Бизнес модель макдональдса кратко

Обновлено: 02.07.2024

Первый Макдональдс на территории России открылся в 1990 году, создав небывалый ажиотаж у населения. Сегодня таким заведением, продающим фастфуд уже мало у кого можно вызвать удивление. Тем не менее некоторые бизнесмены желают открыть собственный Макдональдс, надеясь получить от заведения приличную прибыль.

Итак, как открыть Макдональдс в своем городе?

Пошаговая инструкция открытия Макдональдс

  1. Проведение маркетинговых исследований по поводу востребованности предприятия.
  2. Составление бизнес-плана, учитывающего все нюансы деятельности.
  3. Получение франшизы у российских представителей Макдональдса.
  4. Получение документов в государственных органах, разрешающих вести деятельность.
  5. Приобретение оборудования и наем персонала.

Пропаганда здорового питания и отказа от фастфуда несколько уменьшили популярность Макдональдса, но все же такие точки быстрого питания пользуются спросом и приносят неплохой стабильный доход.

Популярность MCDonald’s обусловлена следующими факторами:

  • Невысокие цены, делающие ресторан быстрого питания доступным для всего населения.
  • Проверенные годами, полюбившиеся людям рецепты приготовления блюд, благодаря чему можно быстро выбрать из меню желаемое блюдо и не сомневаться в его вкусности.
  • Грамотная PR-компания, привлекающая в ресторан население.
  • Возможность проводить разнообразные мероприятия, рассчитанные на присутствие нескольких десятков человек.
  • Запрет на продажу и употребление в Макдональдсе табака и алкогольных напитков, что позволяет позиционировать ресторан как семейный.
  • Возможность проведения веселых и оригинальных праздников для детей на территории Макдональдса с возможностью выбрать блюда для детского питания.

На что необходимо обратить внимание?

При проведении исследований востребованности ресторана в конкретном городе важно учесть следующие факторы:

  • численность населения — в небольших городах клиентопоток будет ниже, чем в крупных, соответственно, прибыль тоже будет в разы меньше;
  • местоположение Макдональдса — ресторан желательно располагать в центре города, около торговых центров (если это отдельное помещение) или в самих ТЦ;
  • финансовая обеспеченность населения — если в городе, где планируется открытие ресторана, чрезмерно маленькие зарплаты, то вряд ли люди захотят тратить свои деньги на гамбургеры и кока-колу вне праздничных дней.

Проанализировав данные факты можно сделать вывод о рентабельности открытия Макдональдса в своем городе.

Как открыть Макдональдс в своем городе?

Большинство предпринимателей покупают франшизу в виде действующего ресторана, и лишь малая часть бизнесменов занимается открытием Макдональдса с нуля. В принципе, по количеству затрат на этот бизнес, особенные отличия найти сложно, в обоих случаях они будут высоки.

Компания Макдональдс объявила, что получить франшизу смогут только те предприниматели, которые не один год успешно веду собственный ресторанный бизнес. По факту, стать франчайзи сможет любой бизнесмен, имеющий на это средства и опыт ведения прибыльного бизнеса.

Финансовая стабильность — залог успеха , Так, размер авансового платежа варьируется в таких пределах:

  • 25% — при покупке уже ведущего деятельность ресторана;
  • 40% — при самостоятельном открытии Макдональдса.

Заплатить первый авансовый взнос можно исключительно из собственных средств, а именно:

  1. Наличными деньгами или безналичным расчетом.
  2. Полученной прибылью от продажи недвижимости.
  3. Долговыми обязательствами, облигациями и прочими ценными бумагами.
  4. Долями в успешном бизнесе.

Кроме этого, потребуется ежемесячно оплачивать Макдональдсу:

  1. Ренту (процент от ежемесячных продаж или базовая ставка).
  2. Сервисное вознаграждение — на сегодня составляет 4% от ежемесячных продаж ресторана.

Как получить франшизу MCDonald’s?

Сотрудничество с Макдональдсом — выгодно в финансовом и личном плане, оно позволяет получать стабильно высокую прибыль и развиваться в ресторанной сфере.

Чтобы получить лицензию на открытие или покупку действующего ресторана, предприниматель должен соответствовать следующим требованиям и выполнить определенные условия:

  1. Предоставить грамотный бизнес-план, в котором учтены малейшие детали и нюансы будущего ресторана.
  2. Обладать большими денежными средствами.
  3. Иметь отличные коммуникативные навыки и отлично разбираться в экономике, финансах, маркетинге.
  4. Быть лидером и обладать умением управлять персоналом.
  5. Иметь возможность поддерживать высокие стандарты обслуживания и качества продукции в ресторане.

Франшиза Макдональдс в России.

Документальное оформление деятельности ресторана

официальное оформление в государственных органах.

Что необходимо для открытия Макдональдс?

  1. Оформить ООО или ИП (вероятно, у вас уже есть эти документы, поскольку заявки на франшизу от претендентов без опыта ведения успешного бизнеса Макдональдсом даже не рассматриваются).
  2. Получить разрешение на открытие ресторана в определенном месте от Пожарного надзора.
  3. Получить разрешения от РосПотребНадзора (санЭпидемСтанции) на работу ресторана.
  4. Подать в Пенсионный Фонд, ФСС и прочие государственные органы сведения о наемных работниках , обеспечить персонал медицинскими книжками.

Приобретение оборудования и аренда помещения , Основными статьями затрат являются:

  • ремонт, создание внешнего и внутреннего дизайна в соответствии с типовым для сети Макдональдсов;
  • озеленение и оборудование (столики, стулья, лавки, зонтики и прочее) прилегающей к ресторану территории;
  • изготовление рекламных материалов — вывесок, флаеров, листовок, а также — проведение PR-компании;
  • закупка мебели для Макдональдса;
  • приобретение кухонного инвентаря и оборудования.

Подбор персонала

окажут предпринимателю помощь в наборе сотрудников, если открывается новый ресторан.

Приобретение полуфабрикатов и соответствие требованиям СЭС

состав блюд, калорийность и пищевая ценность продуктов.

Меню Макдональдса не является постоянным, в него регулярно добавляются новые блюда, разрабатываемые французской Фуд-студией. В любом из сетевых ресторанов можно приобрести и стандартны блюда — гамбургеры, картофель фри, сандвичи, десерты.

Каждый Макдональдс может самостоятельно включать в свое меню новинки, но общая концепция должна соблюдаться. Сегодня меню ресторанов Макдональдс соответствует общеевропейскому и пользуется отличным спросом.

В Макдональдсе непременно должны соблюдаться требования СЭС, а также — требования к сервису:

  • персонал может обслуживать только в специальных перчатках;
  • все продукты и полуфабрикаты хранятся исключительно в холодильных и морозильных камерах;
  • процесс приготовления блюд отточен до автоматизма и соответствует нормативным требованиям о соблюдении гигиены и чистоты;
  • каждое приготовленное блюдо имеет строго определенный срок годности — к примеру, картофель фри — всего 5 минут, а сандвич – 10.

Открытие Макдональдса — далеко не бюджетное мероприятие. По средней оценке предпринимателю бизнес обойдется в сумму от 1 015 000 до 2 166 000 американских долларов.

Основные расходы

  • 45 000 $ — первоначальный взнос;
  • 10 000 $ — депозит, необходимый для проведения обучения, он возвращается в случае успешного прохождения обучения;
  • от 1 000 000 $ — затраты на приобретение оборудования;
  • затраты на аренду, налоговые отчисления, оплату коммунальных услуг и заработную плату персоналу рассчитываются индивидуально.

прибыль в размере до 25%

Но, если вы желаете открыть престижный ресторан и получить профессиональную поддержку на первых этапах — открытие Макдональдса на условиях франшизы является идеальным вариантом.

Как открыть Макдональдс? Смотрите следующую видео-инструкцию с подробными рекомендациями:

Как открыть Макдональдс в своем городе, сколько стоит франшиза и каковы условия ее приобретения — такие вопросы задают себе как начинающие предприниматели, так и опытные бизнесмены, которые стремятся реализовать в своем городе успешную бизнес-модель столь популярной во всем мире сети быстрого питания.

Особенности и базовые условия франшизы Макдональдс

Макдональдс был основан в 1940 году и стал основоположником индустрии фастфуда. Сегодня предприятия сети насчитывают свыше 31 тыс. заведений общепита в 119 странах. Часть ресторанов компания открывает собственными силами, но большая часть заведений Макдональдс работает по франшизе. Так, в США таковых более 80%, в Европе — более 50%.

Сегодня в собственности бизнес-империи только около 15% заведений, остальными 85% руководят ее партнеры по франшизе. Свою франчайзинговую сеть она начала развивать в 1955 году.

Именно франчайзинг позволил компании стать мировым лидером отрасли общественного питания. McDonald’s неоднократно завоевывал призовые места в рейтинге самых прибыльных и популярных франшиз в мире.

Первый McDonald’s появился в России в 1990 году на Пушкинской площади. С момента своего открытия ресторан пользовался огромной популярностью и у него выстраивались огромные очереди. Сегодня он считается самым популярным в мире среди всех заведений сети. Макдональдс стабильно пользуется большой популярностью у россиян, а на Россию приходится значимая часть выручки компании.

Сейчас McDonald’s открыл свои двери в 85 российских городах, а его сеть включает более 314 предприятий. Первоначально компания при открытии ресторанов ориентировалась в России только на собственные силы. Но недавно у предпринимателей появилась возможность приобрести франшизу Макдональдс. Основная причина, которая заставила компанию начать реализовывать франчайзинговую бизнес-модель — активный рост конкурирующих сетей (таких как Burger King и KFC) и стремление удержать свое место на рынке.

Перед тем как открыть Макдональдс в своем городе, нужно ознакомиться с условиями по франшизе. Стоит отметить, что приобрести франшизу ресторана под силу далеко не каждому предпринимателю, особенно начинающему. Купить ее могут только опытные бизнесмены с солидным стартовым капиталом.

К потенциальному партнеру предъявляются достаточно жесткие требования: он должен иметь достаточный опыт предпринимательской деятельности (причем успешной) и бизнес-планирования, уметь управлять финансами, обладать идеальной кредитной историей и высокой обучаемостью.

Цена франшизы во многом зависит от города, выбранного для открытия. Так, для небольшого города, в котором не более 500 тыс. человек, она обойдется примерно в 1,2 млн. долл.

Партнеру разрешается как приобрести действующий ресторан сети Макдональдс, так и открыть новый. В первом случае нужно потратить от 0,5 до 1,2 млн. долл. в зависимости от города и расположения заведения. При открытии ресторана с нуля нужно внести как минимум 45000 долл. за право работать под торговой маркой ресторана. Еще около 1,5 млн. долл. потребуется на его обустройство (ремонтно-отделочные работы, монтаж оборудования, дизайн помещения и пр.)

Важное замечание: для открытия ресторана требуется наличие собственных сбережений в сумме как минимум 40% от стоимости работающего заведения и 25% — при его открытии с нуля.

Авансовый платеж в размере не менее 300 тыс. долл. запрещается производить на заемные средства. Рассматриваются только собственные активы потенциального партнера: это может быть недвижимость, ценные бумаги, доля в действующем бизнесе и пр. На оставшуюся сумму капвложений для открытия можно оформить кредит в банке.

Франшиза заключается на срок от 20 лет с возможностью пролонгации. При таких высоких вложениях компания обещает быструю окупаемость: за срок до 1 года.

Партнеры получают в пользование не только успешную бизнес-модель, но и маркетинговую поддержку, для них предусмотрены локальное обучение и выездные тренинги.

Особенности франшизы Макдональдс

В рамках франшизы предусмотрены не только крупные первоначальные вложения, но и ежемесячные отчисления (или роялти). Это:

  • вознаграждение за пользование бизнес-моделью — 4% от оборота;
  • вклад в маркетинговый бюджет — он составляет 4,5% от прибыли;
  • рента — от 10 до 15% от совокупных продаж (если Макдональдс является владельцем имущества и арендодателем).

Также от партнера требуется оплата так называемого тренировочного депозита 10 тыс. долл. Это плата за обучение в сети Макдональдс, которое позволяет вникнуть во все нюансы ведения бизнеса: как маркетинговые ходы, так и секреты кухни.

Только после обучения Макдональдс предоставляет партнеру актуальный список продающихся ресторанов.

Франчайзи обязуется участвовать во всех благотворительных акциях, проводимых сетью.

Отдельные требования предъявляются к размещению ресторана. Это должна быть одна из центральных улиц, возле метро, мест торговли и проведения развлекательных мероприятий. Площадь помещения должна составлять 2000-3500 кв м. Это должна быть фасадная часть здания или точка в ТРЦ. В последнем случае предпочтительными являются угловые помещения.

В числе технических требований: электроснабжение — 210 кВт; водо- и газообеспечение, канализация — 18 куб м в сутки.

McDonald’s (тикер MCD на NYSE)- всемирно известная сеть фастфуда, продукция которой хорошо известна каждому, поэтому не будем подробно останавливаться на ее описании и сразу перейдем к анализу бизнеса. Компания имеет два источника доходов – собственные рестораны и франшиза. В собственных ресторанах McDonald’s получает всю выручку от продажи продукции, но и несет полные издержки, связанные с ее изготовлением, обслуживанием клиентов и т.д. В ресторанах, открытых по франшизе, основную выручку получает владелец точки, а McDonald’s забирает только часть доходов за право использования своего бренда, технологий и компетенций. В то же время в ресторанах, открытых по франшизе, почти все расходы также несет их владелец, а затраты McDonald’s минимальны.



В последние годы выручка McDonald’s значительно упала – с 28.1 млрд долларов в 2013 году до 20.1 млрд долларов в 2018. На первый взгляд можно подумать, что причина в тренде на здоровый образ жизни и фастфуд больше не в моде, однако это не так. Дело в том, что McDonald’s планомерно сокращает количество собственных точек и делает больший фокус на франшизу. Это приводит к снижению выручки, но чтобы понять, как это отражается на бизнесе в целом, нужно посмотреть на динамику общего количества ресторанов и в целом финансовых показателей компании.



На самом деле, несмотря на все разговоры про ЗОЖ, бизнес McDonald’s отлично себя чувствует и количество ресторанов стабильно растет каждый год, пусть и небольшими темпами. А падение выручки происходит из-за того, что в точках, открытых по франшизе, McDonald’s получает только часть доходов. Из-за того, что собственные рестораны заменяются на франшизные, которые составляют уже 92.5% всех точек, выручка компании падает. Однако сравнивать собственные точки и франшизу по выручке некорректно, так как во втором случае McDonald’s почти не несет расходов. Вместо этого стоит учитывать общую выручку франчайзи, которую McDonald’s тоже раскрывает.

Можно заметить, что до 2015 года действительно был небольшой спад общих продаж под влиянием усилившейся конкуренции и локальных проблем на нескольких рынках, с которыми столкнулся McDonald’s. После этого компания и решилась на серьезную трансформацию, которая включала передачу части собственных точек франчайзи, оптимизацию расходов, упрощение меню, улучшение операционных процессов и т.д.

Судя по динамике показателей в последние несколько лет, новая стратегия работает. Тренд валовой выручки сети развернулся и в 2018 году общие продажи продукции компании вышли на исторический максимум – 96 млрд долларов. Это очень много – примерно 3-4% всей мировой индустрии кафе и ресторанов.

Чтобы понять, как трансформация бизнеса отражается на результатах, нужно также учесть издержки и посмотреть на прибыль. Динамика валовой прибыли во многом повторяет динамику общих продаж – у компании до 2015 года был спад, а затем произошел разворот показателей. Около 85% валовой прибыль McDonald’s получает за счет франчайзи, остальное – от работы собственных точек.



Также важно понимать, что происходит на уровне отдельных ресторанов. Можно заметить, что собственные точки приносят McDonald’s примерно в 10 раз большую выручку и вдвое большую прибыль по сравнению с франшизными. Прибыльность собственных точек в относительном выражении находится на уровне 16-18%, а франшизных- 80-82%.





Кроме того, видно, что в последние несколько лет средняя выручка и прибыль в расчете на собственную точку значительно выросли, в то время как в точках, открытых по франшизе, показатели стабильны. Можно сделать вывод, что McDonald’s оставляет под своим управлением наиболее эффективные точки, а остальные передает франчайзи.

McDonald’s и недвижимость

Еще один важный момент, о котором стоит сказать – как устроены отношения McDonald’s и франчайзи. Как правило, одно из условий сотрудничества заключается в том, что помещение ресторана и земля под ним находятся в собственности или долгосрочной аренде McDonald’s, а затем компания сдает их в аренду собственникам франшизной точки. McDonald’s за счет своего масштаба, очень высокой финансовой стабильности и возможности заключать контракты на много лет вперед может договариваться с собственниками земли и помещений о выгодных условиях, а с франчайзи брать полную рыночную ставку, тем самым увеличивая свой доход.

McDonald’s активно пользуется своими большими ресурсами и при возможности получить хорошую цену часто покупает землю и недвижимость. В результате компания владеет около 45% земли и 70% помещений, в которых находятся рестораны под ее брендом, как собственные, так и открытые по франшизе. Например, после финансового кризиса в 2008 года, когда стоимость земли и недвижимости в США резко упала, McDonald’s пополнил свой баланс выгодными приобретениями. Стоимость земли и недвижимости на балансе компании до вычета амортизации составляет 38 млрд долларов, что делает McDonald’s одним из крупнейших лендлордов в мире. Неплохое дополнение к продаже бургеров и картошки фри.

Анализ финансовых показателей

После спада показателей в 2013-2015 годах, о котором уже говорили выше, прибыль McDonald’s вернулась к росту и в 2018 году вышла на исторический максимум. Аналитики с Wall Street прогнозируют, что показатели прибыль компании продолжит расти и далее, а динамика выручки сменится с негативной на положительную, так как основная часть программы передачи собственных точек франчайзи завершена.



Динамика EBITDA во многом повторяет траекторию прибыли и также недавно вышла на исторические максимумы. Но что бросается в глаза, это очень сильный рост долга компании. За последние 6 лет объем долга вырос с 10 до более чем 40 млрд долларов, а отношение чистого долга к EBITDA стало больше 4. На следующем графике мы посмотрим, почему успешный и прибыльный бизнес McDonald’s залез в долги.


Пока стоит отметить, что подобный уровень долга, являющийся для большинства компаний критичным, в случае McDonald’s не страшен. Во-первых, у компании очень стабильный бизнес и при текущих низких ставках процентные расходы невелики и составляют всего 11% от операционной прибыли. А во-вторых, как мы выяснили выше, на балансе компании есть недвижимость и земля на сумму 38 млрд долларов, что почти эквивалентно уровню долга. Причем активы попадают на баланс по цене покупки, а многие объекты McDonald’s приобрел 10-20 лет назад и их рыночная стоимость сейчас наверняка выше. Таким образом, при необходимости McDonald’s сможет загасить долг, распродав свою недвижимость, но пока в этом нет необходимости.

Далее стоит посмотреть на что компания тратит деньги. Красная линия – операционный денежный поток, т.е. средства, которые приносит бизнес. А столбики – это то, на что эти деньги тратятся. Посмотрев на этот график, можно сразу понять причину быстрого роста долга McDonald’s – компания тратит на CAPEX, дивиденды и байбеки постоянно превышают объем средств, которые зарабатывает компания. Особенно большой эта разница стала в последние годы, что и привело к росту долга.



Зачем McDonald’s выкупает в долг собственные акции? Потому что это выгодно акционерам компании. За счет масштаба и стабильности своего бизнеса McDonald’s может дешево занимать средства на рынке и перераспределять их в пользу акционеров в виде дивидендов и байбеков. Если посмотреть на динамику количества акций McDonald’s в обращении, то можно заметить, что оно планомерно сокращается. За счет этого прибыль в расчете на одну акцию растет значительно сильнее, чем в абсолюте – инвесторы в США это очень любят, и EPS (прибыль на 1 акцию) – ключевой показатель, по которому они оценивают динамику компании.



К этому также стоит добавить стабильно растущие дивиденды, которые также в большом почете на американском рынке. Не считая крупных разовых выплат, которые McDonald’s делал несколько лет перед финансовым кризисом, компанию можно смело назвать дивидендным аристократом с растущим трендом дивидендных выплат в течение последних 30 лет.



Еще один интересный момент – у McDonald’s отрицательный капитал. Обычно отрицательный капитал появляется из-за длительных убытков и плачевного состояния бизнеса, однако в данном случае ситуация обратная – McDonald’s десятилетиями стабильно зарабатывает прибыль, даже в кризисы. А причина отрицательного капитала другая – выкупленные с рынка собственные акции отражаются в капитале со знаком минус и McDonald’s настолько активно делал байбеки в последнее время, что капитал компании ушел в минус. В этом нет ничего страшного и на бизнес McDonald’s отрицательный капитал никак не влияет. Это кстати отличный пример, почему показатель P/B, который любят многие инвесторы, во многих случаях не несет никакого смысла.


Оценка McDonald’s и привлекательность акций



На фоне бурного роста акций в последние годы, который значительно опережал рост финансовых показателей, оценка McDonald’s достигла максимальных уровней за последние 10 лет. Также можно заметить, что исторически большую часть времени McDonald’s торговался на уровне индекса S&P 500, но сейчас его оценка стала значительно выше.


EV/EBITDA McDonald’s

По этой причине, на мой взгляд, покупка акций McDonald’s сейчас является не лучшей инвестицией. Если смотреть на историю, хорошей точкой входа была вторая половина 2016 года, когда финансовые показатели компании уже развернулись после падения, а стоила она дешевле, чем рынок в среднем. Я бы рассматривал акции McDonald’s для покупки, если они потеряют 25-30% стоимости, но сомневаюсь, что это случится в ближайшее время.

ИТОГО

McDonald’s – отличный стабильный бизнес, который растет несмотря на тренд на здоровый образ жизни, которому продукция компании в значительной степени противоречит. У McDonald’s был локальный спад в 2013-2015 годах, после которого компания провела трансформацию и вернулась к росту.

В то же время акции компании в последние годы росли намного быстрее ее показателей за счет больших байбеков, которые компания делала и продолжает делать, наращивая долговую нагрузку. Из-за этого McDonald’s сейчас стоит значительно дороже индекса и своих же исторических мультипликаторов и на мой взгляд акции не интересны для инвестиций по текущим ценам.

Рэй занимался продажей и поставкой миксеров. В 1950-х он познакомился с Маком и Диком Макдональдами, которые руководили бургерной в Южной Калифорнии. Рэй был впечатлен быстрой системой приготовления еды братьями и увидел в этом потенциал франшизы.

1. Будьте любопытны.

Любопытство - важная характеристика для получения свежих идей. Рэй Крок не мог продавать свои миксеры во многих ресторанах, но когда он получил заказ на 6 машин из отдаленного ресторана в Калифорнии, ему стало любопытно понять, зачем так много миксеров заказывает один ресторан. Здесь он мог просто доставить заказ, мог бы избежать дальних поездок, чтобы выяснить причину, но ему было любопытно, и он решил посетить ресторан. И не зря, это изменило всю его жизнь!

2. Исследуйте новые пути и возможности.

Если что-то не сделано в прошлом, это не значит, что это не может быть сделано в будущем. Новаторы отказываются признавать статус-кво и неэффективность. Они изучают новые пути, черпая вдохновение и идеи из различных областей.

Чтобы повысить эффективность их бизнеса, Братья Макдональд Мак и Дик взяли концепцию конвейера, разработанную Генри Фордом для автомобилей, и применили её к производству гамбургеров. Они позаботились о том, чтобы скорость процесса не влияла на качество, начиная от чистоты до количества соленых огурцов на котлете.

3. Решайте проблемы клиентов.

Когда бизнес предоставляет то, что нужно клиентам, не нужно убеждать клиентов и искать их. Предложение нужного продукта порождает спрос. Рестораны типа Макдональдс уже были популярны в Америке, но ожидание обычно было долгим, и часто еда была собрана неправильно.

4. Мыслите масштабно.

5. Продайте свое видение.

6. Выбирайте правильных партнеров.

Партнеров следует выбирать так, чтобы они приносили пользу, а не просто называли свое имя и деньги . Больше, чем опыт и ресурсы, сильное желание проявить себя в жизни имеет большое значение. Чтобы увеличить масштаб McDonald's, Рэй Крок хотел иметь нескольких владельцев франшиз, которые следовали его принципам стандартизации, автоматизации и дисциплины.

Во-первых, он выбрал несколько богатых владельцев франшизы, но обнаружил, что они не следят за его предложениями. Позже он тщательно отбирал трудолюбивых представителей среднего класса за их трудовую этику и амбиции. Эта идея оказалась чрезвычайно успешной, поскольку эти новые владельцы франшиз были сосредоточены и готовы следовать рекомендациям Рэя Крока.

7. Ищите инновации следующего уровня.

8. Умейте терпеть разочарование.

9. Применяйте свежую перспективу.

Некоторые из величайших бизнес-моделей создаются путём анализа проблем и ситуаций с новой точки зрения. Когда Рэй Крок переживал финансовые трудности, он познакомился с Гарри Соннерборном, финансовым экспертом, который дал ему новое представление о бизнесе. Гарри показал ему другой способ заработать на сделке с братьями МакДональдами на продаже гамбургеров и франчайзи. Этот новый способ включал в себя создание компании по недвижимости, которая покупала (или сдавала в аренду) землю, на которой будут располагаться все McDonald's.

10. Тщательно согласовывайте контракты.

Хорошо согласованные юридические контракты создают защиту и добавляют конкурентные преимущества. Изначально Рэй Крок согласился на сложный контракт, в котором оговаривалось, что все деловые решения должны приниматься братьями Макдональдс. Позже, вместо того, чтобы письменно оформить сделку о предоставлении 1% прибыли McDonald's братьям Макдональдс, Рэй Крок предложил им сделку по рукопожатию на этом сроке.

В фильме показано, что братьям Макдональдс было по закону запрещено использовать свою фамилию на вывесках своего ресторана, и они не смогли подтвердить свое соглашение о рукопожатии, и поэтому им было отказано в каких-либо гонорарах от корпорации McDonald's.

Понравилась статья? Подписывайтесь ЗДЕСЬ , и вы не пропустите ни одной статьи из интересного мира бизнеса.

фильм Основатель о бизнесе Макдональдс

Лента будет интересна любому киноману, но именно предприниматели найдут для себя в фильме набор интересных бизнес идей. Так что посмотреть стоит обязательно.

Большая часть истории рассказывает про Рэя Крока, по-своему гениального менеджера и маркетолога. Именно он развил сеть McDonald’s до невиданных размеров и за время своей карьеры внедрил множество маркетинговых приемов, которые теперь являются де-факто стандартом. Приличную часть этих маркетинговых фишек можно увидеть во время просмотра. Интересно, сколько вы заметите?

В тоже время нужно сказать, что несмотря на крутые продающие стратегии, основной инновацией МакДональдс стало сокращение времени обслуживания клиента с 15 минут до 30 секунд. Время уменьшилось в 30 раз!

Добиться такого результата помогли уникальные бизнес-процессы и грамотное их внедрение. Это замечательный пример того, как процессы могут кардинально изменить бизнес и вывести его на другой уровень.

Не стоит бояться меняться

До того как МакДональдс стал фаст-фудом, он был вполне себе классическим придорожным кафе с доходом около 200 тысяч долларов в год. На конец сороковых годов это была очень приличная сумма.

Тем не менее, конкуренция начала расти, появились так называемые drive-in кафе, где официанты на роликах обслуживали клиентов прямо в машине. МакДональды поняли, что рано или поздно эта ситуация ударит по карману и нужно неизбежно что-то менять.

Зачастую компании боятся изменить свой бизнес, особенно, если кажется, что он все еще работает и приносит прибыль. Принять изменения и сделать важный шаг на пути построения новых бизнес-процессов — это уже полдела.

К слову, прибыль в 200 тысяч долларов МакДональды восстановили только к концу первого года с момента перехода на систему фастфуда. Новый формат заведения был настолько инновационным, что первые 3 месяца у них почти не было клиентов. Если бы хоть в каком-то моменте компания передумала и вернулась к старым процессам — мы бы так и не увидели одну из крупнейших ресторанных сетей в мире.

Собирайте статистику

МакДональды обладали неплохим аналитическим умом и к тому же похоже вели неплохой учет на кухне. Поэтому им получилось собрать правильные данные и принять грамотные управленческие решения:

  • Меню сократили в три раза. Акцент решили поставить на хиты продаж – гамбургеры, картошку фри и газировку. Все остальные позиции были низкорентабельны.
  • Перестали продавать сигареты в автомате. Это уменьшило число неплатежеспособных клиентов. По сути — местной шпаны.
  • Компания полностью отказалась от обычной столовой утвари и перешла на одноразовую посуду. Это оказалось дешевле за счет того, что вилки перестали красть, а тарелки бить.
  • Гамбургеры уменьшили по размеру и снизили их цену в два раза. Это сделало предложение внешне привлекательным.
  • Сократили официанток и перешли на самообслуживание — клиенты сами забирали заказы в окошке

Полученные решения стали базой для организации главного процесса: реактивно быстрого обслуживания. Конечно, Макдональды не имели в арсенале специализированного софта и BPM-системы — в то время еще и компьютеров не было. Но глупо не пользоваться в цифровую эпоху системами, которые позволят вести точный учет данных и помогать их анализировать.

Внедряйте процессы правильно

Сама идея обслуживать клиентов меньше чем за минуту не революционна. С таким же успехом банкам можно говорить про выдачу кредитов без рисков, фермерам про повышение урожайности в 1000 раз и так далее.

Революцией является именно решение, процесс, который помог воплотить эту идею в жизнь, сделал ее реальностью. А для этого Макдональды поставили на кон все и полностью закрыли ресторан на 3 месяца.

Все это время было потрачено на моделирование и пересмотр всех кухонных процессов. Для этого была создана тестовая среда — ей стал стал теннисный корт, на котором мелом начертили схему расположения кухонного оборудования.

Почему именно так? Перестановка оборудования на реальной кухне заняла бы огромное количество времени и не позволила бы быстро проверять сотни вариантов организации работы. На смоделированной же кухне схема расположения кухонных приборов и сотрудников менялась по 20 раз за день.

Интерпретируйте подход McDonald’s при настройке своих процессов:

  • Выделите фокус-группу мотивированных сотрудников, которые будут практически полностью освобождены от своих обязанностей и будут заняты в настройке и моделировании процессов. Весь бизнес закрывать на несколько месяцев, конечно, не обязательно.
  • Успех процессного подхода лежит в создании конвейера. В идеале каждый сотрудник должен быть занят на одном куске работы. Это сделает сотрудников, с одной стороны, более эффективными, а с другой — еще и взаимозаменяемыми. Найти замену человеку-оркестру всегда сложнее, а делать работу быстрее конвейера у него точно не получится.
  • Хорошо протестируйте процесс, пробуйте разные варианты, а не останавливайтесь на первом же приемлемом. Практически всегда можно придумать, как организовать работу еще быстрее, не теряя в качестве. Достаточно взглянуть на проблему со второй, третьей… и других сторон.

После запуска основного процесса, можно приступать к вспомогательным

Система обучения и повышения карьерной лестнице в МакДональдс стала притчей во языцех для студентов по всему миру. Что-то вроде американской мечты в контексте локального ресторана. Но она тоже полностью основана на грамотно поставленных бизнес-процессах.

бизнес-процессы Макдональдс

Вообще, если рассказывать про МакДональдс как бизнес — там очень многое про процессы. Невозможно создать такую империю, если кроме основного процесса производства (готовки) не налажены:

  • Рекрутинг
  • Обучение персонала
  • Система мотивации
  • Планирование производства
  • Организация закупок
  • Логистика
  • Маркетинг
  • … и многое другое

Каждый из этих процессов создавали и оптимизировали таким же способом, как и основной. И каждый процесс в компании постоянно пересматривается и улучшается в зависимости от состояния рынка, развития технологий, конкурентной среды.

Как найти свой теннисный корт?

Можно долго приводить примеры и аналогии решений такого крупного игрока, как McDonald’s, но не каждый бизнес ресторанный или работает по схожей модели.

Если ваши процессы подразумевают офисную и интеллектуальную работу, работу с документами, то таким кортом может и должна стать BPM-система. Принцип тут сохраняется тот же самый: ставите цель, набираете фокус-группу, создаете уникальный бизнес-процесс, который этой цели поможет достичь.

Вы пробуете разные варианты, а система сама помогает вам, подсказывает, сколько времени тратится на каждую операцию, в каких моментах появляется просрочка, дает подсказки, что нужно поменять. Пробуйте, все обязательно получится, ведь оптимизация работы бизнеса – правильное направление для роста!

Автор статьи

Николай Сушко

Общается со многими клиентами лично, пишет про релизы, публикует мнения и расписывает бизнес-кейсы. Всегда рад обратной связи!

Читайте также: