Проблемы русской культуры 18 19 веков кратко

Обновлено: 05.07.2024

Семнадцатый век в России, как отмечает академик Д. Лихачев, сыграл роль, аналогичную западноевропейскому Ренессансу, роль предвозрождения, осуществив социокультурный переход к Новому времени. Правление Петра I явилось этапом качественного развития Русской государственности и культуры. Реформы Петра были определены культурным развитием России XVII века. Его называют Русским барокко.

Реформы Петра I открывают собой эпоху Нового времени в русской истории и эру русского просвещения в культуре. Главное содержание петровской модернизации составила секуляризация культуры ("обмирщение"). Возникают новые культурные функции феноменов быта и особенностей поведения. В жизни русского дворянства произошла настоящая революция.

С.М. Соловьев выделил следствия Петровских реформ:

Ä вывод русского народа на историческую сцену как сильного исторического деятеля;

Ä соединение обеих, дотоле разобщенных, половин Европы через совместную деятельность.

В оценке значения реформ Петра I выделилось два направления:

Ä усиленная идеализация допетровской Руси;

Ä признание великого значения Петровских реформ.

В.О. Ключевский говорил о реформах: "совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства - это политическая квадратура, загадка, разрешавшаяся у нас со времени Петра два века, и доселе не разрешенная".

Русская классическая культура XIX века - период в развитии русской культуры Нового времени, характеризующийся зрелостью, национальной самобытностью, определенностью своего самозознания, давший наибольшее число достижений, признаваемых "классическими", т.е. эталонными для данной культуры, и определяющие ее "лицо" в масштабе культуры мировой (Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин).

В XIX веке дилемма "запад - восток" приняла определенный вид российской дилеммы "охранения - модернизации" (западники и славянофилы). Русская культура XIX века имела дихотонический (противоречивый) характер. К концу XIX века в русской культуре обозначились два полярных идеала общественного устройства, мировоззрения и нравственно-религиозного служения. С одной стороны - это идеал самобытности России, с другой - идеал всеединства. Противоречие становится типологической характеристикой русской культуры как целого. Оно приобретает характер цепной реакции и охватывает все пласты русской культуры (И.В. Кондаков).

Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в.

С XIX века начался культурный подъем в русском народе. Отечественная война 1812 года ускорила процесс национального самосознания. Началось сближение русского народа с другими народами страны.

Образование

Образование в России в начале XIX века можно назвать лишь формальным. Т. е. существовавшая система образования удовлетворительных результатов не давала.

В 1804 году существовал только Казанский университет. Из технических учебных заведений только горный в Петербурге. Немного позже при Александре I появился Лесной институт.

Затем сфера образования стала развиваться. Николай I продвигал техническое, инженерное и военное образование. Появились Московское техническое училище, Петербургский Технологический Институт, Инженерная и Артиллерийская академии, академия Генерального штаба.

В 1815 году Лазаревы основали в Москве Институт восточных языков. Это дало возможность русским студентам углубиться в культуру Востока. Стали возможны дипломатические миссии в восточные страны.

Еще одним направлением развития образования было женское образование. Открывались Институты благородных девиц, воспитывающие добрых жен и матерей.

Открывающиеся духовные учебные заведения объединялись в одну систему.

К середине столетия в стране появилось уже 8 высших учебных заведений, 2 лицея и примерно 40 гимназий.

Наука

Начавшийся промышленный прогресс требовал развития науки. Научная жизнь страны в тот период :

  1. Благодаря Лобачевскому появилась геометрия, отличная от геометрии Евклида, которая была названа неевклидова геометрия.
  2. Николай Зинин синтезировал анилин, который стал использоваться в промышленности.
  3. Благодаря Петрову стало возможным использование электрического разряда в разреженном газе и электрические дуги для освещения.
  4. Якоби открыл метод гальванопластики.
  5. Аносов, который проводил исследования в области стали, создал стальные клинки.

Живопись

В русской живописи существовало 2 направления – академизм и реализм.

Самые известные художники-академисты:

  • Иванов;
  • Тропинин;
  • Кипренский;
  • Брюллов.

Самым известным художником-реалистом того времени являлся Федотов. Он писал картины в комедийно-сатирическом характере.

Развитие музеев началось только во второй половине XIX века

Театр и музыка

Отечественный театр только начинал развиваться. Большую роль играли крепостные театры, т. к. многие артисты были из крепостных, Например, Щепкин и Мочалов.

Самые знаменитые композиторы того времени:

Эти композиторы заложили основы русского городского романса.

Архитектура и скульптура

В архитектуре господствовала эпоха классицизма. Петербургский классицизм отличался построением целых ансамблей, которые были едины и гармоничны. Самые знаменитые проекты того времени:

В стиле Московского классицизма строились отдельные здания, а не ансамбли. Самые знаменитые проекты:

  • Большой театр и Манеж Бове;
  • памятник Минину и Пожарскому на Красной площади Матроса.

Современный музей Толстого на Пречистенке тоже был построен в то время по проекту Григорьева.

В Петербурге стали строиться многоквартирные дома, которые в то время назывались доходными.

В 1838 году по проекту Тона построен Большой Кремлевский дворец, а в 1839 году заложено основания Храма Христа Спасителя.

Журналистика

Самые популярные русские журналы в первой половине XIX века:

Литература

  1. Романтизм. Представители данного направления – Жуковский, Рылеев, Кюхельбекер. В ранние годы Лермонтов и Пушкин тоже писали в стиле романтизма.
  2. Реализм. Направление появилось ближе к середине XIX века. Основоположником являлся Пушкин. Другие писатели, создававшие произведения в стиле реализма, – Грибоедов, Тургенев, Лермонтов, Некрасов, Гоголь.

Путешествия и географические открытия

В начале XIX века проводилось множество экспедиций и исследований. Самые важные из них:

Помимо достижения в области географической науки, экспедиции имели значение во взаимодействии с другими народами.

Факторы, оказавшие влияние на развитие русской культуры в первой половине XIX в.:

  • рост национального самосознания русского народа под влиянием событий Отечественной войны 1812 г.
  • усиление интереса к общественным наукам и отечественной истории;
  • развитие общественной мысли;
  • вовлечение в сферу культуры представителей различных социальных слоёв;
  • цензурная политика правительства, особенно в Николаевскую эпоху, не допускавшая распространения в печати оппозиционных и передовых идей.

ОБРАЗОВАНИЕ

В ходе реформы системы образования 1802—1804 гг. создана централизованная система государственной общеобразовательной школы, основанная на принципах всесословности, бесплатного обучения на низших ступенях, преемственности учебных программ разных ступеней образования.

Университетский устав 1804 г. давал вузам широкую автономию в вопросах внутренней жизни (отменена при Николае I согласно уставу 1835 г.). Открыты новые университеты в Дерпте (1802 г.), Казани (1804 г.), Харькове (1804 г.) и Варшаве (1816 г., закрыт после польского восстания 1830 г.).

ЖУРНАЛИСТИКА

Появляются новые журналы:

ЛИТЕРАТУРА

Литературный процесс XVIII — первой половины XIX в. отличается богатством стилей и художественных направлений.

Классицизм предполагал единство места, времени и действия, чёткое деление персонажей на положительных и отрицательных. Представители этого стиля в литературе — Г. Р. Державин, ранний Н. М. Карамзин и др. В 1820-х гг. данное направление переживает кризис.

Сентиментализм основывался на эмоциональной насыщенности литературных произведений, чрезмерной чувственности, обращении к душе человека, его отношениям с природой и другими людьми. Представители сентиментализма — поздний Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин и др.

Для романтизма характерно выступление против нивелирования личности, жажда совершенства, гражданской независимости. В балладах и думах В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, А. И. Одоевского, ранних произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова воспевались народные герои, борцы за свободу.

Для реализма характерно правдивое, объективное отражение действительности. Представители реализма — А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. В. Гоголь и др.

АРХИТЕКТУРА

В архитектуре господствующим стилем в первой половине XIX в. был классицизм, ориентировавшийся на образцы античной архитектуры. Выдающимися российскими архитекторами были К. И. Росси (Елагинский дворец, ансамбль Михайловского дворца, здания Главного штаба, Александрийского театра, Синода, Сената в Петербурге), А. Д. Захаров (здание Адмиралтейства в Петербурге), Тома де Томон (здание Биржи), А. Н. Воронихин (Казанский собор в Петербурге), О. Р. де Монферран (Александрийский столп на Дворцовой площади и Исаакиевский собор в Петербурге), О. И. Бове (реконструкция Москвы после пожара 1812 г.), К. А, Тон (Храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец в Москве).

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Представители классицизма создавали произведения прежде всего в историко-мифологическом жанре:

МУЗЫКА И ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Россия продолжала расширять свои территории и стала огромной страной-империей. Начатые в XVIII в. реформы и преобразования также продолжались, и Россия ускоренно изменялась, обретая свое законное место среди ведущих держав мира.

Содержание

1. Российская культура XVIII века………………………………………5

1.2 Книгоиздание и литература………………………………………….8

2. Культура России XIX века……………………………………………14

2.1 Культура России в первой половине XIX века…………………….14

2.2 Культура России во второй половине XIX века…………………. 18

Работа состоит из 1 файл

культурология1.doc

1.4 Музыка. Театр. XVIII в. стал временем рождения русского театра. В 1702 г. в Москве открылся первый публичный театр ("Комедийная хоромина"). Позднее в Ярославле под покровительством воеводы Мусина-Пушкина был создан Театр Ф.Г. Волкова.
В 1756 г. в Петербурге был создан первый государственный театр. Основу его составила труппа ярославских актеров во главе с Волковым. В то же время действовал Школьный театр при Сухопутном Шляхетском корпусе, в 1779 г. возник частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле), впервые поставивший "Недоросля" и другие пьесы Фонвизина. В Москве представления разыгрывались итальянской труппой Д. Локателли. В 1780 г. был открыт Петровский театр, ставивший, как это было принято, драматические, оперные и балетные спектакли. Широко известны были крепостные театры князя Н.Б. Юсупова в Архангельском, графа Н.П. Шереметева в Останкино, на сцене которого блистала П. И. Ковалева-Жемчугова.
Большая часть театрального репертуара представляла собой переводы и переделки переводных пьес, но во второй половине XVIII в. появляется национальная драматургия (Сумароков, Фонвизин, Херасков).
Светская музыка начала XVIII в. была представлена несложными формами бытовой песни, а также кантами (вид многоголосой песни, заимствованный из Литвы и Польши). Канты носили торжественный характер и исполнялись, как правило, на празднествах в честь военных побед России.
В середине XVIII в. популярными в России стали итальянская и французская опера. В последней четверти столетия формируется отечественная композиторская школа. Ведущим жанром была комическая опера. Успехом пользовались оперы А.О. Аблесимова, В.А. Пашкевича, Е.И. Фомина, Д.С. Бортнянского. На рубеже XVIII – XIX вв. появился жанр камерной лирической песни, развитие которого способствовало творчество О.А. Козловского.
Последняя треть XVIII века характеризуется значительной демократизацией музыкально-общественной жизни. Театральная жизнь выходит далеко за пределы придворного, аристократического быта. Развивается музыкальное образование, нотопечатание и нотоиздательское дело. Музыка становится достоянием более широких кругов русского общества: домашнее музицирование получает распространение в мелкопоместной и городской мещанской среде.

Итоги историко-культурного развития России в XVIII веке весьма значительны. Продолжалось развитие русских национальных традиций во всех видах искусства. В то же время укрепление связей с зарубежными странами способствовало проникновению западного влияния на русскую культуру. Укрепление могущества Русского государства, которое стало одним из крупнейших государств мира, способствовало формированию русской нации и единого русского языка, ставшего величайшим культурным богатством русского народа. Получили развитие все направления культуры - образование, книгопечатание, литература, архитектура, музыка. Произошло обмирщение, секуляризация культуры, проникновение в Россию идей Просвещения. Это способствовало появлению новых видов культуры – первых литературных журналов, художественной литературы, общедоступного театра, светской музыки. Значительно расширилась сфера духовной деятельности русских людей.

2. Культура России XIX века

2.1 Культура первой половины XIX В.

Культура первой половины XIX в. характеризовалась быстрой сменой направлений. В общественном сознании происходил постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе стиля классицизма. И как следствие, усилилось внимание к человеку, его внутреннему миру, где чувство, а не долг выступало важным побудительным мотивом его поступков.

Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но при этом обладает ярко выраженной спецификой, обусловленной всем ходом предшествующего исторического и духовного развития. Внимание к отечественной истории было характерно для всей культуры в целом. К исторической проблематике обращались многие писатели, поэты, композиторы. Но русская художественная интеллигенция, в соответствии со своей миссией глашатая свободы и либерализма, не испытывала приверженности к абстракциям грез и иллюзий, к фантазиям, далеким от действительности. Окружающий мир воспринимался русскими художниками XIX в. как главный предмет творчества. Это стимулировало развитие реалистической образности, которая сочеталась с романтическими средствами выразительности. Историки русской культуры справедливо полагают, что романтизм стал важным звеном в общем процессе развития культуры от классицизма к реализму. Именно это одновременное переплетение стилей и способствовало рождению выдающихся произведений русского искусства.

На характер и содержание русской культуры существенное влияние оказало движение декабристов, которое придало ей особые черты гражданственности и политического вольнолюбия. Это влияние послужило причиной для появления нового способа воспроизведения действительности, получившего впоследствии название критического реализма, одного из основных методов в русской литературе XIX в. Идеи борьбы и свободы личности нашли свое отражение в творчестве передовых русских писателей Пушкина, Гоголя, Лермонтова.

Начиная с Пушкина и Гоголя, русские писатели и поэты — И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Островский, Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет и др. постоянно стремились воплотить в своем творчестве высокий социально-гуманистический нравственный идеал.

В первые десятилетия столетия архитектура, развиваясь в формах позднего классицизма — ампира, обретает особую торжественность. В отличие от дворцовых и храмовых построек предшествующей эпохи зодчие трудятся в основном над проектами зданий общественного и утилитарного характера: театров, министерств, казарм и т. д. Иными словами, облик архитектуры определяли постройки общегородского предназначения.

Первыми в русле позднего классицизма (ампира) в русской архитектуре творили А.Н. Воронихин и А.А- Захаров.

К началу 30-х гг. классицизм как ведущий стиль русской архитектуры совершенно исчерпал себя: подъем национального чувства, гражданский пафос служения отчизне, бывшие духовной основой классицизма первой четверти столетия, после поражения декабристов практически утратили свое значение. Именно в этом заключалась основная причина кризиса в архитектуре во второй трети XIX в. Внешне кризис проявился в утрате гармонии архитектурных форм, их чрезмерной геометричности, переусложненности декоративных деталей. Примером тому могут служить здания, вошедшие в ансамбль Исаакиевской площади в Петербурге, и главное из них — Исаакиевский собор, возведенный по проекту Огюста Монферрана.

В 30-х гг. в связи с упадком классицизма на смену ампиру пришли различные эклектические формы, в том числе получил распространение русско-византийский (или псевдорусский) стиль. Одним из ведущих архитекторов этого стиля был К.А. Тон — автор проектов храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца, Оружейной палаты.

С первых лет XIX в. в художественных вкусах российского общества заметны очевидные изменения в связи с отказом от художественных канонов классицизма. В русской живописи растет интерес к человеческой личности, жизни простых людей. Как и в литературе, в живописи мир романтических чувств соединился с реальными образами, вызвав к жизни новые имена художников и творческие открытия.

Развитие романтизма, а затем и реализма в изобразительном искусстве повлекло за собой серьезные перемены в академической живописи. В 30—50-х гг. идейные основы академизма, основанные на иерархической ценности жанров, все более устаревали. Художественные установки академизма вступали в противоречие с требованиями жизни и общественными задачами искусства. Все очевиднее становилась потребность в новых выразительных средствах в живописи. В этих условиях еще сохранялся приоритет исторического жанра, в то время как бытовой жанр в качестве самостоятельного еще не получил признания. Утверждение романтических идей предопределило тогда быстрое развитие портретного жанра в живописи.

Русская культура первой половины XIX в., отразив плодотворный диалог разных направлений, сделала важный шаг вперед. В творчестве художников всех видов искусства воплотилась идея русской национальной самобытности. Плодотворность этой идеи подтвердилась в еще более высоких достижениях литературы, живописи и музыки второй половины столетия.

2.2 Культура второй половины XIX века

Столичное дворянство было основным носителем культуры примерно до середины столетия, когда в России выдвинулись новые общественно-политические силы — разночинцы, выходцы из новых общественных слоев и революционно настроенная интеллигенция. Эти силы видели свою историческую миссию в решении двух основных проблем — образ России и судьба человека. Способы решения этих проблем получили разнообразное социально-политическое, нравственное, религиозное и духовное выражение. В творчестве писателей, композиторов, художников, архитекторов решение этих проблем и соответствующее их выражение обрели черты новой картины мира, сквозь призму которой произошла переоценка общественной роли и значимости культуры.

Кроме того, разночинцы сделали русскую культуру более социальной по проблематике и в значительно большей мере демократичной по направленности и формам. Отныне гораздо активнее и критически глубже осознаются главные социальные конфликты русской действительности. Никогда ранее культура так непосредственно не участвовала в крупных общественных движениях. Отсюда ее характерными чертами стали гражданственность, высокая нравственность и демократическая направленность.

Начало творческой деятельности Ивана Сергеевича Тургенева относится к 40-м гг., когда писатель увлекался философией романтизма. Под ее влиянием сформировалось жизненное кредо Тургенева — он был противником насильственных мер решения любых проблем, в том числе и социальных. Однако увлечение романтизмом прошло довольно быстро, и уже с середины 40-х гг. Тургенев становится писателем-реалистом.

Читайте также: