Высшее учебное заведение кратко

Обновлено: 02.07.2024


Высшее образование в нашей стране — это следующий уровень образования после средне-специального. Система высшего образования в РФ строится по международным признакам и состоит из 3-х уровней:

  • бакалавриата;
  • специалитета и магистратуры;
  • подготовки высших квалифицированных кадров.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право получить одно высшее образование бесплатно, при условии наличия бюджетных мест в учебном заведении и успешном прохождении конкурса или экзаменов при поступлении. Обучение в вузах нашей страны может осуществляться как на бюджетной, так и на коммерческой основе.

Основная цель

Целями высшего образования является:

  1. Подготовка высококвалифицированных работников во все сферы профессионально-общественной деятельности в государстве.
  2. Удовлетворение потребности человека в интеллектуальном и культурном развитии.
  3. Реализация права гражданина на приобретение профессиональной квалификации.

Признаки высшего образования

Высшему образованию в России присущи все признаки образования в развитых странах в XXI веке:

  1. Демократизация. Образовательная система общедоступна для всех граждан, позволяет получать образование непрерывно.
  2. Диверсификация. Образование имеет многовариантную форму по содержанию, методам, форме и срокам обучения.
  3. Интернационализация. Образовательная система предполагает обмен преподавателями и студентами, интернациональное признание дипломов об образовании.

Особенности высшего образования в РФ

До 2007 года система общего образования в России состояла из 2-х этапов:

Специалисты учились профессии 5-5,5 лет. В магистратуру можно было поступить по окончании обучения на специалиста для углубления научно-теоретических знаний и возможности научно-исследовательской работы. Срок обучения в магистратуре составлял 2-3 года.

Три уровня образования, характеристика

Современное высшее образование в РФ подразделяется на:

  • бакалавриат;
  • специалитет / магистратуру;
  • подготовку кадров высшей специализации.

Бакалавр

Бакалавр — это академическая степень, которая присваивается студенту вуза после получения и подтверждения им знаний по выбранной специальности. Поступить на бакалавриат могут:

  • одиннадцатиклассники — по результатам ЕГЭ на конкурсной основе;
  • выпускники ссузов, они поступают в вуз по внутренним экзаменам.

Бакалавр после прохождения специальных испытаний может поступить на следующую ступень образования:

Бакалавриат — это полное высшее образование, которое дает выпускникам все необходимые знания для начала трудовой профессиональной деятельности. Длительность обучения на бакалавра составляет 4 года для выпускников 11-х классов и 3 года — для выпускников средне-профессиональных учебных заведений. Степень бакалавра является общепринятой в международной классификации, не требует специального подтверждения в других странах мира, позволяет выпускнику продолжить обучение или трудоустроиться заграницей.

Магистр

Магистр — вторая академическая степень высшего образования, которая готовит профессионалов с углубленной специализацией. Длительность обучения в магистратуре — 2 года. Для поступления нужно пройти конкурс и сдать специальный экзамен, который определяет вуз. В магистратуру могут поступать и бакалавры (после 4-х лет обучения), и специалисты (после 5-5,5 лет обучения). Причем поступить в магистратуру можно в другое учебное заведение. Ограничений нет. Не сумевшие пройти на бюджет бакалавры и специалисты могут стать магистрами на платной основе. Диплом магистратуры дает право выпускнику на последующее обучение в аспирантуре. Студенты, обучающиеся в магистратуре, также, как и студенты в бакалавриате имеют право на отсрочку от военной службы.

Специалист

Это традиционный уровень для российского высшего образования, который, несмотря на Болонский процесс, существует в нашей стране до сих пор. Обучение на специалиста включает в себя базовое образование и специальную подготовку в рамках выбранной специализации.

Поступление в вуз на специалитет проходит, как правило, на основе результатов ЕГЭ. Срок обучения:

  • 5 лет для очной формы обучения;
  • 6 лет для заочной.

По окончании специалитета выпускник может поступить в магистратуру или аспирантуру. Специалист — это вторая ступень высшего образования в России наравне с магистратурой. Поэтому специалист не может поступить в магистратуру на бюджетной основе, это будет считаться вторым высшим образованием. При этом специалист может поступить в аспирантуру, что недоступно бакалавру. Диплом специалиста по традиции ценится в России, но он не понятен работодателям за рубежом, что создаст трудности при трудоустройстве за пределами нашей страны.

Уровень подготовки кадров высшей специализации, характеристика

Подготовка кадров высшей специализации предполагает обучение:

  • в аспирантуре;
  • адьюнктуре;
  • ординатуре;
  • ассистентуре-стажировке.

Аспирантура

Аспирантура — это третий уровень высшего образования в России. Целью обучения в аспирантуре является подготовка к получению ученой степени кандидата наук. Кандидаты наук в последующем могут получить степень доктора наук, защитив докторскую диссертацию.

Обучение в аспирантуре включает в себя:

  • образовательную часть;
  • педагогическую деятельность;
  • научно-исследовательскую работу;
  • практику.

Адьюнктура

Адъюнктура — это аналог аспирантуры в военных вузах, который подразумевает подготовку научно-педагогических кадров в военных учреждениях и МВД. Окончившие адъюнктуру и успешно защитившие диссертацию получают степень кандидата наук.

Ординатура

Студенты

Это завершающий этап подготовки по направлениям в области медицины и фармацевтики. Поступить в ординатуру могут обладатели высшего медицинского образования. Обучение рассчитано на 2 года и включает в себя углубленное изучение теории медицинских наук и практики в медицинских учреждениях. Ординатура направлена на приобретение студентами необходимых профессиональных навыков. По окончании ординатуры сдается специальный экзамен. Выпускники получают диплом об окончании ординатуры и квалификацию специалиста, который имеет право работать в медицинских учреждениях.

Ассистентура-стажировка

Это завершающая стадия подготовки работников в области искусств. По программе ассистентуры-стажировки могут обучаться как выпускники специалитета, так и магистры в данной области. Срок обучения обычно не превышает 2-х лет и состоит из работы студента над своим индивидуальным учебным планом под контролем научного сотрудника учебного заведения. В качестве выпускной работы в зависимости от специализации может быть представлены:

  • выступление;
  • концерт;
  • показ мод;
  • выставка;
  • фильм.

Направления высшего образования в РФ

В нашей стране существуют следующие направления высшего образования:

  • математические и естественные науки;
  • гуманитарные науки;
  • образование и педагогические науки;
  • науки об обществе;
  • инженерное дело, технологии и технические науки;
  • здравоохранение и медицинские науки;
  • сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;
  • искусство и культура;
  • военные науки.
  • математику и механику;
  • физику и астрономию;
  • компьютерные и информационные науки;
  • химию;
  • науки о земле;
  • биологические науки.
  • прикладная математика и физика;
  • физика;
  • радиофизика.

И две специальности для специалитета:

  • астрономия;
  • фундаментальная и прикладная физика.

Независимо от того, учитесь вы на бакалавриате, специалитете или в магистратуре, бывают такие моменты в учебе, когда просто необходима помощь квалифицированных экспертов. Не забывайте про образовательный ресурс Феникс.Хелп, который всегда выручит в трудной ситуации.


Нагрудный знак,
ВС СССР,
за окончание военно-учебного заведения — высших военных училищ и военных институтов.

Вы́сшее уче́бное заведе́ние (сокращенно вуз, в соответствии с нормами русского языка пишется строчными буквами [1] ) — учебное заведение, дающее высшее профессиональное образование и осуществляющее научную деятельность.

Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населенных пунктах.

Каждое высшее учебное заведение имеет устав и является автономным субъектом правовых отношений. Вуз должен иметь лицензию, которая даёт право на образовательную деятельность. Для того чтобы иметь право выдавать выпускникам вуза диплом государственного образца, вуз должен быть аккредитован (аккредитация даётся вузу, как правило, после аттестации). Обучение в вузе, как правило, длится от 4 до 6 лет и бывает дневное (очное), вечернее (очно-заочное), заочное обучение. Наиболее распространены формы обучения — аудиторное обучение и дистанционное.

Содержание

Виды высших учебных заведений

В России

В настоящее время в Российской Федерации существуют следующие виды высших учебных заведений [2] :

    — ведущее высшее образовательное учреждение на территории федерального округа, центр науки и образования [3] . По состоянию на 2010 год в России планируется существование до 10 ФУ [4] . — многопрофильное учебное заведение с большим выбором учебных программ в самых разных областях знания.
      Особый правовой статус как уникальные научно-образовательные комплексы, старейшие вузы страны, имеющие огромное значение для развития российского общества, имеют два университета [5] :
        , .

      Научные исследования производятся в высших учебных заведениях всех типов, однако в университетах они, как правило, носят фундаментальный характер.

      Республика Беларусь

      В Белоруссии учреждения высшего образования могут быть следующих видов:

        — профильный университет:
      • Классический университет:
      • Институт:
      • Высший колледж:

      По форме собственности они могут быть как государственными, так и частными. Академия — только государственной формы собственности.

      В Республике Беларусь два ведущих вуза в национальной системе образования: Белорусский государственный университет [9] , основанный 30 октября 1921 года, и Академия управления при Президенте Республики Беларусь [10] , образованная 29 января 1991 года. Статус ведущего вуза в республике закреплён законодательно и имеет две разновидности: ведущий вуз в национальной системе образования и ведущий вуз в отрасли [11] . Статус ведущего вуза в отрасли имеет несколько вузов (в частности, Белорусский национальный технический университет, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Белорусский государственный медицинский университет и другие).

      Структура высших учебных заведений

      В своей основе структура высших учебных заведений появилась более 500 лет назад.

      Возглавляет высшее учебное заведение ректор, его заместителями по различным направлениям работы являются проректоры, которые решают оперативные и тактические вопросы работы вуза. Стратегические вопросы развития вуза обычно решает его Учёный совет.

      Основные подразделения высших учебных заведений

        — учебно-научное и административное структурное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям, повышение квалификации специалистов, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр, которые он объединяет. В университетах и академиях отдельные факультеты могут функционировать на правах внутривузовских институтов. — подразделение, осуществляющее подготовку студентов в рамках определенной специализации. и докторантура. для абитуриентов.

      В структуру высшего учебного заведения могут входить библиотеки, вычислительные центры, опытные производства, сельскохозяйственные угодья, клиники, НИИ и др. Многие высшие учебные заведения издают собственные газеты.

      При ведущих высших учебных заведениях ВАК организует диссертационные советы по присуждению учёных степеней.

      Разновидности вузов

      Списки

      Примечания

      Литература

      Ссылки

      Wikimedia Foundation . 2010 .

      Полезное

      Смотреть что такое "Высшее учебное заведение" в других словарях:

      ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ — (вуз) по определению ФЗ О высшем и после вузовском профессиональном образовании от 19 июля 1996 г. образовательное учреждение, основанное и действующее по законодательству РФ об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в… … Юридический словарь

      высшее учебное заведение — сущ., кол во синонимов: 2 • вуз (9) • высшая школа (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

      Высшее учебное заведение — образовательное заведение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего… … Административное право. Словарь-справочник

      Высшее учебное заведение — образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего… … Педагогический терминологический словарь

      ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ — (ВУЗ) образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства РФ об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования … Энциклопедический словарь экономики и права

      высшее учебное заведение — (вуз) по определению ФЗ О высшем и после вузовском профессиональном образовании от 19 июля 1996 г. образовательное учреждение, основанное и действующее по законодательству РФ об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в… … Большой юридический словарь

      Высшее учебное заведение — 1. Высшим учебным заведением является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией… … Официальная терминология

      Высшее учебное заведение — Высшим учебным заведением является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные… … Словарь юридических понятий

      ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ (вуз) — ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ (вуз). Образовательное учреждение, осуществляющее подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием. Основными видами вузов являются университет, академия, институт. В 2009–2010 учебном году в РФ… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

      ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ (ВУЗ) — образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства РФ об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.… … Юридическая энциклопедия

      Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

      Вы́сшее уче́бное заведе́ние (сокращённо — вуз [a] ) — образовательное учреждение, осуществляющее подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием [2] . В некоторых странах к высшей школе могут причисляться любые учебные заведения, готовящие специалистов на базе общего среднего образования [3] [4] .

      Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населённых пунктах.

      Высшее учебное заведение имеет устав [5] и является автономным субъектом правовых отношений. Вуз должен иметь лицензию, которая даёт право на образовательную деятельность. Для того чтобы иметь право выдавать выпускникам вуза диплом государственного образца, вуз должен быть аккредитован (аккредитация даётся вузу, как правило, после аттестации). Обучение в вузе, как правило, длится от 4 до 6 лет и может быть дневным (очным), вечерним (очно-заочным) и заочным. Наиболее распространёнными формами обучения являются аудиторное и дистанционное. Условно вузы могут подразделяться на гуманитарные и технические [6] .

      Университет, академия, институт: в чем разница

      В России высшее образование можно получить в учебных заведениях трех видов: академиях, институтах или университетах.


      Виды вузов

      Четкое разделение высших учебных заведений на виды: университет, академия, институт – было закреплено в утратившем еще в 2014 году силу правительственном постановлении № 71. Сейчас все образовательные организации делятся на типы в зависимости от программ, по которым они учат своих учащихся.

      Тем не менее вузы по-прежнему называются или университетами, или академиями, или институтами, а в начале их полных официальных наименований просто указывается (обычно аббревиатурой) организационно-правовая форма и тип (по программам), к которому относится учебное заведение. Это и есть те громоздкие, обычно непроизносимые и малопонятные сокращения вроде ФГБОУ ВО (федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования) или ФГАОУ ВО (федеральное государственное автономное образовательное учреждение), за которыми следуют привычные университет, институт или академия.

      Итак, в чем же разница между тремя видами вузов.


      Университет

      Это крупное высшее учебное заведение, которое готовит студентов по специальностям разных, необязательно смежных направлений и занимается научно-исследовательской деятельностью в нескольких сферах. Условно (потому что законодательно такая классификация не закреплена) университеты можно разделить на несколько категорий.


      Классический (многопрофильный)

      Это университет в традиционном понимании – вуз с примерно равным сочетанием гуманитарных и естественно-научных направлений подготовки студентов и научных исследований. Обычно образовательные программы социально-гуманитарного и естественно-научного цикла составляют не меньше 60 % всех направлений профессиональной подготовки в вузе.

      Характерная черта образования в классическом университете – фундаментальность. Это значит, что вуз готовит разносторонне развитых специалистов с глубокими знаниями определенной предметной области, способных вести основополагающие научные исследования. Работают выпускники классических университетов во всех сферах: в образовании, культуре, науке, экономике, управлении.

      Два примера классических университетов – флагманы российского высшего образования: Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты. Их статус как классических закреплен федеральным законом.

      Теоретическая наука – это хорошо и нужно, но вузы не могут быть оторванными от повседневной жизни, поэтому из-за потребностей экономики сегодня происходит переориентация традиционного фундаментального образования на практико-ориентированную подготовку, и классических вузов в их привычном понимании как оплота теоретической науки становится все меньше.

      Профильный (отраслевой)

      В отличие от классического, профильный университет занимается подготовкой в основном специалистов-практиков и ведет научно-прикладные исследования для определенной отрасли.


      Пример: первый российский технический вуз – Санкт-Петербургский горный университет. Его основали в 1773 году именно как учебное заведение для подготовки инженеров горного дела. Со временем количество направлений подготовки и сфера научных интересов расширялись, и бывшее Горное училище сначала стало Горным кадетским корпусом, потом Институтом корпуса горных инженеров и в конце концов – одним из крупнейших в мире университетов, специализирующихся на научных исследованиях и разработках для отрасли горного дела и, конечно же, на подготовке профессионалов высокого класса для добывающей и обрабатывающей промышленности.


      Направления

      По отраслевой специализации профильные университеты объединяют в несколько групп:

      • медицинские;
      • политехнические:
        • с большой группой индустриальных направлений;
        • узкоспециализированные по отраслям – строительные, металлургические, машиностроительные, электротехнические, авиационные, транспортные, геологоразведочные и др.;
        • юридические;
        • педагогические;
        • физкультуры и спорта;
        • культуры и искусства;


        Внутри этих групп тоже могут быть еще более узкие специализации: например, у медицинских – стоматология (Московский государственный медико-стоматологический университет, МГСМУ им. Евдокимова).

        Федеральный (ФУ)

        У федеральных университетов – особый статус. Эти вузы – своего рода региональные Минэкономразвития и Минобрнауки в одном лице. Их задача – быть научно-методическими центрами развития регионального высшего образования и обеспечивать высококвалифицированными кадрами программы развития субъектов Федерации. Поэтому свою образовательную и научную деятельность федеральные вузы строят в тесной связке с потребностями конкретного региона.

        Список федеральных университетов (порядок по дате создания):

        1. СФУ, Сибирский ФУ. Красноярск. 2006.
        2. ЮФУ, Южный ФУ. Ростов-на-Дону. 2006.
        3. УрФУ, Уральский ФУ. Екатеринбург. 2010.
        4. СВФУ им. Аммосова, Северо-Восточный ФУ. Якутск. 2010.
        5. ДВФУ, Дальневосточный ФУ. Владивосток. 2010.
        6. САФУ, Северный (Арктический) ФУ. Архангельск. 2010.
        7. КФУ, Казанский ФУ. Казань. 2010.
        8. БФУ им. Канта, Балтийский ФУ. Калининград. 2010.
        9. СКФУ, Северо-Кавказский ФУ. Ставрополь. 2012.
        10. КФУ им. Вернадского, Крымский ФУ. Симферополь. 2014.

        По задумке правительства, федеральные университеты должны стать локомотивами высшего образования в регионах – примерно такими же, как МГУ и СПбГУ для всей страны.

        Национальный исследовательский (НИУ)

        Это университет, сочетающий в равных пропорциях образование и исследовательскую деятельность. Она должна быть направлена на обеспечение высококвалифицированными кадрами приоритетных для страны направлений развития экономики, техники, социальной сферы, науки, на совершенствование и внедрение в производство высоких технологий.


        На 2021 год в России 29 национальных исследовательских университетов:



        Академия

        Это высшее учебное заведение, которое готовит студентов по большому количеству направлений и специальностей, но в одной отрасли экономики, культуры, науки или сферы общественной жизни.

        Чаще всего академии специализируются на гуманитарных или естественно-научных направлениях, основные профили:

        • искусство;
        • экономика;
        • юриспруденция;
        • здравоохранение и медицина;
        • финансы;
        • туризм.

        Но гуманитарная специализация необязательна: большинство военных и сельскохозяйственных вузов – академии.

        Институт

        Это высшее учебное заведение, в котором готовят высококвалифицированных специалистов для работы в определенной сфере. От академии институт отличается профилями подготовки: как правило, это направления, связанные с промышленностью и производством, технологиями, точными или социальными науками, но это необязательно. Кроме того, в институтах выбор специальностей и направлений обычно меньше, чем в академиях того же профиля.

        Институты могут входить в структуру университетов и академий. Например, кроме факультетов, в составе Московского государственного университета 19 институтов:

        • Институт русского языка и культуры;
        • НИИ (Научно-исследовательский институт) ядерной физики;
        • Астрономический институт;
        • Институт регенеративной медицины;
        • НИИ механики и другие институты.


        В одной из крупнейших российских академий – РАНХиГС (Российской академии народного хозяйства и госслужбы) 9 институтов:

        • Права и национальной безопасности;
        • Общественных наук;
        • Экономики, математики и ИТ;
        • Отраслевого менеджмента;
        • Финансов и устойчивого развития и др.

        Немало самостоятельных во времена СССР институтов после многочисленных реорганизаций 2009–2015 годов вошли в состав университетов, особенно федеральных – эти вузы создавались на базе нескольких высших учебных заведений: обычно одного университета и 3–5 местных институтов.


        Виды деятельности вузов

        Все вузы – университеты, академии, институты – в дополнение к своей основной деятельности – подготовке специалистов по программам высшего образования и проведению научных исследований – могут:

        • заниматься повышением квалификации или профпереподготовкой;
        • учить студентов по программам среднего профобразования (СПО) – как правило, в колледжах, входящих в структуру университетов, институтов, академий, или на отдельных факультетах;
        • открывать подготовительные курсы для поступления в университеты, институты или академии;
        • вести всевозможные общеобразовательные кружки для детей и взрослых.

        Институты, особенно открытые при университетах и академиях, могут специализироваться исключительно на исследовательской деятельности и набирать на учебу только аспирантов.

        Чем отличаются институт, университет и академия

        По большому счету разница между университетом, институтом и академией состоит лишь в том, что университет – это вуз-многостаночник, ему под силу готовить профессионалов для самых разных сфер и заниматься наукой в различных отраслях знания, а институты и академии – это узкоспециализированные высшие учебные заведения, в которых учат по направлениям одной области профессиональной деятельности. В академиях набор специальностей больше, чем в институтах.

        В академиях, университетах и институтах образование – высшее, если студент не учится на программах СПО.


        Что выше

        Формально университеты, академии и институты находятся на одном уровне, потому что все эти учебные заведения (образовательные организации – в формулировках нового закона об образовании) готовят студентов к профессиональной деятельности по равнозначным программам высшего образования. Именно то, по каким программам учит своих студентов учебное заведение и определяет его статус.

        О том, что выше – университет, институт или академия, можно говорить только с точки зрения широты охвата направлений подготовки студентов и областей научной деятельности. По этому критерию иерархия вузов будет выглядеть так:

        1. Университет.
        2. Академия.
        3. Институт.


        Иерархия вузов: институт – академия – университет

        Это не значит, что образование в институте хуже, чем в университете или академии. Нередко прагматичные работодатели предпочитают нанимать ориентированных на практику выпускников институтов, а не широко эрудированных теоретиков, окончивших университеты.

        Читайте также: