Биржевой мост в санкт петербурге история кратко

Обновлено: 04.07.2024

Биржевой мост в Санкт-Петербурге перекинут через Малую Неву и соединяет Стрелку Васильевского острова с Мытнинской набережной на Петроградской стороне. Название моста происходит от здания бывшей Биржи, расположенной рядом с ним.

История

Биржевой мост был построен сравнительно поздно — лишь в 1894 году. Это объясняется тем, что на Васильевском острове долгое время располагался Морской торговый порт и любая переправа мешала бы проходу многочисленных судов. После того, как в 1874–1885 годах торговый порт со Стрелки Васильевского острова был переведен на Гутуевский остров, встал вопрос о строительстве здесь переправы.

Первый деревянный мост был создан по проекту инженера, генерал-лейтенанта Николая Матвеевича Мазурова. В то время трасса переправы проходила по оси Зоологического переулка, то есть находилась выше по течению реки.

Первоначально мост хотели назвать Петровским, но Городская Дума посчитала, что он небольшой и не соответствует величию императора, поэтому и назвала его более скромным именем — Биржевым.

Переправа имела 25 пролетов, средний из них, шириной 14 метров, был разводным, общая длина сооружения составляла 328 метров, ширина — 21,4 метра.

В начале XX века встал вопрос о строительстве постоянного моста, но Первая Мировая война помешала его строительству.

После революции сооружение отремонтировали и переименовали в Мост Строителей. Поскольку основа переправы была деревянной, ее приходилось часто ремонтировать. Капитальный ремонт выполнялся в 1930 году, 1937 и в 1947 годах. Во время реконструкции 1937 года деревянные пролеты были заменены на металлические, также была увеличена ширина пролетов.

Строительство постоянного моста

К середине XX века судоходство на Неве стало более интенсивным и мост уже не справлялся с движением судов по реке. Кроме того, во время бурного ледохода весной 1957 года были повреждены части строения. В связи с этим было принято решение о возведении нового Биржевого моста.

Проект был разработан еще в 1940 году, но тогда его реализации помешала Великая Отечественная война. Работы начались в 1960 году под руководством инженеров-мостостроителей В. В. Демченко и Б. Б. Левина по проекту, созданному архитекторами Л. А. Носковым и П. А. Арешевым.

При строительстве была изменена планировка всего района. Биржевой мост был сооружен на 70 метров ниже по течению реки. Изменилась линия берега на Стрелке Васильевского острова — по набережной Макарова, а также на Петроградской стороне. На пересечении Мытнинской набережной и проспекта Добролюбова была засыпана мелководная часть Невы, была создана небольшая предмостная площадь.

При этом длина, ширина и внешний вид нового моста были максимально приближены к параметрам Дворцового, оба имели по пять пролетов и почти одинаковую ширину речных быков. В результате этих работ оба моста, и Дворцовый и Строителей вошли в симметричную композицию относительно Стрелки Васильевского острова.

Биржевой мост
Биржевой мост
Биржевой мост
Биржевой мост
Биржевой мост
Биржевой мост
Биржевой мост
Биржевой мост
Биржевой мост
Биржевой мост
Биржевой мост
Биржевой мост
Биржевой мост
Биржевой мост
Биржевой мост
Биржевой мост
Биржевой мост
Биржевой мост
Биржевой мост
Биржевой мост
Биржевой мост
Биржевой мост
Биржевой мост
Биржевой мост
Биржевой мост
Биржевой мост
Биржевой мост
Биржевой мост

Внимание! С 9 октября 2021 года Биржевой мост закрыт на капитальный ремонт.

Характеристики моста

Биржевой мост через Малую Неву соединяет Васильевский остров с Петроградской стороной.

Это пятипролетный металлический мост откатно-раскрывающейся системы с разводным пролетом посередине. Разводный пролет — металлический цельносварной двукрылый с неподвижной осью вращения. Противовесы закреплены на шарнирах. Разводится Биржевой мост с помощью электромеханического привода. Это один из немногих разводных мостов в Санкт-Петербурге, где остался подобный механизм, большинство мостов уже перешли на современную гидравлическую систему. Пульт управления находится в левобережной опоре разводного пролета.

Разводной механизм Биржевого моста не имеет аналогов в мире: в начале разводки мост открывается на 15 сантиметров, и крылья откатываются друг от друга. Центр тяжести крыла изменяется, что значительно облегчает разводку.

Устои моста массивные железобетонные на свайном основании, облицованы розовым гранитом.

На чугунных решетках перильного ограждения изображены трезубцы древнеримского бога Нептуна. Они подчеркивают статус Санкт-Петербурга как морской столицы России.

История моста

Стрелка Васильевского острова, где Нева делится на две части — Большая и Малая, со времен Петра I использовалась как пристань Торгового порта. Позднее Торговый порт переехал с Кронверкской протоки в устье Малой Невы. Пока существовал торговый порт на Стрелке, наплавные мосты на Малой Неве долго не строили — они мешали движению судов.

Только в 1894 году по проекту инженера Николая Мазурова был сооружен деревянный 25-пролетный мост через Малую Неву. Переправу открыли 27 марта (9 апреля по новому стилю) 1894 года. Длина моста составила 326 метров, ширина — 21 метр. Посередине моста устроили двукрылый разводной пролет для пропуска судов. Разводился мост при помощи ручных лебедок.

Трасса моста проходила выше по течению, по оси Зоологического переулка.

В 1917 мост капитально отремонтировали. Более 30 лет он оставался деревянным, время от времени его ремонтировали в дереве. В 1930 году, при очередном капремонте, деревянные рамы разводного пролета были заменены на металлические. Ручные лебедки тогда же заменили электрическими механизмами.

В октябре 1918 года Биржевой мост переименовали в мост Строителей.

После войны, в 1947 году, мост перестроили. Постоянные пролетные строения стали металлическими, ширина уменьшилась с 21 до 18 метров. Опоры и проезжая часть остались деревянными.

Автомобильное движение на мосту Строителей росло, а деревянные части быстро подгнивали. К тому же весной 1957 года опоры были сильно повреждены ледоходом. Необходимо было как можно скорее построить новый металлический мост.

Проект моста был разработан еще в 1940 году, но тогда его реализации помешала война. Наконец, в 1960 году по проекту Льва Носкова и Петра Арешева был сооружен новый мост Строителей. Ось моста переместили на 70 метров вниз по течению Малой Невы.

При реконструкции в 1960 году длина моста сократилась, а ширина, наоборот, увеличилась. Параметры нового Биржевого моста максимально приближены к параметрам Дворцового. Теперь оба имеют по 5 пролетов и почти одинаковую ширину речных быков. Таким образом, Стрелка Васильевского острова получила свое симметричное завершение.

При реконструкции Биржевого моста была обновлена планировка всех прилегающих территорий, как со стороны Петроградской стороны, так и со стороны Васильевского острова. Изменился облик набережной Макарова — причальная стена, которая существовала еще со времен Торгового порта, была перестроена. С Петроградской стороны при въезде на мост был засыпан небольшой мелководный залив, создана предмостная площадь, которая с 2006 года носит имя академика Д.С. Лихачева.

В 1989 году Биржевому мосту вернули историческое название.

В 1997 году с моста сняли трамвайные рельсы.

В 2014 году на Биржевом мосту была создана современная ночная подсветка.

С 9 октября 2021 года Биржевой мост закрыт на капитальный ремонт.

Дополнительная информация

С моста открывается самая впечатляющая панорама на Неву, Дворцовую набережную и Петропавловскую крепость. Это один из красивейших видов в Северной Венеции.

Аничков мост


История создания

Эту переправу замыслил еще в конце 19-го века инженер Мазуров. Мост возвели в 1893-1894 годах, и он представлял из себя 25 деревянных пролетов с двукрылым разводным пролетом в 14 метров. В длину он был 326 метров, в ширину около 19 метров. На одной стороне ходила конка.

ДЛЯ СПРАВКИ. Конка – общественный транспорт, предварявший появление трамваев: железная дорога для вагонов на конной тяге.

Название мосту предполагали дать в честь Петра первого, но в Городской Думе отклонили это предложение: переправу посчитали слишком незначительной для ношения такого имени. И мост получил прозвание Биржевой – в честь здания Биржи на стрелке Васильевского острова, к которой ведет переправа.

В 1913 году ее подвергли реконструкции – по нему решили проложить трамвайные пути. А уже через год градостроительные начальники подняли вопрос о необходимости заменить деревянную постройку постоянной металлической конструкцией. Новый мост взамен Биржевого планировали разместить ниже по течению. Но этот проект не осуществился из-за наступления Первой мировой войны.


Строительство моста через Малую Неву долго откладывали из-за Торгового порта – здесь ходили суда, и переправа мешала активной навигации. Еще с 1730 года именно на стрелке Васильевского острова был торговый порт, и на Бирже происходили торги, а возле Гостиного двора происходила разгрузка кораблей. Биржевой мост появился благодаря тому, что порт был перенесен на Гутуевский остров. Это случилось в 1885 году, когда современные корабли уже были не в состоянии из-за глубокой осадки входить в Неву, а тем более – в Малую Неву. Тогда же открыли Морской канал.

Ход строительства


Тот Биржевой мост, который видят горожане и туристы в Санкт-Петербурге сегодня, построен в 1957—1960 годах. Авторами проекта стали инженеры Ленгипроинжпроекта В. В. Демченко, Б. Б. Левин, архитекторы Л. А. Носков и П. А. Арешев. Вместе с мостом (его все-таки перенесли вниз) перестроили набережную Макарова и Мытнинскую набережную – чтобы создать и подчеркнуть симметрию стрелки Васильевского острова. Внешне Биржевой мост повторяет конструкцию Дворцового моста, а чтобы сходство сохранилось и в длине, было засыпано мелководье у правого берега Малой Невы и частично - проток между Ватным островом и Петроградской стороной. На образовавшейся территории обустроили предмостную площадь. К 60-м годам двадцатого века мост обрел свой настоящий вид, но историческое название – Биржевой – вновь получил только 22 сентября 1989 года.

В 2019 году он представляет из себя пять стальных сварных пролётных строений. Центральный пролет – разводной, длина моста 239 метров, в ширину он 27 метров, а ширина проезжей части составляет 21 метр. Опоры сделаны из железобетона, облицовка – гранит, украшен мост чугунными решетками с изображением трезубца Нептуна.

Интересные факты

С Биржевым мостом связано немало любопытных историй и фактов. Его имя вписано не только в путеводители, но и в историю советского кинематографа.


  • Знаменитый эпизод из фильма "Невероятные приключения итальянцев в России", когда Андрей Миронов повисает на одном крыле разведенного моста снят именно здесь – на Биржевом. Специально для съемок мост был разведен днем, снимали сцену с участием дублеров, а для крупных планов актер Миронов лично повис над рекой на высоте, равной 15-этажному дому. Снимали весь этот трюк в течение одного дня.
  • До конца 1990-х годов по Биржевому ходили трамваи. Рельсы были демонтированы только к 1997 году. Через мост проходят многочисленные автобусные маршруты.
  • Дважды за свою историю серьезно пострадал: во время Великой отечественной войны и в 1957 году, когда его разрушил ледоход.
  • Из-за финансовых трудностей города, войн и революций мост долгое время был единственной переправой через Малую Неву.
  • Биржевой разводится в период с 2 часов до 5 утра ежедневно в период навигации.

Ночью, во время развода, Биржевой подсвечен прожекторами, иллюминация создает парадный образ Петербурга, подчеркивая достопримечательности вокруг – Петропавловскую крепость, Эрмитаж, Дворцовый мост, здание Биржи. Этот мост входит в популярные туристические маршруты и прогулки по Неве – как дневные, так и ночные.

Биржевой мост в Санкт-Петербурге

Zhuravlik" >

Бесспорно, что каждый, кто побывал в Санкт-Петербурге, был удивлен и восхищен, когда впервые в жизни увидел легендарные разводные мосты северной столицы. Биржевой мост как раз относится к таковым. Это важная и хорошо известная архитектурная достопримечательность северной столицы.

Биржевой мост в Санкт-Петербурге является разводным мостом через Малую Неву, который соединяет Васильевский остров с Петроградским. К слову, в период существования СССР мост носил другое наименование, мост Строителей (с 1918 года по 1989). Что касается названия Биржевой, то своим названием мост обязан зданию бывшей Биржи, которое расположилось на Стрелке Васильевского острова.

Длина Биржевого моста равна 239 метрам, а ширина — 27 метрам. Из них 21 метр отведен под проезжую часть. Остальные 6 — пешеходные.

Биржевой мост с конца 1980-х годов является важной транспортной магистралью Санкт-Петербурга. Ранее здесь были проложены трамвайные пути, но в 1996-1997 годах из демонтировали. Но по мосту по-прежнему проходят многочисленные автобусные и автомобильные маршруты.

Биржевой мост состоит из 5 пролетов (их длина составляет 37, 43,5, 53, 43,5 и 37 метров), конструкция которых выполнена из стали. Центральный пролет является разводным, с двумя крыльями. Привлекательный вид стальной конструкции придают мостовые опоры, облицованные гранитом, а в качестве украшения моста выступают решетки из чугуна с изображением трезубца Нептуна.

При передвижении по городу всем стоит учитывать то, что Биржевой мост разведен в ночные часы. В часы пик на мосту, как и везде в Санкт-Петербурге, наблюдаются заторы.

Вид с Биржевого моста

Разводка Биржевого моста

Биржевой мост является одним из двух разводных мостов, которые соединяют Васильевский остров с Петроградским. Мост соединяет острова через Малую Неву и начинается от Ростральных колонн на Васильевском острове и заканчивается на Мытнинской набережной на Петроградском острове.

Развод Биржевого моста происходит в активный период навигации. Увидеть этот процесс можно с 02:00 ночи до 04:55 утра, ежедневно.

Биржевой мост в Санкт-Петербурге

История Биржевого моста

Самый первый Биржевой мост был возведен по проекту Н. М. Мазурова в 1894 году. В то время он представлял собой деревянную конструкцию с 25 пролетами. Общая длина моста была значительно больше, чем в сегодня и составляла 326 метров, а средний разводной пролет имел длину 14 метров. К сожалению, деревянные опоры и балки прежнего моста быстро гнили, мосту постоянно требовались ремонтные работы. Поэтому со своей основной функцией мост справлялся не слишком хорошо. Уже в 1913 году мост частично перестроили и пустили по нему линию трамвая. В 1914 году планировалось построить полностью новый, металлический мост, но планам помешала начавшаяся Первая мировая война.

Деревянные рамы моста заменили на металлические в 1929-1930 годах, уже при Советской власти. Тогда же заменили ручные лебедки на электрические механизмы.

В 1940 году был составлен и одобрен проект нового моста. Но из-за Великой Отечественной Войны строительство пришлось отложить. Построить же совершенно новый мост смогли только в 1956-1960 годах. Новый мост был выполнен по проекту Б. Б Левина и В. В. Демченко. Расположился он на 70 метров ниже предыдущего моста.

С тех пор серьезных реконструкций мост не переживал. Конструкция особенно гармонично смотрится в сочетании с похожим на него Дворцовым мостом и стрелкой Васильевского острова, которая расположена между ними.

На сегодняшний день Биржевой мост является важным элементом исторического и архитектурного облика Санкт-Петербурга. Это сооружение продолжает радовать и восхищать взор туристов и жителей города. Особенно эффектно Биржевой мост выглядит ночью, когда включается вся его подсветка.

Биржевой мост в Санкт-Петербурге

Как добраться

Если же вы проживаете на Васильевском острове или на Петроградском, то до моста можно вполне дойти пешком, по дороге изучая многочисленные достопримечательности города. Из любого конца обоих островов до Биржевого моста можно дойти не более, чем за 1 час.

Читайте также: