Бердяев о революции 1917 г кратко

Обновлено: 08.07.2024

Одним из самых ярких и влиятельных русских мыслителей первой половины XX века был Н. А. Бердяев (1874 - 1948), написавший сотни работ, посвященных различным проблемам философским, социологическим, политическим, проблемам искусства, морали.

Центральная идея всей философии Бердяева - проблемы творчества. В отличие от ортодоксальной религии, он полагал, что смысл и цель человеческой жизни не исчерпываются личным спасением. Человек призван к творчеству, к продолжению творения мира. Творчество требует свободы. В отличие от Бога, человек, по Бердяеву, нуждается в материале, продукт человеческого творения — книги, статуи, картины, социальные институты, машины, культурные ценности. Поэтому, полагал, он, созданный Богом мир не завершен, он продолжает твориться, но уже человеком, который должен быть свободным от насилия, подавления, от превращения в часть машины, винтик, подчиняющийся только внешнему давлению и приказу. Поэтому он считал внешнее освобождение человека от политического гнета и экономической эксплуатации недостаточным.

Начав свою теоретическую деятельность как марксист, Бердяев разрывает с этим учением, хотя и сохраняет на всю жизнь понимание его места в истории мысли и полемизирует с марксизмом практически во всех своих работах.

Большое место в философии Бердяева заняла проблема культуры. Культура, по Бердяеву, не осуществление нового бытия, а осуществление новых ценностей, живой процесс, реальная судьба народа. Культура характеризуется естественной слаженностью, многообразием, богатством связей и оттенков. Цивилизация же - это переход от творчества ценностей к самой жизни. Цивилизация механична, она обезличивает жизнь, коллективный труд вытесняет индивидуальное творчество.

Таким образом, в философском наследии Н. А. Бердяева были поставлены самые животрепещущие вопросы российской мысли и жизни. Именно поэтому творчество этого видного русского мыслителя, чьи сочинения замалчивались на его родине более семидесяти лет, вызывают такой живой и растущий интерес.

2. Революция и ее влияние на судьбу России.

В своей концепции революции 1917 г. Бердяев сосредоточился на освещении ее места в истории России. Международные аспекты революции не являлись предметом его специального рассмотрения. Тем не менее в свете общих исторических представлений мыслителя можно заключить, что он вполне осознавал всемирно-историческую масштабность этого события. В соответствии с этими представлениями русская революция стала важным шагом на пути движения человечества к Граду Грядущему, к Новому Иерусалиму, который и является концом всей его истории.

3. Национальный характер и судьба России.

Таким образом, анализ русского национального характера и раскрытие его роли в судьбах России явились несомненной заслугой Бердяева. На наш взгляд, Бердяев своим творчеством восполняет существенный пробел в теоретическом осмыслении жизни нации, поскольку во многих исследованиях и ныне не уделяется должного внимания проблемам национального характера, национального духа, национальной идеи. Принципиальное значение имеют его взгляды на вопросы перевоспитания национального характера, пути достижения его зрелости. Бердяев стремился показать роль каждой отдельной личности в духовном созревании нации. Без утверждения суверенитета личности, без ее неустанной работы над собой не может совершенствоваться национальный характер, возродиться великая Россия.

1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.

2. Введение в философию. Ч.I. – М.: Политиздат, 1989.

3. Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. СПб.: Издательство СПбГУ, 1995.

4. Лосский Н.О. История русской философии. М.: “Высшая школа”, 1991.

5. Могильницкий Б.Г. Н.А.Бердяев о русской революции // Новая и Новейшая история. – 1995. - №6. – С. 54 – 67.

6. Муромов А.А. Русская идея: проблема, суждения // Вестник МГУ. Социология и политология. – 1998. - №3. – С. 104 – 111.

7. Новиков А.И. История русской философии. – СПб.: Лань, 1998.

8. Русская философия. Словарь. Под ред. Маслина М.А. М.: “Республика”, 1995.

9. Сикорский Б.Ф. Н.А.Бердяев о роли национального характера в судьбах России // СПЖ. – 1993. - №9-10. – С. 58 – 71.

Пора объединяться 29.03.2019 --> Смотрели: 0 (0) Митинг в Мытищах | Мусор, дольщики, проб 17.03.2019 --> Смотрели: 6 (0) А вам пришли квитанции за мусор и капрем 12.03.2019 --> Смотрели: 20 (0) В московском транспорте неправильно рабо 03.03.2019 --> Смотрели: 1 (0) С крысами надоело жить. Просто сил нет н 28.02.2019 --> Смотрели: 0 (0)

-Фотоальбом

Финансовый советник Дмитрий Зайцев 21:02 14.12.2021 Фотографий: 1 Страхование жизни и здоровья 09:26 12.12.2021 Фотографий: 13 Страхование от несчастных случаев и болезней 00:51 07.12.2021 Фотографий: 1

-Музыка

-Я - фотограф

А у нас во дворе

-Поиск по дневнику

-Статистика

Бердяев о русской революции

Очень интересные и актуальные до сих пор мысли великого русского философа Николая Александровича Бердяева

Бердяев Николай Александрович русский философ С сайта zaitsev.cn Дмитрий Зайцев

Николай Александрович Бердяев (1874-1948 ) - русский философ

В русской революции победил новый антропологический тип. Произошел подбор биологически сильнейших, и они выдвинулись в первые ряды жизни. Появился молодой человек в френче, гладко выбритый, военного типа, очень энергичный, дельный, одержимый волей к власти и проталкивающийся в первые ряды жизни, в большинстве случаев наглый и беззастенчивый. Его можно повсюду узнать, он повсюду господствует. Это он стремительно мчится на автомобиле, сокрушая все и вся на пути своем, он заседает на ответственных советских местах, он расстреливает,он наживается на революции. Этот молодой человек, внешне мало похожий и даже во всем противоположный старому типу революционера, или коммунист, или приспособился к коммунизму и стоит на советской платформе. Он заявляет себя хозяином жизни, строителем будущей России. Старые большевики, русские интеллигенты-революционеры, боятся этого нового типа и предчувствуют в нем гибель коммунистической идеи, но должны с ним считаться. Чека также держится этими молодыми людьми. Это - новый русский буржуа, господин жизни, но это не социальный класс. Это прежде всего новый антропологический тип. В России, в русском народе что-то до неузнаваемости изменилось, изменилось выражение русского лица. Таких лиц прежде не было в России. Новый молодой человек - не русский, а интернациональный по своему типу. В России появился вкус к силе и власти, буржуазный вкус, которого у нас не было и нарождения которого хотели наши буржуазные идеологи и который должны были бы теперь приветствовать. Война сделала возможным появление этого типа, она была школой, выработавшей этих молодых людей. Дети, внуки этих молодых людей будут уже производить впечатление солидных буржуа, господ жизни. Эти господа проберутся к первым местам жизни через деятельность Чека, совершив неисчислимое количество расстрелов. И кровь не остановит их в осуществлении своей похоти жизни и похоти власти. Самая зловещая фигура в России - это не фигура старого коммуниста, обреченная на смерть, а фигура этого молодого человека. В ней может быть загублена душа России, пр извание русского народа. Этот новый антропологический тип может свергнуть коммунизм, он может обернуться русским фашизмом. (Н.А. Бердяев " Размышление о русской революции" - Москва, "Хранитель", с. 599)

fb2
epub
txt
doc
pdf

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Описание книги "Размышления о русской революции"

Описание и краткое содержание "Размышления о русской революции" читать бесплатно онлайн.

Размышления о русской революции

РАЗМЫШЛЕНИЯ О РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

image11

Ильин считал, что

«…русская революция не есть чисто-русское событие, в России зародившееся и разразившееся; она возникла в мировом контексте — она имеет не только внутри-русские причины, но и причины чисто внешние, общемировые. Она исторически обусловлена и вызвана всем предшествующим развитием человечества; строго и полно говоря: её история — есть всеобщая история человеческого рода. Не только потому, что идея коммунизма и уравнительного грабежа стара, как и сам человек, но гораздо больше потому, что она, русская революция, есть порождение трёх великих мировых явлений:

1) мирового кризиса, переживаемого религией и христианством;

2) мирового кризиса, переживаемого правосознанием и государством;

Описывая революционеров как действительно особых людей, Ильин не считал, что они сугубо русское явление. Это люди

События 1917 года в России были крахом не только старой русской государственности. В результате этих событий распались все почти старые формы, в которых протекала жизнь русского общества, — русские люди как будто заново родились. Именно таким — заново родившимся — сознавал себя и Ильин в конце этого рокового, как он считал, для России и русских года.

И вот как он видел будущее страны:

Вот так мыслил ярый критик большевизма.

image5

Александр Александрович Зиновьев (1922 — 2006 года) — русский философ, писатель, социолог, публицист, в 1978 году был выслан из страны и лишён советского гражданства. Вернулся в Россию в 1999 году. Антисталинист в юности, Зиновьев всю жизнь занимал активную гражданскую позицию, подвергнув в своих работах острой критике вначале советский строй, затем — российский и западный и в конце жизни — процессы глобализации. Сооснователь (вместе с Г.П. Щедровицким) в 1952 году Московского логического кружка (МЛК). Признан одним из трёх крупнейших логиков мира, категорически не принял того, что произошло в нашей стране после 1991 года

image22

О богатой же внутренней жизни великого человека можно судить по его литературным произведениям, высказываниям в интервью, теле- и радиовыступлениям. Отметим только некоторые его суждения о наиболее значимых событиях своей жизни и своего времени.


Очень интересен взгляд Зиновьева на роль Владимира Путина:


Но продолжим цитировать А.А. Зиновьева:

image4

Николай Бердяев был одним из тех немногих, которые не боялись видеть истинное положение вещей, ведь даже в свершении революции и во всех её бедах обвиняли только большевиков, забыв, что до Октября, была февральская революция, которая и свергла монархию, и ещё 1000 лет самодержавия.

И как без точки зрения В.И. Ленина:

image15

Добавим к этому взгляд на революцию И.В. Сталина, из выступления к десятилетию Октября (1927 год):

По свидетельствам биографов, общение с Александром Горчаковым (министром иностранных дел Российской империи с 1856 по 1882 годы), чтение Тургенева и Герцена, участие в русской царской забаве — медвежьей охоте (Бисмарк убил двух медведей, но прекратил это занятие, заявив, что непорядочно выступать с ружьём против безоружных животных) позволили Бисмарку во многом понять образ мышления русских. Хоть он и умер до революции 1917 года, тем не менее его точка зрения и оценка русской действительности актуальна и поныне.

image1

Но Бисмарк предупреждал и тех, кто решит привить русским лживые ценности:

С победой революции и созданием Советского государства не могли, естественно, примириться те слои российского общества и зарубежные силы, которые много потеряли в результате этих событий, что предопределило скорое возникновение гражданской войны и военной интервенции многих зарубежных держав. Этот вопрос в большей степени, чем другие, носит идеологический характер. Поэтому в зарубежной историографии до настоящего времени события этой эпохи не исследуются в совокупности, а субъективно отбираются сторонниками той или иной позиции для обоснования своей правоты.

В общих чертах альтернативные концепции выглядят следующим образом.

Любопытной представляется точка зрения американского учёного по вопросу оценки Октябрьской революции.

А.Е. Рабинович

image20

А.Е. Рабинович — профессор Индианского университета (США), историк и политолог (родился в 1934 году, считается крупнейшим из ныне живущих западных специалистов по революции 1917 года в России) — считает Октябрьскую революцию одним из самых главных событий XX века.

Что же касается второй части вопроса — был ли Октябрь трагедией, то он с определенностью утверждает, что нет.

A.E. Рабинович отмечает две основные причины победы большевиков.

Джузеппе Боффа

image2

Обратимся к мнению американского историка.

Джордж Фрост Кеннан

image6

Джордж Фрост Кеннан (1904 —2005) — американский дипломат, политолог и историк, утверждал, что

Далее в статье приводились данные экономического роста в СССР в период с 1913 по 1967 год, взятые, правда, не из официальной советской статистики, а из ежегодного отчета ЦРУ. Там говорилось:

Подобного экономического роста, безусловно, не знало ни одно государство мира за всю историю человечества — и это не могли не признать американские эксперты.

Сантьяго Каррильо

image21

Джон Рид

image16

Споры вокруг октябрьских событий будут продолжаться и в будущем. Видно, ближе к истине подойдут наши потомки в грядущих веках.

Герберт Уэллс

Интересен взгляд человека посетившего революционную Россию и бывшего весомым авторитетом в мире художественной литературы того времени. Мы имеем в виду, конечно же, Герберта Уэллса, чьи воспоминания от встречи с Лениным могут подтолкнуть к размышлениям и о дне сегодняшнем и о задачах завтрашнего дня:

Эдвард Карр

Стоит остановиться на исследовании событий тех дней английского историка Э.Карра.

image23

image9

Он один из известнейших английских исследователей, многие годы посвятивший изучению истории Советской России. Э. Карр написал:

По его мнению, к октябрю 1917 года власть буквально валялась под ногами.

Но в то же время Э. Карр подчёркивает закономерность революции.

В своих трудах он делал упор на социально-политических факторах и акцентировал внимание на массах как субъекте исторического процесса. При этом он не отрицал значения политической воли участников событий. Революцию 1917 года Карр считал поворотным пунктом мировой истории. В его понимании Февральская революция стала следствием социального неравенства и падения уровня жизни на фоне Первой мировой войны. Указывая на противоречия между марксистской теорией и реальной революционной практикой, Карр все же считал, что Октябрьскую революцию вполне можно считать пролетарской.

Мы привели только некоторые высказывания о событиях тех дней людей, которые жили в то время, вспоминания которых очень ценны для понимания такого исторического явления как Великая Октябрьская социалистическая революция.

И этот праздничный день не вычеркнуть из календаря никакой политикой, поэтому:

Читайте также: