Военная диктатура в бразилии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Термины военная диктатура в Бразилии , Пятая бразильская республика или просто военная диктатура (на португальском : Ditadura militar ) часто используются для обозначения исторического периода, начавшегося в Бразилии с государственного переворота 31 марта 1964 года , свергнувшего демократическое правительство. президента Жоао Гуларта и установил военную диктатуру во главе с Умберто де Аленкар Каштелу Бранку и завершился победой на выборах Бразильского демократического движения . , предполагая , что Хосе Сарни стал первым гражданским президентом 15 марта 1985 года .

В период военного правления совершались массовые нарушения прав человека . Военный режим подавлял свободу печати и жестко подавлял политическую оппозицию. Он официально принял национализм , экономическое развитие и антикоммунизм в качестве официальных флагов. На протяжении всего своего существования, особенно в 1960 -х и 1970 -х годах , бразильская военная диктатура получала материально-техническую и экономическую помощь от правительства Соединенных Штатов в так называемом плане Кондор , устанавливая аналогичные диктатуры в более широких рамках холодной войны . . Режим достиг своего апогея в 1970 году с бразильским экономическим чудом , которое принесло большую популярность правительству, несмотря на политические репрессии. Однако, начиная с 1974 года, при президенте Эрнесто Гейзеле в стране произошел экономический спад, что привело к ряду поражений правящей партии на выборах. В 1979 году, с приходом к власти Жоау Фигейреду , было легализовано создание политических партий (хотя изначально эта мера преследовала цель раздробить оппозицию, способствуя преемственности режима). Начиная с 1980 -х годов , военная гегемония вступила в кризис из-за хронической инфляции и прогрессирующего краха военных режимов в Аргентине , Перу и других соседях Южной Америки . В 1985 году были проведены последние непрямые выборы , в которых участвовали только гражданские кандидаты, и кандидат от MDB Танкредо Невес одержал победу с большим отрывом. Невес скончался до вступления в должность, и его заменил Хосе Сарни .

Сарни вступил в должность президента 15 марта 1985 года, положив конец военному режиму. После своего избрания он восстановил гражданские свободы и запланировал принятие новой конституции в 1988 году, восстановив прямые выборы президента республики и закрепив окончательный переход к демократии.

учреждение

Задний план

С начала 1964 года экономика Бразилии переживала серьезные проблемы, инфляция была высокой, а политические разногласия между президентом Жоао Гулартом и правой оппозицией нарастали. Для вооруженных сил было важно заставить президента отказаться от плана реформ и отстранить своих левых союзников от правительственной администрации . Гуларт все еще был уверен в лояльности группы офицеров, выдвинутых на высокие посты во время его пребывания в должности, и в возможности того, что его сторонники могут оказать вооруженное сопротивление военному восстанию .

После собрания матросов, требовавших повышения жалованья, Гулар почти полностью оторвался от военной иерархии. Присутствовали две тысячи из них под командованием Хосе Ансельму душ Сантуша [ 3 ] , а с ними заместитель Леонель Бризола . [ 3 ] Тогдашний военно-морской министр Сильвио Мота приказывает арестовать матросов, проводивших собрание. [ 3 ] Наконец, президент объявляет амнистию всем причастным. [ 3 ]

30 марта президент Гулар произносит неожиданную речь в автомобильном клубе Рио-де-Жанейро перед отрядом сержантов и просит военных поддержать его реформы. Это становится спусковым крючком для заговорщиков.

Развитие переворота в Бразилии


В ночь на 31 марта генерал Олимпио Моурау Фильо , глава гарнизона Минас-Жерайс , начал мятеж, продвигаясь со своими войсками в сторону Рио-де-Жанейро , где тогда находился Гуларт. Во второй половине дня начальник штаба армии генерал Умберто де Аленкар Каштелу Бранку тщетно пытается убедить путчистов, утверждая, что не было уверенности в поддержке войск из Сан-Паулу. Ночью Амори Круэль, командующий 2-й армией (базирующейся в Сан-Паулу ), звонит Гуларту и просит его уйти в отставку или уволить своих левых советников. . Президент отклоняет требование, ругая Круэля за то, что он попросил его принять унизительное решение для президента. После неудачной попытки генерала Круэля к перевороту присоединяются войска Сан-Паулу.

Гуларт отвергает первые известия о восстании и планирует сопротивление, опираясь на лояльные ему дивизии, базирующиеся на юге Бразилии (его родной регион), рассчитывая на войска Параибы и Риу-Гранди-ду-Сул . Однако ни с одним из его офицеров связаться не удалось, так как путчисты выбрали дату, когда возможные генералы, верные Гуларту, находились в отпуске , на перерыве или по разным причинам находились вне своих гарнизонов. Без вариантов Жоао Гулар покидает Рио-де-Жанейро и отправляется в Бразилиа в полдень 1 апреля. , но там он обнаруживает, что Конгресс, в котором доминирует правая оппозиция, планировал объявить его вакансию и отказался поддержать его против заговорщиков. В тот же день он переехал в Порту-Алегри , планируя оттуда противостоять перевороту и ожидая определения 1-й армии (расквартированной на окраине Рио-де-Жанейро) (тем временем Леонель Бризола требовал вооруженного сопротивления перевороту), но президент Не успешен. Генерал Армандо де Мораес Анкора, командующий 1-й армией, пытался противостоять восстанию, но, столкнувшись с риском развязать драку между бразильскими солдатами (ситуация, которую хотели предотвратить все военачальники), отказался от своих усилий и присоединился к силы с генералом Амори Круэлем за пределами Рио-де-Жанейро .

Курс военной диктатуры в Бразилии

Начало диктатуры

Наиболее радикальные группируются вокруг генерала Артура да Коста-э-Силва , а самые умеренные - вокруг маршала Умберто де Аленкар Каштелу Бранку . [ 5 ] в Бразилии был установлен режим, который внешне поддерживал прежние демократические институты, такие как парламент и всеобщее избирательное право , но не позволял недоброжелателям пользоваться основными политическими правами (например, голосовать и быть кандидатом на выборах) посредством указов, называемых институциональными актами .

диктаторское правительство Каштелу-Бранку


Умберто де Аленкар Каштелу Бранку приходит к власти 15 апреля 1964 года, и как только его полномочия начинают действовать, он демонтирует левых в Конгрессе и устанавливает упразднение политических партий, фактически запрещая им осуществлять деятельность, и вводит цензуру прессы . и публикации. Постепенно со следующего года режим ужесточается. Институциональный закон сделал президентские выборы непрямыми, и такие политики, как Жуселино Кубичек и даже Карлос Ласерда и Адемар де Баррос - гражданские лица, поддержавшие переворот, лишены политических прав. В этом случае запрещаются выборы губернаторов штатов прямым голосованием. Допускаются только две политические партии: одна в поддержку правительства ( ARENA ), а другая в оппозицию ( MDB ). Военные начальники воздерживаются от назначения диктатора с чертами каудиллиста, предпочитая установить твердую автократическую власть над бразильской политикой в ​​союзе со многими правыми политическими лидерами, приостанавливая все больше и больше индивидуальных прав и свобод. Тем временем оппозиция правительству, в основном со стороны студентов и леворадикальных террористических группировок, растет.

Каштелу-Бранку вскоре вступил в конфликт с другими военачальниками, поддерживающими идею о том, что военная диктатура должна быть преходящей, а политическое командование должно быть возвращено гражданскому населению как можно скорее, хотя и с необходимыми гарантиями того, что бразилец оставил Артуром да Коста-э-Сильвой , который вместе с другими военачальниками постулировал, что диктатура должна длиться несколько лет.

Режим возродил отношения Бразилии с международными финансовыми учреждениями , которые были приостановлены после решения президента Жуселину Кубичека в 1958 году отвергнуть условия, навязанные Соединенными Штатами и МВФ по кредиту в размере 300 миллионов долларов. Экономические меры, критикуемые США и МВФ, были отменены. Забастовки были запрещены, профсоюзы подавлены, реальная заработная плата упала, при этом ВВП упал на 7% в 1965 г. В том же году Бразилия подписала соглашение с МВФ, получила новые кредиты, а ее внешний долг был реструктурирован Соединенными Штатами, несколько Европейские страны-кредиторы и Япония . Ежегодные кредиты увеличились с нуля до в среднем 73 млн долларов в течение оставшейся части 1960-х годов, а затем почти до 500 млн долларов в год в середине 1970-х годов Экономическая политика военного режима получила высокую оценку международных финансовых учреждений. [ 7 ]

Были начаты амбициозные проекты по интеграции Амазонки в национальную экономику за счет разрушения окружающей среды и перемещения коренного населения . Самым символичным из них было строительство шоссе протяженностью более четырех тысяч километров между городом Кабеделу на северо -востоке и городом Лабреа , недалеко от границы с Боливией. Проект, который никогда не будет полностью завершен, был запущен в 1972 году с целью создания крупных ферм, лучшего контроля границ и переселения бедняков на новые земли, избегая аграрной реформы, отвергнутой диктатурой. [ 8 ]

Во внешней политике режим поддерживал португальский колониализм в Африке — затем вовлеченный в кровавые конфликты в Гвинее-Бисау , Анголе и Мозамбике — и развивал торговые отношения с Южной Африкой . В 1960-х единственным черным правительством, с которым режим поддерживал дипломатические отношения, было правительство Уфуэ-Буаньи в Кот-д'Ивуаре .

Военный режим способствовал колонизации территорий коренных народов, растратил природные ресурсы, создал концентрационные лагеря для коренных народов и убил не менее 8000 коренных жителей. [ 9 ]

Смотрите также

Библиография

  • Борис, Фауст (1995). Бразилия, от колонии к демократии . Мадрид: Издательский альянс. ISBN8420642363 .
  • Лейхт, Федерико (2013). Порядок и прогресс: влияние Бразилии на пути к перевороту . Монтевидео: Издания площади.

использованная литература

внешняя ссылка

Военная диктатура в Бразилии , также известная в местном масштабе как Пятая республика с 1967 года, является политическим режимом в Бразилии , начавшийся вслед за государственным переворот в 31 марта 1964 г. во главе с маршалом Каштелу Бранко, свергнувшим Четвертую республику и ее избранным президентом Жуаном Гулартом , и которая продлилась до избрания Танкреду Невеса в 1985 году. Военные оправдали переворот, который произошел через несколько лет после выравнивания кубинского режима с СССР под предлогом коммунистической угрозы.

Но на внутреннем уровне государственный переворот отмечает влияние бразильской армии на политику и ее волю подчиняться приказам страны в соответствии с доктриной национальной безопасности, сформированной под влиянием Соединенных Штатов , но также из Франции .

Резюме

Прелюдии к государственному перевороту

Доктрина национальной безопасности

Маршал Кастело Бранко , глава хунты , и его серый кардинал Генерального Golbery сделать Коут э Сильва являются безусловными союзниками Вашингтона. Они сражались с армией Соединенных Штатов во время итальянской кампании во Второй мировой войне . Кастело Бранко встретился там с генералом Верноном Уолтерсом , будущим заместителем директора ЦРУ , сыгравшим ключевую роль в путче 1964 года.

В 1950-х годах ESG настаивал на социально-экономических исследованиях для офицеров под влиянием французской военной миссии (1919-1939) и Совместной комиссии по обороне Бразилии и США (1942-1977). Студенты, гражданские и военные, из СОБ, и анализируют инфляцию , банковскую реформу, аграрный сектор , избирательные системы , транспорт, образование и войну с повстанцами. В середине 1960-х годов эта доктрина национальной безопасности, которая обучает офицеров управлению страной, нашла отражение в ECEME (Армейская штабная командная школа) и, следовательно, пронизала весь бразильский армейский офицерский корпус. Помимо влияния доктрины национальной безопасности, существуют интеллектуальные лаборатории промышленной буржуазии, такие как IPES (pt) (Институт исследований и социальных исследований) и IBAD (pt) (Бразильский институт социальных исследований) . Демократическое действие при финансовой поддержке США Штатов), развивать консервативную пропаганду среди офицеров и гражданского общества.

«Если мы оставим имя революционера для противников, мы поддаемся обозначению контрреволюционеров и, таким образом, диалектически , мы начинаем проигрывать, прежде чем сражаться. "

Таким образом, ESG разработала доктрину, согласно которой бразильская армия выдавала себя за единственного представителя общих интересов и бразильской идентичности, выходя за рамки частных и классовых интересов и являясь гарантом христианского характера бразильской нации. По словам Мод Кирио:

«ESG фактически сформулировал в начале 1950-х годов настоящую правительственную доктрину, единственную, способную рационально организовать страну в перспективе неизбежной войны против международного коммунизма; Согласно этой доктрине, вся деятельность страны должна быть ориентирована на военные усилия, поэтому конечная ответственность и компетенция принадлежат вооруженным силам, более или менее связанным с гражданскими лицами, которые действуют в большей степени как эксперты, чем представители народа. "

Социальный контекст

Кроме того, существование многих социальных движений в Бразилии в 1963-1964 годах пугает консервативные круги, как бразильские, так и американские, в то время как Жоау Гуларт (по прозвищу Джанго ) считается слишком мягким перед лицом этих требований. Пока страна погружается в гиперинфляцию (провал трехлетнего плана (ru), подготовленного министром Селсо Фуртадо ), популярный Джанго находится под давлением как левых, которые хотят сделать акцент на социальных и политических реформах, так и среднего и высшего классов. , которые наоборот склоняются к консерватизму и антикоммунизму .

Таким образом, в 1964 году у бразильских вооруженных сил было два главных врага: коммунизм и наследники бывшего президента Жетулиу Варгаса , в частности Бразильская лейбористская партия (PTB); но на самом деле они отвергают весь политический класс. По словам Мод Chirio, « Golpe мыслятся как революция против представительной демократии , как она функционирует и против его представителей, то есть сказать , большая часть гражданской политической среды. " . Поднимая идею радикальной реформы общества, существующую с 1920-х годов в tenentismo , революционном движении молодых офицеров, они утверждают, что очистили политическую жизнь, положив конец коррупции гражданских лидеров.

Институциональная Закон п о 1 1964 и изображали военные , как эманации народного суверенитета , несмотря на сильное извержение , ведущих к увольнению избранного президента:

«Победоносная революция вкладывает себя в осуществление Учредительной власти. Это проявляется в народных выборах или в революции. Это наиболее радикальная форма Учредительной власти (…). Лидеры победившей революции, благодаря действиям Вооруженных Сил и безоговорочной поддержке Нации, представляют Народ и от своего имени осуществляют Учредительную Власть, единственным держателем которой является Народ. "

Переворот и операция Брат Сэм

Общие Olympio Mourão Филу , командир IV - го военного округа в штате Минас - Жерайс и участник восстания Интегралиста 1938, принимает короткие своих коллег, идя от 31 марта 1964 г. со своими войсками в Рио-де-Жанейро . В 2 апреля 1964 г. , председатель Сената Ауро де Моура Андраде (PT) объявляет пост президента вакантным. Давно спланированный военный переворот был поддержан ЦРУ .

Установление диктатуры



Операция Bandeirante (пт) (OBAN), который является создание специального политического центра полиции под совместным управлением военных и полиции, был официально открыт в июне 1969 года Бюро общественной безопасности (EN) (OPS) из Соединенные Штаты были у истоков создания этого центра, который был предком DOI-CODI (in) , и глава ПАОЗ в Бразилии Теодор Браун впоследствии импортировал эту стратегию во Вьетнам ( программа Phoenix ). .

Во внешней политике режим поддерживает португальский колониализм в Африке - тогда он участвовал в кровопролитных конфликтах в Гвинее-Бисау , Анголе и Мозамбике - и развивает свои торговые отношения с Южной Африкой . В 1960-х единственным черным правительством, с которым режим поддерживал дипломатические отношения, было правительство Уфуэ-Буаньи в Кот-д'Ивуаре .

Экономическая политика

Режим возобновляет отношения Бразилии с международными финансовыми учреждениями , которые были заморожены после решения президента Жуселину Кубичека в 1958 году отказаться от условий, выдвинутых Соединенными Штатами и МВФ для получения кредита в размере 300 миллионов долларов. Экономические меры, критикуемые США и МВФ, отменяются. Забастовки запрещены, профсоюзы подавлены, а реальная заработная плата падает, при этом ВВП упал на 7% в 1965 году. В том же году Бразилия подписывает соглашение о резервном кредитовании с МВФ, получает новые займы и ожидает внешней реструктуризации своего долга США. несколько стран-кредиторов в Европе и Японии . Ежегодные ссуды в результате государственного переворота выросли с нуля до в среднем 73 миллионов долларов за оставшуюся часть 1960-х годов, а затем почти до 500 миллионов долларов в год в середине 1970-х годов. Международные финансовые институты приветствуют военный режим [недостаточный источник ] .

Амбициозные проекты по интеграции Амазонки в национальную экономику запускаются ценой разрушения окружающей среды и перемещения коренных народов . Самым символическим из них является строительство шоссе протяженностью более четырех тысяч километров между городом Кабедело в Нордеште и городом Лабреа у границы с Боливией. Проект, который никогда не будет полностью завершен, был запущен в 1972 году с целью создания крупных ферм, лучшего контроля границ и доставки бедного населения на новые земли, избегая при этом аграрную реформу, чем диктатура.

Идеологический дискурс хунты

Число погибших в результате военной диктатуры оценивается в 434 человека, но десятки тысяч человек были задержаны, многие из них подверглись пыткам, а 10 тысяч были вынуждены покинуть страну. Цифра 434 погибших, однако, вводит в заблуждение; По оценкам Национальной комиссии по установлению истины, репрессивная политика военной диктатуры также привела к гибели по меньшей мере 8 500 коренных жителей.

Некоторые случаи потерпевших приводят примеры:

Тысячи индейцев также были насильственно перемещены, чтобы построить на своей земле дороги или плотины гидроэлектростанций.

Амнистия 1979 года и политика справедливости и памяти

1979 г., закон об амнистии

В отличие от других стран Южного конуса , из-за закона об амнистии 1979 года, ограничительное толкование которого оспаривается Бразильской ассоциацией адвокатов (OAB), до сих пор не проводился судебный процесс против виновных в нарушениях прав человека в условиях диктатуры. Закон об амнистии, одобренный парламентом Бразилии 22 августа 1979 года, гарантирует отсутствие судебного преследования как в отношении полицейских или военных, применяющих пытки, так и против оппонентов, ведущих вооруженную борьбу против режима чрезвычайного положения. Этот закон, разрешивший возвращение политических изгнанников в Бразилию, но защищающий мучителей, все еще в силе.

1995: компенсация некоторым жертвам

Президент Фернандо Энрике Кардозу (1995-2002) ввел механизм компенсации жертвам и их родственникам в 1995 году .

С момента своего создания в 1995 году Комиссия зарегистрировала 136 смертей и исчезновений. Закон установил признание статуса жертвы для людей, которые не выбрали вооруженную борьбу, но попали под этот режим, таких как Рубенс Бейрот Пайва (бывший федеральный депутат, умерший в 1971 году , чье тело так и не было найдено) и Владимир Герцог (журналист, умер в 1975 году ). Этот текст предусматривал компенсацию семьям (от 38 000 до 58 000 евро). Тогда в Комиссию обратились триста тридцать девять семей.

В 2007 году советники проанализировали каждую ситуацию. Таким образом, они признали 221 новую жертву и отклонили 118 запросов. Все иностранцы, умершие в Бразилии, или бразильцы, исчезнувшие за границей, были исключены. Комиссия также призвала внести изменения в закон, чтобы включить в него жертв, покончивших с собой самоубийство. Таким образом, она смогла выплатить компенсацию соответствующим семьям. Комиссия признала гибель во время демонстраций, например, студента Эдсона Луиса, чье жертвоприношение в 1968 году вызвало студенческое восстание в Рио-де-Жанейро .

В 55% случаев выплачивалась компенсация. Так, в июне убитый в 1971 году городской партизан капитан Карлос Ламарка был восстановлен в армии, считавшей его дезертиром с 1969 года , в звании полковника. Вдова имела право на получение эквивалентной пенсии с обратной силой. Их двое детей, которые одиннадцать лет прожили на Кубе , также получили компенсацию.

2007: издание книги Право на память и правду

Произведение было представлено в хронологическом порядке дат смерти, что облегчало чтение в историческом контексте. Таким образом, в 1974 году , когда городских и сельских партизан уже не было, погибших не было, только пропавшие без вести. Это был пик официальной политики насилия.

Работа не понравилась и военным. На его презентацию не был приглашен ни один из командующих тремя силами. Узнав и посоветовавшись друг с другом, они решили не ехать туда и не посылать ни одного представителя, даже приглашенного. Присутствовал министр обороны Нельсон Жобим . Солдаты жаловались на пристрастность книги, в которой упоминалось 356 жертв диктатуры, но забывались 99 жертв партизан. Более того, Комиссия не выплатила компенсацию. Ваннучи пояснил, что закон, разрешивший создание Комиссии, предусматривает только признание жертв государственных репрессий и что другой закон должен быть принят для признания и выплаты компенсации жертвам повстанцев.

Официальные дани, мемориал

2009 г., объявление о будущем создании Комиссии по установлению истины о преступлениях диктатуры.

Если 21 декабря 2009 года Лула распорядился о передаче архивов, находящихся в ведении государства, он сохранил классификацию архивов Министерства обороны. Солдаты заявили, что уничтожили архивы армии, правительство Лулы запросило доказательства, но безрезультатно.

Но Конгрессу все же пришлось одобрить создание Комиссии по установлению истины.

После Второй мировой войны Бразилия, крупнейшая по территории и численности населения страна Латинской Америки, переживала тяжелые времена. Попытки идти по пути реформ были осложнены борьбой правых и левых политических сил, а усиление влияния армии заставляло опасаться захвата власти военной хунтой. Страна также оказалась втянута в холодную войну, поскольку и США, и СССР видели в Бразилии потенциального союзника, на которого можно было бы опереться в ходе противостояния западного и восточного блоков. США сделали всё, чтобы не дать левым силам укрепиться и не допустить установления в Бразилии режима, лояльного СССР. В 1964 году вмешательство США положило начало долгому правлению военных диктаторов в Бразилии.

Планы США относительно Латинской Америки

​Демонстрация в Рио-де-Жанейро под национальным флагом, 1 апреля 1964 года - Бразилия на грани | Warspot.ru

Демонстрация в Рио-де-Жанейро под национальным флагом, 1 апреля 1964 года

Так получилось, что латиноамериканское направление во внешней политике явилось одним из главных для Вашингтона. С одной стороны, указывает Перейра, латиноамериканские страны обладали огромными запасами ресурсов, необходимых для экономики США. С другой же, подконтрольные Вашингтону государства этого региона создавали мощную поддержку всем инициативам США в ООН.


Также нельзя было допустить, чтобы вооружённые силы стран Латинской Америки хоть как-то смогли бы угрожать безопасности США. Можно вспомнить, что последним доводом для вступления Штатов в Первую мировую войну стала именно телеграмма Циммермана с инструкцией убедить Мексику напасть на своего северного соседа. Да и традиционные внешнеполитические установки, типа доктрины Монро, тоже не следовало сбрасывать со счетов. В первой половине ХХ в. США довольно часто вмешивались вооружённым путем в жизнь латиноамериканских государств.

В 1950-е гг. стало ясно, что изоляция стран от коммунистического влияния может осуществляться, во-первых, с помощью механизма экономической поддержки, а во-вторых, дополняться силовыми акциями по устранению неугодных политиков в случае их поворота влево. Впервые подобная схема была опробована в 1952 году в Боливии, превратившейся за счёт обширной военной и финансовой помощи в вернейшего союзника США на долгие годы. А в 1954 году в Гватемале усилиями ЦРУ был успешно реализован переворот, устранивший неугодного Вашингтону президента. Оба случая внушали оптимизм американским политикам и служили доказательством эффективности метода изоляции, пока не случилась кубинская революция 1959 года, после которой все опробованные способы влияния и давления дали сбой, а Куба, к ужасу всех, стала союзницей СССР.

Деятельность США в отношении Бразилии

​Бразильский лидер Кастелу Бранку с американским послом Гордоном - Бразилия на грани | Warspot.ru

Бразильский лидер Кастелу Бранку с американским послом Гордоном

Тем не менее военная оппозиция пыталась всеми силами ограничить власть Гуларта и сумела изменить конституцию страны, превратив Бразилию на короткое время из президентской в парламентскую республику. Однако, опираясь на поддержку масс и верных армейских частей, Гуларт провёл референдум, восстановивший статус-кво и вернувший ему власть. Как отмечают историки, Гуларт открыто заявлял о своих симпатиях к революционному правительству Кубы и осудил американскую блокаду острова. Впрочем, коммунистическая партия, активизировавшая в это время свою деятельность, по-прежнему находилась под запретом, установленным ещё во второй половине 1940-х гг.

​Беспорядки на улицах бразильского города - Бразилия на грани | Warspot.ru

Беспорядки на улицах бразильского города

Второе обращение к делам Бразилии и её руководству пришлось на декабрь 1962 года — тогда Кеннеди послал своего брата Роберта на переговоры с Гулартом, чтобы попытаться убедить последнего изменить состав правительства и скорректировать курс на реформы, поскольку он вызвал излишнее оживление профсоюзов и рост крестьянского движения за аграрные преобразования. В октябре 1963 года Кеннеди и его главные советники, указывает Перейра, на встрече в Белом доме уже всерьёз рассмотрели поддержку военного переворота. Решающий удар был нанесён уже после убийства Кеннеди и серьёзного ужесточения всей латиноамериканской политики США в целом.

Переворот 31 марта — 1 апреля 1964 года в Бразилии

Утвердившийся в 1963 году взгляд на военный переворот в Бразилии как на нечто вполне решённое нуждался, тем не менее, в уточнении. В октябре 1963 года на совещании с военными и дипломатами Кеннеди спрашивал о приемлемом решении вопроса. Выдвигались предложения задействовать силы, подчинённые Южному командованию США (SOUTHCOM), хотя посол в Бразилии Линкольн Гордон опасался, что в случае неудачи можно спровоцировать гражданскую войну в этой стране.

​Танки в Рио-де-Жанейро - Бразилия на грани | Warspot.ru

Танки в Рио-де-Жанейро

После гибели Кеннеди ответственность за план свержения Гуларта перешла к новому президенту США Линдону Джонсону. Отношения с Бразилией продолжали ухудшаться, особенно на фоне обещаний Гуларта национализировать предприятия нефтеобрабатывающей отрасли. К марту 1964 года проамериканские силы в Бразилии были готовы осуществить переворот.

С 20 по 29 марта 1964 года американский посол Гордон и советник Вернон Уолтерс, роль которого в подготовке переворота до сих пор засекречена, специально отправленный в Бразилию за два года до того, провели переговоры с начальником генерального штаба Умберту Кастелу Бранку. Опасаясь усиления Гуларта и формирования специальной милиции для защиты объявленных президентом реформ, военные под руководством Кастелу Бранку решили осуществить переворот, о чём и предупредили американцев.

31 марта подразделения генерала Олимпиу Фильо, ярого антикоммуниста, к тому же бывшего активиста фашистской интегралистской партии и сторонника Варгаса, выдвинулись из мест дислокаций в штате Минас Жерайс к Рио-де-Жанейро. Выдвижение было настолько неожиданным, что Кастелу Бранку дважды пытался остановить Фильо. Бранку в конце концов заперся в здании военного министерства, опасаясь столкновения с силами советника Гуларта генерала Аржемиру де Ассиз Бразил. Однако к концу дня Гуларт и генерал Бразил не сумели собрать верные им силы, а командующие войсками либо перешли на сторону восставших, либо не смогли прибыть вовремя.

​Танки в Рио-де-Жанейро - Бразилия на грани | Warspot.ru

Танки в Рио-де-Жанейро

1 апреля генералы-заговорщики сумели развернуть свои силы между Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, вынудив колебавшихся командиров сесть за стол переговоров. Президент Гуларт, срочно вылетевший в новую столицу, не так давно построенную Бразилиа, попытался собрать там местных резервистов, но к концу дня понял всю тщетность этого и бежал с семьей в Порту-Алегри, столицу Рио-Гранди-ду-Сул, где ещё оставались верные ему части. В крупных городах Бразилии прошли демонстрации против военного переворота, в ходе разгона которых погибло семь человек.

​Мальчик играет в войну, пока взрослые со смешанными чувствами на лицах наблюдают за ним - Бразилия на грани | Warspot.ru

Мальчик играет в войну, пока взрослые со смешанными чувствами на лицах наблюдают за ним

2 апреля было объявлено, что Гуларт покинул страну и направился в Уругвай, что позволило объявить пост президента вакантным (по конституции один из поводов отстранения президента от власти — это его выезд за пределы государства без официальной цели). Обязанности президента стал временно исполнять спикер нижней палаты парламента, считавший, что он будет на этой должности до выборов 1965 года, когда заканчивался срок Гуларта. Однако всё решилось после прибытия сил ВМФ США.

​Танки в Рио-де-Жанейро - Бразилия на грани | Warspot.ru

Танки в Рио-де-Жанейро

И сам переворот 1964 года, и вмешательство США во внутренние дела Бразилии явились характерным для холодной войны размыванием границ между внутренней и внешней политикой сверхдержав. Соображения Кеннеди и Джонсона насчет сдерживания коммунизма в других странах смешивались с чисто конъюнктурными планами победы на выборах. До определённого момента США были готовы согласиться с президентством Гуларта в Бразилии, но он не внял инструкциям и не принял помощь, как это сделало руководство Боливии и ряда других стран. Поскольку прямое военное вторжение для свержения Гуларта означало неминуемую войну, то Вашингтон воспользовался местными антикоммунистическими силами, подкрепив свой выбор лишь своевременной демонстрацией военной мощи.

Исследование особенностей периода правления Жуселину Кубичека - основателя современной столицы Бразилиа. Определение основных причин недовольства правого крыла военных и гражданских политиков Бразилии. Характеристика последствий авторитарного правления.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.12.2015
Размер файла 16,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования Республики Беларусь

Могилёвский государственный университет им. А. А. Кулешова

Авторитарная военная диктатура в Бразилии (1964-1985)

студент исторического факультета

4-го курса группы “В”

Куликовский И. А.

Могилёв 2009
Введение
1. От реформ к революции (1961-1964)
2. Авторитарное правление (1964-1985)
Заключение
Литература
Введение
С приближением конца войны в Европе Варгас был вынужден отказаться от своей должности, назначив выборы нового президента. Избиратели отдали большинство голосов генералу Эурику Гаспару Дутре, министру обороны в правительстве Варгаса во время войны. Новая Конституция была принята Ассамблеей Основателей в 1946 году и действовала до 1967 года. Срок полномичий Дутры закончился в 1951 году. В это время Варгас, который находился в ссылке на своей фазенде в Рио-Гранде-ду-Сул, готовился к выборам. После окончания президентского срока Дутры Варгас был новоизбранным президентом республики, но в 1954 году, в разгар тяжёлого политического кризиса, он покончил жизнь самоубийством.
Во время правлення Жуселину Кубичека (1956--1961), основателя современной столицы -- Бразилиа, страна переживала быстрый экономический рост.
После него президентом стал Жаниу Куадрос, который подал в отставку менее, чем за год после выборов, и тогда обязательства президента перешли к вице-президенту Жоау Гуларту. Гуларт дал президентскую присягу после того, как Конгрессом срочно была принята парламентская система правления, в соответствии с которой серьёзно ограничивались президентские полномочия. Результат плебисцита, проведённого через четыре месяца, показал, что народ выбирает старую систему президентского правления. Высокий уровень инфляции и политическая поляризация левых и правых сил привели страну к социально-политической нестабильности, которая продолжалась два с половиной года и привела к экономическому кризису. 31 марта 1964 года военные сбросили Жоау Гуларта и захватили власть.
1. От реформ к революции (1961-1964)
Во время предвыборной кампании Куадрус обещал провести радикальные реформы. Он действительно намеревался выполнить эти обещания, однако его выступления против политической коррупции и независимая внешняя политика -- в частности, установление дипломатических и торговых отношений с социалистическими странами -- навлекли гнев правого крыла военных и гражданских политиков в самой Бразилии и за ее пределами. Предприниматели и банкиры рассматривали внешнюю политику Куадруса как антиамериканскую, а когда он наградил Че Гевару орденом Южного Креста, высшей наградой Бразилии, враждебное отношение к президенту усилилось. Пробыв всего семь месяцев на своем посту, Куадрус вынужден был подать в отставку.
Следующий кандидат на президентский пост -- вице-президент Жуан Гуларт, ставленник Варгаса и министр труда от левых в 1950-х годах, -- встретил противодействие со стороны военных. После спешных переговоров был найден компромисс: Гуларт получил возможность сменить Куадруса, но при этом реальные права на управление страной переходили к конгрессу. Во время этого парламентского правления Бразилия переживала экономические кризисы. На плебисците, проведенном в 1963, бразильские избиратели проголосовали за передачу всей полноты власти президенту Гуларту, уполномочив его принять экстренные меры по оздоровлению экономики.
Получив права на проведение реформ, Гуларт решил стать во главе мощного набиравшего силу общественного движения. Страна раскололась на два лагеря в связи с выдвижением трех основных требований -- проведение земельной реформы, предоставление избирательных прав неграмотным и ограничение прибыли иностранных корпораций. Конгресс затягивал рассмотрение соответствующих законопроектов Гуларта. На Северо-Востоке -- самом бедном районе страны, занимавшем треть всей ее территории, -- левые активизировали свою деятельность, их сторонник был избран губернатором штата Пернамбуку, а крестьянские объединения, прежде всего в штатах Пернамбуку и Параиба, постепенно распространили свое влияние далеко за их пределами. Состояние экономики ухудшалось, набирала силу политическая конфронтация между левыми и правыми. Недовольный проволочками в конгрессе и ободренный растущей популярностью в левых кругах, Гуларт решил проводить структурные реформы путем исполнительных указов. В марте 1964 группа военных и гражданских заговорщиков свергла режим Гуларта.
2. Авторитарное правление (1964-1985)
Военный режим, установленный в Бразилии с 1964, стремился обеспечить национальную безопасность и стимулировать экономическое и социальное развитие через механизмы государственного планирования. Гражданские чиновники, предприниматели, преподаватели, дипломаты и даже священники обучались национальной идеологии "безопасности и развития" в Национальном военном колледже (НВК); за 20 лет после 1964 более 2/3 его выпускников составляли лица гражданских профессий. Опорой режима стали гражданские и военные технократы, многие из которых получили образование в США и европейских странах. Чтобы обеспечить развитие страны, они широко применяли репрессивные меры. Режим пользовался поддержкой транснациональных картелей, отечественных капиталистов и государственных корпораций.
Эту трансформацию осуществляли пять военных президентов: Умберту Кастелу Бранку (1964-1967), Артур да Коста и Силва (1967-1969), Эмилиу Гаррастазу Медиси (1969-1974), Эрнесту Гейзел (1974-1980) и Жуан Баптиса Фигейреду (1980-1985). Опыт управленческой деятельности и обучение в НВК играли решающую роль при выборе военных президентов. Кастелу Бранку и Гейзел учились в НВК, Медиси и Фигейреду руководили Национальной разведывательной службой (НРС), Гейзел и Фигейреду были военными министрами, Гейзел к моменту выборов возглавлял "Петробраз".
В период 1964-1974 темпы роста экономики Бразилии достигли 10% в год. "Бразильское чудо" строилось на сочетании внутренних репрессий, политической стабильности, низких заработных плат, массированных иностранных инвестиций, зарубежных займов и беспрецедентной ориентации на экспорт готовых изделий.
Бразилия, сильно зависевшая от импорта нефти, испытала глубокое потрясение в 1973-1974, когда мировые цены на нефть выросли в четыре раза. Однако режим решительно продолжал свою политику. Чтобы финансировать проекты развития, правительство добивалось получения огромных зарубежных кредитов. кубичек бразилия авторитарный
В начале 1970-х годов вся общественно-политическая деятельность была запрещена. Политические заключенные подвергались пыткам, проводились массовые расстрелы.
Затем в среде военных выделились элементы, требовавшие возвращения к гражданскому правлению. Такие же требования выдвигались и в других слоях общества. В конце 1970-х годов набрало силу движение за создание открытого общества (abertura). Искусственная двухпартийная система, введенная хунтой, была ликвидирована и установлена многопартийная система. Ссыльные стали возвращаться в родные места. На выборах 1982 кандидаты от оппозиции одержали внушительную победу в наиболее густонаселенных штатах. На президентских выборах 1984 от оппозиции был выдвинут Танкреду Невиса, одержавший победу. Но накануне вступления в должность он скоропостижно скончался. Его место занял более консервативный вице-президент Жозе Сарней.
Выборы в Национальный конгресс в ноябре 1986, на которых были выдвинуты 45 тыс. кандидатов от 30 партий, завершились блестящей победой правящей Партии Бразильское демократическое движение (ПБДД). Эта партия получила абсолютное большинство в обеих палатах конгресса. ПБДД и ее партнер по коалиции Партия либеральный фронт (ПЛФ) располагали 90% мест в этих палатах.
Многие из тех, кто поддержал ПБДД, были возмущены, когда всего через несколько дней после вступления в должность президент Сарней установил контроль над ценами. Рабочие обвинили правительство в предательстве их интересов. Волнения прокатились в столичном городе Бразилия, а в промышленных районах страны вспыхнули забастовки рабочих. После того как накануне муниципальных выборов 1988 армия жестоко подавила забастовку на металлургическом заводе в Волте-Редонде, в главных городских центрах Бразилии внушительную победу одержали находившиеся в оппозиции Демократическая трабальистская партия (ДТП) во главе с Леонелом Бризолой и Партия трудящихся (ПТ) во главе с Луисом Инасиу да Силва (Лулой).
Заключение
Политический режим 1964--1985 годов отличался авторитарностью, несколько смягчившейся начиная с 1979 года. За этот период сменилось пять президентов: все они были генералами. Первый из них, маршал Кастелу Бранку, пришел к власти при поддержке армии и части населения, особенно среднего класса, который стоял на антикоммунистических позициях. Его основной задачей была стабилизация политической и экономической ситуации в стране. С этой целью, с помощью дополнительных поправок к конституции, правительство расширило свои полномочия и ввело дополнительные механизмы. В последующие 15 лет, с 1968 по 1983, правительство выпустило несколько Институционных актов, которые на самом деле были президентскими декретами. Много коллективных и индивидуальных прав временно ограничивались. Жёсткие меры сказались на политической и экономической жизни нации. Были отменены коллективные договоры, право на забастовки и запрещены демонстрации.
До 1968 года, срока правления президента Артура да Кости и Силвы, стало видно, что плоды экономической стратегии военных были оправданы. С другой стороны, политическая система в стране принимала все более репрессивный характер. Генерал Эмилиу Гаррастазу Медиси в 1969 году сменил президента Коста и Силву. 1967--1974 годы характеризуются наивысшим показателем экономического роста в мире по внутреннему валовому продукту (ВВП) -- 14 % в 1973. Это в значительной степени было обеспечено сокращением расходов на оплату труда, повышением нормы прибыли, притоком иностранных капиталовложений и ростом внешнех займов. При увеличении производительности труда на 56 % за 1965--1974 годы реальная зарплата снизилась на 31 %.
В области политики с середины 70-х годов при президенте Эрнесту Гейзеле начался процесс либерализации режима, который с 1979 года, когда президентом стал генерал Жоау Батисту Фигейреду, постепенно набирал силу. Во время этого процесса восстановились политические права, было позволено вернуться в страну политическим эмигрантам. Этот период характеризовался также усилением давления со стороны народа, который требовал возврата демократии. В 1982 году, впервые после 1965 года, губернаторы штатов были выбраны прямым голосованием.
Литература
1. Строганов А. И. Латинская Америка в XX веке: Пособие для вузов. -- М.: Дрофа, 2002.
2. Страны Мира: Справочник. - М.: Республика 1999 г.
3. Новейшая история стран XX века -- под редакцией А. М. Родригеса - 1998, М.

Подобные документы

Переход от диктатуры к демократической форме правления в Аргентине и Бразилии в конце XX в. Конституционное правительство радикалов во главе с Альфонсином в Аргентине. Гражданское правительство Сарнея в Бразилии. Свержение диктатуры Пиночета в Чили.

реферат [58,5 K], добавлен 18.09.2009

Предпосылки возникновения династического кризиса в России после прекращения правления династии Рюриковичей. История возникновения и последствия Смуты на Руси. Описание правления Б. Годунова. Общая характеристика периода правления бояр – семибоярщина.

контрольная работа [33,7 K], добавлен 08.09.2010

Нацистский режим в Германии, просуществовавший 12 лет. Тоталитаризм как одна из форм современного авторитарного правления, Механизм фашисткой диктатуры, господствующей в Германии в 1933 году. Проявление фашизма в Германии. Осуществление программы Гитлера.

реферат [31,5 K], добавлен 15.01.2011

Условия избрания и начало правления Е.Т. Гайдара, его особенности и характерные черты. Основные реформы, проведенные Гайдаром за недолгий период правления, теоретический аспект их проведения. События, которыми запомнились 9 месяцев правления Гайдара.

реферат [34,9 K], добавлен 21.02.2009

Понятие и правовая природа формы правления государства. Три основных вида престолонаследия. Общие закономерности существования и развития монархической формы правления на современном этапе. Взгляды исторических деятелей на монархическую форму правления.


Плох тот военный диктатор, который не мечтает об атомной бомбе у себя на огороде или танке в личном гараже. Именно к этому стремились многие военные хунты. Как отразилось их правление на военной мощи и экономике в целом?

Плох тот военный диктатор, который не мечтает об атомной бомбе у себя на огороде или танке в личном гараже. Именно к этому стремились многие военные хунты. Как отразилось их правление на военной мощи и экономике в целом?

Латинская Америка: переворотов много не бывает

За два века независимости государства региона повидали бесконечную череду всевозможных каудильо, обещавших повести страну и народ в светлое будущее. В подавляющем большинстве случаев получалось не очень. И вот почему. На заднем плане всегда маячили прибыли местной олигархии и иностранных держав, вмешивающихся в дела стран региона, среди которых пальму первенства быстро захватили США. Увязать их аппетиты с интересами большинства жителей страны не удавалось.

Однако после Второй мировой войны тенденция стала неоднозначной.

Первого апреля 1964 года военные свергли президента Бразилии Жуана Гуларта, и крупнейшая страна Латинской Америки на два десятилетия оказалась в их власти.

Диктатура военных: что бывает, когда к власти приходят люди с автоматами

На момент переворота в Бразилии бушевал экономический и политический кризис. Инфляция достигла двузначных цифр, население нищало, правые обвиняли Гуларта в том, что он завтра сдаст страну коммунистам.

Гуларт ничего не мог с этим поделать: страна вползла в рецессию в конце 50-х годов, до того как его избрали президентом. Военные обещали мигом решить вопросы. Мол, коррупционеров посадим, смутьянов расстреляем, будет красота и порядок. И обрели поддержку у правых политиков всех видов и расцветок.

Левые не признали результаты переворота, а профсоюзы и вовсе призвали к всеобщей забастовке. Но серьёзного сопротивления оказать не удалось. Военные немедленно зачистили все политическое поле, распустили Конгресс и запретили политические партии. Наряду с этим им удалось привлечь к управлению экономикой грамотных гражданских специалистов Роберто Кампоса, Делфима Ньето и Октавио де Бульеса.

Уже с 1965-66 годов экономика Бразилии демонстрирует устойчивый рост. Вплоть до 1976 года она в среднем росла на восемь ( !) процентов в год. Позже — гораздо медленнее, но за это время Бразилия уже успела превратиться в промышленную державу.

Диктатура военных: что бывает, когда к власти приходят люди с автоматами

Бразильская прижимистость — основа военного бюджета страны

Истребитель F-5E на авиабазе в Уильямсе перед отправкой в Бразилию, 1975 год

С середины 70-х годов режим постепенно смягчался. А окончательно добил диктатуру, как бы странно это ни звучало, её экономический успех.

Забастовка в Сан-Паулу

Удивительной особенностью бразильских военных было то, что они сумели создать коллегиальную хунту, которая на протяжении 21 года выдвинула из своей среды пятерых генералов. Они умудрялись мирно передавать власть друг другу.

Кроме того, бразильские военные, несмотря на свою жестокость, не были идиотами и маньяками. Они шли на ослабление режима, если это позволяло им сохранять власть.

Окончательная передача власти оппозиции состоялась только в 1992–1994 годах, когда президентом был выбран Фернанду Кардозу. Однако недавние выборы в стране фактически восстановили военных у власти, причём демократичным путём. Президент Болсонаро — отставной капитан, а вице-президентом у него — генерал в отставке Гамильтон Мурао.

Аргентина: кровавый бардак на фоне бесконечного кризиса

В отличие от бразильцев, левая перуанская и правая боливийская хунты были с экономической точки зрения сплошным разочарованием. Нищета, кризисы, а потом и массовые убийства крестьян, рабочих и городских низов дополняли картину.

Аргентинские военные тоже не показали ничего, кроме дичайшего бардака.

Нового диктатора, генерала Левингстона, через год сверг генерал Лануссе, и в 1973 году от военной хунты остались только воспоминания: к власти пришли гражданские. Впрочем, ненадолго. В 1976 году власть захватил генерал Видела, и всё предыдущее показалось просто цветочками.

Хорхе Видела и суровые военные

Официально исчезло около девяти тысяч человек, однако неправительственные группы говорят о 13 и даже о 30 тысячах человек.

А вот с инфляцией парни не справились. К моменту ухода Виделы в отставку в 1980 году в стране бушевал очередной кризис.

Генерала Виолу, который сменил Виделу, сверг генерал Галтиери. Но экономический кризис и тут почему-то не закончился.

Тогда в голову генерала пришла гениальная идея — надо сплотить нацию. Как? Войной же!

Диктатура военных: что бывает, когда к власти приходят люди с автоматами

Проигрыш окончательно подорвал режим кровавых неучей. Экономика лежала в руинах, и последствия прихода военных к власти будут аукаться стране ещё очень долго.

Хитрые планы и скупердяйство аргентинских военных

С приходом Виделы к власти расходы на армию тут же выросли в два раза: с двух до практически четырёх процентов ВВП. Изменился и подход к военным заказам: аргентинская армия стала активно тратить бабло на тяжёлое и наступательное вооружение.

К счастью для всего мира, безруким и бараноголовым генералам на бомбу или атомный подводный флот не хватило денег, времени и специалистов. Хотя очень хотелось.

Танк ТАМ на базе БМП Мардер

Вскоре кризис заставил затянуть пояса и армию. Но даже в 1980–1983 годах военные расходы в среднем составляли три процента ВВП.

Как убить и экономику, и население: чилийский опыт

Диктатура военных: что бывает, когда к власти приходят люди с автоматами

При Альенде предпринималась попытка уйти от моноэкспорта. При Пиночете экономика вновь стала базироваться исключительно на экспорте меди. И продолжила лететь вниз — вслед за очередным экономическим кризисом 1974-76 годов.

Одной из самых позорных страниц истории Чили эпохи Пиночета стали вспышки эпидемий брюшного тифа с 1977 по 1986 годы. Причина: чикагские мальчики-либертарианцы решили, что надо порезать социальные расходы. Сэкономили на медицине, на профилактике эпидемий, на водопроводе и обеззараживании питьевой воды, на канализации и т. д. В основном заплатили за это своими жизнями нижние слои общества — жители бедных кварталов столицы.

Армия — национальный фетиш Чили

Расходы на военных в Чили всегда были высокими. Здесь они при случае заменяли экономику, католическую церковь и психотерапевта.

Аугусто Пиночет

С 1974-го по 1986 годы военные расходы Чили были самыми высокими — в среднем около 6,5% ВВП. Это убивало и так еле ползающую экономику страны.

Лишь после кризиса 1984–1985 годов, когда экономика в очередной раз рухнула, чилийским генералам обрезали паёк: с 6,2 процента в 1986 году расходы упали до 3,4 процента в 1990 году.

Чилийский М-51

И, хотя у Пиночета была своя идея фикс насчёт атомной бомбы, планы эти остались на бумаге в виду общей ущербности режима.

В дивный новый мир полковник точно не желал брать индейцев-майя и коммунистов. А коммунистами у него были все, кто не успел стать индейцем.

Диктатура военных: что бывает, когда к власти приходят люди с автоматами

В отличие от прочих коллег-диктаторов, генералу Риос Монтту оружия не требовалось.

Чтобы массовые парамилитаристские отряды могли убить десятки тысяч людей, даже мачете сойдёт.

Так что никаких САУ, ЗРК или ПЗРК: старый добрый огнестрел и холодное оружие. И всё.

Эфраин Риос Монтт в суде

На скамье подсудимых ( по обвинению в геноциде) Монтт оказался только в 2012 году, суд шёл медленно и с перерывами. Во время суда он и умер — в 2018 году, в возрасте 91 года, от сердечного приступа.

Вся власть армии?

Основные причины военных диктатур: опасение прихода к власти левых, желание обогатиться, стремление модернизировать страну. Их образ действия довольно однообразен — политические чистки, массовые убийства оппонентов, ' title=>геноциды и откровенный грабёж.

В качестве государственной власти военные оказались худшим вариантом из возможных — хуже только фашисты, на которых военные нередко опирались.

Разумеется, роль военных во власти не сводится к переворотам и установлению власти армии. Да и южноамериканский континент — это ещё не вся планета. Но вывод из латиноамериканского опыта только один: армию надо держать в казармах и выпускать исключительно против внешнего противника.

Читайте также: