Поэзия серебряного века символизм акмеизм футуризм кратко

Обновлено: 02.07.2024

Серебряный век русской поэзии не совсем заслуженно носит такое название. Ведь открытия и новшества, возникшие в то время, могут по праву называться золотыми. Именно в ту пору в России появляется кинематограф, искусство достигает высшей точки своего рассвета, наступает эпоха модернизма – абсолютно новое культурное явление, которое многими было не понято, но несло в себе прекрасные идеи. В литературе, живописи и музыке появлялись творцы, имена которых мы знаем и сегодня, и с интересом изучаем подробности их жизни. Несмотря на то, что это время было перечеркнуто войной и страшными революционными событиями, это не мешает нам говорить о тех прекрасных вещах, которые тогда появились.

История возникновения

Переоценить достижения серебряного века невозможно. Никогда ещё в истории культуры не возникало столь насыщенного и трагического периода одновременно. Жизнь многих писателей и художников была надломлена революцией, и большинство из них, к сожалению, не смогли выдержать её зверств, как в моральном, так и в физическом смысле.

Все началось в XX веке, что по датировке совпало с возникновением модернизма. Именно тогда возникла атмосфера невероятного творческого подъема. В то время в России у людей появляется возможность получить образование, которое стало доступно не только богатым слоям населения. Множество знаменитых ученых делают открытия в области медицины, ботаники, открываются неизведанные тайны космоса, совершаются кругосветные путешествия. Но все же, эпоха серебряного века наиболее показательно проявила себя в литературе. Это был период, когда возникли различные направления, писатели объединялись в группы для того, чтобы создавать искусство и обсуждать созревшие плоды.

Этапы Серебряного века можно разделить на:

  • -90-е гг. XIX в. – начало первой русской революции 1905 – 1907 гг. – происходит поворот от реакции 80-х гг. к общественному подъему, сопровождавшемуся новыми явлениями в культуре;
  • -1905 – 1907 гг., когда важнейшим фактором культурного процесса стала революция;
  • -1907 – 1917 гг. – время острой идейно-художественной борьбы и пересмотра традиционных ценностей;
  • -1917 – конец 20-х гг. ХХ в., когда дореволюционная культура, отчасти, сохраняла традиции «серебряного века. Русская эмиграция заявляет о себе.

Течения

Серебряный век очень резко выделяется на фоне всех остальных культурных явлений наличием множества течений. Все они очень разнились между собой, но по своей сути были родственны, так как происходили один из другого. Наиболее ярко выделялись символизм, акмеизм и футуризм. Чтобы понять, что несло в себе каждое из направлений, стоит углубиться в историю их возникновения.

Символизм

1980 год – середина 19 века. Каким было мировоззрение человека в то время? Он был уверен в себе благодаря знаниям. Теории Дарвина, позитивизм Огюста Конта, так называемый, европоцентризм, создавали твердую почву под ногами. Но в то же время началась эпоха великих открытий. Из-за этого европейский человек уже не мог почувствовать себя таким уверенным, каким был раньше. Новые изобретения и изменения привели к тому, что он стал чувствовать себя потерянным среди изобилия. И в этот момент приходит эпоха отрицания. Декаданство завладело умами культурной части населения. Тогда во Франции становятся популярными Малларме, Верлен и Рембо – первые поэты, которые осмелились найти иной способ отображения мира. Русские поэты уже очень скоро узнают об этих важнейших фигурах и начнут брать с них пример.

С этого момента и начинается символизм. Какую основную мысль несет в себе это направление? Поэты символисты утверждали, что с помощью символа можно исследовать окружающий мир. Конечно, на протяжении всей мировой истории все писатели и художники использовали символику. Но модернисты иначе смотрели на это явление. Символ для них – это указание на то, что находится за гранью человеческого понимания. Символисты считали, что рассудок и рационализм никогда не смогут помочь в постижении прекрасного мира искусства. Они стали концентрировать своё внимание на мистической составляющей собственных произведений.

К главным символистам относятся такие писатели, как:

  • Брюсов,
  • Бальмонт,
  • Мережковский,
  • Гиппиус.

Эстетика символизма – это эстетика намека. Автор не изображает мир вещей, не выражает своего мнения, он лишь пишет о своих ассоциациях, которые связаны у него с тем или иным предметом. Именно поэтому символисты так ценили музыку. Ш. Бодлер рассматривал символизм, как единственно возможный способ отображения реальности.

Акмеизм

  • Прежде всего, оно состоит в том, что произведения поэтов-акмеистов были проще и не несли в себе такого глубокого сакрального смысла, как у символистов. Тема религии была не настолько навязчива, тема мистики тоже отошла на второй план. Точнее, акмеисты писали о земном, но предлагали не забывать, что ирреальная сторона тоже существует.
  • Если символизм нес в себе идею непостижимой тайны, то акмеизм – это скорее загадка, над которой стоит подумать, и обязательно найдешь ответ.

Футуризм

Признаки и особенности:

На происхождение футуризма очень повлияла деятельность итальянских футуристов, в особенности, манифест Филиппо Томазо Маринетти, который был написан в 1910 году.

Футуристы призывали к созданию новых форм в искусстве. Основными мотивами их творчества были:

Для них было важно привлечь к себе как можно больше внимания, и для этого футуристы были готовы на все. Они одевались в странную одежду, рисовали на лицах символы, развешивали плакаты и ходили так по городу, скандируя собственные произведения. Люди реагировали по-разному, кто-то восхищенно смотрел вслед, удивляясь смелости пришельцев, а кто-то мог наброситься с кулаками.

Имажинизм

Именно это различие в итоге привело к расколу имажинизма на две разные группы, а позже движение распалось вовсе. В их кругу на тот момент чаще стали возникать разного рода полемики и споры. Поэты противоречили друг другу, высказывая свои мысли, и не могли найти компромисс, который бы сгладил конфликт.

Эгофутуризм

Сам Северянин не составлял никаких манифестов и не писал творческую программу для собственного течения, он писал о нём так:

Многие произведения эгофутуристов служили не для чтения, а для исключительно зрительного восприятия текста, о чём предупреждали сами авторы в заметках к стихотворениям.

Представители

Анна Андреевна Ахматова (1889-1966 гг.)

Основные мотивы её стихотворений связаны с любовью, которая проявляется во всем. Любовь к родине, к семье. Удивительно, что, несмотря на соблазн присоединиться к эмиграции, Ахматова решает остаться в поруганной стране. Чтобы спасти её. И многие современники вспоминают, что свет в окнах её дома в Петрограде вселял в их души надежду на лучшее.

Николай Степанович Гумилев (1886-1921 гг.)

Создатель школы акмеизма, прозаик, переводчик и литературный критик. Гумилев всегда отличался своим бесстрашием. Ему было не стыдно показать, что он чего-то не умеет, и это всегда приводило его к победе, даже в самых безнадежных ситуациях. Очень часто его фигура смотрелась довольно комично, но это положительно сказалось на его творчестве. Читатель всегда мог поставить себя на его место и чувствовать некую схожесть. Поэтическое искусство для Гумилева – это, прежде всего, ремесло. Он воспевал в своем творчестве художников и поэтов, которые много трудились, чтобы развить свой навык, ибо не верил в торжество прирожденного гения. В его стихотворениях часто прослеживается автобиографичность.

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941 гг.)

В жизни Цветаеву можно было назвать максималисткой. Она всегда и во всем шла до конца. В любви вручала всю себя человеку, к которому испытывала чувства. А потом так же сильно ненавидела. Когда Марина Ивановна поняла, что детское время навсегда ушло – она разочаровывается. С помощью главного знака своих стихотворений – тире, она будто противопоставляла два мира. В её поздней поэзии присутствует предельное отчаяние, Бога для неё уже не существует, а слова о мире имеют слишком жестокий оттенок.

Сергей Митрофанович Городецкий (1884-1967 гг.)

Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930 гг.)

Один из самых значительных поэтов XX века, который проявил себя в сфере кино, драматургии, сценарного мастерства. А также был художником и редактором журналов. Являлся представителем футуризма. Маяковский был довольно сложной фигурой. Его произведения насильственно заставляли читать, и поэтому у интеллигенции сложилась стойкая неприязнь ко всему, что делал поэт.

Он родился в сельской местности, в Грузии, и этот факт коренным образом повлиял на его дальнейшую судьбу. Он прилагал больше усилий к тому, чтобы его заметили, и это отражалось в его творчестве и в том, как он умел преподносить его. После тюремного заключения Маяковский отходит от политической жизни и отдает всего себя искусству. Поступает в художественную академию, где знакомится с Д. Бурлюком, и эта судьбоносная встреча навсегда определила род его занятий. Маяковский был поэтом-оратором, который пытался донести до публики новые истины. Его творчество понимали далеко не все, но он не прекращал признаваться в любви читателю и обращать к нему свои идеи.

Сергей Александрович Есенин (1895-1925 гг.)

Русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — имажинизма. Поэт, который умел обставить своё творчество и окружить собственную фигуру завесой тайны. Именно поэтому о его личности до сих пор спорят литературоведы. Но один факт, о котором говорили все современники поэта, абсолютно ясен – он был необыкновенным человеком и творцом. Его раннее творчество поражает поэтической зрелостью. Но за этим кроется некий обман, когда Есенин собирал последний сборник своих стихотворений, он понял, что нужно включить в него произведения, которые он написал, будучи опытным поэтом. Получается, сам подставлял в свою биографию нужные стихи.

Появление Есенина в поэтическом кругу стало настоящим праздником, его будто ждали. Поэтому он создал себе образ простого парня, который может рассказать о жизни в деревне. Он специально интересовался фольклором, чтобы писать народные стихотворения. Но к 1917 году он устает от этого образа и скандально отказывается от него. Войдя в круг имажинистов, начинает играть роль московского хулигана, и мотивы его творчества резко меняются.

Велимир Хлебников (1885-1922 гг.)

Анатолий Борисович Мариенгоф (1897-1962 гг.)

Русский поэт-имажинист, теоретик искусства, прозаик и драматург, мемуарист. Писал стихи с самого детства, так как был начитанным ребенком и увлекался русской классикой. После появления символистов на литературной арене он влюбляется в творчество А.А. Блока. В своих ранних произведениях Мариенгоф пытался подражать ему.

Игорь Северянин (1887-1941 гг.)

Настоящее имя — Игорь Васильевич Лотарёв. Русский поэт, представитель течения эгофутуризм. Обаятельный и яркий, его популярности завидовал даже сам В.В. Маяковский.

София Яковлевна Парнок (1885-1933 гг.)

Русская переводчица и поэтесса. Многие называли её русской Сапфо, ведь она была первой, кто стал свободно говорить об однополой любви в советском пространстве. В каждой строке её стихотворений чувствуется большая и трепетная любовь к женщинам. Она не стеснялась говорить о своих наклонностях, которые проявились довольно рано. В 1914 году на вечере у Аделаиды Герцык поэтесса знакомится с Мариной Цветаевой, и в тот миг обе женщины поняли, что влюблены друг в друга. С тех пор все дальнейшее творчество Парнок было наполнено любовью к Цветаевой. Каждая встреча или совместная поездка рождали у обеих прилив вдохновения, они писали друг другу стихи, в которых рассказывали о своих чувствах.

К сожалению, их посещали мысли о том, что рано или поздно им придется расстаться. Их отношения закончились последними горькими посланиями в стихах после одной крупной ссоры. Несмотря на отношения с другими женщинами, София Парнок считала, что именно Цветаева была той, кто оставил глубокий след в её жизни и творчестве.

Серебряный век – это образное обозначение русской поэзии на рубеже XIX–XX вв. Данный период характеризуют расцветом литературы. Появились новые течения, поэзия стала насыщеннее.

Предпосылкой этому стали естественнонаучные открытия, полностью изменившие представление о понятном мире. Появилось чувство хрупкости прежних ценностей, возникла потребность их переосмысления. Следствием стало рождение модернистского направления в культуре, которое наиболее ярко проявилось в поэзии.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основные литературные направления, характерные черты

На стыке веков реализм изжил себя, и на смену ему пришел модернизм со своим разнообразием направлений.

Символизм

Символизм был основным направлением в литературе серебряного века. Для творчества авторов этого течения характерна двойственность мира. В произведениях символистов существовали идеальный и материальный мир, первый из которых считался действительным. Стихотворные труды наделялись скрытыми смыслами и недосказанностью.

Наиболее яркие поэты-символисты: Константин Бальмонт, Федор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Александр Блок, Андрей Белый.

Кризис символизма в 1910 году ознаменовал появление новых течений – акмеизма и футуризма.

Акмеизм

Яркие авторы-акмеисты: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич.

Спад акмеизма наблюдается в 1914 году.

Футуризм

Футуризм возник одновременно с акмеистским течением. Характерной особенностью футуристов был эпатаж их произведений и выступлений. Смысл отходил на второй план, более важно было слово. Футуристические произведения отличались новыми стихотворными формами.

Существовало четыре футуристических ветви:

При всех различиях существовала одна идея, объединяющая перечисленные течения. Все они считали, что культурное наследие – это пережиток прошлого, от которого нужно отказаться ради урбанистического будущего.

Знаковые представители: Владимир Маяковский, Игорь Северянин, Владимир Хлебников, Алексей Крученых, Борис Пастернак.

Имажинизм

В 1915 году на смену футуризму пришло хоть и небольшое, но новое течение со своими особенностями – имажинизм. Представители этого течения уделяли большое внимание образности слова, избегали избитых фраз. Основным художественным приемом в произведениях авторов-имажинистов стала метафора. Творчество поэтов направления не было объединено общей темой. Авторы писали патриотические стихи, а также творения, наполненные пессимизмом.

Наиболее известные поэты-имажинисты: Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершневич.

Главные представители эпохи

Александр Блок (1880–1921)

Сквозным образом в произведениях автора является родина, представленная в виде женщины, жены. В это понятие поэт вкладывает Россию не как страну, а как историю народа и его судьбу. Согласно Блоку, родина – единственное, что вселяет надежду в непростые времена.

Марина Цветаева (1892–1941)

Марина Цветаева особенно выделяется среди поэтов своей эпохи. Поэтесса не относилась ни к одному из литературных течений того времени. Цветаева жила в своей реальности и вдохновлялась глубинами своей души, потому и лирическая героиня ее произведений тождественна с личностью поэтессы.

Для лирики Цветаевой характерно наличие противопоставлений: творец противопоставлен миру, русское – чужому, поэт – черни. Отсюда напрашивается вывод, что сама поэтесса была вынуждена в одиночку противостоять окружающему ее обществу.

Художественными особенностями творчества Марины Цветаевой являются смешение разных стилей – разговорной речи и фольклора, иноязычеств, архаизмов и новых слов. Все это создавало контрастную языковую палитру произведений поэтессы.

Среди наиболее употребляемых Цветаевой средств выразительности:

  • небанальные метафоры;
  • экспрессивные эпитеты;
  • инверсия;
  • варьирование темпа.

Анна Ахматова (1889–1966)

Анна Ахматова была акмеистом, но особенно ярко влияние этого течения отразилось лишь в ранних стихах поэтессы. Позднее творчество Ахматовой отличалось зрелостью, но признаки акмеистского направления чувствовались и здесь.

Краткая характеристика стиля Анны Ахматовой:

  • недосказанность сочетается с ясностью;
  • состояние души героя передается через внешний образ;
  • используются контрастные изображения;
  • короткие диалоги.

Иван Бунин (1870–1953)

Подобно Марине Цветаевой, Иван Алексеевич Бунин творил вне существующих литературных течений Серебряного века. Основными темами в лирике поэта была природа, философия и любовь.

В стихотворениях, посвященных окружающему пейзажу, Бунин использовал яркие эпитеты и описывал маленькие детали. Благодаря этому природа в произведениях поэта гармонична.

Философская лирика Бунина поднимала вопросы о жизни и смерти, добре и зле, предназначении человека в этом мире. Особенностью стихов на эту тему была тишина.

Любовная тематика в произведениях поэта всегда была трагичной, герои подвергались страданиям из-за своего чувства.

Сергей Есенин (1895–1925)

Сергей Есенин в начале своего творческого пути писал в направлении новокрестьянской поэзии. Позднее творчество поэта принято относить к имажинизму.

Поскольку Есенин был родом из деревни, неудивителен выбор темы для стихотворений. Поэт перекладывал в стихи неброскую красоту пейзажей родного края, описывал крестьянский труд и то, какими усилиями на столе появляется хлеб.

Есенин прошел путь от поддержания идей Октябрьской революции, до разочарования в них. Сомнения в мыслях и творчестве поэта возникли после увиденной разрухи в крестьянстве. Новое промышленное государство было чужим для Есенина, поэтому в этот период в лирике поэта преобладает любовная тема.

В последние два года своей жизни Есенин пережил расцвет творчества. За это время он написал около 100 произведений. Характерными особенностями стихотворений этого этапа являются краткость, содержательность, глубокий смысл. Есенин, словно чувствуя свою кончину, в последних произведениях отразил трагическое настроение.

Владимир Маяковский (1893–1930)

Творческий путь Маяковского неоднозначен. Он выбирал для себя участь одинокого борца против капиталистического строя ради истинной революции пролетариата. В дореволюционной лирике Маяковского основной темой выступает растерянность человека перед капитализмом.

Примеры произведения эпохи

Александр Блок, отрывок из поэмы «Двенадцать

. И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.

Нет, это не я, это кто-то другой страдает,
Я бы так не могла, а то, что случилось,
Пусть черные сукна покроют,
И пусть унесут фонари…
Ночь.
1939

Я раньше думал —
книги делаются так:
пришел поэт,
легко разжал уста,
и сразу запел вдохновенный простак —
пожалуйста!
А оказывается —
прежде чем начнет петься,
долго ходят, размозолев от брожения,
и тихо барахтается в тине сердца
глупая вобла воображения.
Пока выкипячивают, рифмами пиликая,
из любвей и соловьев какое-то варево,
улица корчится безъязыкая —
ей нечем кричать и разговаривать.
Городов вавилонские башни,
возгордясь, возносим снова,
а бог
города на пашни
рушит,
мешая слово.

Символизм

Представители : К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, З.Н. Гиппиус, Б. Зайцев, И. Ф. Анненский, А.М. Ремизов, В. Иванов, А. Белый, А. А. Блок, Д. С. Мережковский и другие.

Изначально символизм в литературе зародился во Франции в 1880-е годы. Однако в Россию пришёл в последнее десятилетие XIX века и имел свои особенности. Одна из главных черт русского символизма — дуализм, то есть двойственность. Есть материальный, вещественный мир, а вместе с ним одновременно существует мир символов, знаков, потайных смыслов. Дуализм также выражается символистами с помощью двойной композиции произведений.

Символизм не обращается к логике, к познанию, он предпочитает чувственное восприятие. Символисты не только вкладывали свой смысл в те или иные образы, но и переосмысляли уже существующие общепринятые символы и знаки. Так, например, благодаря символизму в литературе появились такие жанры, как религиозная поэма, символически трактованная легенда.

Мир, создаваемый символистами, — это мир абстракции, символов, фантазий, неопределённости. Слово у символистов — символ.

Акмеизм

Представители : С. Городецкий, Н. Гумилёв, О. Мандельштам, В. Нарбут, А. Ахматова, М. Зенкевич и другие. Основоположниками считаются первые двое поэтов.

Футуризм

Представители : В.В. Маяковский, братья Д. и Н. Бурлюки, В. Хлебников, А.Е. Кручёных, Е. Гуро, Б. Пастернак и другие.

Имажинизм

Представители : С.А. Есенин, В.Г. Шершеневич, А. Мариенгоф, А. Кусиков, Р. Ивнев, И. Грузинов и другие.

Имажинизм возник в Англии в первое десятилетие XX века. В Россию новое направление пришло после революции. Первый поэтический вечер имажинистов состоялся в январе 1919 года. На следующий день после этого была опубликована Декларация имажинистов.

Основоположником имажинизма, его ярым пропагандистом считается Вадим Габриэлевич Шершеневич. Он также критиковал футуризм — отчасти по личным, отчасти по политическим причинам.

Имажинизм оказался самым неустойчивым направлением литературы серебряного века и просуществовал весьма недолго.

Автор: Мария Сербина

Главное об экзистенциализме простыми словами: кратко и понятно

Автор: Самый Зелёный · Published 11.02.2019

Искусство серебряного века: направления, течения, общая характеристика

Автор: Самый Зелёный · Published 15.06.2020

Как быстро выучить стих наизусть: практические советы детям и взрослым

Автор: Самый Зелёный · Published 24.03.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Серебряный век – не только явление литературы рубежа ХІХ-ХХ веков. Это – глубинное единство философии, богословия, искусства, предполагающее прежде всего осознание уникальности переживаемого времени, резкого отличия его от века предыдущего, а также деятельно-ответственное отношение к его проблемам.

Как и в западноевропейской литературе, в русской литературе рубежа веков определяющим творческим методом становится модернизм, а реализм приобретает новые черты под его влиянием. Символизм, акмеизм, футуризм являются модернистскими творческими системами.

1. Символизм.

Основные представители:

1) предсимволисты, для которых характерно старое традиционное отношение к слову при новом содержании: Д. Мережковский, З. Гиппиус, Н. Минский, И. Анненский, Ф. Сологуб;

2) старшие символисты, воспринимавшие символизм как литературную школу: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ю. Балтрушайтис;

3) младшие символисты, для которых символизм был прежде всего миропониманием: Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок.

Основные принципы мировидения и поэтики:

- поиск соответствий между двумя мирами, стремление в вещном мире разглядеть отражение вечных сущностей;

- понимание символа не только как поэтического приема многозначного иносказания, но и как знака иной, сакральной реальности;

- наличие абсолюта, начала, на котором строится единство создаваемого поэтического мира ( Вечная Женственность Вл. Соловьева, Прекрасная Дама А. Блока;

- мифотворчество, проявившееся не только в поиске мифологической родины, но и в создании индивидуальных мифов;

- реализация музыкальных возможностей слова, вплоть до размывания его самостоятельного значения;

- поэт – пророк, демиург.




2. Акмеизм.

Акмеизм возник как реакция на кризис символизма. 20 октября 1911 года состоялось первое заседание Цеха поэтов (название литературного объединения акмеистов было продиктовано полемикой с символистами: цех – средневековое объединение ремесленников).

Основные представители: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут.

Основные принципы мировидения и поэтики:

- равновесие, прочность, зрелость (Н. Гумилев писал о соединении мудрого физиологизма Ф. Рабле, безоговорочного мироприятия Ф. Вийона и художественного совершенства Т. Готье);

- вещность, конкретность поэтического мышления, детальность видения мира;

3. Футуризм.

В России было 4 объединения футуристов:

2) эгофутуристы: И. Северянин, К. Олимпов;

Основные принципы мировидения и поэтики:

- тяготение к фольклору, проявившееся в особом строе произведений – строе сбалансированного несовершенства;

- стремление к революционному обновлению культуры, причем революция в искусстве ассоциировалась с политической революцией;

- словотворчество как поиск изначального единства всех слов, заумь – не бессмыслица, а восхождение к истинному смыслу слова;

- поэт – языческий, природный человек.

Футуристические принципы миро видения проявились в творчестве В. Маяковского (1893 – 1930). Манера изъясняться исключительно в тоне вызова, рискованный антиэстетизм, поэтика кличей и возгласов, словесный эксперимент, броский гиперболизм и намеренное косноязычие определяют стиль молодого В. Маяковского. Акцентированное внимание к внешней жизни слова, к его влиянию на окружающий мир, энергия стиха ищут соответствия в жесте, в стиле поведения, во внешнем облике поэта-футуриста (желтая кофта, розовый пиджак, безбытный образ жизни).

Несомненно, все многообразие литературного процесса рубежа веков не сводилось к трем вышеперечисленным потокам. Были поэты, стоявшие вне литературных направлений (М. Волошин, М. Цветаева, М. Кузьмин, В. Ходасевич), были поэты, примыкавшие в разные периоды жизни к разным литературным направлениям (С. Городецкий). Однако доминантными в литературной жизни рубежа веков оставались символизм, акмеизм и футуризм.

ЛИТЕРАТУРА.

Бахтин М. М. Сологуб // Диалог. Карнавал. Хронотоп. - 1993. – №2-3.

Лавров А.В. Андрей Белый в 1890-е годы: Жизнь и литературная деятельность. – М.,1995.

Мочульский К.В. Андрей Белый. – Томск, 1997.

Иезуитова Л.А. Творчество Л. Андреева (1892 – 1906). – Л., 1976.

Слобин Г.Н. Проза Ремизова: 1900 – 1921. – СПб., 1997.

Грачева А.М. Алексей Ремизов и древнерусская культура. – СПб., 2000.

Серебряный век – не только явление литературы рубежа ХІХ-ХХ веков. Это – глубинное единство философии, богословия, искусства, предполагающее прежде всего осознание уникальности переживаемого времени, резкого отличия его от века предыдущего, а также деятельно-ответственное отношение к его проблемам.

Как и в западноевропейской литературе, в русской литературе рубежа веков определяющим творческим методом становится модернизм, а реализм приобретает новые черты под его влиянием. Символизм, акмеизм, футуризм являются модернистскими творческими системами.

1. Символизм.

Основные представители:

1) предсимволисты, для которых характерно старое традиционное отношение к слову при новом содержании: Д. Мережковский, З. Гиппиус, Н. Минский, И. Анненский, Ф. Сологуб;

2) старшие символисты, воспринимавшие символизм как литературную школу: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ю. Балтрушайтис;

3) младшие символисты, для которых символизм был прежде всего миропониманием: Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок.

Основные принципы мировидения и поэтики:

- поиск соответствий между двумя мирами, стремление в вещном мире разглядеть отражение вечных сущностей;

- понимание символа не только как поэтического приема многозначного иносказания, но и как знака иной, сакральной реальности;

- наличие абсолюта, начала, на котором строится единство создаваемого поэтического мира ( Вечная Женственность Вл. Соловьева, Прекрасная Дама А. Блока;

- мифотворчество, проявившееся не только в поиске мифологической родины, но и в создании индивидуальных мифов;

- реализация музыкальных возможностей слова, вплоть до размывания его самостоятельного значения;

- поэт – пророк, демиург.

2. Акмеизм.

Акмеизм возник как реакция на кризис символизма. 20 октября 1911 года состоялось первое заседание Цеха поэтов (название литературного объединения акмеистов было продиктовано полемикой с символистами: цех – средневековое объединение ремесленников).

Основные представители: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут.

Основные принципы мировидения и поэтики:

- равновесие, прочность, зрелость (Н. Гумилев писал о соединении мудрого физиологизма Ф. Рабле, безоговорочного мироприятия Ф. Вийона и художественного совершенства Т. Готье);

- вещность, конкретность поэтического мышления, детальность видения мира;

3. Футуризм.

В России было 4 объединения футуристов:

2) эгофутуристы: И. Северянин, К. Олимпов;

Основные принципы мировидения и поэтики:

- тяготение к фольклору, проявившееся в особом строе произведений – строе сбалансированного несовершенства;

- стремление к революционному обновлению культуры, причем революция в искусстве ассоциировалась с политической революцией;

- словотворчество как поиск изначального единства всех слов, заумь – не бессмыслица, а восхождение к истинному смыслу слова;

- поэт – языческий, природный человек.

Футуристические принципы миро видения проявились в творчестве В. Маяковского (1893 – 1930). Манера изъясняться исключительно в тоне вызова, рискованный антиэстетизм, поэтика кличей и возгласов, словесный эксперимент, броский гиперболизм и намеренное косноязычие определяют стиль молодого В. Маяковского. Акцентированное внимание к внешней жизни слова, к его влиянию на окружающий мир, энергия стиха ищут соответствия в жесте, в стиле поведения, во внешнем облике поэта-футуриста (желтая кофта, розовый пиджак, безбытный образ жизни).

Несомненно, все многообразие литературного процесса рубежа веков не сводилось к трем вышеперечисленным потокам. Были поэты, стоявшие вне литературных направлений (М. Волошин, М. Цветаева, М. Кузьмин, В. Ходасевич), были поэты, примыкавшие в разные периоды жизни к разным литературным направлениям (С. Городецкий). Однако доминантными в литературной жизни рубежа веков оставались символизм, акмеизм и футуризм.

ЛИТЕРАТУРА.

Бахтин М. М. Сологуб // Диалог. Карнавал. Хронотоп. - 1993. – №2-3.

Лавров А.В. Андрей Белый в 1890-е годы: Жизнь и литературная деятельность. – М.,1995.

Мочульский К.В. Андрей Белый. – Томск, 1997.

Иезуитова Л.А. Творчество Л. Андреева (1892 – 1906). – Л., 1976.

Слобин Г.Н. Проза Ремизова: 1900 – 1921. – СПб., 1997.

Грачева А.М. Алексей Ремизов и древнерусская культура. – СПб., 2000.

Читайте также: