Башкирские племена под властью золотой орды кратко

Обновлено: 07.07.2024

1. В середине XVI в. в истории Башкортостана произошел крутой перелом в связи с вхождением его в состав Русского государства. Процесс этот произошел по волеизъявлению самих башкир, добровольно. Но далеко не однозначный, достаточно противоречивый и сложный. Поэтому и в дореволюционной и в советской историографии не было единого мнения о характере данного исторического акта. Одни из исследователей указывали, что Башкортостан был завоеван Русским государством после падения Казани в 1552 г. Современная историче­ская наука, опираясь на письменные источники, в частности на шежере племен и родов доказала добровольный характер башкирского подданства. Почему добровольный характер?

1. Политическое положение Башкортостана накануне принятия русского подданства было сложным и тяжелым. Территория его была расчленена между Казанским, Сибирским и Ногайским ханствами, ко­торые вели между собой войну за полное владение Башкортостаном. Одновременно внутри ханств бушевали междоусобные феодальные распри. Башкирский народ вел борьбу против своих властителей -татарских ханов и ногайских мурз и видели в Русском централизован­ном государстве покровителя в борьбе.

2. Условия, на которых московский царь принимал башкир, вполне устраивали большинство населения - прежде всего вотчинное право на землю, т.е. за родами и племенами в вечное владение закреплялись их земли. Инициатива принятия русского подданства чаще всего исходила от феодалов. Среди представителей племен, ездивших для переговоров в Казань, затем в Москву были в основном бии. Они получили тарханные грамоты, освобождавшие от уплаты ясака. Присоединение Башкортостана к Русскому государству отвечало интересам всего башкирского народа. Многие шежере сообщают, что вопрос о принятии русского подданства решался на народных собраниях башкирских племен.

Возникает вопрос: почему именно русское подданство? Не было ли другой ориентации? К середине XVI в. границы централизованного Русского государства дошли до Башкортостана. Перед башкирским народом встали две альтернативы: либо принять подданство Русского государства, либо остаться под властью ослабевших ногайских и сибирских феодалов. Среди ногайской верхушки также выделяются две группировки: одна ориентировалась на сближении с Москвой, другая - с Крымским ханством. Верх одержала промосковская группировка во главе с ханом Немалом. В Башкортостане ногайцам подчинялись минцы. После падения Казани ногайские мурзы пытались увести башкир на Кубань, однако натолкнулись на упорное сопротивление.

В условиях раздробленности башкиры вошли в состав Русского государства не одновременно. Можно выделить два этапа: 1) с 1554 по 1556 гг. После переговоров башкирских послов с царскими наместниками в Казани об условиях вхождения первыми в 1554-1555 гг. вошли западные и северо-западные башкиры, за ними — племена центральных и южных районов. В 1555-1556 гг. в состав Русского государства вошли башкиры южные. Официальное оформление акта вхождения произошло в 1557 г. в Москве. Башкирские послы привезли первый ясак в царскую казну и получили жалованные грамоты, где были записаны условия добровольного вхождения. 2) конец XVI — начало XVII вв. связаны с вхождением зауральских башкир. Оно происходило в процессе борьбы с Сибирским ханством и насильственно.[1]

Рассмотрим подробнее процесс вхождения Башкирии в состав Русского Государства.

2.

Башкиры воочию могли убедиться в могуществе Русского государства. Победа его над Казанским ханством произвела на них огромное впечатление. Дата падения Казани служила как бы исходным моментом для нового летоисчисления. Например, в ряде шежере даты важнейших событий отмечаются не ссылкой на тот или иной год, а указанием на определенное количество лет, которое прошло после взятия Казани русскими.

Эти устремления башкирского народа совпадали с внешнеполитическими целями московского правительства. Окончательно освободиться от власти иноземных ханов башкирскому народу помогла и осторожная, дальновидная политика Ивана IV.

Для оформления русского подданства в Казань ездили также представители башкирских племен уран, буляр, байлар, ирыхты, кара-табын, танып. ладными башкирами и льготы в ясаке побудили башкир других племен послать своих представителей к царю Ивану Васильевичу с челобитьем о принятии з подданство. В них особо подчеркивалось упорядочение и облегчение налогового обложения для новых подданных России.

3.Вслед за западными башкирами подданство Русского государства приняли племена центральной и южной Башкирии. Но если западные башкирские племена с падением Казани получили возможность свобод­ного выбора нового сюзерена и через некоторое время получили подданство Русского государства, то башкиры, которые находились под властью ногай­ских мурз и князей, не сразу освободи­лись от их господства. Положение ос­ложнялось тем, что башкирские племена подчинялись разным, нередко враждующим между собой ногайским феодалам, вовлекались в их междоусобную борьбу. Это затрудняло объединение башкир­ских племен для борьбы со своими поработителями.

Орда быстро теряла свое могущество. Положение Большой Орды усугублялось еще и тем, что в 1554 г. стихийные бедствия привели к сильному голоду в Поволжье и Приуралье, результаты которого были катастрофичны. Засуха, чума. голод, свирепствовавшие в течение ряда лет, привели к гибели десятков тысяч людей..

В напряженной обстановке борьбы с ногайцами, упорно цеплявшимися за сохранение своей власти над башкирами, в 1555 г. в состав Русского государства вошли башкиры племен мин. Они занимали обширную территорию по долине реки Демы. Северные границы их земель доходили до среднего течения реки Бе­лой с охватом ее правой (горной) стороны и низовьев реки Уфы. К югу территория минцев простиралась почти до верховьев рек Демы и Уршака, а на западе - до истоков рек Кармасан, Черма-сан, Усень и Ик.

Обстановка, обусловившая историческую закономерность добровольного присоединения башкирских племен к России, настолько назрела, что вхождение всей европейской части Башкирии в состав Русского государства произошло в исторически короткий срок, начиная с момента падения Казанского ханства и до середины 1557 года.

4.

В целом характер присоединения представлял добровольно-насильственный.

5. а) Русское государство, принимая башкир в число подданных, обязывалось брать на себя защиту от набегов соседних ханств;

в) правительство обещало не подвергать преследованию религию, обычаи и обряды местного населения. Башкиры к этому времени несколько веков исповедовали ислам;

г) башкиры в свою очередь обязывались платить ясак - феодальную повинность, символ подданства, помогать России охранять границы.

В то же время царское правительство приняло меры для обеспечения верности новых подданных: башкир из числа влиятельных и знатных лиц посылали в качестве заложников - аманатов в Казань, затем в Москву. Потом аманаты стали браться в ходе башкирских вос­станий.

6. Значение присоединения было прогрессивным событием в истории Башкортостана, - прекратились распри и набеги, общение с другими народами способствовало установлению межэтнических и хозяйственных и связей.[2]

Принятие подданства Русского государства положило конец жестокому господству ногайских, казанских и сибирских ханов, покончило с политической раздробленностью края и бесконечными феодальными войнами, оградив тем самым производительныесилы Башкирии от дальнейшего разрушения.

Присоединения Башкирии к Русскому государству сказалось на развитии экономики и куль­уры края. Башкиры первыми из кочевых и полукочевых народов с патриархально- феодальным общественным строем вошли в состав России и вступили в хозяйственноеи культурное взаимодействие с более передовым обществом. Это способствовало развитию в крае земледелия, кустарно-промысловых занятий, а позднееи промышленности. Башкирское хозяйство постепенно втягивалось общегосударственный оборот, что имело важное значение для разрушения его патриархальной замкнутости и развития в крае феодальных отношений.

Присоединение Башкирии, как и народов Поволжья, имело важное значе­ние для укрепления Русского государства и облегчило его борьбу с внешней опасностью. С включением башкирских земель территория России расширилась более чем на 30 млн. десятин. Использо­вание природных богатств Башкирии, безусловно, способствовало дальнейше­му развитию экономики страны. Башкир­ское подданство давало русскому прави­ельству возможность организовать обо­рону восточных границ при помощи баш­ирской конницы[3].

История Башкортостана золотоордынской эпохи до сих пор остается малоизученной. Частые горячие споры среди историков вызывают такие проблемы, как вхождение башкир в состав монгольского ханства, хронологические рамки этого процесса, степень политико-государственного развития башкир к моменту их первой встречи с татаро-монголами, политико-правовое и социально-экономическое положение башкир в составе Золотой Орды и др. Объясняется это немногочисленностью источников, значительную часть которых составляют башкирские устные предания, легенды и записанные спустя много веков письменные памятники, дошедшие до нас в позднейших редакциях.

Верховным сюзереном башкир выступал сам Чингисхан, и дань выплачивалась непосредственно императорскому двору. В то время как для монголов было свойственно уничтожать всех представителей аристократической верхушки завоеванных стран и народов, из преданий и шежере известно, что башкирские ханы и бии сохранили свой титул как пожалование, подтверждаемое специальным ярлыком – золотой или серебряной пайцзой. Это обеспечивало и гарантировало внутреннее самоуправление народа и право на владение родовыми землями.

Таким образом, власть монголов над башкирскими племенами осуществлялась не напрямую, а через местную родовую аристократию или наместников. Это напоминает то положение, в котором находилась и Русь.

Культура местных башкирских племен в XIII–XIV вв. претерпевает самые серьезные изменения. Бросается в глаза заметное уменьшение курганов, где умерших хоронили языческим способом, т.е. с вещами. Другая группа памятников отражает процесс активной мусульманизации башкирского населения – это грунтовые могильники, где умершие уложены согласно требованиям мусульманского обряда. Встречаются памятники, отражающие черты, типичные для переходного от язычества к исламу времени (Мажитов Н.А., Султанова А.Н., 1994. С. 263–264).

О том, что уже в начале XIV в. мусульманство пускает глубокие корни в башкирском обществе, о сильном влиянии мусульманского духовенства в нем, свидетельствуют и ранее упоминаемое нами письмо Иоганки (Буканова Р.Г., 2000. С. 106–109), и ряд воздвигнутых в XIV в. мавзолеев (Бикбулатов Н.В., 1999. С. 145).

В XIII–XIV вв. укрепляются политические, экономические и культурные связи между Золотой Ордой и Египтом. Источники тех времен свидетельствуют о значительной роли тюрков – выходцев из башкирской части Золотой Орды в административно-политической жизни, науке и культуре Египта. Мурат Рамзи среди подобных тюрков, мамлюков упоминает имена двух башкир, принадлежащих к высшим слоям египетского общества – Гилметдин Санжар Башкурди, который являлся эмиром Египта, и Насретдин аль-Насыри – известный в свое время ученый и поэт (Мурат Рамзи, 1965. С. 194).

Из всего сказанного следует, что вхождение башкир на правах договорного вассалитета в состав монгольского государства, далее – Золотой Орды, не привело к ликвидации власти местной родовой верхушки в лице биев и ханов. Они по-прежнему сохраняли свое право на владение родовыми землями и главенство над своеобразными государственными образованиями в виде крупных племенных союзов или родов. После признания власти золотоордынского хана на территории башкир их государственная политика оставалась суверенной с некоторыми ограничениями в плане контроля над внешними связями башкирских ханов, обязательного призыва воинов из башкир в случае войны и исполнения юридических функций представителями татаро-монголов. А в экономическом отношении подчинение башкир ограничивалось лишь своевременной выплатой установленного ясака. Все остальные стороны внутренней жизни и быта башкирского общества развивались независимо от золотоордынского влияния. В большей степени благодаря этому башкиры сохранили не только свой этноним, но и названия крупных родов и племен, восходящих к домонгольскому периоду истории, самобытную культуру, особенности развития этнографических групп.

И.И. Буляков Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета, Сибай | Материалы конференции. Этнография

В Монгольской империи башкиры занимали привилегированное положение: скорее союзников монголов, чем подчинённого народа.

Башкиры до походов Чингисхана

Достоверные сведения о башкирах на Южном Урале восходят, самое позднее, к VII веку. Есть версии, согласно которым упоминания о некоторых народах в этом регионе также могут относиться к башкирам. Как и многие, башкиры приняли участие в событиях Великого переселения народов, растянувшегося на тысячелетие (IV-XIII вв.). В результате часть башкирских племён была вовлечена в переселение венгров в VIII-IX веках и оказалась в Средней Европе. Тогдашние географы отличали башкир в Венгрии от собственно венгров вплоть до XIII века.

Основная часть башкир осталась на Урале и юге Западной Сибири. В конце IX века она вошла в состав государства Волжская Булгария на автономных началах. В X веке башкиры вместе с большей частью населения Волжской Булгарии приняли ислам. Впрочем, возможно, обращение башкир в ислам совершилось ещё раньше, так как башкиры, переселившиеся в Венгрию, уже были мусульманами, если верить арабским источникам.

Разгром башкирами Субэдэя

Источники не проливают свет на то, как закончилось первое столкновение монголов и башкир. Судя по всему, башкиры должны были произвести на монголов сильное впечатление, так как борьба между теми и другими длилась ещё несколько десятилетий.

В 1219-1220 гг. сам Чингисхан выступил в поход на реку Иртыш. К западу от неё он отправил своего полководца Субэдэя, повелев ему завоевать ряд народов, в том числе башкир и булгар, и дойти до Киева.

Упорное сопротивление

С этого времени покорение башкир сделалось для монголов одной из главных задач. Без её решения они не могли продолжать свои завоевания на западе, в частности – вести походы на Русь. В 1229-1230 гг. Субэдэй предпринял ряд походов на башкир и соседних с ними кипчаков. Об этих войнах сохранились легенды и у монголов, и у башкир. Судя по всему, Субэдэй не смог выполнить задания, так как война потом возобновилась.

О том же рассказали и башкирские легенды. Они повествуют о жестоких битвах с монголами; о том, что башкиры, потеснённые монголами, ушли в леса, но не покорились им и продолжали сопротивляться ещё много лет.

Отсрочка ига для Руси

В Золотой Орде башкирские земли управлялись местными беями (князьями) на основании выданных им ханами ярлыков. Татарский востоковед Магомет Сафаргалиев перечисляет народы, чьи правящие династии не были смещены монголами, а поступили к ним в вассальную зависимость. Это русские, черкесы, аланы, мордва и башкиры.

В 1236 году, вскоре после начала Западного похода монголов, у башкир побывал венгерский монах Юлиан. Он был движим поисками древней прародины венгров. Помимо этого, он явно выполнял разведывательное и дипломатическое поручение Римского папы Григория IX относительно Монгольской державы. Юлиан сообщал Папе, что татары (то есть монголы) живут по соседству с башкирами. Они воевали друг с другом 14 лет, но монголы так и не смогли покорить башкир. Поэтому они заключили договор о дружбе и союзе, по которому башкиры вступали в войско монголов и участвовали в их дальнейших завоеваниях.

Таким образом, башкиры целых 14 лет сдерживали натиск монголов на запад. Они, можно сказать, предоставили Руси историческую отсрочку перед монгольским нашествием. Правда, русские князья так и не смогли ею воспользоваться.

Чингисхан был сыном вождя небольшого монгольского племени. В восемь лет он остался сиротой. Когда отец Чингисхана увидел на ладони младенца большое родимое пятно, он посчитал это признаком того, что сын станет великим воином.

Настоящее имя Чингисхана — Темучин. Его заслугой было то, что он объединил в один межплеменной союз мало связанные друг с другом кочевые племена. Всю свою жизнь он посвятил созданию империи. Война была орудием этого строительства. Пеших воинов в войске монголов не было: каждый имел двух коней, одного для себя, другого — для поклажи. Жили, кормясь за счёт покорённого населения.Города, если их население сопротивлялось, беспощадно уничтожались вместе со всеми жителями. Правда, если они сдавались без борьбы, их могла ждать пощада. Чингисхан и его армия приобрели такую известность своей жестокостью, что многие предпочитали сдаваться ему без боя.

Империя Чингисхана в 1227 году

Города, если их население сопротивлялось, беспощадно уничтожались вместе со всеми жителями. Правда, если они сдавались без борьбы, их могла ждать пощада. Чингисхан и его армия приобрели такую известность своей жестокостью, что многие предпочитали сдаваться ему без боя.

Войска Чингисхана преодолели Великую Китайскую стену и захватили вскоре весь Китай. В 1215 году был захвачен Пекин и весь Китай стал частью великой монгольской империи.

В 20-х года XIII века Чингисхан со своей ордой подошёл к окраинным городам Руси. Хотя русские города были хорошо укреплены, они не могли сдержать натиска монголов. Победив объединённые силы русских и половецких князей в 1223 году в битве на Калке, монгольское войско опустошило территорию между Доном и Днепром к северу от Азовского моря.

БАШКОРТОСТАН В СОСТАВЕ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

В тринадцатом веке к Южному Уралу подошли многочисленные войска грозного Чингисхана. Силы были неравны, в нескольких боях башкиры были разбиты. В знак примирения в ставку монгольского хана прибыл башкирский вождь Муйтан хан, сын Туксоба хана. Он привез с собой дорогие подарки, в том числе и тысячи голов скота. Чингисхан остался доволен дорогими подарками и наградил хана грамотой на вечное владение им и его потомками землями, через которые протекает река Белая. Обширные земли, отданные под власть Муйтан хана, полностью совпадает с территорией расселения башкирских племен IX — XII веков.

Но широкие массы башкир не примирились с потерей независимости и неоднократно поднимались на войну против новых хозяев. Тема борьбы башкир против монголов наиболее полно отражена в легенде “Последний из Сартаево рода”, повествующей о трагической судьбе башкирского хана Джалыка, который в войне против монголов потерял двух своих сыновей, весь свой род, но до конца остался непокоренным.

ТИМУР

Оставил свой след в истории Башкортостана грозный царь Тимур. Тимур (именуемый иногда Тамерланом) был правителем большого государства, а его столицей был прекрасный город Самарканд. Он постоянно вёл войны против соседних стран, забирая в плен юношей и девушек, угоняя скот.

В июне 1391 года возле реки Кундурча в Башкортостане Тимур разгромил монгольского царя Тохтамыша. На правах победителя воины Тимура принялись за грабёж. Они отобрали у пленных одежду, оружие, коней, разорили и уничтожили сотни башкирских деревень, десятки городов в Урало-Поволжье. Грабёж продолжался 20 дней.

Недобрую память оставил Тимур о себе. Вот одно из преданий башкир, в которой объясняется происхождение аула Учалы: “Однажды на башкирскую землю пришёл хан по имени Аксак Тимур. Пришёл он и попросил башкир выдать за него их девушку. Они решили дать ему девушку из своего рода. Хан щедро за неё заплатил и уехал. Через некоторое время он снова приехал, чтобы забрать свою невесту. Но теперь башкиры неожиданно воспротивились его желанию. Не отдали девушку. Сильно разгневался хан. Мстя за свою честь, он разорил и выжег все кочевья и юрты здешних башкирских родов. Сильно пострадал народ от этого разора. Долго не забывали они жестокого хана, проклятьями поминали. Позднее эти места стали называть Усь алды — отомстил. Говорят, что название аула Учалы произошло от этого слова”.

нажмите сюда, если вы перешли по ссылке и не видите левого фрейма с меню.

Приблизительно два столетия на землях Южного Урала присутствия кочевых племен не отмечалось. Во многом это связано с утверждением на этих землях оседлых русов. Лишь в начале XIII в. в регионе Южного Урала появляются монголы. В 1236 г. войско хана Батыя пересекло Волго-Уральские степи и двинулось на завоевание Европы. Башкирские земли, лежащие между Волгой и Уралом, были покорены в XIII в. и зависели от ханов Казанского и Астраханского царств. Монголо-татары на Нижней Волге основали новое государство — Золотую Орду. Приуральские степи стали частью его территории и находились под властью Золотой Орды более двух веков. Местное население - башкиры платили ясак ногайским, казанским и сибирским ханам. Золотая Орда вела постоянные войны со своими соседями. Богатые природные условия края манили кочевые племена, в том числе и южных соседей — казахов Младшего казахского жуза, чьи кочевья достигали летом Южного Урала. У берегов реки Сакмар (приток реки Урал) армия Тимура-завоевателя (Тамерлана) нанесла серьезные поражения хану Золотой Орды Тохтамышу. В этот период происходит ассимиляция скандинавов-русов в славяно-русский этнос, а в условиях их службы ханам Золотой и Белой Орды проходил процесс зарождения казачьей общины.

После распада Золотой Орды башкиры пребывали в составе Ногайской орды, Казанского и Сибирского ханств.

Важной особенностью истории башкир является то, что на протяжении многих веков они жили по соседству или в составе довольно крупных государственных образований, таких как Тюркский каганат, Хазарский каганат, Дешт-и-Кыпчак, Булгарское ханство, Золотая Орда, что негативно влияло на их политическую консолидацию и заставляло искать, наряду с борьбой против них, другие формы сохранения этнической и территориальной целостности, национальной самобытности. В частности, когда началось татаро-монгольское нашествие, башкиры после упорного сопротивления вынуждены были пойти на соглашение с завоевателями и признать верховную власть их хана. Это позволило им добиться определенной автономии в составе Золотой Орды.

После распада Золотой Орды башкирские племена пребывали в составе Ногайской орды, Казанского и Сибирского ханств и частично Астраханского ханства. В сложной обстановке середины ХVI в., когда не было реальных условий для создания самостоятельного государства, башкиры нашли верное для того времени решение — принять русское подданство на основе соглашения с правительством царя Ивана Грозного и тем самым обрели возможность для нормального существования.

Приблизительно два столетия на землях Южного Урала присутствия кочевых племен не отмечалось. Во многом это связано с утверждением на этих землях оседлых русов. Лишь в начале XIII в. в регионе Южного Урала появляются монголы. В 1236 г. войско хана Батыя пересекло Волго-Уральские степи и двинулось на завоевание Европы. Башкирские земли, лежащие между Волгой и Уралом, были покорены в XIII в. и зависели от ханов Казанского и Астраханского царств. Монголо-татары на Нижней Волге основали новое государство — Золотую Орду. Приуральские степи стали частью его территории и находились под властью Золотой Орды более двух веков. Местное население - башкиры платили ясак ногайским, казанским и сибирским ханам. Золотая Орда вела постоянные войны со своими соседями. Богатые природные условия края манили кочевые племена, в том числе и южных соседей — казахов Младшего казахского жуза, чьи кочевья достигали летом Южного Урала. У берегов реки Сакмар (приток реки Урал) армия Тимура-завоевателя (Тамерлана) нанесла серьезные поражения хану Золотой Орды Тохтамышу. В этот период происходит ассимиляция скандинавов-русов в славяно-русский этнос, а в условиях их службы ханам Золотой и Белой Орды проходил процесс зарождения казачьей общины.



После распада Золотой Орды башкиры пребывали в составе Ногайской орды, Казанского и Сибирского ханств.

Важной особенностью истории башкир является то, что на протяжении многих веков они жили по соседству или в составе довольно крупных государственных образований, таких как Тюркский каганат, Хазарский каганат, Дешт-и-Кыпчак, Булгарское ханство, Золотая Орда, что негативно влияло на их политическую консолидацию и заставляло искать, наряду с борьбой против них, другие формы сохранения этнической и территориальной целостности, национальной самобытности. В частности, когда началось татаро-монгольское нашествие, башкиры после упорного сопротивления вынуждены были пойти на соглашение с завоевателями и признать верховную власть их хана. Это позволило им добиться определенной автономии в составе Золотой Орды.

После распада Золотой Орды башкирские племена пребывали в составе Ногайской орды, Казанского и Сибирского ханств и частично Астраханского ханства. В сложной обстановке середины ХVI в., когда не было реальных условий для создания самостоятельного государства, башкиры нашли верное для того времени решение — принять русское подданство на основе соглашения с правительством царя Ивана Грозного и тем самым обрели возможность для нормального существования.

Читайте также: