Биография г ибрагимова кратко

Обновлено: 02.07.2024

Галимджан Ибрагимов — уникальная фигура в истории татарского народа. Наследие этого великого писателя, ученого, публициста, общественного и государственного деятеля представляет огромную ценность для развития гуманитарных знаний у татар и тюркских народов в целом. Галимджан Ибрагимов сыграл важнейшую роль в становлении современного татарского языкознания как науки и в разработке ее методологии, он был одним из ведущих ученых своего времени. Всего лишь за два десятилетия Галимджан Ибрагимов проявил себя не только как сильный теоретик, но и как деятельный практик, умелый организатор, претворяющий в жизнь результаты научных открытий.

Значение деятельности Г.Ибрагимова для современного татарского языкознания заключается в первую очередь в практической реализации принципов народности, объективности и рационализма, которые были теоретически сформулированы Каюмом Насыри, а берут свое начало в татарском языкознании еще с исследований российских языковедов-тюркологов конца XVIII — XIX века. Помимо этого, Г.Ибрагимов, как с теоретической, так и с практической стороны, принял непосредственное участие в формировании и развитии многих разделов современного татарского и тюркского языкознания.

Галимджан Гирфанович Ибрагимов родился 12 марта 1887 года (по новому стилю) в деревне­ Султанмуратово Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (современный Аургазинский район Республики Башкортостан) в простой семье. Его отец — Гирфан Ибрагимов был некоторое время в деревне имамом. Это, несомненно, стало одной из причин, повлиявших на жизненный выбор ученого.

После исключения в 1908 году из мед­ресе за участие в демократическом движении шакирдов Галимджан Ибрагимов продолжал самостоятельное изучение различных дисциплин, особый упор делая на русскую и западноевропейскую науку. Несмотря на большое желание, он не смог поступить в университет из-за политичес­кой неблагонадежности. Стремление молодого Ибрагимова к знаниям ярко иллю­стрирует, например, тот факт, что однажды­ он нанялся к одному помещику на работу,­ а вместо платы брал у его сына уроки рус­ского языка.

К моменту приезда в 1909 году в Казань Галимджан Ибрагимов был уже вполне сложившимся языковедом и сразу же приступил к научной деятельности.­

Многие выдающиеся языковеды, оставившие глубокий след в истории лингвистики, отличались разносторонностью и широтой научных интересов. Галимджан Ибрагимов тоже обладал этим свойством. Его лингвистическая деятельность включала в себя изучение теоретической и практической грамматики, актуальных проблем графики и орфографии, лексикологии (особенно терминологии), истории литературного языка, методики преподавания родного языка, а также вопросов общего развития отдельных тюркских языков и других разделов языкознания.

Деятельность Г.Ибрагимова в сфере языкознания имела четко выраженную практическую направленность, была социально обусловлена и мотивирована необходимостью создания собственной оригинальной татарской лингвистической теории. В этом смысле лингвистические исследования понимались им самим как один из аспектов интеллектуального и культурного прогресса народа.

В этот период татарский народ испытывал сильную потребность в учебниках родного языка, татарскую общественность волновал вопрос национального самоопределения, и в связи с этим возникли проблемы развития литературного языка на народной основе, особенно его лексической и терминологической системы, создания четкой и понятной орфографии. Галимджан Ибрагимов вел свою лингвисти­ческую деятельность с целью удовлетворения этих общественных потребностей и решения стоявших перед татарской нацией актуальных проблем.

Система лингвистических взглядов Г.Ибрагимова сформировалась под влиянием различных традиций мировой языковедческой науки. Татарский народ на протяжении многих веков жил в тесном контакте с двумя великими цивилизациями — западноевропейской и восточной, арабо-мусульманской. Поэтому на лингвистические взгляды Г.Ибрагимова оказали влияние обе эти во многом отличные друг от друга научные традиции.

Влияние европейской науки на языковедческую концепцию Ибрагимова является следствием общей европейской ориентации татарской интеллигенции в начале ХХ века и усвоения европейских принципов научного познания. Это влияние проявляется в общей методологии исследований. Во всех лингвистических работах Галимджана Ибрагимова четко прослеживается тенденция реализации следующих основных принципов: 1) отдается предпочтение не классическому старотатарскому, а общенародному разговорному, т.е. не мертвому, а живому языку; 2) исследуются лишь факты, свойственные татарскому языку. Ибрагимов против механического переноса грамматической системы других языков на татарский.

В свою очередь влияние традиционного арабского языкознания на лингвистическую концепцию Ибрагимова обусловлено объективными особенностями дореволюционной татарской образовательной системы. Арабский язык и классическая арабская филология преподавались в татарских медресе на протяжении многих веков. Учитывая и то, что Ибрагимов был в период учебы в медресе одним из лучших, становится очевидным, что классическая арабская грамматика, ее методология была хорошо усвоена будущим ученым и являлась для него естественной.

Следует отметить, что указанные языковые явления действительно имеют некоторое сходство в татарском и арабском языках, т.е. Г.Ибрагимов искал универсалии в различных языках и адаптировал их описание к системе татарского языка.

Знакомство с различными лингвистическими традициями сыграло важнейшую роль в формировании Г.Ибрагимова как языковеда. Во-первых, владение разноструктурными языками способствовало расширению кругозора ученого, давало ему возможность находить основные моменты в системе родного языка на основе сопоставительного изучения языкового материала, делать научные обобщения. Во-вторых, знакомство с научными успехами других народов поднимало работу исследователя на новый теоретический и методологический уровень. Именно знание двух различных лингвистических традиций помогло Ибрагимову создать оригинальную концепцию, отражающую особенности в первую очередь грамматической системы татарского языка. Это было одним из факторов, защищавших Г.Ибрагимова от одностронности в его исследованиях.

До начала ХХ века татарские грамматики составлялись в основном по принципам русских либо арабских грамматик, описание грамматического строя велось путем поиска в татарском языке соответствий явлениям русского и арабского языков. А грамматическая концепция Г.Ибрагимова характеризуется оригинальностью в исследовании грамматического строя татарского языка. Ученым произведен анализ частей речи и сделана попытка их описания с помощью адекватных категорий, изучена синтаксическая система татарского языка.

Г.Ибрагимов также занимался проблемами терминологии, его наследие в этом аспекте и по сей день сохраняет научно-практическое значение. Деятельность в этой области велась им в двух направлениях. Во-первых, он внес свой вклад в разработку теоретической основы и принципов создания научной терминологии в татарском языке; во-вторых, как филолог-практик он непосредственно участвовал в создании татарской лингвистической терминологии. Роль Г.Ибрагимова в становлении современной татарской лингвистической терминологии заключалась не только в создании новых терминов, но также и в популяризации и локализации многих терминов, предложенных другими авторами, и некоторых традиционных арабских терминов. В этом аспекте ученый является одним из основателей современной татарской лингвистической терминологии, сыгравшим огромную роль прежде всего в упорядочении терминологической системы.

Лингвистическое наследие Г.Ибрагимова представляет ценность не только для непосредственно татарского языкознания, но и для тюркологии в целом. В частности, интересной является его мысль о дальнейшем развитии отдельных тюркских литературных языков в качестве независимых систем, построенных по общим универсальным принципам. В этой связи Г.Ибрагимовым были предложены своеобразные принципы унификации тюркских языков.

После 1917 года в биографии а следовательно, и в научной деятельности Галимджана Ибрагимова произошли большие изменения. Он стал еще активнее участвовать в общественной жизни, работал в органах советской власти и по этой причине не мог уделять достаточно времени теоретическим вопросам языко­знания. Таким образом, в послереволюционный период Ибрагимов выступал в основном как организатор научно-исследовательской деятельности. Он занимался решением первоочередных задач: возглавлял коллектив по созданию учебников при Наркомпросе ТАССР, организовывал и непосредственно участвовал в мероприятиях по реформированию татарского алфавита и орфографии, разработке новой научной и общественной терминологии, занимался многими другими практическими и общественно значимыми вопросами.

Одним из важнейших аспектов лингвистической деятельности Г.Ибрагимова является его работа в должности предсе­дателя Академического центра Нар­ком­проса ТАССР в 1925 — 1927 годах. Его организационная работа заложила основы системы языковедческих, филоло­ги­ческих и гуманитарных исследований в Татарстане, при его участии были основаны и начали формироваться специали­зи­рованные научные учреждения республики.

Важное место в наследии Г.Ибрагимова занимают его научно-полемические работы и общественная деятельность, посвященные вопросам перевода татарской письменности на латинскую графику в 20-х годах ХХ века и сопровождавшим этот процесс жарким спорам. Особенно эти споры обострились после того, как на Первом всесоюзном тюркологическом съезде в Баку в 1926 году возглавляемая Г.Ибрагимовым делегация Татарской АССР проголосовала против принятия латинского шрифта для всех тюркских народностей. В данной полемике выдающийся ученый занимал консервативную позицию, он был противником перехода на латиницу, справедливо опасаясь утраты многовекового культурного и научного наследия, созданного на арабской графике. В то же время, будучи убежденным коммунистом, он аргументировал свою позицию и тем, что смена шрифта потребует больших материальных и интеллектуальных затрат и затормозит социалистическое развитие татарского общества.

Деятельность Г.Ибрагимова в области татарского языкознания настолько многогранна, что так или иначе охватывает большинство разделов лингвистики. Помимо упомянутых проблем, выдающийся языковед проводил исследования и в области стилистики, контрастивной лингвистики, теории и практики перевода. Мотивацией заниматься той или иной проблемой всегда для него служила общественная актуальность вопроса.

Активная лингвистическая деятельность Галимджана Ибрагимова продолжалась до 1927 года. Многолетние лишения, тяжелые условия жизни и деятельности, интенсивная работа без отдыха на протяжении десятилетий подорвали его здоровье, и в апреле 1927 года ученый был вынужден выехать на лечение в Крым и провести там остаток своих дней.

Несмотря на то, что Галимджан Ибрагимов после 1927 года не создал каких-то законченных лингвистических трудов, он, несомненно, интересовался проблемами языка и языкознания, что отражено в его письмах и других источниках. Так, в одной из бесед с представителями татарской интеллигенции, навещавшими его в Крыму, Ибрагимов говорит о необходимости создания в Казан­ском университете специальной кафедры татарского языка и литературы и открытия при ней аспирантуры, а также организации научно-исследовательского института языка, литературы и истории.

Как известно, система лингвистических исследований в Татарстане развивалась в последующие более чем полвека именно в соответствии с этими программными, определявшими дальнейшее развитие науки предложениями Галимджана Ибрагимова. И сейчас главными центрами татарского языкознания являются Казанский университет и Институт языка, литературы и искусства имени Г.Ибрагимова, символично носящий имя великого ученого.

Как и большинство представителей татарской интеллигенции, Галимджан Ибрагимов не избежал массовых репрессий 30-х годов ХХ века, и его жизнь закончилась трагически. В 1937 году, тяже­лобольной, он был арестован и скончался­ в тюремной больнице в Казани 21 января­ 1938 года.

В течение долгих лет научные­ труды Г.Ибрагимова были забыты, в татарском языкознании была нарушена преемственность. Был утерян также и личный архив Г.Ибрагимова. В случае обнаружения этих ценнейших материалов появится возможность еще лучше познать его многогранную деятельность.

В 1955 году Г.Ибрагимов был реабилитирован, его наследие возвращено. Теперь исследователи, работающие в области татарского языкознания, все больше и больше обращаются к этому многогранному и богатейшему, но еще недостаточно изученному наследию. А сам Галимджан Ибрагимов является классическим примером для современных языковедов.

Основные труды по лингвистике

1. Татар сарыфы.— Казан: Гасыр, 1911.— 82 б.; то же: Казан: Әхмәтгәрәй Хәсәни вә шөрәкәсе, 1913. — 78 б.; Казан: Әхмәтгәрәй Хәсәни вә шөрәкәсе, 1915. — 62 б.; Казан: Сабах, 1917. — 52 б.; Казан: Сабах, 1918. — 84 б.; Токио: Матбагаи исламия, 1935. — 80 б.

2. Татар нәхүе. — Казан: Әхмәтгәрәй Хәсәни вә шөрәкәсе, 1911. — 74 б.; то же: 1914. — 74 б.; 1915. — 74 б.; 1916. — 74 б.; Казан: Сабах, 1917.— 84 б.; Казан: Сабах, 1919.— 52 б.; Токио: Матбагаи исламия, 1935. — 77 б.

3. Без татармыз // Шура. — 1911. — №8.— 236–238 б.

5. Татар имлясы. — Казан, 1914. — 28 б.

6. Татар имлясында яңа агымлар // Аң. — 1915. — №18/19. — 327–336 б.

7. Татар сарыфлары // Аң.— 1915. — №21/22. — 378–390 б.

8. Татар телен ничек укытырга?: телебезнең методикасы хакында бер тәҗрибә. — Казан: Сабах, 1916. — 90 б.; то же: Казан: Сабах, 1918. — 76 б.; Казан: 6-я гос. типография, 1919. — 78 б.

9. Телләре башка булса да, күңелләре бер // Аң. — 1916. — №5. — 87–90 б.

10. Яңа әдәби татар теленең беренче баскычларында // Каюм Насыйри мәҗмугасы: вафатына 20 ел тулу мөнәсәбәте белән / мөх. Г. Ибраһимов. — Казан: Татиздат, 1922. — 150–160 б.

11. Әдәби тел мәсьәләсе яңадан күтәрелә: төрки әдәби телләр хакында // Безнең байрак.— 1923. — 8 май.

12. Имля, тел, әдәбият мәсьәләләре. — Казан: Татарстан матбугат һәм нәшрият комбинаты, 1924.— 143 б.; то же: Казан: Татарстан дәүләт нәшрияты, 1927. — 144 б.

13. Имля-хәреф мәсьәләсе // Мәгариф. — 1924. — №3/4. — 198–216 б.

14. Тел һәм атамалар турысында инструкция / авт. Г.Ибраһимов, З.Нуркин // Кызыл Татарстан. — 1926. — 22 гыйнв.

О нем

1. Зәкиев М.З. Галимҗан Ибраһимов — тел галиме // Әсәрләр. 8 т.: 8 т. — Казан, 1987. — 335–360 б.

2. Вәлиди Җ. Галимҗан Ибраһимовның тел мәйданындагы хезмәтләре // Галимҗан Ибраһимов (XX еллык әдәби, гыйльми, иҗтимагый хезмәт бәйрәменә каратылып чыгарылган гыйльми-тәнкыйть җыентык). — Казан, 1928. — 131–142 б.

3. Хаков В.Х. Г.Ибраһимов — күренекле тел галиме // Татар тел белеме мәсьәләләре. 3 кит.— Казан: КГУ нәшр., 1969. — 5–19 б.

5. Галимджан Ибрагимов и XXI век. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Г.Ибрагимова. — Казань, 2007. — 332 с.

Ибрагимов Галимджан Гирфанович

Российская Империя в годы своего заката отличалась закостенелой системой управления. Считавшиеся политически неблагонадежными люди, особенно из национальных окраин, практически не могли получить образование или изменить общественный статус. Ситуация изменилась в первые годы Советской власти после Великой Октябрьской Социалистической Революции 1917 года.

Бунтарское детство

Будущий известный татарский литератор и общественный деятель родился в семье деревенского муллы 12 марта 1887 года в деревне Султанмуратово. В царской России это была Уфимская губерния, Стерлитамакский уезд. В современное время – Республика Башкортостан, Аургазинский район.

Галимджан Ибрагимов в 1913 г.

Галимджан Ибрагимов в 1913 г.

Многообразие взрослой жизни

В этот период молодой человек увлекся политической деятельностью, активно участвуя в создании партии татарских социал-революционеров (эсэров). Уже после революции он вошел в состав Комиссариата, который занимался вопросами мусульман России.

Галимджан Ибрагимов в молодости

Галимджан Ибрагимов в молодости

В 30-х годах занимал ряд руководящих должностей одного из наркоматов и проводил преподавательскую работу в Казанском Коммунистическом университете.

Вместе с тем талантливый человек много и плодотворно писал. Его произведения имели разный объем и тематическую направленность. Заметен вклад Ибрагимова в теорию татарской литературы и языковедения. Неоценима его работа и на поприще журналистики. По инициативе Галимджана Гирфановича и при его непосредственном участии было создано несколько газет и журналов. В знаменательных датах его биография выглядит так:

Галимджан Ибрагимов в 1932 г.

Галимджан Ибрагимов в 1932 г.

Немного шпионских страстей

Историки называют этого человека суперменом своего времени. На то были свои причины. Он всегда был бунтарем с интеллигентскими привычками. Очень характерен для него факт из биографии. В разгар гражданской войны отважного татарина отправили в тыл колчаковских войск. Он сменил внешность, имя и под видом переводчика на участке одной из дивизий перешел фронт. Сначала он изображал перевозчика воды, потом ямщика. Под конец, с раздобытым свидетельством на торговлю Ибрагимов колесил по Уралу и Сибири, собирая необходимые разведывательные сведения. Параллельно отважный разведчик вел агитацию среди населения за большевиков.

Близкий человек и в беде рядом

Напряженная работа во всех сферах деятельности подорвала здоровье мужчины. В марте 1927 года он заболел туберкулезом. В связи с этим фактом Галимджан Гирфанович переехал в Ялту. Там свои последние 10 лет жизни он посвятил борьбе с болезнью. С 1933 года Ибрагимов был женат на Хадиче Мухаметовне Фаткуллиной. Самоотверженная женщина жила и ухаживала за больным Галимджаном. Она была рядом с ним в момент, когда прикованного к постели больного писателя пришли арестовывать.

Заключение

Историки отмечают, что далеко не до конца оценен вклад Галимджана Ибрагимова в создание республики Татарстан. Многие из ученых признают за ним первенство в высказывании самой этой идеи. Несомненно, этот выдающийся общественный деятель приложил массу сил для создания Татарской автономии.

Писатель Галимджан Ибрагимов

Писатель Галимджан Ибрагимов

ИБРАГИМОВ Галимджан Гирфанович (1887-1938)
Писатель, ученый, общественный деятель Галимджан Гирфанович Ибрагимов родился 12 марта 1887 года в деревне Султанмуратово Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (сейчас Аургазинский район Республики Башкортостан). Первоначальное образование получил в сельском медресе и начальной русской школе. В 1906-1908 годы в Уфе он обучался в медресе "Галия". Первый рассказ Ибрагимова "Изгнание Заки-шакирда из медресе" появился в 1907 году в газете "Эль-Ислах. Среди первых рассказов "Жертвы любви", "Судьба татарки" (первый вариант) и исторический труд "Культура древнего ислама". В 1909 г. Г.Ибрагимов переезжает в Казань и решает посвятить себя литературному делу, а в 1912 году он публикует первое крупное произведение "Яшь йорэклэр"("Молодые сердца"), принёсшее ему популярность. В этот период (1909-1912 гг.) в полную силу раскрывается его творческий потенциал. Он пишет рассказы "Яз башы" ("Начало весны"), "Дингездэ ("В море"), "Сею-сэгадэт" ("Любовь-счастье" и др.) В 1915-1917 гг. Г.Ибрагимов преподает в медресе "Галия" в Уфе. В эти годы он пишет свои рассказы "Кетучелер" ("Пастухи"), "Табигать балалары" ("Дети природы" др.), роман "Безнец кеннэр" ("Наши дни"); научно-педагогические работы "Грамматика татарского языка", "Новая литература", "Методика преподавания родного языка".
После Февральской революции в России в 1917 году Галимжан Ибрагим и Сайфи Файзи издают в Стерлитамаке татарскую газету "Ирек"("Свобода"), а с сентября 1917 года - он редактирует татарскую газету "Безнен юл"("Наш путь"). В мае 1922 года вышел в свет первый номер литературно-художественного и общественно-политического журнала на татарском языке "Безнен юл", предшественника нынешнего издания "Казан утлары". Через этот журнал, созданный по инициативе Галимжана Ибрагимова, татарский читатель впервые ознакомился с произведениями Х. Такташа, Ш.Камала, Ш.Усманова, К. Наджми, А.Кутуя и других писателей. Он являлся также одним из организаторов и редактором журнала"Магариф".
Г.Ибрагимов создает драму "Яца кешелар" ("Новые люди"), повесть "Кызыл чачэклэр" ("Красные цветы"), романы "Тирэн тамырлар" ("Глубокие корни"), "Казакъ кызы" ("Дочь степи"). Самые известные произведения Г. Ибрагимова- "Судьба татарской женщины" "Дети природы", романы "Молодые сердца", "Наши дни". Среди научных работ - "Татарская грамматика" (1911), "Теория литературы" (1916), "Методика преподавания родного языка" (1918).
Г. Ибрагимов - один из лидеров и создателей Партии татаро-башкирских мусульманских левых эсеров. В 1918 году он - один из организаторов Комиссариата по делам мусульман Внутренней России. В 1920-24 - сотрудник Издательского отдела Центрального бюро Коммунистических народов Востока при ЦК РКП(б), преподаватель Коммунистического университета в Казани. В 1925-1927 председатель Академического центра при Наркоме просвещения, координатор перевода и издания на татарский язык сочинений В. Ленина.
Последние годы жизни (с 1927 г.) в связи с болезнью Г.Ибрагимов провел в Крыму (Ялте), где был арестован и перевезен в Казань. Скончался он 21января 1938 года в тюремной больнице. Реабилитирован посмертно.

Трудно поверить, но и этот оборванный обозчик и серьезный студент - одно и то же лицо. И шляпа и фуражка Г.Ибрагимова лихо заломлены набок.

Трудно поверить, но и этот оборванный обозчик и серьезный студент - одно и то же лицо. И шляпа и фуражка Г.Ибрагимова лихо заломлены набок.

В истории татарского народа Галимджан Ибрагимов – фигура уникальная. Он был поистине выдающимся человеком своего времени. Разносторонность и глубина его таланта вызывают восхищение. Ведь Ибрагимов являлся не только прекрасным писателем и крупным общественным деятелем, но и незаурядным ученым, много сделавшим для становления татарского языкознания, и публицистом.

Фонды Казанского губернского жандармского управления начала прошлого века свидетельствуют, что Галимджан Ибрагимов был под наблюдением полиции и имел кличку “Интеллигентный”.

Позднее в биографии Г. Ибрагимова будут и Одесса и Киев, где он успел побывать вольнослушателем Киевского университета, организатором тайного общества мусульманских студентов, за что был посажен в тюрьму, и снова Уфа, с которой связана его работа в партии татаро-башкирских мусульман левых эссеров. В переломные послереволюционные годы писатель окажется в эпицентре споров о татаро-башкирской автономии, станет одним из создателей Комиссариата по делам мусульман Внутренней России и даже побывает в разведке в тылу адмирала А.В. Колчака (1919 г.), где Ибрагимов вел красную пропаганду среди населения Урала и Западной Сибири. Однако 1920 г. - год образования Татарской АССР, вновь прочно свяжет этого выдающегося представителя татарской интеллигенции с Казанью.

В таком вот "прикиде" водовоза Галимджан собирал оперативную информацию в тылу армии Колчака. Лето. 1919 г. Фото на фоне узорчатого занавеса сделано в ателье, по возвращении, отчего создаётся впечатление сценического костюма.

В таком вот "прикиде" водовоза Галимджан собирал оперативную информацию в тылу армии Колчака. Лето. 1919 г. Фото на фоне узорчатого занавеса сделано в ателье, по возвращении, отчего создаётся впечатление сценического костюма.

Читайте также: