Боровиковский портрет лопухиной кратко

Обновлено: 07.07.2024

Название Портрет Марии Лопухиной
Страна, художник Россия, Владимир Боровиковский
Год 1797
Жанр Портрет
Находится Государственная Третьяковская галерея, Москва
Материалы Холст, масло

Данная картина с изображением Марии Лопухиной, представительницей рода Толстых, является признанным шедевром Владимира Боровиковского, начавшего свой творческий путь с написания образов для местных церквей. Работа выполнена по заказу супруга Лопухиной. Предметы и атрибуты, которые окружают героиню полотна, являются частью традиционного приема, относящегося к репрезентативному портрету. Этот прием был использован художником для полноты изображения образа.

Художник стремился к изображению личностных и интимных сторон героини, ее настроения, сокровенных переживаний, значение общественного статуса для него теряло всякий смысл. Живописец достиг гармоничного слияния личности с образом природы, что было характерно для эстетического искусства 18 века.

Условный и декоративный пейзаж с выглядывающими березками, колосьями и васильками является фоном, на котором мы видим юную особу. Ее облик словно перешептывается с пейзажем; фигура отражает склоненные колосья, деревья вторят платью, шелковый пояс перекликается с голубыми васильками, а поникшие бутоны – с лиловой шалью. Природа в данном случае является неотъемлемой частью девчачьей сущности. Жизненная достоверность, глубокие чувства и необычная поэтичность – все это наполняет модель полотна. На лице молодой женщины запечатлена таинственность, а глаза мечтательно устремлены прямо на зрителя

Серия женских работ, включаю эту, раскрывает создателя как яркого представителя сентиментализма, камерные портреты которого воплощают в женщине совершенство. Нежная меланхоличность, необыкновенная мягкость в лице в сочетании с душевной гармоничностью, ощущаемой в художественном и живописном элементе полотна, к которым относится поза, поворот головы, выражение лица, воплощает эстетические идеи сентименталистской живописи.

Живописца интересуют детали, поэтому изображение ускользающей красоты, глубокой грусти, передаваемые символичными элементами и тонкими колористическими решениями, выходит на первый план. Боровиковский добился не только поразительного сходства с юной леди, но и очаровательной поэтичности, которая выражается в палитре цветов. При использовании приглушенных, серебристых, голубоватых и зеленых цветов, достигается особенная лиричность и чувственность образа.

Интересен тот факт, что после смерти Лопухиной от чахотки, гениальнейший портрет породил серию слухов: будто бы любую юную девушку, остановившую свой взгляд на портрете, вскоре настигнет смерть. Есть версия, что это было связано с отцом девушки, который был масоном и не обходил стороной мистицизм.

В период расцвета творчества В.Л. Боровиковского был написан портрет Марии Ивановны Лопухиной. Этот период славится правлением Екатерины II и Павла I. Именно в этот период особой ценности достигли праздничные портреты, отличающиеся торжеством.

Портрет Марии Ивановны Лопухиной

История создания портрета Марии Лопухиной

Портрет М.И. Лопухиной был написан по заказу супруга женщины С.А. Лопухина – камергера при дворе и егермейстера. Картина была признана шедевром В. Боровиковского, поскольку она представляет собой кардинальное воплощение эстетических параметров сентиментализма.

  1. Полотно было создано в 1797 году.
  2. Картина выполнена в портретном жанре.
  3. Портрет Лопухиной написан на холсте масляными красками.
  4. Размер картины достигает 72х53.5 см.
  5. Сегодня полотно располагается в Третьяковской галерее в Москве.

Краткие сведения об авторе

Художник Владимир Боровиковский

Владимир Боровиковский обрел свою популярностью благодаря уникальным работам, выполненным в портретном жанре. Мастер сумел объединить устои классицизма и сентиментализма. В самых значимых для него портретах модели были изображены не в парадных костюмах, а в домашних нарядах. На заднем фоне виднеются не парадные дворцовые стены, а природный пейзаж.

Художник старался передавать гармоничное сочетание человека и природы. В. Боровиковский старался показать зрителю внутренний мир своих персонажей. Тем не менее, на многих портретах мастер отображает сходство между всеми натурами, придавая им женственность и фамильное родство.

Среди самых интересных библиографических фактов В. Боровиковского следует отметить:

  • В 1819 году мастер стал участником общины Е. Татариновой, где регулярно проводились религиозные собрания, читались стихи на религиозные темы, произносились импровизированные молитвы и предсказания.
  • Многие работы В. Боровиковского до сих пор считаются эталонами и образцами для многих портретистов.
  • Художник стал учителем известного мастера Алексея Венецианова.
  • Именно Боровиковский на протяжении длительного периода воспринимался царями в качестве художника.

Характеристики полотна

На полотне Лопухина располагается на фоне природы, которая размыта, словно она находится в дыму. Через пелену все же проявляются березки, цветы и облака. Лопухина изображена В. Боровиковским в белом платье. Талию же подчеркивает голубой поясок.

Столь милое и в тоже время обаятельное лицо Лопухиной отличается молодостью, свежестью и нежностью. Лопухина все еще имеет мечтательный взор, который направлен в сторону зрителя и легкой таинственной улыбкой. Согласно замыслу Боровиковского, полотно должно передавать зрителю гармонию и уединение человека с природой.

Боровиковский сумел передать не только внешние черты девушки, но и отобразил ее душевный мир, проявив его особой задумчивостью и скорбью. Тем не менее, картина не перестает передавать простоту женской красоты, ее роскошь и постепенное увядание, которые так присущи искусству той эпохи – сентиментализму.

Непринужденно, но гармонично красота Лопухиной сочетается с невероятно притягательным видом заднего фона. Такая гармония выражается Боровиковским склоненной березой и флексурой талии героини, цветовое сочетание васильков и пояса девушки, а также колосьев золотого окраса и браслета, расположенного на руке девушки.

За основу Боровиковским были взяты отдаленные тона серебристого, бледно-голубого и нежно-зеленого оттенков. Художник придает Лопухиной особой лиричности. Согласно мнению современников, портрет Лопухиной позволяет понять идеал русской женщины, характерный эпохе сентиментализма. Художник сумел передать нежную чувствительность Лопухиной.

Характеристика образа

Образ Лопухиной опленен нежностью, небывалым смягчением черт, душевным умиротворением и спокойствием, ощущаемое в портрете героини: в ее позе, в легком повороте головы, в выражении лица.

Также стоит отметить гармоничность и мелодичность всех линий и деталей Лопухиной. Без внимания не стоит оставлять цветы, которые были сорваны задолго до написания портрета и уже успели поникнуть. Неужели это зарисовка Боровиковского? А может это смысл бытия? Ранее цветы символизировали красоту, которая в скором времени начинает блекнуть. Именно такой, по мнению В. Боровиковского, была красота женщин.

Тем не менее, Боровиковский уделяет внимание тонкостям Лопухиной, ее уходящей красоте, душевной скорби, которая едва заметна и добавляет тонкую колористику портрета.

Согласно мнению многих искусствоведов, портрет Марии Ивановны Лопухиной представляет собой настоящий шедевр, который символизирует начало нового периода в портретном направлении, период, когда мастер может не подчеркивать статус своей модели, а уделяет внимание ее значимости, личным показателям: настроению, переживаниям, мыслям. Чтобы не выражать душевные переживания своих моделей он передает их с помощью интерьера и декоративных компонентов.

Выводы

Именно портрет Марии Ивановны Лопухиной позволил сохранить невероятную красоту женщины, несмотря на столь суровую судьбу, ведь она умерла в 23 года. Интересен факт, что после смерти девушки, по городу стали ходить слухи, словно именно этот портрет и погубил девушку. Однако современники эти слухи связывают с отцом девушки, который состоял в масонской ложе и воздействовал на ум окружающих.

Некоторые же обвиняли и самого Боровиковского, размышляя о том, что сила его мастерства настолько велика, что способна воздействовать на человека. И только спустя 100 лет подобные слухи перестали распространятся и перестали будоражить человечество. После, картина Боровиковского была приобретена П.М. Третьяковым, который и разместил портрет Лопухиной в своей галерее.

В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. Фрагмент

И. Бугаевский-Благодарный. Портрет художника В. Л. Боровиковского

В. Боровиковскому позировала дочь отставного генерала Ивана Толстого графиня Мария Лопухина. На тот момент ей было 18 лет, она недавно вышла замуж, и этот портрет заказал художнику ее муж, егермейстер при дворе Павла І. Она была красива, здорова и излучала спокойствие, нежность и счастье. Но через 5 лет после того, как работа над портретом была завершена, молодая девушка скончалась от чахотки. Во времена А. С. Пушкина ходили слухи, что стоит любой девушке только взглянуть на картину – ее ждет скорая смерть. Как шептались в салонах, жертвами портрета стали не меньше десятка девушек на выданье. Суеверные люди считали, что в портрете живет дух Лопухиной, который забирает к себе души молодых девиц.

В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной, 1797 г.

В. Боровиковский. Портрет Е. А. Нарышкиной, 1799 г. Особенности портретного стиля автора узнаваемы

Портрет Марии Лопухиной восхищал и вдохновлял современников. Так, например, поэт Я. Полонский посвятил ему стихотворные строки:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать.
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. Фрагмент

Зал Третьяковской галереи, в которой хранится портрет Марии Лопухиной

Конец слухам был положен в конце ХІХ в. В 1880 г. известный меценат Павел Третьяков приобрел эту картину для своей галереи. С тех пор она выставляется на всеобщее обозрение вот уже больше столетия. Ежедневно в Третьяковке бывают сотни людей, и случаев массовой смертности среди них не было зафиксировано. Разговоры о проклятии постепенно поутихли и сошли на нет. Но люди склонны верить в мистические совпадения: говорят, что самая дорогая картина Мунка приносит несчастья, и перечисляют другие 10 фактов о картинах известных художников


Картины Русских Художников

От иконописца к портретисту

В.Л. Боровиковский свой творческий путь начинал на Полтавщине как потомственный иконописец: отец, дядя и братья его занимались росписью икон в храмах. Впоследствии по приглашению Екатерины II, которой понравились выполненные художником на заказ портреты, он переехал в столицу.

С 1788 года художник живёт в Петербурге, учится и много работает. С этого времени основным направлением его творчества постепенно становится портретная живопись. Герои его полотен – члены императорской семьи, высшие сановники, яркие представители литературы и искусства – современники художника.

Мария Лопухина

До замужества Лопухина графиня Толстая, дочь генерала Ивана Толстого, который был магистром масонской ложи и увлекался мистицизмом.

Работая над портретом, художник был совершенно пленён обликом Марии. Эта юная женщина была нежным, поэтическим, чистым и прелестным созданием. Вместе с тем, возможно, художник как тонкая натура чувствовал и улавливал в её образе что-то печальное. Может, предчувствие беды?

Трагедия юной красавицы

Портрет был написан и украшал один из залов в доме Лопухиных. Но через три года молодая женщина заболела. Современники свидетельствуют о переживаниях и страданиях художника по этому поводу. Медицина в то время ещё не знала способов борьбы со многими болезнями, и чахотка вскоре унесла жизнь молодой и цветущей, не успевшей познать счастье в полной мере, в том числе материнства, Марии.

Мистические слухи

В салонах шептались о мистической силе портрета Лопухиной. Якобы, только бросив взгляд на картину, любая девушка обрекает себя на скорую смерть. Обретение картиной такой страшной силы приписывалось безутешному отцу Марии. Суеверные люди считали, что графом Толстым, известным в свете мистиком и масоном, в изображение Марии вселён её дух, который и забирает девушек на тот свет.

Описание картины

Портрет Лопухиной удивительно сочетает декоративную тонкость с чувством притягательности героини. Мария предстаёт на фоне русского пейзажа с берёзами, колосьями и васильками как нежная, меланхоличная, мечтательная красавица с тонкой душой. Черты лица необыкновенно мягки. Гармония ощущается во всех элементах картины: в положении тела героини, наклоне очаровательной головки, выражении глаз, линиях губ. Светлый изысканный и вместе с тем простой наряд подчёркивает её юность и очарование. Она словно распустившийся свежий бутон.

Но рядом изображены цветы. Такие же прохладно-пастельные, светлые, как весь образ героини, розы сорваны и уже слегка поникли. Может, это художественное и печальное чутьё автора? Красота цветов всегда завораживает, олицетворяя саму жизнь, но цветение, увы, не вечно.

Лопухина в Третьяковской галерее

После смерти Марии Лопухиной, а через несколько лет и её мужа портрет хранился в семье Прасковьи Фёдоровны – племянницы Марии. Там его и увидел Павел Михайлович Третьяков, российский коллекционер и основатель галереи. Были в его коллекции и другие чудесные портреты, написанные Боровиковским, но Лопухина была особенно любима им и его семьёй.

Сейчас, в XXI веке прелестной русской женщиной с таинственной полуулыбкой и загадочным взглядом любуются тысячи посетителей Третьяковской галереи. Шедевр Боровиковского сложно переоценить. В нём всё – ускользающая красота, душевная грусть и великая мудрость.

Читайте также: