Бронзовый век на территории беларуси кратко

Обновлено: 18.05.2024

1. Составьте тезисный план ответа, ментальную карту либо инфографику с использованием теоретического и фактологического материала по одному из следующих вопросов:

а) формирование населения на территории Беларуси: заселение первобытным человеком и индоевропейскими племенами:

  1. 100-35 тыс. лет назад появились первые сведения о появлении первобытного человека на территории Беларуси;
  2. 40—35 тыс. лет назад — появление человека разумного на территории Беларуси, появление стоянок Бердыж и Юровичи;
  3. В период каменного века 100—35 тыс. лет назад — конец ІІІ тыс. до н. э. люди селились родовыми общинами и племенами — становление первобытного общества;
  4. в середине ІІІ тыс. до н. э. появились индоевропейцы;
  5. выделение более 40 этнических сообществ — балты, германцы, славяне, кельты и др.;
  6. в период ІІ тыс. до н. э. — V в. н. э. происходила ассимиляция доиндоевропейского населения;
  7. в период VI — начало XXI в. происходила славянизация балтского населения, появились кривичи-полочане, дреговичи, радимичи.

б) влияние климата на развитие первобытного общества на территории Беларуси:

  1. 22—18 тыс. лет назад — сильное похолодание на территории Беларуси, исчезновение первых стоянок;
  2. 15 тыс. лет назад — отступление ледника;
  3. около ІX тыс. до н. э. — окончательное исчезновение тундрового ландшафта и распространение березово-хвойных лесов, исчезновение маммонтоов и других крупных животных;
  4. увеличение численности оседлого населения в связи с уменьшением количества животных;
  5. развитие присваевающего хозяйства: охоты, собирательства и рыболовства.

в) развитие материальной культуры на протяжении каменного, бронзового и железного веков на территории Беларуси:

  1. изготавление в каменном веке орудий труда из кремня, кости и камня для охоты и добычи природных ресурсов, строительство прочных жилищ;
  2. зарождение первых форм первобытного искусства;
  3. появление остродонной керамической посуды и новых оружий: копья, лук, стрелы, гарпуны;
  4. строительство углубленными в землю построек, расположенных возле воды на возвышенностях;
  5. появление новых орудий труда: серпы, мотыги, зернотерки;
  6. возникновение металлургии в бронзовом веке, использование бронзы и меди;
  7. появление плоскодонной посуды: миски, чаши, горшки;
  8. постройка небольших укреплённых жилищ;
  9. осваивание новыков изготовления и обработки железа в железном веке;
  10. появление новых оружий из железа: наконечники стрел и копий, боевые топоры, ножи;
  11. постройка поселений со сложными оборонительными сооружениями — городищ.

Первобытный строй делился на на три периода: каменный, бронзовый и железный века. Основными занятиями людей в каменном веке с началом мезолита были охота, собирательство и рыболовство. Зарождаются гончарное дело и ткачество. Кроманьонцы жили уже родовыми общинами, которая объединяет 50-70 кровных родственников.

Невозможность объя­снить природные явления (молнию, гром и др.) породила у людей веру в первые религиозные представления: анимизм, фетишизм, тотемизм. Основным способом осмысления человеком окружающего мира была мифология. Таким образом зарождалась религия.

  1. Анимизм — вера в существование душ и духов.
  2. Фетишизм — вера в сверхъестественные свойства предметов.
  3. Тотемизм — вера в сверхъестественное значение того или иного животного либо растения.


4. Объясните причинно-следственную связь между явлениями:

а) переход от присваивающего к производящему хозяйству на территории Беларуси:

При присваивающем хозяйстве человек брал всё у природы, однако численность населения постоянно росла и постепенно исчерпыввались природные ресурсы, что обсуловило переход к производящему хозяйству.

б) начало производства железа и деление общества по имущественному признаку:

С появлением железа и железных орудий производительность труда возросла ещё больше — у отдельных родов и племен накапливалось имущество, что привело к имущественному неравенству.

в) религиозные верования и развитие первобытного искусства:

Появление религиозных верований сопровождалось необходимостью в определенных ощущениях и взглядах, позволяющих создать представление о картине мира. Доступными способами отображения окружающего мира, передачи религиозных взглядов того времени было первобытное искусство: изготовление украшений, костяных статуэток, нанесение изображений на кости.

г) разъясните причинно-следственную связь на основе схемы:


Усовершенствование орудий труда способствовало росту производительности обработки земли, что привело к небывалому росту урожая. В результате начали появляться излишки продуктов, а у отдельных родов и племен накапливалось имущество. У кого-то было больше ценных изделий или орудий, у кого-то меньше — зарождалось имущественное неравенство, которое вело к войнам. Поэтому жители были вынуждены защищать нажитое добро и свои поселения, укрепляя их оборонительными сооружениями. Так возникли городища.

5. Определите причины и последствия одного из исторических явлений:

Причины: исчерпание природных ресурсов, рост численности населения.
Последствия: выросла производительность труда, развивалось хозяйство, человек начал разводить домашних животных, выращивать продукты, появились излишки продуктов, ускорился рост численности населения, зародилось ремесло.

б) возникновение имущественного неравенства:

Причины: появление железных орудий труда и переход к производящему хозяйству обсусловил появление излишков продуктов и накопление имущества — начался переход к имущественному неравенству.
Последствия: распад родовой общины, возникновение войн.

в) возникновение религиозных верований:

Причины: интеллектуальное развитие людей, возникновение у человека необходимости в определенных ощущениях и взглядах, позволяющих создать представление о картине мира и объяснить место человека в нем.
Последствия: зарождение первобытного искусства и мифологии.

Подготовьте свой ответ в виде схемы.

6. Соотнесите в таблице хронологические границы периодизации первобытного общества в истории Беларуси и всемирной истории и сделайте вывод о причинах их отличия.

Периоды Хронологические рамки
всемирная история история Беларуси
Каменный век 2,5 млн лет назад — 3,5 тыс. лет до н. э. 100 тыс. лет назад — конец III тыс. до н. э.
Бронзовый век 3,5 тыс. лет до н. э. — XII в. до н. э ІІ тыс. до н. э. — VIII в. до н. э.
Железный век XII–IV вв. до н. э. VII в. до н. э. — V в. н. э.

7. Сравните родовую и соседскую общины. Результаты сравнения оформите в виде инфографики, рисунка.

Признак Родовая община Соседская община
Поселение только кровные родственники разные роды и племена
Хозяйство принадлежит семье принадлежит общине
Брак невозможен возможен между представителями разных родов
Отношения родовые экономические и территориальные

В родовую общину входили только родственники, все они имели общее имущество, социальные связи основывалась на родовых отношениях, нельзя было вступать в брак с человеком из одной общины, у каждой семьи было своё хозяйство.

В соседкую общину входили разные роды и племена, община основывалась на экономических и территориальных связях, хозяйство велось общиной и принадлежало общине, а не отдельно семьями.

8. Сравните присваивающее и производящее хозяйства по самостоятельно определенным признакам. Итоги оформите в виде таблицы.

Признак Присваивающее хозяйство Производящее хозяйство
Хозяйственные деятельности собирательство, охота, рыболовство земледелие, животноводство
Зависимость от природных ресурсов да нет
Эффективность низкая высокая

9. Используйте хронологическую таблицу в начале раздела для определения наиболее значительных периодов в жизни древнего человека (если необходимо, дополните хронологическую таблицу, создав новую). Объясните свой выбор.

100-35 тыс. лет назад — Первые сведения о появлении первобытного человека на территории Беларуси. Это событие положило начало Древней истории на территории Беларуси.

14 тыс. лет назад — отступление последнего ледника с территории Беларуси. Это событие положило начало формированию благоприятного климата для жизни древнего человека, начала распространяться растительность в виде лесов.

Конец V тыс. до н. э. — конец III тыс. до н. э — Эпоха неолита на территории Беларуси. Возникновение производящих форм хозяйства. Производящее хозяйство позволило древним людям стать не зависимыми от природных ресурсов и производить продукты самим, причём в значительно больших объёмах, чем при присваивающем хозяйстве.

VII в. до н. э. — V в. н. э — Начало железного века, переход к изготовлению металлических изделий. Это позволило нашим предкам значительно повысить свою производительность труда и добывать намного больше продуктов.

10. Заполните таблицу, посвященную изменениям в жизни древнего человека.

Археологический период Хронологические рамки Тип
хозяйства
Основные
занятия
Орудия
труда
Каменный век 100-35 тыс.
лет назад —
конец ІІІ тыс. до н. э.
в основном присваивающее, в неолите распространялось производящее охота, собирательство, рыболовство, бортничество, изготовление керамической посуды, птицеловство, примитивное
земледелие, животноводство
остроконечники, скребки, копья, лук, каменный топор, челны, сети, удочки с костяными крючками
Бронзовый век ІI тыс. — VIII в. до н. э. в основном производящее, сохранялось присваивающее ведущими были земледелие и животноводство; распространение мотыжного
и подсечно-огневого земледелия, добыча кремня, ремесло
мотыга, борона-суковатка, топоры, булавы, топоры-клины
Железный век VII в. до н. э. — V в. н. э производящее ведущее было подсечно-огневое земледелие; животноводство, добыча
железа, внедрение
подсечно-огневого
земледелия в качестве основного хозяйственного занятия, развитие ремесел
рыболовные крючки, ножницы, серпы, сверлёные топоры

11. Заполните синхроническую таблицу важнейших событий в древней истории Беларуси и стран Европы. Страны и критерии для синхронизации определите сами. При необходимости используйте знания, полученные на уроках по всемирной истории, и дополнительные источники информации.

Какой вывод можно сделать на основании этой таблицы?

Развитие первобытного общества на территории Беларуси и Европы зависило в том числе от климата и географического положения.

12. Внимательно проанализируйте таблицу. Дайте названия трем периодам, расположенным в столбцах. Составьте описание окружающего мира и жизни: а) кроманьонца со стоянки Бердыж; б) древнего шахтера из поселка Красносельский; в) кузнеца из поселения Лабенщина.

Названия трёх периодов: каменный век, бронзовый век, железный век.

Описание окружающего мира и жизни кроманьонца со стоянки Бердыж

Бердыжская стоянка находится в 3 км к югу от деревни Бердыж на реке Сож. На этой стоянке жило около 50 человек. Жилища представляли собой сооружения овальной формы. Во время охоты кроманьонец вместе со своими соплеменниками использовали копья для охоты на мамонтов. Добыча использовалась не только для пропитания, но и для обустройства жилищ — кости мамонта очень крупные и крепкие, из них получались хорошие хижины.

В картине не вся информация достоверная.

14. Представьте, что вы — журналист школьного исторического журнала для учеников 6 класса. При помощи ментальной карты на с. 14—15 составьте тезисный план статьи для этого журнала по истории первобытного общества на территории Беларуси. Придумайте название для статьи. Определите, какие пункты плана вы будете иллюстрировать.

Название: "От камня к железу: развитие первобытного общества"
План статьи:
1. Каменный век
2. Бронзовый век
3. Железный век
Буду иллюстрировать все пункты плана.

15. Сравните два отрывка. К какому типу текстов они относятся? Используйте свои знания по белорусскому и русскому языкам. По каким признакам вы сделали такой вывод?

Два отрывка относятся к типу текстов "описание". Для этого типа текста характерно большое количество прилагательных и причастий, т. к. описывается какой-либо предмет, явление, человек и т.д.

16. О каком событии из истории Беларуси рассказывают приведенные фрагменты текстов?

Приведенные фрагменты текстов рассказывают о переселении невров со своей родины.

Самое старое белорусское предание – это легенда о неврах, которая уходит в давние доантичные времена. Она о том, что в самые древние времена на территории нынешней Брестской и Гродненской области в лесах жили могучие воины – невры.

Они были огромной силы и непобедимы в бою. При большой опасности они могли закрутиться вокруг своей оси и превратиться в волка. Кроме того, один раз в году во время самой короткой ночи – все невры превращались в волков для посвящения юношей племени в воины. Невры никогда не нападали первыми, и использовали свои навыки только с целью защиты.


18. Проведите краеведческие исследования по одной из следующих тем:

Вёска Давыдаўка

Вёска пачынаецца ад лесу і паступова ўздымаецца на ўзгорак, за якім знаходзіцца в.Загор’е, якая як бы з’яўляецца працягам Давыдаўкі. На вышыні ўзгорка-старадаўнія магілкі, каля якіх стаяла Яўтушкавіцкая прыходская царква 1753 года пабудовы. На могілках і вакол іх да нашага часу захаваліся славянскія курганы – месцы пахаванняў нашых далёкіх продкаў – дрыгавічоў. У двух кіламетрах ад вёскі цячэ рака Іпа, якая упадае ў Прыпяць. Каля рэчкі яшчэ і зараз можна адшукать кавалкі балотнай руды і жалеза – сляды ад былой домніцы, на якой нашы продкі з балотнай руды плавілі жалеза.

Деревня Давыдовка

В двух километрах от деревни Давыдовка течет река Ипа, которая впадает в Припять. Наиболее вероятно финское происхождение название, от hyppy – прыжок, прыгать.

Вёска Давыдаўка

Вёска пачынаецца ад лесу і паступова ўздымаецца на ўзгорак, за якім знаходзіцца в.Загор’е, якая як бы з’яўляецца працягам Давыдаўкі. У двух кіламетрах ад вёскі цячэ рака Іпа, якая упадае ў Прыпяць. Раней у рэчышчы вадзілася шмат рыбы-шчупакоў, язёў, плотак, карасёў, жылі выдры і нават бабры. Аб чым сведчыць назва ўрочышча Бабровіны. Каля рэчкі яшчэ і зараз можна адшукать кавалкі балотнай руды і жалеза – сляды ад былой домніцы, на якой нашы продкі з балотнай руды плавілі жалеза. Як памятка тых часоў захавалася урочышча Рудня. На гэтым месцы да 1939 года стаяў пасёлак Рудня Яўтушкавіцкая.

Существует несколько подходов к изучению истории первобытного общества, в рамках них используются разные периодизации, в основу которых положены различные критерии. Более широко распространена археологическая периодизация, поскольку точным показателем уровня развития древнего общества считаются материалы, из которых человек делал орудия труда.


Согласно социальной периодизации время формирования человека разумного и общества считают периодом праобщины, которая уступила место родовой общине, а та — соседской общине. Поэтому критерием социальной периодизации выступают общественные формы организации жизни людей в древности. Можно соотнести два типа периодизации первобытного общества: социальную и археологическую.

Бронзовый век на территории Беларуси начался на рубеже III—II тыс. до н. э. и продолжался до VIII—VI вв. до н. э. Отличительной чертой этого времени стало освоение искусства металлургии меди и бронзы, производства бронзовых орудий труда, оружия и украшений.

Из-за отсутствия необходимых рудных ископаемых изделия из бронзы в Беларусь попадали преимущественно путем обмена. Местное производство отдельных бронзовых предметов из привозного сырья и переплавка бронзового лома началась с середины II тыс. до н. э. Бронза применялась в основном для изготовления украшений, а также долот, необходимых в деревянном строительстве. Большая часть необходимых орудий труда по-прежнему изготовлялась из кремня и других традиционных материалов, однако значительно улучшилось их качество.

Бронзовый век подразделяют на периоды: ранний (2000— 1600 гг. до н. э.), средний (1500—1200 гг. до н. э.) и поздний (с 1100 г. до н. э.).

На рубеже III—II тыс. до н. э. в Беларуси, также как и в части Европы от Рейна до Днепра, развивается скотоводческое пастушеское хозяйство. На этой экономической основе возникает имущественное и социальное неравенство. Использование меди и бронзы привело к развитию межплеменной торговли, усилило внутри племен процессы дифференциации.
В период раннего бронзового века в Беларуси появляются поселения, которые, в отличие от первобытных стоянок, становятся местами долговременного обитания больших патриархальных семей. Обычно они возникали на равнинах, вблизи рек и озер. В поселениях характерными были наземные и полуземлянковые жилища столбовой конструкции, овальные или прямоугольные. На южных территориях встречались двухкамерные жилища.

Стены и перекрытия жилищ держались на вертикальных столбах, связанные между собой тонкими бревнами или изгородью из прутов и ветвей, обмазанных глиной. Помещения перекрывались двускатной крышей, иногда встречались пирамидально-центричные перекрытия. Внутри жилищ имелись кострища, вымощенные камнем, а также хозяйственные ямы. Жилища в поселениях располагались в ряд, вкруговую или бессистемно. Также бессистемно располагались хозяйственные ямы и открытые кострища.

С развитием земледелия и скотоводства произошли изменения в миропонимании древних людей, что нашло отражение в похоронах покойников в курганных и бескурганных (грунтовых, без насыпей) могильниках. В наше время их обычно называют по месту расположения возле ближайшего населенного пункта.

Могильники как группы древних захоронений умерших в одном месте, отдельном от поселений, возникли в мезолите. В Беларуси древнейшие могильники принадлежат к бронзовому веку. Наиболее известными из них являются курганный могильник Ходосовичи в Рогачевском районе и фунтовые — Рудня-Шлягино и Пролетарский в Ветковском районе (оба датируются II тыс. до н. э.). Все они относятся к среднеднепровской археологической культуре.

Похоронный обряд включал очищение места захоронения огнем. Затем на месте кострища выкапывали овальную или прямоугольную яму, куда помещали умершего и некоторые вещи, необходимые ему в загробной жизни: орудия труда, оружие, украшения, горшки с ритуальной пищей. Иногда в могиле сооружали из бревен и колотых плах небольшое погребальное помещение. Затем над могилой насыпали земляной курган.

Трупосожжение обычно осуществляли за пределами могильника. Потом золу и остатки костей помещали в глиняный горшок (урну) и хоронили в грунтовой могиле. Обряд трупосожжения был связан с культом очищающего ритуального огня, которому необходимо было подвергнуть тело усопшего для его благополучной загробной жизни. Такой похоронный обряд был характерен для племен различных археологических культур бронзового века.

На территории Беларуси ученые выделяют 9 культур бронзового века. В раннем бронзовом веке здесь существовало несколько культур шнуровой керамики. Территорию Гомельской и Могилевской областей заселяли племена среднеднепровской культуры. Типичное их поселение — Ксендзова Гора вблизи г. Быхов, жители которого обитали в наземных жилищах столбовой конструкции, пользовались каменными очагами и очаговыми ямами. Они имели кремневые орудия труда, пользовались округлыми горшками с высокой воронковидной шейкой и округлым дном.

Племена среднеднепровской культуры своих умерших сородичей хоронили на курганных и бескурганных могильниках с погребальным обрядом трупосожжения и трупоположения. Покойников клали головой на запад в согнутом состоянии на боку, подсыпая золу и охру. Наиболее крупные могильники этой культуры: Рудня- Шлягино в Ветковском, Сябровичи в Чечерском, Ходосовичи в Рогачевском районах. Так, в курганных могильниках Ходосовичи с 35 насыпями применялись оба обряда. Там обнаружены бронзовый наконечник копья, бронзовые подвески и наконечник стрелы. В бескурганном могильнике Стрелица Ветковского района (94 захоронения) обнаружены трупосожжения в ямах, а также изделия из кремня, кости и металла, янтарные украшения.

На территории Понеманья жили племена прибалтийской культуры, которым принадлежали остатки поселений: Добрый Бор Ба- рановичского, Лысая Гора Столбцовского, Камень Пинского, Понемонь Новогрудского района и другие, — а также захоронения Красное Село Волковысского, Русаково Слонимского района с обрядом трупосожжения.

На севере Беларуси жили племена северо-белорусской культуры периода позднего палеолита и раннего бронзового века. Археологический памятник этих племен — стоянка Осовец-2 вблизи д. Осовец Бешенковичского района с остатками жилищ столбовой конструкции, черепками остродонных и плоскодонных горшков, кружек, мисок со штрихованным орнаментом, а также различные орудия труда и украшения.

На территории Центральной Беларуси найдены археологические памятники культуры штрихованной керамики. Богатый материал в этом отношении представляют находки на городище (I— IV вв. н. э.) близ д. Мысли Копыльского района, на правом берегу р. Выня, обнаруженные археологами в 1986—1989 гг. Найдены 8 полуземлянок и 20 столбовых ям, остатки каменного очага, имеющие черты племен киевской культуры. Обнаружены остатки разнообразной керамической посуды, пряслица, фигурка собаки из обожженной глины, железные орудия труда, украшения: подвески, кольца, спирали, бляхи, браслеты, фрагменты различных вещей. Для жителей городища были характерны развитое скотоводство (разведение коней, крупного и мелкого рогатого скота, свиней, собак) и охота на лосей, бобров, косуль, диких свиней.

На западе Беларуси археологами открыты поселения и могильники вельбарской культуры периода поздней бронзы. Представители этой культуры жили в открытых поселениях по берегам рек, в полуземлянках или наземных столбовых двухкамерных жилищах с глинобитно-каркасными стенами, пользовались гончарными керамическими изделиями. Похоронная обрядность включала трупосожжение и трупоположение на бескурганных могильниках. Прах покойников ссыпали в ямы или помещали в керамические урны.

В захоронениях найдены керамическая посуда, домашние вещи, бронзовые фибулы, детали поясных наборов. Наиболее известные могильники этой культуры: Брестский бескурганный могильник, Дружба в Брестском, Велемичи в Столинском, Величковичи в Ка- менецком районе.

В среднем периоде бронзового века в южной части Беларуси обитали племена тштинецкой культуры (название от д. Тштинец в Польше). Основным занятием населения были земледелие и животноводство. Люди жили в поселках на песчаных холмах у берегов рек, жильем служили землянки и наземные постройки столбовой конструкции. Покойников хоронили в грунтовых погребениях, сверху иногда насыпали курганы. Известными могильниками этой культуры являются Прилуки Брестского, Бурязь Житковичского района.

К середине II тыс. до н. э. на территории Юго-Восточной Беларуси жили племена сосницкой культуры (археологические памятники Гадиловичи в Рогачевском, Мохов в Лоевском, Присно в Ветковском районе и др.), на северо-западе — прибалтийской культуры (стоянки Личицы Волковысского, Яремичи Кореличского, Русаково Слонимского района, могильник возле г. п. Красносельский Волковысского района).

С культурами эпохи бронзы в Беларуси связано происхождение балтов, которые позже стали частью субстрата белорусского славянского этноса.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

12 Литовского покинули город. Тогда польская сторона продемонстрировала силу. Сигизмунд Август II издал указ о присоединении к Польскому королевству Подляшья, Волыни, Подолии и Киевщины, в результате чего почти половина территории Великого княжества Литовского отошла к Польше. Оказать сопротивление Польше княжество не могло. В этих условиях была сделана попытка начать переговоры с Иваном IV о мире, но она была безрезультатной. В этих условиях делегация Великого княжества Литовского вынуждена была вернуться в Люблин и 1 июля 1569 г. подписать акт унии в той форме, которую предлагала Польша. В соответствии с этим актом Польское Королевство и Великое княжество Литовское объединялись в одно государство Речь Посполитую. Единого государя предполагалось избирать на общем сейме, провозглашая его Королем Польским, Великим князем Литовским, Русским, Прусским, Мазовецким, Жемойтским, Киевским, Волынским, Подляшским и Инфлянтским. Отдельное избрание Великого князя Литовского прекращалось. Права поляков в княжестве и жителей княжества в Польше уравнивались. Для обсуждения общегосударственных дел предусматривались общие сеймы. Люблинская уния сильно ограничивала суверенитет княжества, но его государственности окончательно не ликвидировала. Оно сохранило свое войско, судебную систему, административный аппарат, печать с Погоней. Обе части Речи Посполитой имели самостоятельные названия и до конца XVII в. государственные языки. В княжестве таковым был белорусский. В результате Люблинской унии Польша получила большие возможности для проведения великодержавной политики в отношении населения Великого княжества. Политика Речи Посполитой по насаждению на белорусских землях католицизма и проведению полонизации дополнили дифференциацию белорусского общества этнорелигиозной дезинтеграцией. Полонизаторские процессы привели к отрыву от белорусской этнической общности ее интеллигенции, высших слоев, чем затруднили процесс формирования и развития единого народа. Противодействовать этим явлениям было трудно. Сенат Речи Посполитой состоял преимущественно из польских представителей. В сейме, где из ста восьмидесяти послов только сорок шесть приходилось на Великое княжество, из них на белорусские поветы тридцать четыре. Наряду с политическими ограничениями белорусская шляхта почувствовала и экономические ограничения. Она не могла получать земли в тех регионах, что были присоединены к Польше. Польская же шляхта стала активно пользоваться правом приобретения имений в княжестве. Все это явилось основой сепаратистских и даже антипольских настроений в Беларуси в гг. XVI в. Было немало сторонников разрыва союза с Польшей, которые вели борьбу за независимость своего государства. В этот период регулярно созывало свои сеймы ВКЛ. В 1581 г. была создан высшая инстанция Трибунал, а принятие в 1588 г. своего свода законов Статута по существу сводило на нет некоторые положения Люблинской унии. В 1572 г. умер Сигизмунд II Август, последний Польский Король и Великий князь Литовский из династии Ягеллонов, занимавший трон по праву наследования. После него короли стали избираться сеймом, что часто приводило к так называемым бескоролевьям, которые тянулись от смерти одного монарха до избрания другого. После очередного бескоролевья на престол был избран Стефан Баторий ( гг.). В 1579 г. войска Речи Посполитой под руководством Стефана Батория взяли Полоцк, Велиж, Усвяты и Великие Луки, в 1582 г. начали осаждать Псков, но занять его не удалось. В 1582 г. Ливонская война завершилась Ям-Запольским миром, по которому к Речи Посполитой перешла вся Ливония, Полоцк и Велиж. В конце XVI первой четверти XVII в. В правящих кругах Речи Посполитой была популярной идея присоединения к ней Московского княжества. Ее поддерживали и великокняжеские политики, рассчитывавшие, что в новом огромном евроазиатском государственном образовании княжеству будет принадлежать лидирующая роль. От дипломатических способов осуществления этой идеи выдвижения на трон речи Посполитой кандидатуры Ивана IV и его сына Федора в 1573 и 1587 гг. перешли к военным походам Лжедмитриев на восток в 1604 и 1607 гг. В военную компанию 1609 г. войско Речи Посполитой вернуло в состав княжества Смоленск, а в гг. овладело самой Москвой, но было изгнано народным ополчением под руководством Д. Пожарского и К. Минина. В войне гг. Россия попыталась взять реванш за Смоленск, но потерпела неудачу, и Полянский мир покинул границы прежними. Тем не менее, в конце XVI первой половине XVII в.

Читайте также: