероятность внушительного увеличения оттока педагогов высших учебных заведений и высококлассных специалистов за границу, так как в Европейском Союзе уровень оплаты труда гораздо выше. Происходит и существенное поднятие стоимости образования в России для коренных граждан из-за большого наплыва иностранных студентов. Пока данные проблемы официально в государстве не рассматриваются.

Международное образовательное пространство является полиструктурным: ему присущи организационная и пространственная структуры.

В разрешении проблем международного образования значительную ценность приобретают мощные международные программы и проекты, так как они по мере необходимости предполагают содействие многих образовательных систем.

Наиболее крупные международные проекты:

  1. ЭРАЗМУС. Целью данного проекта является обеспечение мобильности студентов Европейского Совета, то есть около 10% студентов проходят обучение в высшем учебном заведении иного европейского государства;
  2. ЛИНГВА. Данный проект рассчитан на углубленное изучение иностранных языков, начиная с младших классов;
  3. ЭВРИКА. Данный проект призван координировать студенческие исследования вместе с государствами Восточной Европы;
  4. ЭСПРИТ осуществляет концентрирование стараний европейских университетов, компьютерных фирм, НИИ на создании новых информационных технологий;
  5. ЕИПДАС - программа в сфере усовершенствования управления образованием в арабских государствах;
  6. ТЕМПУС - общеевропейская программа, ориентированная на формирование ликвидности образования университетов;
  7. ИРИС. Это система проектов, которые направлены на увеличение ресурсов профессионального образования женского населения.

Международное образовательное пространство

Международное образовательное пространство включает в себя национальные образовательные системы различных типов и уровней, разительно отличающихся культурными и философскими тенденциями, уровнем приоритетов и заданий. Из этого следует, что современное международное образовательное пространство это формирующийся единый организм, в образовательной системе которого заложены глобальные тенденции и сохранение разнообразия.

В странах АТР сложилась высокоразвитая система высшего образования. Например, в Корее около половины из общего числа выпускников средних школ поступают в университеты. Более 30% школьников Тайваня идут учиться в университеты. В Германии 18% школьников поступают в ВУЗы, в Италии - 25%, в Англии - 7%. На сегодняшний день практически каждый третий иностранный студент является выходцем из стран АТР.

В странах Латинской Америки наблюдается медленное снижение уровня неграмотности, распространяется начальное образование, развивается система высшего образования. Развитие образования имеет массовый характер.

Аргентина и Бразилия давно ориентированы на американскую модель образования. Коста-Рика и Мексика ищут иные пути формирования образовательной системы, основываясь на тесном контакте с Европой. Растущая сеть, так называемых, открытых университетов тоже способствует уменьшению влияния США. Данные университеты работают на базе университетов Бразилии, Национального автономного университета в Мексике, при университетах Колумбии и Коста-Рики. Страны Латинской Америки, в частности, Чили и Мексика, в вопросах культуры и образования налаживают сотрудничество со странами Азиатско-тихоокеанского региона и Японией.

Мир сегодня объединен заботой о воспитании гражданина всей планеты. Интенсивно развивается международное образовательное пространство, поэтому мировое сообщество стремится к созданию глобальной стратегии образования человека независимо от места его проживания и образова­тельного уровня. Все страны объединяет понимание, что современное образова­ние должно стать международным, школьное и университетское образование приобретают черты поликультурного образования. Оно развивает способность оценивать явления с позиции другого человека, разных культур, иной социаль­но-экономической формации, создается поликультурная среда.

Мировое образовательное пространство объединяет наци­ональные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и

задач, своему качественному со­стоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся еди­ном организме при наличии в каждой образовательной системе

Мировой организм есть непрерывное целое.

глобальных тенденций и сохранении разнообразия.

В мире выделяют типы регионов по признаку взаимного сближения и взаи­модействия образовательных систем (А.П. Лиферов).

Первый тип составляют регионы, которые выступают генераторами интегра­ционных процессов. Самым ярким примером такого региона может служить За­падная Европа. Идея единства стала стержнем всех образовательных реформ 1990-х гг. в западноевропейских странах.

К первому типу регионов можно также отнести США и Канаду, но их инте­грационные усилия в сфере образования реализуются в иной ситуации.

В мире формируется новый, Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) — гене­ратор интеграционных процессов. В него входят следующие страны: Республи­ка Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг, а также Малайзия, Таиланд, Филиппи­ны и Индонезия. Для всех этих стран характерна стратегия повышенных требо­ваний к качеству обучения и подготовке кадров.

Ко второму типу относятся регионы, позитивно реагирующие на интеграци­онные процессы. В первую очередь это страны Латинской Америки.

Как в процессе истории, так и в настоящее время Латинская Америка оказы­вается в зоне действия интеграционных импульсов со стороны США и Запад­ной Европы.

К третьему типу относятся те регионы, которые инертны к интеграции обра­зовательных процессов. В эту группу входят большая часть стран Африки к югу от Сахары (кроме ЮАР), ряд государств Южной и Юго-Восточной Азии, не­большие островные государства бассейнов Тихого и Атлантического океанов.

К концу XX в. выделяются регионы, в которых по ряду экономических, поли­тических, социальных причин нарушается последовательность образователь­ных и интеграционных процессов. К таким регионам относятся арабские стра­ны, Восточная Европа и страны бывшего СССР.

Для мирового образовательного пространства характерны весьма важные тенденции, особенно ярко проявляющиеся в конце XX в.

Первая тенденция — это повсеместная ориентация большинства стран на пе­реход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.

Вторая тенденция заключается в углублении межгосударственного сотруд­ничества в области образования. Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от равных условий парт­нерства государств и отдельных участников.

Третья тенденция предполагает существенное увеличение в мировом обра­зовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения новых научных и учебных дисциплин, ориентированных на человека: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики.

Еще одной важной тенденцией в развитии мирового образования является значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся на­циональных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Поэто­му пространство становится поликультурным и ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования междуна­родной образовательной среды, наднациональным по характеру знании и при­общению человека к мировым ценностям.

ЮНЕСКО осуществляет организационное регулирование процесса разви­тия мирового образовательного пространства. Данная организация разрабаты­вает для всех стран международно-правовые акты как глобального, так и регио­нального характера. Активно способствуя развитию интеграционных процессов в сфере образования, нормотворческая деятельность ЮНЕСКО ориентиро­вана на:

• создание условий для расширения сотрудничества народов в области обра­зования, науки и культуры;

• обеспечение всеобщего уважения законности и прав человека;

• вовлечение большего числа стран в процесс подготовки правовых основ для международной интеграции в сфере образования;

• исследование состояния образования в мире, включая отдельные регионы и страны; прогнозирование самых эффективных путей развития и интеграции;

• пропаганду принятых конвенций и рекомендаций;

• сбор и систематизацию отчетов государств о состоянии образования на каж­дый год.

К настоящему времени в мире сложились следующие образовательные мо­дели.

Американская модель: младшая средняя школа — средняя школа — старшая средняя школа — колледж двухгодичный — колледж четырехгодичный в струк­туре университета, а далее магистратура, аспирантура.

Французская модель: единый коллеж — технологический, профессиональ­ный и общеобразовательный лицей — университет, магистратура, аспирантура.

Немецкая модель: общая школа — реальное училище, гимназия, основная школа — институт, университет, аспирантура.

Английская модель: объединенная школа — грамматическая и современная школа-колледж — университет, магистратура, аспирантура.

Российская модель: общеобразовательная школа — полная средняя школа — лицей, колледж — институт, университет, академия — аспирантура — докторан­тура.

Реформирование системы высшего образования в России характеризуется поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями в отече­ственной высшей школе и новыми веяниями, связанными с вхождением в миро­вое образовательное пространство. На этом пути наблюдается ряд тенденций.

Первая связана с развитием многоуровневой системы во многих университе­тах России. Преимущества этой системы состоят в том, что многоуровневая си­стема организации высшего образования обеспечивает более широкую мобиль­ность в темпах обучения и в выборе будущей специальности. Она формирует способность у выпускника осваивать на базе полученного университетского об­разования новые специальности.

Вторая тенденция — это мощное обогащение вузов современными информа­ционными технологиями, широкое включение в систему Internet и интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов.

Третья тенденция — это университизация высшего образования в России и процесс интеграции всех высших учебных заведений с ведущими в стране и в мире университетами, что приводит к появлению университетских комплексов.

Четвертая тенденция заключается в переводе высшей школы России на са­мофинансирование. И еще одна тенденция состоит во включении вузов России в обновление высшего профессионального образования с учетом требований мировых стандартов. Поэтому наблюдается переход российского вуза в режим опытно-экспериментальной работы по апробации новых учебных планов, обра­зовательных стандартов, новых образовательных технологий и структур управ­ления.

Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию.

Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.

С конца XX века для мирового образовательного пространства характерны следующие важные тенденции: >

переход от элитарного образования к высококачественному образованию для всех; >

углубление межгосударственного сотрудничества в области образования, причем динамизм данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от равных условий партнерства государств и отдельных участников; >

существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения новых научных и учебных дисциплин, ориентированных на человека (политологии, психологии, социологии, культурологии, риторики, экологии, эргономики, экономики); >

значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Поэтому пространство становится поликультурным и ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытом для формирования международной образовательной среды, наднациональных по характеру знаний и приобщения людей к мировым ценностям.

Вместе с тем в мировом образовании набирают силу следующие процессы: стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования для всего населения страны и преемственность его ступеней и уровней; предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям; обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа независимо от национальной и расовой принадлежности); повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования; поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.

К настоящему времени в мире сложились различные образовательные модели.

российская модель: общеобразовательная школа – полная средняя школа – лицей, колледж – институт, университет, академия – аспирантура, докторантура; >

американская модель: младшая средняя школа – средняя школа – старшая средняя школа – колледж двухгодичный – колледж четырехгодичный в структуре университета, а далее магистратура, аспирантура; >

французская модель: единый колледж – технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей-университет, магистратура, аспирантура; >

немецкая модель: общая школа – реальное училище, гимназия, основная школа – институт, университет, аспирантура; >

английская модель: объединенная школа – грамматическая и современная школа-колледж – университет, магистратура, аспирантура.

Существуют и другие оригинальные модели, в частности, китайская и японская. Происходит синтез ряда моделей.

В целом поиск новых моделей образования продолжается, и этот процесс непрерывен. Но всегда эффективность определенной модели образования подтверждается практикой.

Задания. Вопросы. Ответы. 1. Что такое образование? 2.

Чем определяется содержание образования? 4.

Как Вы поняли следующую мысль: культура выступает предпосылкой и результатом образования человека? 5.

Каковы направления развития современного образования? 6.

Что из себя представляет образовательная система России? 7.

Каковы требования к содержанию высшего образования в России? 8.

В чем суть концепции непрерывного образования? 9.

Что из себя представляет современное мировое образовательное пространство? 10.

Какие мировые образовательные модели вам известны? Задания. Тесты. Ответы. 1. Современное образование характери-зуется следующими свойствами:

е) возврат к традициям.

а) учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся;

б) внедрение специальных программ, индивидуально разработанных педагогом;

в) усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки обучающегося к современной жизнедеятельности;

г) процесс постоянного образования – самообразования человека в течение всей его жизни;

д) ориентацию образовательной системы на развитие и становление взаимоуважения учащихся и педагогов.

3. В соответствии с Госстандартом студент должен изучать:

а) общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

б) филологические дисциплины;

в) математические и естественнонаучные дисциплины;

г) медицину, химию, молекулярную биологию;

д) общепрофессиональные дисциплины;

е) специальные дисциплины.

4. Говоря об образовании, можно выделить следующие уровни:

а) дошкольный уровень;

б) начальный уровень;

в) средний уровень;

г) специальный уровень;

д) неполный высший уровень;

е) высший уровень.

5. Содержание образования должно быть ориентированно на следующие принципы:

Читайте также: