Большой каменный мост кратко

Обновлено: 04.07.2024

С овременный Большой Каменный мост был сооружен по проекту архитекторов В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха, М.А. Минкуса при участии инженера Н.Я. Калмыкова в 1938 г.

Изначально архитектор М.А. Минкус совместно с инженером Н.Я. Калмыковым предложили несколько вариантов решения моста, из которых был выбран проект с арочной конструкцией. Окончательный облик мост обрел после двухлетнего сотрудничества с известными архитекторами В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейхом.

Большой Каменный мост соединяет Боровицкую площадь, улицы Моховую и Знаменку около Боровицкой башни Кремля с улицей Большая Полянка, стоящей на Болотном острове.

Мост представляет собой тяжелую арку с проезжей частью над ней. Композиция моста была продиктована близостью к Кремлю с одной стороны и к неосуществленному Дворцу Советов с другой. Согласно проекту на мосту предполагалось поставить скульптурные группы и мемориальные декоративные стелы на устоях, однако, они не были реализованы. Мост облицован гранитом, решетки с рисунком и перила — чугунного литья. На решетке изображены пятиконечная звезда и советский герб (с памятником Советской Конституции) с повторяющимся мотивом в виде серпа и колосьев пшеницы.

Большой Каменный мост, пожалуй, самый известный из всех мостов Москвы. Он уже давно стал одним из главных символов столицы России как для иностранцев, так и для самих москвичей. Каменный мост, соединяющий два берега Москвы-реки в районе Боровицких ворот Кремля, имеет богатую и очень интересную историю. О том, что пережил мост за несколько столетий и что с ним происходит сейчас,— в нашем материале.

Деревянная переправа

Сложно представить, что 800 лет назад на месте нынешнего московского Кремля и Красной площади был речной брод, через который проходила старинная Волоцкая торговая дорога из Великого Новгорода на Оку, в Рязань и другие приокские города. Поодаль располагались деревянные домишки и ремесленные лавки, но территория развивалась медленно, так как правый берег реки часто затапливался и заболачивался. Тогда-то тут и появилась первая переправа.

В конце 16 века территория начала заметно развиваться и на месте старой переправы соорудили деревянный наплавной мост, который соединил две стороны города. Это была прочная конструкция, сделанная из бревен и досок. Если с Юга замечали наступление неприятеля, мост поднимали.

Вот, что писал о нем путешественник и церковный деятель Павел Алеппский:

Проект Кристлера

В 17 веке берега Москвы-реки активно заселялись и город начал развиваться очень быстро. Жителей здесь становилось все больше, поэтому появилась необходимость возвести каменный мост. Однако построить такое сооружение шириной 50 саженей (108 метров) в то время было технически сложно. Поэтому в 1643 году царь Михаил Фёдорович пригласил из Страсбурга опытного мастера Ягонома Кристлера и они начали планировать строительство первого постоянного каменного моста через Москву-реку. Михаил Фёдорович лично контролировал проектирование, однако согласование сметы и инженерного плана затянулось очень надолго. Царь умер, и после его смерти про возведение моста на какое-то время забыли.

Новый мост

К идее строительства каменного моста через Москву-реку власти вернулись через 40 лет. Но точную дату его возведения историки не знают. Одни предполагают, что это случилось в 1682 году, другие – что в 1687-1692 годах. В любом случае известно, что идея принадлежала царевне Софье Алексеевне и князю Василию Голицыну. Современники писали, что фаворит царевны заботился о благоустройстве столицы и поощрял каменное строительство и мощение улиц.

Снос моста и новое сооружение

Долгие годы грандиозное сооружение поражало москвичей и иностранцев. Его не раз изображали на гравюрах и картинах, а писатели-современники восхищенно описывали в своих работах. В 1812-м мост пережил московский пожар и отступление армии Наполеона к Калужской заставе, а после этого по нему долго возили строительные материалы для восстановления города.

В середине 1850-х гг. обветшавший мост было решено снести. Тогда это зрелище собрало множество людей. Вот, что писал об этом событии свидетель произошедшего, русский писатель и публицист Михаил Снегирев:

В 1859 году на месте старого моста по проекту инженера полковника Танненберга выстроили новый, первый в Москве металлический трёхпролётный мост. С момента возведения он простоял 80 лет, но его также пришлось разобрать, так как после строительства Канала имени Москвы уровень реки повысился на 3 метра.

bkm.PNG

bkm1.PNG

В 1731г. по указу Анны Иоанновны были снесены мельницы и расчищены быки Большого Каменного моста. А в середине 1850-х годов обветшавший мост решили снести. Снос моста был труден, так как кладка оказалась очень прочной, и ее пришлось взрывать. И.М.Снегирев, бывший свидетелем его разрушения писал:

Сколько стоило усилий и иждивений, чтобы сломать этот двухвековой памятник! Самою трудностью сломки доказывалась прочность его кладки и доброта материала, из коего только одной части достаточно было на постройку огромного дома. Московские жители с любопытством и сожалением собирались смотреть на разрушение этого моста, который долго почитаем был одною из диковинок не только древней столицы нашей, но вообще и всей России.

В 1858 году на месте разобранного моста был построен новый, первый в Москве металлический трехпролетный мост по проекту Танненберга.
В 1938 несколько ниже по течению реки был построен современный мост по проекту В.А.Щуко, В.Г.Гельфрейха, М.А.Минкуса. Большой Каменный мост перенесли к Боровицкой площади, так как узкая Ленивка затрудняла подъезд к нему

Большой каменный мост, фото 2013 года

В 1643 году по приказу Михаила Федоровича мастер из Страсбурга Ягон Кристлер начал строить первый постоянный каменный мост через Москву-реку.

Большой Каменный мост тогда находился в другом месте — начинался у подножия Дома на набережной и вел к Ленивке. Он был в 3-4 раза шире московских улиц, и поэтому его наполнили многочисленные строения.

Большой Каменный мост и Кремль

В 1731 году по указу Анны Иоанновны Большой Каменный мост расчистили.

А в середине 1850-х обветшавший мост решили снести. Это оказалось довольно трудным делом: кладка была такой прочной, что ее пришлось взрывать.

В 1858 году на месте разобранного моста построили новый, первый в Москве металлический трехпролетный мост по проекту Танненберга. Он простоял 80 лет, но его также пришлось разобрать: после строительства канала имени Москвы уровень реки повысился на 3 метра.

В 1938 несколько ниже по течению реки построили современный мост по проекту В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха, М.А. Минкуса. Длина пролета главной арки составила 105 метров.

Этот мост вошел в историю: на обороте титульной страницы российского паспорта изображена панорама Кремля именно с Большого Каменного моста. А на его решетках до сих пор сохранилось изображение Советского герба Москвы — статуя Свободы внутри пятиконечной звезды.

Читайте также: