Благословенный уголок земли обломов кратко
Обновлено: 08.07.2024
Вдосталь набегавшись и напрыгавшись, Илюша принимался пристально наблюдать за окружающим его миром. Словно губка, впитывал он различные явления, которые глубоко западали в его душу, росли и зрели вместе с ним.
Так и рос Илья, будто цветок в теплице. Он стремился жадно познавать мир, резвиться, играть в снежки вместе с деревенскими мальчишками, но родители видели в этой славной живости характера лишь угрозу его здоровью, и тщательно кутали мальчика в теплые одеяла.
Сочинение про Сон Обломова
Но иногда Илья Ильич предстает фигурой почти трагической, сложной и противоречивой. Противоречивость и становится главным признаком национальной принадлежности героя. Он русский, и этим сказано всё.
Жанр сна нередко используется авторами для раскрытия внутреннего мира персонажа. Но Гончаров применяет его не только для этого, для писателя главное – показать истоки характера героя. В этой главе автор даёт подробное описание детства Обломова. Гончаров показывает, что обломовская лень – качество приобретённое, а не врождённое.
На всём имении Обломова лежит печать лени и довольства. Все люди, от барина до последнего крепостного мужика, похожи друг на друга. Интересен и показателен в этом смысле эпизод с письмом, которое однажды принёс мужик, ездивший по делам в город. Барыня ругает его, что принёс письмо, ведь там может быть какая-нибудь неприятная весть.
И только время дневного сна давало Илюше свободу. Засыпали все, даже его няня. И вот тогда начиналась самостоятельная жизнь маленького барина.
Потом Илья Ильич видит себя мальчиком лет двенадцати или тринадцати. И вот ему уже сложнее сопротивляться, ум его уже почти уяснил, что именно так, как живут его родители, и следует жить.
Он не хочет учиться, потому что, во-первых, приходится уезжать из родного дома к соседу Штольцу, а во-вторых, он не понимает, для чего нужно учиться. Главное, за чем следила его мать, это чтобы ребёнок был весел, толст и здоров. Всё остальное считалось второстепенным.
Подле Илюши уже не нянька, а Захар, который до сих пор одевает Обломова, напоминает, что нужно умыться. Обломовка задушила в герое последние ростки любознательности и резвости: «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание…
И Обломов продолжает видеть свои сладкие сны, перенося их в реальную жизнь.
Тема урока: Сон Обломова и его место в произведении.
Цели урока:
Тип урока: урок углубленной работы над текстом;
Методы:
метод выразительного чтения, эвристический, исследовательский, репродуктивный;
Приемы:
выразительное чтение, постановка проблемных вопросов, беседа с учениками, лексическая работа, постановка нравственной проблемы, обучение анализу эпизода, фрагментарная лекция учителя, просмотр видеоматериалов;
Виды деятельности учащихся:
Оборудование:
План урока:
- Организационный момент (1 минута);
- Целеполагание (1 минута);
- Вступительный этап (8 минут):
-постановка проблемных вопросов;
— беседа с учениками;
- Основная работа с текстом (25 минут);
- Заключительный этап (8 минут);
- Домашнее задание (2 минуты)
Ход урока:
- Организационный момент
- Целеполагание
- Работа над темой:
Слово учителя.
Увертюра
– (франц. ouverture, букв. открытие) является музыкальным термином.
- Музыкальное вступление к опере, оперетте, балету.
- Небольшое музыкальное произведение для оркестра. Концертная увертюра.
В каких, ранее изученных произведениях, мы сталкивались с изображением сна? Каковы были его функции?
1. Сон — как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.
2. Сон — как идиллия, мечта.
3. Сон — как предвидение будущего.
Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?
1. Сон — выявление духовного состояния героя, при этом он приобретает особое символическое значение: сон — символ всей жизненной позиции героя, его духовного сна.
2. Сон — показывает мечту героя, но её парадоксальность в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое. Герой мечтает об Обломовке, в его сне создаётся её подчёркнуто идиллический образ.
Изображение сна, — описание сновидения, вещего сна — весьма распространенный литературный прием. Служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, идеологической и психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора. Сон одного из действующих лиц литературно-художественного произведения может служить как бы рамкой, или обрамлением, основного сюжета, своеобразно подчеркивая его и выделяя на фоне второстепенных подробностей.
Иногда сновиденье героя служит формой сюжета не основного, но эпизодического, выделяя его, как частичный, но значительный эпизод в развитии главного действия. Обычно, в подобном сне автор отражает, как в вогнутом зеркале, в увеличенном виде то, что для него особенно важно, особенно дорого, а для читателя, по его мнению, значительно. Таков сон Обломова, форма эпизодического сюжета романа, — соединивший в себе, в конденсированном виде, все, что Гончаров считал существенным и характерным для понимания всего произведения.
Сон представляет собой детство Обломова, но Гончаров не начинает роман с описания детства, а переносит его в 9 главу. Таким образом, нам сначала представляется герой, а потом лишь раскрывается его личность.
I часть сна. Экспозиция
— Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудесный край?
— Что же снится Илье Ильичу?
(Краткий пересказ 9 гл.).
— Зачитайте описание утра, приснившегося Обломову. Каков полдень, вечер? Как вы думаете, почему так подробны пейзажные зарисовки?
— С какой целью автор использует пейзаж?
II часть сна. Чудесная страна.
— Каков переход от первой части сна ко второй?
— Каким предстает перед нами мальчик Илюша?
III часть сна. Обломову 13-14 лет.
— Каков здесь механизм связки частей?
— Что происходит далее?
(Знакомство с новыми героями, событиями из жизни героя (Захарка, Штольц, учение, бесенок).
— Обломовка — родовое имение героя. Какими предстают пред нами Обломовка и ее жители?
Этот отрывок рисует некую утопию, идеалистический мир вечного тепла и солнца. Сама местность располагает к тихой, размеренной жизни, без каких бы то ни было внешних раздражителей, проблем и забот.
Это уже наталкивает на мысль, что Обломовка в сознании героя приобретает черты абсолютного идеала. В Обломовке человеку уютно жить, у него не возникает ощущения неустроенности быта, незащищённости перед огромным миром. Природа и человек слиты, едины, и, кажется, небо, которое способно защитить обломовцев от всех внешних проявлений, “там ближе к земле”, и это небо распростёрлось над землёй, как домашняя кровля. Такая атмосфера мира Обломовки передаёт полное согласие, гармонию в этом мире.
В чем особенности времени в Обломовке? А пространства?
Особое отношение к времени суток: вечернее время особо опасное, послеобеденное время сна обладает могущественной силой, которая управляет жизнью людей. Можно говорить о цикличности жизни обитателей Обломовки.
Что особенного было в распорядке дня в Обломовке? Приведите примеры из текста.
Утро в доме Обломовых не пропадало даром: «Нельзя сказать, чтоб утро пропадало даром в доме Обломовых. Стук ножей, рубивших котлеты и зелень в кухне, долетал даже до деревни. Из людской слышалось шипенье веретена да тихий, тоненький голос бабы: трудно было распознать, плачет ли она или импровизирует заунывную песню без слов.. На дворе, как только Антип воротился с бочкой, из разных углов поползли к ней с ведрами, корытами и кувшинами бабы, кучера. А там старуха пронесет из амбара в кухню чашку с мукой да кучу яиц; там повар вдруг выплеснет воду из окошка и обольет Арапку, которая целое утро, не сводя глаз, смотрит в окно, ласково виляя хвостом и облизываясь.
Сам Обломов- старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.
Обломовка напоминает заколдованное царство, где всё погрузилось в сон. Напряжённая, полная исканий жизнь человечества не касается её. Еда и сон — только этим и ограничивается тамошняя жизнь. Вся жизнь Обломовки была подчинена традициям. Если происходило что-то выбивавшееся из заведенного порядка, то это происшествие возмущало всю округу. Все традиционное, фантастическое в Обломовке переставало быть обыденным, а становилось священным.
С вашей точки зрения, какие последствия несет в себе такой ритм жизни?
Живя в постоянном состоянии расслабленности, лености, человек теряет саму человеческую сущность. Он становится безынициативным, отреченным. Можно говорить о духовной смерти личности, нравственном застое и отсутствии какого-либо развития.
Каким изображает автор маленького Ильюшу?
В детстве Илья Обломов был живым, веселым ребенком, цитата: «А иногда он проснется такой бодрый, свежий, веселый; он чувствует: в нем играет что-то, кипит, точно поселился бесенок какой-нибудь, который так и поддразнивает его то влезть на крышу, то сесть на савраску да поскакать в луга, где сено косят, или посидеть на заборе верхом, или подразнить деревенских собак; или вдруг захочется пуститься бегом по деревне, потом в поле, по буеракам, в березняк, да в три скачка броситься на дно оврага, или увязаться за мальчишками играть в снежки, попробовать свои силы.
Слово учителя.
Подводя итоги урока, что можно сказать про данный эпизод? С какой целью Гончаров включает сон Обломова в роман?
Сон Обломова помогает более полно и глубоко раскрыть образ главного героя, рассмотреть его мечты и представления о жизни на подсознательном уровне. В выразительной картине сна представлен собирательный образ Обломовки, сонного царства, губящего в человеке живое, активное и мыслящее начало. Это образный и смысловой ключ к пониманию всего романа, и, несомненно, самостоятельное творение. Первоначально задуманный автором как отдельное произведение, он стал выдающимся шедевром литературы.
Домашнее задание.
Литература:
- Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940
- Дынник М. Сон, как литературный приём // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина и др. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. — Т. 2. (Фундаментальная электронная библиотека)
- https://lit.1september.ru/article.php?ID=200402206
(5)Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? (6)Море, например? (7)Бог с ним!
(8)Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать.
(9)Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.
(10)Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха: они все твердят свою, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания;
и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обреченного на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса.
(11) Птицы не щебечут вокруг, только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.
(12)Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! (13)От этого, может быть, так и тяжело ему смотреть на море.
(14)Нет, бог с ним, с морем.
(15)Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. (16)Они грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя…(17)И небо там, над скалами и пропастями, кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей.
(18)Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой.
И. А. Гончаров
Цель: Провести лексический и содержательный анализ текста с целью выявления его композиционных особенностей, главной мысли и роли лексических средств языка в создании художественного образа и эмоционального воздействия на читателя.
-На уроке нам предстоит работа с текстом определенного стиля речи.
У каждого из стилей речи существуют особые приметы:
- лексические, морфологические, синтаксические средства языка.
А вот суждения ваших сверстников:
-Гончаров добивается создания яркого и устрашающего образа неподвластной человеку природы. Каким жалким и слабым кажется себе человек по сравнению с такой природой!
-Я поражена мастерством А. И. Гончарова.
Одна из задач урока – исследовав текст, понять, как лексические средства языка: синонимы, антонимы, лексические повторы, перифразы, прямое и переносное значение слов – способствуют созданию художественного образа.
Для её реализации выполните задания.
1. Прочитайте текст выразительно, выделяя нужные слова и смысловые отрезки интонацией, паузами, повышением или понижением тона.
2. Отметьте композиционно-смысловые части текста. Озаглавьте их. Обратите внимание на начало и конец отрывка. Как они соотносятся? На каких приемах основана композиция текста?
Три основные части:
1-4 предложения. Чудный уголок,
5-17 предложения. Картина дикой природы (человек, море, горы, пропасть),
18 предложение. Мирный уголок.
Начало и конец отрывка замыкают круг, обрамляя центральную часть. Это обрамление и несет в себе главную мысль: подчеркнута благословенность того мира, в котором живут обломовцы.
Композиция текста основана на противопоставлении чудного края дикой природе; ей же противопоставлен человек, ощущающий свою ничтожность, беспомощность перед лицом дикой природы.
Море, горы, пропасти – излюбленные образы романтической литературы, связанные с такими понятиями, как неуспокоенность, борьба, постоянное стремление к свободе, к преодолению обыденности. Противопоставляя эти образы мирному уголку, Гончаров усиливает впечатление от Обломовки как от замкнутого, тихого, благословенного мира, где царствует покой.
Одновременно автор подчеркивает свою литературную позицию: отказ от романтизма как метода, изображающее нечто необычное, исключительное, далекое от обыденной жизни.
3. Как называется оборот речи, состоящий в замене слова или имени описательным сочетанием, содержащим элемент характеристики описываемого предмета, явления или лица.
Например, царь зверей- вместо лев; Петра творенье- вместо Петербург.
Перифраза. Перифразы помогают избежать повторов, в образной форме выражают оценку объекта.
- Как вы думаете, с чьей точки зрения оценивается этот край? (С точки зрения обломовцев, которые не просто любят свою деревню, но даже считают ее идеалом жизни. Так думает и Илья Ильич Обломов, поэтому во сне он с умилением и радостью видит чудный край).
4. -Чтобы подчеркнуть в тексте основное противопоставление- мир Обломова – дикая природа-используются слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением, то есть антонимы. Контекстные антонимы помогают установить, усилить противоположное значение в рамках законченного в смысловом отношении отрезка письменной речи.
Найдите лексические и контекстуальные антонимы в 1-4 предложениях, 15-18 предложениях.
Благословенный уголок земли (2 предл.) – грандиозное, дикое, угрюмое (4 предл.).
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как.
Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с.
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность.
Илье Ильичу 7 лет.
Всё интересует мальчика. Он спрашивает няню, почему в одном месте темно, а в другом светло. Ему хочется узнать, а куда это поехал Архип с лошадью, выбежать за ворота, посмотреть. Но тут же няня возвращает его назад.
Далее видит себя Илья Ильич мальчиком 13-1 4 лет.
Он учится в пансионате управляющего, немца Штольца в нескольких верстах от Верхлёва. Здесь, кроме него, учится сын Штольца — Андрей и ещё один мальчик, который всегда болел.
Иногда Илья Иванович (отец) «возьмет и книгу в руки — ему все равно, какую-нибудь. Он и не подозревал в чтении существенной потребности, а считал его роскошью, таким делом, без которого легко и обойтись можно … попадется ему, Новейший ли Сонник, Хераскова Россияда или трагедии Сумарокова, или, наконец, третьегодичные ведомости — он все читает с равным удовольствием. Иногда что-то вслух прочитает из третьегодичных газет.
Против такого отношения к учёбе протестовал Штольц. А его сын постоянно помогал Илье, подсказывал ему, делал за него переводы.
Даже если и захочется Илюше иногда побегать, влезть на крышу, поскакать на савраске в луга, где косят сено, поиграть зимой с мальчишкам в снежки, побороться с ними — в доме уже переполох, находят и ведут домой, кладут в постель. Отпаивают чаем. А ему так хочется снова поиграть в снежки.
Пример сочинения 1
В этом райском уголке все пропитано любовью, нежностью, заботой. И. А. Гончаров утверждает, что, если бы, например, там было море, спокойствие было бы невозможно, не то что в Обломовке. Там тишина, спокойствие, всё безмолвствует, как будто замерло во времени, в своем развитии. Все создано для удобства человека, для того, чтобы он себя ничем не утруждал. Природа там как бы составила себе расписание и строго следует ему.
Наглядным примером этого является случай с мужиком в канаве, которому жители Обломовки отказались помочь только потому, что он был нездешний. Виден контраст между тем, как относятся люди друг к другу в этой деревне, с какой нежностью и участием они заботятся друг о друге, и тем, как они равнодушны к людям, которые живут вне их мира. Принцип, по которому они поступают, звучит примерно так — чрезмерная изолированность и боязнь всего нового.
Таким образом, самой характерной чертой всех обломовцев и Ильи Ильича — в частности, становится неосознанный страх перед жизнью. Ярким подтверждением этого можно считать случай с письмом, которое родители Обломова получают от давнего знакомого.
Пример сочинения 2
У Обломова не было необходимости трудиться, так как все делали крепостные крестьяне, слуги. Любая попытка мальчика сделать что-нибудь самостоятельно пресекалась. Стоило ему выбежать одному за пределы двора или открыть форточку, как родители, тетки и няньки бросались к нему, чтобы уберечь от невидимой опасности.
Пример сочинения 3
Читайте также: