Бертель торвальдсен творчество кратко

Обновлено: 04.07.2024

Торвальдсен (Бертель или Альберт Thorvaldsen) - один из величайших скульпторов, род. в Копенгагене 19 ноября 1770 г. Отец Т., исландец по происхождению, был резчиком по дереву и, желая иметь в сыне помощника, пристроил его, в 1787 г., в ученики копенгагенской академии художеств. Всего два года спустя, он был награжден по классу скульптуры малой и большой серебряными медалями, в 1791 г. мал. золотой, а в 1793 г. большой золотой медалью, с которою было соединено право на получение стипендии для трехлетнего пребывания в чужих краях.

В 1796 г. отправился в Италию. Главным его наставником в Копенгагене был даровитый датский скульптор Видевельт, от которого Т. впервые научился также любить и ценить античное искусство. Работы молодого Т. на родине не только выказывали его подающим блестящие надежды учеником, но и самостоятельным художником, хотя в настоящем смысле слова Т. "нашел себя", как художника, лишь в Италии, где с восхищением погрузился в богатый мир античного искусства и с величайшим вниманием изучал Рафаэля.

Конец XVIII и начало XIX века ознаменованы в истории искусства усиленным исканием новых путей и тяготением к изучению природы и чистого античного искусства, с целью обновления устарелых условных форм современного. Когда Т. явился в Рим, тогдашний художественный центр Европы, программа нового искусства была таким образом до известной степени уже начертана и ждали только гениальных художников, призванных осуществить ее, сказать "новое слово". В области скульптуры таким избранником суждено было явиться Т. Первым произведением, показавшим его вступление на новый путь, была статуя "Язон", о которой соперник Т., Канова, отозвался, что это - "uno stilo nuovo e grandioso".


Она положила начало первому славному периоду творчества Т. (1803 г.), когда он, почерпая сюжеты из греческой и римской мифологии, создал новую эру в скульптуре и воскресил античное искусство. Гениальность Т., однако, не допустила его сделаться повторением античных скульпторов, напр. Фидия. или Праксителя, к которым, особенно к последнему, его часто неосновательно приравнивали. Античное искусство было для Т. в сущности лишь источником вдохновения, в самом же творчестве своем он всегда оставался в высшей степени индивидуальным, верным своему своеобразному гению, одинаково сильному и в области статуи, и в области рельефа.

Для выражения мощных художественных идей служили Т. крупные статуи, рельеф же давал исход целому сонму грациозно шаловливых, нежно любовных и пр. мыслей и чувств, постоянно волновавших его фантазию. Работал Т. неутомимо, при чем обыкновенно прежде, чем приступить к лепке задуманной модели, набрасывал ее карандашом и разрабатывал в эскизах, иногда до 20 и более раз. С 1803 г. по 1819 г. Т. исполнил массу крупных и мелких статуй и рельефов.

Так, с небольшими промежутками появились одно за другим произведения: "Пляска муз на Геликоне" (бар.), "Вакх", "Ганимед", "Аполлон", "Венера с яблоком", "Марс", и "Адонис", "Лето" и "Осень" (бар.), ряд барельефов и медальонов для Христиансборгского дворца, фризы для Квиринального дворца: "Триумфальный въезд Александра в Вавилон", "Приам и Ахилл", всемирно известные медальоны барельефы "День" и "Ночь", "Геба", "Ганимед", "Танцовщица", "Пастух", "Надежда" и "Меркурий, готовящийся убить Аргуса"; последняя статуя принадлежит к самым выдающимся шедеврам Т.

Кроме того, в этот же период Т. выполнил много замечательных надгробных памятников по заказам правительств и частных лиц и несколько барельефов, сюжетами для которых служили сцены из земной жизни Христа. Наконец, после 23 летнего пребывания на чужбине, Т. собрался съездить на родину, но через год вновь вернулся в Рим. Находясь в Дании, он исполнил несколько небольших работ, но главным результатом этой поездки в отечество было получение заказа, влившего новую мощную струю вдохновения в творчество Т., поставив для него задачей разработку дотоле чуждого ему христианского элемента. Т. поручено было выполнить для копенгагенского собора Богоматери (Frue Kirke) статуи Христа и 12 апостолов, а также фриз "Иоанн, проповедующий в пустыне".


Портрет Торвальдсена работы Иоганна Гертнера(1839 год)

Взялся за новую задачу Т. без особого увлечения, но чем больше вдумывался в нее, тем больше отдавался ей и в конце концов решил ее достойно своего гения, дав человечеству в статуях Христа и некоторых из апостолов (напр. Иоанна Богослова) гениальные произведения, единственные в своем роде как по глубине и универсальности идеи, так и по совершенству исполнения. Исполнением этого заказа начался второй период деятельности Т. Нередко возвращаясь к сюжетам из греческой и римской мифологии, он стал создавать главным образом крупные произведения в христианском духе, а также колоссальные памятники историческим лицам и событиям.

Ряд последних открывается знаменитым "Люцернским львом" (в память швейцарцев, убитых в Париже в 1792 г.), наиболее же замечательными монументами в честь отдельных исторических лиц являются статуи Коперника и Понятовского (в Варшаве), Пия VII (в Риме), герцога Лейхтенбергского (в Мюнхене), Байрона, Максимилиана Баварского, Гуттенберга (в Майнце), Шиллера (в Штутгарте) и Конрадина (в Неаполе). Кроме исчисленных произведений, по большей части весьма значительного размера, и упомянутых выше работ на сюжеты из античного мира (небольшие барельефы), ко второму периоду деятельности Т. относится масса мелких и крупных работ, статуй и портретных бюстов разных современников; из статуй этого рода особенно замечательна статуя графа Потоцкого.

История жизни Бертеля Торвальдсена

Как ни резок может с первого взгляда показаться переход от произведений в античном духе к произведениям, воплощающим идеи христианства, и затем к памятникам и статуям исторических и современных лиц, на самом деле в творчестве Т. не происходило никакого перелома или скачка. От всех его произведений одинаково веет духом мира, высшей гармонии и красоты. Статуи и памятники, созданные Т., отнюдь не являются, как его портретные бюсты современников, простыми портретами; они - идеальные в классическом духе, олицетворения физического и - главное - духовного существа данных лиц. Классическое благородство поз, необычайная гармония всех частей каждой отдельной статуи или целой группы, чисто античная красота линий и общий дух целомудрия и глубокого душевного равновесия или невозмутимого мира - таковы характерные черты творчества Т.

Его здоровой, уравновешенной и целомудренной натуре северянина, насквозь проникнутой чувством идеальной классической красоты, несвойственно было изображение каких либо страстей, борьбы, сильного страдания - всего, что нарушает гармонию телесного и духовного существа. У Т. даже Христос, идущий на Голгофу, не изнемогает под бременем креста, а остается Богом. Распятого, страждущего образа Спасителя, вовсе не встречается в ряду произведений Т.; в этом он сходится с Рафаэлем, у которого есть лишь одна такая картина, да и то написанная в самую раннюю пору его деятельности, когда он был еще под влиянием своего учителя Перуджино (находится в Дудлей-гоузе в Лондоне).


Ганимед, кормящий Зевсова орла (1817).

Знаменитая статуя Христа работы Т., украшающая собор Богоматери в Копенгагене - бесподобное олицетворение божественного величия и вместе с тем божественной любви и кротости. Дух мира, которым проникнуты все вообще произведения Т., нашел здесь свое высшее выражение; Христос Т., зовущий в свои объятия "всех страждущих и обремененных", истинный "князь мира", вечный миротворец, действительно могущий примирить все и вся в своих объятиях. - Из произведений Т. в античном духе, снимки с которых приложены к настоящей статье, следует упомянуть в особенности о "Гебе", "Меркурии, готовящемся убить Аргуса", о статуе самого Т. и о барельефе "Возрасты любви".

Создавая статую "Гебы", Т. как бы соперничал с Кановой, который всего за год до прибытия Т. в Рим, создал свою известную статую Гебы, распространенную в гипсовых копиях по всему свету. И в смысле верности античному духу и самой идеи, олицетворением которой является Геба, северный художник одержал победу над итальянцем. Геба Кановы, с роскошными зрелыми формами своего обнаженного торса, в коротком одеянии, и в резво танцующей позе, скорее походит на легкомысленную танцовщицу, на вакханку, тогда как Геба Т. - настоящая олимпийская богиня в одеянии древнегреческих женщин и вместе с тем истинное олицетворение девственно-чистой, ясной, как майское утро, юности.

Второе из названных произведений, которым восхищаются даже не расположенные к Т. критики, занимает довольно изолированное положение в творчестве Т. Сам сюжет - готовящееся убийство - уже довольно чужд Т.; зато в обработке этого сюжета Т. остается верен себе. Он не имеет ничего общего с Веласкесом, который изобразил бога Меркурия ползущим к своей жертве на животе, с обнаженным мечом в руке. Т. выбрал из сюжета сравнительно еще невинный, но захватывающий момент. На первый взгляд столь безобидно-праздное положение полусидящей, полустоящей фигуры с только что отнятой от губ цевницей, маскирует кровавый замысел. Правая, с виду так мирно болтающаяся нога ,на самом деле прижимает пяткой ножны меча, чтобы легче было вытащить последний рукой.


Скульптура умирающего льва в Люцерне

Черты лица и поза фигуры выражают напряженную бдительность и готовность перейти к действию. Последнее передано в особенности превосходно, так и кажется, что Меркурий сейчас встанет и выхватит меч. История происхождения этой удивительной статуи в высшей степени характерна для уяснения того, как работал Т. Однажды, отправляясь обедать, Т. заметил полусидящего, полустоящего в дверях дома молодого итальянца, красота и оригинальность позы которого поразила скульптора; он прошел было мимо, но с полдороги вернулся и, застав юношу в той же позе, не замедлил хорошенько запомнить все детали положения, затем наскоро пообедал и немедленно вернулся домой, чтобы засесть за эскиз новой статуи, а на другой день уже серьезно взялся за работу над моделью "Меркурия".

Свойственное всем произведениям Т. благородство поз и всего облика особенно ярко сказывается в его собственной статуе, изваянной им самим. Это образ монументальной широты, уверенности, твердости и олимпийского спокойствия, говорящий о том, что олицетворяемый им и создавший его человек- великий, редкий человек, гений. В барельефе "Возрасты любви" трактуется тема, вообще проходящая красной нитью в творчестве Т. - "власть Эрота". Т. как бы говорит целым циклом своих произведений: "Что такое сила, власть, мужество, даже красота? Все решает в конце концов любовь!"


Статуи апостолов в кафедральном соборе Копенгагена

Но Эрот Т. не просто шалун и баловень олимпийского царства, это - триумфатор, победитель богов и людей, отбирающий трофеи от великих и мощных богов, седлающий и представителя воздушной стихии, орла Юпитера, затем представителя водной стихии - дельфина, усмиряющий адского цербера, доводящий мощного паря зверей, льва, до того, что тот смиренно лижет ему ножку и пр. Произведения Т. совершенно лишены чувственной подкладки, как была чужда ее и самая натура Т. При разработке тем любви, он не обнаруживает и восторженного опьянения ее властью, но просто изображает последнюю с точки зрения спокойного, трезвого, хотя и сочувствующего, но в то же время и слегка иронизирующего наблюдателя, с улыбкой превосходства указывающего на все проникающую, решающую силу Эрота и с очевидным удовольствием отмечающего, насколько важно для уразумения сути жизни обращать внимание на этот скрытый фактор.

Барельеф "Возрасты любви" не что иное, как мягкая сатира на кратковременность власти Эрота, основанной на законах природы. Девочка подросток с живым любопытством глядит на выпускаемых на волю амурчиков; молодая девушка, преклонив колени, приветствует маленького божка любви горячим поцелуем; женщина, уже носившая плод любви под сердцем, обращается с божком довольно небрежно, таская его за крылышки, как купленного на рынке гуся; занятый житейскими заботами зрелый муж даже не замечает усевшегося к нему на плечи Амура; зато старость, словно опомнившись, с сожалением тщетно простирает руки вслед за улетающим от ее божком. В 1838 г. Т. решил окончательно вернуться на родину. Здесь был оказан ему грандиозный прием.


Надгробие папы Пия VII в соборе Св. Петрав Риме

Остальные годы своей жизни великий скульптор посвятил отечеству. Крупными его работами в этот период являются фризы: "Въезд Христа в Иерусалим" и "Шествие на Голгофу". Кроме них он исполнил много мелких произведений и усиленно занимался разработкой плана и устройством (на средства, собранные всенародной подпиской) музея, в котором должны были поместиться все его произведения, частью оригиналы, частью копии в мраморе и гипсе, эскизы и разные собранные им в течение всей его жизни богатые художественные коллекции. Все это он по духовному завещанию оставлял родине. Т. скончался внезапно, в Копенгагене, 24 марта 1844 г., присутствуя на вечернем спектакле в Королевском театре. Сооружавшийся по плану архитектора Биндесбёля музей имени Т. и сделался вместе с тем его надгробным памятником.

Тело Т. погребено под простой каменной плитой в середине двора, образуемого четырьмя флигелями музея. Кроме этого грандиозного и единственного в своем роде памятника, Т. воздвигнуты памятники в палаццо Барберини в Риме и селении Рейкьявик на о-ве Исландия. Из наиболее выдающихся учеников Т. следует указать на датчан Фрейнда и Биссена, на немцев Вольфа, Швантолера и фон-дер Лауница, на итальянцев Тенерани и Бьенэме. Полную биографию Т. сост. И. М. Тиле, "Thorvaldsen og bans Vaerker" (два издания, одно роскошное, украшенное гравюрами, изображающими произведения Т., 4 т. in 4ё, Копенгаген, 1831-50; другое общедоступное, дополненное извлечениями из переписки и др. бумаг Т.).

Из прочих сочинений о Т. особенного внимания заслуживают превосходный труд Юлиуса Ланге: "Sergel og Thorvaldsen" (Копенгаген, 1886 г.), содержащий в себе тонкую оценку художественной деятельности Т. М. Гаммериха: "Thorvaldsen og bans Kunst" (популярная биография, для народа), Зигурда Мюллера: "Thorvaldsen, bans Liv og bans Vaerker" (Копенгаген 1890-1893 г.) и Эжена Плона: "Thorvaldsen, sa vie et son oenvre" (Париж, 1867). Ценные отзывы об искусстве Т. находятся также у датского художественного критика Гойена в его сочинениях, изд. Уссингом, у А. Кестнера (в "Romische Studien", Берл., 1850), у Жакмона, в "Revue des deux Mondes" за 1879 г.

Бертель Торвальдсен

Росписи, тайну которых не сможет раскрыть человек, не знакомый с историей Дании, для любого датчанина не являются загадкой.

Вскоре юноша был награждён по классу скульптуры малой и большой серебряными медалями, в 1791 году — малой золотой. Одному из своих учителей — Николаю Абильгору — он помогает в отделке королевской резиденции в Копенгагене — Амалиенборге.

Главным его наставником в Копенгагене был даровитый датский скульптор Видевельт, который научил Торвальдсена любить и понимать античное искусство. Работы молодого Торвальдсена на родине не только показали его подающим блестящие надежды учеником, но и вполне самостоятельным художником.


В 1796 году Торвальдсен отправился в Рим, куда прибыл 8 марта 1797 года. Отныне этот день он отмечает как день своего рождения.

Как пишет Луначарский: «Он привёз с собою в Рим из Дании не только душу, пропитанную самоновейшим для того времени сентиментализмом, — ничуть не искусственным, однако, и почерпнутым у самого источника прочного мещанства, — но и восторженную любовь к человеку, к прекраснейшему, что может видеть в мире око: гармонически развитому человеческому телу. Никакое мещанство не могло заслонить основную ноту нового Возрождения — эстетизм и гуманизм!

В Италии Торвальдсен и провёл большую часть своей жизни, около сорока лет, никогда не забывая своей маленькой родины. Он постоянно был связан с Копенгагеном, посылал туда закупаемые им антики, а перед смертью завещал все свои произведения городу.

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

При всей любви к творчеству античных скульпторов, например Фидия или Праксителя, Торвальдсен, однако, не стал их слепым подражателем. Античное искусство было для Торвальдсена, в сущности, лишь источником вдохновения, в самом же творчестве своём он всегда оставался в высшей степени индивидуальным, верным своему своеобразному гению, одинаково сильному и в области статуи, и в области рельефа.

Для выражения мощных художественных идей служили Торвальдсену крупные статуи, рельеф же давал исход целому сонму грациозно-шаловливых, нежно-любовных и других мыслей и чувств, постоянно волновавших его фантазию. Работал Торвальдсен неутомимо, причём обыкновенно, прежде чем приступить к лику задуманной модели, набрасывал её карандашом и разрабатывал в эскизах, иногда до двадцати и более раз. С 1803 по 1819 год Торвальдсен исполнил множество крупных и мелких статуй и рельефов.

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Торвальдсен выбрал из сюжета, казалось, спокойный, а на самом деле захватывающий момент. Безобидно-праздное положение полусидящей, полустоящей фигуры Меркурия с только что отнятою от губ свирелью маскирует кровавый замысел. Правая нога на самом деле прижимает пяткой ножны меча, чтобы легче было вытащить последний свободною рукою. Черты лица и поза фигуры выражают напряжённую бдительность и готовность перейти к действию. Последнее передано в особенности превосходно — так и кажется, что Меркурий сейчас встанет и выхватит меч.

В 1820 году Торвальдсену поручают скульптурное оформление главного собора Копенгагена — собора Богоматери.

Бертель Торвальдсен

Художник создаёт ансамбль, включающий в себя двенадцать фигур апостолов, размещённых вдоль стен центрального нефа собора, фигуру Христа в апсиде

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

и изображение коленопреклонённого ангела. Все статуи Торвальдсен исполнил в величину, больше натуральной.

В том же двадцатом году Торвальдсен возвращается в Италию, где много работает над заказами разных европейских стран: Польши, Германии, Англии, Италии, Дании. В основном это памятники-монументы: Копернику для Краковского собора (1823)

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Шиллеру в Штутгарте (1835)

Бертель Торвальдсен

Байрону в Кембридже (1831)

Бертель Торвальдсен

папе Пию VII в соборе Святого Петра в Риме (1824–1831)

Бертель Торвальдсен

Торвальдсен проявил себя и как блестящий портретист. Он создал немало великолепных портретов. Среди тех, кого изобразил скульптор, были царствующие особы — Наполеон

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

польский король Понятовский

Бертель Торвальдсен

а также и великие поэты — лорд Байрон, Шиллер.

Воистину, образцом гармонии, ясности, чистоты формы стала портретная статуя княгини Марии Фёдоровны Барятинской, жены известного русского дипломата И.И. Барятинского.

Бертель Торвальдсен

В 1825 году Торвальдсена избирают президентом Римской академии святого Луки, а в 1833 году — президентом Академии художеств в Копенгагене. Он был также почётным членом Французской и Российской академий художеств, академий Берлина, Мюнхена, Флоренции, Милана.

Торвальдсен скончался внезапно в Копенгагене 24 марта 1844 года, присутствуя на вечернем спектакле в Королевском театре. Тело Торвальдсена погребено под простой каменной плитой в середине двора, образуемого четырьмя флигелями музея его имени. Музей начал сооружаться по плану архитектора Виндесбеля ещё при жизни скульптора. Здесь собрано 80 статуй, 130 бюстов, 240 рельефов прославленного мастера.

Посетители в благоговейном молчании пребывают в этом царстве классической красоты. Ничто не отвлекает внимания от созерцания истинно прекрасных творений выдающегося представителя классицизма в скульптуре.

Торвальдсен воспитал целую плеяду учеников. На долгое время его искусство стало эталоном.

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Нума и нимфа Эгерия. 1794

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Купидон и Ганимед

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Зрелость и Осень

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Асклепий и Гигея

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Мемориальная плита Ю.Дунин-Барковской

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Портрет Вильгельмины Бирон

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Латона и её дети Аполлон и Диана

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Бертель Торвальдсен (Bertel Thorvaldsen; 19 ноября 1770 — 24 марта 1844 гг.) — знаменитый датский скульптор XIX века, выдающийся представитель академизма и неоклассицизма в европейском изобразительном искусстве. Бертель Торвальдсен прославился на весь мир созданием скульптур из мрамора на религиозную и мифологическую тематики, а также бронзовых монументальных памятников. Лучшие шедевры его творчества сегодня можно увидеть в разных европейских странах, а биография художника насыщена интересными событиями.

Бертель Торвальдсен по праву считается величайшим скульптором Золотого века в истории датского искусства. Несмотря на то, что мастер более 40 лет прожил за пределами Родины, он пользовался огромным уважением соотечественников. В центре Копенгагена, на острове Слотсхольмен еще при жизни художника был построен его персональный музей, в котором собрано около 20 000 экспонатов — оригинальных работ скульптора и произведений искусства из его личной коллекции.

Биография Бертеля Торвальдсена

Бертель Торвальдсен родился 19 ноября 1770 года в Копенгагене в семье резчика по дереву. Его отец был эмигрантом из Исландии, приехавшим в молодом возрасте в Данию в поисках лучшей жизни, а мать — простой датской крестьянкой. Семья будущего скульптора жила очень бедно, ее глава злоупотреблял алкоголем и абсолютно не заботился о воспитании сына. Бертель не посещал начальную школу, ему пришлось самостоятельно научиться читать и писать, а еще у мальчика рано обнаружился талант к искусству.

К счастью, с помощью друзей семьи Торвальдсен сумел в возрасте 11 лет поступить в Королевскую академию искусств, где его наставниками были Йоханнес Видевельт (Johannes Wiedewelt) и Николай Абильгор (Nicolai Abildgaard). Днем он помогал отцу по хозяйству, а вечерами посещал занятия, постигая тонкости рисунка и скульптуры.

В январе 1787 года 16-летний Бертель Торвальдсен получил первую академическую награду — малую серебряную медаль за искусно выполненную рельефную скульптуру. Но вскоре юноше пришлось на время оставить учебу и полностью сосредоточиться на тяжелой физической работе, чтобы материально поддержать семью.

Бертель Торвальдсен. Скульптуры Христа и двенадцати апостолов в Копенгагенском соборе, 1817-1829

Только в начале 1789 года он вновь начал посещать занятия в академии и спустя несколько лет добился блестящих успехов в учебе. В августе 1793 года молодой художник был награжден Большой золотой медалью и получил право на оплачиваемую поездку в Рим для дальнейшего обучения. Три последующих года Бертель Торвальдсен прожил в Копенгагене, зарабатывая на жизнь написанием портретов и книжных иллюстраций, а также изготовлением скульптурных бюстов.

Бертель Торвальдсен. Скульптурный портрет княгини Марии Барятинской, 1818

Наконец, летом 1796 года все формальности с его поездкой в Италию были улажены, и молодой скульптор отправился на парусном судне в далекое путешествие. Он прибыл в Рим только 8 марта следующего года и страстно полюбил древний город. Бертель даже ежегодно отмечал дату 8 марта как второй день рождения до самой смерти.

С этого момента Бертель Торвальдсен до конца своей жизни больше не испытывал недостатка в щедрых заказчиках. У него было множество учеников, просторная мастерская в центре итальянской столицы и огромное желание творить. Скульптор приобрел славу величайшего ваятеля современности, а во время путешествий по Европе его восторженно принимала публика в Австрии, Германии, Польши и других европейских стран.

Бертель Торвальдсен. Надгробие папы Пия VII в соборе Святого Петра в Риме, 1824

Торвальдсен никогда не был женат, но на протяжении всей жизни пользовался успехом у женщин. От Анны Марии Уден у него было двое внебрачных детей — сын Карло и дочь Элиза, кроме того, у скульптора было много любовниц, но сочетать себя узами брака он так и не решился.

Бертель Торвальдсен. Памятник князю Юзефу Понятовскому в Варшаве, 1829

За долгие годы пребывания в Риме мастер собрал грандиозную коллекцию произведений античного искусства и сколотил огромное состояние. Но в 1838 году он решил вернуться на Родину, где эта новость была встречена его соотечественниками с большим воодушевлением. Художника буквально боготворили в Дании, за счет государства для него был построен персональный музей в центре Копенгагена, который существует до сих пор.

Бертель Торвальдсен. Один из залов музея Торвальдсена в Копенгагене

И все же жизненный путь великого мастера быстро приближался к печальному концу. За полгода до смерти врачи запретили ему работать из-за серьезных проблем со здоровьем, но это лишь ненадолго отсрочило неизбежный итог. 24 марта 1844 года в возрасте 73 лет Бертель Торвальдсен умер в родном Копенгагене. Он подарил собственную коллекцию искусств родному городу и завещал похоронить себя под грядкой из роз во дворе своего музея. Скромная могила художника на которой нет никакого памятника и сегодня находится в этом месте.

Бертель Торвальдсен. Могила Торвальдсена в его музее в Копенгагене

Самые известные работы Бертеля Торвальдсена

Великий скульптор подарил миру множество великолепных шедевров. И все же, к числу самых известных работ Бетреля Торвальдсена относятся:

Бертель Торвальдсен. Памятник Николаю Копернику, 1822

Бертель Торвальдсен внес огромный вклад в европейское скульптурное искусство XIX столетия. Наряду с Антонио Кановой он справедливо признан одним из величайших ваятелей академического стиля в мировой истории.


Здесь вы найдете статьи об искусстве, истории, книгах, биографии художников, посещенных мною выставках, музеях да и просто о том, что интересует меня в мире культуры и творчества.

Что может дать вам изучение искусства?

Познание и исследование искусства может дать вам не только знания, но и помочь обрести чувство прекрасного, привить художественный вкус, внутренне обогатить, научить наблюдательности, принести духовный рост и развитие своей личности.

Если это интересно вам, подписывайтесь на мой блог об искусстве 🙂

Контакты

Бертель Торвальдсен

  • Posted by Монахова Карина
  • 21.09.2021
  • 8 мин на чтение
  • 0 Comments

Бертель Торвальдсен (1770-1844) – выдающийся датский скульптор и художник, создававший произведения искусства на тему античной мифологии . Это была его любимая тема. Она объединяет все творчество мастера: от графических рисунков до скульптур и барельефов.

Бертель Торвальдсен. Формирование взглядов и интересов скульптора

Бертель Торвадсен родился 19 ноября 1770 года в Копенгагене и был единственным ребёнком в семье. Его отец Готскалк Торвальдсен работал резчиком по дереву, специализировался на изготовлении носовых фигур для кораблей. Бертель часто помогал отцу, делая рисунки таких фигур.

бертель торвальдсен

Бертель Торвальдсен “Автопортрет” (1811)

В 1796 году скульптор получил специальную стипендию Королевской Академии, которая давала возможность путешествовать. Так, юноша впервые отправился в Рим, где ещё сильнее приблизился к пониманию античного мира. Бертель Торвальдсен продолжал изучение античных памятников и их копирование.

Знакомство с творчеством Карстенса

В Риме Бертель Торвальдсен познакомился с известным художником Асмусом Якобом Карстенсом (1754-1798). Он существенно расширил представление Бертеля об античном мире и сыграл немалую роль в формировании его знаний в области древней мифологии¹. Торвальдсен часто бывал в мастерской Карстенса, внимательно изучал его работы. Они были порождены собственной фантазией художника, хотя на них изображались древние боги и герои с традиционно принятыми сюжетами.

Необычные рисунки Карстенса очень вдохновили молодого скульптора. Для Бертеля это был новый взгляд на античный миф. Скульптор переосмыслил способы изображения античных героев и их традиционных сюжетов. Торвальдсен пришёл к мысли, что он сам может придумывать сюжеты для своих скульптурных композиций, где главными героями выступают персонажи античных легенд². Таким образом, это сформировало взгляды юноши на все его последующее творчество.

Знакомство с поэзией Анакреонта

бертель торвальдсен

Анакреонт (мрамор, Лувр)

Также значительное влияние на творчество скульптора оказало знакомство с поэзией Анакреонта (559-478 гг. до н.э.) – древнегреческого поэта , прославлявшего в своих стихах любовь, вино и беззаботную жизнь. В поэтическом мире Анакреонта властвовал всесильный Амур – Бог любви, известный в древности под именами Эрот и Купидон. Амур стал любимым мифологическим персонажем датского скульптора. Он изображал его во всем многообразии ликов и образов.

Произведения Торвальдсена раскрывают Амура не просто как жизнерадостного бога любви, но и как бога, верховенствующего над всем миром – это древнейшее представление об Амуре (Эроте). Хочу обратить ваше внимание на серию барельефов “Власть Амура над стихиями”, подразумевающую господство Амура над стихиями: Землей, Воздухом, Водой и Огнем. Во всех барельефах Амур изображен в облике обнаженного шаловливого ребенка с покоренным животным.

Идея барельефов – утверждение верховенства Амура над стихиями и его главенствующей роли среди самых мощных богов древности – Зевса (Юпитера), Посейдона (Нептуна), Аида (Плутона).

Беседы с просвещенными друзьями

На творчество датского скульптора также повлиял круг его просвещенных знакомых и беседы с ними о древних античных мифах. Из разговоров с просвещенными друзьями и знакомыми Бертель Торвальдсен черпал новые знания, знакомился с новыми литературными источниками. К примеру, одним из таких знакомых был его соотечественник и исследователь Древней Греции Питер Олуф Брёнстед (1780-1842), который должен был знать тексты “Орфических гимнов”. На их основе Бертель создавал серию барельефов “Власть Амура над стихиями”. От друзей он почерпывал многие сведения о древнейших богах Эллады, в том числе и об Эроте как о высшем божестве.

Рисование в жизни скульптора

Бертель Торвальдсен рисовал с самого детства. Эскизы занимали важное место в его творчестве: с помощью наскоро выполненных рисунков скульптор искал нужные формы, сравнивал позы тела и искал наиболее подходящие для своих работ ракурсы, оценивал пропорции и ритм. Процесс создания эскизов являлся неотъемлемой частью работы скульптора.

Любимые материалы Бертеля Торвальдсена – карандаш и чернила, уголь и мел – использовались им по отдельности или сразу вместе. Он использовал бумагу совершенно разной структуры, цвета и качества: от обрывка до качественной бумаги для рисования⁴.

Бертель Торвальдсен и его творчество в Петербурге

На самом деле, Бертель Торвальдсен никогда не был в Петербруге, но его имя и произведения высоко почитались в интеллигентном круге Петербурга : в стенах Императорской Академии Художеств, Академии барона Штиглица и в великосветских гостиных.

Одной из его первых русских заказчиц была графиня Ирина Воронцова, родственница князя Николая Борисовича Юсупова (1750-1831). Весной 1804 года, оказавшись в Риме в мастерской скульптора, графиня заказала Торвальдсену для своего петербургского особняка четыре мраморные статуи – “Вакх”, “Ганимед”, “Венера”, “Аполлон” и скульптурную группу “Амур и Психея”⁵.

В 1820-х годах произведения Торвальдсена можно было видеть также в особняке героя Наполеоновских войн, графа Александра Остермана-Толстого (1770-1857)⁶. В его коллекции присутствовала скульптура “Графиня Елизавета Алексеевна Остерман-Толстая”, ныне хранящаяся в Государственном Эрмитаже.

К середине XIX века имя Торвальдсена уже получило большую известность в Российской Империи. Известно, что датский скульптор лично встречался с императором Александром I и выполнял его портрет. Но официальных заказов мастер не получал – ни от Императорского Эрмитажа, ни от членов царской семьи.

Во второй полоне XIX века к работам Торвальдсена начали проявлять интерес русская аристократия и богатая петербургская буржуазия⁷. В академии барона Штиглица хранились статуи “Ганимед” и “Пастух”.

Скульптуры Бертеля Торвальдсена, представленные на выставке

“Амур, играющий на лире”

Эрот, согласно древнегреческой мифологии, – бог любви – был одним из самых любимых мифологических персонажей датского скульптора. Он прославлял его в своих произведениях через разные образы и лики.

“Ганимед”

Ганимед – сын троянского царя Троса и нимфы Каллирои – встречается в античной литературе: в произведениях Гомера “Илиада” и Овидия “Метаморфозы”. Согласно греческому мифу, юноша за свою необыкновенную красоту был похищен верховным богом Зевсом, превратившимся в орла, и унесен на небо, где исполнял обязанности виночерпия. Ганимеду были дарованы бессмертие и вечная молодость. Этот миф был одним из самых популярных сюжетов в искусстве Древней Греции и Рима, а также в эпоху Возрождения.

Бертель Торвальдсен – удивительно талантливый скульптор, умевший запечатлеть красоту в мраморе и сохранивший любовь к античным идеалам сквозь время. Мастер работал не только в родном городе Копенгагене (Дания), но и в Риме (Италия). Там он был избран членом Академии св. Луки и обучал молодых художников со всего мира. Мастерская Бертеля Торвальдсена имела большую популярность в XIX веке: к нему приезжали датские, немецкие, итальянские, русские и американские художники на обучение.

К концу жизни скульптора возникли планы по поводу создания собственного музея в Копенгагене. Скульптор все свои произведения завещал родному городу. В 1848 году музей Торвальдсена открылся для публики. Его коллекция поистине восхищает и привлекает внимание. Официальный сайт музея располагает большим собранием в электронном каталоге, поэтому каждый имеет возможность посетить сайт и увидеть прекрасные работы талантливого скульптора Бертеля Торвальдсена.

Все примечания взяты из каталога выставки “Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена”. (Издательство Государственного Эрмитажа, 2021)

Карл Ларссон (Carl Larsson; 1853-1919) - один из известнейших живописцев своей страны. Был видной.

Японский Сад Никка Юко (Nikka Yuko) представляет собой лоно красоты и спокойствия. Войдя.

Лавенем - деревня и община, находящаяся в английском графстве Суффолк. Деревня знаменита церковью.

Лекейтио (Lequeitio) - муниципалитет в Испании, входит в провинцию Бискайя в составе автономного .

В Баварии, округе Гармиш-Партенкирхе, есть чудесная деревушка мастеров художников и резчиков по д.

-Метки

-Поиск по дневнику

-Статистика



Торвальдсена по праву считают одним из самых продуктивных скульпторов в истории искусства. Это была полностью его собственная заслуга – работал Торвальдсен совершенно неутомимо. Перед тем, как начать лепить модель, он по двадцать (и более!) раз набрасывал и перерисовывал её карандашом в эскизах…


Можно сказать, что все его лучшие работы воссоздают античные сюжеты. В то время бытовало мнение, что только Торвальдсен может прочувствовать и отразить суть античного искусства Рима и Греции.



Портретная статуя княгини Марии Фёдоровны Барятинской, жены известного русского дипломата И.И. Барятинского. 1818

Он запечатлел в камне и мраморе как монархов (Александра I), так и многих представителей аристократических семей со всего мира. Он создавал и памятники, наиболее известные из них – Ф. Шиллеру (Штутгарт, 1835-1839 гг), Дж. Байрону (Кембридж, 1830-1831 гг), Н. Копернику (памятник Н. Копернику в Варшаве, 1829-1830 гг), Юзефу Понятовскому (памятник князю Юзефу Понятовскому в Варшаве, 1820-1829 гг).






Goddess of Hope, 1859







Napoleon Bonaparte. 1830



The Lion of Lucerne, designed by Bertel Thorvaldsen and hewn in 1820–21 by Lukas Ahorn.



Jason with the golden fleece, 1803 Marble. Thorvaldsens museum, Copenhagen

Лорд Джордж Гордон Байрон


Фигура папы Пия VII в соборе Святого Петра в Риме (1824–1831)

Торвальдсен занимался не только мифологической и портретной скульптурой, помимо этого он много времени уделял разработке библейских и христианских тем. Ещё при жизни скульптора его религиозные работы были обвинены в бездушности и холодности. Античная форма, отстраненная от предмета, никак не сочеталась с пылкой и горячей христианской проповедью. И уже во второй половине 19 века он, как и многие другие художники того времени, стал подвергаться критике со стороны искусствоведческих кругов. Это было результатом общей реакции на классицизм. Произведения Торвальдсена были объявлены не только напыщенными, но и холодными, не имеющими подлинного чувства. А работы из мрамора сравнивали с глыбами льда. Единственное государство, где культ скульптора остался неизменным – это Дания.

Читайте также: