Борьба с коррупцией в сша кратко

Обновлено: 02.07.2024

2. В США понятие коррупции должностных лиц включает ряд противоправных деяний, предусмотренных в основном в четырех главах раздела

3. Субъектами преступлений, ответственность за которые предусмотрена указанными главами, являются:

• 1) должностные лица высших органов власти и
правительственные служащие;
• 2) должностные лица и служащие департаментов и их
представительств, которые допускают злоупотребление
служебным положением с корыстной целью или
получают незаконные вознаграждения;
• 3) любые федеральные должностные лица и служащие;
• 4) лица, совершившие злоупотребления в области
избирательного права

4. В США за различные виды коррупции - взятка, кикбэкинг (выплата части незаконных денег участнику сделки) и др. – предусмотрены:

В США ЗА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ КОРРУПЦИИ
- ВЗЯТКА, КИКБЭКИНГ (ВЫПЛАТА ЧАСТИ
НЕЗАКОННЫХ ДЕНЕГ УЧАСТНИКУ СДЕЛКИ)
И ДР. – ПРЕДУСМОТРЕНЫ:
штрафы в тройном размере взятки,
или тюремное заключение ,
либо то и другое одновременно, а при
отягчающих обстоятельствах -
лишение свободы
до 20 лет

5. Законодательство США устанавливает уголовную ответственность за:

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО США
УСТАНАВЛИВАЕТ УГОЛОВНУЮ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА:
Предложение, обещание и дачу взятки
в обмен на совершение незаконных
действий должностным лицом
За дачу и получение вознаграждения за
услуги, входящие в круг обязанностей
должностного лица (штраф, или лишение свободы до 2 лет,
или совокупность наказаний)
Сделки между любыми лицами по поводу
устройства на государственную службу
(лишение свободы на 1 год, или штраф в размере требуемой или
полученной суммы, или совмещением обоих видов наказания)

6. Основные направления антикоррупционной стратегии США

7. профилактика коррупции в системе государственной службы США

8. Согласно Приказу госслужащие:

СОГЛАСНО ПРИКАЗУ ГОССЛУЖАЩИЕ:
не должны участвовать в
финансовых операциях, при
проведении которых
предполагается
использование закрытой
правительственной
информации или
использование такого рода
информации в личных целях
совершения каких-либо официальных
действий, имеющих вместе с ними какиелибо общие дела или осуществляющих
деятельность, регулируемую органом, в
котором работают эти служащие
принимать подарки от лиц,
интересы которых зависят от
выполнения или
невыполнения этими
служащими своих
должностных обязанностей
обязаны докладывать в
соответствующие инстанции
обо всех замеченных случаях
разрушения собственности,
обмана, злоупотребления и
коррупции
не могут в какой бы то ни
было форме поощрять
подношения или принимать
подарки от любых лиц или
группы лиц, добивающихся от них

9. Стимулирование работников гос.аппарата выявлять факты коррупции в организациях где они работают, и сообщать о них компетентным

10. Единые правила для всех ветвей гос.власти

ЕДИНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ВСЕХ ВЕТВЕЙ ГОС.ВЛАСТИ
Предоставление ложных данных в анкете является уголовным
преступлением. Обязательное декларирование своих доходов обжаловалось
некоторыми должностными лицами в Верховном Суде США, как ограничивающее
конституционные права человека. Однако Суд признал такое декларирование
конституционным, посчитав, что обеспечение чистоты гос.служащих важнее
конфиденциальности их жизни.
Стоимость подарков в течение календарного года в совокупности
не должна превышать 300 $ (кроме подарков от родственников).
Кроме того, Закон об этике налагает ограничения на оплату
частным лицам подарков в форме поездок. Эти ограничения
распространяются также и на членов семей. Если
справедливая рыночная цена подарка превышает 300 $, то он
должен декларироваться. Получив подарок выше допустимой
стоимости, гос.служащий обязан в течение 60 дней сдать его в
соответствующий орган своего ведомства.
Если действующий чиновник "лично и существенно" участвовал в качестве
правительственного должностного лица в разрешении конкретных
проблем, он не имеет права после выхода в отставку представлять чьилибо интересы для разрешения органами исполнительной власти таких же
проблем в будущем, и этот запрет является постоянным и
распространяется на действия перед любым ведомством. В течение
одного года после выхода в отставку бывший госслужащий высокого ранга
не имеет права представлять чьи-либо интересы по любым
вопросам перед тем же ведомством, в котором он служил.

11. В США нет иммунитета для должностных лиц. Любой чиновник, включая Президента, конгрессменов и сенаторов, может быть привлечен к

В США НЕТ ИММУНИТЕТА ДЛЯ
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ. ЛЮБОЙ ЧИНОВНИК,
ВКЛЮЧАЯ ПРЕЗИДЕНТА, КОНГРЕССМЕНОВ И СЕНАТОРОВ,
МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕН К УГОЛОВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Лоретта ЛИНЧ
В США нет
государственных
СМИ
Высоко развита
практика
защиты
свидетелей
Основную роль в расследовании
коррупции играет ФБР. Глава ФБР
назначается Президентом с
согласия Сената на 10 лет
Генеральный прокурор
назначается
Президентом и
утверждается Сенатом.
Демократическая традиция
некоторых штатов
предполагает выборность
Прокурора штата
Судьи либо избираются населением, либо
назначаются с учетом их полит. ориентации
представителями партии, победившей на выборах

12. США первыми в мире приняли закон о запрете подкупа иностранных должностных лиц в ходе коммерческой деятельности (Акт об

США ПЕРВЫМИ В МИРЕ ПРИНЯЛИ
ЗАКОН О ЗАПРЕТЕ
ПОДКУПА ИНОСТРАННЫХ
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В ХОДЕ
Он родился как результат
расследования, проведенного
специальной комиссией, в ходе
которого было выяснено, что в
середине 70-х годов ХХ века
около 400 крупных компаний США
допускали подозрительные или
незаконные выплаты
должностным лицам иностранных
правительств, политикам и
политическим партиям на сумму
около 300 млн. долларов
КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (АКТ
ОБ ИНОСТРАННОЙ КОРРУПЦИОННОЙ
ПРАКТИКЕ) Расследованиями по делам о подкупе иностранных
должностных лиц занимаются специальные подразделения
в рамках Министерства юстиции США, Комиссии США по
ценным бумагам и биржам, ФБР.
За период с 2010 по
2013 гг. Комиссия по
ценным бумагам
привлекла к
ответственности 44
компании
Проводятся расследования и
привлекаются к уголовной
ответственности физ.лица –
руководители, менеджеры,
сотрудники, агенты – за
взяточничество, подарки,
"откаты" и другие
неправомерные платежи.

13. Основные характеристики борьбы против коррупции в США:

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
БОРЬБЫ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ В США:
Высокая
сознательно
сть граждан Установление
единых правил
страны
для всех
ветвей
государственн
ой власти
Отсутствие
иммунитета
для
должностных
лиц
В США имеется большое количество органов,
на которые возложена обязанность выявлять
и расследовать коррупционные
правонарушения, применять иные меры
противодействия коррупции. Иногда расследованием
одного дела занимаются сразу несколько гос.органов, деятельность
которых координируется обвинителем. С одной стороны, это приводит к
распылению сил и средств, а с другой — мешает процессам
монополизации в этой сфере, создает конкуренцию между
органами правоохраны.
Стимулирование
работников
гос.аппарата
Соблюдение выявлять факты
коррупции и
госслужащими
административн сообщать о них
ой морали

Антикоррупционная политика США – это специальное направление внутренней политики США и соответствующая деятельность системы публичного управления и общественных организаций по выявлению и пресечению коррупционных явлений в системе публичного управления посредством реализации финансовых, организационных, правовых, административных и иных мероприятий.

Общие сведения об антикоррупционной политике США

По независимым рейтинговым оценкам США регулярно попадают в число стран с достаточно низкими показателями коррупции. При этом население США нередко при опросах в качестве основных социальных проблем, наряду с безработицей, называет коррупцию.

Здесь важно подчеркнуть, что речь идет еще и о так называемой легальной коррупции, то есть коррупционных отношениях в форме лоббирования интересов крупных корпораций. Это правомерное в целом поведение, тем не менее, по своей природе может рассматриваться в качестве коррупционного явления. Так, в соответствии с поправками к Конституции США каждому гражданину гарантируется право на свободу слова и возможность обращения в Конгресс. Названная возможность нередко используется как инструмент вмешательства корпораций в законотворчество. Корпорация, которая направляет свои ресурсы на лоббирование интересов в Конгрессе, как правило, обеспечивает себе возможность платить налоги в меньшем размере и решать общеполитические вопросы в своих интересах и пр.

Одной из положительных характеристик антикоррупционной политики США следует назвать отсутствие иммунитетов должностных лиц в отношении коррупционных правонарушений. Всякий служащий государственного аппарата, от главы государства до сенатора, может быть привлечен к к уголовной ответственности после отстранения от должности из-за выявленного антикоррупционного правонарушения.

Кроме того, эффективным инструментом реализации антикоррупционной политики США является деятельность общественных организаций, которая реализуется посредством обеспечения права граждан на свободный доступ к засекреченной государственной информации и права на разоблачение коррупционных действий должностных лиц системы государственного управления.

Готовые работы на аналогичную тему

Названные права получили свое закрепление в законе о свободе информации, который фактически регламентирует виды и содержание государственных сведений, которые обязательно должны быть рассекречены и опубликованы.

Также в США особое место в антикоррупционной политике отводится профилактике коррупции за счет внедрения и распространения так называемой административной морали, которая представляет собой фиксацию дисциплинарных и этических правил поведения государственных служащих.

Несмотря на сохранение у крупных корпораций возможности вмешательства в государственную политику, в США реализуется система эффективных мероприятий по противодействию коррупционному поведению за счет предоставления доступа населения, общественных организаций к информации относительно государственных процессов.

Кодекс этики государственных служащих как инструмент антикоррупционной политики США

Одним из важнейших векторов антикоррупционной политики США выступает организация системы профилактических мероприятий в государственном аппарате. Наиболее востребованным здесь инструментом является принятие кодексов этического поведения лиц, осуществляющих государственную службу.

В качестве необходимых морально-этических характеристик личности государственного служащего кодексы фиксируют следующие обязанности:

  • приоритет следования морально этическим принципам и преданности стране перед преданностью отдельным лицам, общественным объединениям, в том числе политическим партиям, и государственным органам;
  • осуществление трудовой деятельности в течение установленного рабочего времени за соответствующую плату с приложением всех необходимых усилий, в том числе мыслительных, для эффективной реализации служебных обязанностей;
  • использования самых эффективных и экономичных инструментов для решения поставленных задач государственного управления;
  • недопустимость дискриминации;
  • отказ от вступления в экономические отношения с правительством страны, если такие отношения будут напрямую противоречить добросовестной реализации служебных обязанностей;
  • не использование информации, составляющей государственную или служебную тайну для получения выгоды;
  • обнародование фактов коррупции при их выявлении;
  • отказ от дачи обещаний при реализации служебных обязанностей и др.

Кроме того, госслужащие не имеют права:

  • участвовать в финансовых операциях с использованием служебной информации в личных целях;
  • брать подарки от лиц, которые стремятся к получению от них незаконных услуг и др.

Деятельность общественных организаций как инструмент антикоррупционной политики США

Эффективная антикоррупционная деятельность реализует общественными организациями США. При этом общественный надзор следует признать направлением антикоррупционный государственной политики, поскольку государство обеспечивает право населения на свободный доступ к секретным сведениям в отношении государственных управленческих процессов.

Значительное число общественных организаций, функционирующих в США, получают значимую с точки зрения антикоррупционной деятельности информацию в соответствии с положениями закона о свободе информации. Так, например, общественные организации проводят исследования финансовых ресурсов, привлекаемых для организации избирательных кампаний.

антикоррупционная стратегия сша

Американское уголовное законодательство отличается особой структурой. Оно состоит из федерального уголовного законодательства и уголовных кодексов отдельных штатов. И штаты, и федеральное законодательство в целом предусматривают ответственность за одни и те же виды должностных преступлений в области коррупции. Основная часть федеральных уголовно-правовых норм, относящихся в той или иной мере к коррупции, содержится в разделе 18 Свода законов США.

При этом субъектами преступлений, ответственность за которые предусмотрена указанными главами, являются соответственно:

1) должностные лица высших органов власти и правительственные служащие;

2) должностные лица и служащие департаментов и их представительств, которые допускают злоупотребление служебным положением с корыстной целью или получают незаконные вознаграждения;

3) любые федеральные должностные лица и служащие;

4) лица, совершившие злоупотребления в области избирательного права.

Взяточничество (§ 201 главы 11 раздела 18 Свода Законов США) – получение должностным лицом денег, ценностей в обмен на те или иные должностные действия. Субъектами этого преступления являются не только те, кто получает взятки, но и те, кто их даёт. Под лицами, получающими взятки, понимаются три категории должностных лиц:

1) публичные должностные лица, к которым относятся члены Конгресса США, члены постоянных комиссий, служащие, наёмные работники или лица, действующие от имени Соединённых Штатов, департаментов, представительств, органов исполнительной власти в силу официальных функций или на основании полномочий, а также присяжные;

2) лица, выбранные для исполнения обязанностей публичного должностного лица, отобранные в качестве кандидатов или назначенные, если они уведомлены официально о предстоящем отборе или назначении;

3) специальные правительственные служащие, в число которых входят чиновники или служащие федеральных законодательного и исполнительного органов, любого независимого органа США, которые работают за вознаграждения или без него не менее 130 дней в году.

Ответственности за дачу взятки подлежит всякий, кто даёт, предлагает, обещает что-либо ценное публичному должностному лицу или кандидату на эту должность с целью:

1) повлиять на его официальные действия, то есть на решение находящихся в его ведении вопроса, дела, тяжбы, производства;

2) оказать влияние не должностное лицо с тем, чтобы совершить, помочь совершить, сговориться, разрешить какие-либо обманные действия либо создать возможность для совершения обмана;

3) склонить должностное лицо к действию или бездействию в нарушение его законных обязанностей.

Наказанием как для тех, кто даёт, так и для тех, кто получает взятку, является штраф в сумме до 10 000 долларов или (и) лишение свободы на срок до двух лет. Наказанию наряду с ныне функционирующим подлежит как бывший, так и будущий служащий.

В число федеральных должностных преступлений включаются и действия служащих банков, которые могут причинить ущерб федеральной банковской системе. Должностные лица, директора или работники по найму какого-либо банка, входящего в Федеральную резервную систему или застрахованного Федеральной страховой корпорацией, Национальной сельскохозяйственной кредитной корпорацией, предлагающие инспектору банка кредит или чаевые, совершают преступление, наказуемое штрафом до 5000 долларов или (и) лишением свободы на срок до одного года. Такое же наказание ждёт и самих инспекторов банка, если они принимают кредит или чаевые (§ 212, 213).

Любой служащий банка, вклады в который застрахованы Федеральной страховой корпорацией, служащий Федерального банка промежуточного кредитования или Национальной сельскохозяйственной кредитной корпорации, который за комиссионные или подарки способствует получению кредита лицом, фирмой и корпорацией, совершает аналогичное преступление (§ 215).

Своеобразным видом должностного злоупотребления является подкуп с целью использовать влияние при назначении на государственную должность. В данном случае речь идёт не о взятке в собственном смысле, вознаграждение принимается или даётся за одно лишь обещание использовать в будущем своё влияние. Субъектом этого преступления может быть не только частное лицо, но и фирма, корпорация. Ответственность наступает и для тех, кто платит, и для тех, кто предлагает или обещает заплатить за будущую поддержку или оказание влияния при назначении на должность. К злоупотреблениям служебным положением федеральное законодательство относит:

- занятия государственных служащих, несовместимые с основными должностными обязанностями;

- деятельность чиновников, направленная на обогащение за счёт государственных средств, использования информации и спекуляции.

Федеральное законодательство предусматривает ограничение деловой активности бывших государственных должностных лиц после ухода из органов государственной власти. Если действующий чиновник лично и существенно участвовал в качестве правительственного должностного лица в разрешении конкретных проблем, он не имеет права после выхода в отставку представлять чьи-либо интересы для разрешения органами исполнительной власти таких же проблем в будущем. Этот запрет является постоянным и распространяется на действия перед любым ведомством. В течение одного года после выхода в отставку бывший госслужащий высокого ранга не имеет права представлять чьи-либо интересы по любым вопросам перед тем же ведомством, в котором он служил.

Наказуемо в США получение вознаграждения государственным служащим помимо сумм, полагающихся ему по закону. Эти деяния предусмотрены главой 93 раздела 18 Свода законов США. Так, если чиновник, служащий по найму, или представитель в США какого-нибудь из федеральных органов получает гонорар или вознаграждение за свою услугу помимо тех сумм, которые ему полагаются по закону, то он наказывается штрафом до 500 долларов или (и) лишением свободы на срок до шести месяцев, с обязательной утратой права занимать эту должность (§ 1912).

Должностные преступления, связанные с выборами и политической деятельностью, нашли отражение в американском законодательстве не случайно. Политические избирательные кампании в США считаются самыми дорогостоящими2. В главе 29 предусматривается ответственность кандидатов на какие-либо выборные должности, которые в обмен на поддержку своей кандидатуры обещают кому бы то ни было назначение на публичную или частную должность или получение работы по найму.

Ответственность наступает и для тех, кто в период проведения политической кампании обещает работу по найму или иную выгоду за участие в политической деятельности, выступление за или против кандидата или политической партии.

К этой же группе отнесено и домогательство политического сотрудничества со стороны сенаторов, членов палаты представителей, служащих США или лиц, получающих заработную плату или вознаграждение от казначейства США, которые прямо или косвенно домогаются, получают или иным способом участвуют в домогательстве или получении любого пожертвования, подписки или вознаграждения из политических соображений для сотрудничества с другим таким же должностным лицом.

В центре комплексной стратегии, проводимой правительством США в борьбе с коррупцией, находятся положения конвенции, принятой в рамках ОЭСР. Администрация США определила основные аспекты проблемы борьбы с коррупцией и подкупом на международном уровне, по каждому из которых разработана отдельная программа.

1. Проведение реформы экономической политики, включая ослабление государственного регулирования.

2. Повышение открытости административных процессов.

3. Перестройка деятельности государственного аппарата в тех странах, где экономика ранее полностью контролировалась государством, для сокращения бюрократических структур и снижения их влияния на рыночную экономику.

4. Реформирование системы государственных финансов и создание сети эффективных надзорных учреждений, сотрудники которых обладали бы навыками бухгалтерского учёта и проведения ревизий.

5. Реорганизация судебной системы для создания независимых судов.

6. Проведение реформы коммерческого законодательства для выработки соответствующих правил, касающихся ценных бумаг, прав акционеров, недвижимости, интеллектуальной собственности, процедур банкротства, антитрестовских мер и экологической политики. При этом возникает необходимость в формировании институтов, предназначенных для реализации новых законов.

7. Укрепление гражданского общества путём осуществления программ в области просвещения и повышения уровня гражданского сознания, с тем чтобы повысить степень влияния общественности на работу государственных органов. Усиление поддержки независимых средств массовой информации.

8. Реформирование деятельности правоохранительных органов с целью искоренения внутренней коррупции и повышения уважения к человеческому достоинству.

В США расследованием уголовных дел в отношении высших должностных лиц занимается независимый прокурор, назначаемый специальным подразделением окружного федерального суда в Вашингтоне. С. А. Денисов предлагает заимствовать эту практику с некоторыми поправками – назначать коллегию Главной контрольной комиссии на съезде судей, поскольку судебная власть наименее политизирована и наиболее законопослушна3. Более того, комитеты конгресса США имеют право расследования фактов правонарушения, совершаемых президентом и высшими должностными лицами. Российская же Конституция устранила всякий парламентский контроль за исполнительной и судебной властью, потому такая пропасть лежит между Америкой и Россией.

В Министерстве юстиции США действует отдел, основная задача которого – борьба с коррупцией должностных лиц. Отдел осуществляет контроль за: а) служебным преследованием выборных и назначаемых должностных лиц на всех уровнях управления, которые обвиняются в нарушении федеральных законов; б) расследованием преступлений, связанных с проведением кампаний по избранию должностных лиц; в) претворением в жизнь тех положений закона об этике в правительстве, которые определяют деятельность так называемого независимого обвинителя.

Основную роль в расследовании коррупции в федеральных органах государственной власти играет Федеральное Бюро расследований. Юрисдикция ФБР по этому виду преступлений распространяется на назначаемых и выборных должностных лиц не только на федеральном, но также на штатном и местном уровнях управления, когда совершаемые ими действия представляют собой нарушение федеральных законов.

Подобные расследования, признала госпожа Линч, вести особенно тяжело, поскольку здесь формальный принцип равенства всех перед законом подвергается искажению. Полицейские часто действуют по принципу корпоративной солидарности, защищая коллег, а политики стремятся использовать свои связи и влияние, чтобы уйти от ответственности.

Офис прокурора инициировал следствие, к нему подключился и отдел внутренних расследований нью-йоркского департамента полиции, причем случай расследовался не просто как уголовное преступление, а отягощенное грубым нарушением прав человека со стороны должностных лиц.

Кроме того, Абнер Луима подал гражданский иск против нью-йоркского департамента полиции и получил в качестве компенсации рекордные 8,75 миллиона долларов. Часть этих средств он направил в созданный им благотворительный фонд.

Отвечая на вопросы аудитории, Лоретта Линч и Ленни Бруэр кратко рассказали о сложившейся в США системе комплаенса, практике взаимодействия судей и прокуроров разного уровня и международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере. Ленни Бруэр признал, что следователи на местах не всегда имеют силы и возможности расследовать дела против влиятельных местных политиков и бизнесменов. В то же время находить на них управу помогает развитый и по большей части независимый судебный институт. Судьи-коррупционеры спокойно себя чувствовать тоже не могут — по словам Лоретты Линч, в разных штатах действует система, позволяющая анонимно сообщать о нарушающих закон или судебную этику представителях фемиды.

Читайте также: