Братья люмьер биография кратко

Обновлено: 06.07.2024

Из прошлой лекции нашего курса у многих могло сложится ложное впечатление, что современное кино возникло благодаря Томасу Эдисону и Уильяму Диксону. Верно, что Эдисон и Диксон разработали первые коммерчески успешные кинотехнологии: прототип камеры кинетограф и прототип кинотеатра — кинетоскоп, который был рассчитан на одного зрителя. Как это часто бывает с Эдисоном, многие из заслуг, которые ему присваивают, одновременно принадлежат многим людям. Разумеется, не нам с вами, но тем не менее.

Пока Эдисон и Диксон снимали первые фильмы в Нью-Джерси, другие изобретатели со всего света испытывали технологию кино. Во Франции, в Лионе, братья Люмьер увидели кинетограф и кинетоскоп, и поняли, что в кино можно добиться большего . И у них получилось! За два года они изобрели легкое универсальное устройство для создания фильмов, которые одновременно и снимало фильмы, и показывало их.

Братья нашли способ, который использовал механизм камеры для воспроизведения отснятой пленки, пропуская яркий свет через проявленные кадры. Теперь появилась возможность проецировать фильмы на всю стену или на экран, а кинематограф стал для зрителей коллективным опытом .

Они разработали машины для автоматизации завода и изобрели новую, улучшенную версию фотопластинки. К тому времени, когда братья Люмьер начали экспериментировать с кино, у них был огромный опыт в бизнесе, инженерии, производстве и фотографии. Они были воодушевлены устройствами Эдисона, но быстро разглядели их недостатки: камеру было трудно перемещать, а показ фильма был возможен только для одного человека за сеанс.

Поэтому они сделали шаг назад и усовершенствовали камеру. У кинетографа Диксона был зубчатый механизм остановки и пуска. Он необходим для остановки каждого кадра на достаточное время, чтобы нужное количество света успело попасть на пленку, а затем механизм вращается и переходит к следующему кадру. Диксон изобрел свою схему на основе карманных часов, а братья Люмьер усовершенствовали камеру вдохновившись швейными машинами .

Новация братьев Люмьер заключалась в компактной переносной камере-коробке. Она была достаточно легкой, чтобы ее мог переносить один человек. Камера управлялась ручным рычагом, поэтому не зависела от электричества. Она использовала все ту же 35-миллиметровую пленку, которая была у кинетографа Эдисона. На этом ее достоинства не ограничиваются. После того, как фильм отснят, камеру братьев Люмьер можно преобразовать в проектор, а готовые фильмы можно копировать при помощи все той же камеры. Сразу три функции в одном устройстве.

Превзойдя успех Эдисона, они увидели огромный потенциал в публичных показах фильмов для большой аудитории. Перед тем, как представить кинематограф публике, они провели серию небольших частных вечеринок, на которых демонстрировали фильмы для высокопоставленных людей, будоража любопытство и интерес. 28 декабря 1895 году в Париже, в Индийском салоне Гран-кафе, Огюст и Луи Люмьер показали серию из десяти короткометражных фильмов и навсегда изменили мир .

Нужно отметить, что технически это не был первый публичный показ фильма. Насколько известно, эта заслуга числится за Вудвилом Латамом, американском химике и владельце кинетоскопа. Он сделал фильм о боксерском поединке и показал его в Нью-Йорке в мае 1895 года. Однако братья Люмьер разыгрывали интригу своего изобретения до самого конца, сделав отличную рекламу. К тому же превосходное качество изображения и большое количество представленных фильмов тоже внесли свой вклад, сделав показ братьев Люмьер поворотной точкой.


Фильм снят одним кадром, поезд постепенно приближается к камере, останавливается, и пассажиры высаживаются на перрон. Легенда гласит, что когда первые зрители увидели этот фильм, то спроецированный на всю стену, он был настолько новым и реалистичным, что люди с криками выбегали из кинозала, опасаясь за свою жизнь .

Историки скептически смотрят на такую версию событий. Во-первых, просмотр изображений, спроецированных на стены, не был чем-то новым для большинства парижан. Проекционные устройства использовались для образования и развлечений с XVII века. В основе устройств были источник света и линза для проецирования на стены изображений или картин, нанесенных на стеклянные пластины.

Не говоря уже о том, что большинство зрителей скорее всего знали о кинетоскопических фильмах. Так что скорее всего никто и не думал, что поезд собирается проехать через стену и задавить всех. Возможно люди взвизгнули от восторга из-за размера и качества проецируемых изображений, а также из-за волшебства, которое оживило изображения.

Помните, что фильм дарит нам иллюзию реальности. Как любой хороший трюк фокусника или оптический обман, часть острых ощущений происходит от того, что вы знаете о нереальности происходящего, но не знаете, как работает фокус. История кричащей аудитории в Гран-кафе также показывает, что мощное кино создает коллективный опыт.

Вспомните последнюю смешную до слез комедию, которую вы смотрели в кинотеатре, а затем попытались снова посмотреть дома. Получился совсем разный опыт, верно? Кино — это уникальная художественная среда, которая меняется в зависимости от того, когда, где и с кем вы смотрите фильм .

Фильмы братьев были финансово обречены на успех. Первый показ братьев принес им 35 франков, по 1 франку за человека. В течение месяца они заработали 28 тысяч франков, то есть 28 тысяч человек посмотрели фильмы.

Эдисон и другие изобретатели начали экспериментировать с более долгими фильмами. Но была одна проблема: длинные ленты пленки разрывались внутри проектора. Тогда на помощь пришел Вудвил Латам, тот самый, который действительно провел первый публичный кинопоказ.

На протяжении первых годов киноэкспериментов большинство людей думали о фильмах, как о фокусах, которые просуществуют несколько лет, а затем исчезнут , как мода на столоверчение. Даже братья Люмьер вышли из кинобизнеса в 1905 году, потому что не видели будущего для кино.

Однако даже 50-секундные актерские скетчи и бытовые сцены из жизни полюбились зрителям надолго. А кино продолжало развиваться в нечто большее — в способ массовой коммуникации, который пока только становился незаменимым.


В эпоху становления кино, кинематографисты отправлялись в легендарные места, снимая фильмы о бассейне Амазонки, египетских пирамидах и руинах Древнего Рима. Первые зрители могли зайти в кинозал и увидеть альпинистов, покоряющих Гималаи — и это безо всяких наркотиков!

Фильмы такого типа сближали мир, демонстрируя людям достопримечательности, которые они никогда не видели в реальной жизни. Можно сравнить историю кино с первыми днями существования YouTube. Все началось со смешных видео с животными в пополам с домашними видео . Однако даже такое поверхностное использование кино позволило нам создать много странных, удивительных и важных изобретений и фильмов, которые изменили наш взгляд на самих себя и на окружающий мир.

Сегодня мы узнали о братьях Люмьер и их кинематографе — камере и проекторе в одном устройстве. Также разобрались с первыми публичными кинопоказами и с тем, как зародился коллективный кинематографический опыт. Мы обсудили мини-документальные фильмы – съемку повседневной жизни и то, как кинематографисты выходили за жанровые рамки, снимая по всему миру и делая фильмы длиннее. Наша следующая история о самых первых фильмах, рассказывающих истории, с использованием монтажа и спецэффектов, видоизменяющих реальность и по-новому притягательных.

Братья Люмьер родились в Безансоне в семье худож­ника, который со временем переквалифицировался в фо­тографа. Он переехал в Лион, где его сыновья учились в местном техническом училище. Позже Огюст закончил образование в Бернском университете в Швейцарии, а Луи — в Высшей технической школе в Париже.

Вначале Луи работал над проблемой коммерческого использования фотопластинок. В восемнадцать лет он уже настолько освоил технологию изготовления фотографи­ческих пластинок, что они вместе с отцом решили открыть фабрику по их производству. Так постепенно начал скла­дываться семейный капитал Люмьеров.

В 1872 году Луи изобрел сухую фотопластинку. Ее про­изводство превратило их предприятие в процветающий се­мейный бизнес. К 1894 году семейное предприятие Люмье­ров выпускало около 15 миллионов пластинок ежегодно.

Судьба следующего изобретения Люмьеров также была необычной: ему было суждено изменить представ­ления человечества о времени и пространстве. Новый ап­парат для воспроизведения действительности создавался постепенно.

Однажды Антоний Люмьер, отец семейства, побывал в Париже на показе кинетоскопа, изобретенного Томасом Эдисоном. Вернувшись, он рассказал своим сыновьям о новинке, и Луи начал работать над прибором, который мог бы проецировать на экран движущиеся картины.

В 1895 году он вместе с братом построил первый вари­ант кинопроекционной установки. Вскоре была готова и съемочная камера. В том же году братья получили на нее патент. Но все же тогда они большее значение придавали разработке методики цветной фотографии.

Аппарат Люмьеров состоял из камеры, которая ис­пользовалась как для фотографирования, так и для де­монстрации пленки со скоростью 16 кадров в секунду Она весила всего 12 фунтов, оказавшись гораздо легче своего аналога — кинетоскопа.

Главной заслугой Люмьеров была разработка грейфер­ного механизма, который обеспечивал пошаговое переме­щение пленки. Сам принцип они заимствовали из швей­ной машинки, где ткань также перемещалась после каж­дого стежка. Кроме того, они оснастили свой аппарат об­тюратором — заслонкой, перекрывающей световой поток во время перемещения пленки. Именно благодаря обтю­ратору зритель не ощущает движения пленки.

Помимо изобретения аппаратуры Люмьерам пришлось заниматься и выпуском своих первых фильмов. Поэтому их в буквальном смысле можно назвать основоположни­ками кинематографа.

Только в 1896 году они выпустили 40 картин, в кото­рых была запечатлена повседневная французская жизнь - игра в карты, работа кузнеца, кормление ребен­ка, движение на улицах города, занятия солдат на плацу Среди первых картин было много комических короткомет­ражек. Время демонстрации фильмов было небольшим — всего одна-две минуты.

Первое время зрители испуганно вскакивали с мест когда на них с экрана двигался поезд. И действительно, движущиеся картинки, которые изображали то же самое' что происходило в реальной жизни, казались слишком необычными.

Вскоре братья Люмьеры отсняли первую кинохрони­ку, где запечатлели работу состоявшейся во Франции кон­ференции Общества фотографов. Они также показали первый в мире документальный фильм, отсняв в четырех роликах работу лионской пожарной команды.

С каждым годом интерес к кино все больше возрас­тал, и Люмьеры полностью сосредоточились на этой дея­тельности. Тогда же они построили в городе Лионе пер­вый в мире кинотеатр, где показывали свои фильмы Все­го Луи поставил 60 фильмов и стал продюсером пример­но 2000 картин.

Конечно, такая сложная работа была бы невозможной без четко продуманной технической стороны дела. Уже в 1896 году Люмьеры отправили в путешествие по всему миру команду предприимчивых репортеров-распространителеи. Они должны были снимать сюжеты обо всех зна­чительных событиях и одновременно пропагандировать новый вид техники, показывая кинофильмы.

Еще какое-то время они продолжали заниматься про­мышленным производством киноаппаратов, кино- и фо­топленки, но через несколько лет продали свои патенты Начиная с 1900 года братья Люмьеры снова стали за­ниматься цветной фотографией. В 1903 году они запатен­товали пластинку для цветного фотопроцессора под на­званием автохром. До этого цветное изображение созда­валось с помощью съемки на трех пластинках с разными светофильтрами. Л.Люмьер начал снимать на одной Но цветная пластинка опережала свое время, да и процесс был еще слишком сложным и дорогим. Цветная фотогра­фия, как и цветное кино, получит распространение толь­ко в тридцатые годы.

В дальнейшем пути братьев разошлись. Луи продол­жал заниматься кинематографом и в 1946 году передал Французской синематеке около двух тысяч картин сня­тых им вместе с братом. Огюст же занялся медициной и начал исследовать раковые клетки, функции витаминов и вакцин.

Деятельность братьев нашла признание во всем мире и прежде всего у себя на родине. Они стали членами Па­рижской Академии наук. Во Франции существует специ­альная премия имени братьев Люмьер, которая ежегодно присуждается за лучший документальный фильм В род­ном городе братьев, в доме, где они жили, расположился Институт и музей Люмьеров.

Именно Огюст и Луи озарили путь для всех, кто связал свою жизнь с кинематографом.

В творческом тандеме Люмьеров обязанности были распределены: младший брат, Луи, отвечал за техническую часть, старший же, Огюст, занимался преимущественно организаторской работой. Но был и ещё один Люмьер, сыгравший важную роль в создании кинематографа, — их отец Антуан. Ему принадлежала фабрика, с 1883 года выпускавшая желатиновые фотопластинки, — эту технологию, кстати, разработал Луи.

Мир братьев вращался вокруг фотографии: они не только помогали отцу в фабричных делах, но и любили экспериментировать со съёмкой. Особенно Люмьеров привлекали снимки в движении.

фото 1.jpg

Конечно, создание Томасом Эдисоном кинетоскопа, заставившего изображения двигаться, не оставило их равнодушным. Используя отдельные идеи американского изобретателя, французы создали собственную технологию — синематограф. Аппарат Люмьеров оказался куда более полноценным и доработанным — хотя бы из-за того, что он, в противовес кинетоскопу, был рассчитан на коллективный просмотр. Аппаратом же Эдисона можно было пользоваться только в одиночку.

Изобретение Люмьеров было оценено моментально. Едва ли не в каждом европейском городе находились желающие организовать сеанс синематографа. Братьям пришлось организовать что-то вроде франшизы: заказчики брали напрокат аппараты, а представители компании Люмьеров в пункте назначения помогали им работать с этими чудесами техники. 60% выручки при этом оседало в карманах братьев. Кстати, первый в Российской империи киносеанс тоже был проведён силами представителей Люмьеров — произошло это в 1896 году. Спустя десять дней после сеанса они же проводили съёмку коронации Николая II.

фото 2.jpg

Успех Люмьеров оказался ярким, но недолгим. Уже в 1902 году сеансы синематографа прекратились, аппарат уступил место новым, более совершенным устройствам. Братья, однако, успели хорошо заработать на своём изобретении, навсегда вошли в историю кино, а затем продолжили производство плёнки — к слову, крайне прибыльное.

Братья Люмьер

Братья Луи Жан и Огюст Луи Мари Николя Люмьер, родоначальники кино, изобретатели и организаторы. Младший брат Луи Жан был изобретателем киноискусства, а старший Огюст Луи Мари Николя – организатор и идейный вдохновитель.

Братья Люмьер стали первооткрывателями кинематографа, впервые продемонстрировав зрителям искусство движущихся фотографий, более 100 лет назад - 28 декабря 1895 года. Любовь к фотографии мальчикам привил отец: любил рисовать картины и фотографировать, был владельцем собственной фабрики по изготовлению фотопластинок. Младший из братьев Люмьер, Луи Жан, после окончания школы работал на отцовской фабрике. Луи Жана больше интересовала техническая часть кинематографа, особое внимание он уделил световой проекции с движущимися фотографиями. Старший брат, Огюст, склонялся больше к решению организационных вопросов и выполнению функций менеджера.

Впервые изобретение братьев Люмьер было продемонстрировано широкому кругу зрителей в конце декабря 1985 года. Первый кинопоказ прошёл в парижском Гран-кафе, расположенном на Бульваре-де-Капюсин. Каждый зритель должен был отдать за просмотр символическую плату в один франк. В первый день, при помощи своего изобретения, братья Люмьер смогли показать зрителям пять короткометражных фильмов. После этого кинематографические сеансы стали проводится регулярно, а братья смогли за короткое время обучить киноискусству большое количество операторов.

В России с кинематографом впервые познакомились в 1896 году, в Санкт-Петербурге. Вклад братьев Люмьер в кинематограф огромен - по сути, они смогли создать новый вид искусства, который довольно быстро покорил весь мир.

Читайте также: