Авторское отношение к герою мцыри кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мцыри — это романтический герой. В его образе нашли отражение черты, присущие самому М.Ю. Лермонтову: одиночество, непонимание окружающих, оторванность от родного дома (поэт очень тяжело переживал ссылки на Кавказ), неудовлетворённость собственной жизнью, отсутствие цели и смысла жизни. Поэтому автор, несомненно, сочувствовал своему герою, который был вынужден влачить жалкое существование в стенах монастыря, ставшего дл янего тюрьмой. Так же поэт восхищается Мцыри, который готов пожертвовать жизнью ради того, чтобы на несколько дней обрести свободу. Лермонтов описывает схватку Мцыри с барсом: поэт восхищается смелостью и мужественностью своего героя.

В поэме “Мцыри нет явного, прямого указания на отношение автора к главному герою. У А. С. Пушкина в поэме “Евгений Онегин” автор высказывает своё мнение относительно всех героев прямо в канве произведения. В поэме М. Ю. Лермонтова дело обстоит иначе: авторское отношение к Мцыри проявляется в самом образе героя, в его жизненной позиции. Сам романтический образ молодого монаха очень близок М. Ю. Лермонтову.

Любимое произведение автора

Современники Лермонтова, его друзья и знакомые отмечали, что поэма “Мцыри” была одним из любимейших произведений автора. Он всегда с удовольствием читал её наизусть, выступал в кругу друзей, не отказывался продекламировать любимые сцены. Поэт-романтик был увлечён историей Кавказа, его традициями, культурой. Он питал глубокое уважение к горцам, их характеру, жизненному укладу и философии. Образ молодого свободолюбивого кавказца, обречённого на жизнь в заточении, тревожил воображение автора. Романтический конфликт, невозможность победить обстоятельства, безвыходность и печальная судьба – всё это слилось в прекрасное произведение, непохожее на другие.

Отношение автора к герою

Автор видит в образе Мцыри идеал свободного духа: юноша непокорен судьбе, пусть его протест и неоднозначен, однако герой стремится к мечте. Автор неподражаемо изображает борьбу с обстоятельствами, обречённую на провал. Он не жалеет Мцыри, но и не осуждает его. Лермонтов подчёркивает превосходство героя над участью, которую приготовила ему жизнь. Даже умирая, юноша никого не проклинает. Он счастлив, что его терзания закончены: Мцыри побеждает, несмотря на печальный конец. В этом особенность романтических поэм: торжество воли, духовного начала над материальным миром. Автор преклоняется перед созданным им же персонажем: его силой воли, духом и стремлением к мечте.


Мцыри – романтическое произведение М. Ю. Лермонтова, навеянное легендами и пейзажами Кавказских гор и впервые опубликованное в 1840 году. Лермонтов долго вынашивал замысел поэмы.

Главный герой поэмы, юноша, плененный в горном (возможно, черкесском) ауле, и увезенный русским генералом. Из-за тяжелой болезни ребенок был оставлен в монастыре, где вырос среди монахов. Авторское отношение к Мцыри легко понять, если прочитать поэму. В ней показан идеал свободного духа. Юноша не желает покоряться судьбе, мечтает вернуться на родину, обнять близких, и потому бежит из монастыря.

Как относится Лермонтов к Мцыри?

Монахи принимали обет монашества добровольно, и побег сразу после принятия обета с точки зрения христианства было бы аморальным действием юноши. А Лермонтов стремился показать высоконравственную свободолюбивую натуру. Юноша сбегает до принятия обета, выражая, таким образом, свое несогласие с чуждой ему верой. Северокавказские горцы – убежденные мусульмане. И мальчик, молясь в христианском храме, никогда не забывал о вере своих отцов. В образе Мцыри Лермонтов воплощает силу человеческого духа, стремление к свободе.

Весь рассказ, за исключением первых двух строф ведется от лица Мцыри. По сути, это предсмертная исповедь.

Лермонтов симпатизирует юноше, стремившемуся любой ценой вырваться из монастырского плена. Юноша никогда не покидал монастыря, не видел людей, не общался с женщинами. Но стремление к свободе жило в нем на генетическом уровне.

Еще критик Белинский писал о Мцыри так:


Лермонтов любил свое произведение, знал его наизусть, и охотно, с воодушевлением читал своим друзьям.

Вот как пишет об этом Н. Муравьев:


В чем близки Лермонтов и Мцыри?

  • И литературный герой и его создатель отличаются смтрастной натурой и стремлением к свободе;
  • И Лермонтов, и Мцыри с ранних лет были оторваны от родных. Лермонтова забрала к себе бабушка сразу после смерти матери, а мцыри был увезен из отчего дома.
  • Сходна и среда, в которой оказались Лермонтов и главный персонаж его поэмы. Монастырем для Лермонтова стала реакционная среда, царившая в России и подавлявшая малейшие признаки свободолюбия и вольности.
  • Лермонтов, как и Мцыри, оказывается одиноким и непонятым обществом.
  • Для обоих Кавказ является обителью вольности и свободомыслия.

Не сумев встретить друга, равного себе в настоящей жизни, Лермонтов создает прекрасный образ, навсегда сохранившийся в литературе и сердцах читателей. Юноша также смотрит на мир сквозь поэтическую призму, как и сам поэт. Его рассказ наполнен образами и сравнениями.

Мцыри – любимый идеал поэта. Создав творческую личность, Лермонтов еще раз ставит Мцыри, на одну ступень рядом с собой. Об отношении Лермонтова к Мцыри свидетельствует и среда, в которую поэт поместил своего героя. Эта среда – Кавказ. Место, которое Лермонтов считал своей духовной родиной, где он мог дышать свободно, укрывшись от всевидящих глаз царской охранки.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Герой и автор

Замысел написания поэт долго вынашивал, вдохновленный красотой, природной яркостью, национальной неординарностью Кавказа. Услышав историю — легенду одного из монахов кавказского монастыря, взяв его рассказ за основу произведения, он претворил свои идеи, замыслы, творческие планы о написании поэмы о Кавказе. Печальная история о маленьком мальчике, который вырос на чужбине в монастырском заточении тревожила Лермонтова.

Мцыри — главный герой произведения. Ребенком его силой увез из родных мест русский генерал. Умирающего ребенка оставил в монастыре, где тот и вырос: в неволе, с жаждой свободы. Романтический герой во многом похож на автора, поэтому Мцыри — любимый авторский герой, которого он:

  • ценит;
  • восхищается им;
  • преклоняется;
  • сочувствует.

В произведении нет прямых высказываний об авторском отношении к Мцыри. Но характеристики мальчика, затем юноши, показывают его восхищение несгибаемой волей к свободной жизни.

Отношение Лермонтова к Мцыри

Всего лишь несколько дней провел Мцыри вне душных, давящих, мрачных монастырских стен. Не боясь грозовых раскатов, ненастья, непогоды, сбежал юнец, чтобы узнать, что же все-таки такое жить по-настоящему. Он бежал и бежал, не зная куда и как, но это не останавливало. Трудности его не страшили, потому что свобода вернула ему воспоминания о:

  • родном крае;
  • отцовском доме;
  • родителях.

Это все только придавало сил беглецу. Отношение автора к герою активно проявляется, когда в своей исповеди он с гордостью говорит, что только на воле есть жизнь, только там он осознал, что значит жить.

Душа Мцыри не ожесточилась, он остался романтиком. Его приводят в восторг поля, холмы, горные хребты, плывущие по небу облака, пение птиц, шелест листвы. Он ценит каждый миг, проведенный на воле. Мцыри близок автору не только своим свободолюбием, но и одиночеством. Живя среди людей, он одинок из-за их непонимания его стремления к свободе.

Отношение Лермонтова к Мцыри

Лермонтов любит своего героя, и за три коротких дня дал ему возможность насладиться не только свободой. Встреча молодой грузинки всколыхнула в нем неизведанное чувство любви, схватка со свирепым барсом показала его бесстрашие. Мцыри не убегает от надвигающейся опасности, он смело встречает ее, превращаясь в смертельно опасного противника.

Коротко о главном

Поэт сочувствует своему персонажу. Обстоятельства сильнее его, на даже умирая, он не теряет силу духа, он счастлив, что смог побыть свободным. Борьба не закончилась победой, но не это главное.

Лермонтов показал, что ценит в своем герое силу воли, стремление к свободе, бесстрашие, мужество, любовь к своему прошлому.

Таким образом, во всей поэме читатель видит хорошее отношение автора. А рисунки и иллюстрации к книге это доказывают.

Читайте также: