Цивилизационно этическая парадигма кратко

Обновлено: 14.05.2024

История политической мысли – один из важнейших разделов политической науки и представляет собой совокупность идей, воззрений, концепций и теорий о политике и политических отношениях, выработанных человечеством на протяжении многих столетий. Предмет политики заключает в себя отношение общества и индивида по поводу власти. Взаимная зависимость и противопоставление субъектов политических отношений усложняют и обогащают политику, а сам ее термин становится многомерным.

Становление политики как социального института и автономной сферы человеческой деятельности непосредственно связано с возникновением и развитием государства, борьбой различных политических сил за государственную власть, ее завоевание, удержание и использование. В связи с этим появилась настоятельная необходимость отслеживать, анализировать политические процессы и явления, прогнозировать их развитие, ибо от этого стало все больше зависеть положение дел в обществе, состояние экономики и жизни людей, перспективы развития. Все это послужило причиной возникновения и развития политической мысли.

Политическая мысль – от представлений, возникших в Древнем мире во втором тысячелетии до нашей эры, до стройных систем XIX века – это фундаментальное знание, на основе которого в XX веке возникла политическая наука.

Своим происхождением политическая наука обязана трем факторам:

во-первых, накопленным знанием в русле истории политической мысли и оформленным в виде многочисленных доктрин и учений;

во-вторых, постепенным превращением политики в автономную и профессиональную сферу деятельности;

в-третьих, появлением потребности со стороны государства и общества в организации и проведении глубоких и полномасштабных научных исследований политических феноменов.

Политическая парадигма – это подход, включающий в себя множество непротиворечивых методов, позволяющих создавать целостную картину политического мира.

Американский ученый Т. Кун предложил рассматривать научный процесс как радикальную смену парадигмальных подходов. Согласно Куну, в истории политической мысли можно выделить следующие парадигмы, соответствующие,

с одной стороны, основным этапам развития человеческого общества (античность, средневековье, Новое время, Новейшее время);

с другой стороны, в зависимости от использования того или иного критерия, объясняющего природу (или источник) политики. Таковыми источниками, определяющими природу политики и сущность всего политического мира, являются:

- Бог (теологическая парадигма);

- природа, в том числе природа человека (натуралистическая парадигма);

- общество в целом и отдельные его элементы: право, экономика, власть, этика, религия и т.д. (социальная парадигма);

- противоречие и конфликт (рационально-критическая парадигма).

Софисты были первыми просветителями греков, они дали грекам образование в том смысле, что привили им мысль: убеждения человека должны быть приобретены свободной мыслью. Сущность античной политики заключается в цивилизационно-этическом противоречии, содержанием которого является, с одной стороны, борьба полисной цивилизации на границах античного мира против варварства, несущего деспотию и рабство, с другой – противостояние рождающейся личной моральной воли, принципиально не признающей тождества с общей волей, нравственности общественного человека. Номос, в противоположность фюзису, условен и преходящ. Он возникает в результате договора между людьми. Отсюда вытекает, что полис и его устройство является результатом политического искусства людей. В основе договора людей лежат законы как результат соглашения, но они могут быть либо совершенными, либо далеки от совершенства. Критерием совершенства является справедливость.

По Платону идеальное государство должно состоять из трех сословий:

- мудрецов (философов), являющихся одновременно правителями

- стражей (воинов), призванных охранять государство от внутренних и внешних врагов

- народа (демоса), т.е. ремесленников, земледельцев

Каждому из этих сословий должна соответствовать своя добродетель:

У философов – мудрость

У воинов – мужество

У демоса – благоразумие (власть над вожделениями)

Исходя из критерия справедливости, Платон различал:

- правильные формы государства(монархия и аристократия)

- неправильные формы государства(тимократия, олигархия, демократия, тирания)

1) Тимократия (дословно – власть честолюбцев; тимос – гордыня, ярость, честолюбие). Это государство где правит военное сословие, точнее, военная аристократия. Воины имеют своё представление о чести, они обладают личной доблестью и мужеством. Однако правят они не во благо народа, а для удовлетворения своего тщеславия, честолюбия. Их цель не воспитание в себе и своих подданных добродетели, а прославление себя военными подвигами. Со временем, однако, военная аристократия обогащается и превращается в олигархию.

2) Олигархия – власть богатого меньшинства над бедным большинством. В таком государстве существуют два непримиримых лагеря – богатые и бедные. Олигархи используют власть для ещё большего обогащения. Поэтому богатые становятся ещё богаче, а бедные – беднеют. Но рано или поздно народ сбрасывает олигархов и устанавливает демократию.

4) Тирания – бесконтрольная власть одного. Это наихудшая форма правления, при которой подданные фактически являются рабами тирана. Тиран приближает к себе серых и бездарных людей, а ярких и талантливых уничтожает или изгоняет, так как боится сравнения с ними.

Аристотель выделял несколько видов общения:

семья – простейшее общение

селение – общение несколько семей;

государство – общение нескольких селений, достигших самодовлеющего состояния.

Сущность политики раскрывается через ее цель, которая, по мнению Аристотеля, заключается в том, чтобы придать гражданам высокие нравственные качества. Другими словами, цель политики – справедливое общество и общее благо.

Государство - продукт естественного развития и потому оно является результатом длительной эволюции человека и общества. Аристотель проводит собственную типологию форм государственного устройства, в зависимости от целей политики. Он различает правильное государство, когда преследуется общее благо, и неправильное – когда преследуются частные интересы и цели правителей:

Власть одного немногих многих
правильное государство монархия аристократия полития
неправильное государство тирания олигархия демократия

Различные формы правления, по Аристотелю, могут претерпевать кризисы и изменения. В основе этих изменений лежит нравственная порча. Полития переходит в олигархию, олигархия сменяется тиранией, а тирания – демократией. Демократия – это тупик общественного развития. Воспитание не может быть средством стабилизации общества, поскольку большая часть населения не имеет досуга для образования. Выходом может быть только такое соединение элементов полиса, которое создавало бы равновесие сил и интересов целого.

Теологическая парадигма развивалась в рамках истории политической мысли средневековья. Ее своеобразие и характеристика обусловлены господствующим влиянием христианской религии и римской католической церкви.

Политические учения средневековья имели по преимуществу характер политической теологии, что означало объяснение политики с позиций священного Писания. В христианстве индивид обретает бесконечную ценность через связь с Богом. Идея спасения души пронизывает все сферы человеческой жизни. Церковь ставит свои притязания выше притязаний государства, и это конфликт между истинностью церкви и претензий государства на легитимность определил дальнейшее развитие Европы. Центральной политической проблемой становится проблема власти и ее структуры как формы реализации идеи спасения души в земной жизни. Теологическая парадигма развивает проблематику власти. Основной ее постулат – всякая власть от Бога.

Наиболее яркими представителями теологической парадигмы были Августин Блаженный (354-430 гг.) Фома Аквинский (1225-1274 гг.).

Национально-экономическая парадигма получила становление и развитие в эпоху Возрождения, Реформации и Новое время, а также нашла свое отражение в ряде социально-политических, натуралистических, рационально-критических учениях и теориях. В основу новых теоретических подходов легли идеи гуманизма и рационализма.

Единовластие, по его мнению, необходимо при создании и реформировании государства, а для поддержания государственной власти лучшим является республиканское правление.

Политическая мысль Нового времени обогатилась новыми теориями, в том числе:

- теория естественного права

- теория общественного договора

- теория разделения властей

- теория гражданского общества

Начало разработке теорий естественного права и общественного договора положил голландский ученый Гуго Гроций (1583-1645 гг.). Естественное право, по мнению Гроция, порождено потребностью людей в общении друг с другом и обусловлено естественной природой человека. Оно глубоко укоренено в поведении и деятельности людей и не может быть изменено даже самим Богом.

В истории человеческого общества Гоббс различал две стадии (или состояния):

Монтескьё по-новому изложил принципы разделения властей:

во-первых, он соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения власти;

во-вторых, он включил в состав властей, подлежащих разграничению, судебные органы и ввел принцип независимости судей;

в-третьих, развил положение о соединении республиканского правления с федерализмом, фактически обосновал идею разграничения центральной (федеральной) и местной (муниципальной) властей.

Руссо различал два рода неравенства:

- физическое (связанное с различными способностями людей)

- моральное (или политическое), проявляющееся в их отношениях друг к другу.

Последнее есть, по сути, социальное неравенство появившееся в результате возникновения частной собственности на землю и другие средства производства. Вершиной его теоретического творчества стало учение об общественном договоре. Он считал возможным, в отличие от Гоббса, Локка, заключение общественного договора между представителями самого народа, в результате которого каждый гражданин оставался свободным и пользовался соответствующими политическими правами.

Сущностью политики Нового времени являются противоречия национально-экономического характера, выливающиеся в социальное конфликты, конфликты государства и общества, конфликты наций-государств.

Политические единства классифицируются на нации и глобальные экономические системы. Внутри по­литических единств люди классифицируются на патриотов и космополитов.

Сущностью политики ближайшего будущего является преодоление глобаль­ного противоречия между обществом и природой. Сегодня природа с неизбежно­стью становится вместе с человеком творцом общественных отношений. Политические угрозы человеку исходят от него самого, превращают экологическую проблему в политическую.

Опираясь на концепцию Т. Куна, в истории политиче­ской мысли можно выделить следующие парадигмы:

Могут быть предложены и другие классификации парадигм по различным основаниям (критериям). Например, историко-хронологический критерий отбора позволяет выделить парадигмы: античную, средневековую, эпохи Возрождения и Реформации, Нового времени.

Традиционно считается, что политическая наука возникла в античной Греции и главными ее представителями были софисты, Платон и Аристотель.

Мифологически-религиозный принцип освоения реальной жизни, характерный более всего для древних восточных цивилизаций и ранних периодов греческой истории, уступает место в V-IV вв. до н. э. рационалистическому методу пострижения мира.

Почвой политики является практическое отношений человека к общественной жизни, которая требует соучастия людей. Иначе говоря, свободный человек, сообщество свободных людей, свобода являются безусловными предпосылками политической жизни и политической рефлексии. Поэтому общества в древности подраз­деляются на варварские и политические, власть — на деспотическую и полити­ческую.

· Древняя Греция

В центре внимания греческих мыслителей был вопрос о со­хранении целостности, гармонии полиса, противостоящей хаосу.

Теоретическим основанием для активной политической деятельности служил тезис о противоположности фюзиса и номоса.

Эту проблему сформулировали софисты, деятельность которых прихо­дится еще на эпоху расцвета демократии. Наиболее известными софистами были Протагор из Абдер, Горгий из Леонтий, Продик с Кеоса, Фразимах Халкедонский, Гиппий из Элиды.

Софисты были первыми просветителями греков. Они привили им мысль: убеждения человека должны быть при­обретены свободной мыслью.

Активная деятельность в политике приводит к то­му, что человек не довольствуется традицией, он должен посредством размышле­ния, рациональной аргументации убедиться в истинности своей цели.

Убеждение демоса с помощью красноречия было основным способом формирования полити­ки и управления. Именно этому искусству и учили софисты. Нельзя точно сказать, допускали ли софисты существование истинного, естественного закона об­щества как продолжения фюзиса, но они потратили много усилий на обоснование искусственности и условности тех законов, по которым живут люди.

Номос, в отличие от фюзиса, условен и преходящ. Он возникает в результате договора между людьми.Отсюда вытекает, что полис и его устройство являются результатом политического искусства людей.




Но что лежит в основе до­говора людей? Законы могут быть либо совер­шенными, либо далеки от совершенства. Критерием совершенства является справедливость.

Национально-экномическая парадигма политики.

Теологическая парадигма политики;

Цивилизационно-этическая (полисная) парадигма политики;

Сущностью политики Нового времени являются противоречия национально-экономического характера, выливающиеся в социальное конфликты, конфликты государства и общества, конфликты наций-государств.

Политические единства классифицируются на нации и глобальные экономические системы. Внутри по­литических единств люди классифицируются на патриотов и космополитов.

Сущностью политики ближайшего будущего является преодоление глобаль­ного противоречия между обществом и природой. Сегодня природа с неизбежно­стью становится вместе с человеком творцом общественных отношений. Политические угрозы человеку исходят от него самого, превращают экологическую проблему в политическую.

Опираясь на концепцию Т. Куна, в истории политиче­ской мысли можно выделить следующие парадигмы:

Могут быть предложены и другие классификации парадигм по различным основаниям (критериям). Например, историко-хронологический критерий отбора позволяет выделить парадигмы: античную, средневековую, эпохи Возрождения и Реформации, Нового времени.

Традиционно считается, что политическая наука возникла в античной Греции и главными ее представителями были софисты, Платон и Аристотель.

Мифологически-религиозный принцип освоения реальной жизни, характерный более всего для древних восточных цивилизаций и ранних периодов греческой истории, уступает место в V-IV вв. до н. э. рационалистическому методу пострижения мира.

Почвой политики является практическое отношений человека к общественной жизни, которая требует соучастия людей. Иначе говоря, свободный человек, сообщество свободных людей, свобода являются безусловными предпосылками политической жизни и политической рефлексии. Поэтому общества в древности подраз­деляются на варварские и политические, власть — на деспотическую и полити­ческую.

· Древняя Греция

В центре внимания греческих мыслителей был вопрос о со­хранении целостности, гармонии полиса, противостоящей хаосу.

Теоретическим основанием для активной политической деятельности служил тезис о противоположности фюзиса и номоса.

Эту проблему сформулировали софисты, деятельность которых прихо­дится еще на эпоху расцвета демократии. Наиболее известными софистами были Протагор из Абдер, Горгий из Леонтий, Продик с Кеоса, Фразимах Халкедонский, Гиппий из Элиды.

Софисты были первыми просветителями греков. Они привили им мысль: убеждения человека должны быть при­обретены свободной мыслью.

Активная деятельность в политике приводит к то­му, что человек не довольствуется традицией, он должен посредством размышле­ния, рациональной аргументации убедиться в истинности своей цели.

Убеждение демоса с помощью красноречия было основным способом формирования полити­ки и управления. Именно этому искусству и учили софисты. Нельзя точно сказать, допускали ли софисты существование истинного, естественного закона об­щества как продолжения фюзиса, но они потратили много усилий на обоснование искусственности и условности тех законов, по которым живут люди.

Номос, в отличие от фюзиса, условен и преходящ. Он возникает в результате договора между людьми.Отсюда вытекает, что полис и его устройство являются результатом политического искусства людей.

Но что лежит в основе до­говора людей? Законы могут быть либо совер­шенными, либо далеки от совершенства. Критерием совершенства является справедливость.

Основная проблема для греческой политической мысли – устройство полиса, через которое реализуется идея блага. Различные формы правления, организующие это устройство, могут претерпевать кризисы и изменения. Нравственная порча является причиной этих изменений. В основании лежит противоречие частного и общего блага, деспотического и политического, свободы и рабства, нравственности и частной жизни, номоса и фюзиса (природного и человеческого закона).

Сущность античной политики заключается в цивилизационно-этическом противоречии, содержанием которого является, с одной стороны, борьба полисной цивилизации на границах античного мира против варварства, несущего деспотию и рабство, с другой – противостояние рождающейся личной моральной воли, принципиально не признающей тождества с общей волей, нравственности общественного человека.

Устройство полиса существенно связано с проблемой первоначала. Поэтому перед греками стояла задача найти такие первоначала, которые создают структуры вечно гармоничного полиса. Способности человеческой души требуют воспитания в условиях определенных сословий, выполняющих общественно-необходимые функции. Результатом воспитания оказываются добродетели, специфические для каждого сословия, в совокупности порождающие общественное благо.

Идея блага как политическая идея осуществляет себя как автаркия полиса, независимое и самодостаточное существование; справедливость, которая состоит в равенстве для равных и в неравенстве для неравных; свобода как реализация человеком своей природы.

Политика, по Аристотелю, есть общение свободных людей с целью достижения благой жизни.

Теологическая и национально-экономическая парадигмы

КОММЕНТАРИИ

А

Политические учения Средневековья носят по преимуществу характер политической теологии. Это означает, что политическими становятся проблемы, вытекающие из фундаментального осмысления возможности церковного преображения социальной реальности в рамках религиозной догматики, политическая практика объясняется из теологической экзегезы Священного Писания. В христианстве индивид обретает бесконечную ценность через связь с личностью Христа. Идея спасения души пронизывает все сферы человеческой жизни. Человек становится гражданином двух миров. Один из них – церковь, представляющая единство и гармонию индивидуальной души; другой – государство как воплощение разорванности и принудительности человеческого существования. Империя и папская церковь вырастают из одной идеи – Града Божьего, религиозно-общественного единства мира.

Центральной политической проблемой становится проблема власти и ее структура, иерархическое отношение церкви и государства как форма реализации идеи спасения. Ни одна из этих структур в отдельности не способна удержать в единстве автономию духовной жизни индивида и общую волю общества в достижении заданной цели. Противоположность индивида и общества в эпоху Средневековья воплощена в двух различных структурах, пытающихся поглотить друг друга, в стремлении достичь единства духовной и социальной жизни.

Политическое господство одних людей над другими естественно после грехопадения, поскольку является необходимым условием для выживания человека. Политическое учение Августина – это учение о системе господства, в которой государство обеспечивает задачу выживания человека, а церковь задает смысловую структуру существования человека и общества. В политическом учении Фомы Аквинского государство и человек вписаны в универсальный божественный порядок мира, воспринимаемое человеком в форме закона. Сущность средневековой политики осмыслялась как противоречие религиозного характера, содержанием которого являлась борьба за иерархическое религиозно-политическое единство христианского мира, выражавшаяся в противостоянии церкви и государства, христианского и нехристианских миров, ересей и ортодоксии.

Учение о спасении способствовало различению государства и церкви как взаимодополняющих способов интеграции общества и в то же время привело к разделению властей, их взаимному контролю и взаимопроникновению.

Б

Политическая мысль Нового времени базируется на идее преобразования социального порядка на основе разума. Самодостаточность государственной власти находит свое разрешение в идее суверенитета. Ж. Боден в XVI в. концептуально сформулировал вопрос о суверенитете, а Т. Гоббс со всей остротой подчеркивал необходимость отрицания самостоятельности церкви как социального института. Перед могуществом суверена стираются все сословные различия. Господство над обществом породило, с одной стороны, равенство подданных и вытеснение их из сферы всеобщих интересов, а с другой – ориентацию на индивидуализм и частные интересы. Освобождение творческих сил общества повлекло за собой политические притязания на свободу от господства, на отделение буржуазного общества от государства. В доктринах Дж. Локка, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, И. Канта были выражены идеи ограничения и разделения власти, народного суверенитета, конституции, правового правления. Суверенитет воплощается в особую форму политической связи общества, выразившуюся в понятии нации-государства. Народ является нацией тогда, когда он становится источником государственной власти, образует государство и тем самым обретает политическое единство и историческую судьбу. Поэтому идея преобразования социальной стихии на разумных началах реализуется в противоречивом единстве двух принципов: национального государства и экономического общества. Главная цель политического мышления Нового времени, которая заключалась в поисках политической идентичности, соединяющей эти два принципа, выражалась главным образом в философско-правовых и политико-экономических доктринах, имеющих характер идеологий.

На праве как политической проблеме делается акцент в первом периоде эпохи Нового времени – периоде абсолютизма. Индивидуальная свобода, базирующаяся на собственности, вступает в противоречие с иерархией прав различных сословий.

Сущностью политики Нового времени оказываются противоречия национально-экономического характера, выливающиеся в социальные конфликты, конфликты государства и общества, конфликты наций-государств.

КОММЕНТАРИИ

Основная проблема для греческой политической мысли – устройство полиса, через которое реализуется идея блага. Различные формы правления, организующие это устройство, могут претерпевать кризисы и изменения. Нравственная порча является причиной этих изменений. В основании лежит противоречие частного и общего блага, деспотического и политического, свободы и рабства, нравственности и частной жизни, номоса и фюзиса (природного и человеческого закона).

Сущность античной политики заключается в цивилизационно-этическом противоречии, содержанием которого является, с одной стороны, борьба полисной цивилизации на границах античного мира против варварства, несущего деспотию и рабство, с другой – противостояние рождающейся личной моральной воли, принципиально не признающей тождества с общей волей, нравственности общественного человека.

Устройство полиса существенно связано с проблемой первоначала. Поэтому перед греками стояла задача найти такие первоначала, которые создают структуры вечно гармоничного полиса. Способности человеческой души требуют воспитания в условиях определенных сословий, выполняющих общественно-необходимые функции. Результатом воспитания оказываются добродетели, специфические для каждого сословия, в совокупности порождающие общественное благо.

Идея блага как политическая идея осуществляет себя как автаркия полиса, независимое и самодостаточное существование; справедливость, которая состоит в равенстве для равных и в неравенстве для неравных; свобода как реализация человеком своей природы.

Политика, по Аристотелю, есть общение свободных людей с целью достижения благой жизни.

Теологическая и национально-экономическая парадигмы

КОММЕНТАРИИ

А

Политические учения Средневековья носят по преимуществу характер политической теологии. Это означает, что политическими становятся проблемы, вытекающие из фундаментального осмысления возможности церковного преображения социальной реальности в рамках религиозной догматики, политическая практика объясняется из теологической экзегезы Священного Писания. В христианстве индивид обретает бесконечную ценность через связь с личностью Христа. Идея спасения души пронизывает все сферы человеческой жизни. Человек становится гражданином двух миров. Один из них – церковь, представляющая единство и гармонию индивидуальной души; другой – государство как воплощение разорванности и принудительности человеческого существования. Империя и папская церковь вырастают из одной идеи – Града Божьего, религиозно-общественного единства мира.

Центральной политической проблемой становится проблема власти и ее структура, иерархическое отношение церкви и государства как форма реализации идеи спасения. Ни одна из этих структур в отдельности не способна удержать в единстве автономию духовной жизни индивида и общую волю общества в достижении заданной цели. Противоположность индивида и общества в эпоху Средневековья воплощена в двух различных структурах, пытающихся поглотить друг друга, в стремлении достичь единства духовной и социальной жизни.

Политическое господство одних людей над другими естественно после грехопадения, поскольку является необходимым условием для выживания человека. Политическое учение Августина – это учение о системе господства, в которой государство обеспечивает задачу выживания человека, а церковь задает смысловую структуру существования человека и общества. В политическом учении Фомы Аквинского государство и человек вписаны в универсальный божественный порядок мира, воспринимаемое человеком в форме закона. Сущность средневековой политики осмыслялась как противоречие религиозного характера, содержанием которого являлась борьба за иерархическое религиозно-политическое единство христианского мира, выражавшаяся в противостоянии церкви и государства, христианского и нехристианских миров, ересей и ортодоксии.

Учение о спасении способствовало различению государства и церкви как взаимодополняющих способов интеграции общества и в то же время привело к разделению властей, их взаимному контролю и взаимопроникновению.

Б

Политическая мысль Нового времени базируется на идее преобразования социального порядка на основе разума. Самодостаточность государственной власти находит свое разрешение в идее суверенитета. Ж. Боден в XVI в. концептуально сформулировал вопрос о суверенитете, а Т. Гоббс со всей остротой подчеркивал необходимость отрицания самостоятельности церкви как социального института. Перед могуществом суверена стираются все сословные различия. Господство над обществом породило, с одной стороны, равенство подданных и вытеснение их из сферы всеобщих интересов, а с другой – ориентацию на индивидуализм и частные интересы. Освобождение творческих сил общества повлекло за собой политические притязания на свободу от господства, на отделение буржуазного общества от государства. В доктринах Дж. Локка, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, И. Канта были выражены идеи ограничения и разделения власти, народного суверенитета, конституции, правового правления. Суверенитет воплощается в особую форму политической связи общества, выразившуюся в понятии нации-государства. Народ является нацией тогда, когда он становится источником государственной власти, образует государство и тем самым обретает политическое единство и историческую судьбу. Поэтому идея преобразования социальной стихии на разумных началах реализуется в противоречивом единстве двух принципов: национального государства и экономического общества. Главная цель политического мышления Нового времени, которая заключалась в поисках политической идентичности, соединяющей эти два принципа, выражалась главным образом в философско-правовых и политико-экономических доктринах, имеющих характер идеологий.

На праве как политической проблеме делается акцент в первом периоде эпохи Нового времени – периоде абсолютизма. Индивидуальная свобода, базирующаяся на собственности, вступает в противоречие с иерархией прав различных сословий.

Сущностью политики Нового времени оказываются противоречия национально-экономического характера, выливающиеся в социальные конфликты, конфликты государства и общества, конфликты наций-государств.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Могут быть предложены и другие классификации парадигм по различным основаниям (критериям). Например, историко-хронологический критерий отбора позволяет выделить парадигмы: античную, средневековую, эпохи Возрождения и Реформации, Нового времени.

Традиционно считается, что политическая наука возникла в античной Греции и главными ее представителями были софисты, Платон и Аристотель.

Мифологически-религиозный принцип освоения реальной жизни, характерный более всего для древних восточных цивилизаций и ранних периодов греческой истории, уступает место в V-IV вв. до н. э. рационалистическому методу пострижения мира.

Почвой политики является практическое отношений человека к общественной жизни, которая требует соучастия людей. Иначе говоря, свободный человек, сообщество свободных людей, свобода являются безусловными предпосылками политической жизни и политической рефлексии. Поэтому общества в древности подраз­деляются на варварские и политические, власть — на деспотическую и полити­ческую.

2. Цивилизационно-этическая парадигма

Древняя Греция

В центре внимания греческих мыслителей был вопрос о со­хранении целостности, гармонии полиса, противостоящей хаосу.

Теоретическим основанием для активной политической деятельности служил тезис о противоположности фюзиса и номоса.

Эту проблему сформулировали софисты, деятельность которых прихо­дится еще на эпоху расцвета демократии. Наиболее известными софистами были Протагор из Абдер, Горгий из Леонтий, Продик с Кеоса, Фразимах Халкедонский, Гиппий из Элиды.

Софисты были первыми просветителями греков. Они привили им мысль: убеждения человека должны быть при­обретены свободной мыслью.

Активная деятельность в политике приводит к то­му, что человек не довольствуется традицией, он должен посредством размышле­ния, рациональной аргументации убедиться в истинности своей цели.

Убеждение демоса с помощью красноречия было основным способом формирования полити­ки и управления. Именно этому искусству и учили софисты. Нельзя точно сказать, допускали ли софисты существование истинного, естественного закона об­щества как продолжения фюзиса, но они потратили много усилий на обоснование искусственности и условности тех законов, по которым живут люди.

Номос, в отличие от фюзиса, условен и преходящ. Он возникает в результате договора между людьми. Отсюда вытекает, что полис и его устройство являются результатом политического искусства людей.

Но что лежит в основе до­говора людей? Законы могут быть либо совер­шенными, либо далеки от совершенства. Критерием совершенства является справедливость.

Если справедливость трактуется с опорой на фюзис — естественный закон, то сильный по своей природе, имеет право на власть.

Эта установка вела к обоснованию олигархических и тиранических форм правления.

Во время расцвета демо­кратии развивается и субъективность в восприятии реальности.

Каждый судит об общественных делах в меру своего развития, и это выступает как значимый прин­цип политического устройства. Мнение и есть истина политики, но мнение боль­шинства. Количество мнений решает вопрос об истине.

Сократ (469-399 до н. э.), который вплотную примы­кает к традиции софистов, напрочь отбрасывая их релятивизм, утверждает, что добро, справедливость должны быть познаны самим человеком.

Платон (427-347 гг. до н. э.) является одной из ключевых фигур политической мысли антич­ности. Опыт греческой демократии, ее расцвет и упадок за совсем небольшой исторический период поставили перед Платоном вопрос о сущности по­лисной жизни. Каковы действительные предпо­сылки разумного политического устройства?

По Платону, только народ, нравственно достигший полноты, может со­здать достойную политическую организацию.

Сущность справедливости лежит в государ­стве, и человек постольку ей присущ, поскольку он является членом государства. В государстве осуществляется реальность справедливости. Следовательно, встает вопрос о том, каково должно быть государство, в котором осуществляется спра­ведливость.

Человек осуществляет себя, по Платону, только в полисе, поэтому полис явля­ется его природой. Человек живет для государства и в государстве. Полис рождает человека, а не наоборот. Значимыми для государства являются: сословные разли­чия, различные добродетели, свойства отдельного субъекта.

Платон фиксирует основную противоположность в организации полиса: госу­дарственное дело (управление полисом) и работа, направленная на удовлетворе­ние потребностей. Эти занятия разделены таким образом, что одна часть общества занимается воспроизводством государства, а другая — производством, направлен­ным на удовлетворение потребностей общества.

Читайте также: