Бессознательное и психоанализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Знаменитый ученый, профессор психиатрии, З. Фрейд (1856-1939) является автором нового психологического учения о бессознательном. Ему принадлежит особое место среди психологов XX века. Взгляды З. Фрейда оказали большое влияние на социологию, этнографию, психологию, искусство, психиатрию, а работы переведены на многие языки мира. Вместе с ростом известности ученого росло и количество критических работ, направленных против его взглядов.

Его книги в Берлине в 1933 г. были сожжены нацистами, а позже он подвергается преследованиям. У молодых ученых его учение о бессознательном имело большой успех и вызывало бурю негодования среди блюстителей общепринятой буржуазной морали.

Понятие бессознательного

Бессознательное – это самая глубокая и значительная область человеческого разума, представляющая собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что подавляются и вытесняются в область бессознательного.

Феномен бессознательного уходит в далекую древность. В своей практике его признавали врачеватели самых ранних цивилизаций. Существование бессознательного послужило для Платона основой создания теории познания. Фрейд, знакомый с философскими идеями Платона, взял у него некоторые представления о бессознательном.

Свое отражение проблема бессознательного находит и в философии Канта(1724-1804), как форма рассмотрения возможности существования неосознанных представлений. З. Фрейд во многих случаях не только разделяет философские идеи Канта, но и апеллирует к его авторитету, особенно по проблеме бессознательного.

В XIX веке намечается и осуществляется поворот от рационализма к иррационалистическому пониманию бытия человека в мире, поэтому размышления о проблеме бессознательного во многих философских работах занимают важное место.

Вся теория психоанализа основывается на учении о бессознательном. Психоанализ, являясь врачебным методом исследования, частью психотерапии, использовался Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Позже ученый переработал психоанализ в психологическую доктрину, которая была направлена на изучение скрытых связей и основ душевной жизни человека.

Бессознательную основу несут в себе привычки, умения, навыки и др.

В психологии бессознательное обозначает совокупность психических процессов и явлений, не осознаваемых субъектом и лежащих вне человеческого разума. Все эти явления и процессы не поддаются контролю со стороны сознания в какой-то конкретный момент.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Естественное бессознательное. Это инстинкты, влечения, коллективное бессознательное, которое характеризуется тем, что его содержание достается по наследству от предков, и никогда не было в сознании;
  • Личный или индивидуальный бессознательный процесс. Суть его в том, Что он состоит из сознательных когда-то содержаний, но с течением времени исчезнувших из сознания;
  • Выработанное бессознательное явление. К ним относятся навыки, умения, привычки, автоматические движения, т.е. тот опыт, который начал формироваться в детстве и продолжает накапливаться;
  • Воспитанное бессознательное человека. Это социальное бессознательное, представленное установками, которые возникли под влиянием жизненного опыта в процессе воспитания.

Бессознательное несет в себе огромный объем информации, переживаний, воспоминаний. Получить доступ к этому жизненному багажу совсем не просто, а кому это все же удастся – забудет о неудачах в любой сфере деятельности.

Периоды развития учения З.Фрейда о бессознательном

Психика человека по Фрейду распадается на три области:

  1. Сознание;
  2. Бессознательное;
  3. Предсознательное.

Все три области находятся в состоянии непрерывного взаимодействия, а две первых еще и в состоянии напряженной борьбы между собой. Психическая жизнь человека, считает ученый, сводится как раз к этому взаимодействию и борьбе. Каждый поступок человека и душевный акт надо рассматривать как результат состязания и борьбы сознания с бессознательным.

Концепция бессознательного сложилась не сразу и прошла несколько периодов:

  • Первый период концепции Фрейда. На этом этапе концепция бессознательного очень близка к учению таких французских психиатров и психологов, как Шарко, Льебо, Жане и можно сказать, что находится от них в прямой генетической зависимости;
  • Второй период. Он самый продолжительный и самый важный в развитии психоанализа. В это время определяются все основные и характерные черты учения Фрейда о бессознательном, которое становится уже совсем оригинальным. Бессознательное становится необходимой и важной частью психического аппарата всякого человека. Постоянной и закономерной формой психической жизни объявляется борьба сознания и бессознательного. Для всех областей культурного творчества бессознательное становится энергией и продуктивным источником психических сил. Но бессознательное может стать и источником всех нервных заболеваний. Таким образом, во втором классическом периоде психоанализа понятие бессознательного обогащается целым рядом новых, существенных моментов.
  • Третий период. Концепция существенно изменяется и сближается с метафизическим учением Шопенгауэра и Гартмана. Бессознательное становится воплощением всего низшего и всего высшего в человеке. Появляется новое деление вместо прежнего:
  1. Сексуальное влечение или эрос;
  2. Влечение к смерти.

В основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств лежат инстинкты смерти.

Инстинкт самосохранения отошел к сексуальным влечениям, к нему относят подинстинкты, которые делают любой организм живым:

С развитием цивилизации инстинкт самосохранения утратил свою значимость и на первое место вышел инстинкт размножения или либидо.

Сформулированная Фрейдом задача психоанализа, заключается в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить его своим целям. В этом плане Фрейд был оптимистом и верил в способность осознания бессознательного.

Аналитическая деятельность ученого направлялась на то, чтобы человек по мере раскрытия природы бессознательного, мог овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни.

Психоанализ – особый метод терапии в практике лечения неврозов, основы которого были заложены З. Фрейдом. На базе психоанализа возник ряд научных течений в психологии и психиатрии ХХ в. Некоторые из них можно охарактеризовать не только как узкоспециализированные в рамках соответствующих наук, но и как психоаналитическую философию: идеи и открытия, сделанные в области психологии и психиатрии, получили здесь философское обобщение.

Основными идеями психоаналитической философии являются:

В структуре психики человека он выделяет следующие сферы:




Заметное влияние на современную философскую культуру оказали такие крупнейшие течения как феноменология, неотомизм, философская антропология, интуитивизм и др.Психоанализ — учение, громко и скандально известное за пределами научно-теоретического круга и широко вошедшее в современное общественное сознание. На протяжении целого столетия он коснулся целого ряда прежде запретных тем, связанных с жизнью бессознательного начала в человеке: темы сексуальности, темы снов и грез, темы жажды агрессии. Возникнув в начале века в исследованиях 3. Фрейда как психотерапевтическое направление, психоанализ вскоре соединил в себе психологические и собственно-философские аспекты, став синтетической дисциплиной по изучению человека, В ходе своего существования и развития он породил множество интерпретаций, далеко вышедших за пределы собственно-фрейдистских идей. Психоанализ представлен именами 3. Фрейда. К.-Г. Юнга, Р. Адлера, В. Райха, К. Хорни, Р. Ассаджиоли, Э. Фромма, В. Франкла, Э. Берна и др. Современное направление трансперсональной психологии также вырастает из психоаналитических корней. Психоанализ дал множество синтезов с другими направлениями философской мысли.

Фрейд строит следующую модель человеческой психики: бессознательное, предсознательное и сознание. Предсознатель-ное выступает как некий страж, который находится между сознанием и бессознательным и лишь по согласию сознания пропускает туда впечатления, отбрасывая неприемлемое в область бессознательного. Предсознательное связывает бессознательное со словом. Быть сознательным для Фрейда — значит иметь непосредственное и надежное восприятие, выражаемое в словах. Бессознательное же в словах невыразимо, это то психическое, восприятие которого требует особых процедур, технических приемов.

Символика бессознательного очень интересует Фрейда. Символ и открывает, и скрывает содержание бессознательного, ибо являет собой соединение страшного и стыдного с приличным и допустимым. Фрейд даже составляет словник бессознательной символики снов.

В 1920—1939 годах Фрейд создает новое представление о соотношении фундаментальных влечений человека. Он говорит о сексуальном влечении Эросе и влечении к смерти Тана-тосе. Собственно, Эрос оказывается у позднего Фрейда уже не столько сексуальным влечением, сколько сферой любви, тяготения ко всякой органической жизни, чем-то вроде божественного Эроса у Платона. Он глубоко конструктивен. Соответственно, Танатос является фундаментальной деструктивной силой, ведущей к разрушению, убийству и самоубийству, влекущей людей к возвращению всего живого в неорганическое состояние. Оба инстинкта — созидание и распад — пронизывают всего человека, каждую его клетку.

В этот период Фрейд изменяет и свое представление о структуре внутреннего мира. Теперь он строит следующую триаду:

1. Оно — сфера бессознательного, где буйствуют вытесненные влечения и страхи. Оно подчиняется принципу удовольствия;

2. Я (Эго) — разумная и рассудительная часть внутреннего мира, подчиняющаяся принципу реальности;

3. Сверх-Я (Супер-Эго) — бессознательная инстанция морального контроля, содержащая культурные требования и ограничения влечений. Это — внутренний цензор. Сверх-Я образуется по Фрейду за счет идентификации с отцом, который выступает не только как соперник, но и как авторитет. Сверх-Я перехватывает агрессивные стремления людей и направляет их внутрь, преображаясь в совесть, которая терзает человека упреками за его несоответствие требованиям авторитета. Чем больше человек отказывается от реализации своих желаний, тем больше его страдания, так как от Сверх-Я ничего нельзя скрыть. Поэтому, чем добродетельней человек, тем суровее и подозрительней делается совесть.

Фрейдовское понимание культуры может быть названо пансексуализмом, и большинство последователей Фрейда отвергли его как упрощенное понимание сложных многогранных культурных процессов.

В целом, философско-теоретические заслуги основоположника психоанализа могут быть резюмированы следующим образом. Фрейд

— впервые рассмотрел бессознательное не как онтологическую характеристику действительности (в духе Шопенгауэра или Ницше), а как самостоятельную психическую реальность, равнозначную объективной реальности;

— указал на наличие смысла у бессознательных процессов, он создает феноменологию бессознательного, ради уяснения его роли, функций, значимости в жизни человека;

— рассмотрел внутреннее строение бессознательного, его динамику, а также создал пространственные модели: Оно, Я, Сверх-Я;

— поставил вопрос о том, как можно познать бессознательное, и выяснил, что говорить о нем можно только на языке сознания. Психоаналитическая процедура — беседа, в которой участвуют слова-символы;

— предложил объяснение, в рамках своей концепции, механизмов, при помощи которых бессознательное участвует в мире становления и развития культуры.

Юнг Карл Густав (1875—1961) — основатель аналитической психологии, развил собственное представление о бессознательном, не совпадающее с идеями Фрейда. Он пришел к своим взглядам самостоятельно, его знакомство и дружба с Фрейдом начались в 1907 году, когда взгляды Юнга — практикующего психиатра — уже достаточно сложились, а уже в 1913 году последовал разрьш между этими крупными психоаналитиками ввиду крупных теоретических расхождений.

Формируя собственный оригинальный подход к пониманию бессознательного, Юнг выступил против фрейдовского натурализма, сведения сложнейших явлений культуры и сознания к физиологическим влечениям. Тем более не устраивал его пан-сексуализм. Юнг считает, что существует множество человеческих проявлений, которые невозможно вывести из либидо. Собственно, ссора между Фрейдом и Юнгом произошла именно на почве толкования сновидений. Сон, содержащий инцест, был прямо истолкован Фрейдом как проявление инфантильной сексуальности и Эдипова комплекса, в то время как Юнг настаивал на следующем понимании: бессознательное постоянно рождает сознание, инцест — это символ погружения духа в бессознательное, а мать — символ этого бессознательного (другим его символом является вода, к примеру, озеро).

По Юнгу, для сознательного и бессознательного характерны единство, а не борьба. Глубинные пласты внутреннего мира несут функцию смыслообразования, коллективное бессознательное выражает себя в сакральном (священном), а это — не болезнь и не невроз.

Юнг не согласен с фрейдовской редукцией сегодняшнего состояния человека исключительно к впечатлениям далекого детства. Бессознательное не только говорит нам о прошлом, оно способно повествовать и о будущем. Так, самого Юнга в 1912 году посещали страшные образы надвигающейся катастрофы, ужасного побоища, он видел горы, залитые кровью. Вскоре разразилась первая мировая война. Целый ряд подобных фактов позволил Юнгу сделать вывод о предсказательной силе бессознательного.

Архетипы приходят к человеку через сны, образы, мифы, художественные произведения, они выражают себя через психические реакции и отклонения в поведении. Юнг описывает несколько выявленных им основных архетипов.

Важнейшим архетипом по Юнгу является Самость. Это психологический образ Бога, центр тотальной, беспредельной личности, это целостность человека как индивидуальности. К Самости ведет процесс нндивидуации. Индивидуация — интеграция коллективного бессознательного в отдельной личности. В ходе индивидуации человек излечивается от невроза, разрешает свои внутренние противоречия и проблемы. Юнговская терапия основывалась на объективации образов бессознательного и вступлении в диалог с ними, пробуждение религиозного и мифологического сознания должно привести к восстановлению утраченных моментов личности, помочь в достижении целостности внутреннего мира. Однако, путь этот долг, он практически бесконечен, поэтому символом индивидуации является квадрат, заключенный в круг.

Психоанализ.

Психоанализ – особый метод терапии в практике лечения неврозов, основы которого были заложены З. Фрейдом. На базе психоанализа возник ряд научных течений в психологии и психиатрии ХХ в. Некоторые из них можно охарактеризовать не только как узкоспециализированные в рамках соответствующих наук, но и как психоаналитическую философию: идеи и открытия, сделанные в области психологии и психиатрии, получили здесь философское обобщение.

Основными идеями психоаналитической философии являются:

В структуре психики человека он выделяет следующие сферы:

Заметное влияние на современную философскую культуру оказали такие крупнейшие течения как феноменология, неотомизм, философская антропология, интуитивизм и др.Психоанализ — учение, громко и скандально известное за пределами научно-теоретического круга и широко вошедшее в современное общественное сознание. На протяжении целого столетия он коснулся целого ряда прежде запретных тем, связанных с жизнью бессознательного начала в человеке: темы сексуальности, темы снов и грез, темы жажды агрессии. Возникнув в начале века в исследованиях 3. Фрейда как психотерапевтическое направление, психоанализ вскоре соединил в себе психологические и собственно-философские аспекты, став синтетической дисциплиной по изучению человека, В ходе своего существования и развития он породил множество интерпретаций, далеко вышедших за пределы собственно-фрейдистских идей. Психоанализ представлен именами 3. Фрейда. К.-Г. Юнга, Р. Адлера, В. Райха, К. Хорни, Р. Ассаджиоли, Э. Фромма, В. Франкла, Э. Берна и др. Современное направление трансперсональной психологии также вырастает из психоаналитических корней. Психоанализ дал множество синтезов с другими направлениями философской мысли.

Фрейд строит следующую модель человеческой психики: бессознательное, предсознательное и сознание. Предсознатель-ное выступает как некий страж, который находится между сознанием и бессознательным и лишь по согласию сознания пропускает туда впечатления, отбрасывая неприемлемое в область бессознательного. Предсознательное связывает бессознательное со словом. Быть сознательным для Фрейда — значит иметь непосредственное и надежное восприятие, выражаемое в словах. Бессознательное же в словах невыразимо, это то психическое, восприятие которого требует особых процедур, технических приемов.

Символика бессознательного очень интересует Фрейда. Символ и открывает, и скрывает содержание бессознательного, ибо являет собой соединение страшного и стыдного с приличным и допустимым. Фрейд даже составляет словник бессознательной символики снов.

В 1920—1939 годах Фрейд создает новое представление о соотношении фундаментальных влечений человека. Он говорит о сексуальном влечении Эросе и влечении к смерти Тана-тосе. Собственно, Эрос оказывается у позднего Фрейда уже не столько сексуальным влечением, сколько сферой любви, тяготения ко всякой органической жизни, чем-то вроде божественного Эроса у Платона. Он глубоко конструктивен. Соответственно, Танатос является фундаментальной деструктивной силой, ведущей к разрушению, убийству и самоубийству, влекущей людей к возвращению всего живого в неорганическое состояние. Оба инстинкта — созидание и распад — пронизывают всего человека, каждую его клетку.

В этот период Фрейд изменяет и свое представление о структуре внутреннего мира. Теперь он строит следующую триаду:

1. Оно — сфера бессознательного, где буйствуют вытесненные влечения и страхи. Оно подчиняется принципу удовольствия;

2. Я (Эго) — разумная и рассудительная часть внутреннего мира, подчиняющаяся принципу реальности;

3. Сверх-Я (Супер-Эго) — бессознательная инстанция морального контроля, содержащая культурные требования и ограничения влечений. Это — внутренний цензор. Сверх-Я образуется по Фрейду за счет идентификации с отцом, который выступает не только как соперник, но и как авторитет. Сверх-Я перехватывает агрессивные стремления людей и направляет их внутрь, преображаясь в совесть, которая терзает человека упреками за его несоответствие требованиям авторитета. Чем больше человек отказывается от реализации своих желаний, тем больше его страдания, так как от Сверх-Я ничего нельзя скрыть. Поэтому, чем добродетельней человек, тем суровее и подозрительней делается совесть.

Фрейдовское понимание культуры может быть названо пансексуализмом, и большинство последователей Фрейда отвергли его как упрощенное понимание сложных многогранных культурных процессов.

В целом, философско-теоретические заслуги основоположника психоанализа могут быть резюмированы следующим образом. Фрейд

— впервые рассмотрел бессознательное не как онтологическую характеристику действительности (в духе Шопенгауэра или Ницше), а как самостоятельную психическую реальность, равнозначную объективной реальности;

— указал на наличие смысла у бессознательных процессов, он создает феноменологию бессознательного, ради уяснения его роли, функций, значимости в жизни человека;

— рассмотрел внутреннее строение бессознательного, его динамику, а также создал пространственные модели: Оно, Я, Сверх-Я;

— поставил вопрос о том, как можно познать бессознательное, и выяснил, что говорить о нем можно только на языке сознания. Психоаналитическая процедура — беседа, в которой участвуют слова-символы;

— предложил объяснение, в рамках своей концепции, механизмов, при помощи которых бессознательное участвует в мире становления и развития культуры.

Юнг Карл Густав (1875—1961) — основатель аналитической психологии, развил собственное представление о бессознательном, не совпадающее с идеями Фрейда. Он пришел к своим взглядам самостоятельно, его знакомство и дружба с Фрейдом начались в 1907 году, когда взгляды Юнга — практикующего психиатра — уже достаточно сложились, а уже в 1913 году последовал разрьш между этими крупными психоаналитиками ввиду крупных теоретических расхождений.

Формируя собственный оригинальный подход к пониманию бессознательного, Юнг выступил против фрейдовского натурализма, сведения сложнейших явлений культуры и сознания к физиологическим влечениям. Тем более не устраивал его пан-сексуализм. Юнг считает, что существует множество человеческих проявлений, которые невозможно вывести из либидо. Собственно, ссора между Фрейдом и Юнгом произошла именно на почве толкования сновидений. Сон, содержащий инцест, был прямо истолкован Фрейдом как проявление инфантильной сексуальности и Эдипова комплекса, в то время как Юнг настаивал на следующем понимании: бессознательное постоянно рождает сознание, инцест — это символ погружения духа в бессознательное, а мать — символ этого бессознательного (другим его символом является вода, к примеру, озеро).

По Юнгу, для сознательного и бессознательного характерны единство, а не борьба. Глубинные пласты внутреннего мира несут функцию смыслообразования, коллективное бессознательное выражает себя в сакральном (священном), а это — не болезнь и не невроз.

Юнг не согласен с фрейдовской редукцией сегодняшнего состояния человека исключительно к впечатлениям далекого детства. Бессознательное не только говорит нам о прошлом, оно способно повествовать и о будущем. Так, самого Юнга в 1912 году посещали страшные образы надвигающейся катастрофы, ужасного побоища, он видел горы, залитые кровью. Вскоре разразилась первая мировая война. Целый ряд подобных фактов позволил Юнгу сделать вывод о предсказательной силе бессознательного.

Архетипы приходят к человеку через сны, образы, мифы, художественные произведения, они выражают себя через психические реакции и отклонения в поведении. Юнг описывает несколько выявленных им основных архетипов.

Важнейшим архетипом по Юнгу является Самость. Это психологический образ Бога, центр тотальной, беспредельной личности, это целостность человека как индивидуальности. К Самости ведет процесс нндивидуации. Индивидуация — интеграция коллективного бессознательного в отдельной личности. В ходе индивидуации человек излечивается от невроза, разрешает свои внутренние противоречия и проблемы. Юнговская терапия основывалась на объективации образов бессознательного и вступлении в диалог с ними, пробуждение религиозного и мифологического сознания должно привести к восстановлению утраченных моментов личности, помочь в достижении целостности внутреннего мира. Однако, путь этот долг, он практически бесконечен, поэтому символом индивидуации является квадрат, заключенный в круг.


Философия психоанализа совершила переворот в философии, она обратила внимание не просто на человека, а на его внутренний мир, психику. Психоанализ изначально был медицинской дисциплиной, однако глубина подходов, целостность трактовок, сделали психоанализ одной из ведущих философских теорий современной науки.

missing image file

Все симптомы невротических заболеваний Фрейд усматривает в забытых сексуальных переживаниях детства. Исходя из этого, Фрейд строит свое учение о детской сексуальности. Он выделяет 3 фазы: 1 – фаза детской сексуальности – оральная, получение удовольствий от сосания материнской груди и еды. 2 – садистко – анальная, связана с эрогенностью слизистых оболочек кишечника (удовольствие от опорожнения). 3 – фаллистическая – высшая ступень, – когда ребенок заостряет внимание на половых органах. На этой стадии и могут возникнуть неврозы и фобии (страхи).

Фрейд внес психоанализ во все основные философские науки: философию сознания, этику, эстетику, антропологию. Фрейд имел множество учеником, но все они отошли от его учения, повергли его критике.

Одним из наиболее выдающихся учеников Фрейда был Карл Густав ЮНГ (1875 – 1961) – швейцарский психиатр и философ. Однако Юнг отказался от главного принципа Фрейда от теории сексуальности.

missing image file

Фромм занимался философией человека, он пытался определить сущность человека как био – социального существа. «Человек часть природы и частица общества и одно и другое неразделимы.

Человек – это единственное существо, осознающие смысл своей жизни. Смысл человеческой жизни – это борьба с превратностями судьбы. Фромм выделяет 3 главных противоречия человеческой жизни: 1) это противоречие между жизнью и смертью, 2) противоречие между, тем, что человек хочет и то, что может (могу – хочу), 3) противоречие между стремлением был со всеми и стремлением к одиночеству.

Проявить себя человек может только в обществе справедливости, – это социализм (учение Фромма часто называют фрейдомарксизм). Однако Фромм критиковал Маркса, говорил, что Маркс не понял человека, который по своей природе эгоистичен; общество можно изменить, лишь изменив человека.

Психоанализ подошел к проблеме внутреннего мира человека. Долговое время фрейдизм оставался ведущим течением в философии ХХ века, появились его новые последователи. Фрейдизм – направление, охватывающее психологию, философию, медицину, социологию и другие науки. Психоанализ имеет большое практическое значение, врач – психоаналитик сейчас становится важной составляющей практической медицины и психологии.

История бессознательного и Зигмунд Фрейд

Феномен бессознательного давно известен науке. Как можно охарактеризовать проявление души, есть ли вероятность, что это часть психики? В разное время ученные по-разному относились к понятию Бессознательного, признавая или опровергая его существования, саркастически высмеивая работы самонадеянных смельчаков. По сей день не все тайны души и тела человеческого разгаданы, не все дилеммы разрешены. История изучения бессознательного начинается с конца 19-го столетия.

Фрейд и общество

Первая половина XX века по праву золотой век психологии. Многие замечательные открытия и фундаментальные теории были созданы именно в эту эпоху. Научное сообщество кипело и бурлило, рождая новые идеи и опровергая старые аксиомы. В связи с этим Фрейда можно назвать человеком истинно своей эпохи.

С детства привыкший быть в оппозиции к обществу (в основном из-за еврейского происхождения) Зигмунд был по ту сторону признанного психологического сообщества. Постоянная критика и нелестные отзывы скептиков оставили отпечаток на жизни ученного и частной практике (потеря репутации и части клиентов). Один плюс был в таком положении — можно было быть абсолютно не зависимым в суждениях, это отличало Фрейда от оппонентов.

В научной среде сложилось весьма неоднозначное и противоречивое отношение как к личности самого ученного, так и к его работам.

Критика научного сообщества

Многие именитые ученные XX века выказывали свое сомнение в отношении идей Фрейда.
Выделим основные из них:

Причина такому, скорее всего не только эпатажные идеи психолога, повергшие в шок научное сообщество, но и глубокий анализ труда "первооткрывателя". Тем более, что настолько откровенно о таких интимных сторонах жизни человека раньше никто не смел заговорить.

Секс и есть самоцель всего сущего!
З. Фрейд

Бессознательное

Пришло время, наконец таки рассмотреть столь остро воспринятую в свое время теорию Ф. о бессознательном.

Бессознательное в психоанализе

Начнем с рассмотрения азов психоанализа, неразрывно связанного с концепцией бессознательного.

Что же говорится о бессознательном в психоанализе?

Существует три предмета психологии: Сознание, Поведение и Неосознаваемые процессы.

Сознание становилось предметом исследования нескольких наук — философии, психологии и даже антропологии, само понятие вошло в употребление с XVII века, как следствие бурного развития естественных наук. Поведение, как предмет психологии, рассматривает

" data-placement="top" data-content=" наука, признающая предметом научного исследования психики только поведение и различные его формы" title=""> бихевиоризм . Третья составляющая — неосознаваемые процессы — довольно общий термин. Рассмотрим его в контексте данного направления психологии.

Bessoznatelnoe1

Сразу следует отличать понятия неосознаваемое или бессознательно по следующим принципам:

Термин неосознаваемое охватывает большее количество процессов, которые делятся на два вида:

Первый вид вопросов отвечает на вопрос

" data-placement="top" data-content=" т. е. "Как осуществляется тот или иной двигательный процесс или навык" title="">"Как?" .

Говоря о таком процессе как навык, можно предположить – достаточно сформированный и развитый, он начинает производиться без вмешательства сознания. Такое явление мы относим к неосознаваемым механизмам (НМ). Следовательно, данный вид неосозноваемого никак не относится к категории Бессознательного.

Так, в практике гипноза испытуемому задают установку — "По истечении определенного срока времени вы должны совершить определенный поступок". Постгипнотическая амнезия, конечно же, не даст человеку сознательно вспомнить сказанное гипнологом, но данную установку (действие) он осуществит в реальной жизни.

Пациенту резонно задается вопрос "Ради чего вы это сделали?" — Честный человек ответит: "Я не знаю", иной придумает оправдание. Причем это объяснение никак не раскроет истинный мотив совершенного. В конкретном случае придуманное оправдание — пример Бессознательного. А самое главное — пациент сам начинает верить в придуманную им же небылицу. Так Б. проявляется в реальной жизни. Данный случай следует запомнить.

В итоге портрет типичного клинического больного Фрейда выглядит так:

  • Причина расстройств этого пациента — всегда бессознательное. Пациент ясно

Но дает ли собственное сознание человеку понять себя? — Нет.

" data-placement="top" data-content=" три основные формы проявления" title="">Три кита Бессознательного

Рассмотрим структуру этого загадочного и непознанного явления.

Неврозы

Что такое невроз? Как невроз связан с бессознательным? Как он проявляется? Что говорят об этом врачи?

Бессознательное (в случае невроза) — это след задержанного аффекта. Произошедшее тревожное, зачастую неприятное событие пациент пытается вытеснить из сознания. Но это невозможно, тогда событие порождает симптом.

При практике терапии, например, гипноза, гипнотизируемый вновь вспоминает об этом событии. В гипнотическом сне пациент вторично аффективно реагирует. Как следствие устранения причины симптома - наяву исчезает сам симптом или невроз. Мало-помалу пациент идет на поправку.

Введем ещё одно контекстуальное определение Б. — аффективный комплекс.

Комплекс (по Фрейду) — сцепление различных звеньев определенной ситуации, сопряженной с аффектом. При травмирующем событии аффект "сцепляется" со значимой составляющей произошедшего. Т. е. комплекс — переплетение деталей. Это могут быть

" data-placement="top" data-content=" время суток, цвет предмета и т. п. " title="">знаковые моменты, события . Соответственно комплекс — явление, при котором человек недостаточно понимает произошедшую ситуацию. Именно комплекс есть та отправная точка в лечении невроза — говорит нам Фрейд.

Также рассмотрим комплекс под другим углом. Комплекс — всегда соединение Явного и Скрытого. Явное— сам симптом, Скрытое — причина симптома.

Bessoznatelnoe2.jpg

В сознании проявляется лишь симптом, в бессознательном — скрыта причина. Следую логике этих понятий цель психоанализ (по факту) — проследить путь сознательного проявления причины к её бессознательному содержанию.

Сновидения

К анализу сновидений Фрейд пришел не сразу. Проследим ход научной мысли ученого.

В ранних опытах Фрейд обычно обращался к гипнозу, но позднее категорически отказался от него в пользу анализа сновидений. И вот почему — Ф. говорит, что проблему (комплекс) человек создает себе сам, но без постороннего вмешательства не может её разрешить. Делает вывод — пациенту самому следует разрешить эту проблему наяву, . а не под гипнозом .

Теперь у Ф. появляется потребность в новом методе. И тут Ф. приходит к обоснованию использования снов.

Так, сон можно назвать своеобразным ребусом. Чтобы разгадать, разделяем его на некоторые фрагменты, и относительно каждого пациент озвучивает всё, что приходит ему на ум. Вот

" data-placement="top" data-content=" только с внешней стороны" title=""> примерное содержание сеанса психоанализа .

Ошибки обыденной жизни

Примеры — оговорки, описки, забывание намерений, необъяснимая потеря вещей. Все эти проявления Б. — материал для анализа причин симптомов.

Причины. Типично это нерешенные проблемы или вытесненные желания.

Редко оговорки никак иначе, как "проговорками" не назовешь. Это оговорки в чистом виде: хотел сказать "открыть", сказал — "закрыть". В большинстве своем оговорки — это нарушенная речь. Одна составляющая оговорки — то, что хотел произнести сознательно, а другая — то, что сказалось бессознательно. Пример: сказалось — "Сдабе сечу?", хотелось сказать — "Сдачу себе?".

А вот пример из собственной жизни Фрейда: на его письменном столе валялся изысканный и недешевый карандаш. Искать потерянные вещи (по Ф.) нужно следующим образом " Кто подарил карандаш? Что недавно случалось с дарителем?

Теперь у вас есть четкое представление о проблеме бессознательного в психоанализе. Пришло время капнуть глубже.

Бессознательное 1914

Работа являлась маленьким, но прорывным шагом к раскрытию тайны мозговой деятельности человека. Рассматривались две части психики — Сознательное и Бессознательное.

Такое разделение функционально обосновано. Фрейд говорит о целесообразности такого деления не в смысле анатомии человека , а в конкретном понимании этих терминов самим Фрейдом.

Что же подразумевает Ф. под понятиями "сознательное" и "бессознательное"? Эти термины характеризуют принадлежность протекающих процессов в какой-либо функциональной части психики . Во избежание двусмысленности автор вносит следующие обозначения:

  • BW — сознательное;
  • UBW — бессознательное.

Есть и некоторые сложности:

Существуют такие сознательные представления, оставшись в скрытой форме, более относятся к BW. Именно о последней составляющей психики повествует текст.

В системе бессознательного нет критического отношения к представлениям, скорее наоборот. Мистическое воспринимается сродни реальному; подчас противоречащие друг другу представления мирно соседствуют; не существует здесь и понятия времени. В клиническом опыте Ф. было множество примеров проявления бессознательного в сновидениях или неврозах. Именно это принципиально отличает систему Ubw от Bw.

Содержание Ubw можно сравнить с психическими аборигенами. Если у человека имеются унаследованные психические образования, нечто аналогичное инстинкту животных, то это составляет ядро бессознательного. К ядру позже присоединяется все устраненное в период детского развития из сознания как недопустимое. Ubw не может напрямую сообщать сигналы к активности мускулам.

Bw, наоборот, оказывает прямое влияние на моторную деятельность тела человека, имеет связь с органами чувств, формирует представление о реальности. Опыт работы с шизофрениками показывает, что разрушение защитного барьера между сознательным (Bw) и бессознательным (Ubw) может приводить к искаженному восприятию реальности больным.

У других авторов

У идейного продолжателя Фрейда, Карла Густава Юнга, в большинстве работ красной нитью проходит мысль о бессознательном. Ученый вместе с анализом подхода к изучению бессознательного Фрейда развивал собственное учение о бессознательном.

Первые его работы были насквозь проникнуты мистикой, это пристрастие сопровождало Карла на протяжении всей научной деятельности. Вместе с тем как угасала его симпатия к Фрейду, появлялось все больше отсылок к символам и оккультным знакам. Это главная особенность его работ, помимо тематики бессознательного в разных контекстах.

Книга под названием "Либидо, его метаморфозы и символы" покажется более чем увлекательной поклонникам психоанализа. Именно в ней становится очевидно расхождение во мнениях Юнга с именитым учителем [7].

Если вас интересует качественная оценка разницы подходов двух ученных — произведение "Критика психоанализа" 1961 прольет свет на многие вероятно возникающие у вас вопросы. Ключевые моменты работы:

  1. Юнг опровергает силу подавления, как единственную причину расстройств психики.
  2. Вводит в трактовку образов бессознательного теологическую символику.
  3. Для него либидо уже не абсолютный синоним сексуальности.

Книга "Очерки по психологии бессознательного" — вобравшая в себя только некоторые публикации Юнга на тему бессознательного [8]. Отличительная черта — в данной книге анализ свойств психики излагается уже в ключе, авторского направления Карла Юнга, аналитической психологии. Уже представлены отсылки к теории "коллективного бессознательного", первооткрывателем которой также стал ученый. В работе Юнг излагает собственные взгляды на некоторые проблемы бессознательного, некоторые из них:

  • воля к власти, как один из ведущих источников психической энергии личности
  • Взаимодействие личного и коллективного бессознательного
  • Концепция "Анима и Анимус"

Еще одна опубликованная на русском языке книга, заложившая фундаментальные положения аналитической психологии — "Подход к бессознательному" развивает учение Юнга о коллективном бессознательном [9]. Рассматривается теория об

" data-placement="top" data-content=" архетипы — наследуемые всеобщие образцы, символы и стереотипы психической деятельности и поведения " title="">архетипах бессознательного как источника всеобщей символики, проявляющееся как во снах (индивидуальный уровень), так и в мифах целых народов (коллективный уровень).

Живой пример практического использования теории психоанализа в ключе структурализма книга "Лакан в Японии" известного фрейдиста, Жака Лакана [10]. Он рассказывает о возможности применения психоанализа к культуре, чуждой, а иногда и прямо противоположной, западной. Лакан описывает структурирование бессознательного на основе особых свойств японского языка в сравнении с его западными аналогами.

За последний век неофрейдистами также было написано немало стоячих работ.

Современный взгляд

Современная когнитивная наука продвинулась далеко вперед. Главным предметом ее исследования является сознание, но без исследования бессознательного изучение сознания не представляется возможным. Следует отметить, что данная проблематика имеет междисциплинарное значение, и изучается в ракурсе нейрофизиологии, исследований искусственного интеллекта, лингвистики, антропологии, психологии. Исследование бессознательного дало возможность описать механизм и происхождение таких процессов, как:

  • Восприятие
  • Память
  • Творчество

Русские ученные изучающие проблематику бессознательного: Н.Т. Абрамова, Н.С. Автономова, Д.И. Дубровский, В.А. Лекторский. Творчество в контексте бессознательного изучали И.А. Бесковая, И.А. Герасимова. В зарубежных исследованиях проблематика бессознательного представлена философскими работами Д. Деннета, Д. Фодора, Д. Серля. И мы без сомнения обязаны многим в современной науке и искусстве этому открытию. Открытию, послужившему заделом, для нового понимания мышления и существования человека.

Литература:

Автор: Карина Орос
Кубанский государственный университет

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Читайте также: