Бине альфред вклад в психодиагностику кратко

Обновлено: 30.06.2024

В 1905 г. он основал свободное общество для изучения ребенка, стремился привлечь в него как научную общественность, так и широкую публику.

1910 и 1911 гг. были для А. Бине периодом увлечения патопсихологией. Статьи, опубликованные в то время, были посвящены более подробному изучению душевных болезней. По его мнению, все душевные болезни характеризуются недостаточностью, деформацией или отклонением психических функций и болезненным отношением самого индивида к этим отклонениям, причем ученый особо подчеркивал важность второй характеристики. При изучении и классификации душевных заболеваний Бине ставил себе задачу установить для каждой болезни характеризующее ее психическое состояние. Так, истерии соответствует состояние разобщенности различных видов деятельности, маниакально-депрессивному психозу - состояние доминирования некоторых функций и видов деятельности, умственной отсталости - задержка развития.

Альфред Бине умер 18 октября 1911 г. в Париже в самом расцвете творческих сил. Несмотря на недолгую жизнь, А. Бине внес значительный вклад в развитие психологической науки. Основное внимание он уделял детской психологии, создав методику определения умственного развития ребенка. Помимо этого, Бине занимался также проблемами патопсихологии, психологии искусства, написал несколько работ по проблеме внушаемости, по психологии шахматистов и феноменальных счетчиков Его разработки оказали влияние на многих психологов, в том числе и на Айзенка, создателя теста проверки уровня интеллекта.

Отмечая решающее значение работ А. Бине и его сотрудников в появлении прообраза современных тестов интеллекта, следует сказать и о том, что измерять более сложные, нежели сенсорные, функции стремились и ранее. Предложение измерять сложные психические процессы было сделано еще в XVIII столетии Чарльзом Боне. Он полагал, что умственные процессы могли бы измеряться на основе заключений, сделанных из одного и того же суждения, но его предложение не было замечено. В 1889 г. А. Орн, ученик Эмиля Крепелина, разработал тесты для измерения умственных способностей, разделенных им на четыре типа: восприятие, память, ассоциация и моторные функции. Немного позже (1895) Крепелин создает длинный ряд тестов, предназначенных для измерения того, что он рассматривал как базовые умственные функции. Заинтересованный в психологическом исследовании пациентов психиатрических больниц, Крепелин применил простые арифметические операции в своих тестах, которые он изобретал для оценки результатов тренировки, памяти, а также восприимчивости к усталости и раздражению. В 1891 г. Хуго Мюнстерберг из Гарвардского университета подготовил 14 тестов для использования с детьми школьного возраста. Среди них были тесты на чтение, вербальные ассоциации, память, а также простые арифметические задачи. Выдающийся немецкий психолог Герман Эббингауз, экспериментально исследуя человеческую память, открывает различия между двумя ее формами: имплицитной, выражающейся в облегчении заучивания, и эмплицитной, выражающейся в непосредственном воспроизведении. Он разработал тесты имплицитного запоминания и показал, что материал, который не воспроизводится непосредственно и не узнается, тем не менее присутствует в памяти, так как облегчает повторное научение. Изучая умственные способности детей, Г. Эббингауз создает в 1897 г. тест, впоследствии названный его именем. Он полагал важной характеристикой интеллекта способность комбинировать и составлять слова в значимое целое. Примененный в конструировании теста принцип дополнения по сегодняшний день широко используется в психодиагностике. Однако лишь многолетний труд А. Бине и его сотрудников привел к созданию тестов интеллекта, которым была суждена долгая жизнь. В известной мере этому способствовало участие А. Бине в деятельности Комиссии по разработке средств выявления умственно отсталых детей, созданной Министерством народного просвещения Франции в 1904 г.


Бине был убежден что, для того чтобы изучать индивидуальные различия, необходимо производить отбор наиболее сложных психических процессов, с тем чтобы разброс результатов был широким. Он писал о том, что чем процесс более сложен, тем больше он варьируется в зависимости от личности, полагая меньшей вариабельность чувств, нежели памяти. Бине рекомендовал в первую очередь применять такие психологические тесты, которые определяли бы способность к суждению, память и воображение. Кстати говоря, он одним из первых предложил оценивать воображение с помощью чернильных клякс.


По утверждению Бине, к базовым понятиям индивидуальной психологии относится норма и отклонение от нормы, но установление норм – это только начало. Кроме этого, ученый хотел понять, какие существуют взаимоотношения между различными умственными процессами, с тем чтобы предсказывать степень развития одного процесса, основываясь на знании другого. Бине думал, что тесты для определения умственных способностей должны также давать информацию как о качественных, так и количественных различиях, поскольку, например, ребенок не просто обладает меньшей, но иной памятью, чем взрослый.

В 1908 г. была опубликована усовершенствованная шкала Бине-Симона. Она содержала 59 тестов, сгруппированных по возрастному признаку от 3 до 13 лет в соответствии с процентом детей определенного возраста, которые прошли данный уровень. Этот определяющий процентный диапазон был от 67 до 75 %. Если большее количество детей (в процентном отношении) прошли тест, он считался слишком легким для этого возрастного уровня; если данный тест решал меньший процент детей, он рассматривался как слишком трудный для этого возрастного уровня.

В качестве примера приведем задания теста Бине-Симона (1911) для детей 7 и 8 лет[6].

Для 7 лет

1. Различать правую и левую стороны.

2. Описать предложенную картинку.

3. Выполнить несколько поручений.

4. Назвать общую стоимость нескольких монет.

5. Назвать показанные четыре основных цвета.

Для 8 лет

1. Сравнение двух объектов по памяти. Установление сходства между ними.

2. Обратный счет от 20 до 1.

3. Обнаружение пропусков в изображениях людей (4 задания).

4. Назвать день, число, месяц, год.

5. Повторить ряд из пяти однозначных чисел.


Вильям Луис Штерн

Родился в 1871 г. в Берлине. Образование получил в Берлинском университете, где изучал филологию, философию и психологию. В 1897 г. последовал за Г. Эббингаузом в Университет Бреслау. На протяжении 18 лет Штерн и его супруга постоянно наблюдают за психическим развитием своих троих детей. Результаты этого исследования были отражены в двух монографиях, опубликованных в 1907 и 1909 гг. Эти и другие исследования делают Штерна одним из наиболее значительных в XX в. исследователей психического развития детей. В опубликованной в 1900 г. книге, посвященной индивидуальным различиям, он закладывает основы дифференциальной психологии. После переезда в Гамбург в 1916 г. активно изучает талантливых детей, разрабатывает психологические тесты. ведет другие исследования. В 1934 г., после прихода в Германии к власти нацистов, вынужден эмигрировать из страны. Ненадолго остановившись в Голландии, перебирается в США. Умер В. Штерн в 1938 г. в Дурхаме (Северная Каролина).


Получается, что умственный возраст равен 8 годам и 2 месяцам. Абсолютной мерой интеллекта выступает разность между умственным возрастом и возрастом хронологическим.

Однако эта разность для различных возрастных групп имеет неодинаковое значение, так как развитие интеллекта идет неравномерно. Один год опережения или отставания в интеллектуальном развитии для 4-летнего ребенка имеет гораздо большее значение, чем для 12-летнего. В связи с этим Вильям Луис Штерн (1912) предложил определять не абсолютную меру интеллекта – разность, а относительную.


Так появился знаменитый коэффициент интеллекта (Intelligence Quotient), сокращенно IQ, формула которого имеет следующий вид[7]


Бине не питал иллюзий в отношении своей шкалы и, может быть, лучше других видел ее недостатки, постоянно подчеркивал тот факт, что шкала не автоматический метод измерения ума. Шкала, предупреждал он, не измеряет интеллект обособленно, но интеллект вместе со знаниями, приобретенными в школе и полученными из окружающей среды. Бине особо отмечал важность качественных переменных (например, настойчивости и внимания ребенка при тестировании). К сожалению, многие из предостережений Бине были проигнорированы в последующих работах других ученых.

Тесты Бине-Симона очень быстро получили распространение во всем мире: публикуются многочисленные переводы и адаптации, в том числе и на русском языке. В значительной мере тестирование интеллекта в первые десятилетия XX в. связано с развитием тестов Бине-Симона.

Первой теорией организации интеллекта, основанной на статистическом анализе показателей тестов, была теория Чарльза Эдварда Спирмена, исследования которого во многом стимулировались его несогласием с существовавшими данными о том, что предназначенные для измерения разных сторон интеллекта тесты не коррелируют друг с другом, а следовательно, отсутствует основание для расчета общего, суммарного показателя.

Альфред Бине – это выдающийся психолог, практиковавший в конце 19-го – начале 20-го века. Его исследования, закончившиеся разработкой Шкалы интеллекта Бине-Симона, сыграли важную роль в формировании современных IQ-тестов, определяющих коэффициент интеллектуального развития.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Альфред Бине родился в 1857 году в Ницце – в те годы она входила в состав Сардинского королевства. Родители Бине разошлись, когда он был еще маленьким, и его растила одна мать. Когда Бине было 15 лет, они с матерью переехали в Париж, где он начал изучать право и законы. Он закончил обучение в 1878 году. Потом Бине поступил в Сорбонну и изучал там естественные науки, но он не выказывал особого интереса к учебе. В какой-то момент он переключил внимание на психологию и начал изучать труды Симеона Вотеро, Джона Стюарта Милла и других ученых.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В 1883 году Бине познакомился с Чарльзом Фером, также он работал под наставничеством Жана Шарко. Под началом Шарко он проводил исследования в неврологической клинике, и именно от него Бине узнал о гипнозе и многому научился в этой области. Однако когда результаты его исследований перестали соответствовать общепринятым взглядам и академическим данным, он отошел от этой дисциплины.

После рождения двух дочерей Бине переключился на изучение когнитивного развития. Он наблюдал за своими детьми, проводил исследования, и на основании своих наблюдений он давал определенные оценки и делал выводы, касающиеся психологии развития, а также социальной, экспериментальной и дифференциальной психологии. Он опубликовал сотни книг и статей, и его исследования в области интеллекта и психических процессов повлияли на многих выдающихся психиатров и психологов того времени, включая Жана Пиаже.

В 1891 году Бине начал работать в Лаборатории экспериментальной психологии, и за несколько лет он продвинулся до директора этой лаборатории. Он занимал эту должность вплоть до своей смерти в 1911 году.

ВКЛАД В ПСИХОЛОГИЮ

В начале 1900-тых годов Бине начал работать с Теодором Симоном, который стал его ассистентом, и вместе они работали в Комиссии по делам умственно-отсталых, изучая потребности своей целевой группы. Бине пытался найти эффективный способ идентификации детей с нарушениями когнитивных функций, что позволило бы как можно раньше создать для них такие условия, в которых они могли бы получить подходящее для них образование и другую необходимую поддержку.

Альфред Бине

696

Годы жизни: 8 июля 1857 года – 18 октября 1911 года

Один из самых влиятельных французских психологов и ученых известен благодаря исследованиям умственных способностей человека. Он произвел революцию в области образования и психологии, разработав систему тестирования интеллекта. Ему принадлежит создание революционной концепции коэффициента интеллекта или IQ.

Примечательно, что у него никогда не было официальной ученой степени в области психологии. Все, чего он достиг в этой области, было построено на самообразовании. И пусть сам Бине не совсем осознавал истинную ценность своего вклада в науку, но имя ученого навсегда вошло в историю психологии.

Альфред Бине родился в Ницце 8 июля 1857 году, в семье врача и художницы. Родители довольно быстро развелись, поэтому воспитанием мальчика в основном занималась мать. Когда Альфреду было 15 лет, она увезла его в Париж. Здесь будущий психолог окончил престижную школу Луи-Ле-Гранд и получил степень в области права. Молодой человек планировал пойти по стопам отца и посвятить себя медицинской карьере. Он поступил в Сорбонну, где изучал физиологию. Но естественные науки казались ему неинтересными, вместо этого он увлекся работами Чарльза Дарвина, Джона Стюарта Милля, Джона Локка, часами просиживал в Национальной библиотеке Парижа.

Стоит отметить, что Бине в совершенстве владел английским и французским языками, но совершенно не знал немецкого. По этой причине он игнорировал немецких авторов и его знакомство с современными психологическими теориями оказалось несколько однобоким.

В 1883 году Бине познакомился с Жаном-Мартином Шарко, директором парижской клиники La Salpêtrière. На тот момент уже достаточно известный врач-психиатр стал наставником молодого ученого и предложил ему работу в неврологической лаборатории. Попав под влияние Шарко, Альфред увлекся изучением гипноза и опубликовал четыре научные статьи на эту тему.

К сожалению, теории Шарко подверглись жесткой критике академического сообщества и не выдержали экспериментальной проверки. Бине пришлось делать неловкое публичное заявление о том, что он заблуждался, поддерживая своего учителя. Однако публикации и работа в области гипноза позволили ему впервые заявить о себе в научном сообществе.

В 1884 году он женился на Лауре Бальбиани, дочери известного эмбриолога Эдуарда-Жерара Бальбиани. С разницей в два года у супругов родились дочери Мадлен и Алиса. Бине отказался от должности в больнице Salpêtrière и все время посвящал дочерям. Он проводил домашние эксперименты и систематически наблюдал за их поведением и реакциями. По результатам опубликовал три статьи, описывающие индивидуальные различия и измерения интеллекта. Эти исследования заложили основу для будущей разработки тестов интеллекта.

В 1891 году Бине случайно встретил на железнодорожной платформе профессора-физиолога Анри Бони, с которым когда-то вел жаркие споры на тему гипноза. Разговорившись с бывшим оппонентом, попросил устроить его на работу в Сорбонну. Бони согласился. Возможно, одной из главных причин послужил тот факт, что Бине, распоряжавшийся внушительным семейным состоянием, готов был работать на добровольных началах. Альфред получил работу в лаборатории экспериментальной психологии Сорбонны. Три года спустя стал директором. Эту должность он занимал до конца жизни.

В начале 1900-х годов Бине вместе со своим научным сотрудником Теодором Симоном приступил к поискам способа, который позволил бы определять детей с когнитивными нарушениями. Эту задачу поставили перед ученым члены Свободного общества по изучению психологии ребенка. С помощью подобного метода они планировали корректировать образовательный процесс для тех детей, которые не справлялись с классической школьной программой.

Альфред Бине умер в Париже на самом пике творческой активности. Шесть лет спустя Свободное общество по изучению психологии ребенка было переименовано в Общество Альфреда Бине в память о знаменитом психологе. Журнал Science признал шкалу Бине-Симона одним из двадцати наиболее значительных событий или открытий XX века.

Книги Альфреда Бине можно найти в переводе на русский и английский языки:

Читайте также: