Багдадский халифат это кратко

Обновлено: 28.04.2024

Первым халифом Аббасидов стал Абу-л-Аббас ас-Саффах (749–754). Арабские знатные роды лишились прежнего исключительного положения, главной опорой новой династии стала феодальная знать Ирана и Средней Азии. Центр Халифата переместился из Сирии в Ирак. Столицей государства стал город Багдад, основанный в 762 г. халифом Абу Джа’фаром ал-Мансуром (754–775). Наибольшего могущества и расцвета Халифат Аббасидов достиг при халифах Абу Джа’фаре ал-Мансуре, Абу ’Абдаллахе ал-Махди (775–785), Харун ар-Рашиде (Абу Джа’фар ар-Рашид) (786–809).

Проводимая Аббасидами жесткая политика централизации власти, увеличение налогового обложения становились причиной народных выступлений VIII–IX вв., вспыхивавших в различных регионах Халифата (восстание Муканны, Бабека, зинджей, восстание в Армении).

Начиная с IX в. неоднородный уровень экономического развития различных регионов, слабость хозяйственных связей и политическая нестабильность, связанная с народными выступлениями и усилением позиций местной феодальной знати, обусловили распад арабо-мусульманского государства и возникновение фактически самостоятельных феодальных государств, в которых правили местные династии (Тахириды в Хорасане, Саффариды в Систане, Тулуниды в Египте и Сирии, Багратиды в Армении и др.). Чтобы противостоять росту сепаратизма провинциальной феодальной знати, Аббасиды стали опираться на гвардию тюркских невольников и достаточно скоро оказались под их давлением.

В 945 г. Багдад был захвачен Буидами (Бувайхидами), которые лишили Аббасидов политической власти, сохранив за аббасидским халифом лишь авторитет духовного главы.

На некоторое время Аббасидам удалось восстановить светскую власть при халифе Абу-л-’Аббасе ан-Насире (1180–1225).

В 1258 г. последний аббасидский халиф Абу Ахмад ал-Мустасим (1242–1258) погиб при захвате Багдада монголами.

От преследований Хулагуидов удалось спастись Абу-ль-Касиму ал-Мустансиру (1261–1262). Он находился при дворе мамлюкского султана Египта Байбарса, освящая своим присутствием его власть.

В 1517 г., после завоевания Египта турками-османами, последний представитель династии Аббасидов ал-Мутаваккиль III (носил титул халифа с перерывом в 1508–1516, 1517) был увезен в Стамбул.

Задача, которую так гениально решил Мансур в течение своего 21-летнего управления (14 Зу'ль Хиджжа 136—6 Зу'ль Хиджжа 158=10 июня 754—7 октября 775), вытекала из самой сути данных отношений. Владычество арабов над персами становилось просто невозможным, о том же, чтобы подчиненные сделались господами, не могло быть, конечно, и речи; стало быть, оставалось попытаться спаять умеренные элементы обеих наций для дальнейшей совместной деятельности. Выяснившееся раз и навсегда взаимное нерасположение обоих народов могло быть сдержано лишь благоразумной терпимостью и успокаивающим добровольным взаимным содействием, которые едва ли можно было вдохнуть в массы; поэтому ничего не приходись более, чем применение управления так называемого просвещенного абсолютизма или, как на востоке понимают, — благоразумного деспотизма. Владычество Омейядов во многих отношениях было ограничено, так как приходилось постоянно считаться со свободолюбием и традициями сирийских племен, но более или менее велось оно в народном духе. Династия пала, как только группы племен вступили друг с другом в ожесточенную борьбу. Аббасидам поэтому нужно было приноравливаться и стараться, чтобы правление их казалось благодетельным, дабы, по возможности, опереться твердо и как можно шире на народные массы. В известных размерах им это и удалось, но спаять цельную нацию из семитов и индогерманцев и в наше просвещенное столетие представляется бесконечно более трудным, чем это кажется на первый взгляд, притом лишь в теории, достославному чистому разуму. Возникавшие, однако, постепенно столкновения между обеими народностями вместе с быстро наступившим упадком сил династии повлекли за собой в конце концов снова разобщение. Но это наступило все-таки уже тогда, когда обе нации успели взаимно перенять друг от друга так много, что и в новом государственном строе каждая из них получила возможность к дальнейшему самостоятельному развитию, огражденная от насильственной ломки своего прошлого. Таким образом, собирание и сплочение податливых людей из умеренных партий, насильственное подавление, а не то и, по возможности, истребление крайних религиозных и национальных стремлений — вот те простые, но не так легко выделяемые из всеобщей путаницы основы, какими руково-дилась правительственная власть Аббасидов в течение ближайших 50 лет. Средствами к этому послужили: наивозможная государственная централизация, приспособление ислама, в более или менее сносной форме, для усвоения его просвещенными персами, воспитательное подготовление арабов к высшей ступени цивилизации и, наконец, создание нейтральной почвы, на которой принадлежащие к обеим нациям могли бы друг с другом столковаться. А чтобы этого добиться, арабским Аббасидам понадобилось персидское содействие. Они нашли его в семье Бармекидов, одно время ставшей почти равноправной с домом халифа.
Насколько нам известно, это единственный пример на Востоке, да и везде составляет большую редкость, чтобы одна и та же семья состояла на государственной службе и при дворе одного и того же владетельного рода в течение более чем 50 лет, если не принимать в счет нескольких случайных размолвок. Прежде всего, это может служить лучшим доказательством, что Бармекиды были хорошими царедворцами, а также людьми способными и отличными должностными служаками. Во всяком случае, действовало успокоительным образом на широкие слои персидского народа то обстоя-тельство, что представители родной их национальности очутились непосредственно возле самого трона чуждого им владетельного дома и им же поручено было блюсти высшие интересы государства. Вот и воскресает теперь в государственном устройстве Мансура снова старинная персидская система в главных чертах, а далее, при Махдии и Харуне, опять всеконечно выступают на первом плане сыновья Бармека; поэтому не будет никакого преувеличения приписывать всецело этому знаменитому роду все дальнейшие успехи династии. Благодаря именно его влиянию вызван был быстрый расцвет халифата Аббасидов, имевший такое выдающееся значение для всей Малой Азии.

Уже при Омейядах, как мы видели, чувствовалась потребность позаботиться об уменьшении невыгод, происходящих от громадных расстояний, отделяющих столицу от пограничных провинций в их широко раскинувшемся государстве. Восстановлены были тогда и почтовые перегоны по образцам государственной почты древних персов и византийцев. Первой заботой Мансура также было учреждение вновь подобной же организации и доведение ее до возможно высшего совершенства. Но для того чтобы исполнение службы действительно удовлетворяло цели, надо было позаботиться поставить в полную независимость от наместников и их подчиненных все получаемые этим путем политические известия. Поэтому почтовое начальство изъято было из-под влияния местных управлений и подчинено непосредственно центральному управлению. Оно стало ответственным исключительно перед высшей властью за точность и полноту посылаемых им известий и тем самым было поставлено в положение внушающих страх, но для блага государства необходимых наблюдателей за управлением местных сановников. Дабы пользоваться постоянно запасом свежих текущих сведений, заведывавшие почтовыми пунктами должны были, понятно, везде завести шпионов. Таким образом сложилась деятельная, настоящая тайная полиция, в деспотическом правлении более, чем во всяком другом, необходимая. Даже впоследствии, когда полновластие халифата уже значительно ослабло, эти доверенные люди продолжали составлять разряд действительно ревностных и добросовестных чиновников; так, например, мы видим, что начальник почт в Мерве, столице Хорасана, посылает в 207 (822) в Багдад курьера, извещая правительство в самый день события о намерении управлявшего неограниченно этой провинцией наместника Тахира отложиться от метрополии. И поплатился бы усердный чиновник неминуемо жизнью, если бы могущественный мятежник не умер внезапно на другой же день. Благодаря тому же стремлению к усилению надзора центрального управления были предприняты при Мансуре и доведены до конца при Махдии меры для безопасности пути, по которому следовали паломники в Мекку; раскинута по дороге целая сеть сторожевых постов и маленьких укреплений. Военные отряды охраняли караваны пилигримов от разбойнических шаек бедуинов, шнырявших беспрепятственно по безлюдным путям Аравии, а ныне, когда пришел конец дамасскому великолепию, значительно усиленных толпами сразу обедневших сирийских племен.

Но самым распространенным почти во всех частях государства, выгодным и сподручным ремеслом было с древнейших времен, а также и при халифах, выделывание тканей и материй. Всем известно пристрастие жителей Востока к великолепным и дорогим одеяниям и проистекающий отсюда обычай одарять парадными костюмами за заслуги, оказанные государству, или, скорее, царствующему дому. И нельзя не сознаться, что эти знаки отличия гораздо целесообразнее, чем наши ордена. Небезызвестно также, что уже у древних персов искусство коврового производства доведено было до высокого со-вершенства. Арабские завоевания слегка лишь подорвали предания векового производства, а когда наступила эпоха Аббасидов и арабы серьезно стали усваивать персидскую цивилизацию, оживилась снова и получила новое широкое развитие и тканевая выделка; в течение всех Средних веков ей отдавали безусловное предпочтение не только на Востоке, но и на Западе; тонкие изящные изделия раскупались нарасхват. Почти каждая провинция, кроме того, выделялась своей особой специальностью, смотря по лучшего качества вырабатываемым ею продуктам: хлопчатобумажным, льняным, шелковым, шерстяным либо из волоса животных; но средоточием наиболее совершенного искусства в деле тканеводства неизменно оставалась Персия, в особенности же Багдад.

Почти наравне с этим производством стояло также достигшее во многих местностях высокого совершенства садоводство. С возраставшей повсеместно роскошью особенно процветало разведение красильных растений, цветов из пород благоухающих, пальм и плодовых деревьев. Употребление вина, как известно, даже в эпоху самой разнузданной роскоши обставлено было строжайшими ограничениями, следуя неуклонно религиозным предписаниям. Надо же было взамен последнего дать возможность муслиму вкусить жизненные наслаждения. И вот, со времени самого Пророка, искал он забвения в утехах любви и запахах благоуханий, а чудесные сорта фруктов не сходили со стола правоверного, так как жаркий климат южных стран возбуждал физическое отвращение к тяжелой пище, особенно же к мясным блюдам.

Внизу визирь всесилен, но легкий кивок всемогущего низвергает его с высоты величия в тюрьму, а оттуда слишком часто прямая дорога на эшафот. Этот перворазрядный делец прежде всего должен был обладать в высокой степени финансовой гениальностью; у него всегда есть кое-что в запасе для удовлетворения малейшего каприза монарха и его любимцев, но до ушей властелина никогда не должны достигать жалобы подданных на увеличивающиеся вымогательства податных чиновников. От него требуется также как можно более остроумия, ему надо уметь ежечасно рассеивать дурное расположение духа властелина. И обо всем-то он должен знать, о чем бы ни спросил повелитель, каждую трудность разрешать быстро и вразумительно, но при этом никак не неприятным советом. Днем он работает как вол, а вечером и добрую половину ночи коротает с приближенными властелина в пении, игре, танцах и остроумной беседе, при этом ежеминутно подстерегает все подкопы подводимых под него бесчисленных интриг, затеваемых со всех сторон этими придворными офицерами и чинами, этими дамами гарема и их евнухами. Не правда ли, какое неопровержимое доказательство блестящих дарований семьи Бармекидов! Члены ее почти без перерыва более 50 лет исполняли свою задачу безупречно.

С этого самого времени начинают выделяться три пункта, откуда изливалась на арабов Багдада вся мудрость греков. Далеко кругом по всем странам бывшего Сассанидского государства рас-пространялась слава о знаниях и трудах врачей академии Джундешапура, которые сохраняли заботливо в средоточии персидских земель национальность, язык, религию, равно как и науку греков вплоть до аббасидского периода. Заболел как-то в 148 (765) халиф Мансур, обнаружились жестокие желудочные страдания, а его фельдшеры растерялись и не знали чем помочь. Властелин давно уже прослышал об искусстве сирийцев, проживавших неподалеку в этом персидском городке; он повелел вызвать оттуда начальника лечебницы, некоего Георгия из дома Бухтишу. В самом непродолжительном времени врач поставил на ноги халифа, и с этой поры христиане Джундешапура встречали радушный прием при дворе Аббасидов. С внуком Георгия, Гавриилом, мы уже знакомы как с лейб-медиком Харуна. Есть сведения, что халифы, боявшиеся пуще всего смерти из-за своей нечистой совести, одаряли подобных ему целителей почетными одеяниями, дорогими подарками и даже значительными суммами, доходившими в итоге до миллионов, — понятно, в таком только случае, когда властелин пользовался полным здравием. Уже по приказанию Мансура, так передают историки, Георгий переводил на арабский язык сочинения медицинского содержания, а Харун поручил другому врачу из Джундешапура, Иоанну ибн Масавейху, переложить на арабский захваченные в числе прочего в походах в Малую Азию и привезенные в тюках рукописи.

Роковое знамение времени и состояло, в сущности, в том, что центральное управление нигде не обладало достаточными силами, чтобы оградить правильный ход управления. Всякий с некоторым влиянием и силой нисколько не задумывался в любом месте присвоить себе главенство. В случае успеха он был уверен, что за известную сумму, выжатую у своих же новых подданных, можно легко при хроническом безденежье халифата купить утверждение у халифа, визиря или же генерального наместника. А если такой человек и дальше продолжал более или менее аккуратно высылать умеренную дань, то мог быть спокоен, что его не потревожит ни один из властелинов и что ему предоставят распоряжаться в своем округе как пожелает. Неизбежным последствием приобретения владения для по-добного выскочки, возведшего себя самовольно в князья, являлось стремление возможно большего его округления. Отсюда и проистекали, собственно, все эти беспрерывные маленькие и большие войны с пограничными соседями, вечные поползновения вмешаться в споры, возникавшие между халифами, преторианцами и визирями, а при этом и старания заручиться в столице известным влиянием. Начинавшееся таким образом полное разложение в западных и центральных провинциях некоторое время еще сдерживали энергический правитель Муваффак, сын его Му'тадид и внук Муктафи. Мы только что видели, как сумели эти властелины, не ведя упорной борьбы, присоединить к халифату государство Тулунидов. Подобным же образом Муваффак остановил в 262 (876) поступательное движение перса Саффара, а Му'тадид, преемник его, с помощью пришедших из-за Оксуса Саманидов окончательно его осилил. Так что на некоторое время всякая опасность миновала с этой стороны, ибо хотя Саманиды признавали власть халифа лишь внешним образом, но их связывали с ним обоюдные общие интересы поддержания порядка на востоке, и ни разу новая династия не пыталась силой проникнуть в Ирак.

В окрестностях Куфы становилось, начиная с Зу'ль Хиджжы 293 (сентябрь — октябрь 906), далеко не безопасно, мятежники осмеливаются даже проникать в самый город. А когда вскоре затем в Мухарреме 294 (октябрь — ноябрь 906) потянулись обратно иракские и хорасанские караваны пилигримов из Мекки, карматы стали подстерегать их на окраине пустыни. Завязались жаркие схватки, целые побоища — богомольцы не осмеливались в те смутные времена пускаться в дальний путь не вооруженные с ног до головы. Мятежникам, однако, удалось, частью благодаря пущенному ими в ход вероломству, умертвить большинство не только мужчин, но и женщин, а остальных увлечь с собой в виде добычи. Число убитых достигало, во всяком случае, многих тысяч. Давно уже пора было положить конец всем этим бесчиниям. Муктафи выслал против мятежников сильное войско под предводительством турецкого генерала Васифа младшего, сына Сувартекина. Поблизости Куфы полководец настиг самого Зикравейхи. Карматы дрались с таким ожесточением, что первый день кончился для обеих сторон без всяких результатов. Когда же на другой день пал смертельно раненный Зикравейхи, мятежники обратились в бегство (Раби I, 294=декабрь 906 или январь 907). Хотя тайная организация карматов, несомненно, продолжала и далее существовать, но с этих пор сирийско-иракская отрасль ее если и не была подавлена окончательно, уже не решалась более в течение долгого времени производить здесь массовые неистовства. Трудно, конечно, уловить настоящую причину этого временного затишья. Наступило оно отчасти вследствие одержанных правительственными войсками побед, а еще скорее, как кажется, благодаря решительному повороту успешных действий Ши'ия в северной Африке. В связи с непрекращавшимися волнениями в Египте Убейдулле казались бесполезными дальнейшие жертвы в восточных провинциях ввиду положительной удачи похода против Аглабидов. Задачу же ослабления халифата при помощи беспрерывных на него нападений для подготовки возможности позднейшего завоевания Египта Фатимидами взяли на себя отныне карматы Бахрейна. В своей неприступной позиции за буграми арабской пустыни они обладали несравненно более прочным военным базисом, нежели их единоверцы, проживавшие в Сирии или же в Ираке.


cводная таблица династий

Аббаси́ды (араб. العبّاسيّون ‎‎ — ал-ʿАббāсӣйȳн, или банȳ алʿ-Аббāс) — вторая (после Омейядов) династия арабских халифов (750—1258), происходившая от Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба, дяди пророка Мухаммеда. Свергли Омейядов на всей территории халифата, кроме Аль-Андалуса. В государстве Аббасидов в течение двух столетий происходил подъём, однако по мере усиления феодальной раздробленности халифата и в связи с ростом политического влияния гвардии, составленной из тюркских рабов-гулямов, династия постепенно пришла в упадок.

Халиф аль-Мансур перенес столицу халифата из Дамаска в Багдад, новый город, который он построил на реке Тигр [1] . В период с 836 по 892 годы столицей халифата был город Самарра.

Содержание

Происхождение. Обоснование притязаний на власть

Претендуя на верховную власть, Аббасиды аргументировали это тем, что Омейяды, хотя и происходили из племени курейш, к роду Пророка, то есть к Хашимитам, не принадлежали. Аббасиды же вели свое происхождение от дяди пророка ал-Аббаса из мекканского рода Хашим. Последний приходился братом отцу Мухаммада, Абдаллаху, и отцу Али, Абу Талибу. Первоначально Аббасиды не играли значительной роли в государственных делах. Но по мере того, как в Халифате росло недовольство правящей династией Омейядов, значение этого рода возрастало. Вследствие своего близкого родства с Алидами Аббасиды могли рассчитывать в борьбе за власть на поддержку шиитов. Праправнуку ал-Аббаса, Мухаммаду ибн Али ибн Абдалле, удалось в начале VIII века заручиться поддержкой нескольких шиитских кланов, которые признали его своим имамом. Ибн ал-Тиктак сообщает, что Мухаммад получил имамат от одного из шиитских имамов Абу Хашима Абдаллы, который, умирая, объявил его своим преемником.

С этого времени Аббасиды начали тайно готовиться к свержению Омейядов, повсюду рассылая своих агентов. Подлинным центром антиомейядского движения была Куфа, однако особенно благоприятную почву для своей пропаганды Аббасиды нашли в Хорасане и Мавераннахре среди тамошних шиитов. В 743 г. Мухаммад был схвачен и казнен. Имамат перешел к его сыну Ибрахиму. При нем в Хорасан отправился талантливый проповедник и способный военачальник Абу Муслим, перс по происхождению. По вере он был шиитом, однако все свои силы отдал делу Аббасидов. За короткое время Абу Муслиму удалось создать мощную организацию последователей и привлечь на сторону Аббасидов не только отстраненных к этому времени от власти арабов-кальбитов, но и подавляющую часть принявшего ислам городского населения Ирана. Его поддержали также многие шииты, уверенные в том, что после свержения Омейядов власть перейдет к потомкам Али [2] .

Успеху Аббасидов способствовала междоусобица Омейядов, разгоревшаяся после смерти халифа Хишама в 743 году. В 747 году в Хорасане началось антиомейядское восстание, которым руководили представители Аббасидов — Ибрахим ибн Мухаммед, а после его гибели — его брат Абу-л-Аббас. 26 июня 749 года Аббасиды одержали победу при Нехавенде, открывшую им дорогу на Багдад. 28 ноября того же года в соборной мечети Куфы Абу-л-Аббас привёл к присяге своих новых подданных.

Последний омейядский халиф Марван II ещё полгода правил западной частью халифата, затем бежал в Египет, где в 750 году был убит. Аббасиды почти поголовно истребили Омейядов, а также уничтожили своих недавних сторонников по антиомейядскому движению — Абу Саламу (750) и Абу Муслима (755).

Первые халифы



Династия Аббасидов достигла расцвета при халифах аль-Мансуре (Абу Джафар, Абдаллах аль-Мансур, ок. 707—775), аль-Махди (775—785), Харун ар-Рашиде (786—809), аль-Мамуне (813—833). В правление Аббасидов изменился характер верховной власти — из предводителя мусульманской армии халиф превратился в главу всей мусульманской общины, где вероисповедание значило больше, чем этническая принадлежность. При Аббасидах многие неарабы заняли высокие посты в государстве, началось возрождение и расцвет национальных культур. Из-за усиления феодального гнёта имели место народные восстания, которыми руководили Бабек, Муканна и др.

Упадок

С IX века от халифата, включавшего первоначально страны Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, начали отпадать отдельные провинции. Тюркские рабы-гулямы, из которых халиф аль-Мутасим (833—842) составил придворную гвардию, к середине X века низвели халифов до положения марионеток [1] .

Халифы под властью Буидов

После завоевания Багдада сельджуками в 1055 году и утверждения Сельджукидов Аббасиды продолжали оставаться преимущественно первосвященниками. В их руках оставалась только духовная власть имама, от которого, согласно традиции, исходила верховная власть светского правителя — эмиры и султаны получали инвеституру и приносили присягу.

Восстановление политической независимости халифата

Распад Иракского султаната Сельджукидов после смерти султана Мухаммеда (1118) позволил Аббасидам вести успешную борьбу с противниками — Мазйадитами, шиитской бедуинской династией из Хиллы, иракскими Сельджукидами, с исмаилитами в самом Багдаде. После того, как аль-Мустаршид в 1124 году отказался выплачивать дань султану Махмуду II, Багдад благодаря 30-тысячному войску, созданному халифом на основе народного ополчения, выдержал осаду сельджуков. При аль-Муктафи (1136—1160), считающемся первым самостоятельным правителем со времён Буидов, владения халифата занимали области бассейна Тигра и Евфрата от Тикрита до устья Шатт аль-Араба и от Куфы до Хульвана. Преемники аль-Муктафи упрочили политическое и экономическое положение государства. Аль-Мустанджид (1160—1170) разгромил сильных союзников Сельджукидов — Мазйадитов, аль-Мустади (1170—1180) установил дружественные отношения с атабеками Азербайджана и Айюбидами.

Ан-Насир, последний значительный багдадский халиф, включил в состав государства Хузестан, Рей и Хамадан. С помощью хорезмшаха Текеш он покончил с Сельджукидами Ирака. В 1194 году султан Тогрул III пал в битве с хорезмийцами, а его голова была отправлена в Багдад. Вскоре после этого халиф вошёл в конфронтацию с хорезмшахом. Ан-Насир требовал от Текеша, после победы над Тогрулом занявшего Рей и Хамадан, очистить Западную Персию и довольствоваться Хорезмом. Хорезмшах заявил, что его владения, даже с включением Ирака, недостаточны для содержания его многочисленного войска и просил халифа уступить ему ещё Хузестан. Ко времени смерти Текеша (1200) преобладание в Ираке принадлежало хорезмийцам, но после получения известия об этом событии жители восстали и перебили всех находившихся в их области хорезмийских воинов.

Падение

В феврале 1258 года войска монгольского князя Хулагу захватили Багдад, учинив разгром города. Некогда самый величественный город мира был разрушен, до миллиона людей убито. Через 10 дней после падения Багдада последний халиф аль-Мустасим был казнен. Из его потомков, по ходатайству жены Хулагу, в живых был оставлен лишь младший сын; о сыне и внуке последнего упоминается в начале XIV века. Эти Аббасиды не имели при монгольском дворе значения даже после обращения ильханов в ислам. Когда прекратился род аль-Мустасима неизвестно.

В 1261 году мамлюкский султан Бейбарс поставил в Каире халифа аль-Мустансира, беженца из Багдада, объявившего себя потомком аз-Захира (1225—1226). Вскоре аль-Мустансир пропал без вести в битве с монголами, но халифом в Каире был признан другой претендент, аль-Хаким, потомок аль-Мустаршида (1118—1135). Каирские халифы в последующие столетия были послушными исполнителями воли султанов, ограничиваясь отправлением придворного и религиозного церемониала. Они занимали этот пост вплоть до завоевания Египта Османской империей (1517), когда султан Селим I, приняв титул халифа, отправил Мутаваккиля III в заточение в Стамбул.


Аббасидский халифат — феодальное теократическое государство, существовавшее с 750 по 1258 год. Правящая династия — Абассиды. В состав халифата входили территории современных арабских стран Азии, часть Средней Азии, Египет, Иран и Северная Африка. До завоевания халифата Буидами в 945 году вёл самостоятельную политику. После взятия в 1055 году Багдада сельджуками аббасидские халифы владели только прилегающей к столице областью.

В государстве Аббасидов в течение двух столетий происходил подъём, однако по мере усиления феодальной раздробленности халифата и в связи с ростом политического влияния гвардии, составленной из тюркских рабов-гулямов. династия постепенно пришла в упадок.

Халиф аль-мансур перенёс столицу халифата из Дамаска в багдад новый город который он отстроил на реке Тигр. В период с 836 по 892 годы столицой халифата была Самарра

Содержание

Происхождение [ ]

Претендуя на верховную власть, Аббасиды аргументировали это тем, что Омейяды хотя и происходили из рода курейш,к роду пророка не относились. Аббасиды же вели свое происхождение от дяди пророка из мекканского рода Хашим. Последний приходился братом отцу Мухаммада Абдаллаху, и отцу Али Абу талибу. Первоначально Аббасиды не играли значительной роли в государственных делах. Но по мере того, как в Халифате росло недовольство правящей династией Омейядов, значение этого рода возрастало. Вследствие своего близкого родства с Алидами. Аббасиды могли рассчитывать в борьбе за власть на поддержку шиитов Праправнуку Аббаса, Мухаммаду ибн Али ибн Абдалле, удалось в начале VIII века заручиться поддержкой нескольких шиитских кланов, которые признали его своим имамом. Ибн аль-Тиктак сообщает, что Мухаммад получил имамат от одного из шиитских имамов Абу Хашима Абдаллы, который, умирая, объявил его своим преемником.

С этого времени Аббасиды начали тайно готовиться к свержению Омейядов, повсюду рассылая своих агентов. Подлинным центром антиомейядского движения была Куфа, однако особенно благоприятную почву для своей пропаганды Аббасиды нашли в Хорасане и Мавераннахре среди тамошних шиитов. В 743 г. Мухаммад был схвачен и казнен. Имамат перешел к его сыну Ибрахиму. При нём в Хорасан отправился талантливый проповедник и способный военачальник Абу Муслим, перс по происхождению. По вере он был шиитом, однако все свои силы отдал делу Аббасидов. За короткое время Абу Муслиму удалось создать мощную организацию последователей и привлечь на сторону Аббасидов не только отстраненных к этому времени от власти арабов-кальбитов, но и подавляющую часть принявшего ислам городского населения Ирана. Его поддержали также многие шииты, уверенные в том, что после свержения Омейядов власть перейдет к потомкам Али.

Успеху Аббасидов способствовала междоусобица Омейядов, разгоревшаяся после смерти халифа Хишама в 743 году. В 747 году в Хорасане началось антиомейядское восстание.26 июня 749 Аббасиды одержали победу при Нехавенде,открывшую им дорогу на багдад.

Последний омейядский халиф Марван 2 ещё полгода правил западной частью халифата, затем бежал в Египет, где в 750 году был убит. Аббасиды почти поголовно истребили Омейядов.

Расцвет [ ]

Династия Аббасидов достигла расцвета при халифах Аль-мансуре, Аль-махди(775-785),Харун ар- Рашиде(786-809),аль-Мамуне (813-833). В правление Аббасидов изменился характер верховной власти — из предводителя мусульманской армии халиф превратился в главу всей мусульманской общины, где вероисповедание значило больше, чем этническая принадлежность. При Аббасидах многие неарабы заняли высокие посты в государстве, началось возрождение и расцвет национальных культур. Из-за усиления феодального гнёта имели место народные восстания, которыми руководили Бабек, Мукана и др

Упадок [ ]

С 9 века от халифата, включавшего первоначально страны Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, начали отпадать отдельные провинции. Тюркские рабы-гулямы, из которых халиф аль-Мутасим (833-842) составил придворную гвардию, к середине X века низвели халифов до положения марионеток


Аббасидский халифат — феодальное теократическое государство, существовавшее с 750 по 1258 год. Правящая династия — Абассиды. В состав халифата входили территории современных арабских стран Азии, часть Средней Азии, Египет, Иран и Северная Африка. До завоевания халифата Буидами в 945 году вёл самостоятельную политику. После взятия в 1055 году Багдада сельджуками аббасидские халифы владели только прилегающей к столице областью.

В государстве Аббасидов в течение двух столетий происходил подъём, однако по мере усиления феодальной раздробленности халифата и в связи с ростом политического влияния гвардии, составленной из тюркских рабов-гулямов. династия постепенно пришла в упадок.

Халиф аль-мансур перенёс столицу халифата из Дамаска в багдад новый город который он отстроил на реке Тигр. В период с 836 по 892 годы столицой халифата была Самарра

Содержание

Происхождение [ ]

Претендуя на верховную власть, Аббасиды аргументировали это тем, что Омейяды хотя и происходили из рода курейш,к роду пророка не относились. Аббасиды же вели свое происхождение от дяди пророка из мекканского рода Хашим. Последний приходился братом отцу Мухаммада Абдаллаху, и отцу Али Абу талибу. Первоначально Аббасиды не играли значительной роли в государственных делах. Но по мере того, как в Халифате росло недовольство правящей династией Омейядов, значение этого рода возрастало. Вследствие своего близкого родства с Алидами. Аббасиды могли рассчитывать в борьбе за власть на поддержку шиитов Праправнуку Аббаса, Мухаммаду ибн Али ибн Абдалле, удалось в начале VIII века заручиться поддержкой нескольких шиитских кланов, которые признали его своим имамом. Ибн аль-Тиктак сообщает, что Мухаммад получил имамат от одного из шиитских имамов Абу Хашима Абдаллы, который, умирая, объявил его своим преемником.

С этого времени Аббасиды начали тайно готовиться к свержению Омейядов, повсюду рассылая своих агентов. Подлинным центром антиомейядского движения была Куфа, однако особенно благоприятную почву для своей пропаганды Аббасиды нашли в Хорасане и Мавераннахре среди тамошних шиитов. В 743 г. Мухаммад был схвачен и казнен. Имамат перешел к его сыну Ибрахиму. При нём в Хорасан отправился талантливый проповедник и способный военачальник Абу Муслим, перс по происхождению. По вере он был шиитом, однако все свои силы отдал делу Аббасидов. За короткое время Абу Муслиму удалось создать мощную организацию последователей и привлечь на сторону Аббасидов не только отстраненных к этому времени от власти арабов-кальбитов, но и подавляющую часть принявшего ислам городского населения Ирана. Его поддержали также многие шииты, уверенные в том, что после свержения Омейядов власть перейдет к потомкам Али.

Успеху Аббасидов способствовала междоусобица Омейядов, разгоревшаяся после смерти халифа Хишама в 743 году. В 747 году в Хорасане началось антиомейядское восстание.26 июня 749 Аббасиды одержали победу при Нехавенде,открывшую им дорогу на багдад.

Последний омейядский халиф Марван 2 ещё полгода правил западной частью халифата, затем бежал в Египет, где в 750 году был убит. Аббасиды почти поголовно истребили Омейядов.

Расцвет [ ]

Династия Аббасидов достигла расцвета при халифах Аль-мансуре, Аль-махди(775-785),Харун ар- Рашиде(786-809),аль-Мамуне (813-833). В правление Аббасидов изменился характер верховной власти — из предводителя мусульманской армии халиф превратился в главу всей мусульманской общины, где вероисповедание значило больше, чем этническая принадлежность. При Аббасидах многие неарабы заняли высокие посты в государстве, началось возрождение и расцвет национальных культур. Из-за усиления феодального гнёта имели место народные восстания, которыми руководили Бабек, Мукана и др

Упадок [ ]

С 9 века от халифата, включавшего первоначально страны Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, начали отпадать отдельные провинции. Тюркские рабы-гулямы, из которых халиф аль-Мутасим (833-842) составил придворную гвардию, к середине X века низвели халифов до положения марионеток

Читайте также: