Умение это в педагогике кратко

Обновлено: 02.07.2024

Современная психолого-педагогическая литература часто применяет аббревиатуру “ЗУН”. Что это такое?

ЗУН – это Знания, Умения и Навыки.

Определение и сущностные характеристики знаний

В основе содержания обучения закладываются знания, которые усваиваются обучающимися. С помощью знаний формируются:

  • Умения и навыки;
  • Умственные и практические действия;
  • Нравственные убеждения;
  • Эстетические взгляды;
  • Мировоззрение.

В педагогике определение знания звучит, как результат процесса изучения действительности, проверенного в общественно-исторической практике и удостоверенного логикой, который выражается в адекватном человеческом сознании в форме представления, понятия, суждения либо теории.

Какие существуют виды знаний

Знания могут быть:

  • Житейскими;
  • Донаучными;
  • Художественными;
  • Научными (эмпирическими и теоретическими).

Качественные характеристики знаний:

  • Системность;
  • Обобщенность;
  • Гибкость;
  • Действенность;
  • Осознанность;
  • Прочность;
  • Полнота.

В процессе обучения знания зависят от:

  • Достигнутого уровня познания явлений;
  • Целей обучения;
  • Имеющегося запаса знаний;
  • Индивидуальных особенностей школьников;
  • Уровня интеллектуального развития;
  • Адекватности усваиваемых знаний возрастным особенностям ребенка.

Первоначально ребенок знания осмысливает и воспроизводит, потом – понимает, после чего применяет знания в знакомых и новых условиях среды. Процесс усвоения знаний может происходить на различных уровнях: репродуктивном и продуктивном. На репродуктивном уровне учебный материал воспроизводится по образцам либо по инструкциям. На продуктивном же уровне происходит поиск новых знаний либо нестандартных методов действий.

Характеристика умений и навыков

В процессе обучения на основе полученных знаний формируются разнообразные умения и навыки. В педагогике это основные понятия.

Умения в педагогике – это промежуточный этап в освоении новых способов действия, основанных на знаниях.

Навыки в педагогике – это автоматизированные компоненты, которые вырабатываются в процессе выполнения сознательного действия.

Во время обучения формируются учебные умения и навыки, которые могут быть общие и узкопредметные. Формирование умений и навыков – это длительный процесс, который может занимать до нескольких лет.

Применение ЗУН в педагогике

Применение знаний, умений и навыков – важное условие при подготовке школьников к взрослой жизни, которое осуществляется с помощью теории и практики в образовательно-воспитательном процессе. Применение ЗУН стимулирует учебную деятельность детей, развивает уверенность учеников в собственных силах. Для школьников полученные знания – это средство воздействия на предметы и явления окружающей среды, а сформировавшиеся навыки и умения представляют собой орудие практической деятельности.

Применение ЗУН является этапом усвоения знаний, умений и навыков, который организуется разнообразными видами деятельности. Главным образом на применение ЗУН в педагогике оказывает влияние характер учебной дисциплины, а также специфика содержательной стороны изучаемого материала. Все это организует педагог в специальных упражнениях, лабораторных и практических работах. При этом самоконтроль способствует положительному применению ЗУН в жизни.

— освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков. У. могут быть как практическими, так и умственными.

В отличие от навыков, У. может образовываться и без специальных упражнений в выполнении к.-л. действия. В этих случаях оно опирается на знания и навыки, приобретённые ранее, при выполнении действий, сходных с данным. Вместе с тем У. совершенствуются по мере овладения навыком. Высокий уровень У. означает возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия. При высокоразвитом У. действие может выполняться в разных вариантах. Приобретённые человеком У. могут стать показателем уровня его общего умственного развития, качеств его ума.

Смотреть что такое УМЕНИЯ в других словарях:

УМЕНИЯ

умения сущ., кол-во синонимов: 1 • скилы (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. .

УМЕНИЯ

освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков. У. могут быть как практическими, так и умственными. Напр., У. грамотно писать и У. делать грамматич. анализ слова в уме; У. правильно собрать электрич. схему и У. сделать в уме анализ этой схемы. Качества У. определяются характером и содержанием знаний о выполняемом действии. В отличие от навыков, У. может образовываться и без спец. упражнений в выполнении к.-л. действия. В этих случаях оно опирается на знания и навыки, приобретённые ранее, при выполнении действий, сходных с данным. Напр., навыки управления велосипедом и автомобилем в сочетании со знанием правил управления мотоциклом могут.н. без упражнения определить У. езды на мотоцикле. Вместе с тем У. совершенствуются по мере овладения навыком. Высокий уровень У. означает возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия. При высоко развитом У. действие может выполняться в разных вариантах. Приобретаемые человеком У. не только определяют качество его деятельности и обогащают его опыт, но могут стать показателем уровня общего умственного развития человека, качеств его ума. Лит.: Скаткин M. H., Совершенствование процесса обучения, М., 1971; Э л к о -нин Д. Б., Психология обучения мл. школьника, М. 1974; Обучение и развитие, под ред. Л. В. Занкова, М., 1975; Развитие мл. школьников в процессе усвоения знаний, под ред. М. В. Зверевой, М., 1983. смотреть

УМЕНИЯ

УМЕНИЯ

УМЕНИЯ

корень - УМ; суффикс - ЕНИ; окончание - Я; Основа слова: УМЕНИВычисленный способ образования слова: Суффиксальный∩ - УМ; ∧ - ЕНИ; ⏰ - Я; Слово Умения с. смотреть

УМЕНИЯ

". Умения - способности проделать определенную работу в соответствии с полученными знаниями. Качество умения определяется характером и содержанием зна. смотреть

УМЕНИЯ

освоенные способы выполнения действий со знаниями. Становясь личным опытом, умения приобретают вид осмысленных навыков педагогического творчества

УМЕНИЯ

овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

УМЕНИЯ

УМЕНИЯ ВОИНСКИЕ

см. Обучение воинское.

УМЕНИЯ ГОВОРИТЬ

Умения говорить, важны практически для всех сфер деятельности человека. Умения говорить могут развиваться, а следовательно, и оцениваться по следующим основным направлениям: 1) умения грамотно говорить; 2) умения кратко излагать свои мысли; 3) умения творчески говорить; 4) умения точно излагать мысли; 5) умения понятно излагать мысли. Этим умениям при их отсутствии часто приходится обучать уже в зрелом возрасте. Роль психологического обеспечения состоит в определении педагогических технологий, развивающих речь учеников, и в обучении им педагогов. Психолог диагносцирует речевые умения и в случае необходимости обучает учащихся речевым умениям, снимает неуверенность учащихся перед устной речью, особенно нейтрализует страх говорить перед аудиторией. смотреть

УМЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ

способность человека выполнять движения и управлять ими; степень овладения техникой выполнения движений, которая требует повышенной концентрации внимания на составных частях моторного действия и способах решения двигатель ной задачи. смотреть

УМЕНИЯ ДЕРЖАТЬ УДАР

• umění snést ránu

УМЕНИЯ ОБЩАТЬСЯ

УМЕНИЯ ОБЩЕНАУЧНЫЕ

– основные умения исследователя в любой области знаний. К ним относятся умения: — рефлексии; — анализа деятельности; — анализа личностных качеств; — анализа связей и зависимости как внутри, так и вне педагогического процесса и системы; — пользоваться научной литературой разного уровня сложности; — вычленять противоречия; — ставить проблемы; — формулировать цели и задачи; — вырабатывать гипотезы; — определять критериальные показатели; — владеть методами диагностирования; — теоретически обосновывать идеи; — обобщать факты; — проектировать эксперимент; — описывать идеи и полученные результаты; — получать выводы; — формулировать условия эффективности новых идей и т.п. смотреть

УМЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

совокупность различных действий учителя, которые прежде всего соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выяв- ляют индивидуально-психологические особенности учителя и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетенции (И.А. Зимняя). . смотреть

УМЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

совокупность практических действий на основе осмысления цели, принципов, условий, средств, форм и методов организации работы с детьми; различают три группы умений: связанные с постановкой задач и организацией ситуации; с применением приемов воздействия и взаимодействия; с использованием педагогического самоанализа [24, c. 153; 82, c. 806]. смотреть

УМЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

совокупность практических действий на основе осмысления цели, принципов, условий, средств, форм и методов организации работы с детьми; различают три группы умений: связанные с постановкой задач и организацией ситуации; с применением приемов воздействия и взаимодействия; с использованием пед. самоанализа. смотреть

УМЕНИЯ ПИСАТЬ

УМЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ В ПД

Характерны освоенным сотрудником комплексным и гибким способом успешных профессиональных действий в нестандартных, необычных, сложных ситуациях. В основе каждого умения лежит психическое образование, объединяющее имеющиеся у сотрудника знания и навыки со специальной обученностью умелого и гибкого использования их при действиях в таких ситуациях. В умении есть элементы автоматизма, но в целом оно всегда осуществляется осознанно. В отличие от навыка, в умении отчетливо и активно участвует мышление, проявляются элементы творчества и самостоятельности. Если навыки обеспечивают уверенные и эффективные действия сотрудника в стандартных, почти одинаковых, повторяющихся ситуациях, то умение в нестандартных. Основные свойства умений: адекватность ситуации, осмысленность, гибкость, достаточная быстрота, надежность, успешность. Различают простые и сложные умения. Если используемые знания нет нужды преобразовывать и из них прямо вытекает что и как делать, то, поступая соответствующим образом, сотрудник проявляет простое умение. Нередко такие умения выступают начальным этапом формирования соответствующего навыка и самостоятельного значения для мастерства не имеют. Другое дело сложные умения: они включает в себя знания и навыки, но сами никогда в навык не превращаются. К примеру, такие профессиональные действия как осмотр места происшествия, допрос, задержание вооруженного преступника, личный сыск, разведывательный опрос, патрулирование, раскрытие преступления по горячим следам, освобождение заложников, обучение подчиненного, профилактическая беседа и многие другие, сколько бы раз они не выполнялись сотрудником, никогда не будут выполняться бездумно, машинально, автоматично. Каждый раз надо напряженно думать, искать, творить, проявлять самостоятельность. Умения классифицируются и по другим признакам, например, по содержанию действий, по специальностям, по условиям действий. Различают еще умения следователя, умения руководителя, умения работы с людьми и т.п. Сложные профессиональные умения венец специальной обученности и профессионального мастерства сотрудника. (А.М. Столяренко). смотреть

УМЕНИЯ РЕФЛЕКСИВНОПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПЕДАГОГА

органичный комплекс умений учителя, включающий познание собственных индивидуально-психологических особенностей, оценку своего психического состояния, а также умение осуществлять разностороннее восприятие и адекватное познание личности учащегося (А.А. Реан). . смотреть

УМЕНИЯ СЧИТАТЬ

УМЕНИЕ подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта У. формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Педагогический словарь. — М.: Академия . Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров . 2005 .

Смотреть что такое "УМЕНИЕ" в других словарях:

умение — См. опытность … Словарь синонимов

умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. У. формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Краткий… … Большая психологическая энциклопедия

Умение — Умение освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.… … Википедия

УМЕНИЕ — УМЕНИЕ. Усвоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Способность осознанно совершать действие, опираясь на сформированные навыки и приобретенные знания. Создает возможность… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Умение — способность выполнять какое либо действие по определенным правилам. При этом действие еще не достигло автоматизированности … Психологический словарь

УМЕНИЕ — УМЕНИЕ, я, ср. 1. см. уметь. 2. Навык в каком н. деле, опыт. С умением взяться за дело. При умении всё можно сделать. Не числом, а уменьем (о том, что делается немногими, но умелыми). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

умение — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN skill … Справочник технического переводчика

умение — • большое умение • удивительное умение … Словарь русской идиоматики

Умение — – способность адекватным и осознанным образом осуществлять сложные модели поведения для достижения цели Например, это действия с предметами, умственные действия. Умение что то делать при частом его повторении и закреплении превращается в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогические умения – это совокупность последовательно развертывающихся во внешнем или внутреннем плане педагогических действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), направленных на решение задач развития гармоничной личности и основанных на соответствующих теоретических знаниях.

Такое понимание сущности педагогических умений имеет прямой выход в практику подготовки педагога. Во-первых, оно определяет ведущую роль теоретических знаний в становлении практической готовности будущих педагогов, а также единство теоретической и практической подготовки будущего педагога. Во-вторых, нацеливает на формирование в единстве умений педагогически мыслить и педагогически действовать, проявляющихся соответственно как система идеальных и система предметных действии. В-третьих, подчеркивает многоуровневый характер педагогических умений (от репродуктивного до творческого) и возможность их совершенствования путем автоматизации отдельных действий [4 : 112].

Представленное понимание сущности педагогических умений позволяет понять их внутреннюю структуру, т.е. взаимообусловленную связь действий (компонентов умений) как относительно самостоятельных частных умении.

В.А.Сластенин объединяет педагогические умения в четыре группы.

Первая группа- это умения переводить содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.

Вторая группа - умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.

Третья группа включает в себя умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие через создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.) и активизацию личности школьника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организацию и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.

К четвертой группе относятся умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач [4: 128].

А.И. Щербаков и А.В. Мудрик педагогические умения сводят к трем основным:

умение переносить известные педагогу знания, варианты решения, приемы воспитания и обучения в условия новой педагогической ситуации;

умение находить для каждой педагогической ситуации новое решение;

умение создавать новые элементы педагогических знаний и идей и конструировать новые примеры решения конкретной педагогической ситуации [2], [5].

В.А. Сластенин предложил такую классификацию педагогических умений: аналитические умения, прогностические умения, проективные умения, рефлексивные умения, мобилизационные умения, информационные умения, развивающие умения, ориентационные умения, коммуникативные и перцептивные умения [4].

Считают, что для детей 12-13 лет наиболее важно овладеть такими умениями как проективные, коммуникативные и аналитические.

С помощью аналитических умений извлекаются знания из практики. Именно через аналитические умения проявляется обобщенное умение педагогически мыслить, такое умение состоит из ряда частных умений:

расчленять явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.);

осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами;

находить в теории обучения идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления;

правильно диагностировать явление;

находить основную проблему и способы ее оптимального решения.

Теоретический анализ фактов и явлений заключает в себе: вычленение факта или явления, его обособление от других фактов и явлений; установление состава элементов данного факта или явления; раскрытие содержания и выделение роли каждого из элементов данной структуры; проникновение в процесс развития целостного явления; определение места данного явления в образовательном процессе.

Под педагогическим фактом здесь понимается тот или иной тип воспитательного отношения, а под педагогическим явлением - результат взаимодействия таких форм действительности как событие, происшедшее в жизни ученика, действия педагога на основе анализа этого события в соответствии с поставленной им задачей, действия учащихся и педагогический результат действий учителя.

Проективные умения - выделение специальной группы умений, проявляющихся в материализации результатов педагогического прогнозирования в конкретных планах обучения и воспитания. Разработка проекта образовательно-воспитательной работы означает прежде всего перевод на педагогический язык целей обучения и воспитания, их максимальную конкретизацию и обоснование способов их поэтапной реализации. Следующим шагом является определение содержания и видов деятельности, осуществление которых учащимися обеспечит развитие прогнозируемых качеств и состояний. При этом важно предусмотреть сочетание различных видов деятельности и проведение специальных мероприятий в соответствии с поставленными задачами.
Планы образовательно-воспитательной работы могут быть перспективными и оперативными. К последним относятся планы уроков и воспитательных мероприятий [1].

Проективные умения включают:

перевод цели и содержания образования и воспитания в конкретные педагогические задачи;

учет при определении педагогических задач и отборе содержания деятельности учащихся их потребностей и интересов, возможностей материальной базы, своего опыта и личностно-деловых качеств;

определение комплекса доминирующих и подчиненных задач для каждого этапа педагогического процесса;

отбор видов деятельности, адекватных поставленным задачам, планирование системы совместных творческих дел;

планирование индивидуальной работы с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков в развитии их способностей, творческих сил и дарований;

отбор содержания, форм, методов и средств педагогического процесса в их оптимальном сочетании;

планирование системы приемов стимулирования активности школьников и сдерживания негативных проявлений в их поведении;

планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью.

Оперативное планирование требует овладения целым рядом узко направленных методических умений.

Проанализируем основные коммуникативные умения, необходимые для подростков:

Коммуникативные умения, по мнению исследователя Панько Е.С., проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией образовательного учреждения. Они также проявляются в установлении педагогом быстрого контакта с разными людьми в различных ситуациях, нахождении общего с ними языка. Эти умения помогают педагогу расположить к себе, вызвать сопереживание, что важно для сплочения детей, коллектива родителей, педагогического коллектива [3].

Сущность организаторских умений - уметь определять по внешним проявлениям, поступкам изменение психологического состояния детей, понимать и объяснять особенности их поведения в конкретных жизненных ситуациях; мысленно ставить себя в позицию воспитанника; увлекать учащихся, заинтересовывать их новыми перспективами и общественно полезными делами; распределять поручения с учетом индивидуальных особенностей и интересов учащихся; учитывать взаимоотношения, личные симпатии и антипатии учащихся при их группировке для выполнения общей задачи. При этом также важно быстро принимать решения и находить наиболее сильные средства педагогического воздействия; искать наилучшую форму требований и варьировать их в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и педагогической обстановки и, наконец, способность ориентироваться в изменяющихся условиях, перестраивать свое поведение, если в этом есть необходимость.

Таким образом, мы пришли к выводу, что педагогические умения – это совокупность последовательно развертывающихся во внешнем или внутреннем плане педагогических действий, направленных на решение задач развития гармоничной личности и основанных на соответствующих теоретических знаниях. Часть из них может быть автоматизирована.

Список использованных источников

1.Григорович, Л.А. Педагогика и психология / Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. - М.: Гардарики, 2008.- 480 с.

2.Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания. - М., Пед. Об-во России, 2010. - 320 с.

3.Панько, Е.А. Социальная одаренность и коммуникативные способности: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников/ Е.А.Панько, Я.Л.Коломинский, Н.С.Старжинская, Л.Ф.Финькевич, О.В.Орешко, Л.К.Ладутько, Е.П.Чеснокова, С.В.Шкляр.- Мозырь, 2005.- 159 с.

5.Якушева, С.Д. Профессиональная компетентность как условие развития мастерства педагога: материалы международной заочной научно-практической конференции 24 октября 2011г. / отв. ред. И. И. Иванова. – Новосибирск: Изд-во СГГА, 2011. – 103 с.

Читайте также: