Более кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Мы уже говорили об основах классической механики. Настала пора поговорить о них подробнее и затронуть в обсуждении чуть больше, чем просто основу. В этой статье мы подробно разберем основные законы классической механики. Как вы уже догадались, речь пойдет о законах Ньютона.

Ежедневная рассылка с полезной информацией для студентов всех направлений – на нашем телеграм-канале.

Был долго этот мир глубокой тьмой окутан
Да будет свет, и тут явился Ньютон.

Но сатана недолго ждал реванша -
Пришел Эйнштейн, и стало все как раньше.

(Эпиграмма 20-го века)

Что стало, когда пришел Эйнштейн, читайте в отдельном материале про релятивистскую динамику. А мы пока приведем формулировки и примеры решения задач на каждый закон Ньютона.

Первый закон Ньютона

Первый закон Ньютона гласит:

Существуют такие системы отсчета, называемые инерциальными, в которых тела движутся равномерно и прямолинейно, если на них не действуют никакие силы или действие других сил скомпенсировано.

Проще говоря, суть первого закона Ньютона можно сформулировать так: если мы на абсолютно ровной дороге толкнем тележку и представим, что можно пренебречь силами трения колес и сопротивления воздуха, то она будет катиться с одинаковой скоростью бесконечно долго.

Инерция – это способность тела сохранять скорость как по направлению, так и по величине, при отсутствии воздействий на тело. Первый закон Ньютона еще называют законом инерции.

Понятно, что таких систем, где тележку толкнули, а она покатилась без действия внешних сил, на самом деле не бывает. На тела всегда действуют силы, причем скомпенсировать действие этих сил полностью практически невозможно.

Например, все на Земле находится в постоянном поле силы тяжести. Когда мы передвигаемся (не важно, ходим пешком, ездим на машине или велосипеде), нам нужно преодолевать множество сил: силу трения качения и силу трения скольжения, силу тяжести, силу Кориолиса.


Второй закон Ньютона

Помните пример про тележку? В этот момент мы приложили к ней силу! Интуитивно понятно, что тележка покатится и вскоре остановится. Это значит, ее скорость изменится.

В реальном мире скорость тела чаще всего изменяется, а не остается постоянной. Другими словами, тело движется с ускорением. Если скорость нарастает или убывает равномерно, то говорят, что движение равноускоренное.

Если рояль падает с крыши дома вниз, то он движется равноускоренно под действием постоянного ускорения свободного падения g. Причем любой дугой предмет, выброшенный из окна на нашей планете, будет двигаться с тем же ускорением свободного падения.

Второй закон Ньютона устанавливает связь между массой, ускорением и силой, действующей на тело. Приведем формулировку второго закона Ньютона:

Ускорение тела (материальной точки) в инерциальной системе отсчета прямо пропорционально приложенной к нему силе и обратно пропорционально массе.



Если на тело действует сразу несколько сил, то в данную формулу подставляется равнодействующая всех сил, то есть их векторная сумма.

В такой формулировке второй закон Ньютона применим только для движения со скоростью, много меньшей, чем скорость света .

Существует более универсальная формулировка данного закона, так называемый дифференциальный вид.


В любой бесконечно малый промежуток времени dt сила, действующая на тело, равна производной импульса тела по времени.

Третий закон Ньютона

В чем состоит третий закон Ньютона? Этот закон описывает взаимодействие тел.

3 закон Ньютона говорит нам о том, что на любое действие найдется противодействие. Причем, в прямом смысле:

Два тела воздействуют друг на друга с силами, противоположными по направлению, но равными по модулю.

Формула, выражающая третий закон Ньютона:


Другими словами, третий закон Ньютона - это закон действия и противодействия.


Пример задачи на законы Ньютона

Вот типичная задачка на применение законов Ньютона. В ее решении используются первый и второй законы Ньютона.

Десантник раскрыл парашют и опускается вниз с постоянной скоростью. Какова сила сопротивления воздуха? Масса десантника – 100 килограмм.

Решение:

Движение парашютиста – равномерное и прямолинейное, поэтому, по первому закону Ньютона, действие сил на него скомпенсировано.

На десантника действуют сила тяжести и сила сопротивления воздуха. Силы направлены в противоположные стороны.

По второму закону Ньютона, сила тяжести равна ускорению свободного падения, умноженному на массу десантника.


Ответ: Сила сопротивления воздуха равна силе тяжести по модулю и противоположна направлена.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

А вот еще одна физическая задачка на понимание действия третьего закона Ньютона.

Комар ударяется о лобовое стекло автомобиля. Сравните силы, действующие на автомобиль и комара.

Решение:

По третьему закону Ньютона, силы, с которыми тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению. Сила, с которой комар действует на автомобиль, равна силе, с которой автомобиль действует на комара.

Другое дело, что действие этих сил на тела сильно отличаются вследствие различия масс и ускорений.

Исаак Ньютон: мифы и факты из жизни

На момент публикации своего основного труда Ньютону было 45 лет. За свою долгую жизнь ученый внес огромный вклад в науку, заложив фундамент современной физики и определив ее развитие на годы вперед.

Он занимался не только механикой, но и оптикой, химией и другими науками, неплохо рисовал и писал стихи. Неудивительно, что личность Ньютона окружена множеством легенд.

Ниже приведены некоторые факты и мифы из жизни И. Ньютона. Сразу уточним, что миф – это не достоверная информация. Однако мы допускаем, что мифы и легенды не появляются сами по себе и что-то из перечисленного вполне может оказаться правдой.

  • Факт. Исаак Ньютон был очень скромным и застенчивым человеком. Он увековечил себя благодаря своим открытиям, однако сам никогда не стремился к славе и даже пытался ее избежать.
  • Миф. Существует легенда, согласно которой Ньютона осенило, когда на наго в саду упало яблоко. Это было время чумной эпидемии (1665-1667), и ученый был вынужден покинуть Кембридж, где постоянно трудился. Точно неизвестно, действительно ли падение яблока было таким роковым для науки событием, так как первые упоминания об этом появляются только в биографиях ученого уже после его смерти, а данные разных биографов расходятся.
  • Факт. Ньютон учился, а потом много работал в Кембридже. По долгу службы ему нужно было несколько часов в неделю вести занятия у студентов. Несмотря на признанные заслуги ученого, занятия Ньютона посещались плохо. Бывало, что на его лекции вообще никто не приходил. Скорее всего, это связано с тем, что ученый был полностью поглощен своими собственными исследованиями.
  • Миф. В 1689 году Ньютон был избран членом Кембриджского парламента. Согласно легенде, более чем за год заседания в парламенте вечно поглощенный своими мыслями ученый взял слово для выступления всего один раз. Он попросил закрыть окно, так как был сквозняк.
  • Факт. Неизвестно, как бы сложилась судьба ученого и всей современной науки, если бы он послушался матери и начал заниматься хозяйством на семейной ферме. Только благодаря уговорам учителей и своего дяди юный Исаак отправился учиться дальше вместо того, чтобы сажать свеклу, разбрасывать по полям навоз и по вечерам выпивать в местных пабах.

Дорогие друзья, помните - любую задачу можно решить! Если у вас возникли проблемы с решением задачи по физике, посмотрите на основные физические формулы. Возможно, ответ перед глазами, и его нужно просто рассмотреть. Ну а если времени на самостоятельные занятия совершенно нет, специализированный студенческий сервис всегда к вашим услугам!

В самом конце предлагаем посмотреть видеоурок на тему "Законы Ньютона".

Иван Колобков, известный также как Джони. Маркетолог, аналитик и копирайтер компании Zaochnik. Подающий надежды молодой писатель. Питает любовь к физике, раритетным вещам и творчеству Ч. Буковски.


10.01.2014

01

Представляем статью Инны Якименко, эксперта по документированию компании First Line Software (г. Санкт-Петербург), посвящённую упрощённому техническому языку.

Поделюсь своим опытом технического писателя, как уложить свою мысль в краткую и легко воспринимаемую форму.

Сертифицируясь по своей специальности в американском университете, я познакомилась с правилами написания и редактирования технических текстов, которые применяют зарубежные специалисты по технической коммуникации.

Правило 1. Не более одного-двух смысловых ядер на предложение

Было

Стало

Правило 2. Основная мысль в подлежащем и сказуемом

Формулируйте свою мысль так, чтобы смысловое ядро содержалось в подлежащем и сказуемом.

Было

Стало

Правило 3. Активный залог

Оформляя смысловое ядро, старайтесь, чтобы подлежащее обозначало лицо, выполняющее действие, а сказуемое – действие, которое выполняет это подлежащее, а не которое выполняется над подлежащим. То есть старайтесь использовать активный залог вместо пассивного. Когнитивисты доказывают, что активный залог легче воспринимать, чем пассивный.

Было

Стало

Было

Стало

Правило 5. Удалять то, что не несет смысл.

Удаляйте то, что повторяет смысл сказанного или не добавляет информации.

Было

Стало

Правило 6. Перечисления и перечни – списком

На письме структурируйте информацию, чтобы ее легче было воспринимать. Например:

Что это такое, какова история открытия процесса фотосинтеза, что он из себя представляет и что происходит в две его основные фазы — световую и темновую.

Процесс фотосинтеза

Постараюсь все это описать максимально кратко и понятно. Будет интересно, не переключайтесь.

Фотосинтез — это.

Фотосинтез – это сложная химическая реакция, в ходе которой энергия солнечного света (реже – инфракрасного излучения) преобразуется в энергию химическую при активном участии фотосинтетических пигментов (у растений – хлорофилла, у бактерий – бактериохлорофилла и бактериородопсина).

Более кратко и понятно фотосинтез можно охарактеризовать как процесс, на протяжении которого происходит образование органического вещества из неорганических субстанций.

Важнейшими результатами фотосинтеза у растений являются:

  1. поглощение из воздуха углекислого газа (СО2);
  2. выделение в атмосферу кислорода (О2) – его источником служит вода (H2O), от которой отрываются атомы водорода;
  3. производство собственных питательных элементов (прежде всего глюкозы), хранящихся в растительных клетках.

У фотосинтезирующих бактерий фотосинтез проистекает несколько по-другому: там генератором кислорода является не вода, а сероводород (H2S). Однако суть явления от этого не меняется: в его основе лежит процесс, характеризующийся перенесением электронов от молекул-поставщиков (доноров) к принимающим структурам (акцепторам).

Зайдя в лес, мы сразу же ощущаем, как легко там дышится.

Причина тому – богатое содержание в воздухе кислорода, выделяемого в атмосферу зелёной растительностью (деревьями, кустарниками, травами, мхами и т.д.) в результате фотосинтеза.

В шахте или пещере нет ни растений, ни света, поэтому там мы задыхаемся, рискуя потерять сознание. На этом элементарном примере легко понять, какую огромную роль играет фотосинтез для обеспечения жизни на нашей планете. Поговорим об этом подробнее.

История изучения

Первая попытка проникнуть в тайны фотосинтеза была предпринята в XVIII веке, когда было обнаружено, что растения на свету выделяют кислород (О2), необходимый для дыхания и горения.

Дальнейшие опыты показали, что кроме выделения кислорода растения поглощают из воздуха углекислый газ, синтезируя при этом органическое вещество при участии воды и света.

В XIX веке удалось выделить хлорофиллы, а позже разделить и изучить пигменты по отдельности благодаря экспериментам по освещению листьев растений фотонами света с разной длиной волны. Выяснилось, что интенсивность фотосинтеза взаимосвязана со спектром поглощения хлорофилла.

В ХХ веке была раскрыта окислительно-восстановительная сущность фотосинтеза и механизм его отдельных стадий. Наконец, американский биохимик М.Кальвин, используя меченые изотопы углерода, подробно описал процесс усвоения растениями углекислого газа, за что был удостоен Нобелевской премии.

Фотосинтез в биологии

Фотосинтез в биологии – это выделение кислорода и органических веществ из неорганических субстанций под действием световой энергии.

Он присущ всем организмам, использующим свет для получения питательных веществ из неорганических соединений (в научном мире их называют фотоавтотрофами).

Растения-фотоавтотрпы впитывают из воздуха углекислый газ, а из почвы – воду, образуя глюкозу, которая в дальнейшем преобразуется в крахмал. Последний служит для растения питательной средой и источником энергии.

Формула фотосинтеза для зелёных растений в упрощённом виде выглядит следующим образом:

Формула

Важно ещё раз отметить, что молекулы кислорода отщепляются именно из воды, а не из двуокиси углерода.

Клетки

Реакция фотосинтеза протекает на клеточном уровне в хлоропластах, содержащих главный пигмент – хлорофилл, который поглощает и трансформирует солнечную энергию. Он же придаёт растениям (в том числе водорослям) зелёную окраску.

Хлоропласты содержатся как в листьях, так и в стеблях растений (большей частью всё-таки в листьях). Их структура очень сложная и состоит из следующих основных элементов:

  1. наружная мембрана;
  2. внутренняя мембрана (оболочка);
  3. строма (жидкостная среда, куда погружены мембраны);
  4. тилакоиды, сгруппированные в граны (мембранные модули, где протекает световая фаза фотосинтеза);
  5. зерно крахмала;
  6. рибосома (часть цитоплазмы клетки, участвующая в биосинтезе белка);
  7. пластидная ДНК;
  8. жировая капля (пластоглобула).

Даже такие примитивные растения как мхи, практически не имеющие корней и сосудистой ткани, мало приспособленные к жизни на суще, содержат хлоропласты и хлорофилл в своих клетках, что позволяет им полноценно участвовать в фотосинтезе.

Световая и темновая фазы фотосинтеза

В фотосинтезе различают две фазы: световую и темновую.

Световая фаза связана с солнечным излучением, обеспечивающим протекание химических реакций. Следующая за ней темновая фаза – светонезависимая (о чём говорит само название).

Световая фаза

На данной стадии в тилакоидах хлоропластов происходит образование высокоэнергетических продуктов: АТФ (аденозинтрифосфорная кислота) и НАДФ (фермент, который используется в качестве восстановителя).

Там же накапливаются и протоны водорода, что приводит к созданию электрохимического градиента (потенциала), необходимого для синтеза АТФ и образования ферментов.

На тилакоидных мембранах образуются две разновидности фотосистем, которые испускают электроны под действием света. Электроны первой системы участвуют в восстановлении НАДФ, электроны второй – в синтезе АТФ.

Именно во второй системе происходит фотолиз воды – расщепление водной молекулы с выделением кислорода и образованием протонов водорода.

Таким образом, световая фаза охватывает три важнейших процесса:

  1. синтез АТФ;
  2. образование НАДФ;
  3. выделение кислорода.

Кислород выбрасывается в атмосферу, а АТФ и НАДФ перемещаются в строму хлоропласта, где принимают участие в реакциях темновой фазы.

Темновая фаза

В темновой фазе, протекающей в строме хлоропласта, происходит восстановление углекислого газа до глюкозы. При этом используется энергия АТФ и восстановительная сила НАДФ, то есть ресурсы, накопленные в период прохождения световой фазы.

Темновая

На самом деле кроме глюкозы образуются и другие органические соединения, такие как жирные кислоты, аминокислоты, нуклеотиды, гликолипиды. Протоны водорода, полученные в результате фотолиза воды и связанные в молекулах НАДФ, участвуют в синтезе углеводов.

Поскольку для реакций темновой фазы световая энергия не требуется, они могут протекать как на свету, так и в темноте.

Заключение

Роль зелёных растений на Земле метко охарактеризовал великий русский учёный К. Тимирязев (он назвал эту роль космической):

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Нередко цветоводы-любители удивляются, что культура погибла, хотя сами же поставили ее в комнату без окон. А если бы они знали, что такое фотосинтез и какое значение он имеет для растений, то не допустили бы такой ошибки. Хотя этот процесс кажется очень сложным и непонятным, он имеет прикладное значение для людей, которые хоть как-то связаны с растениями.

Появление фотосинтеза, уж точно не меньшая загадка, чем возникновения человека на Земле!


КРА́ТКО. Нареч. к краткий (в 1 и 4 знач.). На мое приглашение повидаться Феденька ответил кратко: — Не могу. Дела по горло. Салтыков-Щедрин, Круглый год.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

кратко

1. наречие к прилагательному краткий

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: антифриз — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Читайте также: