Биография клаудио монтеверди кратко

Обновлено: 08.07.2024

Кла́удио Монтеве́рди (1567—1643) — итальянский композитор, музыкант, певец.

Родился в Кремоне. После окончания школы в своем родном городе он был приглашен в качестве певца и скрипача к княжескому двору в Мантуе. Здесь в 1602 году он становится придворным капельмейстером герцогов Гонзага. В 1613 году композитор переезжает в Венецию, где остается до конца жизни, занимая должность дирижера в соборе св. Марка.

Монтеверди известен, главным образом, как создатель опер: "Орфей", "Ариадна", "Похищение Прозерпины", "Коронация Поппеи" и др. Им были написаны также балет, 11 томов мадригалов и канцон, многочисленные молитвы, псалмы и мотеты.

Его деятельность как оперного композитора трудно переоценить. Он стал одним из первых создателей жанра оперы и внес в нее истинный драматизм, рельефность действия и реальность персонажей. Заслугой Монтеверди как композитора являются и его открытия в области гармонии. В период, когда в музыке безраздельно господствовала церковная ладотональность, Монтеверди применил на практике используемую до настоящего времени тональную систему, теоретически разработанную французским композитором Ж. Рамо лишь через 80 лет после смерти Монтеверди.

Произведения Монтеверди

На момент публикации все ссылки были в рабочем состоянии, если Вы по каким-то причинам не можете ознакомиться с краткой биографией Клаудио Монтеверди, просьба сообщить об этом администрации сайта.

Клаудио Джованни Антонио Монтеверди родился 9 мая 1567 года в городе Кремон, Италия. С детских лет мальчик обучался у капельмейстера Марк'Антонио Индженьери, постигая искусство музыки. Принимал участие в исполнении литургических песнопений. Позже, учился в Университете Кремоны. Первые произведения Монтеверди опубликованы в 1582 и 1583 годах.

Очень быстро Монтеверди стал известен не только в родном городе, но и во всех соседних: Брешии, Вероне, Милане, Венеции. В 1590 переехал в Мантую, став музыкантом герцога Гонзага. Капельмейстером двора являлся фламандский композитор де Верт, его сменил Палавичино, после смерти которого в 1601 году должность занял Монтеверди. Винченцо Гонзага высоко ценил маэстро, который сопровождал его в военных походах и официальных визитах. Благодаря этому, Клаудио познакомился с музыкальной культурой многих европейских стран: венгерской, французской, австрийской, голландской.

В 1599 году Клаудио женился на певице Клаудии де Каттанес, у пары родилось трое детей: два сына и дочь, скончавшаяся вскоре после рождения. К сожалению, семейное счастье прервано в 1607, когда супруга внезапно умерла. В это же время двор Гонзаги начал испытывать финансовые сложности. Монтеверди поехал в родную Кремону, но герцог пытался его вернуть, предлагая щедрое жалование. Хотя композитор и понимал, что необходимо искать другой путь развития, альтернативы пока не было, и он продолжил работу в Мантуе вплоть до смерти герцога в 1612 году.

Когда в Венецию пришла чума, уничтожившая треть населения города, в адском костре страшной болезни Монтеверди потерял младшего брата, Джулио Чезаре. В этот же период композитор принял сан и стал священником.

Великий композитор Клаудио Монтеверди скончался 29 ноября 1643 года в Венеции. Похоронен там же, в базилике Санта-Мария Глориоза деи Фрари.

Светская музыка для камерного ансамбля

Мадригалы

Книга 1 (1587), для 5 голосов
Книга 2 (1590), для 5 голосов
Книга 3 (1592), для 5 голосов
Книга 4 (1603), для 5 голосов
Книга 5 (1605), для 5 голосов
Книга 6 (1614), для 5 голосов
Книга 7 (1619): Concerto
Книга 8 (1638): Madrigali guerrieri, et amorosi con alcuni opuscoli in genere rappresentativo, che saranno per brevi episodi fra i canti senza gesto.
Книга 9 (1651): Мадригалы и канцонетты на 2 и 3 голоса (изданный посмертно сборник мадригалов и канцонетт, отчасти дублирующий более ранние публикации)

Прочие сборники

Scherzi musicali (1607), для 3 голосов, 2 скрипок и b.c. (16 пьес разных жанров)
Scherzi musicali cioè arie (1632), для 1-2 голосов и b.c. (7 пьес разных жанров)

Оперы

Орфей (L’Orfeo, 1607)
Возвращение Улисса на родину (Il ritorno d’Ulisse in patria, 1640)
Коронация Поппеи (L’Incoronazione di Poppea, 1642)

Церковная и духовная музыка

Утраченные сочинения

Музыкой эпохи барокко кинематограф интересуется нечасто. Однако мелодии Монтеверди вошли в саундтреки известных фильмов:

Среди видеоверсий опер маэстро можно отметить:

Отец - Бальтазар Монтеверди, доктор, аптекарь и хирург.

Младший брат - Джулио Чезаре.

Жена - Клаудиа де Каттанес (брак с 1599 по 1607), певица.
У пары родилось трое детей: два сына и дочь, скончавшаяся вскоре после рождения.

Старший сын композитора - Франческо, учился в Падуе и Болонье на юридическом факультете, однако, страсть к музыке оказалась сильнее, и в 1623 году приехал к отцу на службу в хор собора Сан-Марко.

Младший сын - Массимилиано, продолжал другую семейную профессию и учился на медика, но оказался схвачен инквизицией за чтение запрещенных книг. Отцу потребовалось немало усилий и денег, чтобы юноша избежал пыток и гонений.

Кла́удио Джова́нни Анто́нио Монтеве́рди (итал. Cláudio Giovánni António Montevérdi ; 15 мая 1567 (крещеный) — 29 ноября 1643) — итальянский композитор, виолист и певец.

Творчество Монтеверди, во многом новаторское, знаменует переход от эпохи Возрождения к эпохе барокко в музыке. [1] В своей музыке он использует два индивидуальных стиля в композиции: технику бассо континуо (basso continuo), ставшую основополагающей в музыке барокко, и наследие полифонического искусства Ренессанса. [2] Прославился при жизни, написав одну из первейших опер, Орфей (L'Orfeo), которая исполняется и в наши дни.

Содержание

Биография


Клаудио Монтеверди, ок. 1597, автор неизвестен, (Музей Ашмола, Оксфорд). Самый ранний из известных портретов Монтеверди. Здесь композитору около 30 лет, портрет написан в Мантуе.

Клаудио Монтеверди родился в 1567 году в Кремоне, городе Северной Италии, в семье Бальтазара Монтеверди - доктора, аптекаря и хирурга. [3] Он был старшим из пяти детей. [4] С детских лет обучался у Марк'Антонио Индженьери [5] , руководителя капеллы в Cathedral of Cremona (работа руководителя капеллы состояла в управлении важдыми церковными обрядами в соответствии с литургическими книгами Римской Католической Церкви. [6] ). [7] Монтеверди постигал искусство музыки, принимая участие в исполнении литургических песнопений. [8] Также он учился в Университете Кремоны. [9] Его первые произведения, включая некоторые мотеты и духовные мадригалы, были опубликованы в 1582 и 1583 годах. [10] Его первые пять сочинений: Cantiunculae Sacrae , 1582; Madrigal Spirituali, 1583; трёхголосные канцонетты, 1584; и пятиголосные мадригалы в двух томах (Book I, 1587; Book II, 1590). [11] В 1587 издаётся его первая книга светских мадригалов. Монтеверди работает при дворе графа Винченцо I Гонзаги в Мантуе сначала как вокалист и виолист [12] , затем, в 1602-м, становится придворным дирижёром. [13]

В 1599 Монтеверди женился на придворной певице Клаудии Каттанео [14] , с которой прожил 8 лет (Клаудия умерла в 1607). [15] У них родились два мальчика и девочка, умершие вскоре после рождения. [16]

В 1613, Монтеверди переезжает в Венецию, где, как дирижёр (руководитель капеллы) собора Сан-Марко [17] , быстро восстанавливает профессиональный уровень как музыкантов хора, так и инструменталистов. Капелла находилась в упадке из-за нерационального расходования средств предшественником, Джулио Чезаре Мартиненго (Giulio Cesare Martinengo). [18] Управляющие базиликой были рады заполучить такого исключительного музыканта как Монтеверди, потому что музыкальная часть богослужений находилась в упадке с момента смерти Джованни Кроче (Giovanni Croce) в 1609. [19]

Около 1632 Монтеверди стал священником. [20] В последние годы жизни, когда он часто болел, из-под его пера вышли два последних шедевра: Возвращение Улисса (Il ritorno d'Ulisse in patria, 1641), и историческая опера Коронация Поппеи (L'incoronazione di Poppea, 1642), в сюжетную основу которой легли события из жизни Римского императора Нерона. [21] Коронация Поппеи считается кульминацией всего творчества Монтеверди. Она сочетает трагические, романтические, и комические сцены (новый шаг в драматургии оперного жанра), более реалистичные портретные характеристики персонажей, и мелодии, отличающиеся необычайной теплотой и чувственностью. [22] Для исполнения оперы требовался небольшой оркестр, и также отводилась небольшая роль хору. На протяжении долгого времени, оперы Монтеверди рассматривались только как исторический и музыкальный факт. Начиная с 1960-х, Коронация Поппеи была возобновлена в репертуаре крупнейших оперных сцен мира.

Монтеверди умер в Венеции, 29 ноября 1643 года [23] и был похоронени у церкви Frari. [24]

Произведения

Творчество Монтеверди представлено тремя группами произведений: мадригалы, оперы и духовная музыка. [25]

Клаудио Монтеверди

Клаудио Монтеверди

Творчество знаменитого итальянского композитора Монтеверди, во многом новаторское, знаменует переход от эпохи Возрождения к эпохе барокко в музыке.

Клаудио Монтеверди (итал. Claudio Monteverdi) родился 9 мая 1567 года в Кремоне, Северная Италия, в семье Бальтазара Монтеверди — доктора, аптекаря и хирурга. С детских лет обучался у Марк'Антонио Индженьери, постигая искусство музыки, принимал участие в исполнении литургических песнопений. Позже учился в Университете Кремоны. Первые произведения Монтеверди были опубликованы в 1582 и 1583 годах.

В 1613 году Монтеверди переехал в Венецию. Здесь он – дирижер (руководитель капеллы) собора Сан-Марко. Капелла находилась в упадке из-за нерационального расхода средств предшественником, но Монтеверди быстро приводит в порядок как хор, так и инструменталистов.

До 40 лет Монтеверди работал преимущественно в жанре мадригала. Работа над первой книгой, состоящей из 21 пятиголосного мадригала, заняла около четырех лет.

Читайте также: