Биоэлектрическая активность мозга детей кратко

Обновлено: 07.07.2024

Л.Б. Иванов, А.В. Будкевич, Г.М. Джанумова
КДЦ при ДГКБ №9 им. Г.Н. Сперанского г. Москва Л.Б. Иванов — канд. мед. наук, зав. отделением, детская городская клиническая больница № 9 им. Г.Н. Сперанского (Москва).
А.В. Будкевич — канд. мед. наук, детская городская клиническая больница № 9 им. Г.Н. Сперанского (Москва).
Г.М. Джанумова — канд. мед. наук, детская городская клиническая больница № 9 им. Г.Н. Сперанского (Москва).

Проведено исследование терапевтического эффекта тенотена детского при лечении 50 детей с локальными, распространенными и генерализованными и тиками. Эффективность оценивалась по клиническим показателям (по количеству тиков за единицу времени и бальной шкале тревожности). Было установлено, что препарат оказался высокоэффективным при использовании его в группах детей с локальными и распространенными тиками, как по показателям угасания гиперкинетической симптоматики, так и по состоянию поведенческих реакций. Позитивная динамика клинических симптомов сопровождалась тенденцией к нормализации спектрально-когерентных показателей ЭЭГ, которая зависела от исходной картины биотоков мозга. Судя по особенностям разнонаправленной динамики нормализации электроэнцефалограммы при курсовом лечении тиков можно заключить, что тенотен не обладает прямым действием на синхронизирующие и десинхронизирующие механизмы регуляции функции коры головного мозга, а способствует установлению оптимального регулирующего баланса между этими системами опосредованно через нормализацию иных систем.

Ключевые слова: электроэнцефалография, гиперкинез, тенотен.

Bioelectrical brain activity during Tenoten treatment of children with tic hyperkinesis (clinical-electroencephalographic research)

Key words: electroencephalography, hyperkinesia, tenoten.

Тикозные расстройства встречаются у детей и подростков с частотой от 5 до 24%, [3]. Тики у детей до 50% случаев сопровождаются синдромом дефицита внимания и гиперактивности [6], также параллельно с тиками регистрируются такие коморбидные состояния, как энурез, когнитивные нарушения, двигательные стереотипии, диссомнии, тревожные и обссесивные расстройства. Дети с тиками характеризуются повышенным уровнем тревожности [10].

Лечение тиков — это сложное дело и является длительным и непрерывным процессом. Используется огромное количество медикаментозных средств [2], выбор которых определяется в зависимости от формы заболевания и от индивидуального ответа на проводимую терапию. Универсального метода лечения пока не существует.

Цель исследования

Объект и методы

Исследование проводилось на базе диагностического отделения КДП при ДГКБ № 9 им. Г.Н. Сперанского, г. Москва. В исследование были включены 50 детей с тикозными гиперкинезами, в возрасте от 3 до 15 лет, получавших в течение 2 месяцев в качестве монотерапии препарат Тенотен детский по 1 таблетке 3 раза в сутки под язык. Оценка эффективности терапии осуществлена по клиническим и электроэнцефалографическим показателям. Выделено три группы по форме клинического проявления: с локальными тиками было 20 детей, с распространенными — 20, с генерализованными — 10.

В динамике всем больным проводился клинический осмотр, с оценкой неврологического статуса, наличия и распространенности тикозных гиперкинезов, с применением методики подсчета тиков за 20 мин с оценкой коэффициента эффективности (КЭ) терапии, который вычислялся по методике Зыкова В.П., где КЭ принимался за низкий — 0–33%, умеренный — 34–67%, высокий — 68–100% [3]. Оценка уровня тревожности в баллах проводилась по шкале Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.

Исследование состояния биоэлектрической активности головного мозга до и после курса тенотеном детским осуществлено без деления их на подгруппы по клинической классификации на локальные, распространенные и генерализованные, т.к. многообразие вариантов нарушения биоэлектрической активности головного мозга при тикозных гиперкинезах требует мультипараметрического подхода к анализу происходящей динамики изменений на фоне терапии.

Результаты

Среди наблюдаемых больных преобладали дети в возрасте 4–12 лет (табл. 1), что, видимо, связано с активным созреванием гипоталамо-гипофизарной системы. Во всех группах, помимо гиперкинетической симптоматики в неврологическом статусе часто регистрировались признаки вегетодисфункции, в некоторых случаях гиперрефлексия, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, энурез, парасомнии, обсессивно-компульсивный синдром. Основным клиническим проявлением тиков является наличие периодических навязчивых движений любой частью тела или лица. Они могут быть локальными, распространенными или генерализованными. Локальный тикозный гиперкинез захватывает одну мышечную группу, в основном мимическую мускулатуру, чаще всего отмечается учащенные мигания, зажмуривания, движения угла рта и крыльев носа. Распространенный тикозный гиперкинез характеризуется вовлечением нескольких мышечных групп: мимических, мышц головы и шеи, плечевого пояса, верхних конечностей, мышц живота и спины. В распространенном гиперкинезе участвуют мышцы шеи и головы: повороты, наклоны, запрокидывания головы назад. Наиболее частые сочетания непроизвольных движений: частое мигание и заведение взора; заведение взора и подергивания плеча; заведение взора и повороты головы. Генерализованный тикозный гиперкинез — прогрессирующее заболевание экстрапирамидной системы, характеризующееся разнообразными варьирующими по своей продолжительности и течению моторными и вокальными тиками.

Таблица 1. Распределение больных по возрасту и по тяжести заболевания

Оценка эффективности терапии тенотеном детским по количеству тиков

Анализ количества тиков за единицу времени (за 20 мин) до и после лечения у детей с разными формами гиперкинезов представлен в табл. 2.

Таблица 2. Оценка результатов терапии детей с тикозными гиперкинезами Тенотеном детским

Локальный тик Распространенный тик Генерализованный тик
Количество тиков за 20 мин
До лечения (М±m) После лечения (М±m) До лечения (М±m) После лечения (М±m) До лечения (М±m) После лечения (М±m)
14,8 ± 0,6 4,7 ± 0,4
p КЭ — высокий
12,0 ± 0,7 4,7 ± 2,7
p КЭ — средний
18,8 ± 1,7 14,2 ± 1,3
p > 0,05
КЭ — низкий

Применение тенотена в группе детей с генерализованными тиками по подсчету количества тиков за единицу времени до и после лечения не выявило достоверных различий и показало невысокую его эффективность. Лишь в одном наблюдении отмечена редукция гиперкинезов.

Оценка эффективности терапии по уровню тревожности

В результате лечения тенотеном детским количество детей в группах при локальных тиках со средним уровнем тревожности сократилось в 2,3 раза, с высоким — в 3 раза. У детей с распространенным тикозными гиперкинезами, получавших тенотен детский, также налюдалась отчетливая тенденция к снижению уровня тревожности.

Несмотря на то, что в процессе лечения тенотеном детей с генерализованной формой тикозных гиперкинезов по показателю редукции количества тиков, получен низкий коэффициент эффективности, уровень тревожности у 7 пациентов в этой группе снизился (табл. 3).

Таблица 3. Динамика уровня тревожности у детей с тикозными гиперкинезами в зависимости от топико-клинической формы заболевания

Уровень тревожности
(в баллах)
Локальные тики
(n = 20)
Распространенные
(n = 20)
Генерализованные
(n = 10)
До лечения После лечения До лечения После лечения До лечения После лечения
Низкий 3 13 3 11 0 2
Средний 12 5 11 7 4 7
Высокий 5 2 6 2 6 1

Оценка эффективности лечения по показателям электроэнцефалограммы

Анализ ЭЭГ у большинства больных детей с тикозными гиперкинезами показал, что биоэлектрическая активность головного мозга изменена с высокой степенью вариабельности. У 20 пациентов (40%) преобладали дизритмические проявления. Из них у части больных дизритмия характеризовалась как среднего вольтажа. У 12 пациентов (24%) нарушения общемозговой ритмики имели меньшую выраженность в виде дезогранизации основного ритма. У 6 детей (12%) встречались изменения по типу низковольтной дизритмии. В 12 случаях (24%) имело место особое изменение ритмики в виде пространственного расширения представительства альфа-ритма включая височные отделы (табл. 4).

Таблица 4. Характеристика общемозговых изменений на ЭЭГ у 50 детей с тикозными гиперкинезами до назначения курса лечения тенотеном детским

Характеристика общемозговой ритмики Количество пациентов
(n = 50)
n %
Дизритмия среднего вольтажа 20 40
Дезорганизация основного ритма 12 24
Низковольтная дизритмия 6 12
Расширенная зона альфа-ритма (включая височные отделы) 12 24
Удовлетворительная организация альфа-ритма с нормальным
пространственным распределением
0 0
Всего 50 100

Кроме того, как правило, на ЭЭГ при любом исходном фоне выявлялись признаки повышения активности глубинных образований в виде билатеральных вспышек тета, альфаподобных волн или вспышек низкочастотных бета-колебаний высокой амплитуды. У многих больных регистрировались одиночные или распространенные острые волны, которые по своему генезу не являлись эпилептическими и носили неспецифический характер. Очаговые расстройства электрогенеза головного мозга носили условный характер. Это выражалось или преобладанием негрубых острых волн в одном из полушарий, асимметрией по тета- или альфа-ритму, или преобладание неопределенной ритмики в височных отделах, чаще справа. Достоверные эпилептиформные знаки с отчетливой полушарной или локальной проекционной зоной встречаются редко, поэтому в анализируемую группу пациенты с такого рода графическим компонентами ЭЭГ не были включены. Довольно часто наблюдалась односторонняя полиритмия по альфа-ритму, что на спектрограммах ЭЭГ проявлялось в виде поли- или двухмодального пика мощностных значений в альфа-диапазоне. При вариантах с распространенным альфа-ритмом выделяли специальные клинически значимые варианты его распределения, такие как аффективный, невротический паттерны ЭЭГ. Такие варианты ЭЭГ у детей с тикозными гиперкинезами встретились у 12 пациентов (24%).

Проведенный спектральный анализ обнаружил значимые изменение мощностных характеристик у 38 пациентов (76% случаев). Двухмодальный пик альфа-ритма отмечен у 14 пациентов (28%). Повышение мощности основного ритма установлено у 25 пациентов (50%), у 16 (32%) — отмечено существенное снижение относительно нормы (табл. 5).

Таблица 5. Динамика мощности доминирующего альфа-ритма до и после лечения детей с тикозными гиперкинезами тенотеном детским (мкВ.)

Показатели электроэнцефалограммыНорма*
(M ± ð ± m)
До лечения
(M ± ð ± m)
После лечения
(M ± ð ± m)
Оценка достоверности
Спектр мощности
(альфа-пик)
в затылочной
области
Исходно
сниженная
мощность (n = 16)
172 ± 47 ± 9,449 ± 17 ± 4,3102 ± 28 ± 9,3p 0,5
* использовано нормальное значение мгновенной мощности альфа-пика (по данным В.П. Зыкова, 1999). Дополнительно к среднеквадратичному отклонению (ð), которое использовал автор, нами выполнено вычисление среднеквадратичной ошибки средней (m), поскольку принято именно этот параметр использовать для вычисления достоверности различий.

Состояние внутримозговой интеграции электрических процессов мозга количественно оценивалось по значениям средней когерентности. По межполушарным парам отмечено снижение относительно нормы уровня внутримозговых связей в парах Fp2–Fp1 и F4–F3 и повышение в парах С4–С3 и Р4–Р3 у 27 пациентов (54%) как свидетельство ослабления уровня межлобных отношений и повышение межтеменных. Аномальное состояние внутриполушарных отношений было отмечено у 23 детей (46%) в виде снижения значений когерентности в парах Fp1–T3 и Fp2–T4 и повышения в парах Т3–О1 и Т4–О2 (табл. 6 и 7).

Таблица 6. Результаты изменения внутриполушарных отношений по средней когерентности ЭЭГ до и после лечения детей с тикозными гиперкинезами тенотеном детским

ПарыНорма
(М± т)
До лечения
(М± т)
После лечения
(М± т)
Оценка
достоверности
Fp1-T30,34 ± 0,010,36 ± 0,020,34 ± 0,02р > 0,05
Fp2-T40,31 ± 0,020,37 ± 0,020,38 ± 0,02р > 0,05
T3-O10,15 ± 0,010,36 ± 0,020,22 ± 0,02р 0,5 2 1 1
Умеренный
>0,4 - >0,5
5 3 2
Легкий
>0,3 - >0,4
2 0 0

Недостаточная эффективность существующих методов лечения детей с тикозными гиперкинезами, наличие существенных осложнений и побочных эффектов при их применении, диктуют необходимость поиска новых, безопасных методов терапии данного вида патологии. Многие препараты, оказывая позитивное действие на купирование тикозных гиперкинезов, сопровождаются нежелательными побочными эффектами (нейролептики, транквилизаторы) в виде снижения уровня бодрствования, что клинически это проявляется сонливостью, вялостью, падением работоспособности и т.д. Соответственно это проявляется в затруднении социальной адаптации детей. Снижение уровня бодрствования при лечении этими препаратами обусловлено, как правило, прямым воздействием на регуляторные механизмы сна и бодрствования гипоталамуса, путем подавления функции восходящих активирующих влияний и высвобождения активности восходящих синхронизирующих (тормозящих) влияний. Такое прицельное влияние на область регулирующих систем мозга сопровождается характерными изменениями на электроэнцефалограмме в виде сдвига в сторону медленных частот и усиления выраженности синхронизации колебаний альфа- и тетадиапазонов.

В доступной литературе нам не удалось обнаружить данных характеризующих особенности формирования корковой ритмики человека (тем более детей) под влиянием тенотена детского, а также освещение патофизиологических механизмов, которые могли бы лечь в основу толкования формирования электрической активности в результате его воздействия. Если предположить, что тенотен детский может иметь определенное избирательное действие на или активирующие восходящие, или тормозящие восходящие влияния, то следовало бы ожидать, что у определенной части пациентов возникнут противопоказания для назначения тенотена детского. Однако проведенное исследование показало, что ни у пациентов с выраженным преобладанием активности десинхронизирующих влияний, ни у пациентов с преобладанием синхронизирующих влияний, усугубления как клинической, так и электроэнцефалографической симптоматики не произошло. Более того, по характеру динамики показателей спектрального анализа мощности и когерентности на фоне лечения тенотеном детским отмечалось улучшение независимо от исходного преобладания одного из двух механизмов влияния на функциональное состояние коры головного мозга. Как стандартизированный ответ на лечение тенотеном детским можно рассматривать стремление к нормализации баланса между восходящими активирующими и тормозящими влияниями. Такое возможно только при условии отсутствия прямого воздействия на соответствующие центры головного мозга. Собственно в описании фирмы производителя указано, что тенотен нормализует нарушенные процессы активации и торможения в ЦНС, при этом не вызывает седативного, миорелаксантного, холинолитического действия. Наши данные по динамике электрической активности мозга подтверждают эти утверждения.

Сопоставляя в динамике клинические проявления и электроэнцефалографическую картину, следует отметить, что общая тенденция ослабления выраженности тиков и восстановление ритмики по направленности совпадают. Тем не менее, приходится констатировать, что полного совпадения выявить не удалось. Количество излеченных клинически оказалось несколько выше, чем количество нормализации на ЭЭГ. Объяснение этого факта можно искать, с одной стороны, в длительности самого заболевания у конкретных пациентов до назначения терапии тенотеном детским. А, как известно, опыт применения электроэнцефалографии для контроля эффективности терапии с иными лекарственными средствами, показывает, что, как правило, восстановление ритмики биопотенциалов мозга практически всегда отстает от редукции симптомов заболевания. С другой стороны — в непродолжительности выполненного курса терапии, с учетом хронизации самого заболевания. Другими словами, целесообразная продолжительность курса лечения тенотеном детским тиков у детей на сегодняшний день не установлена и требует дополнительного исследования.

Существеннным и актуальным является тот факт, что при применении тенотена детского не было выявлено побочных эффектов, что также может способствовать увеличению комплаенса лечения. Наличие широкого спектра психотропной и нейротропной фармакологической активности тенотена детского, включающего анксиолитический, антидепрессивный, антистрессорный, ноотропный, нейропротекторный, пртивоишемический, противогипоксический эффекты делает применение исследованного препарата патогенетически значимым.

ЭЭГ (электроэнцефалография) головного мозга – высокоинформативный метод диагностики состояния центральной нервной системы, основанный на регистрации биоэлектрических потенциалов коры головного мозга в процессе его жизнедеятельности. Результаты исследования записываются на бумажную ленту или выводятся на монитор компьютера. Расшифровку результатов ЭЭГ головного мозга у взрослых нейрофизиологи Юсуповской больницы проводят с помощью компьютерной программы.


Заключение пациент получает на второй день. Если результаты расшифровки ЭЭГ трактуются неоднозначно, их обсуждают на заседании экспертного совета с участием профессоров и врачей высшей категории.

Показания к ЭЭГ исследованию

Если по результатам ЭЭГ исследования пациент не нуждается в медикаментозной коррекции, неврологи наблюдают его в динамике, выполняют повторные исследования, проводят ЭЭГ видео мониторинг дневного и ночного сна, применяют другие методы нейровизуализации.

Электроэнцефалограмма предоставляет возможность:

  • оценить характер и степень нарушения работы мозга;
  • установить сторону и расположение патологического очага;
  • изучить смену сна и бодрствования;
  • уточнить результаты других видов диагностики (компьютерной томографии), когда у пациента есть признаки поражения центральной нервной системы, а другие методы исследования не выявляют структурного дефекта;
  • провести мониторинг эффективности действия лекарственных препаратов;
  • определить, в каких участках головного мозга начинаются эпилептические приступы;
  • оценить, как работает мозг между судорогами;
  • установить причины обмороков, панических атак кризов.

ЭЭГ проводят при наличии следующих показаний:

  • эпилепсия;
  • бессонница, нарушение качества сна;
  • расстройство сна (хождение, говорение во сне);
  • ночное апноэ сна;
  • судороги без установленной причины;
  • эндокринные заболевания;
  • сосудистая патология головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы;
  • воспалительные заболевания центральной нервной системы.

При частых головных болях, вегетососудистой дистонии, головокружениях также проводится ЭЭГ. Исследование показано пациентам, которые постоянно ощущают усталость, перенесли инсульт или микроинсульт, нейрохирургическое оперативное вмешательство.

Противопоказания и подготовка к ЭЭГ

Абсолютных противопоказаний для выполнения электроэнцефалографии нет. Если у пациента имеются приступы судорог, он болен ишемической болезнью сердца, артериальной гипертензией, страдает психическими расстройствами, во время процедуры ЭЭГ в клинике неврологии Юсуповской больницы присутствует врач-анестезиолог. Он оказывает неотложную помощь в случае нестандартных ситуаций.

За 2 часа до процедуры нужно покушать. ЭЭГ проводится в спокойном состоянии, поэтому переживать и нервничать при проведении исследования нельзя. Если врачу нужно выявить судорожную активность мозга, он предложит пациенту немного поспать перед исследованием. До лечебного учреждения не рекомендуется добираться, будучи за рулём. ЭЭГ не проводится пациентам с признаками острой респираторно-вирусной инфекции. Исследование не противопоказано детям и беременным женщинам. В период беременности ЭЭГ выполняется без функциональных проб.


Норма ЭЭГ у взрослых

Расшифровка результатов ЭЭГ состоит из трёх разделов:

  • описание ведущих видов активности и графических элементов;
  • заключение после описания с интерпретированными патофизиологическими материалами;
  • корреляция показателей двух первых частей с клинической картиной заболевания.

На ЭЭГ определяют основные ритмы мозга:

  • дельта – от 0,3 до 4 Гц;
  • тета – от 4 до 8 Гц;
  • альфа – от 8 до 13 Гц;
  • низкочастотный бета ритм – от 13 до 25 Гц;
  • высокочастотный бета ритм – от 25 до 35Гц;
  • бета – от 35 до 50Гц.

Ритмам соответствуют виды активности. На ЭЭГ можно увидеть особые виды биоэлектрической активности мозга:

К патологическим образам электроэнцефалограммы относятся:

  • спайк;
  • медленный спайк;
  • пик;
  • острая волна.

В норме альфа-ритм преобладает в затылочных отделах мозга. Он убывает по амплитуде от затылка ко лбу. В лобных отделах не регистрируется при биполярном отведении с электродов, которые наложены по сагиттальным линиям с малыми межэлектродными расстояниями. Симметричен по амплитуде и частоте в левом и правом полушариях. На нормальной ЭЭГ наблюдается функциональная асимметрия с преобладанием по заполнению поверхности, обращённой к костям черепа, и незначительным превышением амплитуды больше в правом полушарии головного мозга. Это следствие функциональной асимметрии мозга. Она связана с большей активностью левого полушария.


Патологически изменённая мозга

Патологическими проявлениями на ЭЭГ являются медленные ритмы – тета и дельта. Чем ниже их частота и выше амплитуда, тем более выражен патологический процесс. Медленноволновая активность появляется при следующих патологических процессах:

  • дистрофических заболеваниях;
  • демиелинизирующих и дегенеративных поражениях головного мозга;
  • сдавлении мозговой ткани;
  • ликворной гипертензии;
  • наличии некоторой заторможенности, явлений деактивации, снижении активизирующих влияний ствола головного мозга.

Высокочастотные ритмы (бета-1, бета-2, гамма-ритм) также являются критерием патологии. Выраженность её тем больше, чем больше частота сдвинута в сторону высоких частот и чем больше увеличена амплитуда высокочастотного ритма. Высокочастотная компонента ЭЭГ возникает при ирритации структур головного мозга (раздражении мозговых центров).

Электрические ритмы головного мозга

Отдельная категория видов ритмов, проявляющихся в условиях сна или при патологических состояниях, включает в себя 3 разновидности данного показателя:

  • дельта-ритм определяется у коматозных больных и в фазе глубокого сна, фиксируется при записи сигналов от областей коры мозга, расположенных на границе с поражёнными злокачественными новообразованиями участков;
  • тета-ритм обладает интервалом частоты в пределах 4–8 Гц, проявляется при сне, отвечает за качественное усвоение информации, лежит в основе самообучения;
  • сигма-ритм отличается частотой 10–16 Гц, считается одним из заметных и главных колебаний спонтанной электроэнцефалограммы, возникает при естественном сне на начальной его стадии.

По итогам, полученным при записи ЭЭГ, определяется показатель, который характеризует полную всеохватывающую оценку волн – биоэлектрическую активность мозга. Врач функциональной диагностики проверяет параметры ЭЭГ – частоту, ритмичность и присутствие резких вспышек, которые провоцируют характерные проявления. На этих основаниях нейрофизиолог делает окончательное заключение.


ЭЭГ мониторинг головного мозга у детей

Выделяют несколько методик записи ЭЭГ у детей:

  • дневная ЭЭГ – первое исследование, которое заключается в кратковременной записи биопотенциалов головного мозга с выполнением функциональных проб (фотостимуляции и гипервентиляции для выявления скрытых изменений;
  • ЭЭГ с депривацией (лишением сна) проводится при неинформативности рутинной ЭЭГ;
  • длительная (продолженная) ЭЭГ с регистрацией дневного сна выполняется при подозрении на наличие пароксизмов или вероятности проявления изменений в ЭЭГ во время сна;
  • ЭЭГ ночного сна позволяет фиксировать изменения на ЭЭГ во время бодрствования перед засыпанием, в состоянии дремоты, во время собственно ночного сна и пробуждения.

Для того чтобы подготовить ребёнка к ЭЭГ во время сна, врачи рекомендуют:

  • в день исследования разбудить малыша на 1,5 - 2 часа раньше обычного времени пробуждения и в течение дня, не давая ему спать, играть с ним в активные игры;
  • ограничить количество выпиваемой жидкости, употребление в пищу сладкого, солений и острых блюд;
  • после 18.00 играть только в тихие спокойные игры;
  • гулять на свежем воздухе в спокойном месте;
  • исключить просмотр телевизора, компьютерные и видеоигры.

Исследование проводится в комнате, изолированной от световых и звуковых раздражителей. Запись производится на автономный блок, в котором находится карта памяти. Исследование синхронно записывается на жёсткий диск для проведения оценки, распечатки значимых фрагментов и записи отдельных фрагментов на мобильный носитель информации.


Расшифровка показателей ЭЭГ у взрослого

Для того чтобы расшифровать ЭЭГ и предоставить точные результаты, не упустить никаких мельчайших проявлений на записи, нейрофизиологи учитывают все важные моменты, которые могут отразиться на исследуемых показателях, таких как:

  • возраст пациента;
  • наличие определённых заболеваний;
  • возможные противопоказания.

По окончании сбора всех данных ЭЭГ и их обработки врач функциональной диагностики проводит анализ и формирует итоговое заключение, которое предоставляет для принятия дальнейшего решения по выбору метода терапии. Любое нарушение активностей может быть признаком заболеваний, обусловленных определёнными факторами.

Нарушениями ЭЭГ считается:

  • постоянная фиксация альфа-ритма в лобной доле;
  • постоянное нарушение волновой синусоидальности;
  • присутствие частотного разброса;
  • превышение разницы между полушариями до 35%;
  • амплитуда ниже 25 мкВ и свыше 95 мкВ.

При выявлении высокой амплитуды дельта-ритма нейрофизиолог может предположить наличие объёмного образования головного мозга. Завышенные значения тета и дельта-ритма, которые регистрируются в затылочной области, свидетельствуют о нарушении функции кровообращения, заторможенности задержку в развитии ребёнка.

Расшифровка ЭЭГ головного мозга у детей

ЭЭГ у детей имеет особенности. Запись ЭЭГ недоношенного ребёнка, родившегося на 25–28 неделе гестации, выглядит кривой в виде медленных вспышек дельта и тета-ритмов, которые периодически сочетаются с острыми волновыми пиками длиной 3–15 секунд при снижении амплитуды до 25 мкВ. У доношенных новорожденных детей эти значения разделяются на 3 вида показателей:

  • при бодрствовании (с периодической частотой 5 Гц и амплитудой 55–60 Гц);
  • в активной фазе сна (при стабильной частоте 5–7 Гц и быстрой заниженной амплитудой);
  • во время спокойного сна со вспышками дельта колебаний при высокой амплитуде.

На протяжении 3-6 месяцев жизни малыша количество тета-колебаний постоянно растёт. Для дельта-ритма характерен спад. С 7 месяцев до одного года у ребёнка формируются альфа-волны, а дельта и тета постепенно угасают. На протяжении следующих 8 лет на ЭЭГ медленные волны постоянно заменяются быстрыми альфа и бета-колебаниями. До 15 лет в основном преобладают альфа-волны. К 18 годам формирование биологической активности мозга завершается.

Для того чтобы пройти обследование и расшифровку результатов ЭЭГ, звоните по телефону Юсуповской больницы. Контакт центр работает каждый день круглосуточно. Нейрофизиологи анализируют ЭЭГ в динамике, сравнивают результаты исследования с нормой ЭЭГ.

Ночной видеомониторинг ЭЭГ

Видео ЭЭГ мониторинг является единственным объективным методом диагностики многих заболеваний центральной нервной системы. С помощью исследования неврологи определяют специфических нарушений в инициальной фазе записи ЭЭГ во время приступа. Система позволяет провести длительное обследование. На жёсткий диск синхронно записывается следующая информация:

  • запись ЭЭГ на цифровом электроэнцефалографе;
  • физиологические сигналы организма по полиграфическим каналам;
  • аудиоинформация с двух микрофонов;
  • видеоинформация от двух видеокамер;
  • маркеры, отражающие те или иные события, которые врач отмечает в ходе записи.

ЭЭГ ночной мониторинг, стоимость которого в Москве от 1200 рублей, осуществляется в следующих случаях:

  • при необходимости подтверждения диагноза эпилепсии;
  • для уточнения формы эпилепсии и локализации эпилептических очагов;
  • С целью подтверждения медикаментозной ремиссии эпилептической болезни и сдекватности проводимого противоэпилептического лечения;
  • для решения вопроса об отмене противоэпилептической терапии;
  • при пароксизмальных расстройствах сознания и пароксизмальных двигательных расстройствах;
  • для уточнения причины однократного эпилептического приступа;
  • с целью уточнения причины редких приступов (неправильно установленный диагноз, неполная компенсация);
  • при рецидиве приступов на фоне постоянного приёма лекарственных препаратов.


Ночной ЭЭГ видеомониторинг выполняют при задержке речи неясного генеза, прогрессирующем снижении когнитивных функций, минимальной мозговой дисфункции. Исследование необходимо делать пациентам, страдающим аффективно–респираторными пароксизмами, фебрильными судорогами, нарушениями дневного и ночного сна. Показаниями для ночного видео ЭЭГ мониторинга являются:

  • энурез, энкопрез (ночное недержание мочи и кала);
  • беттолепсия (преходящие нарушения сознания, наступающие на пике приступа кашля);
  • неэпилептические пароксизмы (ночные страхи, нарколепсия, снохождения);
  • пароксизмы головокружения неясной природы, которые возникают без объективной симптоматики.

Видео ЭЭГ мониторинг (цена зависит от длительности процедуры) нейрофизиологи выполняют при миоклонии и сходных с ними состояниях: миоклонусе во сне, – вегетативном миоклонусе, опсоклонусе (синдроме танцующих глаз), доброкачественном инфантильном миоклонусе.

ЭЭГ в Юсуповской больнице

ЭЭГ в Юсуповской больнице проводится с помощью современной диагностической аппаратуры в соответствии с международным протоколом. Это гарантирует соблюдение мировых стандартов качества. Анализ ЭЭГ и расшифровку результатов исследования с использованием компьютерной программы проводят кандидаты медицинских наук, неврологи-нейрофизиологи. Если результаты ЭЭГ трактуются неоднозначно, их обсуждают на заседании экспертного совета с участием профессоров и врачей высшей категории.

Для лечения пациентов в клинике неврологии созданы все условия:

  • Палаты европейского уровня комфорта;
  • Обеспечение индивидуальными средствами личной гигиены и диетическим питанием;
  • Вежливое обслуживание персоналом, имеющим высокий уровень профессиональной подготовки.

Благодаря наличию современных электроэнцефалографов, специально оборудованной лаборатории, врачи функциональной диагностики выполняют все виды процедур:

Длительное ЭЭГ исследование проводится в течение 1-2 суток. Пациенты в это время находятся в палатах повышенной комфортности. Их обеспечивают индивидуальными средствами личной гигиены и питанием, качество которого не отличается от домашней кухни. Персонал внимательно относится к пожеланиям пациентов.


8 (495) 120-07-03

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

4.2.3. Биоэлектрическая активность мозга

Специфика пространственно-временной организации ритмических составляющих ЭЭГ, анализ фоновой и вызванной электрической ак­тивности мозга позволяют выявить характер функционального созре­вания подкорковых структур, определенных отделов коры в разные возрастные периоды. Так, снижение с возрастом тета-ритма в ЭЭГ свидетельствует об уменьшении роли неспецифических подкорко­вых структур в генезе биоэлектрической активности. Увеличение вы­раженности основного ритма биоэлектрической активности — альфа- ритма и формирование его пространственной организации отражает созревание коры больших полушарий.

Анализ электрической активности мозга выявил, что в раннем постнатальном периоде наиболее функционально зрелыми являются мезодиэнцефальные структуры мозга, относящиеся к первому функцио­нальному блоку мозга (Новикова Л. А. и др., 1975).

Основные периоды, которые можно охарактеризовать как пере­ломные в динамике изменений альфа-ритма — это 6 лет, 9-10 лет. В период полового созревания (12-14 лет) возникают регрессив­ные отклонения в ЭЭГ за счет усиления мощности тета-активности. Пространственная синхронизация ритмов ЭЭГ покоя, свойствен­ная взрослым, формируется по завершении этого периода. Это отражает становление зрелого типа структурно-функциональной организа­ции мозга, характерной для состояния спокойного бодрствования (Алферова В. В. и др., 1990).

Работа первого функционального блока мозга связана с двумя ос­новными видами активации:

1) общей, генерализованной, адресованной ко всему мозгу (обеспе­чивается подкорковыми отделами первого блока мозга и лежит в основе функциональных состояний);

2) специфической, локальной, направленной к конкретным струк­турам (обеспечивается корковыми отделами первого блока мозга и выступает основой для осуществления психических функций) (Хомская Е.Д., 2002).

Основные изменения в системе активации мозга также происходят постепенно. Первоначально фиксируется общая генерализованная форма активации мозга. К 7-10-летнему возрасту происходит пере­ход от генерализованной к регионарно-специфической форме актива­ции. В 11-14 лет наблюдается регрессивная динамика в функциониро­вании регуляторной системы, связанная с изменением гормонального профиля организма. С 14-15 лет происходит восстановление реактив­ности активационной системы и приближение характера ее функцио­нирования к взрослому уровню (Горев А. С., 1990).

Центральные отделы анализаторных систем располагаются во вто­ром функциональном блоке мозга. Все анализаторные системы способ­ны к функционированию с первых дней жизни ребенка, но к моменту рождения наименее готовыми оказываются дистантные анализаторы.

Наиболее хорошо в настоящее время проанализировано становле­ние зрительной системы.

Согласно психофизиологическим данным, существенные перестрой­ки зрительного восприятия происходят в период от 3-4 к 6-7 годам.

Вызванные потенциалы (ВП) в проекционной корковой зоне на про­стые и оформленные зрительные стимулы, которые обнаруживаются у новорожденного ребенка, сначала носят локальный характер и мо­гут расцениваться как сенсорно-специфический ответ. Они отражают наличие ощущения и возможность первичного анализа стимула.

К концу первого года жизни структура ВП становится близкой к та­ковой у взрослого, к пятилетнему возрасту сокращаются и временные параметры вызванного ответа (латентный период и длительность от­дельных фаз).

В 3-4-летнем возрасте структура ВП в каудальных областях коры имеет сходный характер в ответ на сложно структурированные стиму­лы. Это может свидетельствовать об одинаковой задействованное™ проекционной коры и заднеассоциатпивных областей (зона ТГЮ) в их анализе, то есть заднеассоциативные отделы, также как и первичные поля, выполняют сенсорную функцию, дублируя функцию проекци­онной зоны.

После 5-6 лет структура вызванного потенциала в ТПО становится не всегда сходной со структурой ВП в проекционной зоне. Это соот­ветствует психологическим и психофизиологическим данным, в соот­ветствии с которыми в 5-7 лет происходят существенные сдвиги в зри­тельном восприятии, связанные с облегчением процесса выработки эталонов, в том числе на сложные, ранее незнакомые стимулы.

После 9-10 лет происходит удлинение времени обработки сложных сенсорных стимулов, которое следует рассматривать как результат со­вершенствования межцентральной интеграции в отдельных звеньях зрительной системы.

В 9-11-летнем возрасте отмечается вовлечение в опознание лобной области (третий функциональный блок мозга), которое сохраняется в ходе дальнейшего онтогенеза.

Созревание передней ассоциативной области коры создает возмож­ность регуляции сенсорных процессов (А. Р. Лурия) при решении пер­цептивной задачи. Так, в возрасте 3-4 года, несмотря на усвоение деть­ми словесной инструкции, выполняющей регулирующую роль, она не выполнялась и ее введение не влияло на параметры ВП. Изменения возникали начиная с 4-5-летнего возраста, а существенные измене­ния в произвольной организации отмечены с 6-7 лет. Начиная с 9- 10 лет введение мобилизующей инструкции приводит к четким из­менениям параметров ВП в ассоциативной и проекционной зонах. Возможность избирательного вовлечения корковых зон в процессы восприятия совершенствуется до 14-15-летнего возраста.

Важную роль в зрительном восприятии имеют не только внутриполушарные особенности реализации зрительных операций, но и межполушарные взаимодействия. Интенсивное развитие мозолистого тела начинается в дошкольном возрасте, и, по некоторым данным, су­щественные изменения в межполушарном взаимодействии отмечаются к 6-7 годам. В 5 лет как в правом, так и в левом полушариях образуются функциональные объединения затылочных областей с заднеассоциативными, а теменных зон с перед нецентральными структурами. В 6 лет отмечается усиление межполушарных функциональных связей заты­лочных и височных областей, специализированное (по взрослому типу) вовлечение в выполнение заданий затылочных и заднеассоциативных областей правого полушария и усиление их взаимосвязи с лоб­ной корой (Развитие мозга ребенка, 1965; Бетелева Т. Г., 1975, 1990; Фарбер Д. А. и др., 1988,1990,1997,1998).

Формирование функциональных систем подразумевает наличие связей между различными мозговыми центрами.

В работах А. Н. Шеповальникова и др. (1997) сформулирована ги­потеза об относительно независимом и гетерохронном становлении в ходе онтогенеза у детей двух функционально различных систем свя­зей коры больших полушарий. На начальных этапах развития мозга ребенка координированная деятельность кортикальных структур обеспечивается в значительной мере за счет наличия к моменту рож­дения относительно зрелых, генетически детерминированных связей.

Полученные ими результаты позволяют оценить роль церебраль­ных структур и связывающих их волокон, которые уже на ранних стадиях постнатального развития оказываются наиболее существенны­ми для обеспечения устойчивой интеграции биоэлектрической актив­ности в целостную динамическую систему.

В частности, у младенцев с врожденным отсутствием мозолистого тела отмечается низкий уровень межполушарной когерентности. У детей 10- 14 лет с таким дефектом при сохранной способности к обучению и небольшом снижении IQ наблюдается компенсаторное развитие гиперфункции левого полушария и повышение внутриполушарной когерентности ЭЭГ в левом полушарии при выраженном снижении в правом полушарии.

Наиболее жестким и специализированным звеном в коре больших полушарий являются проекционные зоны, осуществляющие анализ сенсорной информации. Ассоциативные отделы коры, наряду с пере­работкой, хранением информации, формированием планов и про­грамм деятельности играют важную роль и в организации межцент­рального взаимодействия, в особенности его динамической формы. Обладая широкой системой афферентных и эфферентных связей с другими корковыми структурами и лимбико-ретикулярным комп­лексом, ассоциативные отделы принимают участие в регуляции фун­кционального состояния и реактивности различных мозговых образо­ваний и являются’организующим звеном в системе межцентральной интеграции. Особенно велика в этом роль переднеассоциатнвных от­делов (Фарбер Д. А., 1990; Фарбер Д. А. и др., 1998).


1. Аикин В.А., Елохова Ю.А., Поддубный С.К. Особенности альфа-ритма головного мозга у подростков, занимающихся дайвингом // Омский научный вестник. Серия: Ресурсы Земли. Человек. – 2012. – № 2 (114). – С. 92–96.

2. Зенков Л.Р. Клиническая электроэнцефалография (с элементами эпилептологии). Руководство для врачей. – 5-е изд. – М. : МЕДпрессинформ, 2012. – 356 с.

3. Ляпин В.А. Сравнительная характеристика показателей потерь здоровья населения разных возрастных групп // Здоровье населения и среда обитания : информ. бюллетень. – 2004. – № 8 (137). – С. 9–12.

4. Ляпин В.А. Здоровье населения промышленного центра Западной Сибири // Сибирь-Восток : всеросс. мед. науч.-произв. журн. – 2003. – № 7 (67). – С. 17–19.

5. Сергеева Е.Г. Возрастные особенности функционального развития мозга у школьников, проживающих в условиях Европейского Севера : дис. . канд. биол. наук. – СПб., 2009. – 168 с.

6. Юрьев А.Ю., Шитов А.Ю., Панченкова И.А., Ярославцев М.Ю. Динамика неспецифических адаптационных реакций и действий на организм факторов повышенного давления // Вестник Российской военной медицинской академии. – 2012. - № 3. – С. 141–145.

7. Bjоrnstad J., Nyland H., Skeidsvoll H., Aanderud L., Eidsvik S. Neurologic decompression sickness in sports divers // Tidsskr Nor Laegeforen. – 2002. – 122. – P. 1649–1651.

8. Mоllerlоkken A., Gaustad S.E., Havnes M.B., Gutvik C.R., Hjelde A., Wisløff U., Brubakk A.O. Venous gas embolism as a predictive tool for improving CNS decompression safety // Eur J. Appl Physiol. – 2012. – V. 112, № 2. – P. 401-409.

9. Francis T.J.R., Mitchell S.J. Pathophysiology of decompression sickness / T.J.R. Francis, S.J Mitchell, A.O. Brubakk T.S. Neuman In: Bennett and Elliott's Physiology and Medicine of Diving. – Saunders, Philadelphia, 2003. – P. 530–557.

10. Rüegger M. Schwarb D. Berufliches Tauchen und Arbeiten im Überdruck. – Luzern : Suva, Abt. Arbeitsmedizin, 2012. – 98 p.

Главной причиной патофизиологических изменений в центральной нервной системе у подводных пловцов является формирование инертных газовых пузырьков в крови и тканях, которые образуются во время или после дайвинга [8]. Данные нарушения могут развиваться даже при подводных погружениях без нарушения режимов декомпрессии [6]. В более тяжелых случаях развивается декомпрессионная болезнь, которая проявляется серьезными изменениями центральной нервной системы и может затронуть любую ее часть.

Декомпрессионная болезнь вызывает острые неврологические симптомы, такие как нарушение речи, слуха, зрения, а также двигательные расстройства и паралич [9]. Так, в исследовании J. Bjørnstad (2002) отмечается, что при этом наблюдаются патологические изменения биоэлектрической активности головного мозга. На электроэнцефалограмме регистрируются диффузные медленные волны, эпилептические знаки, у пострадавшего отмечаются эпилептиформные припадки [10].

Изучить особенности динамики альфа-ритма головного мозга у детей 12 лет при прохождении ими курса обучения дайвингу.

Материал и методы исследования

В эксперименте приняли участие 64 здоровых мальчика в возрасте 12 лет, допущенных к занятиям дайвингом по состоянию здоровья.

Полученный материал был обработан методами математической статистики. Сравнение групп по показателям проводилось методами непараметрической статистики с использованием критерия Вилкоксона. Результат считался достоверным при P

Читайте также: