Балтийский завод история кратко

Обновлено: 30.06.2024

Балтийский завод расположен в западной части Санкт-Петербурга, на Васильевском острове, в устье реки Большая Нева. Предприятие занимает территорию площадью более 650 тысяч квадратных метров. Для строительства судов предприятие располагает тремя построечными местами - двумя стапелями и крытым эллингом, предназначенным для сборки судов и кораблей повышенной сложности.

В годы Великой Отечественной войны Балтийский завод работал на нужды фронта. Специалисты предприятия наладили массовый выпуск боеприпасов, ремонтировали корабли, строили минные тральщики, организовали производство барж и тендеров для ладожской Дороги жизни.

Прежде чем показывать Балтийский завод изнутри, давайте расскажу вам его географию и кратко про историю, чтобы не отвлекаться на это в основной части (которая пока в стадии подготовки), и чтобы вы представляли себе его эволюцию.

Балтийский завод. На главной проходной

В направлениях деятельности завода можно выделить 4 основных.
Это коммерческое судостроение (танкера, сухогрузы, плавучие сооружения), военное надводное судостроение - корабли 1 и 2 ранга (броненосцы, линкоры, крейсеры, тяжелые атомные крейсеры), подводный флот (начиная с подлодок типа "Барс", затем завод уступил эту специализацию как основную другим заводам) и уникальная ниша - ледокольное судостроение. Здесь сооружены почти все серийные атомные ледоколы СССР и России (кроме экспериментального первенца "Ленин") и множество паровых и дизель-электрических. Ледокольная специализация начала развиваться уже давно - почти 90 лет назад.

Любопытно, что знаменитое ЦКБ "Рубин" возникло в своё время и постепенно выросло в отдельную мощную структуру (1938) именно из отдела подводного плавания Балтийского завода (1906). Сейчас численность персонала завода ок. 4500 чел, а в кризисные годы (1993-2003) сокращалась до менее чем 2000 чел.

Давайте сделаем небольшой фотоэкскурс в историю этого уникального завода.
Все данные и фотографии взяты из открытых источников.
Сперва немного военного судостроения:

3. Эскадренный броненосец "Слава" перед спуском на воду, 29 августа 1903

4. Спуск броненосца "Князь Суворов" на воду, сентябрь 1902 года. В русско-японскую корабль корабль участвовал в Цусимском сражении с японцами в составе 2-й Тихоокеанской эскадры и был потоплен в бою.

К началу XX века завод имел 4 стапеля для постройки судов и был оборудован всеми мастерскими для постройки котлов, машин и внутреннего устройства судов. Один из стапелей — самый большой в России (длиной 167,5, шириной 33 метра). Для погрузки на суда орудий, башенных установок, брони, машин и котлов на заводе имелся большой береговой кран-тренога в 100 тонн подъемной силы и выстроенный самим заводом плавучий кран самой большой в России подъемной силы, в 260 тонн.

Во время интенсивных построек судов на заводе работало свыше 7000 человек, не считая поденных чернорабочих, нанимаемых ежедневно для такелажных работ. Для окончания строительством изготовленных заводом больших военных кораблей имелось подразделение в Кронштадте, куда корабли переходили для производства приемных испытаний механизмов и передачи в казну. Как большие линейные корабли, так и подводные лодки изготовлялись заводом почти полностью; исключение составляли артиллерийские и минные установки, динамомашины, броня и башни. Во время русско-японской войны завод отряжал в Порт-Артур отряд рабочих, который на своих плечах вынес весь главный ремонт поврежденных японцами судов.
(Вики)

5. Эскадренный броненосец "Император Павел" в день спуска на воду, сентябрь 1907.

6. Стапеля Балтийского завода, вид с Большой Невы.

7. А это уже новый этап: на Балтзаводе спускают на воду третий русский дредноут (линкор) "Петропавловск", 9 сентября 1911.

8. Матросы "Петропавловска" на верхней палубе (почётный караул для встречи императора).

9. Император и почётный караул.

10. Офицеры "Петропавловска" и Николай II.


12. Отметился на Балтзаводе и Александр Фёдорыч Керенский.
Вот он на заводском митинге по случаю скорейшей достройки подводного минзага "Ёрш", лето 1917.

Затем завод пережил кризис - революция и гражданская война, а после её окончания стал медленно восстанавливаться. В 1925 г. получил название "Завод им. Андре Марти". С конца 1920-х появилось новое направление - ледоколы.

13. Линейные ледоколы "Сталин" и "Молотов" на наклонном стапеле завода. 1937-38 гг.

14. Ледокольная специализация продолжилась и после войны. А в 1970-е завод получил огромный заказ на строительство серийных атомных ледоколов пр. 1052. Первый в серии - "Арктика" (на фото) первым в мире из надводных судов достиг в августе 1977 г. Северного Полюса.

15. Другой атомный ледокол на наклонном стапеле, спуск на воду. "Леонид Брежнев" при постройке, 1986 (после - "Советский Союз").

16. Он же. Но под этим именем он был только при спуске на воду, и после 1986 г. во время достройки был переименован.

17. А это - другая уникальная специализация завода, можно сказать, "наследственно-дредноутная". В 1973-1989 гг. завод строил корабли пр. 1144 "Орлан" - тяжёлые атомные ракетные крейсера (ТАРКР), их было 4 в серии. Здесь - спуск на воду последнего в серии - "Куйбышева", затем "Юрия Андропова", затем ставшего "Петром Великим".

18. Вот такие огромные боевые корабли. Судьба их после распада СССР была не очень удачной, первые два корабля сейчас в отстое и один готовится к утилизации. Однако последний в серии - "Петр Великий" - в строю, а третий ("Адмирал Нахимов") перевооружается и встал на доковый капремонт. Будет введён в строй с новым вооружением в 2018.

Далее - пара моих фото, я уже застал годы оживления завода, когда он перевооружался, строил новые цеха на большом индийском заказе и благодаря этому сумел пережить вторую половину 1990-х без потери специализации.

19. 2005 г. - у стенки достраивается последний атомный ледокол в серии "Арктики" - "50 лет Победы". Капитан его, Д.В. Лобусов dmitry_v_ch_l тоже есть в жж и иногда появляется и в этом журнале, отвечая на вопросы. На переднем плане - ледокол-музей "Красин".

20. 2008 г. Два дизель-электрических ледокола у стенки - "Москва" и "Санкт-Петербург". Сейчас оба в работе.

21. Отметился Балтийский завод и кооперацией с французами в постройке "Мистралей" (которые России так и не достались) - он строил кормовые модули-секции обеих вертолётоносцев (2013). Затем секции буксировали в Сен-Назер и стыковали на головной верфи во Франции.

22. Секция "Владивостока" у стенки завода и готова к буксировке.

24. Завод находится в излучине Большой Невы, на выступе Васильевского острова.
Цифрами обозначены (плюсиками обозначены объекты, которые мы осмотрели на заводе, схема Викимапии):
1 - Корпусообрабатывающий цех (+)
2 - Механический цех (+)
3 - Стапель А, большой (+)
4 - ПАТЭС "Академик Ломоносов" на достройке
5 - Железнодорожный паром
6 - Стапель Б, малый
7 - Тепловозное депо
8 - Бывший ж/д переезд, единственный на Васильевском о-ве. Гейт грузового трамвая и ж/д находился внутри завода, но с 1997 г. грузовые трамваи упразднены.

25. Вид на завод с вертолёта.
Цифры - те же самые, что и для схемы, 0 - ледокол-музей "Красин", МК - вход в Морской канал. Корпусообрабатывающий цех (1) - самый огромный на заводе, построен во время исполнения индийского заказа в начале 2000-х.

Как видите, специализации завода уникальные и строит он очень непростые корабли.
Но как это происходит, покажу несколько позже, когда будет готов материал.

Прежде чем показывать Балтийский завод изнутри, давайте расскажу вам его географию и кратко про историю, чтобы не отвлекаться на это в основной части (которая пока в стадии подготовки), и чтобы вы представляли себе его эволюцию.

Балтийский завод. На главной проходной

В направлениях деятельности завода можно выделить 4 основных.
Это коммерческое судостроение (танкера, сухогрузы, плавучие сооружения), военное надводное судостроение - корабли 1 и 2 ранга (броненосцы, линкоры, крейсеры, тяжелые атомные крейсеры), подводный флот (начиная с подлодок типа "Барс", затем завод уступил эту специализацию как основную другим заводам) и уникальная ниша - ледокольное судостроение. Здесь сооружены почти все серийные атомные ледоколы СССР и России (кроме экспериментального первенца "Ленин") и множество паровых и дизель-электрических. Ледокольная специализация начала развиваться уже давно - почти 90 лет назад.

Любопытно, что знаменитое ЦКБ "Рубин" возникло в своё время и постепенно выросло в отдельную мощную структуру (1938) именно из отдела подводного плавания Балтийского завода (1906). Сейчас численность персонала завода ок. 4500 чел, а в кризисные годы (1993-2003) сокращалась до менее чем 2000 чел.

Давайте сделаем небольшой фотоэкскурс в историю этого уникального завода.
Все данные и фотографии взяты из открытых источников.
Сперва немного военного судостроения:

3. Эскадренный броненосец "Слава" перед спуском на воду, 29 августа 1903

4. Спуск броненосца "Князь Суворов" на воду, сентябрь 1902 года. В русско-японскую корабль корабль участвовал в Цусимском сражении с японцами в составе 2-й Тихоокеанской эскадры и был потоплен в бою.

К началу XX века завод имел 4 стапеля для постройки судов и был оборудован всеми мастерскими для постройки котлов, машин и внутреннего устройства судов. Один из стапелей — самый большой в России (длиной 167,5, шириной 33 метра). Для погрузки на суда орудий, башенных установок, брони, машин и котлов на заводе имелся большой береговой кран-тренога в 100 тонн подъемной силы и выстроенный самим заводом плавучий кран самой большой в России подъемной силы, в 260 тонн.

Во время интенсивных построек судов на заводе работало свыше 7000 человек, не считая поденных чернорабочих, нанимаемых ежедневно для такелажных работ. Для окончания строительством изготовленных заводом больших военных кораблей имелось подразделение в Кронштадте, куда корабли переходили для производства приемных испытаний механизмов и передачи в казну. Как большие линейные корабли, так и подводные лодки изготовлялись заводом почти полностью; исключение составляли артиллерийские и минные установки, динамомашины, броня и башни. Во время русско-японской войны завод отряжал в Порт-Артур отряд рабочих, который на своих плечах вынес весь главный ремонт поврежденных японцами судов.
(Вики)

5. Эскадренный броненосец "Император Павел" в день спуска на воду, сентябрь 1907.

6. Стапеля Балтийского завода, вид с Большой Невы.

7. А это уже новый этап: на Балтзаводе спускают на воду третий русский дредноут (линкор) "Петропавловск", 9 сентября 1911.

8. Матросы "Петропавловска" на верхней палубе (почётный караул для встречи императора).

9. Император и почётный караул.

10. Офицеры "Петропавловска" и Николай II.


12. Отметился на Балтзаводе и Александр Фёдорыч Керенский.
Вот он на заводском митинге по случаю скорейшей достройки подводного минзага "Ёрш", лето 1917.

Затем завод пережил кризис - революция и гражданская война, а после её окончания стал медленно восстанавливаться. В 1925 г. получил название "Завод им. Андре Марти". С конца 1920-х появилось новое направление - ледоколы.

13. Линейные ледоколы "Сталин" и "Молотов" на наклонном стапеле завода. 1937-38 гг.

14. Ледокольная специализация продолжилась и после войны. А в 1970-е завод получил огромный заказ на строительство серийных атомных ледоколов пр. 1052. Первый в серии - "Арктика" (на фото) первым в мире из надводных судов достиг в августе 1977 г. Северного Полюса.

15. Другой атомный ледокол на наклонном стапеле, спуск на воду. "Леонид Брежнев" при постройке, 1986 (после - "Советский Союз").

16. Он же. Но под этим именем он был только при спуске на воду, и после 1986 г. во время достройки был переименован.

17. А это - другая уникальная специализация завода, можно сказать, "наследственно-дредноутная". В 1973-1989 гг. завод строил корабли пр. 1144 "Орлан" - тяжёлые атомные ракетные крейсера (ТАРКР), их было 4 в серии. Здесь - спуск на воду последнего в серии - "Куйбышева", затем "Юрия Андропова", затем ставшего "Петром Великим".

18. Вот такие огромные боевые корабли. Судьба их после распада СССР была не очень удачной, первые два корабля сейчас в отстое и один готовится к утилизации. Однако последний в серии - "Петр Великий" - в строю, а третий ("Адмирал Нахимов") перевооружается и встал на доковый капремонт. Будет введён в строй с новым вооружением в 2018.

Далее - пара моих фото, я уже застал годы оживления завода, когда он перевооружался, строил новые цеха на большом индийском заказе и благодаря этому сумел пережить вторую половину 1990-х без потери специализации.

19. 2005 г. - у стенки достраивается последний атомный ледокол в серии "Арктики" - "50 лет Победы". Капитан его, Д.В. Лобусов dmitry_v_ch_l тоже есть в жж и иногда появляется и в этом журнале, отвечая на вопросы. На переднем плане - ледокол-музей "Красин".

20. 2008 г. Два дизель-электрических ледокола у стенки - "Москва" и "Санкт-Петербург". Сейчас оба в работе.

21. Отметился Балтийский завод и кооперацией с французами в постройке "Мистралей" (которые России так и не достались) - он строил кормовые модули-секции обеих вертолётоносцев (2013). Затем секции буксировали в Сен-Назер и стыковали на головной верфи во Франции.

22. Секция "Владивостока" у стенки завода и готова к буксировке.

24. Завод находится в излучине Большой Невы, на выступе Васильевского острова.
Цифрами обозначены (плюсиками обозначены объекты, которые мы осмотрели на заводе, схема Викимапии):
1 - Корпусообрабатывающий цех (+)
2 - Механический цех (+)
3 - Стапель А, большой (+)
4 - ПАТЭС "Академик Ломоносов" на достройке
5 - Железнодорожный паром
6 - Стапель Б, малый
7 - Тепловозное депо
8 - Бывший ж/д переезд, единственный на Васильевском о-ве. Гейт грузового трамвая и ж/д находился внутри завода, но с 1997 г. грузовые трамваи упразднены.

25. Вид на завод с вертолёта.
Цифры - те же самые, что и для схемы, 0 - ледокол-музей "Красин", МК - вход в Морской канал. Корпусообрабатывающий цех (1) - самый огромный на заводе, построен во время исполнения индийского заказа в начале 2000-х.

Как видите, специализации завода уникальные и строит он очень непростые корабли.
Но как это происходит, покажу несколько позже, когда будет готов материал.

Прежде чем показывать Балтийский завод изнутри, давайте расскажу вам его географию и кратко про историю, чтобы не отвлекаться на это в основной части (которая пока в стадии подготовки), и чтобы вы представляли себе его эволюцию.

Балтийский завод. На главной проходной

В направлениях деятельности завода можно выделить 4 основных.
Это коммерческое судостроение (танкера, сухогрузы, плавучие сооружения), военное надводное судостроение - корабли 1 и 2 ранга (броненосцы, линкоры, крейсеры, тяжелые атомные крейсеры), подводный флот (начиная с подлодок типа "Барс", затем завод уступил эту специализацию как основную другим заводам) и уникальная ниша - ледокольное судостроение. Здесь сооружены почти все серийные атомные ледоколы СССР и России (кроме экспериментального первенца "Ленин") и множество паровых и дизель-электрических. Ледокольная специализация начала развиваться уже давно - почти 90 лет назад.

Любопытно, что знаменитое ЦКБ "Рубин" возникло в своё время и постепенно выросло в отдельную мощную структуру (1938) именно из отдела подводного плавания Балтийского завода (1906). Сейчас численность персонала завода ок. 4500 чел, а в кризисные годы (1993-2003) сокращалась до менее чем 2000 чел.

Давайте сделаем небольшой фотоэкскурс в историю этого уникального завода.
Все данные и фотографии взяты из открытых источников.
Сперва немного военного судостроения:

3. Эскадренный броненосец "Слава" перед спуском на воду, 29 августа 1903

4. Спуск броненосца "Князь Суворов" на воду, сентябрь 1902 года. В русско-японскую корабль корабль участвовал в Цусимском сражении с японцами в составе 2-й Тихоокеанской эскадры и был потоплен в бою.

К началу XX века завод имел 4 стапеля для постройки судов и был оборудован всеми мастерскими для постройки котлов, машин и внутреннего устройства судов. Один из стапелей — самый большой в России (длиной 167,5, шириной 33 метра). Для погрузки на суда орудий, башенных установок, брони, машин и котлов на заводе имелся большой береговой кран-тренога в 100 тонн подъемной силы и выстроенный самим заводом плавучий кран самой большой в России подъемной силы, в 260 тонн.

Во время интенсивных построек судов на заводе работало свыше 7000 человек, не считая поденных чернорабочих, нанимаемых ежедневно для такелажных работ. Для окончания строительством изготовленных заводом больших военных кораблей имелось подразделение в Кронштадте, куда корабли переходили для производства приемных испытаний механизмов и передачи в казну. Как большие линейные корабли, так и подводные лодки изготовлялись заводом почти полностью; исключение составляли артиллерийские и минные установки, динамомашины, броня и башни. Во время русско-японской войны завод отряжал в Порт-Артур отряд рабочих, который на своих плечах вынес весь главный ремонт поврежденных японцами судов.
(Вики)

5. Эскадренный броненосец "Император Павел" в день спуска на воду, сентябрь 1907.

6. Стапеля Балтийского завода, вид с Большой Невы.

7. А это уже новый этап: на Балтзаводе спускают на воду третий русский дредноут (линкор) "Петропавловск", 9 сентября 1911.

8. Матросы "Петропавловска" на верхней палубе (почётный караул для встречи императора).

9. Император и почётный караул.

10. Офицеры "Петропавловска" и Николай II.


12. Отметился на Балтзаводе и Александр Фёдорыч Керенский.
Вот он на заводском митинге по случаю скорейшей достройки подводного минзага "Ёрш", лето 1917.

Затем завод пережил кризис - революция и гражданская война, а после её окончания стал медленно восстанавливаться. В 1925 г. получил название "Завод им. Андре Марти". С конца 1920-х появилось новое направление - ледоколы.

13. Линейные ледоколы "Сталин" и "Молотов" на наклонном стапеле завода. 1937-38 гг.

14. Ледокольная специализация продолжилась и после войны. А в 1970-е завод получил огромный заказ на строительство серийных атомных ледоколов пр. 1052. Первый в серии - "Арктика" (на фото) первым в мире из надводных судов достиг в августе 1977 г. Северного Полюса.

15. Другой атомный ледокол на наклонном стапеле, спуск на воду. "Леонид Брежнев" при постройке, 1986 (после - "Советский Союз").

16. Он же. Но под этим именем он был только при спуске на воду, и после 1986 г. во время достройки был переименован.

17. А это - другая уникальная специализация завода, можно сказать, "наследственно-дредноутная". В 1973-1989 гг. завод строил корабли пр. 1144 "Орлан" - тяжёлые атомные ракетные крейсера (ТАРКР), их было 4 в серии. Здесь - спуск на воду последнего в серии - "Куйбышева", затем "Юрия Андропова", затем ставшего "Петром Великим".

18. Вот такие огромные боевые корабли. Судьба их после распада СССР была не очень удачной, первые два корабля сейчас в отстое и один готовится к утилизации. Однако последний в серии - "Петр Великий" - в строю, а третий ("Адмирал Нахимов") перевооружается и встал на доковый капремонт. Будет введён в строй с новым вооружением в 2018.

Далее - пара моих фото, я уже застал годы оживления завода, когда он перевооружался, строил новые цеха на большом индийском заказе и благодаря этому сумел пережить вторую половину 1990-х без потери специализации.

19. 2005 г. - у стенки достраивается последний атомный ледокол в серии "Арктики" - "50 лет Победы". Капитан его, Д.В. Лобусов dmitry_v_ch_l тоже есть в жж и иногда появляется и в этом журнале, отвечая на вопросы. На переднем плане - ледокол-музей "Красин".

20. 2008 г. Два дизель-электрических ледокола у стенки - "Москва" и "Санкт-Петербург". Сейчас оба в работе.

21. Отметился Балтийский завод и кооперацией с французами в постройке "Мистралей" (которые России так и не достались) - он строил кормовые модули-секции обеих вертолётоносцев (2013). Затем секции буксировали в Сен-Назер и стыковали на головной верфи во Франции.

22. Секция "Владивостока" у стенки завода и готова к буксировке.

24. Завод находится в излучине Большой Невы, на выступе Васильевского острова.
Цифрами обозначены (плюсиками обозначены объекты, которые мы осмотрели на заводе, схема Викимапии):
1 - Корпусообрабатывающий цех (+)
2 - Механический цех (+)
3 - Стапель А, большой (+)
4 - ПАТЭС "Академик Ломоносов" на достройке
5 - Железнодорожный паром
6 - Стапель Б, малый
7 - Тепловозное депо
8 - Бывший ж/д переезд, единственный на Васильевском о-ве. Гейт грузового трамвая и ж/д находился внутри завода, но с 1997 г. грузовые трамваи упразднены.

25. Вид на завод с вертолёта.
Цифры - те же самые, что и для схемы, 0 - ледокол-музей "Красин", МК - вход в Морской канал. Корпусообрабатывающий цех (1) - самый огромный на заводе, построен во время исполнения индийского заказа в начале 2000-х.

Как видите, специализации завода уникальные и строит он очень непростые корабли.
Но как это происходит, покажу несколько позже, когда будет готов материал.

Читайте также: