Левоцентризм и его кризис в италии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Лето 1943 – фаш. режим рухнул (20 лет). Людские потери невелики, мат-ущерб огромен.

Причины падения фаш. режима: генералитет – попытка т.о. открыть путь к соглашению с Анг. и США (войска на ит. терр.). Сент.1943 – капитуляция Ит. -> сев. и цент. часть заняты гитл. войсками – восст. режим Муссолини – итальянское Сопротивление (север)

С апр. 1944 – антифашистская коалиция у власти (Комитеты нац. осв-ия в ходе Сопротивления.)

центр
ХДП (христианско-демократическая 1919-1926 – Народная партия)1945 - 1млн. Программа: частичная аграрная реформа, покупка акций рабочими, кооперативное стр-во, децентраиз. гос. власти

левое крыло
ИКП; ИСППЕ; Партия действия (1942)

Крупная буржуазия, поддерживавшая фашизм до последнего момента, ослаблена, тем не менее старается не допустить утверждения созданных в годы Сопротивления учреждений народной власти (на Юге удавалось это легче – там силен старый бюрократчиеский аппарат)

Роль раб. класса – кон.1945 – ИКП -1700тыс, ИСППЕ ( пролетарского единства – 700тыс.). Соц-сты и ком-сты играют ведущую роль во Всеобщ. Итальянск. Конфедр. труда (ВИКТ) – т.е. профсоюзах (создана 1944). Устав – независимость профсоюзов от всех партий и гос-ва. 1947 – 7 млн.членов. Введение подвижной шкалы зар.пл, т.е. автоматическое повышение в зависимости от роста цен.

апр.1945 – на предприятиях Сев. Ит. рабочие создают советы управления.уничтожение фаш. полит.институтов = Верховный комиссариат по чистке гос.аппарата от фаш. элементов – 1946 упразднен

2 июня 1946г. – референдум по вопросу о форме гос.устройства. За республику – ХДП, Социалисты и Партия действия.

18 июня 1946 – Италия=республика. (победа сторонников республики – 12.718, против монархистов – 10.719)

Выборы в Учр.собрание: ХДП(35,18%); ИСППЕ(20,72%); ИКП(18,97%). Взяли займ у США на восстановление – 100 млн $.

После выборов сформировано прав-во во главе с де Гаспери (ХДП) с уч-тием ком-стов и соц-стов.

1947-1953 = период наступления на антифашистов, реванша, расколов в левом крыле

Февраль 1947 – подписан мирный договор, по кот. Ит. обязывалась предоставить все демократич. права своим гражданам, запретить деятельность фашистских орг-ций.. Ит. отказ-ся от своих колоний и признавала нез-сть Албании и Эфиопии

22 декабря 1947 = принята = Респ. конституция 1947г.

1946-1947 - раскол в ИСППЕ – отделилось правое крыло, его позиция - против коммунистов (Дж. Сарагат). Левое крыло сохранило старое название – ИСП

С конца 1947г. доминирование ХДП в общественной жизни

1946 - Итальянское социальное движение – ИСД.

В ответ ИКП+ИСП =Народно-демократический фронт

США,Анг.,Фр., - поддерживают ХДП. Обещают: в случае победы ХДП – передача Ит. Триеста (своб. терр-ия под ООН). Итоги выборов:

· нар-дем фронт – 31,03%(по сравнению с выборами в УС потеряли более 8,5%)

· ХДП – 48,48%, в прав-во вошли также Либеральная и Респ. партии

В стране - напряж. ситуация. Крестьяне требуют передачи им необрабатываемых земель (решение приято еще в 1946 г., когда было сильным влиянием ком-стов). В ИКП – 2 млн членов, рост влияния ее. Тогда - 14.07.1948 – покушение на Тольятти(генсек ИКП) => забастовка ВИКТ (7млн.) => католические профсоюзы выходят из ВИКТ – ИКПТ

1949 – вступление Италии в Северо-Атлан. пакт (НАТО)

1949 – благословение Ватикана полит. курса ХДП, отлучение от церкви коммунистов,соц-в, и всех, кто отдает за них свой голос на выборах. Клерикализм – от приходских священников до прямых директив слушать только Церковь.ХДП – курс на подавление силой массовых выступлений трудящихся. Тем не менее, в 1950 г. ит. крестьянам удалось добиться аграрного закона, по кот была лик-на значит. часть латифундий.

1953-1958 = период подъема в экономике и различных парламентских комбинаций

Август 1953 – Дж. Пела – однопартийное прав-во, ориент. на рыноч. экономику. Но: коррупция, спекуляция

5 правительств. Дифференциорованное отношение к соц-стам и ком-стам.

1958 – новый подъем рабочего движения. Попытка реакции создать новое прав-во, опирающееся на неофашистов (прав-во Тамброни, 1960). Оживление неофашизма. Антифашистские демонстрации в Палермо, Генуе заставляют поменять курс.

1950-1963 – общий V пром. пр-ва ↑x 3, особенно – нефть, газ, синтетика.

- крупные капиталовложения в ключ. отраслях в модернизацию

- план Маршалла (35% от кредита – ФИАТ, 40% - электроэнергетика и т.д.)

- участие в экономической интеграции ЗЕ. Чтен ЕЭС. Нужно подтягиваться к общему уровню иначе – поражение на Общем рынке

Массовая миграция из деревни в город, особенно с юга.

Правительственная аграрная реформа не сработала Þ нет жизнеспособных крестьянских хоз-в, хотя – активные вливания из спец. Кассы Юга. Большинство наделов, данных по реформе, мелкие, долги, выкупные платежи. Бросали землю и – в город.

ИТОГ: противоречивость. Развитой пром. Север и отстающий, аграрный Юг. На Севере – бурное и бесконтрольное разрастание городов, особенно – предместий, квартирный вопрос – мало дешевого. 1951-1961 - ↑з/п на 20%, но ↑физ. и эмоц. затрат больше - внедряется конвейерное пр-во.

Левоцентризм – политика социального маневрирования для ослабления влияния компартии и радикалов. Сотрудничество ХДП (централисты) с более левыми партиями, предельно – до ИСП. Задуман как долговременная стратегия. Вариант политики либерального реформизма в неокапиталистической IT.

Конец 1958 – оживление рабочего движения + оживления неофашизма.

Июльские события 1960 г. и переход к левоцентризму

Февраль 1960 – правый христианский демократ Ф.Тамброни сформировал пр-во при поддержке неофашистской партии ИСД (Итальянское социальное движение). Пр-во попустительствовало неофашистам, они оживились Þ антифашистские демонстрации в Палермо, Генуе заставляют менять курс.

8 июля 1960 – всеобщая политическая забастовка, отставка Тамброни.

18 июля 1960 – правительство Тамброни пало

Þ ХДП исключило возможность сотрудничества с правыми силами.

1963-1968 – во главе левоцентристских пр-в – видный деятель ХДП Альдо Моро.

На протяжении его власти – 2 заговора: ген. Лоренцо и кн. Боргезе

Левоцентристская политика в действии. От массового движения до кризиса левоцентризма

Кое-какие реформы обещаны, но до конца не проведены. Пенсионная реформа – вместо нее лишь небольшое↑пенсий; градостроительная программа не реализована; испольщина не устранена.

Конец левоцентризма и полит. ситуация начала 1970-х гг.

Нач. 1970-х гг. – левоцентризм себя исчерпал.

ИСП тоже улучшила свои позиции.

Неофашисты прибегли к ряду провокаций (взрывы в банках и др.), чтобы вызвать в об-ве ностальгию по сильной власти и порядку.

Прилив неофашизма = реакция на завоевания массового рабочего движения.
Массовое рабочее движение = ответ на неспособность левоцентризма осуществлять глубокие реформы.

Следующие кабинеты (с 1972 г.) не имели ни устойчивой формулы, ни долгосрочной программы действий.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.009)

После политического кризиса 1960 года, когда рухнуло правительство Ф. Тамброни, поддержанное неофашистскими силами, сформировалась так называемая коалиция левого центра. Помимо ХДП в ней приняли участие Республиканская и Социал-демократическая партии, а в 1963 году вошло ИСП. Лидером левых правительств до 1968 оставался А. Моро.

"Исторический компромисс" - идея, предполагавшая допуск коммунистов к управлению страной.

В июне 1977 г. 6 партий подписали соглашение. В правительство представители ИКП не вошли, но согласились поддерживать его.

В результате возникшего правительственного кризиса ИКП перешла в оппозицию.

Готовые работы на аналогичную тему

Последующие правительства формировались без ее участия.

Моро во главе правительства

В 1963 году после выборов было сформировано левоцентристское правительство под руководством А. Моро.

В первый левоцентристский кабинет Альдо Моро вошли социалисты. Идея Моро заключалась в расширении демократической основы правительства. По его убеждению, кабинет министров был должен выражать волю максимального охвата избирателей и политических сил. При этом ХДП Моро рассматривал в качестве главной точки опоры коалиции, на которую и переносился центр тяжести политической конструкции.

Сближение христианских демократов и социалистов имело ряд специфических трудностей, состоявших в:

  • конвергенции религиозности и светскости,
  • сложностях соединения христианских ценностей с либеральными ценностями,
  • привлечение к ХДП новых социальных групп, без потери традиционной социальной базы партии.

Также существенным аспектом было вовлечение в демократическую систему групп населения, ещё недавно поддерживавших фашизм. Осуществить эту программу Моро сумел лишь ценой снижения своей популярности на правом фланге ХДП: буржуазная и клерикальная среда воспринимала провозглашённые Моро приоритеты как спорные. Внутри самой партии Моро критиковали за склонность к компромиссам с оппонентами и за авторитарные методы партийного руководства. В 1963-1968 год сменилось три кабинета Моро. В 1969 -1974 год он был министром иностранных дел и только осенью 1974 года вновь возглавил кабинет министров. Последнее правительство Моро существовало менее полугода и состояло только из христианских демократов. Не получив вотума доверия от парламента при обсуждении полемичного закона о праве на аборт, оно ушло в отставку.

Среди внешнеполитических инициатив в 1960-е годы упоминалась неформального характера договорённость с палестинскими боевиками не проводить в Италии теракты в обмен на передвижение по стране.

Движение Сопротивления, сыгравшее важную роль в освобождении Северной Италии от германских войск, и устранение диктатора Муссолини от власти были теми причинами, по которым Италия, будучи агрессором и союзником Германии, не утратила своей государственности. Итальянцам было предоставлено право восстановления демократического режима.

Вопрос о форме государственного устройства решался на референдуме 2 июня 1946 г. Итальянцы высказались за республику. Одновременно проходили выборы в Учредительное собрание, которое позднее приняло конституцию.

Выборы позволили оценить позиции основных политических партий: Христианско-демократическая партия (ХДП) получила 35 % голосов, Социалистическая партия (ИСП) — 20 %, Коммунистическая партия (ИКП) — 19 %.

Пропорциональная система выборов позволила партиям занять соответствующее число мест в палате представителей и сенате. Правее ХДП располагались мелкие партии — республиканская, либеральная, монархисты, национальная правая (неофашисты) и другие, получившие по 2—3 % голосов. Они самостоятельной силой в парламенте не являлись.

В Италии утвердилась парламентская республика с многопартийностью.

Центризм

Особенностью итальянской партийно-политической системы было господствующее положение на протяжении почти полувека Христианско-демократической партии. Оппозиционный левый фланг был представлен коммунистами и социалистами, которые со времени движения Сопротивления и до 1954 г. были союзниками. На крайнем правом фланге заняли место неофашисты — национальная правая партия.

В 1960 г. Италия пережила серьёзный кризис. ХДП лишилась поддержки ряда мелких партий и пыталась опереться на неофашистов.

До этого инцидента ХДП отвергала союзы и с левым, и с правым флангами партийно-политической системы. Такая позиция оценивалась как центризм. Этому соответствовала и политическая линия правительства ХДП. В 1940-е — начале 1960-х гг. насущные реформы — аграрная реформа на юге, жилищная реформа на севере, пенсионная реформа и реформа социального обеспечения в национальном масштабе и др. — не проводились. Этот застой в политике ХДП и главы правительства де Гаспери компенсировался до середины 1960-х гг. более чем благополучным экономическим развитием страны.

Важную роль в экономическом восстановлении сыграли внешние условия — либерализация мировой торговли, стабилизация мировой финансовой системы, помощь по плану Маршалла.

Однако не менее важными были внутренние факторы — наличие резервов дешёвой рабочей силы, предприимчивость итальянцев, освобождение общества от тоталитарного контроля, активная роль государственного сектора и государственного регулирования и развитые рыночные отношения. Италия в массовом порядке скупала лицензии и патенты на новейшие технологии и научные разработки. На этой основе была осуществлена глубокая структурная перестройка экономики. Большую роль сыграли все секторы экономики — государственный сектор, крупнейшие корпорации, мелкий и средний бизнес, каждый из которых имел свою нишу в экономической системе.

Однако на фоне бурного развития передовых отраслей — автомобильной, электроники, нефтехимической промышленности, бытовой техники — на итальянском севере остро выявились диспропорции в экономике в целом, особенно отсталость аграрного юга. С этим связаны и контрасты в развитии страны: демократия на севере, клиентелизм и мафия на юге; конфликты и преступность в обществе — коррупция, терроризм, внедрение мафии в политику.

Нерешённость многих проблем объяснялась фактической монополией на власть Христианско-демократической партии и отстранением от государственного руководства мощных левых оппозиционных партий — коммунистической и социалистической.

Левоцентризм и его кризис

Создание левоцентристской коалиции происходило на основе согласованной программы реформ (национализация электростанций, программа пенсионного обеспечения, аграрная реформа, реформа образования, введение областной автономии). Эта политика получила название левоцентризм. На основе коалиции ХДП и ИСП в 1963—1976 гг. формировались левоцентристские правительства. Расчёт был сделан на создание широкой опоры правительству в стране и продолжение линии на изоляцию коммунистической партии.

Однако левоцентризм не обеспечил политическую устойчивость в Италии. Реформы проводились с большим трудом и под нажимом массовых выступлений трудящихся. Продолжалась правительственная чехарда — за 30 лет с 1948 г. сменилось 40 правительственных кабинетов. К середине 1970-х гг. кризис левоцентризма стал кризисом ХДП. На выборах 1976 г. ХДП получила 35 % голосов избирателей, а коммунистическая партия — 34 %. Таким образом, многолетняя борьба правых сил Италии за изоляцию компартии провалилась.

После этого в 1980-е гг. менялись одно за другим правительства, формировавшиеся без коммунистов, на основе коалиции пяти партий (ХДП, ИСП, социал-демократы, республиканцы, либералы).

Перемены произошли и в Итальянской коммунистической партии: большая часть коммунистов перешла на социал-демократические позиции. Партия приняла новое название — Демократическая партия левых сил (ДПЛС) — и вступила в Социалистический интернационал. Были сняты лозунги диктатуры пролетариата, демократического централизма, изменены символы партии.

Парламентские выборы 1992 г. показали катастрофическое падение влияния главных политических партий, включая бывшие ИКП, ИСП и ХДП.

Послевоенная партийно-политическая система вступила в конечную фазу своего кризиса.

Развал прежней партийной системы



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Италия"

Вопросы занятия будут такими:

провозглашение республики в Италии, итальянский центризм;

левоцентризм и его кризис;

новая партийная система.

В годы Второй мировой войны Италии являлась агрессором и союзником Германии.


Но действия Итальянского движения Сопротивления, сыгравшего важную роль в освобождении Северной Италии, и устранение диктатора Бенито Муссолини от власти стали теми причинами, по которым Италия, не утратила своей государственности. Итальянцы получили право восстановить демократический режим в своей стране. 2 июня 1946 года состоялся референдум, на котором населению предстояло решить: останется Италия монархией или станет республикой. Большинство избирателей (55 %) отдали предпочтение республике.

В этом же году прошли выборы в Учредительное собрание. В ходе его работы была принята Конституции Итальянской Республики, вступившая в силу в 1948 году.


Выборы 1946 года выявили расстановку политических сил в Италии. Христианско-демократическая партия получила 35 % голосов.

Итальянская социалистическая партия – 20 %. Итальянская коммунистическая партия – 19 % голосов.

В Италии действовала пропорциональная избирательная система. Поэтому ХДП, ИСП и ИКП заняли соответствующее набранным процентам голосов число мест в палате депутатов и сенате.


Правее ХДП находились мелкие партии – Итальянская республиканская партия, Итальянская либеральная партия, Итальянское социальное движение и иные. Каждая из них набрала по 2–3 % голосов. Эти партии не являлись самостоятельной силой в парламенте.


В итоге после 1946 года в Италии утвердилась парламентская республика с многопартийной системой. Особенностью политической системы Италии было почти полувековое господство Христианско-демократической партии. В оппозиции к ней находились коммунисты и социалисты. Со времён движения Сопротивления и до 1954 года они были союзниками. Крайне правый фланг занимали неофашисты – Итальянское социальное движение.


В 1960 году в Италии разразился политический кризис. Лишившись поддержки ряда мелких партий, ХДП сформировала правительство при содействии неофашистов. Этот шаг вызвал возмущение в обществе и привёл к беспорядкам. Правительство ушло в отставку. До этого инцидента ХДП отвергала союзы как с левыми, так и с правыми партиями. Такая позиция оценивалась как центризм. Со второй половины 1940-х до начала 1960-х годов в Италии не проводилось насущных реформ.

Прежде всего это:

аграрная реформа на Юге;

жилищная реформа на Севере;

реформа социального обеспечения.

Но до середины 1960-х годов застой в политике удавалось компенсировать небывалым ростом итальянской экономики.


Почти два десятилетия, между серединой 1950-х и серединой 1970-х годов, экономика государства развивалась очень динамично. Среднегодовой прирост ВВП составлял 5,6 %. По этому показателю Италия занимала второе место в мире, уступая лишь Японии, где всё это время ежегодный прирост составлял почти 10 %. В это же время экономика США росла в среднем на 4 % в год, Великобритании на 2,5 %.


либерализация мировой торговли;

стабилизация мировой финансовой системы;

помощь по плану Маршалла.

Но не менее важными были и внутренние факторы:

наличие дешёвой рабочей силы;

освобождение общества от тоталитарного контроля;

высокая роль государственного регулирования;

развитые рыночные отношения.

Италия массово закупала лицензии и патенты на новейшие технологии. Это позволило создать основу для структурной перестройки экономики.


Промышленный Север, где бурно развивались автомобилестроение, электронная промышленность, нефтехимия. И отсталый аграрный Юг. С этим связаны и контрасты в развитии страны. На Севере развивались демократические институты. На Юге процветали клиентелизм и мафия. Отсюда – постоянные конфликты в обществе, высокий уровень преступности, коррупция, проникновение мафии в политику. Христианско-демократическая партия обладала фактической монополией на власть. Её стараниями от руководства была отстранена оппозиция в лице влиятельных левых сил – коммунистической и социалистической партий. Этим отчасти и объясняется острота многих проблем в итальянском обществе.


Союз ХДП с крайне правыми 1960 года вызвал бурный протест левых сил и привёл страну к политическому кризису. Это вынудило руководство ХДП искать союзников среди социалистов.

Левоцентристская коалиция была создана на основе согласованной программы реформ.

Среди её пунктов были:

улучшение пенсионного обеспечения;

проведение аграрной реформы;

введение областной автономии.

Политика союза ХДП – ИСП получила название левоцентризм. На основе коалиции ХДП и ИСП в 1963–1976 годах формировались левоцентристские правительства.


Они рассчитывали создать широкую опору правительству в стране. Продолжали линию на изоляцию коммунистической партии. Но левоцентризм не обеспечил политической стабильности в Италии. За 30 лет, начиная с 1948 года, сменилось 40 кабинетов министров. К середине 1970-х годов кризис левоцентризма перерос в кризис ХДП.


В 1980-е годы правительство Италии формировалось на основе коалиции из 5 партий, коммунисты в ней участия не принимали. Это – ХДП, ИСП, социал-демократы, республиканцы, либералы.


К концу 1980-х годов большая часть коммунистов из ИКП перешла на социал-демократические позиции. В 1991 году партия получила новое название – Демократическая партия левых сил (ДПЛС). Также – вступила в Социалистический интернационал. ДПЛС отказалась от лозунгов диктатуры пролетариата, демократического централизма.

Выборы 1992 года показали небывалый спад влияния главных политических партий. Партийно-политическая система Италии оказалась в кризисе.

Под следствие попали около 290 тысяч человек. Всего за взяточничество было осуждено более 5000 человек. Среди обвиняемых были бывшие премьер-министры: христианский демократ Джулио Андреотти. Лидер социалистов Беттино Кракси.


Коррупционный скандал дискредитировал практически все старые партии за исключением коммунистов и неофашистов На местных выборах 1993 года ХДП потерпела сокрушительное поражение. Полностью утратила свои позиции и ИСП. В 1994 году эти партии самораспустились. Прежняя многопартийная система Италии потерпела полный крах.



Предполагалось ввести всенародное избрание президента, создать условия для чередования у власти двух главных политических блоков (фактически создать двухпартийную систему). Но референдум провалился. Явка составила менее 50 % избирателей. В 2001 году у власти вновь оказался блок правых партий во главе с Берлускони. Его правительство действовало до 2006 года.



Политика Берлускони строилась на основе идей неоконсерватизма:

поощрение частной инициативы;

развитие механизмов рынка;


Левые силы обвиняли Берлускони в том, что отмена государственных ограничений и снижение налогов ведёт к бесконтрольности бизнеса, к уменьшению социальных гарантий работников.

При Берлускони в Италии была проведена политическая реформа. Страна вернулась к пропорциональной системе выборов. Также правительство разработало реформу государственного устройства. Италия должна была стать федерацией. Но на референдуме 2006 года о деволюции большинство избирателей не поддержало этой инициативы. Отсутствие экономического роста и высокая безработица подорвали доверие итальянцев к правому блоку. На выборах 2006 года победу одержала коалиция левых сил во главе с Романо Проди.


Но начавшийся в 2008 году политический кризис позволил Сильвио Берлускони вновь занять кресло премьера. Всего, начиная с 1994 года, Берлускони четырежды становился премьер-министром Италии и занимал этот пост с перерывами до ноября 2011 года. Интересно, что за всю историю единой Италии, по продолжительности

срока полномочий Сильвио Берлускони занимает третье место после Бенито Муссолини и Джованни Джолитти.


В 2014 году приступило к работе 63-е правительство Итальянской Республики. Его главой является Маттео Ренци.


Таким образом, в 1946 году в Италии была провозглашена республика. Власть оказалась в руках ХДП.

До 1960 года ХДП проводила курс, получивший название центризм.

Фактическая монополия ХДП на власть привела к кризису левоцентризма.

Новая партийная система Италии построена на основе коалиций правых и левых сил.

44. ФРГ в годы правления "большой коалиции" (1966-1969).(готово)




реформ в стране совместно с коммунистами и социалистами. Участие коммунистов в парламентском большинстве позволяло им влиять на политику правительства путём периодических взаимных консультаций.

46. Франция в "эру Миттерана" (1981-1995).

44. ФРГ в годы правления "большой коалиции" (1966-1969).(готово)

реформ в стране совместно с коммунистами и социалистами. Участие коммунистов в парламентском большинстве позволяло им влиять на политику правительства путём периодических взаимных консультаций.

46. Франция в "эру Миттерана" (1981-1995).

Читайте также: