Влияние рационализма и механицизма на медицинское познание кратко

Обновлено: 18.05.2024

В данной статье описывается историческая связь философии и медицины, а также рассматривается влияние философских взглядов Френсиса Бэкона на развитие медицинской науки. Цели и задачи медицины, сформулированные в эпоху великого философа Френсиса Бэкона, остаются актуальными и на современном этапе развития общества.

Ключевые слова

Обзор

Научный руководитель – к. филос. н., доц. Кузнецова М.Н.

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования „Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского“ Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Научный руководитель – к. филос. н., доц. Кузнецова М.Н.

Научный руководитель – к. филос. н., доц. Кузнецова М.Н.

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования „Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского“ Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Научный руководитель – к. филос. н., доц. Кузнецова М.Н.

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования „Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского“ Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Цель данной работы – показать тесную взаимосвязь медицины и философии в историческом аспекте и современном развитии, показать вклад и отражение философской методологии Френсиса Бэкона в медицинской практике.

Задачи:

1. Показать историческую взаимосвязь философии и медицины как теории и практики.

2. Проанализировать основные взгляды Ф. Бэкона на развитие медицинской науки

Статья

Медицина в системе наук является неким проблемным полем естествознания и гуманитарных наук, в том числе философии. Последняя способствует развитию понятийного аппарата всей практической медицины. К тому же, она способствует развитию научно-мировоззренческих взглядов врача и творческого потенциала в целостной системе материальной и духовной культуры медиков. Так же стоит отметить, что философия формирует имидж самой медицины как важнейшей сферы общечеловеческой культуры. Вместе с философией медицина постигает сложнейший мир жизни человека и управляет его здоровьем. При этом медицина сама является объектом специального философского познания. Еще 5 веке до н.э. великий Гиппократ обозначил общие контуры медицины в категориях античной философии. В Новое время с философскими концепциями Ф. Бэкона, И. Канта и других мыслителей, связано оформление медицины в самостоятельную естественнонаучную и гуманитарную сферу жизнедеятельности человека.

Следует отметить, что для медицины связь с философией является средой духовного обитания и дальнейшего развития предметно-понятийного мышления. Взаимосвязь медицины и философии существовала всегда, с момента появления первых явных признаков абстрактного мышления в лечебном деле, и до сих пор является актуальной.

Такая способность – результат взаимодействия с философией, снабдившей медицину предметно-понятийным методом клинического мышления. Только совместными усилиями данные науки могли успешно развиваться, при этом человек для них является общим объектом познания. Так же, обе эти науки заинтересованы в здоровом образе жизни который есть гармоничное единство физического и духовного здоровья. Медицина и философия являются связующим звеном между культурой и жизнедеятельностью человека. Сейчас ни экономика, ни политика, ни образование, ни культура, ни спорт не способны полноценно функционировать и развиваться без медицинский и философских знаний.

Медицинские знания, как многие другие точные сведения о бытии объективного мира, являются непреходящими общечеловеческими ценностями. Стоит заметить, что только медицинские знания и опыт врачевания напрямую воздействуют на процессы, направленные на сохранение здоровья людей, развитие здорового образа жизни целых народов, а так же каждой отдельной личности. В связи с этим, специфика медицины приобретает еще более ценное специальное гуманитарное значение, она мобилизует все потенциальные силы человека, направленные на саморазвитие и самосовершенствование. [2]

По сути, в данных требованиях Бэкона можно проследить продуманную программу научной работы в медицине на несколько веков вперед, вплоть до нашего времени.

Бэкон пытался освободить медицинскую науку от шарлатанства. Он вообще повсюду старается очистить науки от их суеверных и суетных примесей. Такова была его цель относительно астрологии, магии, физиогномики, то же самое он хотел бы сделать в отношении медицины. Она должна сохранять здоровье, исцелять болезни, продолжать жизнь; поэтому медицина распадается на диететику, патологию и макробиотику; последней, не находимой им в числе медицинских наук, он приписывает большое значение.

Заключение.

Рассмотрев сложный механизм взаимодействия двух наук - философии и медицины, можно сделать вывод, что с первых моментов зарождения медицины, данная наука пыталась найти обоснование процессов болезни, их причины, а в последствии, уже в Древней Греции зародилась взаимосвязь с философией. На протяжении веков эти науки тесно переплетаются.

Ф.Бэкон внес большой вклад в развитии медицины, он прогнозировал ее развитие и заглядывал на многие столетия вперед. Он поставил задачи, практическое решение которых могло быть только делом далекого будущего и реализацией которых занимались многие последующие поколения ученых.

Литература

1) Саркисов Д.Ю. Философия в системе медицинского образования. / Д.Ю. Саркисов – М.: Клиническая медицина, 1999. - 21 с.

2) Серапонтов В.Д. Философия и медицина. / В.Д. Серапонтов, А.А. Корольков - ЛГУ, 1986. - 212с.

3) Бэкон Ф. Новый органон. / Ф.Бэкон – М.: Директмедиа Паблишинг, 2002.-283с.

4) Бэкон Ф. О достоинстве и силе наук / Ф.Бэкон, А. Субботин – М.: Мысль, 1977. – 490с.

5) Новая Атлантида. / Сирано де Бержерак Савиньен, Бэкон Фрэнсис, Верас Дени, под ред. Клименко А. Ю. – М.: Алгоритм, 2014.- 399с.

6) Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. / Гай Светоний Транквилл, М. Л. Гаспаров - М.: Наука, 1993. – 232с.

7) Субботин Л.Л. Фрэнсис Бэкон и принципы его философии / Л.Л. Субботина – М., 1971. – 536 с.

8) Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории. / С.М. Марчукова – М.: Медицина, 2003. – 272 с.

9) Литвинова Е.Ф. Фрэнсис Бэкон. Его жизнь, научные труды и общественная деятельность. / Е.Ф. Литвинова – М.: Философия, 2014 – 250 с.

С конца XIX в. в. связи с научной революцией происходят изменения в самой структуре научного познания, в понимании соотношения объекта и субъекта. Это ведет к изменению идеала научности, постепенному осознанию ограниченности классической рациональности. Процесс преодоления классического рационализма проходил в XX в. во многих философских течениях.

Рациональность должна основываться на таких методологических стандартах, по которым можно оценивать медицинское знание. Это предполагает учет и личностного аспекта знаний, поскольку научное медицинское знание — продукт деятельности конкретных ученых. Рациональность медицинской науки связана и с тем, что это наука для людей, ее существование оправдывается, в конечном счете, тем, насколько медицина эффективнее лечит, сохраняет здоровье людям. И в этом смысле мера научной рациональности — это выражение истинности и точности медицинского знания, научного прогресса в медицине.

Научная рациональность — это особый тип рациональности, связанный с обособлением научного знания от всякого другого, в широком смысле слова — ненаучного.

Концептуальные изменения в медицине, особенно в фазе ее мультидисциплинарного развития, ставят задачу рационально истолковать огромный объем информации, иметь адекватные представления о научности, типах рациональности, точности и истинности знания. Понимание этих сторон знания в медицине — путь к решению важнейших клинических, диагностических, а также методологических и социальных проблем.

Научность в медицине может быть охарактеризована как процесс изменения медицинского знания от неполного к более полному и адекватному, т.е. истинному отражению механизмов, законов и закономерностей, лежащих в основе нормы и патологии, здоровья и болезни, диагностики, лечения и профилактики. В науковедческой литературе выделены критерии, на основе которых можно судить о научности в медицине – объективность, доказательность и обоснованность, проблемность, проверяемость, наличие объекта и предмета науки, системность.

Поэтому перед философами и медиками стоит задача выявления и формулирования более жестких, нормативных, методологически более эвристичных критериев научности, совокупность которых составила бы своеобразный идеал, лежащий в основе методологических программ исследовательской деятельности в области медицины.

Особое место в решении проблемы научности в медицине занимает проблема моделей знания. Высшей формой организации клинического знания является нозологический принцип.

Фактически к медицине, в силу сложности этой науки, в той или иной степени применимы все идеалы научности. Тот или иной ответ на вопрос предопределяет решение проблем измерений, достоверности, точности и доказательности знания в медицине. Методологически верна та позиция, которая основана на синтезе разных идеалов научности, учитывает специфику каждой предметной области медицины.

(( Современное медицинское знание невозможно представить, оторванным от принципов рационализма и научности.

Рационализм медицинского знания проявляется в установках на разумность и естественную упорядоченность мира, наличие в нем внутренней логики и гармонии, а также убеждением в способностях разума постичь этот мир (в частности организм человека) и устроить его на разумных началах. Медицинское знание – научное знание, в связи с этим ему должны быть присущи все признаки научного знания, в частности:

· специализированный язык науки, образованный целостными системами понятий, теорий, законов, гипотез и т.д.

· использование своих специфических средств (микроскоп, УЗ и т.д.)

· применение специфических методов деятельности

· ориентированность на объективную истинность знаний (нет истинности – нет науки)

· органическая связь с практикой или нацеленность на практику (полученные знания должны быть необходимы людям)

Как любое научное знание, мед. знание должно соответствовать критериям воспроизводимости, строгости, опытной проверяемости и пр.

* Идеал научности - совокупность представлений о том, каким должно быть научное знание в отличие от знания ненаучного, каким критериям должно соответствовать научное знание, как оно соотносится с экспериментом, каковы его практические возможности и т.д. Среди характеристик медицинского знания, как научного, можно выделить также системность и обоснованность знания, отличающие его от продуктов обыденной познавательной деятельности людей (то есть ненаучного знания). При этом необходимы специфические способы обоснования истинности знания. Ими являются экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана. В свою очередь, процедуры выводимости обеспечивают перенос истинности с одних фрагментов знания на другие, благодаря чему они становятся связанными между собой, организованными в систему. Не менее важную роль в научном медицинском исследовании играет установка на постоянный рост знания и особую ценность новизны в науке. Эта установка выражена в системе идеалов и нормативных принципов научного творчества (например, запрете на плагиат, допустимости критического пересмотра оснований научного поиска как условия освоения все новых типов объектов и т.д.). В науке в качестве идеала провозглашается принцип, что перед лицом истины все исследователи равны, что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, если речь идет о научных доказательствах. Не менее важным принципом научного этоса является требование научной честности при изложении результатов исследования. Ученый может ошибаться, но не имеет права подтасовывать результаты, он может повторить уже сделанное открытие, но не имеет права заниматься плагиатом. Институт ссылок как обязательное условие оформления научной монографии и статьи призван не только зафиксировать авторство тех или иных идей и научных текстов. Он обеспечивает четкую селекцию уже известного в науке и новых результатов. В идеале медицинское знание должно стремиться выходить за рамки предметных структур производства и обыденного опыта своей эпохи и изучать объекты относительно независимо от сегодняшних возможностей их производственного освоения))

19.Биоэтика как наука о самоценности жизни, ее содержание

Биоэтика — наука о самоценности жизни, основа для вы­работки новой морально-этической системы, человеческих взаимосвя­зей и отношений.

Содержание биоэтики: моральность экспериментов на человеке, при­чины самоубийств или отказа больных от лечения по жизненно важным показаниям, проблемы эвтаназии, аборта, новых репродуктивных техно­логий, трансплантации органов и тканей, медицинской генетики, генной инженерии, психиатрии, прав душевнобольных, социальной справедли­вости в новой идеологии и политике в области здравоохранения.

Моральные принципы биомедицинской этики (исторические модели)

Более 25 веков в европейской культуре формировались, сменяли друг друга различные морально-этические принципы, правила, рекомендации, сопровождавшие многовековое существование мировой медицины. Возможно ли в этом многообразии вычленить подходы, имеющие непреходящее значение для современного врача? Если мы обозначим все многообразие врачебного нравственного опыта понятием "биомедицинская этика", то обнаружим, что сегодня она существует в четырех формах или моделях: модели Гиппократа, модели Парацельса, деонтологической модели и в виде биоэтики, которая в свою очередь представлена двумя формами - либеральной и консервативной. Исторические особенности и логические основания каждой из моделей определяли становление и выработку тех моральных принципов, которые составляют сегодня ценностно-нормативное содержание современной биомедицинской этики.

1.Принцип "не навреди" (модель Гиппократа)

Исторически первой формой врачебной этики были моральные принципы врачевания Гиппократа (460-377 гг. до н.э.), изложенные им в "Клятве", а также в книгах "О законе", "О врачах" и др. Гиппократа называют "отцом медицины". Эта характеристика не случайна. Она фиксирует рождение профессиональной врачебной этики.

Практическое отношение врача к больному и здоровому человеку, изначально ориентированное на заботу, помощь, поддержку, безусловно является основной чертой профессиональной врачебной этики.

Нормы и принципы поведения врача, определенные Гиппократом работают и сегодня.

Примером документа, созданного в режиме "модели Гиппократа", является "Клятва российского врача" (1994г).

Основополагающим для модели Гиппократа является принцип "не навреди".

2. Принцип "делай добро" (модель Парацельса)

Второй исторической формой врачебной этики стало понимание взаимоотношения врача и пациента, сложившееся в Средние века. Выразить ее особенно четко удалось Парацельсу ( 1493-1341 гг.).

"Модель Парацельса" - это форма врачебной этики, в рамках которой нравственное отношение с пациентом понимается как составляющая стратегии терапевтического поведения врача. "Модель Парацельса" - это учет эмоционально-психических особенностей личности, признание глубины ее душевно-духовных контактов с врачом и включенности этих контактов в лечебный процесс.

В терминологии современной психоаналитической медицины пациент, который верит, т.е. всецело расположен к своему терапевту, готов поделиться с ним своими секретами, находится в состоянии "позитивной трансференции".

3. Принцип "соблюдения долга" (деонтологическая модель)

Нравственная безупречность - в смысле соответствия поведения врача определенным этическим нормативам - составляет существенную часть медицинской этики. Это ее деонтологический уровень, или "деонтологическая модель"

Термин "деонтология" (от греч. deontos - должное) был введен в советскую медицинскую науку в 40-х годах XX века профессором Н.Н. Петровым. Он использовал этот термин, чтобы обозначить реально существующую область медицинской практики - врачебную этику - которая в России была "отменена" после переворота 1917 года за ее связь с религиозной культурой. Но от этой связи никуда не уйти. Истоки представлений о "должном" находятся в религиозно-нравственном сознании.

Деонтологическая модель врачебной этики - это совокупность "должных" правил, соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики (хирургия для больных, а не больные для хирурги, интимные контакты между врачом и пациентом, возникающие в период лечения, аморальны).

4. Принцип "уважения прав и достоинства человека" (биоэтика)

В отличие от медицинской этики на уровне деонтологической модели, например, в акушерстве и гинекологии, где речь идет об "осторожности в высказываниях при пациентках", "о завоевании доверия", в биоэтике основным становится конфликт прав, в данном случае, "права плода на жизнь" и "правом женщины на аборт". Еще одним примером таких проблем является отношение к эвтаназии. Здесь правовое сознание пациента, восходящее до осознания "права на достойную смерть", вступает в противоречие с правом личности врача исполнить не только профессиональное правило "не навреди", но и заповедь - "не убий".

Основным моральным принципом биоэтики становится принцип уважения прав и достоинства человека. Под влиянием этого принципа меняется решение "основного вопроса" медицинской этики - вопроса об отношении врача и пациента. Сегодня остро стоит вопрос об участии больного в принятии врачебного решения. Это далеко не "вторичное" участие оформляется в ряд новых моделей взаимоотношения врача и пациента. Среди них - информационная, совещательная, интерпретационная.

Современной формой медицинской этики является биомедицинская этика, работающая ныне в режиме всех четырех исторических моделей. Биомедицинское знание и практика сегодня неразрывно связано с этическим знанием, которое в пространстве европейской и российской культуры неотделимо от христианских традиций. Связь научности и нравственности - одно из условий существования и выживания современной цивилизации.

С конца XIX в. в. связи с научной революцией происходят изменения в самой структуре научного познания, в понимании соотношения объекта и субъекта. Это ведет к изменению идеала научности, постепенному осознанию ограниченности классической рациональности. Процесс преодоления классического рационализма проходил в XX в. во многих философских течениях.

Рациональность должна основываться на таких методологических стандартах, по которым можно оценивать медицинское знание. Это предполагает учет и личностного аспекта знаний, поскольку научное медицинское знание — продукт деятельности конкретных ученых. Рациональность медицинской науки связана и с тем, что это наука для людей, ее существование оправдывается, в конечном счете, тем, насколько медицина эффективнее лечит, сохраняет здоровье людям. И в этом смысле мера научной рациональности — это выражение истинности и точности медицинского знания, научного прогресса в медицине.

Научная рациональность — это особый тип рациональности, связанный с обособлением научного знания от всякого другого, в широком смысле слова — ненаучного.

Концептуальные изменения в медицине, особенно в фазе ее мультидисциплинарного развития, ставят задачу рационально истолковать огромный объем информации, иметь адекватные представления о научности, типах рациональности, точности и истинности знания. Понимание этих сторон знания в медицине — путь к решению важнейших клинических, диагностических, а также методологических и социальных проблем.

Научность в медицине может быть охарактеризована как процесс изменения медицинского знания от неполного к более полному и адекватному, т.е. истинному отражению механизмов, законов и закономерностей, лежащих в основе нормы и патологии, здоровья и болезни, диагностики, лечения и профилактики. В науковедческой литературе выделены критерии, на основе которых можно судить о научности в медицине – объективность, доказательность и обоснованность, проблемность, проверяемость, наличие объекта и предмета науки, системность.

Поэтому перед философами и медиками стоит задача выявления и формулирования более жестких, нормативных, методологически более эвристичных критериев научности, совокупность которых составила бы своеобразный идеал, лежащий в основе методологических программ исследовательской деятельности в области медицины.

Особое место в решении проблемы научности в медицине занимает проблема моделей знания. Высшей формой организации клинического знания является нозологический принцип.

Фактически к медицине, в силу сложности этой науки, в той или иной степени применимы все идеалы научности. Тот или иной ответ на вопрос предопределяет решение проблем измерений, достоверности, точности и доказательности знания в медицине. Методологически верна та позиция, которая основана на синтезе разных идеалов научности, учитывает специфику каждой предметной области медицины.

С конца XIX в. в связи с научной революцией происходят изменения в самой структуре научного познания, в понимании соотношения объекта и субъекта. Это ведет к изменению идеала научности, постепенному осознанию ограниченности классической рациональности.

Рациональность должна основываться на таких методологических стандартах, по которым можно оценивать медицинское знание. Это предполагает учет и личностного аспекта знаний, поскольку научное медицинское знание — продукт деятельности конкретных ученых. Рациональность медицинской науки связана и с тем, что это наука для людей, се существование оправдывается, в конечном счете, тем, насколько медицина эффективнее лечит, сохраняет здоровье людям. И в этом смысле мера научной рациональности — это выражение истинности и точности медицинского знания, научного прогресса в медицине.

На волне критики ньютоно-картезианского механицизма и в медицине возникают неклассические модели знания.

Концептуальные изменения в медицине, особенно в фазе ее муль- тидисциплинарного развития, ставят задачу рационально истолковать огромный объем информации, иметь адекватные представления о научности, типах рациональности, точности и истинности знания. Понимание этих сторон знания в медицине — путь к решению важнейших клинических, диагностических, а также методологических, социальных и гуманистических проблем.

Научность в медицине может быть охарактеризована, в предельно общем плане, как процесс изменения медицинского знания от неполного к более полному и адекватному, т.е.

истинному отражению механизмов, законов и закономерностей, лежащих в основе нормы и патологии, здоровья и болезни, диагностики, лечения и профилактики. В науковед- ческой литературе выделены критерии, на основе которых можно судить о научности в медицине. Таковы, в частности, объективность, доказательность и обоснованность, проблемность, наличие объекта и предмета науки, системность.

Проблемность становится критерием научности, по крайней мере тогда, когда постановка проблемы опирается на реальные пути развития знания (история, логика, методология, дисциплинарность, научные исследовательские программы и т.д.) и имеет соответствующие методы для ее решения. Научность — это совокупность методологических регуляти- вов, в значительной мере обеспечивающих движение познания к содержательно истинным результатам. История науки свидетельствует, что каждая эпоха, имея свойственные ей критерии научности, признает научным более широкое поле деятельности, чем область истинного знания, т.е.

научное знание как истинное знание составляет лишь некую часть науки, отвечающую требованиям специальных критериев научности. Ядром научности и в новых условиях являются достоверность, доказательность, точность и истинность отражения (диагноза), соответствие теории практике.

Среди критериев научности в медицине существенную роль играет проверяемость, т.е. открытость результатов, возможность многократной проверки оснований, на которые опирается врач-исследователь или врач-клиницист. Медицина апеллирует не к чувствам того или иного субъекта (врача, занимающегося исследованием или лечением), а к объективной необходимости, закономерности, лежащей в основе уверенности, что нечто будет происходить всякий раз, когда обеспечены аналогичные необходимые условия.

Требование объективности в медицине является еще одним важным критерием ее научности. Особо остро вопрос о соблюдении этого требования встает при изучении социально-биологических отношений, закономерностей высшей нервной деятельности и диагностирования психических форм патологии. Здесь сконцентрировано много факторов, связанных с традициями той или иной школы, со спецификой измерений, а также чисто лингвистических, которые приводят к нестыковке диагнозов, прогнозов и технологий лечения. Значительную роль играют и нормативно-ценностные установки, ориентирующие на вероятностно-статистические закономерности.

Еще одним важным критерием научности медицины является системность. С критерием системности тесно связаны проблемность, предметность, обоснованность, проверяемость.

Вместе они составляют признаки, с помощью которых можно лишь в основном охарактеризовать научность в медицине. Действительно, всегда следует иметь в виду, что ядром научности является истинность отражения, соответствие теории практике. Поэтому перед философами и медиками стоит задача выявления и формулирования более жестких, нормативных, методологически более эвристичных критериев научности, совокупность которых составила бы своеобразный идеал, лежащий в основе методологических программ исследовательской деятельности в области медицины.

Особое место в решении проблемы научности в медицине занимает проблема моделей знания. Как известно, высшей формой организации клинического знания является нозологический принцип. История медицины дает примеры, свидетельствующие, что в ней возможны системы, соответствующие и не соответствующие медицинской модели знания, имеющие операциональный характер. В контексте анализа нормы и патологии в психиатрии можно отметить следующее. В XIX в. психик Гей- нрот считал, что психоз возникает при совокуплении зла с душой. Фрид- рейхи другие соматики полагали, что только телесное может заболеть, но не душа как таковая. В психобиологической концепции Майера и его психодинамической психиатрии заложены основы специфической классификации психических болезней на основе типов реакций, являющейся в своей основе антинозологической в традиционном смысле этого слова и антипсихиатрической, сводящей психические расстройства до уровня особых личностных реакций. Идея типов реакции легла в основу одной из классификаций психических болезней.

Фактически к медицине, в силу сложности этой науки, в той или иной степени применимы все обозначенные выше идеалы научности. Диагностика и профилактика как эмпирико-теоретические программы обретают конкретный характер в зависимости от концептуальной схемы и научных программ, теорий и закономерностей, т.е. от концептуальной реальности (симптом, синдром, нозологическая единица и др.). Последователи древнекитайской чжень-цзю-терапии, выдающиеся врачи прошлого Гиппократ, Гален и Авиценна, немецкий психиатр Крепелин и сторонники психоанализа — все они у постели больного ставят разные вопросы, исходят из разных матриц знания; из разных теоретических сущностей и объяснительных принципов следует философский и меди- цинский вопрос об их применимости и, следовательно, научности. Тот или иной ответ на вопрос предопределяет решение проблем измерений, достоверности, точности и доказательности знания в медицине. Методологически верна та позиция, которая основана на синтезе разных идеалов научности, учитывает специфику каждой предметной области медицины.

Знание в медицине — это и основа диагноза, и нечто более широкое, относящееся и к норме, и к патологии, и к индивиду (индивидуальности), и к популяции и т.д. Процессы интеграции (мультидисциплинарность) знания в медицине связаны с внутренней логикой развития самого знания, с переходом к познанию сложноорганизованных эволюционирующих систем. Рубеж 1970—1980-х гг. — время рождения нового междисциплинарного направления в современной науке — синергетики. Явления синергизма (от греч. synergia — содействие, соучастие) известны давно, прежде всего как суммация или потенцирование действия совместно применяемых лекарств.

Человек представляет собой иерархию множества функциональных систем. Налицо взаимозависимость различных функциональных сис- тем, когда деятельность одной из них обязательно сказывается на деятельности других. Сложность этих взаимодействий требует системной методологии, развиваемой на основе диалектики, принципов самоорганизации живого, что ставит вопрос о путях углубления понимания рациональности (и научности) медицинского знания в рамках мультидис- циплинарной теоретической концептуальной схемы.

Современные методологии анализа знаний позволяют по-новому обосновать положение о единстве теоретического и эмпирического знания в медицине при ведущей роли теорий в форме теоретических концептуальных схем, научных исследовательских программ, дисциплинарных единиц знания и различных теорий.

Вторая половина XX столетия — время небывалого технического прогресса человечества и дерзких научных открытий глобального значения, изменивших образ жизни и мышления людей. Благодаря развитию биотехнологий в последние десятилетия появилась возможность реализации проектов по клонированию, генной терапии, расшифровки генома человека. Новые научные достижения имеют не только фундаментальное (возникновение новых медицинских наук), но и прикладное значение в медицине — в профилактике, диагностике и лечении заболеваний.

Решающую роль в этом отношении должно сыграть все более ускоряющееся превращение науки в непосредственную производительную силу, ибо, как отметил К. Маркс, применение науки к непосредственному производству само становится для нее одним из определяющих и побуждающих моментов. И хотя здравоохранение не относится к материальному производству, положение Маркса о побуждающем моменте науки в полной мере приложимо к нему. Это хорошо видно, в частности, на примере переноса методов и результатов из научных исследований в практику, превращение их в технологию. На современном этапе научно-техни- ческой революции становится очевидным, что определенная подсистема здравоохранения или крупный лечебный комплекс, не располагающие техникой и технологией, которые имеются в других подсистемах или отраслях и комплексах, не в состоянии решать некоторые актуальные практические задачи, т.е. их возможности снижаются.

Современная эпоха — эпоха энергии, информации и технологических прорывов на этой основе, в том числе в биомедицине и социомеди- цине. В социомедицине (в первую очередь) к этому добавляется еще один важный фактор — сущность общества и государства — их либеральный или социальный характер.

В настоящее время экономический рост постиндустриальных государств обеспечивается главным образом за счет наукоемких производств. Знания выступают как производительные силы общества. Научно-техни- ческий прогресс является необходимым условием интенсивного развития экономики. И, таким образом, ключевым направлением становится повышение производства наукоемкой продукции. Научно-техническая информация служит наиболее важным и высокопроизводительным ресурсом.

Читайте также: