Борьба пап с реформацией кратко

Обновлено: 04.07.2024

Католическая церковь была против Реформации, поэтому протестантов Папа Римский назвал еретиками и приказал действовать. Самым популярным способом борьбы была инквизиция. В Риме создали центральный инквизиционный суд, сформировали список запрещённых книг.

Для противостояния создали монашескую организацию - орден иезуитов. Они входили в доверие людей всех классов, для направления их деятельности в интересах католической церкви. В начале XVII века иезуиты были организаторами и участниками нападения польских феодалов на Русское государство. Во Франции они убили короля, провозгласившего равноправие католиков и протестантов. В Южной Америке они захватили Парагвай. Одним из самых страшных дел католической церкви было массовое убийство французских протестантов, известное как Варфоломеева ночь.

Успехи реформации и народные движения против церкви напугали и папу римского и феодальный мир Европы. К середине XVI в. от католической церкви отпали: Англия, Шотландия, часть Германии и Швейцарии. Реформация имела своих сторонников в Скандинавии, Польше, Венгрии, Франции, Италии, и даже в папских владениях было много сторонников ереси, а среди духовенства были сторонники реформы церкви и папства.

Папа и верхушка церкви совместно со всей феодальной реакцией, напуганной ростом массового движения, объединились для расправы с гуманизмом и ересью. Идеи, которые выдвигали гуманисты и передовые люди, — первенство разума, свобода совести, свобода научного исследования, ограничение феодальной власти церкви и реформа церковной жизни — вызвали ожесточенное сопротивление папства.

Для борьбы с прогрессивными движениями и наукой папство в XVI в. усилило инквизицию, создало орден иезуитов и пыталось укрепить свое положение в церкви с помощью созванного по требованию императоров и королей Испании, Франции и Германии Тридентского собора. Этот собор, созванный для реформы церкви, был так организован, что оказался выполнителем воли папы, и хотя заседал с перерывами восемнадцать лет (1545–1563 гг.), ноне посмел решить ни одного вопроса в духе малейшего ограничения папской власти. Путем подкупа, застращивания, угроз и прямого обмана папа и его ставленники добились от собора нужных им решений о неограниченности папской власти и против реформации.

Середина XVI в. ознаменовалась разгулом инквизиции, деятельность которой возродил папа Павел III. Во главе инквизиции он поставил зверя в образе человеческом — палача Караффу (в 1555 г. он был избран папой под именем Павла IV).

Десятки тысяч людей сожгла тогда инквизиция в разных странах Европы [55].

Религиозные ордена, как особые боевые организации церкви, непосредственно подчиненные папе, стали создаваться еще в XII в., во время крестовых походов, В 1118 г. для охраны захваченных крестоносцами на Востоке земель и для защиты пилигримов был создан из дворян-рыцарей орден (общество) тамплиеров (или храмовников), еще раньше был создан орден иоаннитов, а в конце XII в, — тевтонский орден, бывший орудием немецких князей и папы римского, стремившихся к завоеванию славянских и прибалтийских земель.


Медали, выбитые в память Варфоломеевской ночи папой Григорием XIII и королем Карлом IX

В XVI в. для борьбы с реформацией стали создаваться новые ордена. Среди них особое место заняли иезуиты.

Орден иезуитов отличается от всех других орденов католической церкви. Все монашеские ордена на словах проповедуют аскетизм, бедность, опрощение. Их члены живут в монастырях и обращают свою проповедь главным образом к народным массам. В отличие от них иезуиты с самого начала поставили себе целью укрепление власти папы путем проникновения в среду аристократии, в среду богатых и особенно правящих кругов разных государств. Втереться в доверие к правящим кругам, к влиятельным лицам, к землевладельческой и финансовой аристократии, воздействовать через них на политическую и общественную жизнь в духе папских требований и в целях усиления реакции — такова задача иезуитов. В связи с тем, что они обращаются не к народной массе, а к аристократии, иезуиты не требуют от своих членов обета бедности и опрощения, наоборот, они требуют, чтобы члены их ордена хорошо одевались, были воспитанны, умели себя держать в высшем обществе, были образованны, хорошо ориентировались в политике.

Основателем ордена иезуитов был испанский дворянин Игнатий Лойола (родился в 1491 г.). Человек невежественный, но огромного честолюбия, он стремился чем-нибудь выделиться. В 1521 г., будучи на офицерской службе в армии, Лойола был ранен. Военная карьера стала для него навсегда невозможной. Болезнь после ранения и чтение религиозных книг сделали Лойолу религиозным фанатиком. К тому же он страдал галлюцинациями, уверяя, что видит Иисуса, деву Марию, дьявола и т, д. Его религиозный фанатизм и сумасбродство смущали даже церковников, и он трижды привлекался инквизицией по обвинению в ереси.


Чтобы держать людей в своих руках, Лойола разработал сложную утонченную систему взаимного доносительства и шпионажа. Доносы и шпионаж считались благочестивым делом.

Орден иезуитов нашел приверженцев среди аристократии разных стран и быстро разросся. Он приобрел влияние на близкие к правителям круги, в частности на женщин из аристократии. Иезуиты старались прибрать к своим рукам школу, чтобы поставить преподавание в ортодоксальном католическом духе.

В то время, когда папский престол шатался и народы Европы освобождали себя от гнета римской церкви, иезуиты сыграли крайне реакционную роль. Орден иезуитов — олицетворение реакции — не раз изгонялся из ряда стран в периоды общественного подъема по требованию прогрессивных классов общества. Но в периоды реакции орден этот, при поддержке правящих классов, вновь развивал свою деятельность. Так было, например, в Европе после Французской революции конца XVIII в. Напуганные революцией господствующие классы повсюду восстановили орден иезуитов. Тогда-то особенно иезуиты развернули свою реакционную деятельность и в России: как Екатерина II, так после нее и царь Павел I и русские крепостники-помещики видели в иезуитах людей, которые способны спасти крепостнический строй от революционного взрыва.

Орден иезуитов существует и до сих пор. Число его членов ныне доходит до 26 тысяч. Он поныне придерживается старой тактики — влиять на политику правительств и на аристократию.

Усиление реакции в тех или иных странах и ныне ведет к усилению ордена иезуитов, подъем революционного движения, наоборот, бьет и по иезуитам. Так, под давлением народного движения в начале XX столетия иезуиты были изгнаны из Франции, но в 1928 г. французская реакционная буржуазия разрешила им вернуться в страну. В 1940 г., при реакционном правительстве маршала Петэна, иезуиты вновь получили большое влияние на школу во Франции. В 1931 г. восставший испанский народ изгнал иезуитов из Испании; в 1939 г. генерал Франко, вместе с восстановлением власти помещиков и буржуазии, восстановил и могущество ордена иезуитов.

Из иезуитов ныне комплектуется высшая иерархия католической церкви и советники папы. В их лице рабочее движение имеет коварных, непримиримых, вероломных и хитрых врагов.

Глава 13 Борьба с Реформацией

Глава 13 Борьба с Реформацией А теперь перейдем к религиозной политике Сигизмунда I. Первая жена короля Варвара умерла в 1515 г. после долгой болезни. Германский император предложил Сигизмунду, которому уже исполнилось 50 лет, невесту – двадцатичетырехлетнюю итальянскую

Иезуиты рулят

Иезуиты рулят Речь идет о знаменитом ордене иезуитов. Вполне очевидно, что создавался он на базе Воинства и вобрал в себя весь его опыт и все агентурные связи — иначе невозможно объяснить молниеносный взлет ордена и его словно по мановению волшебной палочки возникшую

ИЕЗУИТЫ

ИЕЗУИТЫ Владеющая огромными территориями Испания все еще имела вес на политической арене. А иезуиты имели вес в Испании, хотя вскоре появляется и противовес: в лице Карла III государство впервые получило по-настоящему просвещенного короля. Иезуиты были обвинены в

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ШВЕЙЦАРИИ ПЕРЕД КАЛЬВИНИСТСКОЙ РЕФОРМАЦИЕЙ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ШВЕЙЦАРИИ ПЕРЕД КАЛЬВИНИСТСКОЙ РЕФОРМАЦИЕЙ В первой трети XVI в. экономика Женевы переживала тяжелый застой. Обострилась и политическая обстановка. Герцог Савойский и епископ Женевский, пользуясь ослаблением города, попытались расширить свои

Гуманисты и иезуиты

41. ИЕЗУИТЫ ДЕЙСТВУЮТ

Иезуиты

Иезуиты Политико-философской концепцией династии Бурбонов был абсолютизм, утверждавший среди прочего, что ничто из того, что находилось в рамках государства, не могло противостоять этому государству или его представителям. В середине XVIII столетия в той части Америки, о

Иезуиты в Канаде

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 12 - Распространение Реформации в Европе.pptx

Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформ.

Цель: показать, что кальвинистское учение стало основой для трудовой этики пр.

Цель: показать, что кальвинистское учение стало основой для трудовой этики протестантов. План: 1) Жан Кальвин и его учение. 2) Кальвинистская церковь. 3) Игнатий Лойола – создатель ордене иезуитов. 4) Борьба пап с Реформацией. 5) Филипп II против Реформации.

Проверка Д/З. Тест. №1: Выберите правильный ответ. А) Революция – это -------.

Тест. № 2.Выберите правильный ответ: Реформационное движение начало распростр.

Тест. № 4.Назовите понятие, которому соответствует описание. Ими особенно акт.

Тест. № 4.Назовите понятие, которому соответствует описание. Ими особенно активно торговали в Германии. Выложив деньги за эти грамоты, человек мог рассчитывать на прощение грехов и спасение души: А) индульгенции; Б) картулярии; В) тезисы.

Тест. № 5. Назовите лишнее. М Лютер учил, что: А) человек спасается одной вер.

Тест. № 5. Назовите лишнее. М Лютер учил, что: А) человек спасается одной верой. Б) спасение не зависит от личных заслуг человека. В) источником религиозных истин является только Священное Писание. Г) церковь не должна подчиняться ни Папе, ни светским государям.

Правильные ответы: № 1 –Революция – это коренной переворот … ( д ). Реформаци.

Правильные ответы: № 1 –Революция – это коренной переворот … ( д ). Реформация – это общественное движение …( г ). № 2 – Б (Германии). № 3 Мартин Лютер. № 4 индульгенция. № 5 г

Устный опрос: 1) Что вам известно о развитии Германии в конце XV- начале XVI.

Примерные Ответы: 1) – Германия являлась частью Священной Римской империей.

Примерные Ответы: 1) – Германия являлась частью Священной Римской империей, но оставалась раздробленной. Во главе некоторых земель стояли духовные владыки. Не было сильной императорской власти. Росло возмущение католической церковью. 2) - Обновление церкви. - Запрет торговли индульгенциями. - Упрощение внешних атрибутов церкви. - Преобразование общественных отношений ( Народная Реформация)

Примерные ответы 3) М. Лютера. 4) Отпущение грехов за деньги – кощунство; еди.

Примерные ответы 3) М. Лютера. 4) Отпущение грехов за деньги – кощунство; единственный путь к спасению – искренняя вера в искупительную жертву Христа; спасение даруется человеку Богом. 5) 1524- 1525 гг. 6) Народные массы видели в Реформации не только религиозное обновление, но и преобразование всей системы общественных отношений согласно буквальному толкованию евангельских заповедей. Мюнцер в отличии от Лютера призывал свергнуть господ, имущество сделать общим достоянием. 7) Отсутствие единства крестьян.

Новая тема: В середине XVI в. Реформация охватила всю Европу: Англию, Францию.

Жан Кальвин- (1509- 1564). Разработал теорию божественного предопределения в.

Подтверждением Божественного избрания является, по Кальвину преуспевание в ми.

Подтверждением Божественного избрания является, по Кальвину преуспевание в мирских делах. Умеренность и бережливость считались главными добродетелями. Учение Кальвина оправдывало практическую деятельность человека перед Богом. Возник новый тип человека, трудолюбивого и бережливого, который сыграл огромную роль в развитии капитализма. Из церковного обихода убрали в Женеве все украшения, символы, церемонии – всё, что отвлекало от истинной веры.

Кальвинистская церковь признавала два обряда – крещение и причастие. Церковна.

Кальвинистская церковь признавала два обряда – крещение и причастие. Церковная община не подчинялась городским светским властям и пользовалась правом самоуправления. Она избирала и контролировала своих руководителей – пресвитеров (с греческого- старейшина). Поэтому кальвинистская церковь называлась – пресвитерианской.

Женева. Старинная гравюра.

Женева. Старинная гравюра.

Листовка о споре между Лютером, папой и Кальвином

Листовка о споре между Лютером, папой и Кальвином

Кальвинистская церковь преследовала своих противников ( будь то католики или.

Кальвинистская церковь преследовала своих противников ( будь то католики или протестанты) .Сожжение Сервета.

Реформаторы Женевы: Гильом Фарел, Жан Кальвин, Теодор де Без и Джон Нокс.

Реформаторы Женевы: Гильом Фарел, Жан Кальвин, Теодор де Без и Джон Нокс.

Статуя Кальвина. Музей истории Реформации. Женева.

Статуя Кальвина. Музей истории Реформации. Женева.

Предполагаемое место захоронения Кальвина. Женева.

Предполагаемое место захоронения Кальвина. Женева.

Отмечая божественное происхождение власти, Кальвин подчёркивал, что у правите.

Отмечая божественное происхождение власти, Кальвин подчёркивал, что у правительства есть обязанности перед обществом. Со временем сторонники Кальвина появились в Англии и Шотландии, Нидерландах, во Франции.

Контрреформация – борьба против Реформации. Организовывали и направляли: папы.

Контрреформация – борьба против Реформации. Организовывали и направляли: папы римские, Карл V и его преемники – короли Испании и императоры Священной Римской империи из династии Габсбургов, иезуиты.

Титульный лист памфлета против кальвинистов.

Титульный лист памфлета против кальвинистов.

Создатель ордена Игнатий Лойола (1491-1556). Для борьбы с Реформацией в 1540.

Франсиско де Суарес. Иезуит Франсиско де Суарес доказывал право пап свергать.

Франсиско де Суарес. Иезуит Франсиско де Суарес доказывал право пап свергать монархов.

Церковь Святейшего Имени Иисуса и главный иезуитский храм в Риме.

Церковь Святейшего Имени Иисуса и главный иезуитский храм в Риме.

Дом Лойолы с родовым гербом над дверью.

Дом Лойолы с родовым гербом над дверью.

П. Рубенс. Чудеса Игнатия Лойолы. Музей истории искусства. Вена.

П. Рубенс. Чудеса Игнатия Лойолы. Музей истории искусства. Вена.

Базилика в честь Игнатия Лойолы.

Базилика в честь Игнатия Лойолы.

Аллегория на всемирное господство ордена иезуитов. Титульный лист книги. Посв.

Аллегория на всемирное господство ордена иезуитов. Титульный лист книги. Посвящённой иезуитам.

 Иезуиты карикатура XVII века

Иезуиты карикатура XVII века

Во второй половине XVI века борьбу против Реформации возглавил король Испании.

Эпоха реформации – это эпоха кризиса католической церкви. Реформация оставила.

Эпоха реформации – это эпоха кризиса католической церкви. Реформация оставила глубокий след, она изменила духовный, политический и экономический характер европейского общества.

 Итоги Реформации:

Закрепление (беседа по вопросам): Назовите последователей Реформации (Лютера).

Закрепление (беседа по вопросам): Назовите последователей Реформации (Лютера) в других странах. Где распространилось учение Кальвина? Как католическая церковь реагировала на Реформацию в Европе? Кто такие иезуиты? Когда был создан орден?

Заполнение таблицы: Вопросы М.Лютер Т.Мюнцер Ж. Кальвин Страна Отношение к це.

Заполнение таблицы: Вопросы М.Лютер Т.Мюнцер Ж. Кальвин Страна Отношение к церкви Отношениек роскоши и богатству Права и обязанности в обществе правительства и подданных Отношение к труду


В уроке рассказывается о распространении Реформации, деятельности Жана Кальвина в Женеве. Урок знакомит с основными положениями кальвинистской церкви. Объясняет причины начала Контрреформации. Знакомит с деятельностью ордена иезуитов и его главы Игнатия Лойолы. Рассматриваются решения Тридентского собора и подводятся итоги Реформации в Европе.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Распространение Реформации в Европе. Контрреформация"

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация

Основные идеи кальвинизма

Вы уже знаете, что в XVI веке из Германии начали распространяться идеи Реформации, то есть преобразования церкви. Одним из первых реформаторов стал Мартин Лютер. Последователи его учения называли себя протестантами. Протестантизм быстро нашел поддержку в разных странах Европы.

На этом уроке вам предстоит познакомиться с еще одним реформатором – Жаном Кальвином и его вариантом изменений в церкви и обществе. Также вы узнаете о Контрреформации и ее главном орудии борьбы – ордене Иезуитов. По окончании урока подведем итоги Реформации в Европе. Но обо всем по порядку.

Жан Ка́львин

Родился 10 июля 1509 года во Франции, в городе Нуайо́н. Образование получил в Парижском университете. Кальвин готовился стать юристом. Однако один из преподавателей предложил ему заняться теоло́гией, и она навсегда увлекла будущего реформатора.


Идеи кальвинизма

Каковы были идеи Жана Кальвина, из-за которых он то подвергался гонениям, то вызывал всеобщий почет и уважение:

· реформатор был уверен, что все люди грешны;

· души людей предназначены либо к спасению, либо к погибели, и только Бог может покарать или помиловать;

· задачей человека было полное повиновение судьбе;

· Кальвин призывал людей не отчаиваться и ждать божественного знака, который подскажет, что душа будет спасена. Этим знаком должен был стать успех в делах.

Новая религия получила широкую поддержку городского населения. Ведь они были заинтересованы в постоянном накоплении капитала, а Кальвин на первое место ставил бережливость, неприхотливость в быту, скупость, которая могла помочь сохранить средства. А самым важным для человека он считал постоянный труд, называя лень самым главным из пороков. Таким образом, труд превратился в форму самовыражения человека.

Важным отличием от католической веры стало то, что, согласно Кальвину, не все души будут спасены, это придет только к избранным.

Женеву с появлением Жана Кальвина ждали большие перемены. Это зеленый город, расположенный в Альпах. Раньше здесь была очень бурная жизнь. В силу своего расположения на перекрестках европейских торговых путей Женева процветала. Люди постоянно были заняты трудом, среди женевских ремесленников было очень большое количество богатых людей. По характеру горожане были открытыми, гостеприимными, веселыми и остроумными, любящими удовольствия. Частыми в городе были шумные праздники, сопровождавшиеся театральными представлениями. Но существовала и оборотная сторона такой жизни. В Женеве было очень много любителей азартных игр. Это являлось настоящим наказанием, так как иногда целые семьи разорялись из-за пагубного пристрастия.

И вот в этом городе появился Жан Кальвин, который был готов изменить Женеву и ее жителей к лучшему.

Для управления были избраны церковные чины, в обязанности которых входило чтение проповедей, преподавание в школе, нравственный надзор, благотворительность. Изобретением Кальвина стала

Консистория – это суд, который сочетал в себе функции церковного и гражданского суда.

Существовала система штрафов и наказаний. Так, например, если человек был замечен за азартными играми, его привязывали к позорному столбу и вешали на шею игральные карты. Очень строго следили за внешним обликом граждан. Под запретом были предметы роскоши, украшения, красивая одежда. Оговаривался фасон одежды, ткань из которой она шилась. Тюремному заключению могла быть подвергнута женщина, которая приходила в церковь с завитыми волосами. Эта же участь постигала и ее парикмахера. Дома постоянно обыскивались. Наказанию подлежали те, у кого в домах находили предметы, связанные с католической верой, – чётки, крестики, иконы. Ночные сторожа следили, чтобы после 9 часов вечера никто не выходил из дома. Люди уже должны были ложиться спать, чтобы с утра приняться за работу. В городе был введен запрет на танцы, театральные представления, громкий смех. За сквернословие следовало наказание. Так, был отправлен в тюрьму извозчик, который обругал свою лошадь. Кальвин выступал против всяких излишеств. Это касалось и еды. Три кожевенника сидели три дня в заключении за то, что за завтраком съели 36 пирожков.


Постепенно в городе стали появляться недовольные. Однако после судебного дела над Миге́лем Серве́том, который был давним противником Кальвина и выступил против его учения, за что был приговорен в 1553 году к сожжению, люди не рисковали публично выражать недовольство.

Кальвин всю оставшуюся жизнь прожил в Женеве. Он создал образ идеального Града Божьего с идеальными гражданами. Заслуга его была велика. Современного человека можно считать творением Кальвина. Ведь именно он сделал труд занятием, которое вызывает почтение, тем самым еще более развив капиталистические отношения. В это время происходило разложение традиционного общества, в котором богатство презиралось. Кальвин боролся с непомерной роскошью и бессмысленным существованием. В дальнейшем они стали одной из причин революций.

Кальвинистская церковь отличалась и от католической, и от лютеранской. Община сама выбирала своих предводителей — пропове́дников и пресви́теров. Так теперь называли старейшин. Вы можете также встретить другое название кальвинистской церкви – пресвитериа́нская.

Службу вели па́сторы. Отменены были все церковные праздники, кроме Пасхи. Из церкви были вынесены все внешние атрибуты веры, ничто не должно было отвлекать от молитвы.

Последователей Кальвина в Европе было достаточно много. Во Франции их называли гугено́тами, в Англии – пурита́нами.


Орден иезуитов

В Европе с каждым годом увеличивалось количество протестантов.


Это не могло не вызвать волнение в католической церкви. Изначально католическое духовенство не чувствовало опасности и ограничивалось лишь порицанием новых учений. Однако с течением времени в Риме осознали, что новые религиозные течения могут нанести серьезный удар. Началась

Контрреформация – борьба католической церкви с протестантизмом.

Главным орудием католической церкви в борьбе с Реформацией стал орден иезуи́тов, основанный в 1540 году. Главой ордена стал Игна́тий Лойо́ла, дворянин из Испании.


Целью ордена стало подавление Реформации и защита католической церкви. Добивались они этого через обучение людей католичеству, развитие наук и образования, миссионерство.

Иезуиты отличались от обычных монахов. Им было разрешено носить светскую одежду, а не рясы. Церковь освобождала их от многих религиозных запретов.

Одним из главных средств борьбы стало создание иезуитских школ, в которых преподавание велось на лучшем уровне, чем в других школах. Здесь работали хорошие преподаватели, использовались новейшие методики. Иезуитские школы можно было назвать школами образцового порядка. В учениках воспитывали безусловное подчинение. Здесь было очень развито шпионство. Иезуиты поощряли доносы.

Иезуитов можно было встретить везде: и в университетах, где они вступали в научные споры, и среди горожан, которые присутствовали на богослужении, проводившемся на родном им языке, и во дворцах правителей, где они находились, чтобы вовремя дать нужный совет.

С помощью монахов ордена католическая церковь постепенно возвращала себе влияние во многих сферах жизни.

Тридентский собор

Все это время не утихали споры между сторонниками реформ католической церкви, которые хотели приблизить церковь к верующим и частично ограничить власть пап. Эти идеи поддерживал и Карл V. Им противостояло католическое духовенство во главе с папой римским, которое не считало реформы необходимыми.

Эти разногласия должен был разрешить Триде́нтский собо́р, который проходил в итальянском городе Тре́нто и длился с перерывами в течение 18 лет, с 1545 по 1563 годы.


За это время многое изменилось. Если изначально на собор планировали пригласить протестантов, то после подписания А́угсбургского мира и признания в Германии равенства прав католиков и протестантов об этом не могло быть и речи. Папа Римский как мог укреплял свои позиции.

В результате на соборе были приняты следующие решения:

· признано верховенство пап над соборами;

· за церковью сохранилось право толкования Священного писания;

· все предписания папы были обязательными к исполнению;

· католические догматы оставались неприкосновенными и не подвергались обсуждению;

· была увеличена власть епископов;

Сторонники реформ добились только запрета на продажу индульгенций и открытия семинарий для обучения католических священников.

Таким образом, итогами Реформации в Европе стали:

· изменение отношения людей к труду. Теперь любой труд был в почете и в нем рассматривался некий религиозный смысл. Это привело к тому, что в протестантских странах капиталистические отношения развивались быстрее;

· в странах Европы происходило укрепление национальных церквей, которые теперь подчинялись не папе римскому, а правителю государства;

· это привело к укреплению светской власти;

· важным итогом стало увеличение количества школ. Образование становилось все более доступным;

· самым неприятным итогом стал религиозный раскол Европы. Это привело к тому, что в скором времени начали вспыхивать религиозные войны, самой крупной из которых стала Тридцатилетняя война.

Читайте также: