Барт семантика вещи кратко

Обновлено: 04.07.2024

Почему ломаются игрушки и как смотрят мультики

Начну я с громкого заявления: игрушки, как и мультики, всегда и всюду производятся для взрослых. И дело не в том, что ныне некоторая доля соответствующей продукции открыто и прямолинейно нацелена на определенную аудиторию, совсем не имеющую отношения к детям.

Домашняя библиотека

В данном анализе мы обойдем те вопросы, которые часто задаются в поисках причин всякого коллекционирования и фетишизации его объектов (ссылка для интересующихся этим). Нас будет интересовать другое, то, что случается уже после того, как субъект обнаруживает подле себя тягу собирать и накапливать. Мы попытаемся узнать, почему для этого дела порой приходятся так кстати именно книги.

Воображаемая трапеза

Используемая (и рекомендуемая) литература:
__________________________________________________________________________

Барт. Р. Мифологии // М.: Академический Проект, 2010. — 352 с.

Барт, Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры // М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. — 512 с.

Пинкер, С. Язык как инстинкт // М.: Издательство ЛКИ, 2009. — 456 с.

Риццолатти Дж., Синигалья К. Зеркала в мозге. О механизмах совместного действия и сопереживания // М.: Языки славянской культуры, 2012 — 222 с.

Подпишитесь на наш канал в Telegram , чтобы читать лучшие материалы платформы и быть в курсе всего, что происходит на сигме.

Я хотел бы предложить вам некоторые соображения о бытовой вещи в нашей цивилизации, которую обычно называют технической цивилизацией; эти соображения мне хотелось бы поместить в контекст исследований, которые ведутся ныне в разных странах под названием семиологии, или науки о знаках. Семиология или, как говорят по-английски, semiotics, была постулирована уже около пятидесяти лет назад великим женевским лингвистом Фердинандом де Соссюром, предсказавшим, что лингвистика станет однажды лишь отделом гораздо более общей науки о знаках; ее-то он и назвал семиологией. И вот в последние годы этот семиологический проект обрел новую актуальность и силу, потому что значительного развития достигли другие, смежные науки и дисциплины в особенности теория информации, структурная лингвистика, формальная логика и некоторые течения в антропологии; в результате всех этих исследований на первый план выдвинулась задача создания семиологической дисциплины, которая станет изучать то, как люди придают смысл вещам. До сих пор была наука, изучающая то, как люди придают смысл членораздельным звукам, – это лингвистика. Но как люди придают смысл другим вещам, не только звукам? Именно такая исследовательская задача и стоит ныне перед учеными. До сих пор в ее решении еще не достигнуто решительных успехов, и тому есть несколько причин: во-первых, до сих пор с указанной точки зрения изучались лишь крайне упрощенные и не представляющие социологического интереса коды, такие как код дорожных знаков; во-вторых, в мире все, что значит, так или иначе связано с языком – у нас никогда не бывает чисто вещных знаковых систем, они всегда как-то опосредованы языком, например, в системах зрительных образов заголовками, подписями, текстом иллюстрируемых статей; поэтому неверно говорить, что мы живем исключительно в цивилизации образа. Так вот, в рамках такой семиологической науки я и хотел 6ы изложить вам некоторые краткие и схематичные соображения о том, как в нашем современном мире вещи могут что-то значить.

телефон; но все равно в глазах некоторых посетителей, не очень хорошо меня знающих, этот телефон будет функционировать как знак – знак того, что я человек, которому требуются контакты с другими людьми его профессии; и даже вот этот стакан воды, которым я вполне реально воспользовался, потому что мне реально хотелось пить, – даже и тут я все равно не могу помешать тому, чтобы он функционировал как знак лектора.

Теперь, показав, что вещь всегда является знаком, описываемым двумя координатами – символической в глубину

Итак, обратившись к такому довольно искусственному, но и очень ценному материалу, как театр, кино или реклама, мы могли бы выделить в изображаемой вещи означающие и означаемые. Ее означающие это, естественно, как и в любой другой знаковой системе, материальные единицы, то есть краски, формы, атрибуты, аксессуары. Укажу здесь два основных состояния означающих, восходя от простого к сложному.

Прежде всего, это чисто символическое состояние. Как я уже говорил, оно имеет место тогда, когда означающее, то есть вещь, отсылает лишь к одному означаемому; таковы великие антропологические символы – скажем, крест или полумесяц, и вполне возможно, что человечество имеет в своем распоряжении замкнутый набор подобного рода общих символических вещей; это антропологический или, по крайней мере, общеисторический резерв, и соответственно

он находится в ведении особой науки или дисциплины, которую можно называть символикой; такая символика, в общем, прекрасно изучена применительно к обществам прошлого, на материале использующих ее художественных произведений, но изучаем ли мы ее, готовы ли мы изучать ее в нашем нынешнем обществе? Стоило бы задаться вопросом, что осталось от этих великих символов в техническом обществе, подобном нашему: то ли они исчезли, то ли преобразовались, то ли они теперь скрыты? Таковы вопросы, которые мы могли бы перед собой поставить. Вспоминается, например, реклама, которую можно встретить во Франции на дорогах. Рекламируется определенная марка грузовиков; это довольно интересный пример, потому что создатель этой рекламы создал плохую рекламу именно оттого, что не обдумал свою задачу в понятиях знаков; желая показать, что данные грузовики самые долговечные, он изобразил ладонь, перечеркнутую чем-то вроде креста; он-то хотел обозначить линию жизни грузовика, но я убежден, что по всем правилам символики крест на ладони переживается как символ смерти; итак, организацию этой древнейшей символики можно исследовать даже в столь прозаической области, как реклама.

эмфатическом мире рекламы апельсин – это сочность плюс апельсин; апельсин продолжает присутствовать как природный объект, но служит носителем одного из своих качеств, которое становится его знаком.

Бывают ли внесмысловые вещи, то есть предельные случаи? Не думаю. Ничего не значащая вещь, лишь только

она включается в жизнь общества – а я не вижу, как бы она могла не включаться в нее, – функционирует по меньшей мере как знак незначимости, обозначая себя самое как нечто незначимое. Такое можно наблюдать в кино: есть режиссеры, чье искусство состоит именно в изображении ничего не значащих вещей – причем в интересах сюжетного действия; сама по себе странная вещь не лишена смысла, она заставляет искать его; бывают вещи, при виде которых мы спрашиваем себя: Что это? Такая реакция несколько травматична, но, в конце концов, наше беспокойство длится недолго, вещи сами дают нам какой-то ответ, а потому и некоторое успокоение. Вообще, в нашем обществе нет таких вещей, которые бы в конце концов не сообщали нам какой-то смысл и не включались в общий код вещей, где мы живем.

порядок, где смысл одновременно полагается и ускользает; действительно, хроника происшествий и есть литература, пусть даже она слывет плохой литературой.

Итак, перед нами, по-видимому, общезначимое явле­ние, которое гораздо шире хроники происшествий как та­ковой. Но в хронике происшествий диалектика смысла и значения имеет гораздо более ясную историческую функцию, чем в литературе, потому что хроника происшествий - искус­ство массовое: ее роль, вероятно, в том, чтобы поддержи­вать в современном обществе двойственность рационально­го и иррационального, интеллигибельного и непостижного; и такая неопределенность исторически необходима, посколь­ку человеку все еще требуются знамения (его это ободря­ет) , но содержание их должно быть неясным (это снимает с него ответственность); так, через хронику происшествий, он может опираться на своего рода культуру, ибо самая зачаточная знаковая система есть также и зачаточная куль­тура; но в последний момент он все-таки может наполнить эту культуру природой, коль скоро смысл, приписываемый им совмещению фактов, не укладывается в искусственность культуры и пребывает немым.


409

Скрыть уведомление

Вещь — феномен культуры, который, благодаря своей способно­сти аккумулировать в себе традиции, социально-психологические уста­новки, эстетические запросы, приобретает аксиологическое звучание. В период становления национальных культур в первую очередь появля­ется нечто неповторимое, индивидуальное. На сегодняшнем этапе ясно видны тенденции сближения национальных культур. Диалог культур ощутим на каждом шагу. Важно, что вещи отражают образ жизни, ко­торый становится во всех странах похожим. Если раньше совершенно по-разному осмыслялась форма предметов в западной и восточной куль­турах, то в настоящее время между Западом и Востоком во многом на­чинают стираться различия. Раздаются даже предложения выделить на­уку о вещах — реалогию. В любой вещи, как бы ни было подчеркнуто ее назначение, наряду с ее практической функцией есть и иная, аксио­логическая, отражающая отношение материально-предметного бытия к духовным запросам человека.

Г. В. Плеханов показал, что вещь может быть ценной, если толь­ко она символизирует значимые общественные отношения. Это обстоя­тельство позволяет выявить еще одну важную характеристику вещи в системе культуры: с древности она начинает служить в качестве знака, символа социального положения человека.

Глава 3. Семиотика вещи и интерьера

Тогда Ходжа Насреддин улыбнулся и сказал:

— …А что такое женская извилистая хищная туфля? Это союз! Это
сладкая связь каблука и стреловидного носка! И каблук — это зебб-
фаллос мужа, а змеиный узкий носок — это устье, это лоно, это эль
кесс жены! И тут вечная погоня фаллоса мужа за лоном жены! И чем
уже носок — тем выше, дольше каблук! А может, тут и вся разгадка
земного бытия? А?.

И еще мудрец тихо шепнул:

— Говорят, что Адам, наш первоотец, соблазнил Еву, первомать,
только тогда, когда она встала на каблуки, как на два вздыбленных

Часть 2. Семиотика повседневности в доме 62

Известный культуролог Г. С. Кнабе выделяет следующие свойства знаковости бытовых вещей: 1) историчность их семантики (помимо син­хронных оппозиций, он выделяет диахроничность семантики бытовых вещей); 2) способность распознать эту знаковость лишь определенной социально-культурной группой, которая объединена пережитым обще­ственным опытом; 3) эмоциональность вещи (помимо ее рационального смысла), актуализирующая те обертоны памяти, которые коренятся в социальном подсознании и часто самим человеком не осознаются. 2 Об­раз вещи характеризуется, по Кнабе, тремя гранями, которым соответ­ствуют три способа его восприятия: социальный, духовный и социоло­гический. Если социальный аспект характеризует обладателя вещи по признакам, определяющим его место в общественной структуре, духов­ный передает атмосферу чувств и переживаний, связанных с данным предметом, независимо от его денежной или эстетической значимо­сти, вне четкой знаковой роли вещи, то ее социологический образ дает «зонд, опущенный глубоко в общественное подсознание, в те глубины повседневного бытия, где раскрывается непосредственно человеческая

2 Кнабе Г. С. Внутренние формы культуры //Декоративное искусство
СССР; 1982, ¹ 9; Кнабе Г. С. Быт как предмет истории //Декоративное
искус ство СССР. 1982, ¹ 9;

Глава 3. Семиотика вещи и интерьера

1 Кнабе Г. С. Язык бытовых вещей //Декоративное искусство СССР, 1985,
¹ 1; Кнабе Г. С. Древний Рим — история и повседневность. Очерки. М.6
1986 — 206 с.

2 Лотман Ю. беседы о русской культуре. Быт и нравы русского дворянства
XVIII–XIXвв. С. 10.

Часть 2. Семиотика повседневности в доме 64

Наиболее значимыми элементами жилища в семиотическом плане являются его границы — стены, крыша, пол. В качестве границ в рус­ском жилище выступают также локативы (печь, стол и др.). Однако вы­деляются в семиотическом плане в первую очередь входы и окна. Ре­гламентированную связь с внешним миром представляют двери. Вот почему так много ритуалов, загадок, присказок, связанных с дверью. Нерегламентированную связь с внешним миром отождествляют с вхо­дом через окно, дымоход и т. д. Двери, ворота отождествляются также с утробой, вульвой, почему возникает актуализация порога, например, при болезни — с помощью манипуляций в двери лечили радикулит, дет­ский испуг и т. д. Символика окон представляет собой оппозицию внеш­ний — внутренний, как и двери. Но несет также оппозицию видимый/ невидимый. Вот почему проницаемость окон для человека, птиц, живот­ных считалась нежелательной. Отсюда считается дурным предзнамено­ванием, если птица залетает в окно. Окно, как правило, связано с идеей смерти, ибо, оставаясь во внутреннем пространстве, оно представляет собой проникновение во внешнее пространство.

Значимым в доме является семантическая роль матицы, сегментиру­ющей внутреннее пространство жилища на три части — красный угол под образами, главный, собственно изба; подпорожье — задний угол, кут (у входа) и печной — перед печью, середина.

В красном углу находились объекты, которым придавалась высшая культурная ценность: стол, библия, молитвенные книги, крест, свечи. Все пространство в красном углу имеет знаковый характер. В зависи­мости от места в нем измеряется ценность находящихся там вещей и людей. Наибольшую ценность представляют образа и соответственно место под ними. Наиболее высокий знаковый статус имеют иконы. Но столь же значительна и сакраментальна роль стола, которому отводится важнейшая роль в ритуале свадебного ритуала.

Печь имеет многозначное семиотическое осмысление: приготовле­ние пищи как обрядовой, так и обыденной; связь ее с социальной ин­терпретацией: тот, кто сидит на печи — свой. Кроме того, маркирова­но женское пространство, в отличие от красного угла, где доминирую­щее значение принадлежит мужчине. Рядом с печью — бабий угол. Эта часть избы исключительно женская.

Помимо горизонтального членения, семиотическое пространство избы имеет и вертикальную структуру. Пол и потолок делят его на три зоны — чердак, жилое пространство и подполье. Крыша определяет связь, является границей между небом и миром людей, хотя и осмысля­лась в числе женских элементов жилища (в этот ряд входили все элемен­ты жилища, имеющие отверстия — стены, печь и т. п.). Связь крыши с солярной тематикой, как правило, подчеркивается солярной семантикой.

Глава 3. Семиотика вещи и интерьера

Внутренние границы вертикального среза жилища представляют со­бой пол и потолок. Сами половицы имеют ярко выраженный знаковый характер: половица связана с идеей пути, вдоль них кладут покойника и никогда не стелят постель. Потолок составляет парность к полу, почему иногда его называют верхний пол. Пол входит в комплекс представле­ний о низе, потолок — о верхе. Соответственно чердак и подпол — вы­ходят за границы жилого пространства и находятся на его периферии. Но внешнее и внутренне пространство взаимопроницаемы.

Наибольшей степенью семиотичности жилого пространства облада­ет его горизонтальная плоскость. Вертикальная же в этом плане — ме­нее характерна.

Важным элементом в жилище является орнамент, нередко нанесен­ный на элементы жилища — оконные резные украшения, украшения на коньке крыше и т. д. Кроме того, обычно бытовая утварь сплошь связана с орнаментикой. Но орнамент представляет собой также зна­ковую систему, репрезентирующую эстетическую и мифопоэтическую информации этнической целостности. Орнамент как язык предстает в виде кода, передающего основные специфические особенности этноса. В структуре керамического орнамента, как и в объемной форме сосуда, смоделированы не только эстетические, но и этнопсихологические сте­реотипы. Сами объемы, их геометрические параметры, орнамент, тон-костенность керамики — все вместе выражают психологические харак­теристики людей, пользующихся этими вещами.

Народная мелкая пластика также дает возможность эстетической расшифровки семантики предметов, пространственные и временные границы распространения той или иной культуры. В разных ареалах проявляются типологические черты украшений, укладывающихся в сле­дующую триаду: функция — канон — украшение. Сопоставляя особен­ности разных ареалов, в силу различных условий порождающих различ­ные типы ментальности и отражающих ее в художественных средствах выразительности, можно декодировать структурные типы художествен­ного отражения мира в сознании людей, создавших тот или иной орна­мент. Причем, нередко художественный тип структуры орнамента схож с типами языковых структур.

Антропоморфные мотивы в орнаменте часто являются проявлени­ем древних сакральных представлений, послуживших возникновению и осмыслению таких отвлеченных категорий, как, например, смерть/ бессмертие. И отражается это на типе вещей, которыми заполняет­ся дом.

Здесь есть определенная закономерность: «Вещи сменяются все бы­стрее. Раньше они жили подолгу, переходили от отцов к детям, годи­лись и внукам, их оставляли в наследство, они считались фамильной

Часть 2. Семиотика повседневности в доме 66

Понятно, что вещи не существуют сами по себе, а заполняют опре­деленный интерьер.

Интерьер (от франц. interieur — внутренний). Словари определя­ют понятие интерьер как архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение здания. Однако все чаще в научной литературе и в быту интерьер понимается как убранство внутренних помещений. Именно в этом значении и будет употребляться этот термин. Исследо­ватели делят интерьеры на производственные, общественного назначе­ния и жилые. Рассмотрим лишь жилой интерьер. Интерес к тому, как жили и живут люди, существовал всегда. Заглянуть в интерьер — поч­ти то же, что заглянуть в душу, увидеть запечатленные в вещах вку­сы и привычки человека. Дом, его убранство на протяжении долгих веков является миром, где человек живет, работает, общается с дру- 1 Гранин Д. А. Керогаз и все другие. Ленинградский каталог. М., 2003. С., 15…, 23–24.

5 Барт Р. Мифологии. М., 1996. С. 213.

Глава 3. Семиотика вещи и интерьера

гими людьми, воспитывает детей. Дом постоянно преобразуется, при­обретает новые черты, связанные с многообразием воздействующих на него факторов — изменяющихся социальных и материальных условий жизни.

Открытия в области техники, ее развитие и совершенствование, не­сомненно, влияли на функциональное деление интерьера, как и на об­становку вокруг дома. К сожалению, достижения одной цивилизации после ее гибели не воспринимались другой. Исчезнувшее изобреталось заново, порой через тысячи лет (окна в домах на Крите, мусоропровод в жилище Месопотамии, ванные комнаты в античной культуре). Любое достижение техники находило отражение в интерьере: развитие куз­нечного дела в эпоху готики в Западной Европе повлияло на возмож­ность обработки твердых пород камня, изменив уровень декоративного оформления жилищ; появление в XIV в. лесопилен способствовало соз­данию новых типов мебели и т. д. Изобретения входят в быт, но далеко не сразу принимают оптимальную форму, испытывая давление культу­ры предыдущих эпох.

И н т е р ь е р и м о д а. С одной стороны, мода оказывает бо­лее кратковременное и поверхностное влияние на изменение бытовой вещи и художественных произведений, чем стиль. С другой стороны, та же мода является предтечей и основой рождения нового стиля. Цикл распространения предметов быта повторяет основную закономерность распространения моды: от популярности среди зачинателей она вскоре захватывает все более широкие круги и становится практически все­общей. Как правило, мещанский интерьер пародийно копирует аристо­кратический. Иногда мода кажется на первый взгляд странной (таково, к примеру, течение хай-тек).

Часть 2. Семиотика повседневности в доме 68

Интерьер к а к з н а к о в а я с и с т е м а. Вещь может высту­пать в качестве этнического индикатора власти, показателя социальной или кастовой принадлежности владельца, выражать его конфессиональ­ную принадлежность. В любом интерьере проступает спаянность быта и бытия. Особенно наглядно — в интерьере народного жилища, отражаю­щего систему космологических символов. Вещь в интерьере выступает как культурный текст определенной исторически обусловленной знако­вой системы, а интерьер, включающий ее, — как сама знаковая систе­ма. Помимо синхронных оппозиций для знаковой семантики бытовых явлений характерны также диахронные. Но эта знаковость прочитыва­ется лишь определенной социокультурной группой, которая объединена пережитым общественным опытом. Семантика предметов, чаще всего проявляющаяся на бессознательном уровне, оказывается связанной с человеческим сознанием и историей культуры. Каждый человек, иногда даже не сознавая этого, включен в незримый диалог с вещами, окружа­ющими его в интерьере и воздействующими и на него, и на ближних.

В нашей стране все эти положения чрезвычайно ярко отражаются в интерьере у людей, живущих на разных уровнях социальной и духов­ной иерархии, проявляющейся довольно отчетливо в современной жиз­ни, несмотря на то, что многими это не осознается.

Интерьер, как видно из вышеизложенного, часто выражает особен­ности личности. Нередко пышный, богатый интерьер выдает личность,

Глава 3. Семиотика вещи и интерьера 69

Цвет в интерьере. Цвет в интерьере является одной из важнейших характеристик жилой среды. Это активное выразительное средство фор­мирования интерьера, влияющее на эмоциональную сферу жизнедея­тельности человека. В квартире человек проводит 70% своего времени. Поэтому так важен цвет в интерьере. Он связан с тепловыми, слухо­выми, вкусовыми ощущениями, ощущением тяжести и легкости, может создавать радостное или угнетенное состояние.

1 Одоевцева И. На берегах Невы //Звезда, 1988, ¹ 5. С. 122.

2 Сивик Л. Цветовое значение и измерение восприятий цвета: исследование
цветовых образов //Проблемы цвета в психологии. М., 1993. С. 96.

3 Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск, 1984.

4 Устинов А. Г. Цветовая форма. Вопросы семантики// Техническая эсте­
тика. 1988, ¹ 12. С. 9–11.

Часть 2. Семиотика повседневности в доме 70

Элементарными цветами в природе считаются красный, желтый, си­ний. При их смешивании из этих первичных цветов получаются вторич­ные — оранжевый (красный + синий), фиолетовый (красный + синий), зеленый (желтый + синий). Далее, путем смешивания получают цвета третьего, четвертого и далее уровней. Природный круг цветов делится на четыре квадранта. Первая группа — теплых цветов желто-красного ква­дранта — желтый, оранжево-красный и т. д. Вторая группа — красно-синего квадранта — красный, красно-фиолетовый, фиолетово-синий, си­ний. Третья группа сине-зеленого квадранта — синий, сине-бирюзовый, бирюзовый, бирюзово — зеленый, зеленый и т. д. Наконец, послед­няя группа — зелено-желтого квадранта — зеленый, зелено-оливковый, оливковый, оливково-желтый, желтый и т. д. В интерьере могут исполь­зоваться контрастные схемы тонов — цвета из разных квадрантов, что дает весьма эффектный результат, помогая избежать монотонности. В интерьерах могут быть использованы и гармоничные схемы тонов — цвета из одного квадранта. С помощью цвета можно корректировать не- 1 Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л., 1990.

2 Серов Н. Эстетика цвета. СПб., 1997

3 Сорокин Ю. А., Марковина И. Ю. Типы китайской символики в языке и
культуре. //Этнопсихолингвистика. М., 1988.

4 Иванов В. В. Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем. М.,
1978, С. 85.

Читайте также: