Борьба за арктику кратко

Обновлено: 03.07.2024

11 января 2019 года министр ВМФ США Ричард Спенсер сделал заявление о том что США планируют летом 2019 года провести специальную операцию в Арктике по обеспечению свободы судоходства в этом регионе путём отправки в Арктику военного флота США. Стоит отметить что это заявление сделано в пику официальной позиции правительства России по которой с 2019 года иностранные корабли смогут проходить по Северному морскому пути только с разрешения России. Из этого можно сделать вывод что если США проигнорируют российские требования о регистрации для навигации по Северному морскому пути то это может привести к вооруженному конфликту в Арктике между Россией и США.

Предпосылки военного конфликта в Арктике

Ещё со времён СССР Арктика является одним из ключевых мировых регионов как экономически так и с точки зрения военной безопасности. Северный Ледовитый океан может быть кратчайшим путём для возможного ядерного удара по территории России. Особую опасность такой удар представляет ввиду малого времени подлёта (порядка 15 минут) стратегических ракет с подводных лодок США из евразийской акватории Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых) к пунктам базирования РВСН на Урале и в Сибири. За счёт такого короткого времени подлёта США и НАТО надеются преодолеть ядерный паритет России за счёт быстрого уничтожения основы российского ядерного щита. Кроме того Арктика набирает потенциал конфликтности из-за споров арктических государств о территориальной принадлежности участков морского шельфа не входящих в исключительную экономическую зону того или иного арктического государства. Продолжающаяся и нарастающая милитаризация Арктики заставляет задуматься над военными методами защиты интересов России в Арктике и возможными последствиями арктического военного конфликта.

Основные арктические игроки и их военные возможности в регионе

Основными претендентами на дележ Арктики являются:

1) Россия - как обладательница самого большого арктического побережья, арктического водного сектора, а также самого большого континентального шельфа;

2) НАТО, в эту организацию входят все пять остальных стран (США, Канада, Норвегия, Исландия и Дания) имеющих побережье и территориальные воды в Арктике;

3) Китай, не имеет побережья и территориальных вод в Арктике, но за счёт наращивания своей экономической, а как следствие и военной мощи (в том числе прежде всего многочисленного строящегося военного флота) может попытаться включится в дележ международного арктического шельфа - скорее всего примкнув к одной из двух сторон (к России либо к НАТО).

В целом на данный момент арктические военные потенциалы России и НАТО оцениваются поверхностно, военные возможности Китая не оцениваются совсем. Предполагается что основной целью милитаризации Арктики является необходимость полного или частичного уничтожения военной группировки потенциального противника с последующим беспрепятственным использованием акватории этого противника в экономических целях (прежде всего подход НАТО). Сейчас многими экспертами, в том числе западными указывается на тотальное превосходство России перед Западом в количестве ледоколов и этот факт подаётся как беспокоящее Запад военное преимущество России в Арктике. Но ледоколы не являются военными кораблями, главное военное значение в Арктике будут иметь:

1) Именно военный флот, который может быть быстро переброшен в Северный Ледовитый океан из Тихого или Атлантического;

2) Авиация, в том числе стратегическая;

3) Системы ПВО. По количеству флота, авиации и ПВО Россия существенно уступает НАТО, поэтому единственной возможностью достигнуть арктического военного паритета для России является размещение тактического ядерного оружия в виде ракет на флоте и ракет и бомб на военных самолетах. Можно предположить что и НАТО пойдёт сходным путём;

Военные возможности Китая в арктическом регионе в целом скромнее и исчерпываются флотом, также потенциально вооруженным корабельным ракетным оружием способным нести тактические ядерные заряды. Авиация Китая будет ограничена своей привязанностью к авианосцам количество которых Китай в будущем намеревается довести до трёх. С учётом выше написанного выстраивается примерный военный паритет между Россией и НАТО (за счёт тактического ядерного оружия России) и вторичность роли Китая в регионе.

Военное сдерживание в Арктике

Основой для военного сдерживания как НАТО, так и Китая должен стать сам факт экономической неэффективности военного конфликта с Россией в Арктике для этих стран. Так общей особенностью США и Китая является наращивание многотоннажного - дорогостоящего военного флота, в том числе авианосцев (которые после развития гиперзвукового ракетного оружия уже получили статус плавучих гробов ) в то время, как ключевым моментом военного сдерживания в Арктике будут ракеты (в том числе с тактическими ядерными зарядами) способные уничтожить флот и аэродромы противника, стоимость таких ракет (к примеру систем Циркон, либо Искандер) на порядки меньше стоимости военного флота и аэродромов военной авиации (даже ракет вооружённых ядерными зарядами - численность американского и китайского флотов за ближайшие двадцать лет не выйдет за 400 кораблей у каждого потенциального противника. В то же время Россия располагает порядка 36 тонами оружейного плутония что в совокупности даёт около 6 тысяч ядерных зарядов, без учёта тех зарядов что уже стоят на вооружении) возможность уничтожения дорогостоящего флота и аэродромов с военной авиацией (которая при превентивном ударе Искандерами может вообще не успеть взлететь) делает неэффективной военную борьбу Китая и НАТО за ресурсы российской Арктики. В то же время Россия может противопоставить своим потенциальным противникам так называемый " москитный флот " из кораблей и катеров малого размера, не высокой стоимости, но способных после переоборудования нести тактическое ракетное оружие, а также передвижные ракетные комплексы наземного базирования и авиацию.

Возможность распространения арктического военного конфликта на другие регионы

Прежде чем перейти к описанию возможного военного столкновения в Арктике, стоит попытаться понять к чему для России может привести военный ответ на провокации НАТО и/или Китая в Северном Ледовитом океане ? У США уже есть отработанная методика территориальных провокаций на море, к примеру США осуществляют пролет своей военной авиации и проплыв военных кораблей через спорные воды возле архипелага Спратли в Южно-китайском море, ситуация в этих водах отчасти сходна с ситуацией в Арктике - есть шельф с суммой полезных ископаемых (прежде всего углеводородов) на один триллион долларов (в Арктике в разы больше, от чего и борьба будет жёстче) . Есть государства оспаривающие принадлежность шельфа и его ресурсов , это с одной стороны Китай (у него наибольшая часть шельфа) есть остальные игроки - Филиппины, Вьетнам, Малайзия, Бруней и Тайланд, которые оспаривают права Китая на участки шельфа ( вам это ничего не напоминает?

Китай в Южно-китайском море в том же положении что Россия в Арктике) и есть США которые там никаким боком, но поддерживают оппонентов Китая, надеясь потом добывать углеводороды в спорных водах. США проплывают и пролетают над китайскими водами, тем самым давая понять что прямым военным путём не признают принадлежность вод Китаю.

Можно предположить что когда дело дойдёт до практического освоения глубоководного шельфа Арктики то США попытаются аналогичным образом действовать и в российской арктической акватории. Дальше нужно понять что делать России? Либо позволить США игнорировать принадлежность российских территориальных вод, либо как это ни печально - применить против США и НАТО оружие в предупредительных целях, после чего США могут применить военную силу в ответ и у нас могут быть погибшие. Тут важен вопрос - насколько может разрастись такой конфликт и может ли он привести к противостоянию с США и НАТО в других регионах - в Европе и на Дальнем Востоке (с учётом размещения войск США в Японии и Южной Корее), кроме того возможен конфликт по всей протяженности российской китайской границы в случае аналогичного военного конфликта с Китаем в Арктике. Насколько вероятны такие сценарии? Недавно была принята новая ядерная доктрина США, которая в определённых моментах повторяет российскую ядерную доктрину, а именно США собираются применять ядерное оружие против не ядерных военных угроз.

Можно предположить что при атаке Россией не ядерными средствами против флотов НАТО и США, последние могут нанести по России ядерный (ограниченный) удар, могут, но вряд ли на это пойдут, как и на войну в Европе. США не рискнут нанести ядерный удар по какому-либо российскому городу - поскольку получат ответный ядерный удар по своему населенному пункту и возможность нарастания неограниченной военной эскалации. То же самое касается открытия боевых действия на западной границе России и на Дальнем Востоке которые могут перерасти в массированный обмен тактическими, а затем и стратегическими ядерными ударами. Примерно такая же логика будет и у Китая, ни США, ни Китай не рискнут вывести конфликт за пределы Арктики - если такой конфликт начнётся.

Сценарии возможного военного конфликта Россия - НАТО - Китай в Арктике

В случае если России не удастся дипломатическим путём отстоять свои воды от конкурентов, ей придётся применить военные методы. Предполагаются как минимум три варианта событий:

1) Маловероятный, США и их союзники по НАТО и/или Китай попытаются разместить одну или несколько добывающих платформ в водах на которые претендует Россия;

2) Более вероятный, те же государства попробуют разместить добывающие платформы, но ещё и под защитой флота;

3) Флот может быть размещен в наших водах и без добывающих платформ.

В первом варианте как ответ на агрессию США предполагается десантная операция с захватом и выведением из строя чужих платформ и с арестом их персонала. В случае наличия в наших водах иностранного флота десантная операция без уничтожения или вытеснения этого флота становится невозможной . Для нейтрализации флота противника российской арктической военной группировке нужно будет предпринять ряд шагов:

1) Атака торпедами с подводных лодок с максимально возможного для такой атаки удаления (для этого можно применить новые специальные российские торпеды со скоростью 500 км/ч. и повышенной дальностью) учитывая большое количество переборок в современных кораблях - такой торпедный залп не потопит корабли НАТО, но может надолго вывести их из строя, в том числе лишит их возможности преследования наших подлодок;

2) Как альтернатива первому варианту надводными кораблями провести атаку тараном как это уже имело место при Карибском кризисе и в Чёрном море когда наше старое дешевое пограничное судно принялось таранить дорогой американский военный корабль - тот просто сбежал из наших вод.

В случае, если последнее предупреждение не подействует нашим военным, придётся нанести ракетный удар по флоту НАТО - первый - без ядерных зарядов. При таком развитии событий у России будет преимущество так как она сможет нанести удар из глубины континента с помощью Искандеров и крылатых ракет доставляемых стратегическими бомбардировщиками Ту-160 (при этом такие самолёты не приближаются к цели сколько-либо близко - запуская ракеты издалека за несколько тысяч километров) при таком ударе и бомбардировщики и ракетные комплексы будут неуязвимы из-за большого расстояния и быстрой смены местоположения, кроме того если быстро вывести наши военные базы то ответный удар НАТО придётся в пустоту и не будет эффективным.

В случае попытки НАТО пойти на эскалацию конфликта - ввести в бой новые силы, в том числе из других регионов и активизировать обмен ракетными ударами, российские военные для начала могут предпринять предупредительный ядерный удар на расстоянии нескольких десятков километров от флотилии НАТО, если это не произведёт должного впечатления то в конфликте будет использовано российское тактическое ядерное оружие размещенное в крылатых ракетах на Искандерах, Ту-160 и москитном флоте. После этого НАТО окончательно поймёт что воевать с Россией нельзя, как и претендовать на её территории.

Остаётся надеяться что Россия сможет нарастить свою военную силу до такой степени что мы никогда не увидим ни одного вражеского корабля или самолёта и ни одного вражеского солдата в нашей мирной Арктике.


Впервые за 30 лет американский авианосец зашёл за Полярный круг. Фото: ВМС США

Помимо этого, в доктрину операций в Арктике готовятся поправки, предполагающие усиление надводной составляющей американской военной мощи (ранее акцент больше делался на подводный флот и авиацию).


Ночные стрельбы 4-бригадной боевой группы на базе Эльмендорф-Ричардсон, штат Аляска. Фото армии США



Арктические морские коммуникации. Карта: Anchorage Daily News


Западные партнёры наносят на карту российское военное присутствие в Арктике

Северный флот выделен в отдельное стратегическое объединение, последовательно укрепляются все его компоненты и морская составляющая. Усилены гарнизоны на острове Котельном и Земле Франца-Иосифа, появились новые арктические бригады в Восточной Сибири, модернизируются противовоздушная и противоракетная системы региона. В конце января боевые расчеты модернизированного зенитного ракетного комплекса С-300ПМ ПВО Северного флота, расположенные на острове Южный архипелага Новая Земля, провели успешные учения по охране и обороне воздушного пространства Севморпути.

Противоракетные стрельбы в ходе арктических учений, 2018 г.

Модернизированные истребители МиГ-31 поступили на Северный флот Противодиверсионный спецназ Северного флота. Фото Министерства обороны России


11:51 08.08.2019 • Андрей Кадомцев, политолог


В Москве хорошо понимают, какие перспективы сулит освоение Арктики на качественно новом уровне. Понимает российское руководство также и то, что это потребует многомиллиардных инвестиций на протяжении многих лет. Не говоря уже об активной защите национальных интересов в одном из наименее освоенных регионов планеты. Последовательная позиция России в этом вопросе со временем, несомненно, принесет свои экономические результаты, но за это придется побороться.


Почему Северный морской путь потребовал новых правил?

В марте 2019 года правительство Российской Федерации объявило о введении новых правил прохода по Северному морскому пути для иностранных военных кораблей. Согласно новому закону, любой проход военного корабля другой страны вдоль арктического побережья Российской Федерации следует согласовывать с российскими властями.

Иностранным государствам теперь необходимо уведомлять Россию о проходе кораблей по Северному морскому пути за 45 суток до его начала. И уведомление это носит обязательный характер. Но к уведомлению новые правила не сводятся – на борту любого иностранного военного корабля должен присутствовать российский лоцман, который и поведет корабль вдоль арктического побережья России.

О том, что Россия ужесточит правила перемещения по Северному морскому пути, стало известно еще летом 2018 года. Год назад, в августе 2018 года министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу заявил, что в современных условиях арктические пространства стали объектом экономических и военно-стратегических интересов ряда стран мира. В связи с этим перед Вооруженными силами Российской Федерации встала задача по обеспечению защиты российских национальных интересов и неприкосновенности российских границ в Арктике.

Битва за Арктику. Почему планы США обречены на провал и чего боятся адмиралы?

Затем, в ноябре 2018 года начальник Национального центра управления обороной России генерал-полковник Михаил Мизинцев заявил о том, что в ближайшее время Российская Федерация ограничит возможность прохождения по Северному морскому пути иностранных военных кораблей. И уже затем, после заявлений высокопоставленных военных, было принято соответствующее решение Правительства Российской Федерации. Перед тем, как были приняты новые правила, специалисты целого ряда ведомств проанализировали возможные способы совершенствования российских законов, регулирующих арктическое судоходство.

В конце февраля 2019 года, незадолго до того, как российское правительство ввело новые правила судоходства в Арктике, командующий Военно-морскими силами США в Европе и Африке адмирал Джеймс Фогго (на фото) сделал весьма говорящее заявление, суть которого сводилась к тому, что США не допустят утверждения российского и китайского господства в Арктике. При этом адмирал не удержался и от прямого покушения на российские интересы в своем выступлении.


— подчеркнул адмирал Джеймс Фогго.

Эти слова американского флотоводца – лучшее подтверждение правоты российского правительства, введшего новые правила судоходства в Арктике, поскольку они наглядно иллюстрируют наличие у США агрессивных планов относительно арктического пространства и морских коммуникаций в северных морях, примыкающих к российскому побережью.


США ссылаются на свое право ходить по Северному морскому пути

Строго говоря, Соединенные Штаты Америки имеют претензии по арктическому судоходству не только к России, но и к своему ближайшему соседу и союзнику по блоку НАТО – Канаде. От Оттавы Вашингтон требует обеспечить экстерриториальность Северо-Западного прохода. Впрочем, пока Северо-Западный проход не испытал на себе последствий глобального потепления – он скован многолетним льдом, пробить который не под силу не только американским, но и российским ледоколам.

Адвокат Илья Рейзер, который долгое время исследует правовые аспекты присутствия России в Арктике, обращает внимание на наличие определенной правовой коллизии.

— Есть ли у США действительно какие-то основания претендовать на свободный проход в арктических морях?

— Вопрос это довольно сложный, лежащий в сфере международного морского права. Конвенция ООН по морскому судоходству действительно предусматривает право свободного мирного прохода через Арктику и стоит понимать, что часть Северного морского пути лежит в экономической зоне, где разрешено свободное судоходство. Но другая часть СМП проходит в российских территориальных водах и поскольку Северный морской путь – это единая магистраль, то иностранным кораблям волей-неволей, а придется следовать через российские территориальные воды.

— То есть Россия все же имеет право регулировать судоходство в арктических морях?

— Но ведь существующая правовая коллизия позволяет судам США и других государств все же претендовать на проход по Северному морскому пути?


— Формальных прав брать под контроль весь Северный морской путь у России действительно нет, но ведь и свобода судоходства по отдельно взятым участкам морского пути не имеет для Соединенных Штатов, Великобритании, Китая или любого другого государства принципиального значения. Поскольку пройти Северный морской путь, не затрагивая территориальные воды Российской Федерации, практически невозможно. Значит, у России в любом случае придется брать разрешение. И не только разрешение. Без российской навигации прохождение через СМП представляется крайне сложной и рискованной задачей.

Американский адмирал Пол Цукунфт, в 2014-2018 гг. занимавший пост коменданта Береговой охраны США, признавался, что во время службы его самым большим кошмаром было бы застревание американского военного корабля в Северном океане с нерадостной перспективой звать на помощь российские ледоколы. Для Соединенных Штатов такое развитие событий действительно было бы настоящим позором, поскольку бы показало всему миру неготовность США к арктическому судоходству и зависимость от России.

Кроме того, есть еще и такой нюанс, как обеспечение экологической безопасности. В соответствии с международным правом, как отмечает адвокат Илья Рейзер, Россия отвечает за охрану окружающей среды в своих прибрежных зонах, в том числе и в арктических. Неконтролируемый проход судов по Северному морскому пути повлечет за собой неизбежные риски для экологии. Поэтому вполне можно создать пару национальных парков в прибрежных зонах и уже на одном этом основании не пропускать без разрешений от российских властей иностранные суда через данные участки Северного морского пути.

Что мешает США присутствовать в Арктике

Для присутствия в арктическом пространстве у Соединенных Штатов Америки есть и еще одно серьезнейшее препятствие, которое прямо не связано с российским контролем над Северным морским путем. У США так и нет полноценного боевого флота ледового класса. Поэтому когда министр военно-морских сил США Ричард Спенсер заговорил о необходимости проведения операции по свободе навигации в северных морях, он, мягко говоря, лукавил. Ведь вести американские военные корабли по Северному морскому пути просто некому.

У США есть единственный средний ледокол USCGC Healy. Спущенный на воду в 1997 году, этот ледокол является крупнейшим судном Береговой охраны США. За двадцать с лишним лет службы он не раз удостаивался наград со стороны американского руководства за участие в многочисленных операциях в северных морях. Судно сопровождало научные и спасательные экспедиции, а 5 сентября 2015 года стало первым несопровождаемым американским судном, достигшим Северного полюса.


Но USCGC Healy забронирован до конца текущего года. Это означает, что в проводке американских военных кораблей по Арктике в ближайшее время он уже не может принять участия. И хотя далеко не все участки Северного морского пути покрыты льдом, в случае проведения операции по свободе навигации американским кораблям (или кораблю) в любом случае придется преодолевать льды. Но что делать в этом случае? Без посторонней помощи американские корабли льды не преодолеют, значит придется обращаться к той самой России, ради свободы от контроля которой и планируется проводить в северных морях операцию.

Читайте также: