Белокаменное зодчество владимиро суздальской руси кратко

Обновлено: 17.05.2024

Архитектура Владимиро-Суздальского княжества

Основание культуры Владимиро-Суздальского княжества было заложено в начале 12 века Владимиром Мономахом, но лишь при его сыне Юрии Долгоруком и внуках Андрее Боголюбском и Всеволоде III здесь развертывается активная строительная, художественная и литературная деятельность. Строятся города, крепости, возводятся храмы, дворцовые сооружения, создаются росписи, иконы. Еще при жизни отца в 1155 году Андрей Боголюбский перевозит из Вышгорода замечательную византийскую икону Богоматери, позже получившей название Владимирской.

Особой заботой князя стало превращение Владимира в столицу державы, царствующий град, превосходящий могуществом и красотой старшие города земли — Ростов Великий и Суздаль. Вокруг Владимира возводится новый пояс укреплений длиной более четырех километров с тремя рублеными и двумя каменными воротами — Золотыми и Серебряными. В центре города на высоком холме ставится грандиозный Успенский собор, княжеская резиденция в Боголюбово и церковь Покрова-на-Нерли.

Рельефная скульптура



Памятники Владимиро-Суздальского княжества свидетельствуют о том, что в изобразительном искусстве этого княжества первостепенное значение приобретает декоративная скульптура. Владимиро-Суздальские мастера щедро, будто ковром, покрывали стены храмов белокаменной резьбой, позолотой. Интерьеры храмов украшаются фресковой росписью, иконами в драгоценных окладах, тканями, поливной керамикой, золотыми и серебряными сосудами. Стены и столбы Успенского собора украшают рельефные изображениями человеческих фигур, фантастических зверей, птиц — львов, грифонов и растений. Распространенным персонажем был также и библейский царь Давид.

Рельефная скульптура


Храм Покрова-на-Нерли



Близ Владимира 8 столетий назад князем Андреем Боголюбским построено удивительное произведение русского зодчества — церковь на реке Нерли. Построенная на заливном лугу , церковь являлась как бы визитной карточкой города Владимира. Сколько возвышенных слов и чувств вызывала и до сих пор вызывает эта постройка у людей, увидевших ее : златокудрой царевной, милой крестьянской девушкой в подвенечном наряде, белой лебедью, голубкой — самыми прекрасными и возвышенными словами, какие применимы в русском языке к женским образам. Нежность, красота, гармония, обаяние, грусть — все сошлось в ней! Архитектура церкви легка, воздушна, изящна. Храм, кажется, весь устремляется, взлетает вверх. Этому способствует прием зодчих: стены имеют едва заметный уклон к центру. Изящная глава собора с узкими высокими окнами придают зданию еще большую стройность. Каменное кружево на стенах очень скромно, но сюжет его схож со всеми сюжетами на храмах Владимиро — Суздальского княжества.

Храм Покрова-на-Нерли



Храм Покрова - на — Нерли! Что ты знаешь о нашей русской дали вековой?

О чем ты думаешь? Про что ты вспоминаешь своею голубою головой?

Задумчивый, спокойный, светлоглавый, в кудрях листвы, спадающей на грудь,

Своею громкой мировою славой ты не кичишься, кажется, ничуть!

Ты дружишь с небом, да с широким полем, да с ветром, погоняющим волну.

От шумных слов, от звона колоколен ушел ты в луговую тишину.

Жизнь катит годы, как шальные орды. Не раз огонь над куполом свистел.

А ты все тот же — доблестный и добрый…Скажи, каким ты чудом уцелел?

Успенский собор

Дмитриевский собор

Георгиевский собор



В Юрьеве — Польском в 1234 году был построен Георгиевский собор. Сравнительно небольших размеров, он также увенчан одной главой. Белокаменная резьба по традиции Владимиро- Суздальского княжества сплошь, будто ковром, покрывает стены. Но вместо грозных хищных львов изображены добродушные сказочные львы и райские птицы, фигуры которых переплетаются с завитками узоров. Наряду с ними вводятся изображения евангельских сцен, святых воинов, Богоматери, Георгия, с которыми соседствуют разнообразные женские и мужские маски-личины, кентавры, сирины, грифоны.

IMG_2627.JPG

1) Белокаменные храмы Владимира и его окрестностей, среди которых Успенский Собор, Дмитриевский Собор, Церковь Покрова на Нерли, занесены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, представляющие собой шедевр человеческого созидательного гения и значительного влияния христианства в архитектуре XII—XIII веков домонгольской Руси.
К подобных менее известным шедеврам белокаменного зодчества Владимиро-Суздальского княжества следует отнести и Георгиевский Собор в Юрьев-Польском 1230-1234 гг., возведённом прямо накануне похода Батыя на Северо-Восточную Русь в 1237-1238 гг.

IMG_2630.JPG

2) Вторая половина XII в.-начало XIII вв. являлись временем расцвета Владимиро-Суздальского княжества,которое было одним из крупнейших феодальных образований северо-востока древней Руси. Формирование Владимиро-Суздальского зодчества началось во времена князя Юрия Долгорукого, строившим много крепостей, возможно, поэтому многие его церкви отвечают характеру крепостного зодчества. Его сын, Андрей Боголюбский, начинает большое строительство во Владимире, который он делает своей столицей, для чего, приглашает мастеров из разный земель Древней Руси и Западной Европы. Привлечение западноевропейских мастеров было демонстрацией отказа от киевских художественных традиций, стремясь превзойти "мать городов русских".
Юрьев-Польский находится в 65 км к северу от Владимира, который испытал столетием позже влияние масштабного каменного строительства в центре Владимиро-Суздальского княжества.

IMG_2626.JPG

3) Соорудил этот крестово-купольный храм сын Всеволода Большое Гнездо, владимирский князь Святослав Всеволодович, которому впоследствии суждено было участвовать в проигранной битве на реке Сить в 1238 году во время Батыева нашествия. Князь Святослав при возведении храма участвовал как архитектор и руководитель строительной артели.

IMG_2625.JPG

4) В 1326—1327 годах в Москве по образцу Георгиевского собора был построен Успенский собор, ставшим первым каменным храмом Москвы. В XV веке значительная часть здания обрушилась. Наверное, катастрофа случилась из-за сложной конструкции верха постройки: барабан её главы стоял не прямо на сводах, а на выложенных над сводами высоких арках. От этого церковь казалась ещё выше, а внутри всё её пространство словно собиралось вверх, к светоносному куполу. В 1471 году силами купца Василия Ермолина собор был восстановлен, но потерял первоначальные пропорции и стал значительно более приземистым.

IMG_2624.JPG

5) Надо отдать Ермолину должное: он добросовестно пытался подобрать камни в прежнем порядке, но задача была почти невыполнимой. Ведь резьба сплошь покрывала Георгиевский собор, и счёт сюжетов шёл даже не на сотни, а на тысячи! Камни с искусно вырезанными на них рельефными изображениями людей, зверей, птиц и растений были выложены так, что составляли цельные картины.

IMG_2610.JPG

10) В конце XV века, когда мастера западноевропейского Ренессанса полностью перешли на гораздо более надежное, дешевое и практичное кирпичное строительство, выражение государственной мощи и имперской идеологии в камне потеряло смысл. Тогда и на Руси произошёл повсеместный переход на кирпич. Последним крупным древнерусским белокаменным храмом был Успенский собор в Москве (1475—1479 годы). В дальнейшем белокаменные храмы на Руси продолжали строиться, но лишь эпизодически и преимущественно вблизи каменоломен. Но широкое использование белого камня не прекратилось, так как из него повсеместно строили фундаменты, подклеты и вытесывали элементы архитектурного декора.

IMG_2616.JPG

17) Внутреннее убранство.

IMG_2617.JPG

18) Уцелевшие фрагменты первоначального облика храма до обрушения, который не нашлось "применения" во время его восстановления Василием Ермолиным.

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

"Белокаменные" соборы Владимиро-Суздальского княжества

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения


Успенский собор во Владимере

Таким образом, со времени возведения Успенского собора Владимира яркой особенностью архитектуры Владимиро-Суздальской земли стало использование резного белокаменного архитектурного декора .


Дмитриевский собор

Источником владимирской скульптурной резьбы является, с одной стороны народная резьба по дереву, а с другой - искусство западноевропейских мастеров, работавших у владимирских князей.
Очередным храмом, богато украшенном белокаменной резьбой является Рождественский собор в Суздале (1222-1225). Храм представлял собой традиционный шестистолпный трёхапсидный храм, увенчанный, вероятно, одним куполом на барабане (не сохранился, в современном состоянии храм венчают пять куполов). Рельефный резной белокаменный декор покрывает различные выступающие элементы здания - карнизы, колончатые аркатурные пояса и др. Учёные предполагают, что вероятно в декоре этого храма возникла система плоской ковровой орнаментации стены, на которой ясно выделялись выполненные в высоком рельефе резные камни и композиции. В дальнейшем этот приём ещё больше развился в соборе Юрьева-Польского.

На этих пяти храмах можно проследить развитие монументальной белокаменной резьбы от скромных опытов Андрея Боголюбского до сплошного резного убора, покрывавшего от цоколя до главы храмы 13 в.

В период с XII по XIII века в России произошло становление особой архитектурной школы. На северо-востоке Европейской части России стали сооружаться красивые здания, преимущественно церкви и монастыри, из белого известняка. Именно поэтому их называют белокаменными памятниками.

belokamennyye-pamyatniki-vladimira-i-suzdalya

В рамки знаменитого туристического маршрута страны – Золотое кольцо России – включены два уникальных города – Владимир и Суздаль. Именно здесь родился особый архитектурный стиль, для которого характерны парящая легкость гармонично вписанных в окружающий ландшафт зданий и искусная резьба по камню. Белокаменные постройки Владимира и Суздаля являются шедеврами русского зодчества и находятся под присмотром ЮНЕСКО.

Суздаль – город, который сохранил не только архитектуру, но и дух Древней Руси. Здесь иногда кажется, что находишься в прошлом, в том далеком времени белокаменных палат и церквей. Особенно сильно это чувство в Городе мастеров, где до сих пор, как в старину, работают кузницы, а гончары лепят горшки и игрушки, приглашая на мастер-класс. Прямо на улице можно напиться кваса или купить медовухи, а возле торговых рядов взять извозчика. Город помнит всю русскую историю, здесь сохранилось более 200 архитектурных памятников.

Не меньше памятников сохранилось и во Владимире. Этот город называют воротами Золотого Кольца. Здесь творили свои белокаменные шедевры древнерусские резчики, писал иконы Андрей Рублев. Храмы, словно шкатулки покрыты необычной резьбой, которая зародилась на владимиро-суздальской земле. Она характерна как раз для периода древнерусского зодчества, и по ней часто определяют время строения. Подобная техника и белокаменное строительство распространено во многих городах Золотого Кольца. Этот популярный туристический маршрут помогает вдохнуть настоящего русского воздуха, прикоснуться к истории России, ее вере, ее бессмертному народу.

По не вполне понятным причинам Российской Федерацией не были представлены к включению в список Всемирного наследия другие памятники того же круга — Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152-56), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-е, XV век), Покровский монастырь в Суздале и Княгинин монастырь во Владимире (оба — начало XVI века).

Белокаменные памятники Владимира и Суздаля — ФОТО

Церковь Бориса и Глеба, Кидекша

Всего в 4 км от Суздаля, в Кидекше, сохранился старейший памятник белокаменного зодчества древней Руси. Он находится под охраной ЮНЕСКО и действует как музей. Борисоглебская церковь, которую построил князь Ю. Долгорукий, датируется 12 веком. По легенде именно в этом месте от руки брата Святополка погибли Борис и Глеб. Церковь почитает их как первых русских мучеников. Здание не отличается пышной красотой, и как настоящий русский богатырь стойко переносит тяготы жизни. Здесь сохранились старинный фрески, похоронен сын Юрия Долгорукого с женой и дочерью.

cerkov-borisa-i-gleba

Успенский собор, Владимир

Уникальное строение 12 века является жемчужиной русской архитектуры, истории, искусства. В этом храме венчались на царство и покоятся с миром Московские и Владимирские князья, сохранились работы Андрея Рублева. Белокаменный храм построил сын Юрия Долгорукого – Андрей. Он выделил на строительство десятую часть своего имения, желая построить храм не хуже Киевской Софии. Над украшением Успенского собора трудились мастера из многих городов Киевской Руси, Галича, Греции и Германии. Именно отсюда пошло понятие белокаменной резьбы, фрагменты которой можно наблюдать на внешнем облике собора. Это картина вознесения Александра Македонского, отроки, брошенные в печь Вавилонским царем, сорок севастийских мучеников и др. Главный купол пятиглавого собора был позолочен червленым золотом и в народе собор получил название Златоверхий.

uspenskij-sobor

Золотые ворота, Владимир

На одном из белокаменных блоков Золотых ворот есть печать князя Андрея Боголюбского, говорящая о том, что ворота построены в период его княжения. Первоначальный облик строения представить трудно, так как ворота много раз перестраивали после войн и пожаров. По историческим данным подобных въездов в город было семь, но сохранились только одни ворота — Золотые. Хан Батый, осаждая город, так и не смог пройти через них в город, а дубовые ворота, которые потом сняли с петель и везли в Орду, затонули в реке Клязьме. Маленькая надвратная церквушка Ризоположения ныне действующий музей, в котором экспонируется выставка оружия и воинских доспехов.

zolotye-vorota

Димитриевский собор, Владимир

В летописях особо подчеркивается факт, что работы в Дмитриевском соборе выполнены именно русскими мастерами. Они достигли особого искусства, создавая каменные росписи и барельефы на стенах собора. Этот шедевр часто называют драгоценным ларцом. На фасадах храма 566 резных картин. Верхняя часть почти сплошь покрыта резьбой. Под окнами выложен колонный пояс. Внутреннюю отделку выполняли греческие мастера, но от старинных фресок сохранились только фрагменты. После татарской навалы собор был разграблен и реставрировали его только во время правления Николая.

dmitrievsky-sobor

Дворец Андрея Боголюбского, Боголюбово

Боголюбский княжеский дворец летописцы сравнивали с дворцом царя Соломона. Белокаменное строение отличалось необыкновенной пышностью богатством. До наших дней оно не дошло в первозданном виде, но сохранились палаты князя Андрея в составе церкви Рождества Богородицы. А в 1954г. исследователь Н.Воронин обнаружил лестничную башню. Колокольня, которая над ней надстроена более позднего периода. Перед дворцом сохранилась площадь, выложенная белым камнем, продуманы даже желоба для стока воды. Князь Андрей прожил здесь 17 лет и был убит в лестничной башне.

dvorec-andreya-bogolyubskogo

Храм Покрова на Нерли, Боголюбово

Маленькая белая церковь отражается в воде реки Нерль, и словно плывет. Окрестности храма – это заливные луга, которые являются природоохранной зоной, но никогда еще церковь не затопляло в периоды разлива. Она построена князем Андреем в честь сына Изяслава в начале 12 века. Это самый совершенный белокаменный храм древнерусского зодчества. В нем идеально подогнаны камни, стройные высокие стены. Внутренние росписи не сохранились, но внешне церковь украшена белокаменной резьбой и барельефами. До наших дней она сохранилась в несколько измененном виде, некоторые части строения были разобраны.

cerkov-pokrova-na-nerli

Суздальский кремль с Рождественским собором, Суздаль

Кремль стал началом города Суздаль и самым древним его строением. Строительство проходило во время правления Владимира Мономаха. На территории кремля жил сам князь и его дружина. До наших дней сохранились земляные глиняные валы. Позже были устроены деревянные стены для защиты от врага и простояли до 1719г. О Суздальском кремле есть много упоминаний в древнерусских летописях. На его территории находится также церковь, которую заложил Владимир Мономах. Чуть позже на ее месте воздвигли белокаменный собор, который тоже дошел до наших дней в измененном виде. Верхняя часть собора выложена кирпичом. Во внешнем убранстве главными являются резные орнаменты древнерусских мастеров. Внутри сохранились фрески 13, 15 веков. Здесь же похоронены сыновья Юрия Долгорукого и другие князья.

rozhdestvenskiy-sobor

Спасо-Евфимиев монастырь, Суздаль

Монастырь-крепость изначально был построен в очень хорошем стратегическом месте. Конечно, деревянные первые строения не сохранились, каменные стены и башни с бойницами, амбразурами были построены в 16в. Стены монастыря помнят и татарские набеги, и посещения царственных особ и неугодных властям раскольников и бунтарей. Последних содержали в подвалах монастырского тюремного комплекса, который использовали даже чекисты для выявления предателей. На территории монастыря есть памятник героям литовско-польской войны, установлен крест похороненному здесь князю Минину-Пожарскому.

Читайте также: