Публий вергилий марон кратко

Обновлено: 02.07.2024

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .

Полезное

Смотреть что такое "ВЕРГИЛИЙ Марон Публий" в других словарях:

Вергилий Марон Публий — Вергилий Vergilius Бюст Вергилия у входа в его склеп в Неаполе Имя при рождении: Публий Вергилий Марон Дата рождения: 15 октября 70 до н. э. Место рождения: Мантуи Дата смерти: 21 сентября 19 до н.э … Википедия

Публий Вергилий Марон — Вергилий Vergilius Бюст Вергилия у входа в его склеп в Неаполе Имя при рождении: Публий Вергилий Марон Дата рождения: 15 октября 70 до н. э. Место рождения: Мантуи Дата смерти: 21 сентября 19 до н.э … Википедия

Публий Вергилий Марон — (70 19 гг. до н.э.) поэт (Вергилий) говорил, что рождает свои стихи наподобие медведицы: как это животное производит детей бесформенных и безобразных, а затем, облизывая, уже рожденным придает вид и облик, так и плоды его дарования тотчас после… … Сводная энциклопедия афоризмов

ВЕРГИЛИЙ (Vergilius) Марон Публий — (70 19 до н. э.) римский поэт. Сборник Буколики ( Пастушеские песни , 42 38 до н. э.), дидактическая поэма Георгики ( Поэма о земледелии , 36 29); героический эпос Энеида о странствиях троянца Энея (римская параллель античному эпосу) вершина… … Большой Энциклопедический словарь

Вергилий — (Vergilius) Вергилий Марон Публий (Publius Vergilius Maro) (70 19 до н.э.) Римский поэт. Родился в окрестностях Мантуи. Образование получил в Кремоне и Милане. Приехав в Рим, присоединился к окружению Мецената и стал близким другом Горация. В 42… … Сводная энциклопедия афоризмов

ВЕРГИЛИЙ, ПУБЛИЙ ВЕРГИЛИЙ МАРОН (Publius Vergilius Maro) (70–19 до н.э.), величайший поэт Древнего Рима, автор Энеиды, эпоса, воспевающего легендарное происхождение римского народа. См. также ДРЕВНИЙ РИМ.

Жизнь.

ВЕРГИЛИЙ в окружении муз Клио и Мельпомены. IGDA

Что касается имен Вергилия, то имя Публий вполне обычно для римлянина, другие два, по-видимому, этрусского происхождения, хотя имя Вергилий носили многие латины. Отец поэта был, вероятно, латином, чей род несколькими поколениями прежде осел в северной Италии, называвшейся тогда Цизальпийской Галлией. О его жизни мы почти ничего не знаем. Сообщается, что он был горшечником или посыльным, женился на дочери своего хозяина, а затем промышлял разведением пчел и продажей леса. Несомненно, у него имелась небольшая усадьба. Мать Вергилия звали Магия Полла, что также звучит на этрусский лад. У Вергилия были по меньшей мере два брата, но ко времени его совершеннолетия его родственники, по-видимому, уже умерли.

Вергилий родился 15 октября 70 до н.э. близ Мантуи, в деревне Анды, но неизвестно, где именно находилась эта деревня. Он получил хорошее образование, до 15-летнего возраста в Кремоне, а затем в Медиолане (Милан). Примерно в возрасте 19 лет Вергилий приехал в Рим обучаться риторике, в те времена непременной части высшего образования, необходимого для политической карьеры. Пробыв в Риме около года, он обосновался в Неаполе, присоединившись к основанному Филодемом кружку эпикурейцев, который возглавлял Сирон. В самом Неаполе либо вблизи него Вергилий и прожил почти всю свою жизнь. Он лишь изредка посещал Рим, бывал на Сицилии и в Таренте, однажды посетил Грецию. В 19 до н.э. Вергилий пустился в большое путешествие по Греции. Прибыв в Афины, Вергилий встретился здесь с Августом, после чего решил отказаться от поездки и вернуться в Италию. При осмотре Мегар он серьезно заболел, на корабле болезнь еще усилилась, и вскоре после прибытия в Брундизий Вергилий скончался 20 сентября 19 до н.э.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Существуют достаточно серьезные основания для того, чтобы отвергнуть все прочие стихотворения Приложения как неподлинные, но дискуссия по этому вопросу, несомненно, еще не завершена.

Буколики.

Буколики (греч. Пастушество, т.е. Пасторальная поэзия), называемые также Эклоги (греч. Избранное) представляют собой десять коротких пасторалей, содержащих главным образом диалоги между воображаемыми деревенскими жителями. Они основаны на Идиллиях Феокрита, также написанных гекзаметром греческих пасторалях. Приступая к этой работе, Вергилий уже достиг зрелости. Он вполне овладел методом широкого использования литературных источников, откуда он извлекал слова, фразы и даже созвучия, создавая из них, а также из возникающих на их основе аллюзий новые сочетания, так что в итоге появлялось совершенно новое, принадлежащее самому Вергилию произведение. На ранних стадиях развития литературы этот подход к словесному творчеству встречается повсюду, но особенное распространение он получил в Риме в связи с происходившими здесь активным переводом и адаптацией греческих авторов. Однако Вергилий, и в этом его величайшее своеобразие, развил этот метод до такой степени, что в его руках он превратился в техническое новшество. Как и многие другие нововведения Вергилия, данный метод распространился в позднейшей поэзии, в особенности он заметен в творчестве С.Кольриджа.

В Эклогах Вергилий создает неповторимую музыку созвучий, которая также является одной из важнейших особенностей его творчества. Даже в этой сравнительно легкой форме поэт обсуждает важнейшие проблемы жизни. Некоторые эклоги содержат намеки на конфискацию отцовской усадьбы, а затем на возвращение ее Октавианом Вергилию – в знак уважения к его поэтическим заслугам и благодаря заступничеству влиятельного друга. Видные государственные деятели и писатели, такие, как Алфен Вар, Гай Азиний Поллион, Варий Руф и Гай Корнелий Галл, названы в Эклогах по имени. Однако по большей части Вергилий предпочитает скрывать подлинные лица за собирательными персонажами. Так, сам он, молодой свободный человек, предстает здесь только что получившим свободу пожилым рабом (1-я эклога). И вообще все дело с конфискацией, во всей своей несомненной историчности, в Эклогах никак не затрагивается: ему дозволено сделаться здесь лишь источником мыслей и чувств, способствующих созданию этих стихотворений. Пейзаж в Эклогах также собирательный. Нам кажется, что мы находимся недалеко от Неаполя или на Сицилии, но некоторые детали указывают на северную Италию. Имеется множество ярких наблюдений, но нет ни одного цельного и прямого описания места действия.

В 1-й эклоге Вергилий восхваляет благодетеля (это почти несомненно Октавиан), именуя его богом. Поэт с самого начала верил в Октавиана, в его призвание даровать Риму мир и процветание. Вскоре он стал близким другом Октавиана, вероятно, даже более близким, чем лирик Гораций. Щедроты императора со временем обогатили Вергилия, но поэт сумел сохранить личную независимость и творческую свободу.

Георгики.

Темы, рассматриваемые в четырех песнях поэмы, – это полеводство, садоводство, животноводство и пчеловодство. Однако подача материала тонко варьируется. Время от времени в поэму вплетаются пассажи, в которых содержится напоминание о том, сколь необходимы сообщаемые здесь знания о земледелии человеку, покорному воле богов. Связь лирических отступлений с основной темой оказывается подчас весьма свободной, и тем не менее они никогда не выпадают из общего изложения, а неизменно подкрепляют умудренный и проницательный взгляд на вещи.

Однако предлагаемые в поэме специальные советы ценны уже сами по себе, они непосредственно и успешно применяются даже и в современном земледелии. Разумеется, у Вергилия имелись предшественники в литературе, в том числе великие греки – Гесиод, Теофраст, Арат, Никандр, а также трактат карфагенянина Магона в латинском переводе и труды римлян, прежде всего Катона Старшего. Кроме того, Вергилий вводит в поэму и собственные тщательно выверенные наблюдения за природой и сельским хозяйством.

Одним из главных источников Вергилия являлась философская поэма De rerum natura (О природе), принадлежащая его старшему современнику Лукрецию, где тот выступил страстным поборником эпикурейского материализма. Отзвуки этой поэмы слышатся в Эклогах, а в двух последних больших произведениях Вергилия они весьма часты, подчас повторяясь через несколько строк. В Георгиках он заимствует многие поэтические обороты Лукреция, но поворачивает их так, что они служат выражению взглядов, противоположных материализму. Ибо сам Вергилий отстаивает глубоко религиозное воззрение на мир, в котором правят духовные силы и цели. Человек здесь обретает наивысшее блаженство не через эпикурейские спокойствие и отрешенность, но в тяжком сельском труде, в нравственном и физическом здоровье, наслаждаясь красотой природы, опираясь на патриотическую любовь к Италии и веру в божественное провидение.

 IGDA ИЛЛЮСТРАЦИЯ К ГЕОРГИКАМ. На миниатюре 15 в. Вергилий описывает жизнь пчел.

Энеида.

В античном комментарии Сервия на Буколики сообщается, что первоначально Вергилий замышлял историческую поэму о древних царях Лация, но потом предпочел мифологический эпос, избрав распространенную легенду об Энее, который спасся после взятия Трои и отправился на запад. Первая половина поэмы, описывающая странствия троянцев, основывается на Одиссее Гомера, вторая, описывающая сражения в Италии, следует образцу гомеровской Илиады. Сперва Вергилий написал Энеиду в прозе, разбив ее на 12 книг. Затем он приступил к постепенному переложению ее в стихи, причем делал это не подряд, а обращаясь каждый раз к тому отрывку, который наиболее соответствовал его настроению. Когда Вергилий творил, неистощимые источники его памяти и ума проливались дождем поэтических строк, которые подвергались затем критическому разбору и отделке.

Согласно Вергилию, после решающей битвы и гибели Трои Эней плывет в Италию. По пути он оказывается в различных краях, в частности в Карфагене, где Эней и царица Дидона влюбляются друг в друга. Однако судьба принуждает Энея продолжить свой путь в Италию, а Дидона в отчаянии накладывает на себя руки. Прибыв в Италию, Эней посещает кумскую Сивиллу, оракул Аполлона (возле Неаполя) и получает дозволение спуститься под землю, в мир теней умерших. Здесь ему открываются тайны суда на мертвыми, ожидающих их кары или блаженства и нового телесного воплощения душ. В частности, Эней видит многих римлян, которым еще предстоит сыграть роль в истории города, когда придет их черед явиться на свет. Обогащенный этим опытом, Эней заключает союз с Латином, царем Лация, но очень скоро этот мир рушится по воле богов. Разгорается война, которая завершается лишь после того, как Эней убивает Турна, отважного предводителя вражеских сил. На всем протяжении поэмы Эней получает божественные указания, и, когда ему удается их понять, он неизменно повинуется им и ему сопутствует успех. Энею покровительствует его мать, богиня любви Венера, он пользуется также благосклонностью верховного божества Юпитера, воля которого соответствует велениям судьбы. Однако Юнона, могущественная супруга Юпитера, выступает противницей Энея, помогая его врагу Турну. В конце поэмы Юпитер и Юнона заключают компромисс: троянцы и латины должны объединиться, позднее им будет вручена власть над Италией и всем миром.

Эней бывает слабым, неразумным, жестоким. Здесь мы имеем дело с еще одним примером подхода Вергилия. Ему недостаточно воспевать легендарное прошлое, в поэме должно присутствовать также историческое прошлое и настоящее. В частности, Эней (и отнюдь не в одних лучших своих проявлениях), возможно, походит на Августа, которого Вергилий поддерживал, с оговорками и разочарованиями. Распространено убеждение, и в нем нет ничего невероятного, что заставив таким образом Августа взглянуть в зеркало, Вергилий сумел повлиять на императора. Прибегая к тонким намекам на историю о началах Рима, Вергилий дает понять, что и в выигранной Августом гражданской войне правда была не только на стороне будущего императора.

Основополагающим для Вергилия остается принцип примирения, проистекающего из глубокого и непредвзятого сочувствия. Столь же важна для поэта чуткость к музыкальному звучанию слов, страсть к созданию гармоничных созвучий. Звук преобладает, зачастую он рождается у Вергилия первым, и из него является смысл. При жизни Вергилия латинский гекзаметр еще не утратил своего значения. Поэт приложил немало усилий для того, чтобы достичь в этом стихе вершин совершенства. Согласно источникам, за утро Вергилий успевал написать много строк, а в течение дня пересматривал их и отделывал, оставляя к вечеру по нескольку строк, а иногда всего лишь одну. Так, при создании Георгики Вергилий писал всего по одной строке в день.

 IGDA Итальянская фреска 17 в. по мотивам эпоса Вергилия Энеида
 IGDA ИЛЛЮСТРАЦИЯ к эпосу Энеида

Отзывы современников.

Вергилий достиг вершин успеха еще при жизни. Вскоре после обнародования Эклоги начали исполнять со сцены, причем зрители приняли их с восторгом. Когда Вергилий появлялся в театре, его встречали восторженнее, чем самого императора. Имелись, однако, и критические отзывы. Несколько уничижительных разборов его поэзии были написаны еще при жизни Вергилия. Их авторы в первую очередь не одобряли подход Вергилия к его предшественникам. Под конец жизни он отправился в Грецию с намерением провести там три года за редактированием Энеиды, с тем чтобы обезопасить ее от нападок самых злобных критиков. Но вскоре болезнь принудила поэта вернуться. Перед смертью он хотел сжечь свой шедевр, однако, покоряясь приказу Августа, удовлетворился просьбой к друзьям, Варию и Плотию Тукке, издать поэму, вычеркнув из нее все лишнее, но не добавив ни единой строчки.

Рукописная традиция.

Сохранилось много рукописей Вергилия, в большинстве своем они вполне надежны. Не менее семи рукописей исполнены до 600, а три – совсем ранние, ок. 4 в., но они содержат лишь короткие отрывки. Имеются, однако, три больших изначальных рукописи: M (Медицейская), P (Палатинская) и R (Римская). Каждая из них не лишена пропусков, но вместе они содержат все подлинные произведения Вергилия. Первое типографское издание не датировано, предполагается, что оно вышло в Риме ок. 1469. С тех пор новые издания появляются почти каждый год.

Вергилий в последующие эпохи.

Уже очень скоро поэмы Вергилия стали изучать в школе. Они были переведены на древнегреческий. В античной Италии в честь Вергилия возводились храмы. На протяжении столетий профессиональные декламаторы устраивали в Риме публичные исполнения Вергилия. Христианская церковь признала его пророком. Существует легенда, что апостол Павел сокрушенно рыдал на могиле Вергилия. Рассказ о любви Дидоны и Энея запечатлен на полу виллы в Лоу Хэмз, относящейся к позднему периоду римского господства на Британских островах, и тот же сюжет упоминается в средневековом французском эпосе. В Реймском соборе исполнялась Вергилианская месса, в которой Вергилий и Сивилла соединяют свои голоса с голосами ветхозаветных пророков, вознося хвалу Христу, статуи Вергилия украшают романские церкви. Быстро распространилась и легенда о магическом искусстве Вергилия, книга о его колдовстве была переведена на все языки средневековой Европы. Вплоть до наших дней продолжают пользоваться гаданием по Вергилию, Sortes vergilianae, при котором указывают строку на раскрытой наугад странице Вергилия. Влияние Вергилия на литературу и язык в полном объеме оценить невозможно. Он был наставником Данте как в языке, так и в мудрости, и служит ему проводником в первых двух частях Божественной комедии. Некоторые исследователи и поныне считают Вергилия лучшим образцом для современных англоязычных поэтов. Нормативный стиль и синтаксис современных романских языков отчасти восходит также к Вергилию.

Вергилий. Энеида, 2-е изд. СПб, 1887
Вергилий. Энеида. М. – Л., 1933
Публий Вергилий Марон. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1971

vergilij

В биографии Вергилия есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Публия Вергилия.

Биография Вергилия

Вергилий появился на свет 15 октября 70 года до н.э. в Цизальпийской Галии (Римская республика). Он рос в простой, но состоятельной семье Вергилия-старшего и его супруги Магии Поллы.

Кроме него у его родителей родилось еще трое детей, выжить из которых удалось только одному – Валерию Прокулу.

Детство и юность

О детстве поэта почти ничего не известно. Когда ему было 12 лет он обучался в грамматической школе. После этого он учился в Милане, Риме и Неаполе. Биографы предполагают, что именно отец побуждал Вергилия к политической деятельности желая, чтобы его сын оказался в кругу аристократов.

В учебных заведениях Вергилий изучал риторику, письменность и философию. Интересен факт, что по своим воззрениям, наиболее близким ему философским направлением оказался эпикуреизм.

Не смотря на то, что Публий делал успехи в учебе, он совершенно не владел ораторским искусством, в котором нуждался любой политик. Лишь однажды парень выступил на суде, где потерпел сокрушительное фиаско. Его речь была чересчур медлительной, неуверенной и путанной.

Вергилий также обучался греческому языку и литературе. Городская жизнь утомляла его, вследствие чего ему всегда хотелось вернуться в родную провинцию и жить в гармонии с природой.

Литература и философия

После сражения при Филиппинах Цезарь пообещал выделить всем ветеранам земельные угодья. По этой причине у многих граждан была конфискована часть имений. Публий стал одним из тех, кого изгнали из своих владений.

Данная поэма состояла из 2188 стихов и 4-х книг, в которых затрагивались темы земледелия, плодоводства, скотоводства, пчеловодства, отрицания атеизма и других областей.

vergilij-1

Многие фразы из данного труда быстро разошлись на цитаты, среди которых:

Смерть

Поэт велел ничего не добавлять от себя, а только вычеркнуть неудачные места. Этим объясняется тот факт, что в поэме много неполных и обрывочных стихотворений. Публий Вергилий умер 21 сентября 19 года до н.э. в возрасте 50 лет.

Фото Вергилия

vergilij-3
vergilij-2

Вергилий. Фреска в соборе в Орвьето Данте и Вергилий Данте, Гомер и Верглий

pamyatnik-vergiliyu-v-mantue

mogila-vergiliya

Могила Вергилия

Краткая биография Вергилия М. Публия (15 октября 70 до н. э. - 21 сентября 19 до н. э.).

Вергилий Марон Публий - известнейший древнеримский поэт, создатель эпической поэмы нового образца - появился на свет вблизи города Мантуи 15 октября 70 г. до н. э. в семье достаточно зажиточного землевладельца, хозяина известной мастерской, в которой делали изделия из керамики. По легенде, матери приснился сон, предвещающий рождения сына, которому судьба уготовила стать знаменитостью. Юный Вергилий получил хорошее образование. Его обучение началось с Кремоны, тога зрелости была получена им в 16-летнем возрасте. Эта церемония проходила в год, когда умер Лукреций, поэтому многие видели в начинающем поэте его литературного наследника.

После Кремоны Вергилий учился в Милане, славящемся талантливыми педагогами, а затем в Неаполе и Риме. В столице он был учеником Эпидия, известного ритора, чья школа считалась элитным учебным заведением, здесь учились отпрыски самых знаменитых родов. В ее стенах получал образование Октавиан, внучатый племянник Цезаря, будущий властитель мира Август, который в 14-летнем возрасте уже был великим понтификом. Несмотря на шестилетнюю разницу в возрасте, Октавиан и Вергилий познакомились, между ними завязались приятельские отношения, благодаря которым поэт получил возможность попасть в высшее общество и всю жизнь пользоваться покровительством симпатизировавшего ему Октавиана.

В 45 году до н. э. поэт приобрел небольшое поместье неподалеку от Неаполя и здесь, среди живописных пейзажей, до конца жизни неспешно сочинял свои произведения. В имении его периодически навещали друзья, среди которых был Гораций. В 44 г. до н. э. убийство Цезаря положило начало смутному времени интриг, переворотов, междоусобиц, но оно практически не отразилось на биографии Вергилия: на фоне социальных потрясений он продолжал творить, и лишь несколько раз ему пришлось оторваться от трудов, т.к. под угрозой конфискации оказались семейные земли в Мантуи, отстоять которые помогли связи с Октавианом, управлявшим страной.

Чувствуя приближение кончины, Вергилий обратился с просьбой об уничтожении оставшегося незавершенным творения, мотивируя шаг его несовершенством. Однако ряд исследователей придерживается мнения, что истинная причина заключалась в осознании поэтом того обстоятельства, что он всю жизнь восхвалял тирана, а эпопея запечатлевала его имя в веках. Вергилий был очень уважаемым литератором уже при жизни, а после смерти его имя было окутано ореолом таинственности. В эпоху Средневековья о нем ходило множество легенд, приписывающих античному поэту сверхъестественные, магические способности.

Читайте также: