Василий тяпинский биография кратко

Обновлено: 07.07.2024

Участвовал в Инфлянтской войне c Московским царством, служил у подканцлера Остафия Воловича , который поддерживал реформационное движение и книгоиздательскую деятельность в Великом Княжестве Литовском.

По своим взглядам Тяпинский был близок к Сымону Будному . Вместе с ним он принимал участие в протестантских съездах. Воевал, путешествовал, сблизился с радикально настроенными протестантами — социниами (антитринитариями).

[ Антитринитарии - приверженцы унитарианской системы верований в христианстве, не принимающие догмат о Троице. Антитринитарная идеология была объявлена ересью на Никейском соборе в 325 году. ]

Тяпинский отстаивал позицию, заключающуюся в том, что владеть имениями и землей, а также участвовать в справедливых войнах против нашествий и угрозы тирании — это не грех и не противоречит Библии, как считали крайне левые антитринитарии.

С возмущением он писал о необразованности и ренегатстве православного духовенства, которое отказывалось от родного языка, считая его слишком грубым для храма, в то время как само плохо владело принятым в богослужении церковнославянским.

Ради этого он взялся за перевод на белорусский язык Евангелия и на собственные деньги основал в своем имении Тяпино (теперь Чашникский район) типографию. Эта трудная и кропотливая работа требовала больших средств, которых просветитель не имел. По его признанию, он смог перевести и напечатать только тексты Евангелий от Матфея и Марка и частично от Луки. Просветитель намеревался издать и Катехизис, однако этот план остался нереализованным.




"Евангелие" Василя Тяпинского напечатано в два столбца - на церковнославянском и белорусском языках с многочисленными толкованиями и ссылками на источники. Удачное оформление инициалами и орнаментами напоминает виленские издания Скорины.

Разделы сайта

Асобы. Список [ А-Я ]

Белорусская Народная Респулика

Великие князья Литовские

Магнатский род

Нобелевские лауреаты

Полоцкое княжество

Участвовал в Инфлянтской войне c Московским царством, служил у подканцлера Остафия Воловича, который поддерживал реформационное движение и книгоиздательскую деятельность в Великом Княжестве Литовском.

По своим взглядам Тяпинский был близок к Сымону Будному. Вместе с ним он принимал участие в протестантских съездах. Воевал, путешествовал, сблизился с радикально настроенными протестантами — социниами (антитринитариями).

[ Антитринитарии - приверженцы унитарианской системы верований в христианстве, не принимающие догмат о Троице. Антитринитарная идеология была объявлена ересью на Никейском соборе в 325 году. ]

Тяпинский отстаивал позицию, заключающуюся в том, что владеть имениями и землей, а также участвовать в справедливых войнах против нашествий и угрозы тирании — это не грех и не противоречит Библии, как считали крайне левые антитринитарии.

С возмущением он писал о необразованности и ренегатстве православного духовенства, которое отказывалось от родного языка, считая его слишком грубым для храма, в то время как само плохо владело принятым в богослужении церковнославянским.

Главным делом жизни Василя Тяпинского стало просвещение народа.

Ради этого он взялся за перевод на белорусский язык Евангелия и на собственные деньги основал в своем имении Тяпино (теперь Чашникский район) типографию. Эта трудная и кропотливая работа требовала больших средств, которых просветитель не имел. По его признанию, он смог перевести и напечатать только тексты Евангелий от Матфея и Марка и частично от Луки. Просветитель намеревался издать и Катехизис, однако этот план остался нереализованным.

"Евангелие" Василя Тяпинского напечатано в два столбца - на церковнославянском и белорусском языках с многочисленными толкованиями и ссылками на источники. Удачное оформление инициалами и орнаментами напоминает виленские издания Скорины.


Первопечатник, писатель и гуманист, Василий Тяпинский родился в семье шляхтича полоцкого повета, но о его жизни практически не известно никаких точных данных: ни год рождения (приблизительно, 1530-ые годы), ни полученное образование в иностранных университетах, ни точные семейные связи.

Однако это не умаляет того факта, что известно о Василии Тяпинском: он поддерживал культурно-просветительские и гуманистические традиции ВКЛ, берущие начало еще в идеях Ф. Скорины. Тяпинский на собственные средства основал типографию (в 1570-ые годы), желая издавать книги на старобелорусском языке.

Доподлинно известно, что он издал Евангелие около 1570-ого года на церковнославянском и старобелорусском языках, предварительно сам же его и перевел на эти языки. Для точной передачи старобелорусского (западнорусского) языка он использовал старославянские переводы Библии Кирилла и Мефодия. В предисловии к Евангелие (написанном на 6 листах) можно ощутить патриотические чувства гуманиста к Родине, презрение к церковной и светской знати, его желание служить простому народу.

Из-за своих реформистских политических, духовных и культурно-моральных взглядов отношение к Тяпинскому было неоднозначным, как и к его другу Симону Будному. Точная дата смерти В. Тяпинского не известна, однако в архивных документах значится информация, что первопечатник был убит своими двоюродными братьями (по непонятным причинам) то ли в конце 1599 года, то ли в самом начале 17 века.

Сейчас в Минске (во внутреннем дворике БГУ) есть лишь один памятник в честь Василия Тяпинского, где он изображен сидящим на скамейке вместе со своим другом С. Будным.

Василий Тяпинский. Гравюра XVI в.

На земле белорусской немало памятных мест, связанных с начальным периодом истории отечественного книжного дела. Полоцк, Мстиславль, Несвиж, Клецк, Заславль, Лепель. Города эти живо напоминают нам о замечательных деятелях нашей культуры, о пионерах восточнославянского книгопечатания — Франциске Скорине, Петре Мстиславце, Симоне Будном, Василии Тяпинском.

. Километрах в двадцати от Лепеля (город в северной части Белоруссии) в середине XVI в. находилось родовое поместье Тяпино, владельцы которого по обычаям того времени носили фамилию Тяпинские. Семейство было богатым, ему принадлежали обширные земельные угодья в самых различных местах Великого княжества Литовского — в Полоцком, Виленском, Лидском, Минском поветах.


"Кабинетный" печатный станок середины XVI в.

Его габаритные размеры — 82×44x125 см. Станок имел необычное для того времени прижимное устройство: вместо традиционного винта —деревянная зубчатая рейка, перемещающаяся (вместе с пианом) вверх-вниз при вращении зубчатого колеса, которое приводилось в действие при помощи рычага. На рисунке станок показан в рабочем состоянии (правда, отсутствует упомянутый рычаг). После печатания его дверцы закрывались, и станок можно было использовать в качестве, скажем, конторки — он вполне вписывался в кабинетную обстановку. Были печатные станки попроще, представлявшие собой уменьшенные копии обычных печатных станков. Типографские мастерские в XV-XVI вв. как две капли воды были похожи друг на друга. Интерьеры таких типографий множество раз воспроизводились на различных старинных гравюрах (типографских и издательских марках, книжных иллюстрациях).

Как активно работала типография Василия Тяпинского? Какие книги были в ней напечатаны?


"Евангелие". Начальный лист и текстовая полоса.

Типография в имении Тяпино функционировала недолго — лет двенадцать — пятнадцать. После 1580 г. Василий Тяпинский по каким-то причинам прекратил издательско-типографскую деятельность. И о последующих годах его жизни ничего неизвестно (если не считать единичных эпизодов, связанных с судебными тяжбами; но эти эпизоды никакого отношения к типографским делам не имели). Скончался Василий Николаевич Тяпинский в 1603 г.

Читайте также: