Бармин владимир павлович кратко

Обновлено: 08.07.2024

Бармин Владимир Павлович - главный конструктор Государственного конструкторского бюро специального машиностроения Министерства общего машиностроения СССР.

Родился 4 (17) марта 1909 года в Москве. Из семьи служащего. Русский. Учился в Московском реальном училище, переименованном после Октябрьской революции в среднюю школу первой и второй ступени (1917-1924).

В 1945-1946 годах входил в бригаду советских инженеров, командированных в Германию и другие страны Европы для сбора сведений и документации о немецком реактивном вооружении. Там познакомился и стал единомышленником С.П. Королева, В.П. Глушко, Н.А. Пилюгина.

Одно из направлений конструкторской деятельности Бармина - создание автоматических установок для работы в условиях планет Солнечной системы и производства неорганических материалов и биологически активных веществ в космосе. Для исследования поверхности Луны и Венеры в КБ под руководством Бармина сконструированы грунтозаборные устройства (ГЗУ) (1975). С помощью одного из таких устройств (ГЗУ ЛБ-09) взята проба лунного грунта с глубины около 2,5 метров без нарушения порядка залегания пород и обеспечена доставка его на Землю. Благодаря использованию ГЗУ ВБ-02 осуществлён забор образцов грунта в трёх точках поверхности Венеры и получена и передана по радиоканалу на Землю научная информация о химическом составе пород Венеры (1982 и 1985).

Как один из 6 бессменных членов совета главных конструкторов, возглавляемого С.П.Королёвым, Бармин внёс большой вклад в создание уникальных образцов оборонной техники.

Наряду с конструкторской деятельностью принимал активное участие в подготовке учёных и специалистов высокой квалификации. С 1931 года он преподавал в МВТУ (в 1959-1989 годах возглавлял кафедру), с 1945 года - одновременно в Артиллерийской академии имени Ф.Э.Дзержинского.

Доктор технических наук (1958), профессор (1960). Автор большого количества научных трудов, посвященных разработке основ техники высоких давлений и низких температур, а также основ построения сложных машиностроительных комплексов; исследованию электроприводов, компрессорных и холодильных установок; созданию ракетно-космических и боевых стартовых комплексов.

С 1966 года - действительный член Академии наук СССР (член-корреспондент Академии наук СССР с 1957 года). Член Международной академии астронавтики. Член бюро Отделения проблем машиностроения, механики и процессов управления АН СССР и РАН. Почётный президент Академии космонавтики имени К.Э.Циолковского. Почётный президент Международной ассоциации учёных, инженеров и изобретателей имени Т. Эдисона.

Жил в городе-герое Москве. Скончался 17 июля 1993 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 10).

Полковник (1945). Награждён шестью орденами Ленина (15.03.1943, 20.04.1956, 17.03.1959, 17.06.1961, 17.03.1969, 16.03.1979), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971), Кутузова 1-й степени (16.09.1945), двумя орденами Трудового Красного Знамени (29.03.1944, 17.09.1975), медалями.

Лауреат Ленинской премии (1957), Сталинской премии (1943), трёх Государственных премий СССР (1967, 1977, 1985). Золотая мадель имени В.Г. Шухова (посмертно).



На полигоне Капустин Яр. Слева направо: В. П. Глушко,
М. С. Рязанский, В. П. Бармин, С. П. Королев, В. И. Кузнецов. 1947 год


Совет конструкторов: слева направо – А. Ф. Богомолов, М. С. Рязанский, Н. И. Пилюгин, С. П. Королев, В. П. Глушко, В. П. Бармин, В. И. Кузнецов. Байконур, 3.11. 1957.


Главные конструкторы: А. Ф. Богомолов, М. С. Рязанский, Н. А. Пилюгин, С.П.Королёв, В. П. Глушко, В. П. Бармин, В. И. Кузнецов. Космодром Байконур. 1957


Государственная комиссия по запуску второго искусственного спутника Земли: первый ряд слева направо – Г. Р. Ударов, И. Т. Булычев, А. Г. Мрыкин, М. В. Келдыш, С. П. Королев ( технический руководитель), В. М. Рябиков ( председатель комиссии), М. И. Неделин, Г. Н. Пашков, В. П. Глушко, В. П. Бармин, второй ряд – М. С. Рязанский, К. Н. Руднев, Н. А. Пилюгин, С. М. Владимирский, В. И. Кузнецов. Байконур, 1957 г.

Использованные источники:

В.П.Бармин вел большую преподавательскую работу: с 1931 года — в МВТУ; в 1937-1941гг. — в Военно-инженерной академии им.В.Куйбышева; после окончания войны — в Артиллерийской академии им.Ф.Дзержинского. В 1959 году в МВТУ В.П.Барминым была создана специальная кафедра по новой технике, которую он возглавлял более 30 лет.

Доктор технических наук (1959г.), профессор (1960г.), с 1958г. — член-корреспондент, с 1966г. — действительный член (академик) Академии наук СССР.

С 1973 года был бессменным председателем Комиссии Академии наук СССР (РАН) по использованию энергоаккумулирующих веществ в машиностроении, механике и экологии, а также в ракетно-космической технике. За заслуги перед государством ему присвоены Ленинская и три Государственные премии.

Дело жизни академика Бармина

Владимир Павлович Бармин родился 4 (17) марта 1909 года в Москве, в семье служащего. В 1917 году он поступил учиться в Московское реальное училище Иванцова, которое через год было преобразовано в среднюю школу первой и второй ступеней.

Уже в школьные годы Бармин проявил себя как смышленый и любознательный мальчик. Поэтому в 1926 году, успешно окончив обе ступени школы и стремясь получить высшее техническое образование, он подает заявления о поступлении сразу в три института. Успешно сдает экзамены в два из них — на механический факультет Московского механико-машиностроительного института (в дальнейшем — МВТУ имени Баумана) и в Ломоносовский институт (Московский механический институт имени Ломоносова, предшественник Московского автомеханического института, ныне — Московский государственный машиностроительный университет).

В первом семестре он посещает лекции в обоих институтах. Как ему это удается, история умалчивает. Но Бармин использовал это время для окончательного определения своей дальнейшей инженерной специализации.

Начав свою трудовую биографию на заводе инженером-конструктором, Бармин сразу же включился в деятельность КБ предприятия. Первой его работой стало проектирование нового, современного вертикального компрессора. Молодость, знания, умение работать с людьми позволили молодому инженеру в рекордно короткий срок (всего за полгода) выполнить проектирование, выпустить рабочие чертежи, изготовить и провести на заводе контрольные испытания нового компрессора ВП-230. Завод начал переход от производства тихоходных аммиачных горизонтальных к новым быстроходным вертикальным компрессорам.

Впоследствии, уже став Главным конструктором стартовых комплексов для баллистических ракет, Владимир Павлович с удовольствием вспоминал эту свою первую конструкторскую победу. Во многом благодаря этой работе он смог достигнуть тех высот, которые навечно вписали его имя в историю освоения космоса.

Уже через два года руководство завода, удовлетворенное успехами молодого инженера, поручило ему возглавить компрессорную группу конструкторского бюро. В 1930-е под его руководством был разработан ряд мощных воздушных компрессоров серии ВГ для угольной промышленности, первый отечественный тормозной компрессор ТВ-130 для электровозов, первый отечественный вертикальный углекислотный компрессор УВ-70/2 для морских судов, углекислотный компрессор УГ-160 для холодильной установки Мавзолея Ленина и передвижной компрессор высокого давления АК-50/150 для авиации.

Как вспоминали те, кому довелось работать с Владимиром Павловичем, уже тогда стали проявляться основные черты его характера. Он нормально, без обид, воспринимал замечания и критику, делал для себя необходимые выводы. На первом месте у Бармина всегда стояло дело.

В мае 1936 года делегация возвратилась в Москву, и по результатам командировки Бармин представил обширный отчет. В нем были подробно изложены состояние производства холодильного оборудования в США, преимущества и недостатки изготовляемых компрессоров на различных заводах, а также даны рекомендации, какую продукцию целесообразно приобрести. В нем же было предложено развивать отечественное компрессоростроение и холодильное машиностроение.

Во многом благодаря той информации, которую Бармин привез из Америки, холодильники вошли в наш быт. Под его началом разрабатываются первые отечественные судовые фреоновые холодильные машины 1ФВ, 2ФВ и 4ФВ, а также создается первый отечественный экспериментальный прямодействующий дизель-компрессор.

По сути, именно с этого момента Бармин и стал заниматься стартовыми комплексами, сначала для реактивного, а затем — и ракетного вооружения. И хотя случилось это вынужденно, Владимир Павлович никогда не жалел, что судьба распорядилась так, а не иначе. Вероятно, он бы и на ниве холодильной промышленности стал значимой фигурой. Но вряд ли была бы его биография интересна кому-то, кроме узкого круга специалистов и историков. А вот жизнь и деятельность Бармина-ракетчика интересна многим. Но вернемся к военным годам.

Пусковые установки, созданные в мастерских РНИИ, были выполнены на кустарном уровне и не могли в таком исполнении быть приняты заводом для серийного изготовления. Требовалась конструктивная переработка многих узлов установки, обеспечивающая возможность применения при серийном производстве иных технологий. Например, сварных или литых элементов конструкций, отработанных серийно выпускаемых комплектующих элементов и так далее. Эта работа и была развернута Барминым в СКБ.

Тогда же между Костиковым и Барминым возникли первые трения, которые в иной ситуации могли бы для Владимира Павловича закончиться весьма печально. Если бы не его правота в принятых решениях. И необходимость того, что он делал для страны.

В конце лета 1941 года перед Барминым была поставлена еще одна важная для военного времени задача — в кратчайший срок сконструировать два типа бронепоездов, вооруженных реактивными снарядами М-13 и М-8. Несмотря на казавшиеся непреодолимыми трудности, работа была выполнена, и уже в ноябре 1941 года бронепоезда были выведены на Московскую кольцевую железную дорогу и сыграли важную роль в обороне столицы.

В дальнейшем под руководством Бармина был создан ряд пусковых установок, в том числе и усовершенствованная боевая машина БМ-13Н, которая стала основной многозарядной пусковой установкой Красной армии до конца Великой Отечественной войны.

В Германии Бармин познакомился с Сергеем Королевым, Валентином Глушко, Николаем Пилюгиным и другими будущими создателями ракетной техники в нашей стране. Там же они впервые начали взаимодействовать. Эта, казавшаяся тогда временной, кооперация сложилась на долгие годы и дала поразительные по своим историческим последствиям результаты.

Почти одновременно с работами по созданию наземного оборудования и стартовой позиции для ракеты Р-1 были развернуты работы по созданию наземного оборудования для ракеты Р-2.

С 1947 года под руководством Бармина были разработаны стартовые комплексы для ракет Р-11, Р-5, Р-5М — первой отечественной ракеты с ядерной боеголовкой. За эту работу Владимир Павлович был награжден орденом Ленина и удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Есть в багаже конструктора Бармина и другие работы, которые остались в летописи освоения космического пространства. Одна из них — создание автоматических установок для работы в условиях планет Солнечной системы и производства неорганических материалов и биологически активных веществ в космосе. Для исследования поверхности Луны и Венеры в КБ Бармина были сконструированы грунтозаборные устройства (ГЗУ). С помощью одного из таких устройств (ГЗУ ЛБ-09) была взята проба лунного грунта с глубины около 2,5 метра без нарушения порядка залегания пород и обеспечена доставка его на Землю (1976 г.). Благодаря использованию ГЗУ ВБ-02 был осуществлен забор образцов грунта в трех точках поверхности Венеры и получена и передана по радиоканалу на Землю научная информация о химическом составе пород Венеры (1982 и 1985 гг.).

На заводе блок должен был изготавливаться укороченным, в виде металлической гармошки длиной 4,5 метра — под габариты транспортного корабля. На Луне, на строительной площадке, в гармошку под давлением должен был подаваться воздух, конструкция разъезжалась, и блок подрастал до 8,6 метра.

Опытный образец одного из таких блоков использовался в 1967 году во время эксперимента по годичному пребыванию группы исследователей в замкнутой среде, проводившемуся в Институте медико-биологических проблем.

В начале 1970-х годов из двух с половиной тысяч человек, работавших в то время у Бармина в КБОМ, около 800 сотрудников были выпускниками этой кафедры.

Автор множества научных трудов, посвященных разработке основ техники высоких давлений и низких температур, а также основ построения сложных машиностроительных комплексов; исследованию электроприводов, компрессорных и холодильных установок; созданию ракетно-космических и боевых стартовых комплексов. В 1957 году Бармин был избран членом-корреспондентом АН СССР (с 1992 г. — РАН), а в 1966 году стал действительным членом академии.

Владимир Павлович являлся почетным президентом Академии космонавтики имени Циолковского, действительный членом Международной академии астронавтики, почетным президентом Международной ассоциации ученых, инженеров и изобретателей имени Томаса Эдисона.

До последних своих дней Бармин жил в Москве. Скончался он 17 июля 1993 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Его именем назван астероид основного пояса (22254) Vladbarmin. В городе Байконур есть улица Академика Бармина. В 1999 году на пересечении улиц Бармина и Абая была открыта мемориальная доска, а в 2001 году на этом месте разбили сквер, где ему был установлен памятник. А стелу с памятной доской перенесли на пересечение улиц Бармина и Гагарина.

После смерти Владимира Павловича его дело продолжил сын — Игорь, возглавивший КБОМ. Он очень похож на своего отца. Не только внешне, но и отношением к делу, которому служили и служат Бармины.

Читайте также: