Борис рыжий биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Почему быть настоящим поэтом – трагедия, мы попробуем увидеть в стихах Рыжего и окружающей его реальности 90-х и начала 2000-х гг.

На самом деле, вы знаете его стихи, даже если думаете, что нет:

8 сентября 1974 года в Челябинске родился Борис Борисович Рыжий. Родился в интеллигентной семье: отец геофизик, профессор, мать врач-эпидемиолог. Отец любил поэзию, и вместе с двумя старшими дочерьми они вслух читали Боре произведения Пушкина, Лермонтова, Брюсова, Блока, Некрасова и других наших всё.

[так и вижу картину, когда пятилетнему мальчику читают Брюсова:

"Завтра, когда мое тело найдут, плач и рыданья поднимутся тут"]

Детство было тёплым и ламповым, мальчика все любили и он любил всех. В садик Боря не ходил, и столкновение с реальностью случилось только в первом классе, уже в другом городе.

В 1984 году семья переехала в Свердловск, и не просто в Свердловск, а на Вторчермет. Слово страшное, и жизнь там была страшной. Догадливый тэжэшник уже понял, что там находился завод по переработке металлолома. А ещё мясокомбинат, керамический завод и жировой комбинат, который находился напротив дома Рыжих и вонял просто ужасно. И конечно, рабочие заводов своим детям Пушкина и Брюсова не читали, но жили именно здесь, на этом районе.

На скамейках сидели бабушки и алкаши, пили водку из горлышка. Туда же машина привозила Бориного папу с работы

Вторчермет… это не добротный пролетарский район типа Уралмаша, отстроенного немцами, а убогая окраина керамического завода, где подъезды усыпаны шприцами

Ещё один штришок в общую картину района Чкаловский (настоящее название Вторчермета) добавляет факт эпидемии сибирской язвы в 1979 году. Военный городок № 19 с лабораторией, из которой произошёл выброс спор в атмосферу, находился именно здесь. И нельзя сказать, что родители Бориса Рыжего не знали об этом. Они знали и переехали всего через год после этого события. Вы ещё помните, что мать Бориса – врач-эпидемиолог? Совпадение? Да, это совпадение.

Здесь мальчик Боря пошёл в школу, обычную свердловскую школу в соседнем квартале от своего дома (Титова, 44).

Первые стихи Борис начал писать в 14 лет, тогда же он стал городским чемпионом по боксу среди юношей. Чтобы выжить на Вторчермете, нужно было уметь драться, но желательно также уметь не писать стихи.

Школу он закончил в 1991 году, после чего Советский союз благополучно развалился уже окончательно. Борис поступил в Горный институт на геофизика, т.е. пошёл по стопам отца. Поэзия поэзией, но кушать что-то надо. Тем более, что в этом же году он женился на однокласснице, а через 2 года стал отцом.

Деньги авторам дарил Борис Абрамович Березовский из личных наворованных средств. Когда в 2001 году Березовский эмигрировал, премия счастливо завершила своё существование на горе авторам.

I'm so sorry, so sorry

В 2000 году Борис закончил аспирантуру и работал младшим научным сотрудником Института геофизики Уральского отделения РАН. Между прочим, написал и опубликовал 18 работ по строению земной коры и сейсмичности Урала и России. То есть, работал по специальности [а не как я].

В том же 2000 году в июне проходил международный фестиваль поэтов в Нидерландах, и Борис поехал в Роттердам, где успешно выступил и приобрёл множество поклонников. Его творчество известно в Голландии не меньше, чем в России (а может быть, даже больше), на его стихи записывают песни, а единственный нормальный документальный фильм про него сняла режиссёр Алёна ван дер Хорст.

Прим.: в 2021 году к юбилею смерти поэта появилось ещё несколько фильмов, уже российские. Я честно посмотрела один и не готова рекомендовать этот опыт.

В марте-апреле 2001 года у Бориса Рыжего диагностировали депрессивное расстройство и назначили антидепрессанты, которые он принимал до мая.

Если вы думали, что он вступил в клуб 27, то нет, не вступил: ему было 26.

К концу жизни Борис Рыжий написал около 1300 стихотворений, из которых были опубликованы ≈ 350.

Поэзия – это оголённый нерв. С красивым рифмованием слов справится любой бот, поэзия больше и выше этого.

В настоящей поэзии критично важны точные образы, способные вызвать самые глубокие чувства и воспоминания. Все человеческие чувства нам знакомы, поэтому когда мы читаем талантливые стихи, у нас внутри что-то шевелится и отзывается на прочитанное. Прозу писать проще – у писателя больше слов и поэтому они не такие ёмкие.

Поэтом быть очень плохо, потому что поэт:

  • идеалист;
  • стремится к прекрасному;
  • остро чувствует красоту и несовершенство мира;
  • разрушительно эмпатичен.

Поэт Борис Рыжий любил самое прекрасное: жизнь во всех её проявлениях. А какие проявления жизни были на Вторчермете в 80-90-00-е года? Тогда идеализм поэта и тяга к прекрасному были помножены на юношеский максимализм и бушующие гормоны.

Вторчермет – это неблагополучный район, в котором были буквально все проблемы девяностых:

1. Безденежье

Заводских рабочих никто не увольнял, но заказов не было, поэтому зарплату не платили месяцами. Кто-то пытался выжить честно, а кто-то шёл воровать, грабить, убивать, другие спивались и торчали.

2. Зашкаливающий уровень воровства и грабежей

3. Наркомания и алкоголизм

Работы нет, денег нет, а дешёвого героина стало много. Молодёжь подсела на наркотики, более взрослое поколение активно бухает. Наркомания становится настоящей эпидемией, при этом есть мнение, что героиновый бум в свежеиспечённой Российской Федерации пошёл именно из Екатеринбурга, из цыганских посёлков [привет, Ройзман].

В принципе каждый старше 20 лет может помнить шприцы в подъездах и возле лавочек, рассказы о притоне в соседнем доме, пару соседей-наркоманов.

Кстати, смертность от наркотиков стала одной из причин демографической ямы, только об этом не принято говорить.

4. Проституция и сексуальное рабство

Ещё одна эпидемия 90-х – это эпидемия проституции. Огромное количество секс-работниц с огромным количеством сутенёров: в одиночку просто не выживешь, убьют. Проститутками стали многие учителя, врачи, студентки. Они же становились наркоманками и алкоголичками.

Сексуальное рабство тоже приобрело грандиозный размах – девушек похищали, продавали, удерживали силой, убивали. И это касалось не только ночных бабочек, но и вполне приличных барышень.

Самая жесть, конечно, была в создании преступных группировок. Практически каждый день были убийства, поджоги, пытки, взрывы и другие способы передела собственности. Молодые парни из спортивных секций становились настоящими бойцами, цепными псами, доильщиками коров. Молодёжь хотела быть киллерами так же, как сейчас она хочет работать в IT или покрасить волосы в розовый и обижаться на всех.

Было много случайных жертв бандитских разборок, много жертв среди людей, которые хотели как-то вести свой небольшой бизнес.

Кто был реальность властью – государство или многочисленные ОПГ – сказать сложно, скорее это был уродливый симбиоз. Милицию не просто так переименовали в полицию: многие милиционеры крышевали преступников, беспредельничали и не способствовали нормализации обстановки в стране. Даже больше: за помощью и справедливостью гораздо эффективнее было обращаться к самим ОПГ.

6. Самоубийства

Не выдерживая последствий шоковой терапии и не дожидаясь случайного ножа в печень, многие люди предпочли убить себя сами. В святые девяностые 46 человек из 100 000 кончали с жизнью. Для сравнения:в СССР таких было 30 человек, а сегодня 15, если верить официальной статистике.

Это самые основные проблемы 90-х, которые затронули всех. На самом деле проблем было больше: война, голод, терроризм, беспризорники, токсикомания… И самое страшное – это отсутствие веры в будущее . Будущего не было. Вообще никакого.

90-е. Екатеринбург. Вторчермет. И на Вторчермете среди всей этой жести и хтони жил Борис Рыжий. Настоящий поэт. Поэт, который искренне любил всех этих людей. Он не закрывал глаза на происходящее и не уходил в лирику абстрактную. Он писал языком улиц, языком людей, с которыми он дружил, которых он знал и любил.

Почитайте, послушайте, посмотрите

Неудивительно, что Борис Рыжий в итоге заболел депрессией: огромная любовь ко всему живому и прекрасному столкнулась с уродливыми реалиями 90-х. Добавьте сюда бесконечные самокопания, взвинченные нервы, частые возлияния Бахусу, множество трагических судеб любимых друзей – и вы получите прямой путь в петлю.

Ничего не надо, даже счастья

быть любимым, не

надо даже тёплого участья,

яблони в окне.

Ни печали женской, ни печали,

горечи, стыда.

Рожей — в грязь, и чтоб не поднимали

больше никогда

Сын поэта Артём Рыжий* в фильме Алёны ван дер Хорст 2009 года, будучи шестнадцатилетним подростком, так объяснил причины самоубийства отца:

*Артём Рыжий умер в декабре 2020 года от остановки сердца, ему было 27 лет.

В принципе в этом и заключается трагедия поэта. Он слишком любит, слишком сочувствует всем, слишком оголяет свои чувства и не даёт себе успокоиться – потому что иначе он перестанет быть поэтом.

Один из любимых поэтов, как-то раз даже наимпровизировал песню на его стихи, отдав дань уважения Борису

Над домами, домами, домами
голубые висят облака —
вот они и останутся с нами
на века, на века, на века.

Только пар, только белое в синем
над громадами каменных плит…
никогда никуда мы не сгинем,
Мы прочней и нежней, чем гранит.

Пусть разрушатся наши скорлупы,
геометрия жизни земной, —
оглянись, поцелуй меня в губы,
дай мне руку, останься со мной.

А когда мы друг друга покинем,
ты на крыльях своих унеси
только пар, только белое в синем,
голубое и белое в си…

Очень хорошо.
(и мурчание / chorus / микроподпевка для последней строчки — это няшный момент, добавляет ответа во мне-слушателе.)

К слову, а что за микрофон?

Спасибо! Там я бэки сделал специально малозаметными, так как изначально они должны были звучать нормально, но так как писалось все начисто без редактуры, пришлось их потом поубавить, получился эффект :)

В качестве микрофона использовал рекордер Tascam DR-100mkIII, воткнутый в линию OP-1. Но так как у OP-1 преампы очень примитивные, там много искажений и голос поэтому вышел такой лоуфайный.

Tascam DR-100mkIII, воткнутый в линию OP-1
Внезапное сочетание)
У этого Таскама есть что-то типа passthrough — и можно в линию?

Избегаю уводить в техно-дыбр, но результат на самом деле органично звучит. Проще говоря — нравится: бит, деликатный звук зубной щётки + бас — мелодия — они аккомпанируют настроению стиха. И лоуфайность вокала лёгкая — в самый раз

У этого Таскама есть что-то типа passthrough — и можно в линию?

Ага, у него есть Line Out выход, так же можно в него писаться и обратно потом, так как есть и Ext In (но опять же в случае OP-1 так делать не надо, так как будет двойная потеря в качестве).

Да, ещё раз спасибо, приятно что на TJ тебя могут услышать и хорошо слышающие музыку ребята. Тут правда вышло так по-домашнему в итоге, но конечно такого рода one-take записи подходят для музыкантов, которые гораздо выше уровнем, чем я (Marc Rebillet, Andrew Huang, Rachel Collier etc)

Marc Rebillet, Andrew Huang, Rachel Collier
Имена на самом деле незнакомые. Присмотрюсь, постараюсь не потерять

//Таскам — я сейчас kinda разглядел, сколько возможностей в маленькой коробочке. И шанс получить хорошую запись "в полевых условиях" — он тоже привлекает: иногда хочется поймать импровизации друзей (на что-то лучше, чем телефон).

Ну и клавиши — их впервые увидел, только погуглил: синт и сэмплер миниатюрный (немного пугает мембрана конечно) — блин, подстёгивает пробовать, пусть оно в моём случае будет совсем naive.
—-
Музыка + поэзия — это всё проверочки, что ещё отзываюсь (живой). О технике говорить / спрашивать проще — менее неловко.

Комментарий удален по просьбе пользователя

Та слабость — она же уязвимость. Про неприспособленность, сомнения (— вросшую грусть). И про совсем тихую мечту (научиться / успеть) быть счастливым, видимо

Я слон в посудной лавке со своим ответом

стилизация видео под "red means recording" )

Да! Я там в конце еще извинился перед Джереми, знаю что он как-то очень сильно обиделся когда Yuri Wong, когда тот на его стилистике заработал большую популярность

"В России расстаются навсегда. "
Единственный поэт, сборник стихов которого приобрёл на бумаге. Хотя нет, Никонов ещё, но там другое.
Спасибо за статью!

Комментарий удален по просьбе пользователя

Соцреализм крутой стих

1.
Важно украшен мой школьный альбом –
молотом тяжким и острым серпом.

Спрячь его, друг, не показывай мне,
снова я вижу как будто во сне:

восьмидесятый, весь в лозунгах, год
с грозным лицом олимпийца встаёт.

Маленький, сонный, по чёрному льду
в школу вот-вот упаду, но иду.

2.
Мрачно идёт вдоль квартала народ.
Мрачно гудит за кварталом завод.

Песня лихая звучит надо мной.
Начался, граждане, день трудовой.

Всё, что я знаю, я понял тогда –
нет никого, ничего, никогда.

Где бы я ни был – на чёрном ветру
в чёрном снегу упаду и умру.

3.
«…личико, личико, личико, ли.
будет, мой ангел, чернее земли.

Рученьки, рученьки, рученьки, ру.
будут дрожать на холодном ветру.

Маленький, маленький, маленький, ма.

в ватный рукав выдыхает зима:

4.
Всё, что я понял, я понял тогда –
нет никого, ничего, никогда.

Жизнь Бориса Рыжего трагически оборвалась 7 мая 2001 года.

Борис Рыжий – это и певец городского дна, и необыкновенный лирический поэт. Прочитав о нем, его стихи, читатель сам сможет сделать, свой выбор.

Приобретут всеевропейский лоск
слова трансазиатского поэта,
я позабуду сказочный Свердловск
и школьный двор
в районе Вторчермета.
Но где бы мне ни выпало остыть,
в Париже знойном,
в Лондоне промозглом,
мой жалкий прах советую зарыть
на безымянном кладбище
свердловском.
Не в плане не лишённой красоты,
но вычурной и артистичной позы,
а потому что там мои кенты,
их профили из мрамора и розы.
На купоросных голубых снегах,
закончившие ШРМ на тройки,
они споткнулись с медью в черепах
как первые солдаты перестройки.
Пусть Вторчермет гудит своей трубой.
Пластполимер пускай свистит
протяжно.
А женщина, что не была со мной,
альбом откроет и закурит важно.
Она откроет голубой альбом,
где лица наши будущим согреты,
где живы мы, в альбоме голубом,
земная шваль: бандиты и поэты.

Так гранит покрывается наледью,
и стоят на земле холода, -
этот город, покрывшийся памятью,
я покинуть хочу навсегда.
Будет теплое пиво вокзальное,
будет облако над головой,
будет музыка очень печальная -
я навеки прощаюсь с тобой.
Больше неба, тепла, человечности.
Больше черного горя, поэт.
Ни к чему разговоры о вечности,
а точнее, о том, чего нет.
Это было над Камой крылатою,
сине-черною, именно там,
где беззубую песню бесплатную
пушкинистам кричал Мандельштам.
Уркаган, разбушлатившись, в тамбуре
выбивает окно кулаком
(как Григорьев, гуляющий в таборе)
и на стеклах стоит босиком.
Долго по полу кровь разливается.
Долго капает кровь с кулака.
А в отверстие небо врывается,
и лежат на башке облака.
Я родился - доселе не верится -
в лабиринте фабричных дворов
в той стране голубиной, что делится
тыщу лет на ментов и воров.
Потому уменьшительных суффиксов
не люблю, и когда постучат
и попросят с улыбкою уксуса,
я исполню желанье ребят.
Отвращенье домашние кофточки,
полки книжные, фото отца
вызывают у тех, кто, на корточки
сев, умеет сидеть до конца.
Свалка памяти: разное, разное.
Как сказал тот, кто умер уже,
безобразное - это прекрасное,
что не может вместиться в душе.
Слишком много всего не вмещается.
На вокзале стоят поезда -
ну, пора. Мальчик с мамой прощается.
Знать, забрили болезного. "Да
ты пиши хоть, сынуль, мы волнуемся".
На прощанье страшнее рассвет,
чем закат. Ну, давай поцелуемся!
Больше черного горя, поэт.

Ничего не будет, только эта
песня на обветренных губах.
Утомлённый мыслями о мета-
физике и метафизиках,
я умру, а после я воскресну.
И назло моим учителям
очень разухабистую песню
сочиню. По скверам и дворам
чтоб она шальная проносилась.
Танцевала, как хмельная ****ь.

Чтобы время вспять поворотилось,
и былое началось опять.
Выхожу в телаге, всюду флаги.
Курят пацаны у гаража.
И торчит из свёрнутой бумаги
рукоятка финского ножа.
Как известно, это лучше с песней.
По стране несётся тру-ля-ля.
Эта песня может быть чудесней,
мимоходом замечаю я.

Еще не погаснет жемчужин
соцветие в городе том,
а я просыпаюсь, разбужен
протяжным фабричным гудком.
Идет на работу кондуктор,
шофер на работу идет.
Фабричный плохой репродуктор
огромную песню поет.
Плохой репродуктор фабричный,
висящий на красной трубе,
играет мотив неприличный,
как будто бы сам по себе.
Но знает вся улица наша,
а может, весь микрорайон:
включает его дядя Паша,
контужен фугаскою он.
А я, собирая свой ранец,
жуя на ходу бутерброд,
пускаюсь в немыслимый танец
известную музыку под.
Как карлик, как тролль на базаре,
живу и пляшу просто так.
Шумите, подземные твари,
покуда я полный мудак.
Мутите озерные воды,
пускайте по лицам мазут.
Наступят надежные годы,
хорошие годы придут.
Крути свою дрянь, дядя Паша,
но лопни моя голова,
на страшную музыку вашу
прекрасные лягут слова.

Дядя Саша откинулся. Вышел во двор.
Двадцать лет отмотал: за раскруткой раскрутка.
Двадцать лет его взгляд упирался в забор,
чай грузинский ходила кидать проститутка.
- Народились, пока меня не было, бля, -
обращается к нам, улыбаясь, - засранцы!
Стариков помянуть бы, чтоб пухом земля,
но пока будет музыка, девочки, танцы.
Танцы будут: наденьте свой модный костюм
двадцатилетней давности, купленный с куша,
опускайтесь с подружкой в прокуренный трюм
кабака - пропустить пару стопочек пунша.
Танцы будут: и с финкой Вы кинетесь на
двух узбеков, "за то, что они спекулянты".
Лужа крови смешается с лужей вина,
издеваясь, Шопена споют музыканты.
Двадцать лет я хожу по огромной стране,
где мне жить, как и Вам, довелось, дядя Саша,
и все четче, точней вспоминаются мне
Ваш прелестный костюм и улыбочка Ваша.
Вспоминается мне этот маленький двор,
длинноносый мальчишка, что хнычет, чуть тронешь,
и на финочке Вашей красивый узор:
- Подарю тебе скоро (не вышло!), жиденыш.

Я уеду в какой-нибудь северный город,
закурю папиросу, на корточки сев,
буду ласковым другом случайно проколот,
надо мною расплачется он, протрезвев.

Знаю я на Руси невеселое место,
где веселые люди живут просто так,
попадать туда страшно, уехать -- бесчестно,
спирт хлебать для души и молиться во мрак.

Там такие в тайге расположены реки,
там такой открывается утром простор,
ходят местные бабы, и беглые зеки
в третью степень возводят любой кругозор.

Ты меня отпусти, я живу еле-еле,
я ничей навсегда, иудей, психопат:
нету черного горя, и черные ели
мне надежное черное горе сулят.

Над саквояжем в черной арке
всю ночь играл саксофонист.
Пропойца на скамейке в парке
спал, подстелив газетный лист.

Я тоже стану музыкантом
и буду, если не умру,
в рубахе белой с черным бантом
играть ночами, на ветру.

Чтоб, улыбаясь, спал пропойца
под небом, выпитым до дна.
Спи, ни о чем не беспокойся,
есть только музыка одна.

Над домами, домами, домами
голубые висят облака ;
вот они и останутся с нами
на века, на века, на века.

Только пар, только белое в синем
над громадами каменных плит…
никогда никуда мы не сгинем,
Мы прочней и нежней, чем гранит.

Пусть разрушатся наши скорлупы,
геометрия жизни земной ;
оглянись, поцелуй меня в губы,
дай мне руку, останься со мной.

А когда мы друг друга покинем,
ты на крыльях своих унеси
только пар, только белое в синем,
голубое и белое в си…

Снег бинтует кровавую морду планеты.
Но она проступает
Под ногою. Не знаю,
Доживем ли до нового лета
Мы, родная, с тобою.
Я встаю на колени…

“О, я с вами, друзья –
не от пули умру, так от боли…” –
не кричу, а шепчу.
И, теряя последние силы,
Прижимаюсь к плечу,
Вырываюсь от мамки-России,
И бегу в никуда,
И плетусь, и меня догоняют.
…И на космы звезда
за звездой, как репей, налипают.

Мы были последними пионерами,
Мы не были комсомольцами.
Исполнилось четырнадцать –
галстуки сняли.
И стали никем: звездами и снежинками,
Искорками, летящими от папиросок,
Легкими поцелуями на морозе,
Но уже не песнями, что звучали
Из репродукторов, особенно первого мая.

А я из всех удач и бед
За то тебя любил,
Что полюбил в пятнадцать лет,
И невзначай отбил
У Гриши Штопорова, у
Комсорга школы, блин.
Я, представляющий шпану
Спортсмен-полудебил.
Зачем тогда он не припер
Меня к стене, мой свет?
Он точно знал, что я боксер.
А я поэт, поэт.

И когда бы пленку прокрутили
Мы назад, увидела бы ты,
Как пылятся на моей могиле
Неживые желтые цветы.
Там я умер, но живому слышен
Птичий гомон, и горит заря
Над кустами алых диких вишен.
Все, что было после, было зря.

Здесь много плачут. Здесь стоят кресты.
Здесь и не пьют, быть может, вовсе.
Здесь к небу тянутся кусты,
Как чьи-то кости.
Когда б воскресли все они на миг,
Они б сказали, лица в кисти пряча:
“Да что о жизни говорить, старик…
…Когда и смерть не заглушает плача”.

О чем молчат седые камни?
Зачем к молчанию глуха
земля? Их тяжесть так близка мне.
А что касается стиха ;
в стихе всего важней молчанье, ;
верны ли рифмы, не верны.
Что слово? Только ожиданье
красноречивой тишины.
Стих отличается от прозы
не только тем, что сир и мал.
Я утром ранним с камня слезы
ладонью теплой вытирал.

Владимир Бондаренко (© "Литературная газета", 2003):

Приобретут всеевропейский лоск
Слова трансазиатского поэта,
Я позабуду сказочный Свердловск
И школьный двор в районе Вторчермета.

Он успел еще в юности пройти этап увлечения излишними сложностями, экспериментированием с ритмом, рифмами, метафорами. “Как сложно сочинял, как горько пел, / глагольных рифм почти не принимая,/ как выбирал я ритм, как сорил/ метафорами, в неком стиле нервном…” Он успел прийти к своей простоте стиха и найти своего читателя. Во-вторых, я думаю, что Борис Рыжий стремился к смерти, чтобы поскорее обрести какую-то завершенность, цельность. И, в-третьих, может быть, свою губительную роль сыграла и его огромная любовь к кинематографу. У него немало стихов кинематографического плана. Он мыслил часто кинематографически, и в этом кинематографическом ракурсе смерть героя была необходима для полного его раскрытия.

Россия – старое кино.
О чем ни вспомнишь,
Все равно на заднем плане
Ветераны
Сидят, играют в домино.
Когда я выпью и умру –
Сирень качнется на ветру
И навсегда исчезнет мальчик,
Бегущий в шортах по двору.
А седобровый ветеран
Засунет сладости в карман:
Куда – подумает – девался?
А я ушел на первый план.

Борис Рыжий еще тем отличается от своего поэтического окружения, что в отличие от даже более именитых стихотворцев знал цену народности стиха. Когда его друг Юрий Казарин назвал свою статью о поэте “Народный поэт”, это было, конечно, преувеличение. Но дистанцию от индивидуального эгоистического “я” до братского, всеобщего, вселюдского “мы” он научился преодолевать. В этом “мы” он готов был слиться с толпой, беря на себя и лучшие, и худшие ее качества. Я заметил, как его либеральные критики проходят мимо иных явно ксенофобских выпадов в стихах Бориса Рыжего. Но если уж вы говорите о слиянии лирического героя с самим автором, то признайте за ним и это право: “Сегодня ночью (выплюнув окурок) / мы месим чурок… / Но мне пора, зовет меня Витюра./ Завернута в бумагу арматура…” Допускаю, что это тот самый поэтический вымысел, но он идет от улавливания поэтом народных настроений, или, скажем так: настроений улицы, заводского Вторчика, тех самых урок и дядь Саш и прочих разнообразных, почти реальных его персонажей. Отсюда в его стихах и “хачики”, и “придурки азиаты”, и “нагловатая трусость в глазах татарвы”. Эта семантика соседствует с миром его приблатненных персонажей. Думаю, с неизбежностью он от нее бы впоследствии ушел, но от самого голоса улицы Борис Рыжий не отказался бы никогда. В нем была его сила. Чего всегда не хватает у “чистых поэтов”. Да, он откровенно воспел уже уходящий заводской мир, свердловский уличный мир, мужской жесткий мир уродливых перестроечных времен. Такого мира, который мы найдем в стихах Бориса Рыжего, нет на экране телевизоров, нет в наших думских и кремлевских коридорах. Его там не видят и не слышат. И потому неожиданно для себя Борис Рыжий становится явно социальным поэтом, поэтом уличных низов. Может быть, какие-то его стихи когда-нибудь будут читать и на баррикадах?! Такие поэты на Руси остаются надолго. Пишущие…

…в той допотопной манере,
когда люди сгорают дотла.

Николай Коляда о Борисе Рыжем.

Последний раз он пришел в редакцию месяц назад, "веселый", сидел у меня в кабинете, кричал, ругался, обзывал журнал ("Урал". - "НГ") всякими последними словами, всех поэтов наших посылал подальше. Потом вдруг полез целоваться, закричал: "Коляда, я тебя люблю, ты гений!" Через минуту вопил "Ты такое же говно и бездарь, как и все!", требовал гнать из журнала и не печатать того-то и того-то. Я смеялся и опять говорил ему (я сто раз ему это говорил): "Ну что ты за человек, Боря, а?! Ты все, ****ь, хочешь шашкой порубать!" А он отвечал: "Графоманов рубить надо, не надо чикаться с ними! Им прямо говорить, кто они! Вот я и рублю!" Ну и так далее, так или примерно так он говорил в тот день. Он говорил: "Поэзия - это высокая частота, а ваша драматургия - очень низкая, вот так".
На каждой оперативке говорю сотрудникам журнала (не дадут соврать): "Вот Боря - творческая личность, когда работал - новые рубрики придумал, новые идеи принес, новых авторов привел в журнал, а вы?!" Это Боря придумал рубрику "Антология шедевров поэзии Урала" и так радовался, когда находил для этой рубрики настоящие стихи. Он придумал в журнале и рубрику для графоманов - "Граф Хвостов", отбирал для нее тексты и умирал от хохота, читая мне по телефону чудовищные стихи потенциальных авторов.

Борис Рыжий, одарённый поэт, юноша с Урала, достигший значительной литературной известности, ворвался в литературу, на закате ХХ века, неожиданной вспышкой яркого дарования.
Прожил лермонтовский возраст, который, к сожалению, он сам себе запрограммировал в стихотворении:

***
Погадай мне, цыганка, на медный грош,
растолкуй, отчего умру.
Отвечает цыганка, мол, ты умрёшь,
не живут такие в миру.

Станет сын чужим и чужой жена,
отвернутся друзья -враги.
Что убьёт тебя, молодой? Вина.
Но вину свою береги.

Перед кем вина? Перед тем, что жив.
И смеётся, глядит в глаза.
И звучит с базара блатной мотив,
Проясняются небеса.

Борис Борисович Рыжий (8 сентября 1974,г.Челябинск - 7мая 2001, г.Екатеринбург), русский поэт. Родился в семье интеллигентов, отец, доктор
геолого - минералогических наук, профессор Борис Петрович Рыжий, был геофизиком, мать, Маргарита Михайловна – врачом – эпидемиологом. Отец - Бориса Петровича, Пётр Афанасьевич, украинец, начинал трудовую деятельность, комсомольским вожаком в Харькове, затем возглавил райком КПСС в г.Кургане.

Его жена Анна Шапиро, еврейка из г. Мариуполя, дочь представителя французской фирмы на Украине по продаже сельхозтехники, выпускница ФЗУ (фабрично – заводское ученичество), работала по специальности электрик.

На мир Борис Рыжий смотрел простыми глазами рабочего парня, а
крупный рваный шрам, через всю левую щеку, о котором журналисты писали, что получил он его в бандитских разборках, а, по словам отца, на самом деле, трёхгодовалым малышом тащил стеклянную банку, упал, банка разбилась…

В 1980 году семья переехала в Свердловск. В 14 лет Борис стал писать стихи и в то же время стал чемпионом Свердловска по боксу среди юношей.

В 1991 году Борис Рыжий окончил школу и поступил в Свердловский горный институт и женился на своей школьной подруге Ирине Князевой, а через три года, в 1993 году, в молодой семье родился сын Артём.

В 1997 году Борис окончил отделение геофизики и геоэкологии Уральской горной академии, а в 2000 году аспирантуру Института геофизики Уральского отделения РАН.

На гребне успеха, Борис Рыжий, не дожив трёх месяцев до своего 27-летия, утром 7 мая 2001 года, покончил с собой, затянув петлю, привязанную к дверной ручке балконной двери родительской квартиры.
Жене он сказал, что собирается навестить родителей,и вышел из дома.

Похоронили Бориса Борисовича Рыжего на Нижне – Исетском кладбище Екатеринбурга.

Отец поэта, Борис Петрович(1938 -2004), на 3-и года пережил сына, умер от инфаркта.

По утверждению петербургского поэта Евгения Рейна: «Борис Рыжий был самый талантливый поэт своего поколения.

Поклонником творчества Бориса Рыжего является Помощник президента Российской Федерации Владислав Сурков, о чём он заявил во время своего визита на Урал.

Для жителей Екатеринбурга поэт Борис Рыжий стал олицетворением творческой стороны города - с его работягами и окраинами. В одном из стихотворений, Борис Рыжий написал, с горечью такие строки:

В 1997 году Евгений Евтушенко приезжал в Екатеринбург и дал один творческий концерт. Борис Рыжий, так же выступил со своими стихами на этом вечере, где они вдвоём с Евгением Александровичем, сидя в обнимку, сфотографировались. Фотографию, с выдающимся поэтом, Борис Рыжий поставил дома на полку.

Имя Бориса Борисовича Рыжего, знакомство с его творчеством, обязан знать и помнить каждый любитель российской словесности.

Артём, сын Бориса, в детстве однажды спросил маму: вот Москва, великий город, а чем знаменит наш Екатеринбург! Ирина ответила тем, что у нас убили царя, дали миру Ельцина и снесли дом инженера Ипатьева, в котором содержались под арестом и были расстреляны в ночь на 17 июля 1918 года, последний российский император Николай II. его семья и четверо слуг.

16 июля 2003 года храм был освящён.

Действующий православный храм стал в наши дни главной достопримечательностью Екатеринбурга.

Поэт Михаил Мезрин,из города Комсомольска-на-Амуре,написал стихотворение:"Памяти Бориса Рыжего", примечательное по своей убедительности о реалии тех дней, в которых жил и творил Борис Борисович Рыжий:

"Памяти Бориса Рыжего".
". По этим улицам бродил
Нетвёрдою походкой,
То, что искал - не находил,
И только в лавку заходил
За хлебом или водкой.

Стоял, прищурившись, курил
Не стряхивая пепел.
Слова нанизывал, копил,
Сырой осенний воздух пил
И был нетрезв, но светел.

Он дрался весело и зло,
Оберегая естество,
Но скурвилась эпоха.
Ещё не начавший стареть.
А вышло - взять и умереть,
С виною и до срока. ".
10 октября 2015 года,г. Комсомольск-на-Амуре.

Из поэтического наследия Бориса Рыжего.


***
Довольно я поездил в поездах,
не меньше полетал на самолётах,
Соль жизни в постоянных поворотах,
всё остальное тлен, вернее прах.
Купе. Блондинка двадцати двух лет
глядит в окно, изрядно беспокоясь:
когда мы часовой проедем пояс,
то сразу, потемнеет или нет?
Который час я на неё смотрю,
хотя упорно не смотреть стараюсь.
А тут обмяк, открыто улыбаюсь:
- А как же, дорогуша! - говорю.

***
Мальчишкой в серой кепочке остаться,
самим собой, короче говоря.
Меж правдою и вымыслом слоняться
по облетевшим листьям сентября.

Скамейку выбирая, по аллеям
шататься, ту, которой навсегда
мы прошлое и будущее склеим.
Уйдём – вернёмся именно сюда.

Как я любил унылые картины,
посмертные осенние штрихи,
где в синих лужах ягоды рябины.
И с середины пишутся стихи.

Поскольку их начало отзвучало,
на память не оставив ничего,
как дождик по карнизу отстучало,
а может, просто не было его.

Но мальчик был, хотя бы для порядку,
что проводил ладонью по лицу,
молчал, стихи записывал в тетрадку.
В которых строчки двигались к концу.

***
Давай, стучи, моя машинка,
неси, старуха, всякий вздор,
о нашем прошлом без запинки
не умолкая, тараторь.

Колись давай, моя подруга,
тебе, пожалуй, сотня лет,
прошла через какие руки,
чей украшала кабинет?

Торговца, сыщика, чекиста?
Ведь очень даже может быть,
отнюдь не всё с тобою чисто
и страшных пятен не отмыть.

Покуда литеры стучали,
каретка сонная плыла,
в полупустом полуподвале
вершились тёмные дела.

Тень на стене чернее сажи
росла и уменьшалась вновь,
не перешагивая даже
через запёкшуюся кровь.

И шла по мраморному маршу
под освещеньем в тыщу ватт
заплаканная секретарша,
ломая горький шоколад.

***
Л.Тиновской.
Мальчик – еврей принимает из книжек на веру
гостеприимство и русской души широту,
видит берёзы с осинами, ходит по скверу
и христианства на сердце лелеет мечту.
Следуя заданной логике, к буйству и пьянству
твёрдой рукою себя приучает, и тут –
видит берёзку с осиной в осеннем убранстве,
делает песню, и русские люди поют.
Что же касается мальчика, он исчезает.
А относительно пения, песня легко
то форму города некоего принимает,
то повисает над городом, как облако.

***
Ах, подожди ещё немножко,
постой со мной, послушай, как
играет мальчик на гармошке –
дитя бараков и бродяг.
А рядом, жалкая как птаха,
стоит ребёнок лет пяти.
Народ безлюб, но щедр, однако,-
подходит с денежкой в горсти.
Скажи с снобизмом педагога
ты, пустомеля пустомель,
что путь мальчишки - до острога,
а место девочки – бордель.
Не год, а век, как сон, растает,
твой бедный внук сюда придёт,
а этот мальчик всё играет,
а эта девочка - поёт.

Новый год (Жена заснула, сын заснул…)

Жена заснула, сын заснул –
В квартире сумрачней и тише.
Я остаюсь с собой наедине.
Вхожу на кухню и сажусь на стул.
В окошке звёзды, облака и крыши.
Я расползаюсь тенью по стене.

Закуриваю, наливаю чай.
Всё хорошо, и слава Богу…
Вот – вот раскрою певчий рот.
А впрочем, муза, не серчай:
Я музыку включу и понемногу
Сойду на нет, как этот год.

Включаю тихо, чтоб не разбудить.
Скрипит игла, царапая пластинку.
И кажется, отчётливее скрип,
Чем музыка, которой надо жить.
И в полусне я вижу половинку
Сна: это музыка и скрип.

Жена как будто подошла в одной
Рубашке, топоток сынули
Откуда - то издалека.
И вот уже стоят передо мной.
Любимая, я думал, вы уснули.
В окошке звёзды, крыши, облака.
1996 год.

Безвременно ушедший российский поэт Борис Борисович Рыжий в одном из своих философских стихотворений завещал именно эти строки в качества эпиграфа ко всему своему творчеству.

борис рыжий

Поэтому вряд ли стоит начинать рассказ о его жизни и творчестве иначе.

Поэты рождаются не случайно

Два этих таких разных русских поэта в чем-то подобны. Первый – поэт XIX века Михаил Юрьевич Лермонтов. Блестяще образованный, смелый. После смерти Пушкина самый талантливый русский поэт своего времени. Непонятый, непризнанный при жизни. Скандалист и фаталист, экстрасенсорно одаренный. Его жизнь пресеклась в 27 лет. Роковая дуэль с Мартыновым более походила на самоубийство: поэт намеренно дерзил, насмехался, издевался над офицером, прекрасно зная, что тот не промахнется.

Второй - Борис Рыжий. Стихи его по достоинству оценили не только в России, но и в Европе. Борис закончил жизнь самоубийством за три месяца до исполнения 27 лет. По мнению многих критиков, он - самый талантливый русский поэт 90-х годов прошлого века. От истории его ухода из жизни веет мистикой.

борис рыжий стихи

Бориса отличала феноменальная образованность. Он мощно продолжил традицию талантливых поэтов второй половины XX века: Давида Самойлова, Бориса Слуцкого, Александра Кушнера. Ему удалось вернуть в современную ему поэзию утраченную музыкальность. Его творчество заметно и сейчас: здравствующие современные поэты (имеются в виду Полина Барскова, Максим Амелин, Всеволод Зельченко) так и не смогли превзойти планку творчества, заданную им.

Смерть поэта оказалась для окружающих неожиданной, ошеломляющей: тело повисло на балконной двери его квартиры в родном Екатеринбурге, а рядом лежала посмертная записка. Ее текст завершался словами: "Я всех любил. Без дураков."

Мотивы творчества. Мнение читателей

Вернемся к сравнительному анализу личностей Лермонтова и Рыжего. Что между двумя упомянутыми поэтами общего? Отвечая на этот вопрос, следует ознакомиться с отзывами почитателей поэзии Бориса Рыжего. Несомненно, оба они являются образованнейшими интеллигентами своего времени, бунтарями и фаталистами. Их мировоззрение в чем-то подобно, имеет родственные черты:

  • неприемлемость современного им порочного немилосердного общественного порядка, полагающегося на подавление инакомыслия;
  • остывший дух молодости, впрочем, уже познавший, впитавший в себя до краев всю горечь безразличия мира;
  • живая душа, зрящая насквозь и видящая в обыденном скрытое Зло, с которым все почему-то и уже давно смирились;
  • разум фаталиста, познавший бессилие своего стремления изменить мир к лучшему.

Детство, учеба, работа Бориса Рыжего

Кто он, искуситель своей судьбы, поэт Борис Рыжий? Биография его так коротка, но богата.

Он появился на свет 8 сентября 1974 года в семье ученого-геофизика в режимном городке Челябинск-40. Через шесть лет семья переехала для проживания в Свердловск.

Как так получилось, что нежданный-негаданный мощный талант аномально проявился в провинциальном парне не из творческой среды? Про это, пожалуй, ведомо лишь Богу. Борис, живущий дворовой жизнью, умеющий за себя постоять, жадно впитывающий понятия свердловского блатного мира, в то же время отличался уникальной лингвистической образованностью, поразительной начитанностью, грамотностью. Его отличала недюжинная интуиция в осознании и оценке литературного процесса.

Как такое разное могло сочетаться в одном человеке? Все-таки творческое начало было в нем, безусловно, первичным, а блатной стиль – наносным. Возможно, так выразился протест профессорского сына против современного ему, пребывающего в глубоком кризисе, общества. В 1991 году он поступил в горный институт, а в 1987 году – Уральскую горную академию, в 2000 году – аспирантуру. Про этот период своей жизни Борис Рыжий напишет:

борис рыжий биография

Кратко о творчестве поэта

В 14 лет Борис написал свои первые стихи, и в этом же возрасте победил на первенстве Свердловска по боксу. Это сочетание музыкальности поэзии и жесткого мужского спорта побудили поэта сразу же, со своего литературного старта писать неординарно, пронзительно и с надрывом. В дальнейшем его талант получил развитие во время обучения в Уральском горном институте , под влиянием наставника (поэта и замечательного человека) Юрия Лобанцева. Уже в ту пору проявился его стиль: напряженный, но наполненный мелодикой.

борис рыжий причина смерти

Хронологию вех его недолгого творчества отражают лишь несколько дат:

Брак. Рождение сына

поэт борис рыжий

Человек талантливый – талантлив во всем. Борис Рыжий написал 18 научных работ по структуре земной коры Урала и ее сейсмичности, Работал на должности младшего научного сотрудника Уральского отделения РАН, участвовал в экспедициях. Параллельно этому вел рубрику в литературном журнале.

Творческое переосмысление родного города

Как-то причудливо в нем переродились гены отца – доктора геолого-минералогических наук, преломились так, что Борис стал ощущать тонкую, трогающую душу поэзию там, где другой человек узрит лишь разрушившееся здание с индустриальным названием прошлого века "вторчермет".

По природе хулиган и рыцарь

Ему был решительно чужд всякий снобизм. Он признавал лишь тех поэтов из литературной тусовки, чьим стихам в резонанс вторило его сердце, и не ошибался. Даже свои первые литературные награды он отправлялся получать, лишь увидев в жюри тех, которых уважал за творчество.

борис борисович рыжий

Борис (в литературе ли, в жизни ли) всегда оставался самим собой. Он творил высокую поэзию, вплетая в нее типичные слова, которыми повседневно разговаривали простые дворовые ребята, приблатненные и нет. Сам поэт активно перенимал, смакуя, неформальные манеры земляков, имеющих криминальный опыт. Случайно ли он поступал таким образом: насыщая звучные рифмованные строки блатными и дворовыми словами?

борис рыжий жена

Талант активный, талант яркий

Ироничная принципиальность

книги бориса рыжего

Ошибка поэта

Непонятый в суете смутного времени, непризнанный при жизни. Борис Рыжий черпал отрицательную энергетику декаданса в нравах и традициях уральского общества, подверженного провинциальному кризису.

Одним из постоянных мотивов в творчестве Бориса Рыжего есть мотив неминуемой и скорой смерти. Заметим, что эта творческая тенденция первично характерна для свердловской тусовки. Соответственно, и наш поэт, романтизирующий Екатеринбург и вбирающий его образ всеми фибрами своей души, без размышлений опрометчиво перенял и этот витающий псевдоромантический дух.

Действительно, мотив смерти в духовной жизни Свердловска в 90-е годы был особенно ощутимым. Его значительно активизировали смерти Янки Дягилевой и Александра Башлачева. В чем же он выражался? В ущербной, сумрачной и готической позе творческой молодежи: автор, утративший способность к творчеству, должен покончить с собой. Эта роковая логическая ошибка, исключающая возможность самоанализа и выхода на новый уровень творчества, погубила многих талантливейших людей.

Мотив декаданса в творчестве

Итак, он решился… Сам ли, или же и тут есть место для мистики? Кому он адресовал эти свои стихи:

борис рыжий почему повесился

О мотивах самоубийства. Вариант А (мистика)

Его безвременная смерть, произошедшая 7 мая 2001 года, привела в оцепенение родных и друзей. Они недоумевали: судя по надрывному, влюбленному, искреннему отношению к жизни, имел все шансы жить долго и счастливо поэт Борис Рыжий. Почему повесился он? Вряд ли объяснение этому может быть по-мещански логичным, ведь Борис был демиургом созданного собой образа аномального Екатеринбурга!

Ребята были в восторге. Сама организация литературного действа была насыщена черным юмором, ведь спонсором творчества выступила погребальная фирма! Победители поэтического соревнования награждались мраморной книгой с выгравированными строками своего стиха. Однако организаторам не суждено было осуществить идею конкурса.

В канун 2001 года, 30 декабря из окна выпал и разбился насмерть поэт Роман Тягунов. За ним в мир иной 7 мая 2001 года последовал поэт Борис Рыжий. Накануне ухода из жизни Романа Борис поссорился с ним, а после его похорон стал испытывать кромешную депрессию. Перед смертью он позвонил своему лучшему другу Олегу Дозморову и два часа пообщался с ним.

О мотивах самоубийства. Вариант Б (кратчайший путь)

С другой стороны, тяжело жить человеку творящему, когда любящая твое творчество публика постоянно оказывает мягкий, но безжалостный прессинг, требуя новых и новых талантливых вещей. Попытки людей творчества в этой ситуации раскачать, усилить свою энергетику алкоголем, наркотиками неполноценны, временны и приводят лишь к абсолютному личному кризису. Ведь, как известно, единственный путь творчества – это полет вдохновения с пером в руке над листком бумаги.

Борис - не тот человек, который может до старости счастливо и бездарно жить, паразитируя на своих когда-то написанных талантливых стихах! Отсюда и очевидный кризис: нужно меняться самому, но как? Поэт себе этого не представляет!

Посмертная слава

борис рыжий биография

Книги Бориса Рыжего уже после смерти изданы в России, Германии, Британии, Италии, а несколько его стихов, переведенных на голландский язык, стали хитовыми песнями группы "Де Кифт". Странное дело: настоящая популярность приходит к русским поэтам лишь после смерти, не об этом ли пели Владимир Высоцкий и Игорь Тальков? Борис Рыжий это прочувствовал по-своему и выразил в пронзительных строчках:

борис рыжий почему повесился

Заключение

Парадоксально, но все более популярным становится в России после своей смерти поэт Борис Рыжий. Стихи его трогают душу читателей своей пронзительностью. Погибший в возрасте Лермонтова, он является Героем своего времени, неповторимо и неувядаемо стихотворно сумевший передать атмосферу 90-х. Поэт самобытный, неповторимый, он известен и за пределами России. Его читают в переводе англичане, немцы, голландцы, итальянцы. Он был также хорошим другом, верным мужем, любящим отцом.

До боли непонятен и трагичен уход поэта. Ведь он по своей природе был предельно интеллигентен и дисциплинирован. Борис был рожден для долгого, плодотворного творчества. Об этом красноречиво говорят следующие его строки:

борис рыжий

По мнению серьезных исследователей его творчества, причиной самоубийства поэта Бориса Рыжего стало безапелляционное приятие им инфернальных фантазий уральской тусовки. Поэт, питаемый энергетикой Екатеринбурга, к сожалению, неоднократно и излишне романтизировал тему ухода из мира. А как говорят театралы, ружье, висящее в декорациях на сцене, обязательно выстрелит.

Читайте также: