Функциональное назначение и оборудование кабинета информатики кратко

Обновлено: 16.05.2024

Основания и цели разработки требований. Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы).

Новизна разработанных требований. Государственный стандарт по информатике предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач. В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по информатике настоящие требования ориентированы на возможность изучения информационных технологий и формирования коммуникационной компетенции, в том числе и через их использование при изучении различных предметов. Требования включают не только элементы, выпускаемые и поставляемые в школы в настоящее время, но и перспективные, наличие которых необходимо для обеспечения ввода стандарта.

Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения. В перечнях средств материально-технического обеспечения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия и характеристики, а общая номенклатура объектов и цифровых ресурсов, описание их свойств и решамых образовательных задач. В описание приводятся лишь ориентировочные минимальные рекомендованные технические характеристики средств информационных и коммуникационных технологий. Это вызвано их быстрым развитием на современном этапе, а также снижением стоимости на фоне повышения стоимости традиционного учебного оборудования. Введение стандарта также потребует создание новых учебников и учебных пособий, соответствующих стандарту. Значительная часть учебных материалов, входящих в данные требования, в том числе тексты, комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы могут быть представлены не на полиграфических, а на цифровых (электронных) носителях. Использование цифровых образовательных ресурсов повышает эффективность учебных материалов, прежде всего за счет использования интерактивности и возможностей деятельностного подхода. Широкое использование цифровых ресурсов позволяет снизить стоимость затрат на размножение и доставку за счет низкой стоимости копирования и использования Интернет для распространения.

Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования. Настоящие требования выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом.Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источников.

Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в рекомендациях в расчете на один учебный кабинет. В школах, имеющих более одного класса в каждой параллели, желательно иметь более одного учебного кабинета. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Оснащение этими техническими средствами рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.

Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса с учетом того, что занятия с применением информационных и коммуникационных технологий проводятся по подгруппам (12-15 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:

• Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), буквой Д также обозначается все оборудование, необходимое в единственном экземпляре;
• К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса), для школ с наполняемостью классов свыше 25 человек при комплектовании кабинета средствами ИКТ рекомендуется исходить из 15 рабочих мест учащихся;
• Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
• П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (5-7 экз.).

Для обеспечения удобства работы с цифровыми ресурсами и работами учащихся, как в кабинете информатики, так и в школе в целом рекомендуется использовать файловый сервер, входящий в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения.

Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики и информационных технологий, а также на других компьютерах, установленных в образовательном учреждении, должна быть лицензированы для использования во всей школе или на необходимом числе рабочих мест.

Оснащение кабинета должно предполагать его широкое использование не только для проведения уроков информатики, но и при преподавании других предметов. Учебный кабинет должен обеспечивать возможность проведения занятий по различным предметам, направленных, прежде всего, на поиск и обработку информации, подготовку и демонстрации мультимедиа презентаций.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Школьный кабинет информатики

1. Изучение нормативных документов по организации школьного кабинета информатики.

1. Письменно рассмотрите следующие вопросы:

 Функциональное назначение и оборудование кабинета информатики.

 Организация работы в кабинете информатики.

 Локальная сеть школьных ПЭВМ, ее функции и дидактические возможности.

 Комплексное использование средств обучения в школьном кабинете информатики.

 Материальные и санитарно-гигиенические требования к кабинету информатики.

 Режимы работы на компьютере.

 Наиболее вредные факторы воздействия на здоровье учащихся.

Кабинет информатики в учебных заведениях системы общего среднего образования организуется как учебно-воспитательное подразделение средней общеобразовательной школы, оснащенное комплектом учебной вычислительной техники, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных, внеклассных и факультативных занятий как по курсу информатики.

В Кабинете информатики должно быть обеспечено информационное взаимодействие между учащимися и программно-аппаратными, техническими средствами хранения и обработки информации, между учащимися и учителем, необходимое для осуществления современного учебно-воспитательного процесса.

В Кабинете информатики может проводиться следующая работа:

• занятия по информатике и учебным предметам с использованием средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, учебного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ;

• составление учащимися прикладных программ по заданиям учителей и руководства учебным заведением;

• внеклассные занятия с использованием средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий.

Число рабочих мест для учащихся в Кабинете информатики может быть 9, 12, 15 в зависимости от наполняемости классов. Для проведения практических занятий на рекомендуется организовывать индивидуальную, групповую и коллективную работу.

Для реализации задач и содержания работ кабинет информатики оснащается материальными средствами, согласно «Перечням средств вычислительной техники, учебного оборудования, базового и прикладного программного обеспечения кабинетов информатики, классов с ВДТ или ПЭВМ в учебных заведениях системы общего среднего образования. Кроме того. Кабинет информатики оснащается:

• набором учебных программ для изучения курса информатики и отдельным разделам учебных предметов;

• заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений за ПЭВМ;

• комплектом учебно-методической, научно-популярной, справочной литературы;

• журналом вводного у периодического инструктажей учащихся по технике безопасности;

• журналом использования кабинета каждом рабочем месте;

• журналом отказа машин и их ремонта;

• стендами для экспонирования демонстрационных таблиц и работ учащихся;

• аптечкой первой помощи;

Рабочее место учителя оборудуется столом, оснащенным аппаратурой в соответствии с «Перечнями средств вычислительной техники и двумя тумбами для принтера и проектора.

В процессе занятия подключение электропитания к рабочим местам учащихся и выключение его производит преподаватель и отмечает это в журнале использования.

Рабочие места учащихся, оснащенные ПЭВМ, и организация их оборудования должны соответствовать гигиеническим требованиям Санитарных правил и норы. Кабинет информатики оборудуется одноместными столами, предназначенными для работы на ПЭВМ со всеми необходимыми периферийными устройствами. К столам подводится электропитание и кабель локальной сети. Столы оборудуются в соответствии с требованиями безопасности и крепятся к полу.

Высота края стола, обращенного к работающему за ПЭВМ, а также стула, должны приниматься в соответствии с ростом учащегося в обуви.

Расстановка рабочих мест учащихся в Кабинете информатики должна обеспечить безопасность от электромагнитных излучений, свободный доступ учащихся и подход педагога во время урока к каждому рабочему месту.

При прямоугольной конфигурации класса рабочие места учащихся располагаются вдоль продольных стен (у окна и напротив). Расстояние между стеной с оконными проемами и столами — не менее 20 см. Столы устанавливаются под прямым углом к поверхности стен таким образом, чтобы расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов было не менее 1,2 м.

При квадратной конфигурации класса рабочие места учащихся расстанавливаются периметрально. Такое расположение рабочих мест учащихся с ПЭВМ приводит к наименьшему влиянию факторов.

Работа за ПЭВМ должна осуществляться при искусственном освещении и зашторенных окнах, что позволяет обеспечить на рабочем столе постоянный уровень освещенности.

Дополнительно Кабинет информатики оборудуется двухместными ученическими столами в соответствии с количеством рабочих мест учащихся при работе на ПЭВМ. Ученические столы располагаются в центре и предназначены для приведения теоретических занятий, индивидуальной, групповой работы. Для учебных целей кабинет может быть оборудован цветным демонстрационным телевизором, диагональ которого не менее 61 см. располагаемом слева от стола педагога, ближе к стене с оконными проемами, на кронштейне. Демонстрационный телевизор устанавливается на высоте 2 м от пола. При этом должно выдерживаться расстояние в 3,0 м- от телевизора до первых рядов двухместных ученических столов (для теоретических занятий).

Передняя стена Кабинета информатики оборудуется классной доской (желательно для фломастеров), экраном, шкафом для хранения учебно-наглядных пособий и носителей информации.

В Кабинете информатики создается картотека имеющегося учебного оборудования с указанием мест хранения и картотека учебно-методических материалов.

Организационную работу Кабинета информатики должен возглавлять заведующий из преподавателей информатики, который является организатором оборудования кабинета. Под его руководством составляется перспективный план оборудования кабинета, перечни работ по самооборудованию, распределяется работа между преподана теля ми и учащимися. Планы утверждаются директором учебного заведения.

Заведующий кабинетом ответствен за сохранность оборудования, ведение журнала инвентаризационной записи, содержание оборудования в постоянной готовности к применению, своевременность и тщательность профилактического обслуживания вычислительной техники, правильное использование ее.

При знакомстве с Кабинетом информатики преподаватель должен ознакомить с правилам техники безопасности и работы в кабинете. Учащиеся, в свою очередь, должны сдать зачет по технике безопасности и правилам работы в кабинете. Ученики должны нести полную ответственность за состояние своего рабочего места и размещенного на нем оборудования.

Очень важно, чтобы помещение для установки ПЭВМ отвечало необходимым гигиеническим требованиям, соблюдение которых способствовало бы оптимизации учебного процесса и сохранению здоровья. Площадь на одно рабочее место в помещении с ПЭВМ должна быть не менее 6 кв.м.

Поверхность пола должна быть ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки.

Учебные помещения с ПЭВМ или ВДТ должны иметь естественное и искусственное освещение. Основной ноток естественного света должен быть слева, допускается справа. Для окраски стен следует применять краски холодных тонов. При этом поверхности стен должны быть матовыми.

Для внутренней отделки интерьера помещений с ПЭВМ не разрешается применять синтетические материалы, выделяющие я воздух вредные химические вещества и соединения.

Правильная посадка учащихся за рабочим столом с ПЭВМ или ВДТ способствует нормальному функционированию органов и систем организма. профилактике нарушения осанки и зрения, сохранению здоровья и хорошей работоспособности. Правильная посадка обеспечивается подбором стола и стула в соответствии с ростом учащихся в обуви.

Оптимальное расстояние глаз учащихся до экрана монитора должно быть и пределах 60—70 см, допустимое — не менее 50 см.

Непрерывная длительность работы учащихся Х — XI классов при сдвоенных уроках не должна превышать на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором — 20 минут. Для учащихся VIII — Х классов длительность работы на не должна превышать 25 минут, VI — VII классов — 20 минут, II — V классов — 15 минут, I классов (6 лет) — 10 минут.





Назначение и оборудование кабинета информатики

Кабинет информатики и вычислительной техники организуется как учебно-воспитательное подразделение средней общеобразовательной школы, оснащенное комплектом учебной вычислительной техники, учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических классных и внеклассных занятий по базовому и профильным курсам информатики. Кроме того, кабинет информатики может использоваться для преподавания различных учебных предметов, проведения интегрированных уроков и внеклассных занятий с применением средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, учебного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ.

Рассмотрим педагогико-эргономические условия эффективного и безопасного использования всего спектра средств вычислительной техники и ИКТ в школе, вопросы организации рабочих мест ученика и учителя в кабинете информатики.

Выбор помещения для обучения в компьютерном классе, специально оборудованном для проведения занятий по информатике и ИКТ (далее — кабинет информатики), — задача не простая. Этот кабинет должен отвечать определенным психологическим, гигиеническим и эргономическим требованиям. Организация рабочих мест ученика и учителя должна содействовать успешному преподаванию и усвоению знаний, формированию информационной культуры учащихся. В ходе занятий по информатике и ИКТ должны быть созданы все условия для формирования у учащихся знаний теоретических основ информатики и ИКТ; знаний об устройстве и функционировании современной вычислительной техники, средств информатики; умений по использованию программного обеспечения компьютеров и работы с периферийным оборудованием; умений и навыков работы с информацией и информационными ресурсами. На уроках информатики школьники учатся разрабатывать прикладные программы, использовать разнообразные специализированные программные системы и комплексы. В школах, подключенных к Интернету, ученики получают возможность для самостоятельного поиска информационных образовательных ресурсов. На уроках может быть организована индивидуальная, групповая и коллективная работа обучаемых.


1 2 3 4 5 6 7 Следующая > В конец >>

Кабинет информатики и информационных технологий (КИИТ) организуется как учебно-воспитательное подразделение учебного заведения системы общего среднего образования, оснащенное комплектом аппаратно-программных средств на базе ПК, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных, внеклассных и факультативных занятий как по курсу информатики, так и другим общеобразовательным предметам с использованием компьютерных информационных технологий. КИИТ используется также при организации общественно полезного и производительного труда учащихся, автоматизации процессов информационно-методического обеспечения учебного заведения и организационного управления учебно-воспитательным процессом.

Кабинет информатики должен быть выполнен как психологически, гигиенически и эргономически комфортная среда, организованная так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и формированию информационной культуры учащихся, приобретению ими прочных знаний по основам информатики и других наук, при полном обеспечении требований к охране труда.

В кабинете информатики должно быть обеспечено информационное взаимодействие между учащимися и программно-аппаратными, техническими средствами хранения и обработки информации, между учащимися и учителем, необходимое для осуществления современного учебно-воспитательного процесса.

Занятия в кабинете информатики должны способствовать:

формированию у учащихся знаний об устройстве и функционировании современных ПК; умений и навыков решения задач с помощью ПК; умений по использованию программного обеспечения современных ПК и навыков работы с информационными ресурсами;

ознакомлению учащихся с применениями информационных и коммуникационных технологий на производстве, в проектно-конструкторских организациях, научных учреждениях, учебном процессе и управлении;

совершенствованию методов обучения и организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении.

В КИИТ может проводиться следующая работа:

занятия по информатике и другим общеобразовательным предметам с использованием ПК, информационных и коммуникационных технологий, учебного оборудования, сопрягаемого с ПК;

выполнение учащимися работ по заданиям учителей и администрации для удовлетворения потребностей учебного заведения и базовых предприятий;

внеклассные занятия, оказание услуг с использованием ПК, информационных и коммуникационных технологий, учебного оборудования, сопрягаемого с ПК.

Число рабочих мест для учащихся, должно соответствовать наполняемости классов в учебном заведении и не противоречить действующим СанПиН. Для проведения практических занятий рекомендуется организовывать индивидуальную, групповую и коллективные работы. При любой форме работы на одном рабочем месте должен быть один учащийся.

2. Оборудование кабинета информатики и информационных технологий

Для реализации задач и содержания работ, отмеченных выше, КИИТ оснащается материальными средствами согласно "Типового перечня средств обучения и учебно-производственного оборудования для общеобразовательных и специальных школ, дошкольных учреждений, профессионально-технических училищ", "Требований к аппаратурно-программным комплексам на базе персональных компьютеров (компьютерным классам) для учебных заведений" и дополнительных инструктивно-методических рекомендаций, других нормативно-распорядительных документов Министерства образования.

Таким образом, КИИТ должен быть оборудован:

комплектом аппаратно-программных средств на базе ПК;

программно-методическими комплексами поддержки преподавания общеобразовательных предметов;

демонстрационным средством аудиовизуального отображения информации с возможностью сопряжения с ПК (телевизор с диагональю не менее 61 см, мультимедийный проектор и т.п.);

Кроме того, кабинет информатики комплектуется:

заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений за ПК;

комплектом учебно-методической, научно популярной, справочной литературы;

журналом отказа ПК и их ремонта;

инструкцией по охране труда;

картотекой (базой данных) учета имеющегося в кабинете учебного оборудования и материалов, программных средств.

стендами для экспонирования демонстрационных таблиц и работ учащихся;

аптечкой первой помощи;

КИИТ может дополнительно оснащаться оборудованием, программным обеспечением и методическими материалами, предназначенными для реализации функций, указанных в разделе 1 рекомендаций.

Рабочие места учащихся, оснащенные ПК, и организация их оборудования должны соответствовать гигиеническим требованиям действующих Санитарных правил и норм.

Кабинет оборудуется одноместными столами, предназначенными для работы на ПК со всеми необходимыми периферийными устройствами. К столам подводится электропитание и кабель локальной сети. Столы оборудуются в соответствии с требованиями безопасности и крепятся к полу. Все ПК следует заземлять.

Поверхности стола должны иметь цвет натуральной древесины. Допускается бледно-голубой, бледно-зеленый или бледно-серый. Поверхности стола должны быть матовыми.

Расстановка рабочих мест учащихся в КИИТ должна обеспечить электробезопасность и безопасность от электромагнитных излучений, свободный доступ учащихся и подход педагога во время урока к каждому рабочему месту.

Рабочие места учащихся располагаются периметрально вдоль стен. Расстояние между стеной без оконных проемов и столами должно быть не менее 10 см, а между стеной с оконными проемами и столами не менее 80 см. Столы устанавливаются под прямым углом к поверхности стен таким образом, чтобы расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов было не менее 1,2 м. Расстояние между двумя столами, расположенными в углах, должно быть не менее 2 м. Такое расположение рабочих мест учащихся с ПК приводит к наименьшему влиянию факторов, обусловленных работой видеомониторов на электронно-лучевых трубках, так как на учащегося будут в основном действовать факторы только видеомонитора, за которым он работает.

Дополнительно КИИТ оборудуется двухместными ученическими столами в соответствии с количеством рабочих мест учащихся при работе на ПК. Ученические столы располагаются в центре и предназначены для проведения теоретических занятий, индивидуальной, групповой работы, не требующей использования ПК, или выполнения контрольных работ. Это позволяет разнообразить учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей учащихся, сосредоточиться при объяснении педагогом учебного материала и способствует сохранности аппаратно-программных средств.

В кабинете может быть установлен сейф и обязательно не менее 2 огнетушителей, предназначенных для тушения электроустановок.

На видном месте в помещении кабинета размещается инструкция по охране труда для учащихся в кабинете информатики и информационных технологий. В доступном для знакомства учащихся месте могут размещаться стенды с учебно-воспитательными материалами.

Передняя стена КИИТ оборудуется классной доской (желательно для фломастеров), экраном, шкафом для хранения учебно-наглядных пособий и носителей информации. Под доской устанавливают ящики для таблиц. На верхней кромке доски крепятся держатели (или планка с держателями) для подвешивания демонстрационных таблиц.

Учебные пособия и оборудование размещаются и хранятся в кабинете по разделам программы. Демонстрационные пособия и оборудование для самостоятельных работ хранятся раздельно. Для хранения учебно-наглядных пособий и оборудования кабинет информатики оснащается шкафом, устанавливаемым справа от классной доски или в лаборантской. Учебные и демонстрационные пособия хранятся следующим образом:

справочная, учебно-методическая и научно-популярная литература на полках шкафа;

диски, компакт-диски — в специальном небольшом шкафу, защищенном от пыли и света (можно в сейфе), распределенные по классам или разделам учебных программ;

таблицы — в ящиках под доской или в специальных отделениях по разделам учебных программ или классам с учетом их габаритов.

В кабинете ведется картотека (база данных) имеющегося учебного оборудования, программных средств, учебно-методических материалов с указанием мест хранения, облегчающая учителю и лаборанту подготовку к занятиям.

Учебные заведения или их базовые предприятия обеспечивают строительную готовность кабинета информатики под установку и монтаж аппаратных средств на базе ПК в соответствии с гигиеническими правилами и нормами, включая работы по пожарно-охранной сигнализации, окраске стен и потолков, подготовке полов с укладкой металлических защитных труб или металлорукавов, по организации заземления.

Сервисные предприятия должны обеспечивать электромонтажные работы в кабинете в соответствии с типовым проектом при условии комплексной поставки аппаратно-программных средств, включая электрооборудование (силовые щиты, электрические розетки, привод).

Ответственность за оборудование КИИТ несет директор учебного заведения. К оборудованию кабинетов привлекаются заведующие кабинетами, базовые предприятия (изготовление мебели, учебного оборудования и т. д.). Эксплуатация КИИТ допускается после согласования с территориальными органами государственного санитарного надзора, энергонадзора, пожарной безопасности и охраны. Эксплуатация кабинета без соответствующего разрешения, оформленного в установленном порядке, запрещается.

Вопросами загрузки КИИТ учебными, классными, внеклассными, факультативными занятиями, проводимыми учителями и специалистами, приглашенными для преподавания предметов по штатному совместительству, занимается директор (заместитель директора) школы с участием заведующего кабинетом.

3. Организация работы в кабинете информатики и информационных

технологий, основные виды деятельности администрации,

учителя и учащихся

Работы по обеспечению КИИТ оборудованием, организации деятельности учителей по использованию информационных технологий в учебно-воспитательном процессе осуществляет заместитель директора с помощью заведующего кабинетом из числа учителей информатики при непосредственном руководстве директора учебного заведения. Заместителем директора совместно с заведующим КИИТ разрабатываются перспективные планы оборудования кабинета, использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Заведующим КИИТ составляются перечень мероприятий по дооборудованию кабинета, план работы кабинета на год. Планы утверждаются директором учебного заведения.

Заведующий кабинетом несёт ответственность за сохранность оборудования; ведение картотеки (базы данных) учета имеющегося в кабинете учебного оборудования и материалов, программных средств; содержание оборудования в постоянной готовности к применению, своевременность и тщательность профилактического технического обслуживания оборудования, правильное его использование; регистрацию отказов ПК и организацию их отладки или ремонта; за исправность противопожарных средств и средств первой помощи при несчастных случаях; за своевременное проведение вводного и периодического инструктажей учителей и учащихся по охране труда.

При знакомстве с кабинетом учитель должен распределить учащихся и закрепить их по рабочим местам с учетом роста, состояния зрения и слуха; ознакомить с правилами охраны труда и работы в кабинете. Проведение вводного и периодического инструктажей учащихся по охране труда отмечается в журнале учета учебной работы. Учителя, работающие в КИИТ, должны строго следить за выполнением учащимися требований охраны труда и правил работы в кабинете.

При организации работы в КИИТ следует исходить из необходимости интенсивного и одновременно эффективного использования оборудования. Время, свободное от обязательных занятий по программе курса информатики, должно использоваться для преподавания других общеобразовательных предметов с применением ПК, для факультативной и кружковой работы. Можно рекомендовать заведующему кабинетом создание из наиболее творчески активных учащихся некоторой инициативной группы, которая наряду с участием в кружковой работе выполняла бы одновременно и отдельные работы, связанные с оборудованием кабинета, разработкой и изготовлением различного рода учебных пособий. Целесообразно также постараться подключить к внеклассной работе с учащимися их родителей.

Одной из форм внеклассной работы, осуществляемой заведующим кабинетом или учителями, работающими в нем, может быть учебно-методический семинар для учителей общеобразовательных предметов. Этот семинар может взять на себя прежде всего решение таких задач, как распространение опыта, знакомство с новыми учебными программами, обучение учителей основам работы на ПК, основные направления кружковой работы с учащимися и т. п. Очевидно, что организационные формы семинара могут быть весьма различными и, вероятно, будут меняться по мере совершенствования информационной культуры учителей.

Деятельность заведующего КИИТ охватывает широкий круг обязанностей, очень многогранна и ответственна. Помощь в его работе должен оказывать лаборант (техник или инженер) кабинета информатики и информационных технологий. Лаборант подчиняется непосредственно заведующему кабинетом и отчитывается перед ним за сохранность, правильное хранение и использование учебного оборудования. Лаборант обязан знать всю систему ПК, правила ухода за ним, условия хранения оборудования и наглядных пособий. В соответствии с перспективными планами развития кабинета лаборант под руководством заведующего участвует в приобретении необходимого учебного оборудования, организует его доставку, ведет картотеку (базу данных) учета имеющегося в кабинете учебного оборудования и материалов, программных средств. По плану учителей и под руководством заведующего кабинетом лаборант готовит оборудование к уроку, устанавливает необходимое программное обеспечение. Лаборант обеспечивает постоянную готовность противопожарных средств и средств первой помощи. Лаборант регистрирует в журнале отказы ПК и их ремонт. Под руководством заведующего кабинетом лаборант проводит мелкий ремонт вышедшего из строя оборудования.

4. Гигиенические рекомендации

Очень важно, чтобы помещение для установки ПК отвечало необходимым гигиеническим требованиям, соблюдение которых способствовало бы оптимизации учебного процесса и сохранению здоровья.

Для окраски стен помещения следует применять краски холодных тонов: светло-зеленый, светло-голубой, светло-серый. Допускается окраска стен светло-бежевым, светло-желтым цветом или цветом слоновой кости. При этом поверхности стен должны быть матовыми.

Работа на ПК приводит к снижению концентрации кислорода, повышению озона, концентрации которого могут превышать предельно допустимые для атмосферного воздуха. Нарушается ионный состав воздуха. Установлено, что в учебном помещении без людей с включенными видеомониторами увеличивается количество отрицательных ионов пропорционально времени их включения, а при наличии людей происходит увеличение положительных ионов. При этом количество отрицательных и положительных ионов может значительно превышать допустимые величины, что способствует ухудшению самочувствия людей, появлению головной боли, снижению работоспособности и пр. При наличии учащихся в классе воздух загрязняется антропогенными веществами органической природы и диоксидом углерода.

По этим причинам помещения с ПК должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей оптимальный температурно-влажностный режим.

При отсутствии приточно-вытяжной вентиляции можно организовать кондиционирование воздуха с помощью бытовых кондиционеров. При этом необходим расчет устанавливаемых кондиционеров в зависимости от их производительности, количества теплоизбытков от машин, людей, солнечной радиации и источников искусственного освещения (расчет должен производиться инженером по вентиляции).

Кондиционеры не должны создавать шум, превышающий нормируемые значения. Устанавливать кондиционеры следует в верхней части окна. Во время работы кондиционеров двери в учебное помещение должны быть закрыты. При отсутствии приточно-вытяжной вентиляции и кондиционеров необходимо организовывать проветривание (эффективно сквозное) на каждой перемене и в любую погоду. Если позволяют погодные условия, то занятия проводятся при открытых фрамугах, створках оконных рам или окнах.

Правильная посадка учащихся за рабочим столом с ПК способствует нормальному функционированию органов и систем организма, профилактике нарушения осанки и зрения, сохранению здоровья и хорошей работоспособности. Правильная посадка обеспечивается подбором стола и стула в соответствии с ростом учащихся в обуви. При правильной посадке учащиеся должны сидеть прямо, напротив видеомонитора, не сутулясь. Спина должна иметь опору в области нижних углов лопаток, предплечья должны находиться под прямым углом по отношению к плечам и опираться на наклонную поверхность стола с клавиатурой; тем самым снимается статистическое напряжение с мышц плечевого пояса и рук.

Рациональный режим занятий с использованием ПК предусматривает соблюдение регламентированной длительности непрерывной работы за ПК и перерывов, а также обязательного проведения профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья учащихся.

Пренебрегать выполнением комплексов упражнений для глаз, физкультминутками и физкультпаузами не следует, так как проведение их улучшает функциональное состояние зрительного анализатора, центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма, способствует ликвидации застойных явлений в нижней половине тела и ног, образующихся при работе в положении сидя, улучшает кровоснабжение мозга.

Возможной тактикой внедрения новой педагогической технологии обучения, основанной на использовании информационных и коммуникационных технологий, может быть организация информационно-методических центров, объединяющих в единую сеть различные учебные заведения, в том числе и расположенные на периферии. Функционирование информационно-методических центров, концентрирующих и распространяющих перспективные технологии обучения, сможет в сравнительно сжатые сроки обеспечить внедрение информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс учебных заведений системы общего среднего образования. Это позволит перевести процесс преподавания курса информатики и других общеобразовательных предметов на более высокий уровень, предполагающий использование не только программно-методического обеспечения, но и самых разнообразных средств обработки и передачи информации, учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПК, современных средств телекоммуникаций.

Читайте также: