Противоречия между религией и экуменическим движением кратко

Обновлено: 07.07.2024

1.исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного.
2.богочеловек и/или человекобог?
3.религия о смысле человеческого существования.
4.значение веры в жизни современного человека.
5.противоречия между религиями и экуменическое движение.
6.кризис религиозного мировоззрения.
7.соотношение веры и знания в истории человеческой мысли.
8.проблема веры и разума в современной религиозной философии.
9.протестантский и католический модернизм:"теология кризиса", "теология освобождения".

1.Нет бога, тупой вопрос.
2.НЕТ БОГА!! ! Есть люди, агенты и программки.
3.Человеческое существование бессмысленно в этом мире, религия -- результат смены программ.
4.Нет значения. Если не верит -- на шаг ближе к правде.
5.Религиозные люди отравлены системой. Другие -- наоборот, ближе к выходу.
6.Да чтоб он никогда не кончился!
7.Знание важнее.
8.Вера загрязняет разум.
9.Обе религии иллюзороны.

Формула "от мифа к логосу" в античной философии. Спор номиналистов и реалистов в Средние века. Фундаментальные характеристики человека. Противоречия между религиями и экуменическое движение. Кризис религиозного мировоззрения. Вопрос существования судьбы.

Рубрика Философия
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 29.03.2015
Размер файла 22,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Античная философия (от мифа к Логосу). Гераклит и Парменид

философия античный религия экуменический

Формула - от мифа к логосу - в известной мере упрощает сущность генезиса философии, хотя общее направление развития общественного сознания передает верно. Дело в том, что данная формула охватывает всего лишь начальный период становления философии. Она подводит нас только к истокам философии, к тому моменту, когда определилась новая форма мировоззрения, снявшая противоречия внутри мифа и между мифом и новым специальным знанием. Рассмотрение второй части формулы целесообразно начать с выяснения содержания понятия Логоса, а затем перейти к анализу самого процесса становления философии. Обычно Гераклит и Парменид рассматриваются как философы, защищавшие прямо противоположные тезисы: "Гераклит утверждал, что все изменяется. Парменид возразил, что ничто не изменяется". Гераклит считается великим (хотя и не первым) диалектиком в античной философии, а Парменид - ее первым метафизиком, первым антагонистом диалектики.

2. Логос является выражением постоянства, определенности, он устанавливает меру, в пределах которой совершаются все изменения и превращения. Логос - закон, который делает мир упорядоченным, гармоничным и соразмерным. Все изменения происходят внутри Логоса как меры.

Гераклит понятием Логоса выражает свое представление о целостности, единстве и гармонии мира. У него понятия Логоса и Космоса во многом совпадают. Если для чувства мир является Космосом, возникшим из огня, то для ума он Логос, т.к. главное, что фиксируется в мире и отражается в представлении о Космосе, - его организованность, мироустройство, что превращает мир единичных вещей, мир разнообразный в Единый. Таким образом, если суммировать все высказывания Гераклита о Логосе, то получается следующее: Логос - это тот закон, который придает миру системность, субстанциальность и развитие. Он столь же обязателен для всех, как и законы полиса. Логос - это универсальный, всеобщий разум. Логос заключает фундаментально-онтологичекое содержание, обозначающее сущность и смысл мироустройства. И он может быть только умопостигаемым и не дается простому чувственному восприятию. Логос является объектом созерцания. Движение от мифа к Логосу - это движение от слитности субъекта и объекта, от смутного различения и разграничения Я от не-Я к более или менее четкому пониманию оппозиции Я и не-Я, предмета и образа. Это движение от представления к понятию, от мироощущения, мирочувствования к миропониманию, к созерцанию.

Иными словами, движение от знания синкретического, в котором трудно отличить правильные здравомыслящие знания от фантастического, сущее - от должного, реальное - от иллюзорного, к знанию истин: Логос обозначает еще и закон истинности бытия.

Вариантом мифогенной концепции является символическая теория истолкования мифа, которая интерпретирует миф как единство чувственного образа и смысла, закрепленное ритуалом, традицией. С этой точки зрения, философия освобождает миф от знаковой условности, обнаруживая за последним реальное содержание. Тем самым символ делался адекватным отражением действительности: скажем, боги становятся лишь символами природных стихий.

2. Гносеогенная теория. Внешне, на первый взгляд, она прямо противоположна мифогенной. Содержание этой концепции сводится к следующему. Философия не имеет никакого отношения к мифологии, так как у нее иной источник. Философско-мировоззренческий взгляд на мир сформировался на основе научно-теоретического знания, развивавшегося вне мифологии, и был следствием обобщения реального опыта.

3. Гносеогенно-мифогенная теория. В ней предпринята попытка примирения первых двух теорий, радикально расходящихся между собой. Представители этой теории считают, что мифогенная и гносеогенная концепции могут быть логически согласованы, поскольку внутри мифа имеются элементы здравого смысла, обыденного опыта, так же как вне мифологии существовали элементы научного специального знания: математического, медицинского и иного, заимствованного на Востоке. Распространение этого знания на все мировоззрение и привело к появлению нового философского мировоззрения.

Ни одну из рассмотренных нами концепций нельзя признать как единственно верную и в полном объеме объясняющую процесс становления философии. Для первой из них вся история становления философии есть не что иное, как развертывание исходного начала, в качестве которого выступает Миф. Для второй концепции - это процесс нарастания научного знания вне мифа и независимо от него, с постепенным перенесением специфического частнонаучного знания на всю картину мироздания. Если в первом случае философ превращался в интерпретатора и истолкователя мифов, то во втором - это фисиолог, физик, просто ученый мудрец-теоретик. Вторая точка зрения получила наибольшее распространение в учебной литературе, в которой философия предстает как единая нерасчлененная античная наука - натурфилософия.

Природой или естеством (physis) называется 1) возникновение того, что растет; 2) первооснова растущего, из которого оно растет; 3) то, откуда первое движение, присущее каждой из природных вещей; 4) природой называется и то, из чего как первого состоит или возникает любая вещь; 5) природой или естеством называют и сущность природных вещей; 6) естеством называется и всякая сущность вообще.

2. Спор номиналистов и реалистов в Средние века

Номинализм и реализм в средневековой философии сильно отличались друг от друга, находились в состоянии противоречия. Дискуссии, которые возникали между сторонами, приводили к появлению и выработке определенной логики, которая в значительной мере повлияла на развитие схоластики. Также номинализм и реализм, а точнее споры, связанные с ними, привели к развитию научной строгости, повлияли на теорию множеств. Полемика номинализма и реализма длилась несколько веков. Реализм средних веков является учением, в котором утверждается, что реальностью обладают только универсалии (то есть общие понятия). При этом сами вещи являются временными, единичными и постоянно меняются. Понятия являются первопричиной вещей - они зародились из божественного разума. В номинализме же делается акцент на том, что воля преобладает над разумом. В божественном разуме нет никаких понятий. Воля Бога была направлена на сотворение именно вещей, понятия же являются творением познающих душ. Фома Аквинский пытался преодолеть обе крайности. В ответ номиналистам он говорил, что понятия, появившиеся по воле божественного разума, являются прообразами тех понятий, которые мы имеем сейчас. Реалистам же он доказывал, что те понятия, которые образуются в разуме человека, являются вторичными к основной сущности вещей. Фома Аквинский утверждал, что познание основано на том, что на человека действуют сразу две стороны - умопостигаемая, а также чувственная. Речь о том, что объекты ведут своеобразное двойное существование: внутри сознания человека, а также вне его. Чувственные виды дают людям возможность понимать индивидуальное в вещах. Философское познание вещей возвышает человека, приближает его к Богу. Номинализм и реализм чуть позже стали рассматриваться несколько иначе. При помощи познания вещей мыслители пытались ответить на вопросы, связанные с существованием вещей, его причинами, основами, а также смыслом. Многие считали, что именно через вещи можно постичь реальность. Реализм как направление схоластики является учением, в котором утверждается, что подлинная реальность связана только с универсалиями, а единичные предметы не имеют с ней ничего общего. Место существования таких предметов - эмпирический мир. О реальном бытие можно говорить только по отношению к вещам, обладающим постоянством, которые являются вечными. Универсалии - мысли, произошедшие из божественного разума. В номинализме существование общих понятий не допускалось. Универсалии - это то, что появилось позже вещей. Общие понятия являются только именами, которые вообще не могут обладать самостоятельным существованием. Номинализм и реализм - это спор о том, как взаимодействует сделочное и общее. Конечно же, в реализме много от идеализма, а в номинализме - от материализма.

3. Фундаментальные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, непредопределенность

В случае с человеком можно говорить об абсолютной несводимости. Он никогда не совпадает ни с одной своей телесной или психологической особенностью, ни с профессией, ни с работой, ни с делом. Непредопределенность. Человек никогда не бывает абсолютно свободным. Он постоянно зависит от тысячи факторов, обусловливающих его поведение, отношение к окружающим: от наследственности, климата, культуры, государственного строя, зарплаты, семьи и т.д. Пересечение этих зависимостей создает такой водоворот случайностей, предугадать которые просто невозможно. Человек может рассчитать движение планет на сотни лет вперед, но не знает, что с ним будет завтра. В результате этого незнания он часто бессилен предотвратить многие события своей жизни.

Незаменимость и неповторимость. Незаменимость человека прежде всего выражается в том, что он должен найти свое дело, ради которого он пришел в мир. У каждого человека есть такое дело, которое, кроме него, никто не сделает. А если и он не сделает, то во Вселенной так и будет пустое место, дыра, не заполненная чьим-либо трудом, усилием. Если человек не пытается найти свое место, значит, он занимает чужое, повторяет уже известные мысли и делает дела, которые могут делать многие. И тогда он не отвечает своему человеческому назначению, потому что человеческое назначение заключается в том, чтобы оставить свой след на земле. Незаменимость - это фундаментальное качество человеческого существования, на котором и, благодаря которому держится весь мир, создаваемый человеком. Неповторимость является фундаментальной характеристикой человека. Каждый человек уникален и неповторим. Это особенно хорошо видно на примере великих людей. Человека можно познать и описать только косвенно, прежде всего по продуктам его творчества.

Невыразимость. Существуют всевозможные тесты, определяющие характер и склонности человека и кажется, что так можно что-нибудь о человеке узнать. Но только при условии, что он будет отвечать на вопросы честно и искренне. Нам очень много известно о человеке благодаря науке, философии, искусству, но он все равно продолжает оставаться для нас непостижимой тайной. Мы знаем, как на биохимическом уровне зарождается жизнь, как устроена клетка, как связаны белок и нуклеиновые кислоты, но зарождение жизни, появление нового человека всегда непостижимое чудо. Оно не сводится ни к белку, ни к нуклеиновым кислотам. Мы знаем, как работает мозг, с какой скоростью от клетки к клетке мозга идут электрохимические реакции, но не знаем, и, видимо, никогда не узнаем, как приходит в голову мысль. Познание самих себя, разгадывание этой вечной загадки и составляет основное содержание человеческой истории и культуры. Если мы эту загадку разгадаем, то вся наша история закончится. Не будет больше смысла продолжать ее дальше.

4. Противоречия между религиями и экуменическое движение. Кризис религиозного мировоззрения

В наши дни положение в религиозной жизни характеризуется одновременным конфликтным сосуществованием разновременных парадигм в рамках различных церквей и вероисповеданий. Если же говорить о социуме в целом, здесь выявляются дополнительные аспекты проблемы. Прежний двухполюсный военно-экономический антагонизм сменился все усиливающейся многополярностью, полицентричностью мира, становящимся все более тесными благодаря современной технике связям и коммуникациям, с одной стороны. А с другой, сейчас подвергается сомнению господствовавшее доверие к технике и упование на ее всемогущество, подвергается сомнению промышленность, разрушающая окружающую среду, чисто формальная правовая демократия, в наше время расшатана вера в вечный, всезнающий, всемогущий и всеблагой прогресс. Все больше ощущается дефицит душевной теплоты, эмоциональности, обостряется восприя­тие межличностных отношений, крепнет убежденность в необходимости обязательной этики в интересах народа, нации, этноса, человечества. Таким образом, происходит не утрата ценностей, как иногда говорят об этом, а их изменение и переориентация на стиль жизни в человеческом измерении. Все это открывает новые возможности для религии.

5. Существует ли судьба? И что она собой представляет?

За последние лет 10-15 всем людям стали доступны знания о самых разных системах влияния на собственную жизнь, изменения ее к лучшему. При этом существует один вопрос, который может не давать покоя. Вопрос этот касается существования судьбы. Если она существует, прописанная свыше, то кажется невероятным изменение ее усилиями простого человека. А если так, то использование любых систем будет бесполезной тратой сил и времени. Нельзя ведь изменить предначертанного. Вопрос существования судьбы сложный, раз над ним люди размышляют и спорят многие тысячи лет. У противников и сторонников судьбы есть очень сильные аргументы, поэтому никакая точка зрения и не может добиться окончательной победы, иначе споры не продолжались бы до сих пор.

В большинстве случаев ее рассматривают как четкую предопределенность событий, в отличие от полного контроля человека над своей жизнью.

Но если человек умеет думать и анализировать, то у него может возникнуть вопрос: а может быть, истина, как это часто бывает, лежит где-то посередине, т.е. между полной предопределенностью и полной свободой? А может быть, споры сторонников крайностей просто бессмысленны? Это очень правильная догадка, потому что именно так оно и есть! Истина - посередине! И заключается истина в том, что не существует ни полной предопределенности, ни полной свободы. Стоит только предположить, что судьба представляет собой не один, а множество вариантов развития событий, то получается, что возможен выбор между ними, и поэтому полной предопределенности нет, и полной свободы тоже нет. Судьба человека состоит из множества вариантов развития событий. Сколько их, этих вариантов? Их очень много, это тысячи и десятки тысяч вариантов, если считать и незначительные различия.

Судьбу можно представить в виде это раскидистого дерева, крона которого состоит из тысяч и даже десятков тысяч веточек. Человек начинает движение вверх по стволу дерева, в какой-то момент доходит до первой ветви и либо поворачивает на нее, либо идет дальше. Если повернул, то огромное количество веточек, расположенных на других ветвях, становятся недоступными. Если не повернул, то недоступными становятся варианты, располагавшиеся на той ветке, которая проигнорирована.

Сравнение судьбы с деревом очень образно, но не совсем правильно. На дереве не бывает такого, чтобы божья коровка пропустила развилку, ведущую к некой веточке, но позднее оказывалась на другой развилке, ведущей к той же самой веточке. На реальном дереве есть только один путь, по которому можно выйти к той или иной ветке. Если пропущен нужный поворот, то возможность попасть на веточку утеряна навсегда и бесповоротно. В отличие от дерева, судьба достаточно часто дает человеку не один, а несколько шансов. Это значит, что иногда у человека бывает возможность воспользоваться благоприятным вариантом судьбы, даже если ранее эта возможность не была использована.

Библиографический список

1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Панин, А. В. Панин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ТК Велби, Проспект, 2004.

2. Губин В.Д. Основы философии. Доп.СПО. - М.: ИНФРА-М, 2005.

3. Гуревич П.С. Основы философии. - М.: Гардарики, 2000.

4. Канке В.А. Философия. - М.: Логос, 2001.

5. Кохановский В.П. Основы философии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

6. Несмеянов Е.Е. Основы философии в вопросах и ответах. Реком.ВУЗ. - Рос-тов-на-Дону: Феникс, 2002.

7. Современная философия: Словарь и хрестоматия. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

8. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2003.

9.Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Юристъ, 2001.

10. Философия : учеб. для высш. учеб. заведений / под ред. Ю. А. Харина. - Минск: БГТУ, 2007.

Подобные документы

Взаимосвязь философии и мифа. Зарождение западноевропейской философии. Исследование мифологического сознания и специфики рационального мышления. Причины использования мифа в философских текстах. Одна из основных черт философии – отстраненность от себя.

реферат [27,6 K], добавлен 23.05.2014

Эволюция религиозного мировоззрения. Особенности религиозного сознания. Генезис взаимодействия религии и философии. Религия и философия в разные исторические периоды. Изменение роли философии в общественно-политической и духовной жизни в Средние века.

курсовая работа [31,0 K], добавлен 24.04.2010

Уровни мифологии: образный; смысловой. Замена образов понятиями как точка перехода от мифологии к философии. Предпосылки становления философии. Роль деятельности Сократа в становлении философии. Культурная специфика философии. Связь философии с религией.

контрольная работа [13,2 K], добавлен 13.12.2009

Смысл, основное содержание, функции и основные методы философии. Становление философии: от мифа к логосу. Специфика философского мировоззрения, структура философского знания. Философия как форма самосознания культуры. Приобретение опыта самопознания.

реферат [21,3 K], добавлен 10.03.2013

Место философии среди других форм мировоззрения: мифа и религии. Основной вопрос философии и его решение разными философскими направлениями. Материализм и идеализм в истории философии. Основные методы познания. Диалектика и метафизика. Философия и наука.

реферат [14,3 K], добавлен 06.02.2012

Особенности позиций реализма и номинализма в средневековой философии. Теория двойственной истины как форма существования в средние века. Воззрения Фомы Аквинского и Пьера Абеляра. Уильям Оккам и Дунс Скотт как родоначальники теории двойственной истины.

реферат [13,7 K], добавлен 12.03.2012

Особенности развития античной философии. Проблема первоначала у представителей материализма, идеализма и атомистов. Атомистическая концепция античных философов. Основные проблемы зарождения греческой философии. Материализм и идеализм античной философии.

Экуменизм в переводе с греческого языка означает “населять”, “обитать”. Изначально “ойкуменой” именовалась освоенная людьми территория. Следовательно, “экуменистический” – это “вселенский”, относящийся ко всему человечеству.

Современное понятие “экуменизм” вошло в употребление на съезде “Международного миссионерского совета” в начале ХХ века. Автором идеи является известный протестантский проповедник Джон Моттом (1865 – 1955). Его экуменистические взгляды получили широкое распространение среди протестантов. Впоследствии они стали популярны среди разнообразных религиозных течений Европы и Америки.

Направления экуменизма

Экуменизм – это идея сближения различных религиозных течений в одну общность (общину). Идея экуменизма также претендует на “вселенский” масштаб. Однако истинная вера при этом заменяется исключительно механическим объединением различных религиозных течений, отпавших от Православия. Она имеет три основных направления.

Первое направление

Конструктивный диалог между христианскими общинами, направленный на совместную проповедь Евангелия в нехристианском мире. Также важной задачей является противодействие негативным сторонам современного язычества. Примером такого сотрудничества может служить проведенный в 1994 году христианский семинар “Тоталитарные секты в России”. На ней христиане различных конфессий обозначили как антихристианскую инициативу объединения христианства с “оккультными” и восточными верованиями.

«Если какая-то религиозная или “культурологическая” группа говорит о себе, что она нашла путь к синтезу всех мировых религий – это явный признак того, что перед нами отнюдь не “всепримиряющее учение”. Это секта, которая пытается насадить псевдовосточный культ под маской симпатии к христианству” (итоговый доклад семинара).

Второе направление

Либеральное течение, в основе которого лежит стремление к объединению различных христианских конфессий в общую Церковь. Свое начало экуменизм в таком понимании берет среди протестантов. Суть так называемой “теории ветвей” заключается в том, что христиане, к какой бы Церкви себя не относили, имеют общую веру в Христа распятого и воскресшего. Следовательно, несмотря на существенные различия в догматах, все христиане являются членами одной Церкви.

Такое объединение, по мнению сторонников данной идеи, принесло бы только пользу в распространении христианства. Более того, оно могло бы обогатить и разнообразить культуру друг друга. Сближение предполагало общую молитву и совместное Причастие.

Третье направление

Учение об объединении всех мировых религий в единую религиозную систему, в котором Бог представляется как “высший разум” и “абсолют”. Таким образом предлагается не только снять все противоречия, но и ликвидировать все особенности разных религий.

Поговорим об экуменизме как о стремлении к объединению христианских конфессий в одну Церковь.

Экуменизм это общая вера в Иисуса Христа или заблуждение?

Преподобный Паисий Святогорец (1924 – 1994) на вопрос “что такое экуменизм?” отвечал:

“Дьявол закинул сети, чтобы поймать в них все человечество. Богатых от хочет уловить масонством, бедных – коммунизмом, а верующих – экуменизмом”.

Впервые идеи экуменизма были осуждены Русской Православной Церковью в 1621 году патриархом Филаретом (Соборное изложение 1621 года о крещении Латынь). При этом идея сближения православных и католиков была широко распространена среди греческого священноначалия и духовенства. Позднее, в период Европейской Реформации, идею о духовном единстве всех христиан разделили многие протестантские общины.

В наши дни “христианский” экуменизм набирает все большие обороты среди людей, считающих себя последователями Христа. Чаще всего приверженцы этой идеи не углубляются в изучение Священного Писания и вероучения Православной Церкви.

“Экуменизм” что это в Православии?

Экуменистические инициативы и в наши дни серьезно рассматриваются во многих христианских Церквях. Так, Папа Римский Франциск I предложил определить общую дату Пасхи для всех христиан. И это невзирая на то, что в правиле I Вселенского Собора (325 года) четко обозначены критерии определения даты Воскресения Христова и никаких изменений в нем не предусматривается.

На это патриарх Константинопольский Варфоломей ответил, что в такой реформе он видит пользу

В Русской Православной Церкви большинство священнослужителей не видят реальной возможности объединения христианских конфессий для общей молитвы и участия в Евхаристии. Ведь апостольское правило гласит:“Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен” (10-е правило святых Апостолов).

“Не объединяясь с еретиками, где бы ни был их центр, в Женеве или в Риме, наша Святая Православная Церковь, всегда верная Святым Апостолам и Отцам, не откажется этим от своей христианской миссии и евангельского долга, т. е. она будет перед современным православным и неправославным миром смиренно, но смело свидетельствовать Истину Всеистины, живого и истинного Богочеловека и всеспасительную и всепреображающую силу Православия. Церковь, ведомая Христом, через свой святоотеческий дух и богословов всегда будет готова всякому требующему отчета дать отчет в нашем уповании (1 Пет. 3, 15)” (преподобный Иустин (Попович) “Доклад Священному Синоду Сербской Церкви”).

Нужно признать, что некоторые священники Русской Православной Церкви лояльно относятся к тенденции сближения с католиками. Самый известный пример — протоиерей Александр Мень.

Почему Православная Церковь отрицает экуменистические идеи

В Символе Веры четко сформулирован вероучение об истинной Церкви Христовой:

“Верую во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь”.

Здесь говорится не о новой объединенной структуре, а многие века существующей и неизменной Православной Церкви. Эта Церковь создана на камне Христовой Истины, а не на песке всевозможных ересей и заблуждений. Церковь не была бы единой, если бы допускались своевольные подходы к догматам. Собственно, результат подобных толкований имеет исторический пример — наличие огромного числа протестантских течений.

Экуменисты отвергают незыблемые апостольские правила (10-е и 45-е). Они говорят о невозможности молитвенного общения с еретиками. А любой православный христианин, отступающий от этого запрета, должен быть отлучен от Церкви.

Также экуменизму свойственно умалять значение святоотеческих трудов. Оно подается как человеческое творчество, а не божественное откровение. Священное Предание перестает быть Священным, оно больше не рассматривается как авторитет. На первое место ставится трактовка Библии по своему усмотрению, что приводит к существенным заблуждениям.

Мнение священников об экуменизме

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

““Еретики те же христиане”. Откуда вы это взяли. Многочисленные сонмы святых прияли венец мученический, предпочли лютейшие и продолжительнейшие муки, темницу, изгнание, нежели согласиться на участие с еретиками в их богохульном учении. Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелию…

Ересь – грех ума. Ересь – более грех диавольский, нежели человеческий; она – дщерь диавола, его изобретение, нечестие, близкое к идолопоклонству. Отцы обыкновенно называют идолопоклонство нечестием, а ересь – злочестием. В идолопоклонстве диавол принимал себе Божескую честь от ослепленных человеков; ересью он делает слепотствующих человеков участниками главного греха – богохульства”.

Диакон Андрей Кураев:

“Между религиями есть содержательные противоречия. Православные не согласны на унию не в силу своего дурного характера (“нетерпимы”, “фанатичны”, “невежественны…”). Как раз наоборот – православные богословы защищают своеобразие православия именно потому, что они более образованны и сведущи в вопросах религиозной жизни, чем обыватели, не знающие всерьез ни религиозной традиции своей нации, ни тем более других.

Речь идет не об историческом, национальном или корпоративном рефлексе, а о мысли и о сердце. Православный опыт обращения сердца ко Христу отличен от других религиозных путей. А православная богословская мысль, находясь в послушании у этого опыта, дает ему объяснение. Поэтому призыв к широте не ограничивается повышением образованности и включением в свой кругозор книг других традиций.

Книжки почитать – дело нехитрое. Экуменический проект предполагает перемену того опыта, который для православной мысли является экзистенциально-достоверным. Ведь “примирение религий” означает необходимость признать, что помимо православно-святоотеческого опыта жизни во Христе вполне достоверным источником познания оказывается опыт других религий”.

Архимандрит Серафим (Алексиев):

“Экуменизм гибелен и для инославных и для православных. Путем экуменизма инославные не обретают истину, а ею обладающие православные удаляются от нее”.

Диалог или общение Православной Церкви и других религиозных и нерелигиозных течений с целью миротворческих действий в мире.

Либеральное течение, для которого характерно объединение различных конфессий в рамках одной общины.

Синкретизм или учение об объединении всех религий в одну новую.

Если первое понятие вполне принимается Православной Церковью, то второе полностью отрицается, поскольку предполагает отвержение уже действующей единой церкви с апостольским преемством. Третье же понятие считается полностью еретическим. Таким образом, в рамках православия возможно только одно толкование термина экуменизм — это диалог с другими религиями и движениями для миротворческих действий. Допустимо также толкование термина как сближение и диалог, но только между христианскими конфессиями, у которых есть единое представление об учении Христа.

Краткая история экуменического движения

Понятие экуменизма было зарождено в XIX-XX веках среди протестантов Западной Европы и Америки. Протестанты поняли необходимость общения друг с другом, несмотря на некоторые различия в собственных учениях и начали предпринимать шаги к сближению. Впервые эти мысли прозвучали на мировой конференции в Эдинбурге в 1918 году. В результате проводились совместные мировые межконфессиональные конференции, форумы и конгрессы.

Позже они стали рассматривать возможность объединения не только отдельных ветвей христианства, но совместную работу с другими религиями (иудаизмом, исламом и политеистическими, т.е. языческими религиями).

Возникновение организации ВСЦ восходит к 1844 году, когда в Лондоне Джордж Уильямс положил основание организации YMCA (Yong Men’s Christian Association), Через 11 лет после основания YMCA в Англии были организованы еще два женских общества — на юге Англии Эмма Робартс создала кружок с целью молитвенного объединения, а в Лондоне леди Кинниэрд положила начало обществу с целью практической благотворительности молодым женщинам. В 1887 году эти два общества слились в одно и стали именоваться YWCA (Yong Women Christian Association).

Главный руководящий орган Всемирного совета церквей — Генеральная ассамблея, которая заседает один раз в 6-7 лет, она избирает президиум состоящий из 8 президентов и Генеральный комитет состоящий из 150 членов, ежегодно собирающихся для определения политики Совета между ассамблеями. Одним из президентов был митр. Никодим (Ротов).

Всемирный Совет Церквей

Кульминацией экуменического движения стало создание ВСЦ — Всемирного Совета Церквей (1948 год) в Женеве. Всемирный Совет Церквей— крупнейшая международная экуменическая организация, основанная в 1948 в Амстердаме, членами которой являются 348 христианских церквей из более чем 100 стран и представляют около 400 миллионов христиан, за исключением Римско-католической церкви, Адвентистов седьмого дня, Южных баптистов, Миссурийского лютеранского синода в США, Сибирской евангелическо-лютеранской церкви, Катакомбной Церкви (ИПЦ), старообрядцев, Евангельских христиан-баптистов в России. Штаб-квартира Совета расположена в Женеве (Швейцария).

РПЦ является частью данного совета с 1959 года.

На сессию ЦК ВСЦ (19—29 августа 1959 года) на острове Родос был направлен наблюдатель от РПЦ — протоиерей Виталий Боровой.

27 августа 2009 года новым генеральным секретарем Всемирного совета Церквей голосованием на закрытой сессии Центрального комитета ВСЦ в Женеве избран норвежский пастор Олаф Фюксе Твейт.

Отношение Русской Православной Церкви к экуменизму

Благодаря экуменическому движению сегодня возможен диалог различных церквей, а также:

  • межцерковные службы;
  • общие молитвы и дискуссии;
  • богословские консультации;
  • общие диалоги и помощь в социальных вопросах.

Все это было невозможно в XX веке, а сегодня существует множество экуменических низовых групп, которые проводят работу в церковных общинах повсеместно для содействия общей ответственности.

Если погрузиться в историю христианства и мучеников первого века станет ясно, что римские правители были своего рода экуменистами — они требовали от христиан признания всех религий равными, на что те отказывались и шли на казнь. Будучи толерантными к множеству языческих религий, правители ждали этого же от христиан. Но христиане утверждали (и до сих пор утверждают), что нет Бога, кроме Господа Иисуса Христа, а другие боги — это языческие идолы.

Таким образом, экуменизм для православия явление вредное и, скорее всего, лишнее. Если и сотрудничать с другими религиями, то только на базе православия. Многие православные богословы считают, что экуменизм не только не дает никакой пользы, но обедняет своей механичностью и обезличиванием. Объединить же может только Господь.

Отношение церковных деятелей

Мнения православных деятелей касательно данного вопроса разнятся, например, диакон Андрей Кураев утверждает, что экуменизм не есть ересь. И хотя с ним не соглашается большинство православных деятелей, он утверждает, что данное движение является всего лишь межконфессиональным диалогом и обменом богословским опытом. Поэтому Кураев рассматривает его как положительное явление и необходимое.

Патриарх Кирилл также близок к признанию его положительным явлением, поскольку часто говорил о необходимости диалога с другими конфессиями и лично участвовал в подобных встречах (встреча с Папой Римским, к примеру). Хотя он понимает, что в православном мире существует твердая оппозиция и неприятие этого движения. Из-за этого, а также крайней изоляции православия, патриарх Кирилл часто выдерживает жесткую критику в свой адрес, особенно после его слов в защиту экуменизма.

Экуменическое движение

12 февраля 2016 года. В Гаване встретились Патриарх Кирилл и Папа Римский Франциск

Экуменизм и другие религии

Несмотря на то что католики не состоят в ВСЦ, они сделали шаг навстречу сближению после Второго Ватиканского собора и провозгласили свое уважение к иным религиям в ряде документов. В целом они проявляют большую открытость к экуменизму, нежели православные. Например, Польша, являясь католической по большей части, вполне открыта к другим религиям и там не наблюдается враждебного отношения к ним.

Протестанты же твердо убеждены в пользе движения и его необходимости. Подтверждая это, они открыто призывают участвовать с ними в причастии всех, кто признает Святую Троицу. Часто можно услышать их открытые молитвы за глав Католической и Православной Церквей.

Читайте также: