Корейский кризис 2013 кратко

Обновлено: 02.07.2024

Южная и Северная Кореи – один народ, но две страны с разными экономическими и политическими направлениями. Их конфликт длится более 60 лет, но причиной этому стали не внутренние разногласия, а попытки распространения влияния на мировой политической арене сверхдержав времен Холодной войны.

Исторические предпосылки

Причиной появления сильной коммунистической партии в Корее стала борьба народа против японского ига. С конца XIX века страна оккупирована Японией. Жесткая политика по отношению к местному населению привела к созданию подпольной сети по борьбе с оккупантами. Ее лидер, Ким Ир Сен, хотел избавиться от оккупации, для борьбы были привлечены силы Китая, который неофициально поддерживал подпольщиков. Но в 1940 году почти вся подпольная сеть была подавлена.

После капитуляции Японии в 1945 году представители США и СССР решили разделить страну на две части, чтобы предоставить побежденным войскам коридоры для сдачи пленных. Это была временная мера, по плану после завершения операции страна должна бала объединиться собственными силами. Но этого не произошло.

Корейская война

Фактическая причина начала конфликта между КНДР и Южной Кореи – желание СССР, Китая и США усилить свое влияние в этом регионе. При содействии ООН в южной части проводятся выборы, которые бойкотируются Ким Ир Сеном и его соратниками. В 1947 году США и ООН берут на себя ответственность за будущее развитие Кореи, в стране остаются военные базы, наращивается контингент войск.

Дальнейшие события развивались стремительно.

Завершение открытого конфликта

Отсутствие значительного перевеса привело к затяжной войне. В середине 1951 года сторонами предпринимаются попытки быстрого завершения конфликта победой. Но они терпят неудачу. С одной стороны войска США и ООН, с другой – китайская армия и воздушная поддержка СССР. Фактически воюют сверхдержавы того времени на территории другой страны.

После смерти Сталина 5 марта 1953 года Президиум ЦК КПСС провозглашает о завершении участия СССР в корейском конфликте. По инициативе ООН, 27 июля 1953 года подписывается договор о перемирии. США продолжает наращивать военную мощь в этом регионе, в 1958 году размещает ядерное оружие. СССР и Китай поддерживают КНДР поставками оружия, продовольствия, технические специалисты стран участвуют в строительстве заводов, фабрик. Отношения Южной Кореи и КНДР переходят в затяжную стадию холодной войны.

Попытки примирения

Перемирие между странами позволило правительствам заняться экономическим развитием. До 1970 года происходит наращивание военного присутствия на официальной границе. В этот период достигнуто соглашение об обмене военнопленными. Около 20% северокорейских солдат и ополченцев отказались возвращаться в КНДР.

  • Невмешательство внешних сил.
  • Мирное воссоединение как желание и воля всех корейцев.
  • Экономическое и научное сотрудничество.

Инициатором этого договора выступил Ким Ир Сен. Причина – разрыв отношений между СССР и Китаем в 1970 году. Это привело к угасанию интересов стран относительно судьбы КНДР. Следствием этого стал экономический упадок и ухудшение качества жизни жителей Северной Кореи.

Однако изменения в отношениях были минимальны. За 20 лет на границе происходили конфликты, действовали ограничения на общение родственников, находящихся по разные стороны разграничения.

Поэтому в апреле 1993 года Президент Ким Ир Сен предоставил новую программу интеграции стран. Из основных десяти пунктов можно выделить следующие:

  • прекращение политических диспутов для достижения поставленной цели;
  • поиск общих интересов, основываясь на желании граждан обеих стран;
  • демократия в отношениях без ущемления политических взглядов.

Такая политика развития продолжалась до начала XXI века. В дальнейшем ситуация ухудшилась. Причины – внутренние изменения в социальной сфере КНДР, попытки США повлиять на курс страны.

Кризис в КНДР в конце XX века

Главные предпосылки ужесточения внешней политики заключаются в глубоком экономическом кризисе в Северной Корее в 1994 году. Потоки внешней помощи от КНР и России стали малы, внутренняя пищевая промышленность и сельское хозяйство не могли удовлетворить все нужды населения в еде. До этого основной статьей бюджета была оборонная промышленность и армия.

Причины гуманитарной катастрофы и ужесточения внешней политик в Северной Корее в конец XX века:

  • Мало пахотных земель – 77% территории занимают горы.
  • В июне 1995 года были проливные дожди, которые разрушили большинство террас по выращиванию риса.
  • Энергетический кризис. Большая часть электроэнергии вырабатывалась на ТЭЦ, угольные шахты были затоплены из-за дождей.
  • Засуха 1997 года.

Правительство Южной Кореи и Японии решили не помогать своему северному соседу. Они надеялись, что народ, доведенный до отчаяния, сам сметет власть. Однако этого не произошло. Машина пропаганды КНДР получила новый образ внешнего врага – Южная Корея, Япония и США. Это сплотило нацию, а недовольные были отправлены в трудовые лагеря.

Попытки примирения в начале XXI века

До 2008 года отношения начали стабилизироваться. В 2000 году проходит саммит, на котором договорились о самостоятельном объединении стран без участия посредников. Также было подписано соглашение об обмене группами. Они состояли из членов семей, проживающих по разные стороны границы. Расширилось экономическое сотрудничество, что улучшило инвестиционный климат в КНДР.

Для развития хороших отношений между странами в 2007 году был проведен второй саммит. Его итогами стали такие решения:

  • Ослабление военного напряжения на границе. Разработан план мероприятий по осуществлению этого решения.
  • Встреча премьер-министров для согласования второстепенных вопросов.
  • Создание совместной экономической зоны.

Новый этап эскалации

В 2006 и 2010 годах Северная Корея проводит ядерные испытания, что привело к международному осуждению. В результате Совет безопасности ООН составил резолюции, которые призывали руководство страны прекратить создание и испытание ядерного оружия. Но документы 1874 и 1718 были проигнорированы Северной Кореей.

Этапы ухудшения отношений:

В период с 2014 по 2016 годы КНДР провели ряд испытаний ядерного оружия, выпустили несколько баллистических и крылатых ракет. По утверждениям специалистов, ряд моделей могли достичь территории Японии и США.

Виток мирных отношений

Предвестником изменения отношений между двумя государствами стал визит Ким Чен Ына в Пекин. Цели поездки остались неизвестны, но после нее были предприняты действия по стабилизации ситуации на границе. Риторика правительства КНДР сменилась, стало больше разговоров о сотрудничестве, возобновлении мирных переговоров.

В апреле 2018 года руководитель Южной Кореи Мун Чжэ Ин переступил демаркационную линию, разделяющую страны. Эта непродолжительная пешая прогулка закончилась рукопожатием с Ким Чен Ыном.

Знаковым событием стала встреча двух лидеров в Пхеньяне в сентябре 2018 года. Ее результат – подписание соглашения в военной сфере. Оговаривались экономические стороны сотрудничества, этапы объединения стран.

На желание Южной Кореи возобновить сотрудничество с северным соседом влияет США. Если сфера интересов Белого Дома будет затрагивать Пхеньян, риторика правительства Южной Кореи может быстро поменяться.

2013 северокорейский ракетный кризис , также иногда называют как в 2013 году северокорейского кризиса в средствах массовой информации, представляет собой ряд сильных дипломатических трений между Северной Кореей и Южной Кореей , в США и Японией , которые находят свое происхождение после запуска Севера Корейцы на спутнике Kwangmyngsŏng 3 номер 2 12 декабря 2012 г. и ядерном испытании 12 февраля 2013 г. , широко осужденные международным сообществом и побудившие Совет Безопасности ООН рассмотреть и принять дальнейшие санкции против правительства Демократической партии. Корейская Народная Республика (КНДР) (резолюции 2087 и 2094).

Он отмечен эскалацией воинственной риторики режима Ким Чен Ына и мерами, предполагающими надвигающуюся ядерную войну против США и Южной Кореи. Этот кризис также привел к началу новой гонки вооружений в Северо-Восточной Азии .

Резюме

Контекст

Северокорейская космическая программа

Северная Корея запускает на орбиту искусственный спутник номер 2 Kwangmyŏngsŏng 3 12 декабря 2012 года, чтобы отпраздновать первую годовщину смерти бывшего лидера Ким Чен Ира и незадолго до президентских выборов 2012 года в Южной Корее (19 декабря). Некоторые страны ( США , Южная Корея и Япония ) расценивают этот запуск как испытание баллистической ракеты и решительно осуждают его, в результате чего Совет Безопасности ООН принял новые санкции против Северной Кореи.

Северокорейские ядерные испытания


Подземное испытание, с мощностью от 6 до 7 килотонн в соответствии с южнокорейскими услугами , имело место в 2 ч 57 мин 49 сек UTC на 12 февраля 2013 г. и было подтверждено Корейским центральным информационным агентством (KCNA). По данным Геологической службы США (USGS), величина сейсмической активности, измеренная на Корейском полуострове, составила 5,1 балла . Толчки также почувствовали жители Хуньчунь и Анту провинции Цзилинь в Китае . Это третье ядерное испытание в Северной Корее в течение семи лет после того, как те , в 2006 и 2009 .

Хронология

Январь и февраль 2013 г.

12 февраля 2013 года Северная Корея провела ядерное испытание , в значительной степени осужденное международным сообществом . Три дня спустя, 15 февраля, северокорейский режим проинформировал Китайскую Народную Республику о том, что он проведет еще одно или два ядерных испытания в 2013 году. Южнокорейские вооруженные силы были немедленно приведены в состояние боевой готовности, поскольку президент США Барак Обама назвал попытку " провокационный "и подрывающий региональную стабильность. В заявлении он выражает свою решимость защищать Соединенные Штаты и их союзников. Соединенные Штаты также прислали самолет, оснащенный датчиками, чтобы выяснить, использовались ли северокорейцы плутоний или уран .

Март 2013 г.


Развертывание Northrop B-2 Spirit по ВВС США 28 марта 2013 года , стратегический стелс бомбардировщиков , способных нести ядерное оружие , во главе северокорейского режим объявить себя в состоянии войны с Югом на 31 марта.

В марте 2013 года были проведены совместные военные учения между Южной Кореей и Соединенными Штатами, теоретической продолжительностью не менее одного месяца до конца апреля под кодовым названием Foal Eagle (на хангыле : 독수리 연습), разозлившие Север. 5 марта 2013 года Северная Корея пригрозила денонсировать перемирие 1953 года с Южной Кореей .

8 марта 2013 года Северная Корея объявила, что больше не связана мирными протоколами, положившими конец корейской войне, и закрыла все точки доступа с Южной Кореей . Северокорейские генералы говорят, что их ракеты большой дальности нацелены на Америку (а также на Гуам в Тихом океане). Эти предупреждения, угрозы и воинственные замечания следуют друг за другом почти ежедневно. Все коммуникации между Сеулом и Пхеньяном прерваны.


11 марта 2013 года совместные американо-южнокорейские военные учения продолжились, несмотря на угрозы со стороны Северной Кореи.


С 16 марта 2013 года секретарь обороны США , Чак Хейгл , объявляет сильный Грили на Аляске (сайт американской армии , посвященной запуску баллистических ракет ) может быть возобновлено в случае нападения Ирана или Северной Кореи после того, как планирование развертывания 14 дополнительных перехватчиков наземного базирования на американской земле к 2017 году.


20 марта 2013 года Южная Корея стала жертвой кибератаки с китайских IP-адресов, но южнокорейские эксперты считают, что за атакой могут стоять северокорейские спецслужбы.


Испытания американской баллистической ракеты Minuteman III были запланированы на 9 апреля 2013 года, но отложены из-за напряженности на Корейском полуострове .

апрель 2013

В 1 - го апреля 2013 , То Народной Республики Китай Оферты формирований Народно-освободительной армии на высокой боевой готовности вблизи китайско-корейской границы , Тайвань силы развертывания зенитно-ракетные батареи в случае пожара на их острове.


3 апреля 2013 года Пхеньян запретил доступ в комплекс Кэсон гражданам Южной Кореи. Это решение вызывает сомнения у международного сообщества в отношении истинных мотивов Ким Чен Ына . Действительно, прямыми последствиями будет сокращение притока средств на Север и, следовательно, определенные препятствия для режима в случае войны, что, по мнению Комитета национальной обороны , является наиболее вероятной ситуацией в ближайшем будущем . 8 апреля Северная Корея объявила о выводе всех своих сотрудников из комплекса Кэсон, что привело к его временному закрытию. В тот же день коллектив Anonymous утверждает, что украл 15 000 паролей пользователей и взломал Уриминзоккири , главный пропагандистский сайт Северной Кореи, в рамках своей кибервойны против КНДР.


5 апреля 2013 года, после размещения второй ракеты на своем восточном побережье, Северная Корея объявила, что больше не сможет защищать иностранные посольства в Пхеньяне с 10 апреля, и попросила дипломатический персонал Великобритании , России и Швеции покинуть страну. Йонхап считает, что нападение Северной Кореи может произойти 15 апреля, чтобы совпасть с рождением Ким Ир Сена . Корейский флот Юг развертывание двух кораблей , оснащенных боевыми системами Aegis в качестве меры предосторожности.


7 апреля 2013 года Соединенные Штаты отложили давно запланированные испытания межконтинентальных баллистических ракет на базе ВВС Ванденберг в Калифорнии , которые будут проводиться на фоне напряженности в отношениях с КНДР, объявленной Министерством обороны. США .



Патриот MIM-104 PAC-3 пусковых от 2 е пехотной дивизии США , земельной составляющая силы Соединенных Штатов Кореи (в) в Osan .


Плавающая радиолокационная станция X-диапазона американского морского базирования , развернутая 11 апреля 2013 года для обнаружения любого возможного ракетного огня из Северной Кореи.


Кэсон промышленная зона , примерно в 5 километрах от демилитаризованной зоны корейской (ДМЗ), закрыта в апреле 2013 года .


17 апреля Северная Корея помешала делегации южнокорейских бизнесменов раздать продукты питания и предметы снабжения 200 своим сотрудникам, которые остались в промышленной зоне Кэсон. 8000 тайваньских военнослужащих проводят военные учения по испытанию нового типа реактивной системы залпового огня, способной уничтожать десантные корабли. Япония также объявляет не снижать уровень боевой готовности, учитывая высокую напряженность на Корейском полуострове.


22 апреля Северная Корея запросила у Монголии продовольственную помощь .


23 апреля группа хакеров по имени Exposed , взявшая на себя ответственность за публикацию личной финансовой информации о Мишель Обаме и многих других знаменитостях, пригрозила взорвать 8 бомб вокруг Белого дома, если президент США Барак Обама не объявит войну Северная Корея в ближайшие 24 часа. Вскоре после того, как Сирийская электронная армия ( Cyber Army сирийская ) утверждает, что взломан официальный аккаунт Twitter в Associated Press и отправил твит о том , что Обама был ранен после того, как два взрыва попали в Белый дом. Эта дезинформация приводит к падению фондового рынка США на 1,0%.


25 апреля Северная Корея снова предупреждает, что она может нанести ядерный удар камикадзе, и указывает, что она готова запустить межконтинентальные баллистические ракеты по Соединенным Штатам в случае американских превентивных ударов.


26 апреля Южная Корея объявила, что она выводит своих оставшихся граждан из Кэсона, чтобы обеспечить их безопасность, после того, как Северная Корея отказалась от любого предложения о диалоге по поводу комплекса. Однако власти Северной Кореи препятствуют возвращению южнокорейских сотрудников.

28 апреля Северная Корея, как сообщается, готовится к крупномасштабным военным учениям в районе Нампо с участием артиллерии и авиации Корейских народных военно-воздушных сил .

Май 2013

2 мая Северная Корея объявила, что реактор в Йонбёне будет перезапущен в ближайшие недели.

3 мая в докладе Министерства обороны США, представленном Конгрессу, утверждалось, что Северная Корея представляет собой наиболее серьезную угрозу для Соединенных Штатов, с особым упором на межконтинентальные баллистические ракеты большой дальности Taepodong-2 , способные нести ядерные заряды и теоретически способные достичь американского континента. Кроме того, полиция Южной Кореи предотвращает распространение листовок в сторону Севера после угрозы со стороны властей Северной Кореи открыть огонь по затронутым регионам.

5 мая президент Южной Кореи Пак Кын Хе посещает Соединенные Штаты и встречается с Бараком Обамой в надежде найти выход из кризиса. Она также должна встретиться с Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном .


6 мая Северная Корея сняла две ракеты BM25 Musudan со своей стартовой площадки на восточном побережье страны.

7 мая Банк Китая прекращает все операции с Северной Кореей из-за ее ядерной программы.

12 мая было объявлено, что Ким Киок Сик, министр вооруженных сил Северной Кореи, действующий с ноября 2012 года и придерживающийся жесткой линии, был заменен Чан Чен Намом.

13 мая у побережья Южной Кореи начались новые американо-южнокорейские военно-морские учения, осужденные властями Северной Кореи.

15 мая Китайский строительный банк , Сельскохозяйственный банк Китая и Промышленно-коммерческий банк Китая прекращают все операции с северокорейским режимом. Это самый решительный шаг китайского правительства против своего северокорейского союзника. Между тем Северная Корея отвергает предложение Южной Кореи о переговорах о будущем промышленной площадки Кэсон.


17 мая, согласно военному отчету Yonhap , Северная Корея будет иметь в два раза больше ракетных пусковых установок, чем предполагалось, 50 ракет средней дальности и 150 ракет малой дальности, а не 94, как полагают Сеул и Пентагон.

18 мая Северная Корея запустила три ракеты малой дальности со своего восточного побережья в Японском море , две утром и одну днем.

20 мая Северная Корея запустила еще две ракеты, одну утром и одну после обеда, со своего восточного побережья в сторону Японского моря.

июнь 2013

4 июня Северная Корея отклоняет просьбу Китая о прекращении ядерных испытаний.

6 июня власти Северной Кореи предлагают переговоры с югом относительно судьбы промышленной зоны Кэсон , что сразу же принято правительством Южной Кореи.

16 июня Северная Корея предложила Соединенным Штатам провести переговоры по снижению напряженности на Корейском полуострове.

22 июня группа активистов Anonymous утверждает, что ей удалось украсть северокорейские военные документы, которые должны быть опубликованы 25 июня, в годовщину начала Корейской войны .

28 июня Япония отозвала свои ракеты MIM-104 Patriot, которые были развернуты по всей стране в попытке противостоять возможному обстрелу северокорейских баллистических ракет.

29 июня Россия просит Северную Корею возобновить шестисторонние переговоры .

Июль 2013

3 июля связь между Сеулом и Пхеньяном была восстановлена, и власти Северной Кореи разрешили южнокорейским предпринимателям возобновить свою деятельность в промышленной зоне Кэсон. 17 июля две Кореи обвиняют друг друга в закрытии комплекса, а 18 июля вице-президент США Джо Байден заявляет, что Соединенные Штаты готовы вести переговоры с Северной Кореей, но только в том случае, если они будут готовы к реальным переговорам. и обязуется отказаться от своих ядерных амбиций.

26 июля во время встречи с вице-президентом Китая Ли Юаньчао Ким Чен Ын подтвердил свою поддержку возобновления шестисторонних переговоров.

август 2013

После кризиса

16 февраля 2014 года представители министерства обороны Южной Кореи заявили, что северокорейский военный корабль в одночасье неоднократно пересек территориальные воды Южной Кореи в нарушение северной границы . Вторжение произошло, когда Южная Корея и США готовились к проведению Key Resolve / Foal Eagle 2014 . 2 марта 2014 года Южная Корея заявила, что Северная Корея запустила две ракеты малой дальности Scud- C. Этот последний случай произошел до прибытия четырех американских кораблей , оснащенного боевой системой Aegis и атомной подводной лодкой США ( USS Columbus (SSN-762) ), а команда корабля VII - й флот ( USS Blue Ridge (LCC-19 ) ) в южнокорейских портах для учений Foal Eagle 2014.

8 июля 2014 года, по данным Сеула, Северная Корея выпустила две ракеты малой дальности со своего западного побережья. 13 июля, по данным Японии, Северная Корея снова выпустила две баллистические ракеты в Восточном море . На следующий день Северная Корея выпустила несколько десятков артиллерийских снарядов по морю недалеко от спорной морской границы .

Если говорить кратко, то первопричиной является неурегулированность итогов Корейской войны 1950-1953 гг. В этом году мир будет отмечать 60-летие её окончания, а мирный договор между её участниками так и не подписан. Существует лишь (теперь уже, возможно, только на бумаге) Соглашение о перемирии, то есть временное прекращение боевых действий. Более того, между главными противоборствующими сторонами - США и КНДР - отсутствуют дипломатические отношения.

В итоге в тех случаях, когда Пхеньян выбирает переговорную модель взаимоотношений с международным сообществом, готовность идти на взаимные компромиссы с учётом его озабоченностей (нераспространенческое досье), Запад воспринимает это не как самостоятельное решение северян, а как проявление их слабости, торжество своей политики нажима. Следуя такой логике, Вашингтон и его союзники спешат не оценить по достоинству шаг Пхеньяна, используя это в интересах конструктивного сотрудничества и продвижения вперёд в урегулировании ядерной проблемы Корейского полуострова, а поступают прямо наоборот. Исходя из того ложного понимания, что Северная Корея начала идти на уступки под внешним давлением, Запад считает необходимым свой нажим наращивать, чтобы окончательно дожать оппонента. И тут всякий раз происходит сбой политики с двойным дном. Убедившись в истинных намерениях своих партнёров, Пхеньян, в цели которого входит сотрудничество с ними, но никак не капитуляция, перестаёт играть в чужую игру и предпринимает шаги по укреплению национальной обороноспособности. В итоге Запад вместо ожидаемых дальнейших уступок и долгожданного краха Северной Кореи получает в ответ новые ракетно-ядерные испытания.

Хронология нынешнего кризиса хорошо известна.

В политическом и экспертном сообществе США резко возвысились голоса, требующие немедленного и решительного изменения приоритетов политики в пользу мер, направленных на форсирование смены режима в КНДР путём резкого усиления внешнего давления на страну, её изоляции и стимулирования внутренней оппозиции. На официальном уровне в открытую заговорили о подрыве жизненного уровня северокорейского населения и т. п.

Конечно, это было не единственной причиной, толкнувшей Пхеньян на такие шаги. Вероятно, сыграли свою роль и стремление северокорейского руководства компенсировать неприятный осадок, возникший после неудачи запуска ИСЗ 13 апреля 2012 г., и реальность космической гонки между Северной и Южной Кореями. Выведя 12 декабря 2012 г. первой свой спутник на заданную околоземную орбиту, КНДР соревнование за прорыв в космос выиграла, что весьма болезненно восприняли на Юге, где произвели успешный запуск своего ИСЗ на полтора месяца позже.

И одновременно эти действия стали раскручивать спираль конфликта, которая поставила сейчас Корейский полуостров на грань войны.

Для предотвращения дальнейшего ухудшения ситуации всем вовлеченным сторонам необходимы, прежде всего, сдержанность и предельная концентрация на поиске путей возобновления политических контактов.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

  Корею спасло банкротство

О южнокорейском кризисе рассказывает президент Корейского института финансов господин Хэ Ван Чун.

Кто был виноват
В кризисе виноваты все — правительство, предприниматели, финансовые структуры, народ. В эпоху Ким Ен Сама, первого всенародно избранного президента-демократа, чрезвычайно популярного в мире, иностранные банки охотно давали Южной Корее большие кредиты. После начала кризиса в Азии они потребовали вернуть все деньги. Но возвращать было нечего: южнокорейские предприниматели тратили полученные на Западе кредиты очень неосмотрительно. Ни южнокорейские банки, ни правительство за этим не следили. Внесли свою лепту в обострение кризиса и рядовые корейцы: в последние годы они предпочитали не копить деньги в банках, а вкладывать их под большие проценты в разные сомнительные структуры.
Я не хочу принижать достоинства южнокорейских предпринимателей, но, если откровенно, в тех тепличных условиях, которые создавало для них государство в эпоху быстрого роста, невозможно было не процветать. Если вам дадут большие деньги, то любой дурак в состоянии пустить часть их на строительство предприятий, развитие — а остальное можно и в карман положить. Так и делали. В 1995-1997 годах слишком много средств компании вкладывали в развитие — в установку нового оборудования, строительство новых заводов, особенно в нефтяной промышленности и судостроении. Это оказалось ошибкой: в 1998 году большинство таких заводов были загружены на 30-40 процентов, некоторые вообще не работали. Поэтому они не смогли вернуть деньги банкам.
Еще одной ошибкой корейских предпринимателей стало отсутствие специализации: крупные корпорации считали престижным и прибыльным вторгаться в самые разнообразные сферы производства. Сейчас корпорации вынуждены сосредотачиваться на каком-то одном, главном направлении, а все остальные — сворачивать.

Что сделали
Большая часть мер по выходу из кризиса была предложена МВФ, но корейское правительство вносило свои коррективы. В частности, МВФ предложил ввести высокий банковский процент, снять контроль за курсом доллара и ликвидировать дефицит бюджета. В результате в прошлом году вместо ожидаемого 2-процентного экономического роста мы получили спад в 5,7 процента.
Для выправления ситуации правительство Республики Корея вынуждено было принять прямо противоположные меры: снижение банковского процента, увеличение дефицита бюджета, преобразование финансовой структуры. Благодаря им в этом году финансовый кризис был фактически преодолен.
Совсем отрицать роль МВФ в преодолении кризиса нельзя. Без введения на начальном этапе высокого процента, что вызвало банкротство многих фирм, выбраться из кризиса было бы невозможно. Разумеется, только согласие на условия МВФ позволило нам договориться с иностранными банками, требовавшими немедленного возврата их денег. Кроме того, требования МВФ побудили южнокорейское правительство начать наконец борьбу с трудностями, возникшими в эпоху быстрого экономического роста,— с накоплением долгов предприятий, коррупцией и т. д. Эти проблемы осознавались и раньше, но решать их не хватало мужества.

С чего начинается подъем
Судя по экономическим показателям и по настроениям в обществе, сейчас начался подъем. Но здесь нас подстерегает очередная опасность — перегрев экономики. В первые четыре месяца этого года правительство уже потратило 70 процентов бюджета. Снят ряд ограничений на продажу недвижимости и на иностранные инвестиции. Сейчас результаты всех этих действий правительства начинают проявляться одновременно. Мы опасаемся эффекта экономики "мыльных пузырей", аналогичного тому, что привел к нынешнему затяжному кризису в Японии.
Вместе с тем многое еще не сделано. Не полностью восстановлено доверие народа к банковской системе. Раньше корейцы считали надежными все банки и несли деньги туда, где больше процент. А теперь они вынуждены думать, кому можно доверять, а кому нет. Чтобы восстановить доверие к банкам, государство обязалось до 2000 года вернуть потерянные вклады. Придется подождать, зато все получат свои вклады полностью.
Сейчас введено еще одно ограничение, соответствующее мировой практике: предприниматель, работающий в сфере бизнеса или производства, не может стать банкиром, то есть открыть свой банк. Поскольку в этом случае у него будет соблазн вложить деньги вкладчиков в собственное предприятие без объективной оценки правильности такого шага. И в случае неудачи предприятия деньги вкладчикам такого банка будет выплачивать, как водится, правительство.
Но сейчас правительство отказалось защищать банки. Те поняли, что могут обанкротиться, и теперь раздают кредиты не по знакомству, как это часто было раньше, а на основе серьезного анализа возможностей заемщиков.
Изменились подходы и к кредитованию юридических лиц. Раньше банкиры предпочитали давать деньги крупным корпорациям, потому что на этом можно было получать большую прибыль. Плохое экономическое состояние корпораций банкиров не пугало: они были уверены, что государство поможет. Но теперь банки поняли, что и крупные корпорации могут обанкротиться. Кроме того, введено ограничение, согласно которому (это тоже мировая практика) размер кредита не может превышать 200 процентов капитала корпорации. Раньше брали кредиты и по 800, и по 2000 процентов.
------------------------------------------------------

Читайте также: