Библиотеки и библиотечное дело кратко

Обновлено: 30.06.2024

Пер­вая биб­лио­те­ка в Древ­ней Ру­си ос­но­ва­на в 1037 Яро­сла­вом Муд­рым в Со­фий­ском со­бо­ре в Кие­ве. Вто­рой по вре­ме­ни и зна­че­нию ста­ла биб­лио­те­ка со­бо­ра Со­фии Нов­го­род­ской, по­стро­ен­но­го в 1045–50 Вла­ди­ми­ром, сы­ном Яро­сла­ва Муд­ро­го. Зна­чи­тель­ная часть её фон­да дош­ла до на­ше­го вре­ме­ни, в т. ч. Ост­ро­ми­ро­во Еван­ге­лие [1056–57; ру­ко­пись хра­нит­ся в Рос­сий­ской на­цио­наль­ной биб­лио­те­ке (РНБ) в С.-Пе­тер­бур­ге] и Мсти­сла­во­во Еван­ге­лие [ок. 1117; ру­ко­пись хра­нит­ся в Гос. ис­то­ри­че­ском му­зее (ГИМ) в Мо­ск­ве]. В 11–12 вв. по­яв­ля­ют­ся биб­лио­те­ки при рус. мо­на­сты­рях в Кие­ве (Пе­чер­ский мон.), По­лоц­ке (Спа­со-Ев­фро­синь­ев­ский мон.), Нов­го­ро­де, Смо­лен­ске, Чер­ни­го­ве, Пско­ве, Вла­ди­ми­ре, Рос­то­ве, Кур­ске и др. куль­тур­ных цен­трах, а так­же при хра­мах.

Библиотечное дело – отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек.

Институт библиотечного дела представляет собой одно из направлений правового регулирования отношений информационной сферы в области обеспечения реализации права каждого на поиск, получение и передачу библиотечной информации (право на доступ к информации или право знать), которое является важнейшим правом человека и гражданина.

Библиотечная деятельностьявляется основой осуществления творческой и иной интеллектуальной деятельности человека.

Субъектами правоотношений библиотечного дела выступают библиотеки, государство, гражданин, предприятие, учреждение и организации, физические и юридические лица, поставляющие документы для комплектования библиотек и пользующиеся услугами библиотек.

Библиотека – информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам. Библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации.

Общедоступная библиотека – библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовыхформ и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии.

Библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются следующие основные виды библиотек:

• государственные библиотеки, учрежденные органами государственной власти, в том числе: федеральные библиотеки; библиотеки субъектов Федерации; библиотеки министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

• муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления;

• библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений;

• библиотеки предприятий, учреждений, организаций;

• библиотеки общественных объединений;

• библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами РФ.

Пользователем библиотеки может быть физическое или юридическое лицо.

Библиотечное дело – отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек.

Институт библиотечного дела представляет собой одно из направлений правового регулирования отношений информационной сферы в области обеспечения реализации права каждого на поиск, получение и передачу библиотечной информации (право на доступ к информации или право знать), которое является важнейшим правом человека и гражданина.

Библиотечная деятельностьявляется основой осуществления творческой и иной интеллектуальной деятельности человека.

Субъектами правоотношений библиотечного дела выступают библиотеки, государство, гражданин, предприятие, учреждение и организации, физические и юридические лица, поставляющие документы для комплектования библиотек и пользующиеся услугами библиотек.




Библиотека – информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам. Библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации.

Общедоступная библиотека – библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовыхформ и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии.

Библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются следующие основные виды библиотек:

• государственные библиотеки, учрежденные органами государственной власти, в том числе: федеральные библиотеки; библиотеки субъектов Федерации; библиотеки министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

• муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления;

• библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений;

• библиотеки предприятий, учреждений, организаций;

• библиотеки общественных объединений;

• библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами РФ.

Пользователем библиотеки может быть физическое или юридическое лицо.

История библиотек

Древние материалы

Люди стремились сохранить знания об окружающем мире и передать их последующим поколениям. Именно поэтому научились использовать различные методы записи. Бумага была изобретена в Китае, остальному миру стала известна достаточно поздно, поэтому для письма приходилось брать подручные средства.

На Востоке писали на глиняных табличках

На Востоке писали на глиняных табличках. Материал также не отличался прочностью, но некоторые изделия сохранились. Использовали также пергамент — выделанную особым образом бычью кожу. На Руси популярными были берестяные грамоты.

Существовали также деревянные книги, записи на пальмовых листах и некоторые другие необычные варианты.

Появление первых библиотек

Появление первых библиотек

Позднее использование свитков позаимствовали римляне.

Одно из чудес света

Знаменитая Александрийская библиотека — величайшая сокровищница древнего мира, в ее коллекцию входило более 800 тысяч текстов, написанных на различных языках. При этом каждый правитель считал своим долгом пополнить библиотечный фонд. Миф гласит, что Птоломей ІІІ во время голода в Афинах продавал хлеб грекам только в том случае, если они позволят ему скопировать редкие книги. Жители Эллады согласились, но потребовали в залог достаточно большое количество золота. Мудрый Птоломей отказался возвращать книги, пожертвовав сокровищами.

Знаменитая Александрийская библиотека

К сожалению, до наших дней библиотека не дожила, в 273 году она была уничтожена страшным пожаром. Интересные факты:

  • Ядро коллекции составило личное собрание Аристотеля, которой Птоломей выкупил у философа.
  • Сбор книг стал главной задачей монарха. Если у берегов причаливало судно, на котором находились папирусные свитки или иные манускрипты, они изымались в пользу библиотеки.

Управлял этим собранием книг верховный жрец.

Учреждение в Пергаме

Пергамская библиотека — настоящая соперница Александрийской. Основанная царем Эвменом Вторым, она стала средоточием культурной жизни античного мира. Коллекцию составили более 200 тысяч книг. Одним из руководителей был грамматик и философ Кратет Малосский, который переехал в Пергам после получения образования в Тарсе. Ему принадлежит честь основания грамматической школы, которая стала конкурентом аналогичного заведения в Александрии. Особенности библиотеки:

Пергамская библиотека

  • Здесь были представлены сочинения Гомера.
  • Имелся читальный зал, в котором располагались полки с манускриптами, а также стояла статуя Афины, покровительницы мудрости.
  • Для сохранности трудов и защиты от повышенной влажности использовалась примитивная система кондиционирования.

История Пергамской библиотеки завершилась из-за Марка Антония. Он подарил все книги Клеопатре, которая распорядилась передать их в Александрию.

Есть в страницах истории мира библиотек и не совсем выявленные факты. Например, ученым по сей день не удается найти собрание книг Ивана Грозного. Легенды гласят, что в нем хранилось огромное количество наименований редких рукописей.

Периоды Средних веков и Возрождения

  • Соловецкий;
  • Кирилло-Белозерский;
  • Иосифо-Волоколамский.

Основные труды таких библиотек носили религиозный характер. Это были сочинения теоретиков христианства, поучения святых отцов, жития, а также по истории России. Позднее появился еще один пласт — учебники. Книги были очень ценными и дорогими, поэтому для защиты от похитителей их приковывали к полкам.

Эпоха Возрождения характеризуется возвратом внимания к деятелям античной культуры. Именно в этот период труды греческих философов и писателей начинают по-настоящему цениться. Появляется огромное количество частных собраний, в которые входят не только полезные книги, но и красивые, настоящие произведения искусства.

Последующее развитие

Подлинным расцветом библиотечного дела становится Век Просвещения, появляются национальные заведения, платные, даже публичные. Люди получают возможность брать книги домой. Позднее в фонды библиотек начинают включать газеты, статьи которых несли в себе какую-либо ценность.

Сейчас заведения переживают не лучшие времена, бывает так, что небольшие местные филиалы закрываются из-за нехватки финансирования и отсутствия читателей.

Библиотека Конгресса в Вашингтоне

Типы современных библиотек:

  • взрослые;
  • детские (в том числе школьные);
  • специализированные (например, для людей с ограниченными возможностями);
  • отраслевые (краеведческие, литературоведческие, биологические).

Многие библиотеки были небольшими, но очень ценными благодаря тому, что в их фондах имелись редчайшие издания книг или старых газет. Например, хранилище в Йельском университете содержит только уникальные издания. Стены его изготовлены из прозрачного мрамора, поэтому в залах нет окон.

На тему библиотек и их истории можно говорить долго, коротко же выделить даже наиболее интересные и значимые факты непросто, их слишком много. Однако важно то, что возникновение и распространение таких учреждений помогало сохранить и развивать культуру и образование во всем мире.

Скорее всего, в наше время уже никто не думает, что библиотекарь — этот тот, кто весь день сидит в тихом читальном зале и читает книги в свое удовольствие.

На самом деле функционал сотрудников библиотеки огромен, и он может стать неожиданностью для неподготовленного молодого специалиста. Впервые придя на работу, он должен не только ознакомиться с большим объемом имеющейся литературы и удержать в голове принцип ее расстановки, но и запомнить выписываемые библиотекой периодические издания, особенности работы в АБИС и многое, многое другое. А ведь еще необходимо помочь посетителям найти ту самую книгу.

В статье ЛаЛаЛань расскажет, с чего начать знакомство с будущей профессией, как адаптироваться к неожиданной нагрузке и откуда черпать вдохновение молодому библиотекарю.


Необходимые качества для библиотекаря

Работа в библиотеке неразрывно связана с обработкой огромного объема информации. Современный библиотекарь — это и IT-специалист, и психолог, и администратор, и педагог, и историк, и актер, и литературовед, а иногда и дизайнер, и сценарист. Количество требуемых навыков и умений неисчерпаемо.

Однако, помимо этих дополнительных качеств, существуют и непосредственно профессиональные.

  • усидчив;
  • внимателен;
  • вдумчив;
  • эрудирован;
  • работает в режиме многозадачности;
  • обладает развитыми коммуникативными навыками и аналитическими способностями.

Где учиться

Библиотечное дело требует от сотрудника огромного количества знаний, навыков и компетенций. Получить их можно в соответствующем учебном заведении: в университете или профильном колледже.

  • Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств;
  • Московский государственный университет культуры и искусств;
  • Алтайская государственная академия культуры и искусств;
  • Белгородский государственный институт культуры;
  • Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.


Узнать на практике

Чуть выше ЛаЛаЛань подсказала, куда можно пойти учиться, если вы планируете работать в библиотеке. Однако не обязательно приходить в профессию только через соответствующее учебное заведение.

Многие становятся библиотекарями по разным причинам и часто без образования в области библиотечного дела: кто-то просто всю жизнь обожает книги, кто-то с рождения владеет бенгальским языком, а библиотеке срочно нужен такой специалист в отдел заведования бенгальской литературой, у кого-то библиотека рядом с домом — единственное перспективное место работы и так далее.

В этих и многих других невероятных случаях, когда профессиональный путь приводит нас в библиотеку, профильное образование менее важно, чем ваши личные качества, желание и готовность учиться новому. В библиотеке на практике можно изучить за полгода-год то, что некоторые узнают за 2–3 года в учебном заведении.

Разумеется, мы понимаем, что в одной статье невозможно отразить все тонкости работы библиотекарем, но надеемся, что нам удастся задать вектор для тех, кто ищет ответы на свои вопросы.

Итак, с чего можно начать будущему библиотекарю?


Познакомиться с терминами

В мире библиотечного дела — своя разветвленная система терминов, овладеть которой необходимо для профессионального общения с коллегами, посетителями и руководством.

Мы предлагаем вам для начала познакомиться со следующими терминами и понятиями.

Например, по периодичности издания делятся на:

  • Непериодические — книги и брошюры, выходящие однократно.
  • Периодические — регулярно выходящие издания: газеты, журналы, некоторые сборники, бюллетени. Эти издания делятся по отраслям знаний и направленности (например, научный журнал, научно-производственный, литературно-художественный) и по регулярности выхода в свет (ежедневно, еженедельно, ежемесячно и пр.).
  • Сериальные — нумерованные или датированные издания с одинаковым заглавием, выходящие в течение времени, продолжительность которого заранее не установлена.
  • Продолжающиеся — сериальные издания, выходящие через неопределенные промежутки времени по мере накопления материала.

В фонде библиотеки каждая книга промаркирована особым образом. У нее есть штемпель, инвентарный номер, и, возможно, RFID-метка. На переплете сверху и на обороте титульного листа располагается шифр. Например: 28.4 В 16.

  1. классификационный индекс (обозначает предмет или отрасль знания, определяется по таблицам библиотечно-библиографической классификации);
  2. авторский знак (чаще состоит из первой буквы фамилии автора и двух цифр, соответствующих первым буквам в фамилии автора или заглавии книги, определяется по пособию для алфавитной расстановки книг, например, по вот этому пособию).

В разных библиотеках срок, на который выдается книга, может отличаться, как и сами условия этой выдачи. Эти параметры разнятся в зависимости от ориентации на определенную группу читателей и профиля самой библиотеки. Кроме того, большинство современных библиотек оснащены RFID-технологией (что это такое и что общего у библиотеки и домофона, читайте в статье ЛаЛаЛани).

Это означает, что молодому специалисту необходимо изучить специфику работы с RFID-сканерами, научиться заполнять электронные формуляры и использовать ЭЧБ — электронные читательские билеты.


Поработать с посетителями

Несмотря на распространение электронных технологий и активно продвигающуюся вперед цифровизацию информации, в библиотеку приходят за тактильными ощущениями. А еще за живым, человеческим общением. Роль библиотеки в современном обществе не сводится к книгохранилищу, а библиотекарь уже давно занимается не только возвратом и выдачей книг.

Целевая аудитория библиотек различается, и это необходимо учитывать. Например, в университетскую библиотеку заходят студенты 17–30 лет и преподаватели, гораздо чаще они заинтересованы в учебной или научной литературе. А вот, например, в семейную муниципальную библиотеку приходят и мамы с детьми 3–5 лет, и подростки, и даже бабушки и дедушки, которые ищут интересный детектив на случай бессонницы. Для этих категорий библиотека — место проведения досуга и часто скорее духовного, чем информативного обогащения.

Для взаимодействия с такими посетителями пригодятся развитые коммуникативные навыки, умение подбодрить, заинтересовать, понять потребность читателя.

Пообщаться с коллегами

Наверное, один из самых быстрых и эффективных способов набраться опыта — обратиться к коллегам за советом, в котором они вам вряд ли откажут. Многие сотрудники работают на одном месте годами, оттачивая профессионализм, и даже просто наблюдение за их поведением на рабочем месте будет полезным и информативным.

Чем вдохновляться

Библиотекарь — яркий образ для художественной литературы и кинематографа. Свое искаженное прочтение он приобрел в прошлом веке, когда за библиотекарем закрепился совершенно неуместный образ возрастной женщины, шикающей на всех, кто говорит в читальном зале чуть громче, чем подобает. Однако и массовое увлечение чтением в советские годы прочно закрепило за библиотекарем образ компетентного, осведомленного и вдумчивого советчика, который всегда позволит читателю найти искомую книгу среди множества томов.

Разумеется, такой многогранный и неистощимый для интерпретаций образ не мог остаться незамеченным в художественной среде. Авторы подмечают исторические черты и их влияние на положение библиотеки в обществе, создают одни стереотипы о библиотечной среде и рушат другие. Библиотека и библиотекари встречаются в таких литературных произведениях, как:

Читайте также: