Империализм в англии кратко

Обновлено: 04.07.2024

избранной расой, которой провидение доверило задачу воспитания других народов и обращения их в христианство. Реакционные идеологи 70 - 80-х годов ставили в широком плане вопрос о роли колоний для Англии. Выдвигая теории колониальной экспансии, они имели в виду идеологическую обработку широких мелкобуржуазных и рабочих масс с целью привлечения их на сторону империалистической политики господствующих классов, а также развенчания догм либерализма и антиколониальных высказываний фритредеров (в период расцвета английской промышленной гегемонии радикальные фритредеры, так называемые сепаратисты, рассуждали о неизбежном отделении самоуправляющихся колоний от Англии). В противоположность либералам манчестерской школы, уверявшим, что процветание Англии будто бы закон природы, буржуазные идеологи 70 - 80-х годов исходили из признания неизбежности утраты страной мирового промышленного первенства.

В книге Ч. Дилка "Более великая Британия" 4 особенно отчетливо прозвучал призыв к созданию обширной колониальной империи и усилению эксплуатации народов колоний. Одна из основных ее идей, выражавшая потребности английских капиталистов: Англия должна искать выход в эксплуатации "дешевого труда" народов Индии, в "освоении" Африки и Китая 5 . Эта идея преподносилась в форме воинствующей расистской теории, на основании которой автор делал вывод, что англосаксонская раса якобы призвана самой природой руководить "восточными народами". В качестве научно-философской "базы" для своих посылок о превосходстве англосаксов над остальными народа ми буржуазные идеологи пытались использовать даже теорию Дарвина. Вульгаризируя его учение, они тенденциозно переносили выводы Дарвина о развитии животного мира на изучение истории человеческого общества. Дилк "обосновывал" расистскую концепцию высших и низших рас, провозглашая "законом природы" вымирание низших и выживание "наиболее приспособленных", "Теория" так называемого социального дарвинизма гласила, что англичане в результате длительного естественного отбора будто бы выработали в себе черты, которые делают их прирожденными правителями отсталых народов, "расой господ". Логическим следствием этой "теории" была идея мирового господства англосаксов. "Социальный дарвинизм" Дилка и его последователей был призван "научно" оправдать кровавую политику насилия, грабежа, войн, расовой дискриминации, уничтожения коренного населения, которую английские правящие классы практиковали в колониях.

Дилк, воспринявший приемы утонченного лицемерия и демагогии либералов, утверждал, будто на англосаксов возложено "бремя" воспитания народов Востока, руководства ими, насаждения "свободных институтов" среди цветных рас мира. К концу XIX в, империалистические идеологи, особенно Кидд и Пирсон, положили эту идею в основу империалистической теории "бремени белого человека", которую Киплинг широко популяризировал в литературной форме 6 .

Дилк выражал алчные устремления английской буржуазии, заинтересованной в усилении эксплуатации народов Востока и вынашивавшей

4 Ch. Dilke, Op. cit. 4. Дилк (1843 - 1911) родился в богатой аристократической семье. По окончании Кембриджского университета в 1865 г. он отправился в кругосветное путешествие по "странам английского языка" (США, Канада, Новая Зеландия, Австралия, Цейлон, Индия, Египет), описание которого составило сюжетную канву его книги. Английская буржуазия с восторгом встретила это сочинение. Дж. Рассел, бывший премьер, рекомендовал книгу Дилка студентам, изучавшим колониальные вопросы.

5 Ch. Dilke. Op. cit. Vol. 2, p. 407.

6 B. Kidd. Social Evolution. London. 1894; ejusd. The Control of the Tropics. London. 1898; K. Pearson, National Life from the Standpoint of Science. London. 1905. (second edition); R. Kipling. Take up the White Man's Burden! London. 1899.

планы расширения английской колониальной империи. Эти планы он облекал в так называемую "теорию ориентализма", которая под предлогом обороны Индии пропагандировала безграничную экспансию и оправдывала агрессивные акции британского правительства. Конкретизируя идею "более великой Британии", Дилк звал к дальнейшим захватам на границах Индии, в Афганистане, Египте, Эфиопии, Бирме, Китае, Японии 7 . Он выражал уверенность в том, что если эксплуатация строившегося тогда Суэцкого канала будет успешной, Англия приберет его к рукам вместе с Египтом.

Под флагом "теории ориентализма" Дилк выдвигал и обосновывал проект строительства железной дороги от Константинополя через Алеппо до Багдада и Басры в Персидском заливе 8 . Железнодорожное строительство было одной из главных форм вывоза английского капитала в эпоху промышленного капитализма. Проект Багдадской железной дороги Дилка отражал стремление английской буржуазии сочетать экспорт капитала с планами экспансии Великобритании на Востоке, вывозить капитал прежде всего в районы экономически и стратегически важные для Британской империи.

В 1869 г., когда английская буржуазия призывала правительство обеспечить предпринимателей новыми рынками сбыта и источниками сырья, ее представители в парламенте требовали прежде всего форсировать железнодорожное строительство на Востоке, в районах Индии, Бирмы, Китая 9 , а в начале 1873 г. дебатировался вопрос о железной дороге в Индию через долину Евфрата 10 . В работе "Империализм, как высшая стадия капитализма" В. И. Ленин показал, что постройка железных дорог, изображаемая буржуазными профессорами как цивилизаторское предприятие, на деле была превращена капитализмом в орудие угнетения народов колониальных и зависимых стран 11 . Характерно, что Дилк, призывавший к расширению строительства железных дорог в Индии в экономических интересах английской буржуазии, откровенно заявлял, что размещение их должно быть подчинено и задаче концентрации войск в любом месте, в любой момент, то есть на случай подавления национально-освободительного движения.

Ограбление Индии английскими колонизаторами, их произвол в этой стране, особенно после жестокого подавления национально-освободительного восстания 1857 - 1858 гг., не знали пределов. "Это - настоящее кровопускание, это вопиющее дело!" 12 - писал К. Маркс, комментируя тот факт, что стоимость одних только неоплачиваемых продуктов, которые индийцы ежегодно должны отправлять в Англию, превышала общую сумму дохода 60 млн. тружеников земледелия и промышленности Индии.

Дилк, побывавший в Индии, не скрывал, что местное население ненавидит англичан и не верит в незыблемость их господства 13 . Он призывал проводить в Индии политику "кнута и пряника", рекомендовал привлечь определенные слои индийского населения на сторону колониальных властей, осуществлять широкий подкуп местных правителей, насильственное обучение индийского народа английскому языку с целью идеологической обработки индийцев в духе верности Британской империи. Дилк выступал за разжигание религиозной вражды и натравливание правителей отдельных княжеств друг на друга.

Читайте также: