Письменность и просвещение в древней руси кратко

Обновлено: 05.07.2024

3.1. Письменность на Руси появилась до принятия христианства.

Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой и узелково-иероглифической письменностью, но в силу своей сложности она была доступна лишь избранным.

3.2. Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во второй половине IX в. братьев Константина (принявшим перед смертью монашество под именем Кирилла) и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку для распространения христианских священных текстов. Первые сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся уже к началу X в. Они использовались для переводов с греческого на древнеболгарский, распространившийся как письменный славянский (ныне – старославянский). Договор 911 г. между Олегом и Византией был написан на двух языках – греческом и славянском. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности и просвещения.

Старейшие славянские тексты написаны двумя азбуками – глаголицей и кириллицей.

Глаголица, по мнению большинства ученых, имеет более раннее происхождение. Вероятно, именно она была создана Кириллом Философом, использовавшим не только византийское (греческое) скорописное письмо, но и древнееврейский и другие восточные алфавиты, а также буквы собственного изобретения. Памятники, где использована глаголица, написаны более архаичным языком. Кириллические вставки в них сделаны позже. На соскобленных глаголических тестах (пергамен из кожи ягненка был дорогим и его часто использовали несколько раз) встречаются надписи, сделанные кириллицей, и никогда – наоборот.

• В основу кириллицы было положено только греческое торжественное (уставное) письмо. Звуки, отсутствовавшие в греческом языке, обозначены стилизованными под греческие буквы знаками, похожими на глаголицу, откуда они, вероятно, и были заимствованы (т. е. в кириллице есть заимствования из глаголицы, а наоборот – нет). Кириллица содержит ряд букв, обозначавших звуковые сочетания, появившиеся у славян с конца IX в., и потому незнакомых Кириллу. Как считают ученые, кириллицу создали ученики Кирилла и Мефодия (Климент Охридский и др.) в Болгарии, где до этого использовался греческий алфавит для записи славянской речи, а глаголица так и не прижилась. На основе кириллицы путем упрощений, осуществленных в разные периоды, возник современный русский алфавит.

3.3. О распространении грамотности среди различных (в том числе низжих) социальных слоев древнерусского общества свидетельствуют новгородские берестяные грамоты XI в., содержащие бытовые и хозяйственные записи, частные письма, обращения к посадникам, ученические упражнения и т. д., а также многочисленные надписи на ремесленных изделиях и на стенах каменных зданий – граффити.

Князья и часть духовенства владели иностранным языком. Монастыри и князья собирали по тем временам библиотеки

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Письменность

Письменность Главная загадка хараппской цивилизации – письменность. Ее расшифровка прольет свет на множество других тайн. Археологи нашли большое число предметов с надписями на неизвестном древнем языке. Среди них тысячи печатей, изделия из металла и керамики. Ученые

Письменность

Письменность Главная загадка хараппской цивилизации — письменность. Ее расшифровка прольет свет на множество других тайн. Археологи нашли большое число предметов с надписями на неизвестном древнем языке. Среди них тысячи печатей, изделия из металла и керамики. Ученые

Письменность

Письменность Одним из крупнейших культурных достижений шумерийского народа было изобретение письменности, которая появляется в эпоху Урука, уже в начале IV тысячелетия до н. з. Как и все иные самобытно появившиеся у других древних народов системы письменности,

Письменность

Письменность Древнейшая гиероглифическая письменность Египта подобно шумерийской, древнеиндийской, древнекитайской и другим древнейшим системам письма самобытно возникла из простейших рисунков и узоров первобытной эпохи. В эпоху архаики писец, для того чтобы

Письменность

Письменность Книга. Написанный текст передавался в зависимости от типа посланий, различных по своей природе, посредством мозаики, камня и рисунка на папирусе, пергамене и бумаге. Папирус в течение долгого времени выращивался только в Египте, и листки, подготовленные в

Письменность

Письменность Общепринятая письменность – китайская иероглифика. Иероглифы существуют более 6000 лет и используются в самом Китае, на Тайване, в Гонконге и Сингапуре.Самыми ранними письменными текстами на китайском языке были гадательные надписи, выцарапанные каким-либо

Письменность

Письменность Славяне еще задолго до принятия христианства могли познакомиться с письменностью. Они приходили к грекам на черноморские рынки. После 106 года н. э. из Дакии начался наплыв римских торговцев, а когда в VI и VII веках славяне пришли на Балканский полуостров, им,

Письменность

Письменность

Письменность Древние египтяне использовали для письма папирусную бумагу. В сухих песках северной Африки до сих пор продолжают находить древние манускрипты. Сначала считалось, что на папирусе стали писать во времена Александра Македонского, то есть в IV веке до н. э. Но за

Письменность

Письменность Главная загадка хараппской цивилизации – письменность. Ее расшифровка прольет свет на множество других тайн. Археологи нашли большое число предметов с надписями на неизвестном древнем языке. Среди них тысячи печатей, изделия из металла и керамики. Ученые

Письменность

Письменность Мы полагаем, что древние майя разработали самую передовую систему письменности во всей доиспанской Америке. Начальным стимулом для них должно было служить наличие зачаточной письменности на более древних скульптурных монументах в области майя и в

5. Февральская революция. Падение царизма. Образование Советов рабочих и солдатских депутатов. Образование Временного правительства. Двоевластие.

5. Февральская революция. Падение царизма. Образование Советов рабочих и солдатских депутатов. Образование Временного правительства. Двоевластие. 1917 год начался стачкой 9 января. Во время стачки произошли демонстрации в Петрограде, в Москве, в Баку, Нижнем Новгороде,

5. Февральская революция. Падение царизма. Образование Советов рабочих и солдатских депутатов. Образование Временного правительства. Двоевластие.

5. Февральская революция. Падение царизма. Образование Советов рабочих и солдатских депутатов. Образование Временного правительства. Двоевластие. 1917 год начался стачкой 9 января. Во время стачки произошли демонстрации в Петрограде, в Москве, в Баку, Нижнем Новгороде,

Образование и гибель Этрурии. Образование и подъём Рима

Образование и гибель Этрурии. Образование и подъём Рима После гибели Трои часть русов (троян) под предводительством Энея ушла на запад и обосновалась на Апеннинском полуострове. Местные народы Апеннинского полуострова относились к серым людям и в XII веке до с.л.


Письменность была на Руси и до принятия христианства, и древнерусское письмо было буквенным. Однако именно после принятия христианства письменность начала распространяться, появились книги.

Распространение письменности связано с именами братьев - Кирилла и Мефодия во 2 пол.9.в. . Они создали первую славянскую азбуку.C 60-х г. 9в- начало их просветительской деятельности.

Рубеж 9-10в.- использовалась кириллица (упрощённая глаголица), пользуемся ею и сейчас. Её реформа – при Петре 1 и в 1918г.

Первые документы:

- договор между Олегом и Византией в 911г.

- берестяные грамоты (новгородские)

- надписи на ремесленных изделиях и на стенах каменных зданий-граффити( например запись о кончине Ярослава Мудрого на стене Софийского собора в Киеве).

Писали на пергаменте - специально выделанной телячьей коже, а также на берёсте чернилами или киноварью, до 19 в.- гусиными перьями.

Книги украшались миниатюрами, золотом, драгоценными камнями или финифтью (эмалью)

Первые летописи - ок. 1040

Устное народное творчество.

Заговоры, заклинания, обрядовые песни, былины, пословицы, поговорки, загадки.

Былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, Микуле Селяниновиче, о великане Святогоре, о Садко. Легендарный сказитель – Боян.

Жанры древнерусской литературы.

Жанры литературы: летопись, житие, слово ,поучение, исторические повести.

СЛОВО.

Евангелие.

1056-1057-Остромирово евангелие (При Изяславе)-самое раннее.

Летописи.

Нач.15в- Ипатьевская летопись-( Та же лаврентевская, но добавлены события в Киеве. Галиче, Волыни до 1292).

Поучение.

1117- Поучение В. Мономаха – политическое и нравственное завещание с элементами автобиографии.

Хождение (хожение)

Хожение игумена Даниила в Палестину.

Моление.

На рубеже 12-13вв- Моление Даниила Заточника.

Житийная литература(жития святых, агиография)

11 век - открыты первые школы для детей высшего слоя. (1023- при Я. Мудром, в Киеве.)

1023- Я. Мудрый- в Новгороде школу для священников и простых граждан..

Сестра В. Мономаха - в Киеве создала женский монастырь, где обучали грамоте.

Культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и результаты этой деятельности –совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Культуру подразделяют: 1)на материальную и духовную; 2) народную, элитарную и массовую; 3) национальные культуры различных народов и др.

Традиционно объектом рассмотрения историков являются материальные и духовные ценности, созданные народами различных стран в определенные исторические периоды.

Основными направлениями изучения являются: просвещение и наука, литература, фольклор, общественная мысль архитектура, живопись, музыка, театр, кинематограф, бытовые традиции.

ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами соседних народов и подчинялась общим закономерностям развития средневеко­вой культуры Евразийской цивилизации.

Существенное влияние на культурную жизнь всех народов оказывала религия, определявшая нравственность общества, всю картину ми­ра той эпохи, в том числе представления людей о власти, времени и т. д.

Характерные черты:

1. открытость(существенное влияние на развитие древнерусской культуры ока­зало иноземное воздействие (скандинавское, византийское, позже та­таро-монгольское));

2. синтетичность(культура Киевской Руси формировалась не в результате механи­ческого соединения элементов различных культур, а в результате их синтеза).* *- Основу этого синтеза составила языческая культура восточ­нославянских племен. Культура Киевской Руси опиралась на многове­ковую историю развития культуры восточных славян. Именно в эпоху славянской древности были заложены начала русской духовности, языка, культуры в целом. - Второй важнейшей составляющей явилась христианская куль­тура Византии. Принятие православия в 988 г. из Византии предопре­делило ее влияние на все направления русской культуры и в то же время открыло более широкие перспективы для укрепления контактов с Ев­ропой, дав, таким образом, мощный импульс для развития культуры в целом.

3. самобытностьи самостоятельность (древнерусский народ не просто перенимал достижения и традиции других народов, а творчески их перерабатывал, создавая самобытные и неповторимые произведения);

4. народность и имперсональность(произведения создавались непрофессиональными мастерами, имена которых чаще всего не были обозначены).

Письменность. Просвещение.

1. Письменность на Руси появилась до принятия христианства. Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой и узелково-иероглифической письменностью, но в силу своей сложности она была доступна лишь избранным.

2. Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во 2 пол. IX в. братьев Константина(принявшим перед смертью монашество под именем Кирилла) и Мефодия,создавших первую славянскую азбуку для распространения христи­анских священных текстов. Первые сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся уже к началу X в. Договор 911г. между Олегом и Византией был написан на двух языках — греческом и славянском. Принятие христианства способствовало дальней­шему развитию письменности и просвещения.

Старейшие славянские тексты написаны двумя азбуками — глаго­лицей и кириллицей.

Глаголица, по мнению большинства ученых, имеет более раннее происхождение. Вероятно именно она была создана Кириллом , использовавшим не только византийское (греческое) скорописное письмо,но и древне-еврейский и другие восточные алфавиты, а также буквысобственного изобретения. Памятники, где использована глаголица,написаны более архаичным языком. Кириллические вставки в них сделаны позже. На соскобленных глаголических тестах (пергамен из ко­жи ягненка был дорогим и его часто использовали несколько раз) встречаются надписи, сделанные кириллицей, и никогда — наоборот.

• В основу кириллицы было положено только греческое торжест­венное (уставное) письмо. Звуки, отсутствовавшие в греческом языке, обозначены стилизованными под греческие буквы знаками, похожими на глаголицу, откуда они вероятно и были заимствованы. Кириллица содержит ряд букв, обозначавших звуковые сочетания, появившиеся у славянс конца IX в. и незнакомых Кириллу. Как считают ученые, ки­риллицу создали ученики Кирилла и Мефодия в Болгарии, где до этого использовался греческий алфавит для записи славянской речи, а глаго­лица так и не прижилась.

3. Первые школы открываются во времена Владимира 1 при церквях и монастырях. Особенностью Руси является то, что грамотность была доступна широким слоям городского населения.

* Уникальным доказательством этого являются новгородские, псковские, полоцкие и смоленские берестяные грамоты, первые из которых были найдены в 1951 г. в Новгороде и изучены академиком Арциховским.

3. Древнерусская литература

Книги были рукописными. Материалом для письма вплоть до XV в. служил пергамент, изготовленный из специаль­но выделанной телячьей кожи. Писали чернилами или киноварью, до XIX в. использовали гусиные перья. Многие книги украшались миниа­тюрами, а переплет наиболее ценных оковывался золотом и украшался драгоценными камнями и финифтью. Стоили книги очень дорого и были доступны лишь избранным.

Характерные черты:

- произведения создавались на родном языке, тогда как в Западной Европе на латыни;

- в произведениях присутствовала одна сюжетная линия или тема (значение принятия христианства, смысл жизни, место

Руси среди других народов и др.);

- отсутствовали условные персонажи, все действующие лица реальны (князья, священники и др.);

- изобилие длинных предложений и сложных грамматических конструкций;

- использование ярких образов и эпитетов;

- основными мировоззренческими позициями авторов являлись - патриотизм, гуманизм, терпимость и глубокая религиозность.

Вся древнерусская литература делится на переводную и ориги­нальную.

Переводзанимал важное место в литературе Киевской Руси и рассматривался как часть национальной словесности. Выбор перевод­ных сочинений был обусловлен влиянием церкви: Священное Писание, произведения Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского и других раннехристианских авторов. Переводились также исторические произ­ведения и хроники.

Оригинальная древнерусская литература представлена следу­ющими основными жанрами:

летописание, житие, слово (поучение), хождения и исторические повести:

Список всех летописей:

Первая летопись - кон. X века от Рюрика до Владимира I.

Вторая летопись - времен Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.)

Третья летопись Никоновская - 60-70 гг. XI века (Митрополит Иларион)

Четвертая летопись -времен Святополка 90 годы XI века.

(составилмонах Киево-Печерского монастыря Нестор.(при Святополке начал,

при Мономахе завершил)

ПВЛ - это самый знаменитый русский летописный свод,

составлена на основе не сохранившихся более ранних летописей и уст­ных преданий.

наиболее из­вестные из них — Лаврентъевская и Ипатьевская летописи,

Основная идея произведения — единство и величие Русской земли).

Шестая летопись - нач. XII века (начало ФР). игумена Сильвестра

С XII в. с началом ФР рас­цвет получает летописании е местных центров.

Поздние летописи XIII века разных русских княжеств (Владимиро-Суздальское, Галицкое, Киевское).

Особенности летописания на Руси:

1. Летопись была делом государственным.

2. Она возникла как жанр исторической литературы после принятия Русью христианства, определявшего мировоззре­ние составителей и заказчиков летописей. Историческая мысль в средние века была подчинена богословию. Библейский рассказ о сотворении мира и человека считался единственно верным. Божественное провидение — творец истории, главная первопричина всех событий. Эти события являются результатом борь­бы божественной и дьявольских сил. От слова "провидение" мировоззрение средневековых летописцев принято называть провиденциализмом.

3. Историческое время понималось летописцем как линейное; считалось, что для него характерно поступательное движение (от сотворения мира до конца света). Линейным пониманием времени объяснялось и расположе­ние материала в летописях по годам. Способ передачи информации в летописях определялся как религиоз­ным мировоззрением авторов, так и из авторитета старины, прецедента. В летописании, как и в средневековой живописи и архитектуре, писатель и художник должен был следовать определенным образцам, канонам, лите­ратурному этикету.

4. В летописи, как правило, отсутствуют полутона: поло­жительные герои наделены всеми чертами идеальных людей, отрицатель­ные предстают скопищем всех пороков. История была важнейшим аргу­ментом в борьбе властителей.

5. В летописях преобладают сюжеты полити­ческой истории, написанные пером пристрастного сочинителя.

Житие (агиография)представляет собой жизнеописание ду­ховных и светских лиц, канонизированных (т.е. признанных святыми) христианской церковью (житие Чтение о кн. Борисе и Глебе Нестор *** и др.)

Слово (поучение, речи)— произведение, относящееся к жанру красноречия. На Руси получили распространение две разновидности этого жанра — торжественное красноречие и нравоучительное крас­норечие.

— Особую группу памятников древнерусской литературы состав­ляют

хождения (хожения) —

разновидность литературы о путешест­виях. Их главное назначение — рассказать о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержатся также сведения о приро­де, климате, обычаях других стран.

К началу XIII в. в результате творческого освоения достижений ви­зантийской литературы и их переосмысления в соответствии с нацио­нальными традициями устного творчества сложилась самобытная древнерусская литература. Почти в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения, не уступающие византийским образцам и не копирующие их.

АРХИТЕКТУРА

Сохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о высо­ком уровне строительной техники, мастерстве живописцев, тонком ху­дожественном вкусе и собственном архитектурном стиле народных умельцев.

1. Деревянное зодчество.Раскопки и исследования показали, что до конца X в. на Руси не было монументального

каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.

С конца X в. начинается широкое строительство культовых зда­ний, церквей и монастырей. Первоначально все эти постройки были де­ревянными: 13-купольная новгородская София, построенная в 989 г., храм Бориса и Глеба начала XI в. в Вышгороде.

2. Каменное строительствоначинается в конце X в. Первые камен­ные сооружения были построены под руководством византийских масте­ров, что в значительной степени обусловило выбор типа культовых зданий и принципов строительства храмов. Сложившийся в зодчестве Византии тип крестово-купольного храма стал преобладающим в древнерусской ар­хитектуре: четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образо­вывали крест, над которым возвы­шался купол. В восточной части здания (алтарной) совершались бо­гослужения. Алтарь отделялся от церковного зала, где находились ве­рующие, невысокой преградой, ук­рашенной тканями и иконами. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной части располагался балкон — хо­ры, где во время богослужения на­ходились князь с семьей и его приближенные.



В композицию интерьера православного храма органично включается строго разработанная каноническая система росписей и мозаик, подчиненная плану зда­ния и символике его частей.

План четырехстопного крестово-купольного храма:

1— купол, 2 — столпы, 3 — алтарь, 4 — хоры, 5 - алтарная преграда

В первой половине XI в. византийскими и русскими строителями были возведены крупнейшие храмы крестово-купольного типа: Со­фийские соборы в Киеве (1037) и Новгороде (1045—1050) и

Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036).

Одновременно с храмами строились, но в значительно меньшем объеме, княжеские дворцы, боярские палаты и крепости.

Пример: каменные палаты князя Андрея Боголюбского в Боголюбово (не сохраниплись. только реконструкция)

Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых.

Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые.

Древняя Русь – это период в развитии российского государства со времени образования государства в IX в. и до монголо-татарского нашествия в XIII вв.

Письменность

Сами Кирилл и Мефодий были монахами, которые занимались распространением христианство среди славян юго-восточной Европы. Создание нового алфавита было сделано для того, чтобы адаптировать священные книги для языческих народов. За основу был взят греческий алфавит; он был дополнен шипящими согласными (характерными для славянских языков) ж, ш, ч, щ, а также другими буквами, из которых одни дошли до наших дней (б, ы, ь, ъ), а другие не сохранились (ять, фита, ижица). Изначально в этом алфавите было 43 буквы, которые были близки греческим по написанию. Каждая из них имела свое название, например:

Наряду с кириллицей существовала и глаголица, которая имела тот же буквенный состав, но написание букв было сложней, что и стало причиной ее почти полного исчезновения в XIII в.

Также параллельно с этим существовал церковнославянский язык, который преимущественно использовался в делопроизводственных документах и частной переписке. Последние ярко отражают черты и особенности разговорного языка. Огромное количество писем было найдено на берестяных грамотах, которых на данный момент было найдено более 700 штук, причем в разных городах – Киеве, Полоцке, Владимире, Суздале, Новгороде (особенно известны грамоты мальчика Онфима, который использовал их как тетрадки). Береста была очень удобным и недорогим материалом. Записи производились на внутренней стороне коры палочкой из кости, дерева или металла.

Готовые работы на аналогичную тему

В договорах Византии и Руси в 907 и 911 гг. можно найти информацию о существовании письменных завещаний на Руси, а в договоре 944 г. есть упоминание о золотых и серебряных печатях.

Принятие христианства дало обширные возможности для развития письменности. Монастыри и церкви стали центрами образованности, так как создавали свои школы. Уже в 1023 г. в Курске была школа для подготовки лиц духовного сана. Примерно в 1030 г. Ярослав открыл школу в Новгороде, а в 1080-е Анна Всеволодовна открыла первую женскую школу при Андреевском монастыре. Кроме того, были открыты школы в Ростове, Галиче, Полоцке. Там изучали не только письмо и чтение, но также и философию, грамматику, богословие, риторику.

Литература

Другим известным жанром литературы являются жизнеописания святых – жития. Традиция написания житий пришла на Русь с Византии. Если человека причисляли к лику святых (канонизировали), то его житие должно было быть обязательно написано. Этим занимались те, кто мог предоставить точные свидетельства о его жизни. Житие несло в себе воспитательную функцию, так как служило примером праведной жизни, на который надо было равняться. Одним из первых произведений такого жанра было житие Бориса и Глеба (первых русских святых).

Похожие произведения были созданы о других князьях и события:

Одной из примечательных особенностей древнерусской литературы можно считать отсутствия авторского права. Известно только небольшое количество авторов, которые подписывали свое произведение. Большинство авторских текстов неизвестно, сохранились лишь их более поздние списки. Переписчики нередко выступали как соавтор или редактор, иногда меняя идею и направленность произведения, сокращая или дописывая некоторые фрагменты, и вообще меняли стиль.

Другой особенностью может считаться ее историзм. Древнерусская литература почти всегда обращалась к историческим, реально существующим героям. Чудеса, если они и встречаются, то это не вымысел автора, а записи рассказов очевидцев. В целом же, древнерусская литература связано с историей развития государства, а оттого и пронизана героическим пафосом.

Литература Древней Руси заложила основы для дальнейшего формирования и развития этого направления, создав определенные традиции и замечательные примеры мастерства слова.

Читайте также: