Богин типология понимания текста кратко

Обновлено: 05.05.2024

Одним из измерений дискурса является характеристика коммуникативных способов осмысления мира, в рамках этого измерения можно выделить герменевтический дискурс, суть которого состоит в истолковании неочевидного смысла.

Общая модель истолкования смысла может быть представлена как трёхмерное образование: знание – понимание – интерпретация. Каждая из сторон этого образования измеряется в количественном и качественном отношениях. Можно противопоставить ориентационное и фундаментальное знание, в рамках последнего выделяются субстанциональное и процедурное знание. Типам знания соответствуют узнавание и понимание, при этом выделяются уразумение как систематизирующее понимание и постижение как смыслообразующее понимание. Типы понимания коррелируют с типами интерпретации – компрессия как выражение ориентационного знания, направленного на узнавание, и амплификация как выражение фундаментального знания, направленного на уразумение и постижение. Амплификация проявляется в ассоциативно-художественном и рационально-дискурсивном модусах интерпретации.

Комментарий как жанр герменевтического дискурса представляет собой вторичное текстовое образование и выполняет функции разъяснения, подтверждения, уточнения и критической оценки информации, которая содержится в исходном тексте.

Литература

Беляева И. С. Фикциональный комментарий в литературе постмодернизма : на материале произведений Владимира Набокова : автореф. дис. . канд. филол. наук. – М., 2009.

Богин Г. И. Типология понимания текста : учеб. пособие / Г. И. Богин. – Калинин : Изд-во Калинин. ун-та, 1986. – 88 с.

Брудный А. А. Психологическая герменевтика: учеб. пособие / А. А. Брудный. – М. : Лабиринт, 1998. – 336 с.

Демьянков В. З. Понимание // Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – С. 124-126.

Знаков В. В. Психология понимания: проблемы и перспективы / В. В. Знаков. – М. : Ин-т психологии РАН, 2005. – 448 с.

Ионова С. В. Аппроксимация содержания вторичных текстов: автореф. дис. … д-ра филол. наук. – Волгоград, 2006. – 37 с.

Манскова Е. А. Роль трэш-эстетики в формировании современной концепции телевизионной документалистики Е. А. Манскова // Телевидение. 2009. Вып. 1. [Электронный ресурс] www . mediascope . ru / taxonomy / term /3

Пеньковский А. Б. Загадки пушкинского текста и словаря: Опыт филологической герменевтики / А. Б. Пеньковский. – М. : Языки славянских культур, 2005. – 315 с.

Рузавин Г. И. Герменевтика и проблемы интерпретации, понимания и объяснения / Г. И. Рузавин // Вопросы философии. – 1983. – № 10. – С.62-70.

Соловьев О. Б. Рефлексивные механизмы социокультурной динамики понимания: автореф. дис. … д-ра фил. наук. – Новосибирск, 2009.

Сусов И. П. Лингвистическая прагматика / И. П. Сусов. – Винница: Нова Кныга, 2009. – 272 с.

Филатов В. П. К типологии ситуаций понимания / В. П. Филатов // Вопросы философии. – 1983. – № 10. – С. 71-78.

Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология / Г. П. Щедровицкий. – М. : Школа Культурной Политики, 1997. – 656 с.

Язык, коммуникация и социальная среда. Выпуск 7. Воронеж: ВГУ, 2009. С. 32-47.

Знание типологии понимания текстов позволяет решить ряд теоретических и практических задач, среди которых важнейши­ми являются следующие.

2. Определение соотношений между типами понимания и уров­нями развитости языковой личности.

3. Описание деятельности понимания при различных типах по­нимания текста.

4. Построение типологии текстов по критерию их соответствия возможностям, присущим каждому из типов деятельности понимания.

Назовем уровень 1 уровнем правильности.

Назовем уровень 2 уровнем интериоризации.

Назовем уровень 3 уровнем насыщенности.

Адекватность выбора единиц речевой цепи оценивается, как правило, не в целом тексте, а в одном предложении. Назовем уровень 4 уровнем адекватного выбора.

Назовем уровень 5 уровнем адекватного синтеза.

Все недостатки (а следовательно - и достижения) речевых по­ступков поддаются распределению по названным пяти уровням.

Представление об уровнях развитости языковой личности поз­воляет построить перечень ее готовностей к речевой деятельности. Этот перечень можно наглядно представить в виде параметрической модели языковой личности.

Предложенная модель может подвергаться различным эмпири­ческим интерпретациям. Способ эмпирической интерпретации мо­дели языковой личности в каждом случае зависит от того, какая дея­тельность будет исследоваться (или проектироваться) с помощью этой модели. В частности, как будет показано ниже, возможно ис­пользование модели языковой личности для осмысления теории и для улучшения практики понимания текста.


Автор: Богин Г.И.
Название: Обретение способности понимать: Введение в герменевтику
Категория: лингвистика текста
Тип издания: монография
Серия: -
Издательство: Психология и Бизнес ОнЛайн
Переплет: электронная книга
Год: 2001
Кол-во страниц: 731
Язык: русский
Формат: doc
Размер: 917 kb
OCR: есть

Богин Г.И. Обретение способности понимать: Введение в герменевтику. - М.: Психология и Бизнес ОнЛайн, 2001. – 731 с . Электронная книга . Лингвистика. Лингвистика текста

Аннотация (описание)

Понимание есть освоение разумом того, что присутствует или дается неявно. В тексте неявно данное может иметь характер содержаний и смыслов, поэтому понимаемое идеально. Понимание имеет субстанциальную и процессуальную стороны. Субстанциальная сторона понимания есть способность человека понимать, и сюда же относится все то. что получено или может быть получено им благодаря этой способности. Процессуальная сторона понимания состоит из множества действий, процедур и техник, обеспечивающих переход от непонимания чего-либо к пониманию этого или пониманию другого.
Герменевтика - это деятельность человека или коллектива при понимании или интерпретации текста или того, что может трактоваться как текст. Герменевтика -именно деятельность, а не наука, но по герменевтике возможны и даже необходимы научные разработки. С этой точки зрения герменевтика подобна многим другим деятельностям. по которым возможны или необходимы научные разработки. Таковы строительное дело, библиография, обучение детей, лечение больных и многое другое. У всех этих деятельностей бывают и другие отношения с наукой или науками: чтобы выполнять ту или иную деятельность такого рода, надо ориентироваться в тех науках, в рамках которых выполняются научные разработки в связи с каждой из таких деятельностей. Нужно и соответствующее образование, предполагающее такое ориентирование, если имеется в виду выполнение научных разработок. Впрочем, во множестве случаев люди выполняют работу понимания и даже работу интерпретации, не имея опыта научных разработок. Такая возможность обусловлена тем. что герменевтика как деятельность в конечном счете имеет цели практические: понять, понимать, делаться понимающим (то есть умнеть), помогать другим делаться понимающими (умными), улучшать взаимопонимание между людьми и народами, объяснять основания своего или чужого понимания (интерпретировать) и помогать другим интерпретировать что-то. избавляться от глухого непонимания и помогать в этом другим, шире - обогащать духовную жизнь индивида и рода, делая людей умнее, лучше и чище.

Содержание (оглавление)

Введение
1. Филологическая герменевтика как деятельность
2. Социально-педагогический смысл филологической герменевтики
3. Понимание текста как предмет филологической герменевтики
4. Позиции в герменевтической деятельности. Выход в рефлективную позицию в связи с практической деятельностью

Часть I. Субстанциальная сторона понимания текста
Глава 1. Проблема субстанциальности понимания
1. Субстанциальность и процессуальность
2. Смысловая субстанция понимания
3. Развитая человеческая субъективность - условие субстанциальности понимания
4. Переживаемость смыслообразования
5. Интенциональность и интенсиональность
6. Интенциональность и интендирование

Глава 2. Основные составляющие субстанции понимания
1. Содержания и смыслы
2. Знание значения и понимание смысла
3. Средства текстопостроения как составляющая субстанциальной стороны понимания
4. Метаединицы субстанции понимания

Глава 3. Из опыта классного чтения, ориентированного на субстанциальность понимания
1. Педагогические наблюдения в связи с чтением художественной литературы
2. Образцы учебной интерпретации
3. Интерпретация и рефлексия
4. Процесс смыслообразования при рецепции синтетического текста культуры
5. Проницаемость инокультурных смыслов
6. Пример интерпретации инокультурного текста
7. Игровое начало при понимании текста

Часть II. Усмотрение содержаний и смыслов при понимании текста
Глава 1. Место содержаний в понимаемом материале
1. Герменевтические функции содержания в рамках пропозиции
2. Понимаемое содержание в форматах больше одного предложения

Глава 2. Сущность и происхождение смыслов
1. Человек в мире смыслов
2. Рациональные определения смысла
3. Позиции старого рационализма при определении смысла
4. Смысл как ценность
5. Условия появления смысла

Глава 3. Смыслы среди других идеальных реальностей
1. Отличие смысла от содержания
2. Отличие смысла от некоторых других конструктов
3. Разные организованности смысла
4. От смысла слова к смыслу текста

Глава 4. Смысловое богатство текста
1.Множественность смыслов в тексте
2.Простейшие исчисления смыслов

Глава 5. Возможные классификации смыслов
1. Ценностно-тематический принцип классификаций
2. Мыследеятельностный принцип классификации

Глава 6. Мир смыслов и метасмыслов как пространство значащих переживаний
1. Переживание частных смыслов
2. Переживание категоризованных смыслов
3. Переживание смыслов и метасмыслов как движение к идее

Часть III. Процессуальная сторона понимания текста
Глава 1. Типология понимания текста
1. Структура языковой личности и типология пщнимания
2. Три типа понимания текста
3. Уровни языковой личности и соотносительные типы понимания текста

Глава 2. Деятельность языковой личности при разных типах понимания
1. Деятельность языковой личности при семантизирующем понимании текста
2. Деятельность языковой личности при когнитивном понимании текста
3. Деятельность языковой личности при распредмечивающем понимании текста
4. Принципы построения текста как материала для действий языковой личности при разных типах понимания
5. Характеристика текстов для распредмечивающего понимания

Глава 3. Схемы действования в процессе понимания
1. Процесс понимания текста как действование по схемам
2. Понятие "схема действования при понимании текста"
3. Характер процесса схемопостроения
4. Понятие "схемообразующая рефлексия"
5. Место схемообразующей рефлексии в системе мыследеятельности
6. Метаединицы, характерные для разных типов фиксации схемообразующей рефлексии
7. Схемы действования для усмотрения художественной идеи
8. Схемы действования как средство всестороннего понимания текста

Глава 4. Характеристики схемообразования в процессе понимания

1. Схемообразование как процесс
2. Схемообразующие нити

Глава 5. Схемообразование как аспект действования понимающего субъекта
1. Схемообразование как потребность при понимании
2. Индивидуальность субъекта в процессе схемообразования для понимания
3. Участие реципиента в процессе образования метаединиц

Глава 6. Процессуальная сторона разных типов понимания
1. Процессуальная сторона семантизирующего понимания
2. Переход от схем действования при семантизирующем понимании к схематизмам других типов понимания

Глава 7. Когнитивное понимание как процесс

Глава 8. Распредмечивающее понимание как процесс

1. Общность и различие в схемах действования для когнитивного и распредмечивающего понимания
2. Процессуальная сторона распредмечивающего понимания

Часть IV. Определение способа чтения в конкретных герменевтических ситуациях
раздел первый: экспектация и индивидуация - взаимосвязанные техники понимания ТЕКСТА
Глава 1. Экспектация как одна из техник понимания
1. Общие характеристики экспектации при чтении
2. Экспектация в семантизирующем понимании
3. Экспектация в когнитивном понимании
4. Экспектация в распредмечивающем понимании

Глава 2. Индивидуация дроби текста как одна из техник понимания
1. Сущность индивидуации
2. Плюрализм нитей в индивидуационных схемах

Раздел второй: Способы действования при индивидуации дроби текста
Глава 1. Подведение под известный жанр
Глава 2. Соотнесение индивидуации с типологией текста
Глава 3. Индивидуация по типу соотнесенности смысла и формы
Глава 4. Индивидуация по способу усмотрения образа автора
Глава 5. Индивидуация по способу развертывания динамической схемы смыслообразования
Глава 6. Мозаика фиксаций рефлексии как один из критериев индивидуации
1. Индивидуации, начинающиеся с Р/М-К
2. Индивидуации, начинающиеся с Р/мД
3. Индивидуации, начинающиеся с Р/М
Литература
Список научных публикаций Г.И.Богина. Библиография


Филологическая герменевтика – научная дисциплина, изучающая процессы понимания текста.

Пониманием текста обычно называют обращение опыта человека на текст с целью освоения его содержательности. Опыт, обращаемый на текст, и индивидуален, и коллективен в одно и то же время: понимание одного человека может получить развитие в деятельности другого, а достижение этого другого может достаться и первому. В этой связи говорят об интерсубъективности понимания и понимаемых смыслов.

· Понимание – процесс постижения внутренних связей в содержании текста.

· Понимание – процесс постижения смысла (или смыслов) текста.

· Понимание – освоение чужих переживаний, мыслей и решений, опредмеченных в тексте.

· Понимание – движение к знанию, производство знания (хотя и не само знание – см. ниже).

· Понимание – воссоздание ситуации действования автора текста.

Читайте также: