Фольклор народов севера кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ненцы – самый многочисленный народ на Крайнем Севере: их более 32 тысяч человек. Ненцы живут в трёх автономных округах – Ненецком, Ямало-Ненецком и Таймырском (Долгано-Ненецком). Их язык вместе с энецким, нганасанским и селькупскими образует самодийскую группу уральской языковой семьи.

У ненцев издавна существует разделение видов труда на мужские и женские. Это проявляется и в декоративно-прикладном искусстве. Женщины выделывают шкуры и шьют одежду, мужчины изготовляют предметы из дерева, кости и металла.

Вид письменности, как узорная, сегодня должен быть авторизован, и имя этого автора – женщина. Мы благодарны женщине, создавшей неумирающие традиции пошива обуви, головных уборов и одежды. До сих пор живы и не утратили функциональности и эстетической ценности узоры, фасоны, детали одежды, обуви, шапок. Всё то, что сегодня создала, мы сегодня вправе считать одним из видов археолого-лингвистических исследований и открытий в области языка, который доносит нам из прошлого мысли и слова наших предков.

Рассмотрим подробней рисунки и детали на отдельных вещах. При внимательном рассмотрении отдельных деталей головных уборов для мужчин и женщин легко можно прийти к выводам о том, что мысли и душа человека полны заботами об олене, человеке и природе, о неразрывности сил триединства.

Самый яркий элемент, который прежде всего бросается в глаза на одежде – это меховые белые, пушистые опушки из песцовых хвостов на шапках, воротники на женской одежде, сделанные из того же материала. Почему именно хвост используется для этой детали? Потому что ворс хвоста любого зверя самый прочный, он может служить много лет, защищая лицо человека от обморожения, создавая определенный микроклимат под влиянием трения ворсинок на ветру.

Рассмотрим одежду со стороны спины. Затылочная часть головных уборов изготовлена из меха со лба оленя – тай для мужского капюшона, а для женской шапки – суи нгэва – из шкуры с головки новорожденного олененка.

О чем рассказывают рисунки женских кисов из камусов – шкур с ног оленя? На передке женских кисов традиционно нашивается треугольник, а под ним – несколько рядов меховых маленьких треугольников, обрамленных разноцветным сукном. Это не что изображение чума, говорящее о том, что именно женщина – хранительница родового огня семьи мужа, их рода, фамилии. О тепле, создаваемом и хранимом ею в чуме, говорит полоска, отходящая от основного треугольника в сторону носка, имитирующая дымок, струящийся из дымохода – мако даۥ си. К основанию треугольников – изображению чумов пришиваются две-три черных и белых полоски, оживленных разноцветными сукнами.

Рисунки на обуви мужчины и женщина тоже сделала говорящими: на передке, она изобразила сиденье нарты в виде мужской колотушки, предмета, постоянно хранящегося зимой под покрывалом сиденья. С помощью колотушки - янгабць ۥ в форме лопатки мужчина легко обнаруживает наличие ягеля под снегом, умело настораживает капканы, ловушки, стряхивает снег с одежды и нарты. Фасон детской обуви – тенгэй очень прост. Он имеет немного швов, и изображена на нем оленья ножка, которую женщина не могла не видеть перед глазами. Во всех видах обуви нижняя часть у подошвы обрамляется белыми камусами, как у самого оленя (над его копытцами видна такая же белая полоска). Другой фасон детской обуви называется мада – это почти тонкое изображение новорожденного олененка.

Особенности достоинства оленьего меха: благодаря своей жесткости и трубчатости, он нашим предкам и нам заменял баню, освободив человека от её строительства в суровых климатических условиях. Каждая ворсинка вбирает в себя из пор все потовые отложения и под их тяжестью обламывается. Поэтому наших предков выработалась привычка не носить одежды из разных тканей.

Орнамент лесных ненцев – своеобразная знаковая система, отчасти заменяющая письменность и сопровождающая каждого человека на всем его жизненном пути от рождения до смерти.

Искусство орнамента – одно из древнейших свидетельств той или иной культуры. Письменность большинства северных народов явления новейший истории, в условиях её орнамент оставался своеобразным языком, носителем основной информации о национальной и родовой принадлежности. Композиция орнамента выражает представление лесных ненцев о единстве и равноценности двух начал – светлого и темного, символизирующих свет и тьму, зиму и лето, мужское и женское, добро и зло. Ритмичная повторяемость элементов орнамента отражает цикличность процессов жизни природы и человека в нем.

Одновременно и взаимно необходимое существование противоположностей органично присуще северной природе, частью которой ощущают себя лесные ненцы. Двуединый космос воспринимается лесными ненцами как динамичный процесс. Ритмичная повторяемость элементов орнамента отражает цикличность процессов жизни природы и человека в ней.

Обладая в своей неповторимостью и своеобразием, прикладное искусство лесных ненцев несет в себе общечеловеческие ценности, являясь неотъемлемой частью российской и мировой культуры. Проживая в соседстве с тундровыми ненцами, хантами, манси, энцами, селькупами, неща, не могли испытать определенного воздействия культур этих народов, что однако не привело к утрате своеобразия их орнамента, языка и культуры.

Способ вырезания орнамента - вырезают орнамент по берестяному трафарету из камуса – шкура снятая с ноги оленя. Она тщательно подбирается по цвету и окраске, длине ворса. Шов отделывается вставками из цветного сукна.

Обувь состоит из меховых чулок ( либт тобак ), которые шьют из телячьей осенней шкуры и пимов(пива). Меховые чулки шьют из трёх кусков: голенища, носка и подошвы. Шов делают внутренний , т.е. по шерсти. Пимы шьют из камусов (пена) волосом наружу с суконными прошивками. Подошва обычно делается из щетки (вэра), иногда из меха со лба оленя, при этом на подошве ворс бывает направлен назад. Мужские пимы по покрою и рисунку отличаются от женских. На женской обуви никогда не бывает подошв от оленьих лбов, никогда не подвязываются под коленом в отличие от мужских. Как мужские, так и женские пимы шьют одинаковыми для обеих ног.

Пимы привязываются с помощью специальных ремешков ( тем, те ۥ мицьۥ ) к кольцам на поясе на штанах.

И всё же, несмотря ни на какие трудности, ненецкая женщина сохранила в себе качества, данные природой: доброту, мудрость, трудолюбие, поэтическое видение мира. Именно она смогла создать и сохранить красочный, образный мир - узорную письменность, донесшую из глубины веков обычаи, традиции, легенды песни наших предков. И как важно, чтобы они не были утрачены будущими поколениями.

Сказки народов Севера – целый мир, в котором старинные верования, повседневный быт, волшебные легенды и исторические сказания сплетаются в причудливый узор удивительной красоты: яркий, завораживающий и уникальный для каждого народа. Завершив дневные дела, люди собираются у огня послушать сказителя. О чем он поведает сегодня? Предание о сотворении мира? Красивую легенду о том, как девушка полюбила кита и ушла за ним в море? Или, может быть, забавную историю о хитром вороне и сообразительной ловкой мыши.

Содержание

Вепсский фольклор


В вепсском фольклоре много частушек и лирических песен, сохранились пословицы, поговорки, крылатые выражения.

История вепсов, которые считаются потомками древнего племени весь, тесно связана с карелами, финнами, эстонцами и становлением Руси. В фольклоре вепсов, который создавался и на родном, и на русском языках, оставили след разные события: от освоения новых краев и основания новых деревень до принятия христианства и строительства церкви.

Издревле вепсы были земледельцами и искусными ремесленниками, промышляли охотой и рыболовством. Множество быличек посвящено взаимоотношениям людей с духами леса, бани и озера. В том числе это истории о проклятых ими людях, которые часто адресованы детям и носят назидательный характер, однако не менее интересны и взрослым.

Легли они на траву рядком. Вдруг двенадцатый брат говорит:
– Непорядок это. Все в серединке лежат, я один с краю. Холодно мне ночью будет, а ведь я старший.
– И я с краю, – отозвался первый. – И мне холодно будет, а я ведь младший.
– Да, непорядок это, – сказал шестой.
– Непорядок, – сказал седьмой, – ложитесь-ка вы между нами. Вот и окажетесь в серединке.
Только улеглись первый и двенадцатый между шестым и седьмым, второй и одиннадцатый закричали:
– Теперь мы крайние.

Вепсские сказки: полезные ссылки


Сборник фольклора и стихов для детей на вепсском языке


Подкаст Republic


Саамский фольклор


Характерная черта бытовых сказок саамов – отсутствие противопоставления богатых и бедных и вражды между родами, а саамы или их богатыри никогда не начинают военные действия первыми.

Мифология самого западного из коренных народов Крайнего Севера во многом близка финно-карельской и скандинавской и находит отражение в волшебных сказках. Это предания о духах-хозяевах – покровителях промыслов: охоты, оленеводства, рыболовства, а также история о Мяндаше – чудесном олене-оборотне, родоначальнике саамов. Особое место в фольклоре занимает богатырский эпос и героические сказания о защитниках родной земли, среди которых немало женщин.

Старик со старухой жили. Было у них три дочери. Девушки выросли, невестами стали. И вот приехали в вежу старика однажды три жениха: ворон, тюлень и дикий олень.

Старик дал женихам задание сделать три резных ковша и тогда приходить за невестами. Сделали женихи резные ковши и на следующий день пришли за невестами. Взял старик ковши и отдал дочерей мужьям. Старшая дочь вышла замуж за ворона, средняя – за тюленя, а младшая – за дикого оленя…

Саамская сказка про женщину и дикого оленя

Саамские сказки: полезные ссылки




Хантыйский фольклор


Медвежьи игры – традиционный хантыйский праздник с песнями, танцами и ритуалами, приуроченный к зимнему солнцестоянию и весеннему равноденствию.

Одну из главных ролей в культуре и фольклоре хантов играет медведь, который для этого народа – и предок, и хозяин тайги, и дух-покровитель. По хантыйскому обычаю, каждой истории – свое время и место. Во время медвежьих праздников обычно звучали мифы, в том числе о происхождении медведя. Героические песни исполняли на культовых торжествах и свадьбах, а сказания и сказки – вечером, во время отдыха после долгого дня.

Особое отношение в культуре и фольклоре хантов существует к домашним животным, в частности – к собаке. Считалось, что она может вступать в связь с миром духов и миром мертвых. А ее связь с человеком признавали тесной настолько, что убийство собаки приравнивалось к убийству человека.

– Почему не улетаете oтcюдa?
Детеныши говорят:
– Мы отращиваем крылья. Только начнут они отрастать, как кто-то приходит и отгрызает у нас их. Потому и не улетаем.
Ими-Хиты говорит:
– Я знаю, кто отгрызал ваши крылья. Это была большая жаба. Я ее убил, теперь некому отгрызать ваши крылья, теперь отрастут.
Он вынул из кармана золотую бутылочку с водой и помазал концы крыльев у детенышей летающего Тунгха. Помазал и велел:
– Машите крыльями!

Архангельский Север давно известен как родина больших поэтических талантов, как сокровищница устного творчества русского народа. Действительно, трудно было бы предположить, чтобы развитие здесь всех видов прикладного искусства, деревянного и каменного зодчества не сочеталось бы с народным обрядом, песней, сказкой, легендой, образной разговорной речью.

Широко известно значение Русского Севера в судьбах национальной эпической поэзии, в первую очередь, былин. На территории Карелии (бывшая Олонецкая губерния) и Архангельской губернии в местах, связанных, главным образом, с новгородскими переселенцами, в середине XIX века были найдены самые крупные очаги былинного творчества, сделано подавляющее большинство записей былинных текстов (из всех известных науке), причем в наилучшей сохранности.

Собиратели шли по пути выявления наиболее одаренных сказителей, при содействии Русского географического общества устраивали их выступления в ряде городов России. И если олонецкий край прославили сказители отец и сын Рябинины, Василий Щеголенок, Ирина Федосова, то архангельский Север выдвинул в ряд известных исполнителей былин Марию Кривополенову, семью Крюковых. Самобытное исполнительское искусство северных сказителей раскрывало целый мир народных образов, содержало новые музыкальные темы, неповторимые напевы и ритмы. Оно оказало сильное влияние на профессиональное творчество русских композиторов, художников, писателей. Так, например, Н. А. Римский-Корсаков подчеркивал факт влияния исполнительского мастерства северных сказителей на его оперное творчество. Сюжеты и напевы северных былин стали первоосновой некоторых произведений Мусоргского, Бородина, Балакирева, Аренского, вошли в творчество Репина, Васнецова, Коненкова, в поэзию Некрасова, прозу Горького. Былины Севера — народная классика — способствовали рождению русского классического искусства. И в этом тоже их значение как памятника национальной культуры.

Ученые давно отметили, что Русский Север дал свои, северные, варианты общерусской сказки. И они настолько самобытны, так ярко отражают краски Севера, характер, быт и труд северян, что вызвали к жизни (как и былины) произведения профессионального творчества. Именно северная сказка и сказ напитали своими истоками творчество целого ряда оригинальных писателей, среди которых такие первоклассные художники, как М. Пришвин, Б. Шергин, С. Писахов.

О том, что старинная песня жива, свидетельствует и работа самодеятельных фольклорных коллективов в разных районах Архангельской области. Интерес к фольклору архангельского Севера закономерен: здесь традиционные, жившие в народе столетиями фольклорные произведения не являются только памятниками прошлого, чем-то отжившим, а бытуют и сейчас, входя вместе с современным искусством в духовную жизнь наших современников.

Людмила Витальевна Федорова, кандидат филологических наук

Из статьи: Сокровища поэзии народной // Памятники Архангельского Севера : сборник / сост. Ю. К. Новожилов. — Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1983. — С. 143-150.

Особенности национального фольклора народов крайнего севера

Музыка народов ханты, манси - искусство устных традиций. Оно предаётся от поколения к поколению лишь по памяти… Сохранившиеся предания, сказаний поистине драгоценны, поскольку лишь они доносят историю далекого прошлого этих народа. Именно фольклер-является единственный документом, отражающим историческую правду о жизни, труде, обычаях этих людей. Эти повествования и составляют основу этнического знания малочисленных народов севера.

Отличительной чертой этого сборника является аккомпанемент. Ведь большинство песен у ненцев и хантов существует только в вокальной форме и исполняется без инструментального сопровождения. И только бубен может дополнять вокальную партию. Так фортепианный аккомпанемент выполняет несколько функций

1.выполняет роль бубна
2. обогащает музыку гармонически
3.способствует созданию художественного образа

Так же, нужно сказать, что всюду в аккомпанементе присутствует четкий пульсирующий ритм выписанный группой шестнадцатых и восьмых нот. В сопровождении характерны повторы ритмических групп-это обусловлено обращением к эпическим импровизациям, песням-сказанием, легендам северных народов.

Шаман мог разговаривать с духами при помощи пения и бубна, исполняя длинные фрагменты ритмизованной прозы, построенной на повторениях ритмического рисунка, как бы настаивая на своих высказываниях…..

Важная роль в этой музыки отдаётся ритму, ритмической организации и национальному инструменту бубен.

Таким образом, создаются особая монотонность, ощущение бесконечности, неизбывность, свобода в высказываниях, что подчеркивает особый уклад жизни, самобытность народа, суровую природу этого северного края.

Следующий сборник фольклорных песен Народов севера в обработке Нелли Лебедевой представляет собой уникальный материал. До сих пор в округе создать в обработке для хора ненецкий фольклор не предпринималось. Все песни данного сборника написаны без сопровождения, для голоса 1и2 сопрано и альта. Знатоки утверждают, что хоровое пение не характерно для культуры народов севера. Но речитативное пение имеет место в эпических песнях. Достаточно разнообразно используются музыкальные приемы голосоведения. Первый голос начинает свое повествование, построенное на повторяющихся мотивах, остальные голоса, как бы вторят ему. Используются элементы подголосочной полифонии, выдержанные звуки, сначала у альтов затем у сопрано сочетаются с мелодией.

Обычно вторящий голос имеет более низкий регистр и тембр, Три голоса звучат как узор. Таким образом, достигаются контрасты голосов в изложении партий.

Еще можно охарактеризовать это как игру цвета, игру красок … Фактура наполняется, насыщается яркими оттенками, или становится прозрачной, и светится как северное сияние. Таким образом, простой напев обогащается на фоне других голосов, мелодическая линия становится ярче, преображают образ в песне. В хоровых партиях часто используется такие интервалы как кварты и кварты. Известно, что квинта напоминает по-своему звучанию бескрайние просторы, бесконечность, что очень точно передает пространственное ощущение бескрайних просторов тундры. Поразительно, как автор украсил новыми красками первоначальный, исходный материал, не нарушая ни мелодии, ни ее лад, ни ритм. Есть в бытующих песнях особый, сугубо национальный колорит. Он создаётся с помощью опевания терцовых тонов в вокальной интонации в секундовом соотношении. Появляется ощущение высотной неустойчивости. В гармонии преобладают диатонические лады с пентатонической основой. Песни написаны в простых размерах две, четыре три четверти, однако нельзя сказать, что ритмическое изложение мелодии является простым. Изобилие синкоп, пунктирного ритма, залигованных нот, глиссандо и т.д. Все это говорит о национальном колорите Ханты-мансийских песен. Стоит сказать о динамическом плане. Автор использует f и p или mf mp. Я сделала свой вывод. Что бы исполнять песни народов севера нужно знать культуру и традиции этого народа, и не просто знать, а соприкоснуться с ней в реальной жизни, так сказать воочию, увидеть и услышать шаманские обряды, национальные праздники познать быт и духовный мир этих людей.

В коротких небольших по объему музыкальных высказываниях автору удается выразить красоту природы Севера, мудрость народа, создать яркий образ героев песен. Все песни очень разные по образу и характеру, но объединяет их простота, чистота бесконечное движение, подобно реке Обь, и естественное стремление к слиянию и уединению с природой.

Русский Север – богатейший и самобытный очаг традиционной фольклорной культуры в единстве ее вербальных (словесных), музыкальных, хореографических, игровых, обрядовых форм. Эта фольклорная культура функционировала в контексте производственно-хозяйственной деятельности и быта населения, всего комплекса его традиционной культуры (деревянное зодчество, худ. ремесла, книжность, иконопись и др.).

При очевидном единстве северо-русская фольклорная культура имела региональные особенности в репертуаре, в степени популярности разных жанров, в стилевых элементах, в манере исполнения. Носители фольклора ощущали различия не только на уровне регионов (Прионежье и Поморье, Печора и Пинега и т.д.), но и на местном уровне – близлежащих сел и деревень.

Русский Север стал привлекать внимание фольклористов и любителей народной словесности с середины XIX в. Благодаря трудам нескольких поколений собирателей и исследователей были записаны тысячи текстов разных жанров, открыты сотни мастеров устной поэзии, описаны особенности ее бытования на Севере.

Эпическая поэзия – былины, духовные стихи, баллады, исторические песни – на Русском Севере жила полной жизнью. Былины назывались старинами или старинками. Они пелись на специфические напевы знатоками эпоса – сказителями (реже сказывались речитативом или даже прозой, как сказки).

Русский Север явился хранителем древней русской эпической традиции, благодаря ему до нас дошел в прекрасной сохранности основной фонд киевских и новгородских былин, большинство их – в ряде версий и во множестве вариантов. Наиболее полно представлены циклы о главных русских богатырях – Илье Муромце (более 10 сюжетов), Добрыне Никитиче (7 сюжетов), Алеше Поповиче (5 сюжетов). Среди других. – былины (1–2 сюжета) о Святогоре, Волхе, Вольге и Микуле, Михаиле Потыке, Дунае Ивановиче, Соловье Будимировиче, Чуриле Пленковиче, о новгородских героях Василии Буслаеве и Садко. Северо-русская эпическая среда хранила былины как память о героическом. прошлом. Долгое время оставалась вера в то, что все описываемое в былинах – правда. По мере ослабления и исчезновения такой веры угасала живая эпическая традиция, окончательно изжившая себя к середине ХХ в.

Вологжане, как и северные их соседи, бережно сохраняли и вносили свой вклад в богатейшее, веками создававшееся русским народом наследие устной поэзии. Поэтическое слово народа вошло в его повседневный быт, неотделимо от его труда, от всей жизни. Былина, сказка, легенда, песня, отлившаяся в мудрый афоризм пословица, крылатая частушка передавались из поколения в поколение, впитывая в себя историю народа, суровую красоту Русского Севера, тяготы труда и быта людей, обрабатывающих нещедрую на дары землю.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Великопермская, Кирилло-Белозерская, Вологодско-Пермская, Устюженский Летописный Свод и другие летописи, известные в списках XVI века, возникших в период бурного развития Вологодского края, опираются и на сказания, бытовавшие в устном виде. Широко отражается в народных песнях этого времени и борьба русского народа с польско-литовским нашествием. Вологжане приняли активное участие в изгнании интервентов, жестоко разорявших древние города и села Вологодского края.

Собирание и изучение народной поэзии Вологодского края начинается в 19 веке.

Наиболее значительные результаты в собирании и изучении устной народной поэзии Вологодского края достигнуты были Ф.Д. Студитским (1814-1893). Ф.Д. Студитскому принадлежат не только ценные публикации народных песен Вологодской губернии, но и обоснование методов их собирания.

Особую ценность представляют рукописные сборники XVII-XVIII веков, сохранившие самые ранние записи образцов народной поэзии. В Кадникове обнаружен большой рукописный сборник пословиц и поговорок XVII века.

Во второй половине 70-х годов выходит сборник череповецкого учителя Ф. Лаговского, включающий в себя посиделочные, хороводные и плясовые песни, записанные в Вологодском и Череповецком уездах.

В. Александров и Н.А. Иваницкий отметили зарождение в Вологодском крае нового песенного жанра-частушки.

Пожалуй, ни один край не имеет таких обстоятельных описаний традиционной крестьянской свадьбы с ее плачами и песнями, как вологодский.

Собирание и изучение устно-поэтических произведений на территории Вологодского края имеет богатую историю, свои сложившиеся традиции. До нас донесены те драгоценные образцы эпической народной поэзии, которая еще в начале XIX века широко бытовала в Вологодском крае. Бережно сохранены остатки календарной обрядовости, хороводов и игрищ. Описания семейных обрядов вологжан с их плачами и песнями стали классическими в науке о русской народной поэзии.

Богата по содержанию, жанрово многообразна, великолепна по поэтическому и музыкальному уровню вологодская песня - балладная, лирическая, хороводная, шуточная, сатирическая, колыбельная. Значительное место в репертуаре вологжан занимает сказка. Неисчерпаемы запасы частушек, мудрых пословиц, поговорок, загадок.

Все эти многообразные жанры русской народной поэзии свидетельствуют о талантливости народа, его природной чуткости к образному слову и тонкой музыкальной культуре.

Читайте также: