Башкирские племена под властью золотой орды кратко
Обновлено: 07.07.2024
1. В середине XVI в. в истории Башкортостана произошел крутой перелом в связи с вхождением его в состав Русского государства. Процесс этот произошел по волеизъявлению самих башкир, добровольно. Но далеко не однозначный, достаточно противоречивый и сложный. Поэтому и в дореволюционной и в советской историографии не было единого мнения о характере данного исторического акта. Одни из исследователей указывали, что Башкортостан был завоеван Русским государством после падения Казани в 1552 г. Современная историческая наука, опираясь на письменные источники, в частности на шежере племен и родов доказала добровольный характер башкирского подданства. Почему добровольный характер?
1. Политическое положение Башкортостана накануне принятия русского подданства было сложным и тяжелым. Территория его была расчленена между Казанским, Сибирским и Ногайским ханствами, которые вели между собой войну за полное владение Башкортостаном. Одновременно внутри ханств бушевали междоусобные феодальные распри. Башкирский народ вел борьбу против своих властителей -татарских ханов и ногайских мурз и видели в Русском централизованном государстве покровителя в борьбе.
2. Условия, на которых московский царь принимал башкир, вполне устраивали большинство населения - прежде всего вотчинное право на землю, т.е. за родами и племенами в вечное владение закреплялись их земли. Инициатива принятия русского подданства чаще всего исходила от феодалов. Среди представителей племен, ездивших для переговоров в Казань, затем в Москву были в основном бии. Они получили тарханные грамоты, освобождавшие от уплаты ясака. Присоединение Башкортостана к Русскому государству отвечало интересам всего башкирского народа. Многие шежере сообщают, что вопрос о принятии русского подданства решался на народных собраниях башкирских племен.
Возникает вопрос: почему именно русское подданство? Не было ли другой ориентации? К середине XVI в. границы централизованного Русского государства дошли до Башкортостана. Перед башкирским народом встали две альтернативы: либо принять подданство Русского государства, либо остаться под властью ослабевших ногайских и сибирских феодалов. Среди ногайской верхушки также выделяются две группировки: одна ориентировалась на сближении с Москвой, другая - с Крымским ханством. Верх одержала промосковская группировка во главе с ханом Немалом. В Башкортостане ногайцам подчинялись минцы. После падения Казани ногайские мурзы пытались увести башкир на Кубань, однако натолкнулись на упорное сопротивление.
В условиях раздробленности башкиры вошли в состав Русского государства не одновременно. Можно выделить два этапа: 1) с 1554 по 1556 гг. После переговоров башкирских послов с царскими наместниками в Казани об условиях вхождения первыми в 1554-1555 гг. вошли западные и северо-западные башкиры, за ними — племена центральных и южных районов. В 1555-1556 гг. в состав Русского государства вошли башкиры южные. Официальное оформление акта вхождения произошло в 1557 г. в Москве. Башкирские послы привезли первый ясак в царскую казну и получили жалованные грамоты, где были записаны условия добровольного вхождения. 2) конец XVI — начало XVII вв. связаны с вхождением зауральских башкир. Оно происходило в процессе борьбы с Сибирским ханством и насильственно.[1]
Рассмотрим подробнее процесс вхождения Башкирии в состав Русского Государства.
2.
Башкиры воочию могли убедиться в могуществе Русского государства. Победа его над Казанским ханством произвела на них огромное впечатление. Дата падения Казани служила как бы исходным моментом для нового летоисчисления. Например, в ряде шежере даты важнейших событий отмечаются не ссылкой на тот или иной год, а указанием на определенное количество лет, которое прошло после взятия Казани русскими.
Эти устремления башкирского народа совпадали с внешнеполитическими целями московского правительства. Окончательно освободиться от власти иноземных ханов башкирскому народу помогла и осторожная, дальновидная политика Ивана IV.
Для оформления русского подданства в Казань ездили также представители башкирских племен уран, буляр, байлар, ирыхты, кара-табын, танып. ладными башкирами и льготы в ясаке побудили башкир других племен послать своих представителей к царю Ивану Васильевичу с челобитьем о принятии з подданство. В них особо подчеркивалось упорядочение и облегчение налогового обложения для новых подданных России.
3.Вслед за западными башкирами подданство Русского государства приняли племена центральной и южной Башкирии. Но если западные башкирские племена с падением Казани получили возможность свободного выбора нового сюзерена и через некоторое время получили подданство Русского государства, то башкиры, которые находились под властью ногайских мурз и князей, не сразу освободились от их господства. Положение осложнялось тем, что башкирские племена подчинялись разным, нередко враждующим между собой ногайским феодалам, вовлекались в их междоусобную борьбу. Это затрудняло объединение башкирских племен для борьбы со своими поработителями.
Орда быстро теряла свое могущество. Положение Большой Орды усугублялось еще и тем, что в 1554 г. стихийные бедствия привели к сильному голоду в Поволжье и Приуралье, результаты которого были катастрофичны. Засуха, чума. голод, свирепствовавшие в течение ряда лет, привели к гибели десятков тысяч людей..
В напряженной обстановке борьбы с ногайцами, упорно цеплявшимися за сохранение своей власти над башкирами, в 1555 г. в состав Русского государства вошли башкиры племен мин. Они занимали обширную территорию по долине реки Демы. Северные границы их земель доходили до среднего течения реки Белой с охватом ее правой (горной) стороны и низовьев реки Уфы. К югу территория минцев простиралась почти до верховьев рек Демы и Уршака, а на западе - до истоков рек Кармасан, Черма-сан, Усень и Ик.
Обстановка, обусловившая историческую закономерность добровольного присоединения башкирских племен к России, настолько назрела, что вхождение всей европейской части Башкирии в состав Русского государства произошло в исторически короткий срок, начиная с момента падения Казанского ханства и до середины 1557 года.
4.
В целом характер присоединения представлял добровольно-насильственный.
5. а) Русское государство, принимая башкир в число подданных, обязывалось брать на себя защиту от набегов соседних ханств;
в) правительство обещало не подвергать преследованию религию, обычаи и обряды местного населения. Башкиры к этому времени несколько веков исповедовали ислам;
г) башкиры в свою очередь обязывались платить ясак - феодальную повинность, символ подданства, помогать России охранять границы.
В то же время царское правительство приняло меры для обеспечения верности новых подданных: башкир из числа влиятельных и знатных лиц посылали в качестве заложников - аманатов в Казань, затем в Москву. Потом аманаты стали браться в ходе башкирских восстаний.
6. Значение присоединения было прогрессивным событием в истории Башкортостана, - прекратились распри и набеги, общение с другими народами способствовало установлению межэтнических и хозяйственных и связей.[2]
Принятие подданства Русского государства положило конец жестокому господству ногайских, казанских и сибирских ханов, покончило с политической раздробленностью края и бесконечными феодальными войнами, оградив тем самым производительныесилы Башкирии от дальнейшего разрушения.
Присоединения Башкирии к Русскому государству сказалось на развитии экономики и кульуры края. Башкиры первыми из кочевых и полукочевых народов с патриархально- феодальным общественным строем вошли в состав России и вступили в хозяйственноеи культурное взаимодействие с более передовым обществом. Это способствовало развитию в крае земледелия, кустарно-промысловых занятий, а позднееи промышленности. Башкирское хозяйство постепенно втягивалось общегосударственный оборот, что имело важное значение для разрушения его патриархальной замкнутости и развития в крае феодальных отношений.
Присоединение Башкирии, как и народов Поволжья, имело важное значение для укрепления Русского государства и облегчило его борьбу с внешней опасностью. С включением башкирских земель территория России расширилась более чем на 30 млн. десятин. Использование природных богатств Башкирии, безусловно, способствовало дальнейшему развитию экономики страны. Башкирское подданство давало русскому правиельству возможность организовать оборону восточных границ при помощи баширской конницы[3].
История Башкортостана золотоордынской эпохи до сих пор остается малоизученной. Частые горячие споры среди историков вызывают такие проблемы, как вхождение башкир в состав монгольского ханства, хронологические рамки этого процесса, степень политико-государственного развития башкир к моменту их первой встречи с татаро-монголами, политико-правовое и социально-экономическое положение башкир в составе Золотой Орды и др. Объясняется это немногочисленностью источников, значительную часть которых составляют башкирские устные предания, легенды и записанные спустя много веков письменные памятники, дошедшие до нас в позднейших редакциях.
Верховным сюзереном башкир выступал сам Чингисхан, и дань выплачивалась непосредственно императорскому двору. В то время как для монголов было свойственно уничтожать всех представителей аристократической верхушки завоеванных стран и народов, из преданий и шежере известно, что башкирские ханы и бии сохранили свой титул как пожалование, подтверждаемое специальным ярлыком – золотой или серебряной пайцзой. Это обеспечивало и гарантировало внутреннее самоуправление народа и право на владение родовыми землями.
Таким образом, власть монголов над башкирскими племенами осуществлялась не напрямую, а через местную родовую аристократию или наместников. Это напоминает то положение, в котором находилась и Русь.
Культура местных башкирских племен в XIII–XIV вв. претерпевает самые серьезные изменения. Бросается в глаза заметное уменьшение курганов, где умерших хоронили языческим способом, т.е. с вещами. Другая группа памятников отражает процесс активной мусульманизации башкирского населения – это грунтовые могильники, где умершие уложены согласно требованиям мусульманского обряда. Встречаются памятники, отражающие черты, типичные для переходного от язычества к исламу времени (Мажитов Н.А., Султанова А.Н., 1994. С. 263–264).
О том, что уже в начале XIV в. мусульманство пускает глубокие корни в башкирском обществе, о сильном влиянии мусульманского духовенства в нем, свидетельствуют и ранее упоминаемое нами письмо Иоганки (Буканова Р.Г., 2000. С. 106–109), и ряд воздвигнутых в XIV в. мавзолеев (Бикбулатов Н.В., 1999. С. 145).
В XIII–XIV вв. укрепляются политические, экономические и культурные связи между Золотой Ордой и Египтом. Источники тех времен свидетельствуют о значительной роли тюрков – выходцев из башкирской части Золотой Орды в административно-политической жизни, науке и культуре Египта. Мурат Рамзи среди подобных тюрков, мамлюков упоминает имена двух башкир, принадлежащих к высшим слоям египетского общества – Гилметдин Санжар Башкурди, который являлся эмиром Египта, и Насретдин аль-Насыри – известный в свое время ученый и поэт (Мурат Рамзи, 1965. С. 194).
Из всего сказанного следует, что вхождение башкир на правах договорного вассалитета в состав монгольского государства, далее – Золотой Орды, не привело к ликвидации власти местной родовой верхушки в лице биев и ханов. Они по-прежнему сохраняли свое право на владение родовыми землями и главенство над своеобразными государственными образованиями в виде крупных племенных союзов или родов. После признания власти золотоордынского хана на территории башкир их государственная политика оставалась суверенной с некоторыми ограничениями в плане контроля над внешними связями башкирских ханов, обязательного призыва воинов из башкир в случае войны и исполнения юридических функций представителями татаро-монголов. А в экономическом отношении подчинение башкир ограничивалось лишь своевременной выплатой установленного ясака. Все остальные стороны внутренней жизни и быта башкирского общества развивались независимо от золотоордынского влияния. В большей степени благодаря этому башкиры сохранили не только свой этноним, но и названия крупных родов и племен, восходящих к домонгольскому периоду истории, самобытную культуру, особенности развития этнографических групп.
И.И. Буляков Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета, Сибай | Материалы конференции. Этнография
В Монгольской империи башкиры занимали привилегированное положение: скорее союзников монголов, чем подчинённого народа.
Башкиры до походов Чингисхана
Достоверные сведения о башкирах на Южном Урале восходят, самое позднее, к VII веку. Есть версии, согласно которым упоминания о некоторых народах в этом регионе также могут относиться к башкирам. Как и многие, башкиры приняли участие в событиях Великого переселения народов, растянувшегося на тысячелетие (IV-XIII вв.). В результате часть башкирских племён была вовлечена в переселение венгров в VIII-IX веках и оказалась в Средней Европе. Тогдашние географы отличали башкир в Венгрии от собственно венгров вплоть до XIII века.
Основная часть башкир осталась на Урале и юге Западной Сибири. В конце IX века она вошла в состав государства Волжская Булгария на автономных началах. В X веке башкиры вместе с большей частью населения Волжской Булгарии приняли ислам. Впрочем, возможно, обращение башкир в ислам совершилось ещё раньше, так как башкиры, переселившиеся в Венгрию, уже были мусульманами, если верить арабским источникам.
Разгром башкирами Субэдэя
Источники не проливают свет на то, как закончилось первое столкновение монголов и башкир. Судя по всему, башкиры должны были произвести на монголов сильное впечатление, так как борьба между теми и другими длилась ещё несколько десятилетий.
В 1219-1220 гг. сам Чингисхан выступил в поход на реку Иртыш. К западу от неё он отправил своего полководца Субэдэя, повелев ему завоевать ряд народов, в том числе башкир и булгар, и дойти до Киева.
Упорное сопротивление
С этого времени покорение башкир сделалось для монголов одной из главных задач. Без её решения они не могли продолжать свои завоевания на западе, в частности – вести походы на Русь. В 1229-1230 гг. Субэдэй предпринял ряд походов на башкир и соседних с ними кипчаков. Об этих войнах сохранились легенды и у монголов, и у башкир. Судя по всему, Субэдэй не смог выполнить задания, так как война потом возобновилась.
О том же рассказали и башкирские легенды. Они повествуют о жестоких битвах с монголами; о том, что башкиры, потеснённые монголами, ушли в леса, но не покорились им и продолжали сопротивляться ещё много лет.
Отсрочка ига для Руси
В Золотой Орде башкирские земли управлялись местными беями (князьями) на основании выданных им ханами ярлыков. Татарский востоковед Магомет Сафаргалиев перечисляет народы, чьи правящие династии не были смещены монголами, а поступили к ним в вассальную зависимость. Это русские, черкесы, аланы, мордва и башкиры.
В 1236 году, вскоре после начала Западного похода монголов, у башкир побывал венгерский монах Юлиан. Он был движим поисками древней прародины венгров. Помимо этого, он явно выполнял разведывательное и дипломатическое поручение Римского папы Григория IX относительно Монгольской державы. Юлиан сообщал Папе, что татары (то есть монголы) живут по соседству с башкирами. Они воевали друг с другом 14 лет, но монголы так и не смогли покорить башкир. Поэтому они заключили договор о дружбе и союзе, по которому башкиры вступали в войско монголов и участвовали в их дальнейших завоеваниях.
Таким образом, башкиры целых 14 лет сдерживали натиск монголов на запад. Они, можно сказать, предоставили Руси историческую отсрочку перед монгольским нашествием. Правда, русские князья так и не смогли ею воспользоваться.
Чингисхан был сыном вождя небольшого монгольского племени. В восемь лет он остался сиротой. Когда отец Чингисхана увидел на ладони младенца большое родимое пятно, он посчитал это признаком того, что сын станет великим воином.
Настоящее имя Чингисхана — Темучин. Его заслугой было то, что он объединил в один межплеменной союз мало связанные друг с другом кочевые племена. Всю свою жизнь он посвятил созданию империи. Война была орудием этого строительства. Пеших воинов в войске монголов не было: каждый имел двух коней, одного для себя, другого — для поклажи. Жили, кормясь за счёт покорённого населения.Города, если их население сопротивлялось, беспощадно уничтожались вместе со всеми жителями. Правда, если они сдавались без борьбы, их могла ждать пощада. Чингисхан и его армия приобрели такую известность своей жестокостью, что многие предпочитали сдаваться ему без боя.
Города, если их население сопротивлялось, беспощадно уничтожались вместе со всеми жителями. Правда, если они сдавались без борьбы, их могла ждать пощада. Чингисхан и его армия приобрели такую известность своей жестокостью, что многие предпочитали сдаваться ему без боя.
Войска Чингисхана преодолели Великую Китайскую стену и захватили вскоре весь Китай. В 1215 году был захвачен Пекин и весь Китай стал частью великой монгольской империи.
В 20-х года XIII века Чингисхан со своей ордой подошёл к окраинным городам Руси. Хотя русские города были хорошо укреплены, они не могли сдержать натиска монголов. Победив объединённые силы русских и половецких князей в 1223 году в битве на Калке, монгольское войско опустошило территорию между Доном и Днепром к северу от Азовского моря.
БАШКОРТОСТАН В СОСТАВЕ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
В тринадцатом веке к Южному Уралу подошли многочисленные войска грозного Чингисхана. Силы были неравны, в нескольких боях башкиры были разбиты. В знак примирения в ставку монгольского хана прибыл башкирский вождь Муйтан хан, сын Туксоба хана. Он привез с собой дорогие подарки, в том числе и тысячи голов скота. Чингисхан остался доволен дорогими подарками и наградил хана грамотой на вечное владение им и его потомками землями, через которые протекает река Белая. Обширные земли, отданные под власть Муйтан хана, полностью совпадает с территорией расселения башкирских племен IX — XII веков.
Но широкие массы башкир не примирились с потерей независимости и неоднократно поднимались на войну против новых хозяев. Тема борьбы башкир против монголов наиболее полно отражена в легенде “Последний из Сартаево рода”, повествующей о трагической судьбе башкирского хана Джалыка, который в войне против монголов потерял двух своих сыновей, весь свой род, но до конца остался непокоренным.
ТИМУР
Оставил свой след в истории Башкортостана грозный царь Тимур. Тимур (именуемый иногда Тамерланом) был правителем большого государства, а его столицей был прекрасный город Самарканд. Он постоянно вёл войны против соседних стран, забирая в плен юношей и девушек, угоняя скот.
В июне 1391 года возле реки Кундурча в Башкортостане Тимур разгромил монгольского царя Тохтамыша. На правах победителя воины Тимура принялись за грабёж. Они отобрали у пленных одежду, оружие, коней, разорили и уничтожили сотни башкирских деревень, десятки городов в Урало-Поволжье. Грабёж продолжался 20 дней.
Недобрую память оставил Тимур о себе. Вот одно из преданий башкир, в которой объясняется происхождение аула Учалы: “Однажды на башкирскую землю пришёл хан по имени Аксак Тимур. Пришёл он и попросил башкир выдать за него их девушку. Они решили дать ему девушку из своего рода. Хан щедро за неё заплатил и уехал. Через некоторое время он снова приехал, чтобы забрать свою невесту. Но теперь башкиры неожиданно воспротивились его желанию. Не отдали девушку. Сильно разгневался хан. Мстя за свою честь, он разорил и выжег все кочевья и юрты здешних башкирских родов. Сильно пострадал народ от этого разора. Долго не забывали они жестокого хана, проклятьями поминали. Позднее эти места стали называть Усь алды — отомстил. Говорят, что название аула Учалы произошло от этого слова”.
нажмите сюда, если вы перешли по ссылке и не видите левого фрейма с меню.
Приблизительно два столетия на землях Южного Урала присутствия кочевых племен не отмечалось. Во многом это связано с утверждением на этих землях оседлых русов. Лишь в начале XIII в. в регионе Южного Урала появляются монголы. В 1236 г. войско хана Батыя пересекло Волго-Уральские степи и двинулось на завоевание Европы. Башкирские земли, лежащие между Волгой и Уралом, были покорены в XIII в. и зависели от ханов Казанского и Астраханского царств. Монголо-татары на Нижней Волге основали новое государство — Золотую Орду. Приуральские степи стали частью его территории и находились под властью Золотой Орды более двух веков. Местное население - башкиры платили ясак ногайским, казанским и сибирским ханам. Золотая Орда вела постоянные войны со своими соседями. Богатые природные условия края манили кочевые племена, в том числе и южных соседей — казахов Младшего казахского жуза, чьи кочевья достигали летом Южного Урала. У берегов реки Сакмар (приток реки Урал) армия Тимура-завоевателя (Тамерлана) нанесла серьезные поражения хану Золотой Орды Тохтамышу. В этот период происходит ассимиляция скандинавов-русов в славяно-русский этнос, а в условиях их службы ханам Золотой и Белой Орды проходил процесс зарождения казачьей общины.
После распада Золотой Орды башкиры пребывали в составе Ногайской орды, Казанского и Сибирского ханств.
Важной особенностью истории башкир является то, что на протяжении многих веков они жили по соседству или в составе довольно крупных государственных образований, таких как Тюркский каганат, Хазарский каганат, Дешт-и-Кыпчак, Булгарское ханство, Золотая Орда, что негативно влияло на их политическую консолидацию и заставляло искать, наряду с борьбой против них, другие формы сохранения этнической и территориальной целостности, национальной самобытности. В частности, когда началось татаро-монгольское нашествие, башкиры после упорного сопротивления вынуждены были пойти на соглашение с завоевателями и признать верховную власть их хана. Это позволило им добиться определенной автономии в составе Золотой Орды.
После распада Золотой Орды башкирские племена пребывали в составе Ногайской орды, Казанского и Сибирского ханств и частично Астраханского ханства. В сложной обстановке середины ХVI в., когда не было реальных условий для создания самостоятельного государства, башкиры нашли верное для того времени решение — принять русское подданство на основе соглашения с правительством царя Ивана Грозного и тем самым обрели возможность для нормального существования.
Приблизительно два столетия на землях Южного Урала присутствия кочевых племен не отмечалось. Во многом это связано с утверждением на этих землях оседлых русов. Лишь в начале XIII в. в регионе Южного Урала появляются монголы. В 1236 г. войско хана Батыя пересекло Волго-Уральские степи и двинулось на завоевание Европы. Башкирские земли, лежащие между Волгой и Уралом, были покорены в XIII в. и зависели от ханов Казанского и Астраханского царств. Монголо-татары на Нижней Волге основали новое государство — Золотую Орду. Приуральские степи стали частью его территории и находились под властью Золотой Орды более двух веков. Местное население - башкиры платили ясак ногайским, казанским и сибирским ханам. Золотая Орда вела постоянные войны со своими соседями. Богатые природные условия края манили кочевые племена, в том числе и южных соседей — казахов Младшего казахского жуза, чьи кочевья достигали летом Южного Урала. У берегов реки Сакмар (приток реки Урал) армия Тимура-завоевателя (Тамерлана) нанесла серьезные поражения хану Золотой Орды Тохтамышу. В этот период происходит ассимиляция скандинавов-русов в славяно-русский этнос, а в условиях их службы ханам Золотой и Белой Орды проходил процесс зарождения казачьей общины.
После распада Золотой Орды башкиры пребывали в составе Ногайской орды, Казанского и Сибирского ханств.
Важной особенностью истории башкир является то, что на протяжении многих веков они жили по соседству или в составе довольно крупных государственных образований, таких как Тюркский каганат, Хазарский каганат, Дешт-и-Кыпчак, Булгарское ханство, Золотая Орда, что негативно влияло на их политическую консолидацию и заставляло искать, наряду с борьбой против них, другие формы сохранения этнической и территориальной целостности, национальной самобытности. В частности, когда началось татаро-монгольское нашествие, башкиры после упорного сопротивления вынуждены были пойти на соглашение с завоевателями и признать верховную власть их хана. Это позволило им добиться определенной автономии в составе Золотой Орды.
После распада Золотой Орды башкирские племена пребывали в составе Ногайской орды, Казанского и Сибирского ханств и частично Астраханского ханства. В сложной обстановке середины ХVI в., когда не было реальных условий для создания самостоятельного государства, башкиры нашли верное для того времени решение — принять русское подданство на основе соглашения с правительством царя Ивана Грозного и тем самым обрели возможность для нормального существования.
Читайте также: