Биосфера человек и космос концепция а л чижевского кратко

Обновлено: 05.07.2024

Русский космизм — течение отечественной религиозно-философской мысли, основанное на мировоззрении, предполагающем творчески определённую эволюцию Вселенной. Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников.

Вложенные файлы: 1 файл

чижевский.docx

Русский космизм — течение отечественной религиозно-философской мысли, основанное на мировоззрении, предполагающем творчески определённую эволюцию Вселенной. Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников.

Русский космизм возник в области соприкосновения русской православной культуры с её теоретическим представлением о единстве микрокосма и макрокосма и западноевропейского прикладного научного знания. Первые черты этого мировоззрения прослеживаются уже в творчестве М.В. Ломоносова. Окончательно, как целостное самобытное явление, русский космизм проявился в философии Н.Ф. Фёдорова. С эпохи Ломоносова можно датировать время начала развития идейных корней русского космизма. Философское наследие М.В. Ломоносова опережало западноевропейскую и русскую мысль более чем на столетие.

При всей самобытности русский космизм не является чем-то изолированным, локальным, оторванным от мировой философской мысли. Среди истоков этого учения можно обнаружить как восточные, так и западные влияния. В этой связи в общественном сознании широкое распространение получили идеи научного рационализма и материализма, повлекшие за собой развитие активной деятельности естественнонаучных, антропологических, этнографических и прочих обществ в России в конце XIX – начале XX веков. Среди основоположников космизма можно отметить наследие Николая Фёдоровича Фёдорова, Константина Эдуардовича Циолковского, Владимира Ивановича Вернадского, Александра Леонидовича Чижевского, Ивана Антоновича Ефремова, которые были одарены талантами в различных сферах культуры, и являлись оригинальными мыслителями, создававшими достаточно независимые системы, требующие индивидуального анализа.

Русский космизм характеризуется осознанием всеобщего единства; поиском места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов; признанием соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. Включает в себя элементы науки, философии, религии, искусства, а также псевдонауки, оккультизма и эзотеризма. Данное течение описано в значительном количестве российских публикаций по антропокосмизму, социокосмизму, биокосмизму, астрокосмизму, софиокосмизму, светокосмизму, космоэстетике, космоэкологии и другим близким темам, но не имеет практически никакого заметного влияния в западных странах. Русский же космизм – это мировоззрение, где также сочетаются язычество, мифология, христианство. Русский космизм с самого зарождения противопоставляет себя западной культуре, но его основной задачей было примирение традиционных ценностей старого общества и требований жизни постоянно развивающейся цивилизации.

Одним из основоположников русского космизма А.Л.Чижевский, создавший ряд новых направлений современной науки и сформулировал принципы, входящие в основания современной, постнеклассической науки, которые во многих отношениях направляют современный научный поиск.
Зарождение русского космизма

Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX века. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры.

Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XX в.

Некоторые философы находят созвучие главных принципов философии космизма со многими фундаментальными идеями современной научной картины мира и их позитивный потенциал для разработки новой метафизики как философского основания нового этапа развития науки. Сторонники видят актуальность идей космизма в разрешении вызовов современности, таких как проблемы поиска нравственных ориентиров, объединения человечества перед

лицом экологического кризиса, преодоления кризисных явлений культуры. Приверженцы считают космизм оригинальным плодом русского разума,

С другой стороны, русский космизм тесно связан с псевдонаучными, оккультными и эзотерическими течениями философской мысли и признаётся некоторыми исследователями умозрительной концепцией, сформулированной в весьма неопределённых терминах.

Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться.

Александр Леонидович Чижевский – один из основателей

А.Л.Чижевский - одна из самых выдающихся фигур нашего времени, как его называли, "Леонардо XX века". Крупный ученый, поэт, художник, один из безукоризненных моральных авторитетов, он был также глубоким мыслителем-космистом. Ему принадлежат многочисленные идеи мировоззренческого плана, довольно тесно взаимосвязанные. За нетрадиционный взгляд на социально-исторические процессы А.Л.Чижевскому был приклеен ярлык "враг под маской ученого", вынудивший его надолго замолчать. Но некоторые мировоззренческие размышления А.Л.Чижевского опережали свое время, и только сейчас мы начинаем, наконец, осознавать их силу, все более и более убеждаясь в том, что они органически вплетаются в контекст современной науки и культуры.

Эти принципы выступали как философские, мировоззренческие ориентиры, позволившие обстоятельно изучить механизмы влияния космических факторов на биологические и социально-исторические процессы на Земле.

Обнаружение таких влияний и построение - на стыке многих наук - их общей концепции было одним из самых примечательных вкладов А.Л.Чижевского в современное научное мышление. К сожалению, заслуги А.Л.Чижевского перед современной наукой и культурой, в силу превратностей судьбы, остаются пока недостаточно оцененными. Часто его рассматривают просто как младшего

современника К.Э. Циолковского. Бесспорно, сотрудничество этих двух выдающихся мыслителей было очень плодотворным.

Творческое начало А.Л. Чижевский видел, прежде всего, в природе.

Философия, наука, искусство, поэзия – каждое из этих высших творческих проявлений человеческого духа привлекало Чижевского, в каждое он внес свой вклад. Особенно его интересовали мировоззренческие проблемы взаимоотношения человека с природой. Идея единства живого и неживого, человека и Космоса, психического и физического является основной для Чижевского и определяет направления его научных исследований. Выдвижение смелых гипотез с их последующей проверкой опытным путем становится для Чижевского основным методом научного познания природы. В период с 1917 по 1924 гг. он выполняет работы по экспериментальной биофизике, социологии, эволюционной морфологии, истории науки, литературоведению, многие из которых стали классическими. В своей работе "Основное начало мироздания " (1920-1921гг.) единство природы Чижевский видит в едином природном субстрате - электронном, и в едином правящем миром принципе, который должен обобщить многочисленные частные законы.

стороны его жизнедеятельности. Но в космической философии Циолковского эта идея не является основополагающей, тогда как у Чижевского мысль о воздействии энергетики космоса на энергетику земных процессов – основная и наиболее оригинальная. В современную эпоху, когда освоение дальнего космоса остается нереализованной мечтой, разрабатывавшийся Чижевским аспект

космизма, связанный с изучением роли космических факторов в биологических, психологических и социально-исторических процессах, становится наиболее значимым для современной культуры.

Принципы законообразности, единообразия и детерминизма.

Ключевое место в философской концепции А.Л. Чижевского занимает

Чижевского мировая гармония. Идея единообразия и порядка жизни всего мироздания вытекает из каких-либо основных его законов. Таким свойством и является гармония мира. Таким образом, осуществляется в философской концепции Чижевского единство различных образов мира.

Принцип единообразия космоса лежит в основе принятого Чижевским подхода к исследованию проблем взаимосвязи космических и земных факторов. По этому подходу, если свойства космоса определяются принципом

единообразия, то к изучению исторического процесса и социальной эволюции можно применить также методы и принципы физики и математики. То есть А. Л. Чижевский стремился доказать социальные и иные явления через физические и химические процессы. Попытки сведения высших проявлений психической деятельности человека к физико-химическим факторам предпринимались неоднократно, но успеха не имели.

В. И. Вернадский высказал предположение о геологических функциях живого вещества и представление о совокупности органического мира в виде нераздельного целого.

Введение Вернадским понятия живого вещества вывело понимание жизни на новый уровень – биосферный. Это позволило понять жизнь как геологическую силу планеты, которая формирует облик Земли. Кроме того, введение этого понятии дало возможность решить вопрос о проблемах геологической активности живого вещества и источниках энергии для этого.

Современная наука классифицирует геологическую роль живого вещества по следующим категориям:

  • средообразующая
  • деструктивная
  • энергетическая
  • концентрационная
  • транспортная.

Это основано на том, что живые организмы порождают миграцию химических элементов в биосфере путем метаболизма, непрерывной смены поколений. Этим объясняется решающая роль живого вещества и биосферы в формировании современной атмосферы, литосферы и гидросферы Земли.

Биосферой называется живое вещество и преобразованное им косное вещество.

Это понятие является основополагающим для биогеохимии.

Биосфера открыта космосу. Она получает из него потоки космической энергии, используя которое, живое вещество преобразует планету. Результатом действия космических сил является само образование биосферы, включая происхождение жизни на Земле.

Космические излучения, и главным образом энергия Солнца, постоянно влияют на все явления на Земле.

Готовые работы на аналогичную тему

Основателем гелиобиологии А.Л. Чижевским было отмечено, что все процессы и явления на Земле проходят под влиянием Солнца. Оно является основным источником энергии, а также причиной всех процессов на Земле – от атмосферных явлений до умственной деятельности человека.

Эта связь между солнечной активностью и процессами в биосфере была замечена еще в 18 веке. Чижевский обобщил известные ранее данные и предположил, что Солнце определяет ритм большинства биологических процессов, происходящих на Земле.

Связь между солнечной активностью и процессами в биосфере заметили еще в 18 веке. Чижевский обобщил полученные ранее сведения и сделал вывод, что Солнце определяет ритм большей части биологических процессов, протекающих на Земле. Образование большого количества пятен и появления хромосферных вспышек сопровождается развитием эпидемий на Земле, усиливающимся ростом деревьев и особенно активным размножением микроорганизмов.

На сезонные изменения в окружающей среде чутко реагируют все живые организмы, в том числе и человек. На протяжении года у него изменяется состав тканей и клеток, а также меняется интенсивность обмена веществ.

Распространение многих заболеваний тоже зависит от состояния солнечной активности. Например, Чижевский доказал, что все жизненные циклы холеры, а также периоды активного размножения млекопитающих, насекомых и вирусов совпадают с циклами солнечной активности, длительность которых составляет 11 лет.

Связь человека с космосом

Люди подвержены действию космической энергии и солнечной радиации. Организм человека подстраивается под ритмы биогеосферы так же, как организмы других живых существ.

Обмен веществ человека происходит в циркадном ритме, наследующемся из поколения в поколение. По такому графику функционирует и вегетативная нервная система. Согласно данным статистики, даже рождение и смерть происходят чаще в темное время суток.

По данным исследований гематологов, норма свертываемости крови у здоровых увеличивается в два раза в период солнечной активности, поэтому при увеличении солнечных пятен возрастают случаи инсультов и инфарктов.

Чижевский также установил, что максимум общественной активности приходится на максимум солнечной активности. Социальные конфликты, по мнению Чижевского, предопределяются активностью Солнца. Это подтверждает связь человека и космоса и указывает на их взаимовлияние.

Теория пассионарности

Идеи о связи биосферы, человека и космоса стали основой гипотезы о пассионарном толчке, выдвинутом Л. Н. Гумилевым. ключевым понятием теории энтогенеза является понятие пассионарности, которое означает повышенное стремление к действию.

Появление этого признака у человека является мутацией, которая затрагивает энергетические механизмы. Носитель пассионарности способен получать из окружающей среды больше энергии, чем ему необходимо. Избыток этой энергии направляется в любую область деятельности, выбор которой зависит от склонностей самого человека.

Со временем представления о связи космоса и биосферы, человека и космоса, общества и космоса стали важной частью научного мировоззрения. Эти представления являются неотъемлемой частью современной культуры. Совокупность этих взглядов получила название космизма, а процесс формирование мировоззрения называется космизацией философии и науки.

Выделяются следующие признаки космизма:

  • внедрение идей о связи Земли и Космоса в сознание общества
  • смена антропоцентризма биосфероцентризмом, который означает зависимость интересов человека от потребностей всей планеты и живого на ней.

По мнению Циолковского, Земле принадлежит особая роль во Вселенной. Она включена в категорию молодых планет, лишь небольшому числу которых будет дана возможность самостоятельного развития. Задача Земли в союзе высших разумных существ космоса – внести свой вклад в совершенствование космоса. Для этого жителям Земли необходимо начать расселение на других планетах Вселенной. То есть, ключевая идея космической философии состоит в переселении с Земли и заселение Космоса.

Это дало новое понимание роли и места человека во Вселенной. Он стал рассматриваться как вершина развития материи и на Земле, и в Солнечной системе, а возможно, и во Вселенной. Человек рассматривается как сила, способная осваивать и преобразовывать космос. В результате этого в современной науке сформировался антропный принцип.

Содержание
Введение…………..……………….…………. …………………….… 3
Глава I. Человек и космос…………………………………. ………. …. 5
1.1 Человек в космосе………………………………………………….. 5
1.2 Космос в человеке…..……………………. ………. ………. … 9
Глава II. Концепция А.Л. Чижевского……………………………………. 13
2.1 Биосферная концепция А.Л. Чижевского……………………….. 13
2.2 Энергетический космизм А.Л. Чижевского..……. ………..…… 18
Заключение. ……………….………. 20
Список литературы………. ……………………………. ……. ….. 21

Нет нужной работы в каталоге?


Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы


Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.




Введение.
В древнейших религиозных и мифологических представлениях человек уже прозревал соотношения и взаимосвязи между своим существованием и бытием Вселенной и эту свою интуицию претворял в различные, преимущественно образные, формы. Космические символы и образы народного бытового искусства и поэзии, микро- и макрокосмические соответствия выражали эту объективную идею целостности мироздания, органичной включенности в него жизни и сознания. Но рядом всегда существовал и более активный подход, являлось стремление воздействовать на мир в желательном направлении. Именно в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и переходе ее в ноосферу и открывшей реальный путь в космос, уже начиная с середины прошлого столетия вызревает уникальное космическое направление научно-философской мысли, широко развернувшееся в XX в. В его ряду стоят такие философы и ученые, как В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, Н. Ф.Федоров, А. В. Сухово-Кобылин и др.

Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры. Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма. Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений - от крайне реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной цивилизации.

Еще несколько лет назад понятие русского космизма брали неизменно в кавычки как приблизительное образование, условность. Сейчас русский космизм окреп в своих правах, обрел законное место в отечественном культурном наследии. Однако объем и содержание этого понятия и стоящего за ним течения философии остаются весьма расплывчатыми. Под космизмом часто понимают целый поток русской, а то и мировой культуры, включающий в себя не только философов и ученых, но и писателей, художников, представителей других творческих профессий. Ведь связь человека и космоса была предметом изучения уже первых древнегреческих мудрецов. Так в космисты недолго записать, скажем, Гераклита с его вечноживущим космосом, который не создавали ни боги, ни люди и который живет сам по себе.

Одной из интереснейших концепций русского космизма является коцепция А.Л.Чижевского. Мировоззренческие размышления Чижевского настолько опережали свое время, что лишь сейчас мы начинаем, наконец, осознавать их эвристическую силу, все более и более убеждаясь в том, что они должны стать ориентирами современной науки и культуры, хотя и в новой, модернизированной форме.
Глава 1. Биография А.Л. Чижевского.

Александр Леонидович Чижевский родился 7 февраля 1897 года. После переезда семьи в Калугу учился в частном реальном училище Шахмагонова (1913-15 гг.). В это время он знакомится с К.Э.Циолковским, дружба с которым оказала огромное влияние на его формирование как ученого.

В результате дискуссий с Циолковским Чижевский начинает исследовать проблемы солнечно-земных связей. Уже в 1915 году он выступает с докладом “Периодическое влияние Солнца на биосферу Земли” на заседании калужского общества по изучению природы.

Совершенно новые взгляды на проблемы, находящиеся на стыке естественных и гуманитарных наук, позднее обобщены им в монографиях “Физические факторы исторического процесса” (Калуга, 1924 г.) и “Эпидемиологические катастрофы и периодическая деятельность Солнца” (Москва, 1930 г.).

Начиная с 1918 года Чижевский занимается экспериментальными исследованиями физиологического воздействия атмосферного электричества, которые проводит в собственной домашней лаборатории в Калуге. В 1919 году он читает в Калуге перед членами научного общества доклад о положительном влиянии на живые организмы отрицательных ионов воздуха.

В 1923 году Чижевский активно вступился за приоритет К.Э.Циолковского в области ракетоплавания, переиздал в Калуге его пионерскую статью 1903 года и разослал ее 250 ведущим ученым мира.

С 1924 года Чижевский работает в Москве в лаборатории зоопсихологии, где изучает влияние аэроинизации на физиологические функции живых организмов и их оздоровление. В 1931 году он организует в Москве лабораторию ионификации, активно разрабатывающую это перспективное научно-техническое направление. В 1935 году Чижевский открыл эффект предварительной реакции бактерий на возмущение солнечно-земных связей (эффект Чижевского-Вельховера).

Нестандартные научные взгляды Чижевского вызывали противодействие многих влиятельных ученых, что приводило к его отстранению от работы. В 1942 году ученый был репрессирован и отбывал наказание в лагере на Урале и в Казахстане (1942-50 гг.), где работал в клинических лабораториях над проблемами практической гематологии и гидродинамики крови.

После освобождения Чижевский находился в ссылке в Караганде (1950-58 гг.), где занимался биофизическими исследованиями крови и проблемами аэроионизации. В 1959 году выходит его монография “Структурный анализ движущейся крови”, посвященная открытой им структурной упорядоченности элементов крови.

В 1962 году Чижевский был реабилитирован.

Умер А.Л.Чижевский 20 декабря 1964 года.

Уже после смерти ученого издаются его монографии: “В ритме Солнца” (1969 г.), “Электрические и магнитные свойства эритроцитов” (1973 г.), “Земное эхо солнечных бурь” (1976 г.), “Теория гелиотараксии” (1980 г.).

Научная деятельность профессора Чижевского получила широкое признание. Первый международный конгресс по биофизике и биологической космологии в Нью-Йорке избрал его своим почетным президентом (1939). Чижевский был почетным членом более 30 академий и научных обществ всего мира, он выдвигался на присуждение Нобелевской премии.

Профессор Чижевский одним из первых рассмотрел природу живого организма во взаимосвязи с физикой микромира, биофизикой, космическим естествознанием. Ученый и изобретатель, поэт, художник и философ, он еще при жизни заслуженно именовался “Леонардо да Винчи ХХ века”.

Глава 2. Основные идеи русского космизма.
Будучи целостным социокультурным явлением, космизм ориентирован на синтетическое видение реальности, восприятие человека в качестве органичной части космического единства, способного реализовать свою активную природу в деле творческого изменения мироздания.

В русском космизме традиционно принято выделять несколько направлений: религиозно-философское, методологическо-философское и поэтически-художественное. Однако в качестве концептуальной системы К. конституируется именно в философской традиции. Это предполагает определение двух основных измерений в русском космизме: религиозно-философского (Федоров, В. Соловьев, Бердяев, Булгаков, Флоренский и др.) и методологическо-философского (Вернадский, Холодный, Чижевский, Н.А. Умов, Циолковский и др.). Если первое видит в человеке замысел Божий, состоящий в необходимости активного участия человечества в божественном творении (обожения природы), то второе рассматривает преобразующую деятельность человечества как космическую (в первую очередь, планетарную) силу, играющую значительную роль в преобразовании мироздания.

Идеи, качественно характеризующие как религиозно-философскую, так и методологическо-философскую традиции русского космизма, оказываются во многом схожи, что позволяет выделить семантический инвариант идей, развиваемых в рамках единой философской системы русского космизма:

1) идея всеединства (наиболее развитая в учении В. Соловьева, а также в концепции Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, предусматривающая глобальное единство живого и косного вещества, то есть биотических и абиотических компонентов природы);

2) идея незавершенности развития мира и человека, их негармоническое состояние (что объяснялось как возможность, оставленная природой или Творцом для дальнейшего совершенствования);

3) трактовка человечества как органичной части космоса, идея единства микро- и макрокосма;

4) признание активности как необходимого атрибута человеческой природы (соответственно, восприятие человека в качестве космоурга, художника мира, творца, человека творящего, исследующего);

5) идея преображения мира как смысл человеческой жизни (что подразумевало одухотворение природы - В. Соловьев; обожение материи - Федоров, Бердяев; очеловечивание посредством человеческой деятельности - Булгаков - то есть восприятие мира не как данности, а как долженствующего быть);

6) вечность жизни (существование богочеловества).

Человек в философском космизма наделяется особым статусом, приобретает особые полномочия, в связи с чем в данной традиции определение человека как homo sapiens уже не является достаточным. Вернадский - homo faber - человек умелый. В рамках космизма человек выступает как устроитель и организатор Вселенной, перед ним, по словам Вернадского, ставится "вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого". В ходе реализации этой миссии одной из главных задач человечества в традиции философского космизма предполагается выработка определенного идеала общественного устройства. Философские построения русского космизма являют собой попытку формирования идеальной (совершенной) модели мироздания, основанной на идее антропоприродной гармонии.


3.3. О космических факторах геофизических, биологических и социально-исторических процессов.

Разработанная А.Л.Чижевским концепция, а особенно идея космических факторов биологических и социальных процессов является, несомненно, одним из наиболее ценностно-значимых достижений научной мысли ХХ века, сравнимых с созданием квантовой механики или генетики. Она непосредственно касается проблемы судеб человечества, которая с такой неотвратимостью поставлена перед современной цивилизацией.
Казалось бы, концепция космических факторов исторического процесса должна вызвать в современной культуре немедленный взрыв интереса, по крайней мере, не меньший, чем ее космобиологический аспект. Но этого пока не случилось. В очередной раз возникла парадоксальнейшая ситуация – подобно многим другим достижениям научной мысли, опередившим свое время, социально-исторического аспекта концепции А.Л.Чижевского вот уже многие десятки лет как бы не замечают.

Инертное отношение к замечательным социально-историческим идеям А.Л.Чижевского можно объяснить комплексом вполне понятных факторов социокультурного и научного характера

Разработанная Чижевским концепция космических факторов биологических и социальных процессов является, вопреки распространенному равнодушию, одним из наиболее ценностно значимых достижений научной мысли XX века, сравнимым с разработкой квантовой механики или генетики. Она непосредственно затрагивает перспективы человечества в условиях нарастания глобальных проблем техногенной цивилизации.
Использованная литература.
1. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. М., 1995.

2. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. Калуга, 1924.

Читайте также: