Биография ивана васильевича кашпурова кратко

Обновлено: 02.07.2024

Статья о запорожском и ставропольском поэте 60-х Иване Кашпурове. К урокам литературного краеведения. Павел Баулин.

В шестидесятые годы прошлого века передачи Запорожского телевидения неизменно заканчивались прекрасной лирической песней, где были такие слова:

Настоялся сумрак майской ночи
На летучем аромате трав.
Засыпает город мой рабочий,
Улицы, как руки, разметав.
Тёплый ветер веет иван-чаем.
Красота такая – не вспугни.
Лишь вода днепровская качает
Бакенов манящие огни.

Запорожские степи

Тучи сизы, как пепел,
по-над Хортицей пегой.
Запорожские степи
запорошены снегом.

Будто в небо седое,
в гору тащатся дроги,
где застыл у дороги
скорбный гипсовый воин.

Стихли ветры печально
возле братской могилы –
это утро молчаньем
память павших почтило.

Скольких в травы одели
запорожские степи?
Скольких в травах отпели
перепёлка да стрепет?

Стёрли годы и ветры
имена их простые.
Всех не вспомнить вовеки
Украине с Россией.

Потому безымянны
у дорог обелиски,
безымянны курганы –
поросли тамариском.

Мама, мама, и я уж старик,
жизни срок всё грустней и короче.
У порога немеющей ночи
я глотаю отчаянья крик.

Как же больно мне изо дня в день
с миром Божьим прощаться, прощаться,
улыбаться своим домочадцам,
видя вечности жуткую тень.

Мама, мама, сегодня в саду
средь осенних деревьев и кущей
я услышал твой голос зовущий –
я иду к тебе, мама, иду.

. Ныне в родном поэту Александровском районе Ставропольского края проводятся Кашпуровские чтения, на которые приезжают поэты из разных областей и республик России. Но и Запорожье – вторая родина Ивана Кашпурова – не должно забывать его имя, его стихи.

Родина

С этим словом мне всегда рисуется
ясень у дощатого крыльца,
гуси косолапые на улице
и поля без края и конца.

Память сердца сберегла мне многое:
только гляну мысленно назад –
вижу, как орава босоногая
мчится в школу через Жуков сад.

Вот мальчишкам сливы переспелые
ветка, нагибаясь, подаёт;
вот над степью, от полыни белою,
солнце недоспавшее встаёт.

Дед Кузьмич с дубинкою кизиловой
гонит стадо к Михневой горе,
а в яру, заросшем девясилами,
я смотрю картинки в букваре.

Сенокос, костёр, толкуют бороды,
кони щиплют сладкую траву, –
это всё мне памятно и дорого,
это всё я родиной зову.

С этим словом мне всегда рисуется
ясень у дощатого крыльца,
палисадник, дремлющая улица
и поля без края и конца.

Я вернусь

Отпечалятся трубы, привыкшие к горю,
и нетвёрдой походкой уйдут трубачи.
Над могилой моей холмик вырастет вскоре,
и взгрустнёт в изголовье побег алычи.

В повседневных заботах утешатся дома
и начнут привыкать к слову жёсткому – был.
В это время вернусь я не грохотом грома, –
песней трав, что когда-то сложил и забыл.

Я любил мою землю любовью звериной,
и она отвечала взаимностью мне;
и найдётся строка, что, другие отринув,
прозвенит в молодых ковылях по весне.

Прозвенит по степям предкавказским России,
что иду я лощиной, сбивая репьё,
что роса холодит мои ноги босые,
как в далёкое сирое детство моё.

Вон горошек цветёт, а вот – солнечный лютик,
и спокойное небо над миром над всем.
Отдохните от слёз, мои близкие люди, –
я вернусь к вам,
вернусь не на срок – насовсем.

Свидетельство о публикации № 3091 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется.

  • © Павел Баулин :
  • Читателей: 25 763
  • Комментариев: 8
  • 2012-04-29

Статья о запорожском и ставропольском поэте 60-х Иване Кашпурове. К урокам литературного краеведения. Павел Баулин.


Краткое описание и ключевые слова для: Поэт Иван Кашпуров

Проголосуйте за: Поэт Иван Кашпуров

    Произведения по теме: Русские поэты и писатели XIX века. Русская литература и её классики. Речь здесь пойдёт о классиках отечественной культуры. Статья о запорожском писателе Георгие Николаеве. К урокам литературного краеведения. Павел Баулин. Статья о запорожском писателе 60-70-х годов Альберте Путинцеве. К урокам литературного краеведения. Павел Баулин.

Copyright © 2022 Авторы Стихи.Про © Светлана Скорик © поддержка: seogenium. Стихи, современная поэзиия, стихотворения.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ИВАН КАШПУРОВ — ПЕВЕЦ ЗЕМЛИ СТАВРОПОЛЬСКОЙ


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Красоту природы Кавказа, быт и нравы свободолюбивых народов описывали не только А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов и Л.Н.Толстой, а восхищались им известные художники, музыканты, прозаики и поэты не только в 19 веке , но и в наше современное время.

Актуальность темы.

14 октября 2016 года известному ставропольскому поэту Ивану Васильевичу Кашпурову (1926-1997) исполнилось бы 90 лет. Юбилейная дата – замечательный повод обратить внимание подрастающего поколения на его творчество, проверенное временем.

Творчество И.В.Кашпурова многогранно. Тематика его поэзии разнообразна: тема Великой Отечественной войны, тема памяти и отчего дома, любовная и философская лирика. И недаром И.В.Кашпурова называют поэтом Ставрополья, ибо тематика всех его книг органически связана со Ставропольским краем, со степной столицей — городом Ставрополем. Общечеловеческое в лирике Кашпурова раскрывается через образы родной природы, но и сама природа- предмет его поэтического вдохновения.

Цель работы — Подробнее изучив жизнь и творчество Поэта, я поняла, что без его произведений нельзя сегодня понять развитие литературного процесса Ставрополья. Я открыла для себя поэзию Кашпурова, знакомясь с его сборниками разных лет. Свое представление о его творчестве я показала в данной работе. Действительно, в его стихах воссоздан облик этого богатого и своеобразного степного края, раскинувшегося в предгорьях Кавказских гор. Он сумел увидеть и запечатлеть в своих стихах общие черты природы края, его жизни и быта. Он ищет средства передать главное, воссоздать само обличие степи, ее безмерность. Ставрополье – его природа, его люди, его история – это естественная стихия творческого мира поэта, не только дающая содержание его стихам, но и составляющая его художественный арсенал. Все здесь ему дорого, все восхищает глаз и волнует сердце.

2. Иван Кашпуров — сын земли ставропольской.

Любовь к родине естественна, как дыхание.

Родина, земля, где родился, некрасивой не бывает.

Она прекрасна уже тем, что живет в твоей душе,

а степь это или горы, леса или пустыня – значения не имеет.

Моя родина – Ставрополье.

Иван Васильевич Кашпуров родился 14 октября 1926 года в селе Калиновском в крестьянской семье и на всю жизнь сохранил любовь к отчему дому, к труду хлебопашца, неразрывно связанному с исконной и трогательной привязанностью к Земле. Из этого чистого источника берет начало признание поэта:

И если б где-нибудь меня спросили,

Ответил бы спокойно и светло,

Что в самом лучшем уголке России,

Стоит мое заветное село.

Как не трудно уложить истинную поэзию в привычные тематические рубрики, они – грани нашей истории и сегодняшнего бытия народа, они - то общее, что позволяет найти точку отсчета гражданской зрелости писателя.

Сила поэзии Ивана Васильевича в том, что она сделала героев далекого восемнадцатого года по человечески близкими современному читателю, дала возможность ощутить их не бесплотными символами революционной героики, а живыми людьми со своими человеческими радостями и печалями, опоэтизированы задумчивым писательским словом.

Но больше всего Иван Кашпуров любил природу Ставрополья, ведь он вырос в этой среде, именно поэтому большая часть его стихов посвящена природе Ставропольского края.

Иван Кашпуров смотрит на мир пристально, вглядываясь в то, что волнует его земляков, сегодняшних, с которыми и по сей день связан теснейшими узами. Он частый гость не только в родной Калиновке, где родился. Трудно, наверное, найти уголок в нашем крае, где бы он не побывал, не прочитал своих стихов. Хлеборобы, доярки, стригали – любимые его слушатели. Общение с ними укрепляет то исконное, что воспитано в нем крестьянской семьей, отцом–буденовцем, известным в деревне своим умением крепко и ладно ставить печи.

Заслуга Кашпурова в том, что он рассказывает другим поколениям о своих современниках, об их ратных и трудовых подвигах.

Я видел Ставрополье на картинах,

в окно вагона, через дым костров…

Лежит оно в равнинах и горбинах,

лежит на стыке четырех ветров…

Думой к родному прикоснуться

в минуты горькие беды –

как на сенной копне проснуться

или испить живой воды.

Поэта стали привлекать факты, заключающие в себе жизненные противоречия. Однако в итоге поэтического осмысления рождается ощущение необходимого и закономерного хода жизни. С грустью поэт замечает, что кони стали такой же редкостью в селе, как были когда-то тракторы.

Дончаку во след

так посмотрит пострел,

вслед машине смотрел.

Пусть растает, как дым,

все, о чем ты мечтаешь, -

Только детям твоим

бег коней никогда не приснится.

Давным-давно забыто имя вдовино,

а вот колодец Вдовин

Теперь тут голо. Сединой полынной

дымится даль – сколь видно впереди

От неприступной крепости старинной

сегодня камня даже не найти, -

Человек и природа. Сейчас, как никогда, масштабно, зримо возвышается над миром человеческих треволнений известных их спор, заставив задуматься над диалектической сложностью их отношений. И сколько бы оплошностей не совершали мы по отношению к природе, каждому ясно, и поэту тоже, судя по многим его стихотворениям, что именно наша страна все более решительно становится флагманом в походе за разумное, бережное и творческое отношение к природе.

Через свинцовую завесу

летят, летят перепела…

Какое счастье знать, что на планете

есть эта степь – родимая земля.

Она прекрасна и щедра, как лето.

…раскрыть окно пошире

втаскивать в квартиру

иззябшие доверчивые вязы.

В духе литературных традиций Кашпуров через явления природы, их закономерности, поэтически осмысливает течение общественной жизни, постигая их общечеловеческий смысл:

…я доказать сумел бы,

что именно в апреле,

становятся щедрей и мягче люди.

Этот нравственный вывод определяют пронизывающие всю поэму стремления приблизить людей к добру, радости, обновлению.

а в поле дождь хлестал,

и от наук отцовских ныло тело.

Но приобвык, сноровистее стал,

И сладить мог с любым крестьянским делом.

3. Заключение

Мне понравилась поэзия Ивана Кашпурова за его искренние, простые строки, в которых мне близко все: и любовь к родному краю, и гордость за его жителей, и вера в замечательное будущее Ставрополья. Вместе с лирическим героем поэзии Кашпурова я переживаю и мучаюсь, люблю и ненавижу, мечтаю и совершаю открытия. Мне кажется, что творчество Кашпурова занимает достойное место среди поэтов – современников России. Школьники Ставрополья должны знать своих поэтов и писателей, читать их произведения и гордиться тем , что наш родной край дал их имена мировой и Российской культуре замечательного поэта Ивана Васильевича , а люди будут петь песни, созданные на его стихи.

Литература:

Белоусов, В. Мелодия степи / В. Белоусов // Лит. Россия. – 1986. – 13 июня. – С.20.

Егорова, Л. П. Певец Ставрополья: о ставропольском поэте И. В. Кашпурове / Л. П. Егорова // Литературное Ставрополье. – 2006. – N 1-2. – С.371-379.

Кашпуров, И. В. Живущим ныне: стихи, поэмы / И. В. Кашпуров.– Ставрополь : Кн. изд-во, 1987. – 185 с.

Кашпуров, И. В. Избранное: сборник стихотворений / И. В. Кашпуров . – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003. – 344 с.

Кашпуров, И. В. Избранные стихи / И. В. Кашпуров . – Ставрополь: Кавказская библиотека, 1996. – 352 с.

Кашпуров, И.В. Не за морями чудо: Избр. Стихи и поэмы. – Ставрополь: Книжное издательство, 1973. – 220 с.

Творчество Ставропольских поэтов и писателей. - Ставрополь: Книжное издательство, 1984 г. - 17 с.

Иван Кашпуров

Иван Васильевич Кашпуров родился в селе Калиновском Александровского района Ставропольского края 14 октября 1926 года. Издал около 30 книг, сотрудничал со многими журналами, его стихи переведены на болгарский, монгольский, французский, английский, японский, польский языки, а также языки народов бывшего СССР. За литературную деятельность награжден орденом "Знак Почета" и удостоен звания заслуженного работника культуры РСФСР. Член Союза писателей СССР, много лет работал ответственным секретарем Ставропольского отделения Союза.
Более двух десятков произведений поэта положены на музыку композиторами В. Иванниковым, Д. Осиновским, А. Уманцевым, В. Нашивочниковым, А. Бордуном.

Пахнут яблони

Пахнут яблони горьковато
под веселой большой луной,
и от этого аромата
сад качается как хмельной.

Степь холмистая ходит, ходит
словно палуба ходуном.
вербы старые хороводят
возле копанцев, за гумном.

Звезды движутся небесами,
хаты белые — в даль полей,
хаты кажутся парусами
уплывающих кораблей.

Ветер ахает в удивленьи —
все понятия смещены:
небо звездное — от цветенья,
хаты белые — от луны.

Пахнут яблони горьковато,
пахнет яблонями весна,
и от этого аромата
вся округа пьяным-пьяна.

Желтые гвоздики

Я нес любимой желтые гвоздики,
похожие на маленькие солнца.
Я нес цветы.
Я нес любимой радость.
А на меня прохожие смотрели
с каким-то непонятным удивленьем,
как будто я средь них был исключеньем.

Одна бесцеремонная особа,
прищурив глаз, сказала грубовато:
— Эй, парень, жетые цветы не дарят —
они к разлуке.
Слышишь ты?
К разлуке.

Я нес любимой желтые гвоздики,
похожие на маленькие солнца,
и до сегодня счастлив.
Очень счастлив.
Слышите вы?
Счастлив!

Ожидание чуда

Я живу в ожиданьи чуда,
в ожиданьи большой удачи,
серебром получая сдачу
за разменное золото чуба.

Катят будни в заботах разных
от субботы до воскресенья,
и ни всплеска, ни озаренья,
чтобы стало похоже на праздник.

Только чую зимой и летом,
как надежда в душе лучится:
может, нынче оно случится,
может, нынче наступит это.
И откуда мне знать, откуда,
что с годами в пути отстали
и давно уже прошлым стали
и удача моя, и чудо?

Были первой любви зарницы,
и — стихов моих первых гранки.
Но чего-то я жду спозаранку, —
может, чудо еще случится. * * *

Я весь день ищу слова

Я весь день ищу слова
для капризной строчки.
А в саду идет пальба —
лопаются почки;
а в саду дрозды свистят
празднично и чисто,
и обходятся без слов —
им хватает свиста.
Понимает их трава,
понимают ветви,
и когда они поют —
замолкают ветры.
Ну, а мне нужны слова,
полные доверья,
чтобы им в любом дому
открывали двери,
чтоб от сердца к сердцу шли
через всю Россию,
чтобы радость и тепло
людям приносили.

Я на помощь призывал
Ушакова с Далем.
Но ни Даль, ни Ушаков
ничего не дали.
И сижу вот целый день
над упрямой строчкой.
Может, завтра повезет,
а покуда — точка.

Тополя

Хутор Светлый —три десятка домиков
В косогор обветренный вросли.
А кругом — куртины желтых донников,
Да шумят, метелясь, ковыли.

А кругом — поля; хлеба качаются,
и полны перепелов поля.
И бежит дорога, не кончается,
хутор Светлый надвое деля.

Дремлет над горою Недреманною
пряная степная тишина,
и видать, как синеву туманную
на Невинку цедит вышина.

Хутор Светлый. Прямо за дорогою,
возле хаты, что других белей
каждый день верхами небо трогают
пять пирамидальных тополей.

Далеко-далеко Рава-Русская,
за год не доскачешь на коне
В Раве-Русской переулки узкие
и сады вишневые — в огне.

Меж землей и небом пламя мечется,
черный дым на белый день ползет.
Там за все, что мы зовем Отечеством,
платит кровью пограничный взвод.

И зарей вечерней за околицу,
постарев на тысячу годов,
провожает мать своих соколиков,
провожает пятерых сынов.

Там, в дали немыслимой, под городом,
что стоит на краешке страны,
длится бой с осатанелым ворогом —
и уходят из дому сыны.

Жухли травы, зноем заморенные,
хоть не время травам умирать.
Над скупой казенной похоронною
в белой хате причитала мать.

Хутор Светлый будто бы уменьшился.
Он притих, от горькой пыли сед,
от печальных причитаний женщины,
от предчувствий неизбежных бед.

А когда душа чуть-чуть оттаяла
и застыл в копытцах тонкий лед, —
в память сына, павшего под Таллином,
посадила тополь у ворот.

Он стоял,
считая дни суровые,
и не знал, что после белых вьюг
рядом с ним его два брата кровные
оглянутся горестно вокруг.

Шли бои за камни Севастополя,
закипали на Миус-реке,
и росли три молчаливых тополя
в ставропольском грустном хуторке.

Каждый день кому-то нес увечия,
сеял смерть и прибавлял морщин.
Но вела дорога бесконечная
воинов России на Берлин.

В речь входили странные названия
чужедальних рек и городов,
и сражений грозное дыхание
слушали все пять материков.

В тех сраженьях умирали воины
от усталой Родины вдали.
На земле, траншеями раскроенной,
обелиски звездные росли.

А когда однажды степь окутали
тучи
и апрельский день поблек, —
посадила мать в далеком хуторе
молодой четвертый тополек.

Над рейхстагом теплою зарницею —
знамя. Тает дым пороховой.
На последней огневой позиции
пал боец — к ступеням головой.

В теплый вечер огненными кронами
подожгли салюты небосклон,
и пришел с последней похоронною
в хутор Светлый старый почтальон.

С той поры и слепнут окна низкие
в хате белой, глядя в синь полей,
и стоят живыми обелисками
пять пирамидальных тополей.

К ним выходит мать-старушка древняя
и, печально помолясь буграм,
как с сынами взрослыми, с деревьями
говорит о чем-то по утрам.

А вдали, над лысой Недреманною,
облаков алеют паруса,
и бегут машины за туманами,
словно улетают в небеса.

Степь

Солончаки.
Вихры полыни сивые
да коршунов ленивых виражи.
скажи мне, степь,
ну что в тебе красивого,
на чем тут глазу отдохнуть,
скажи?

Быть может, эти
жилистые донники
тебя преображают по весне,
когда ветров
размашистые дольники
звучат на поэтической волне?

Эх, степь родная, —
воля ястребиная,
как ни колдует над тобой весна,
но красота твоя неистребимая, —
она во мне,
в моей душе она!

Читайте также: