Сказка о словарях 6 класс кратко

Обновлено: 30.06.2024

У меня есть толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова. Это очень большая, толстая, тяжёлая книга. В книге объясняются значения многих слов русского языка. Часто услышав новое слово, возникает необходимость понять: "Что значит это слово?". И я беру словарь и ищу слово. После прочтения толкового словаря становится понятно откуда слово появилось, что оно обозначает. В толковом словаре хранится определение многих слов, в том числе слов редко используемых в современное время. Толковый словарь, своего рода, хранитель богатой истории русского слова.

Как-то раз поспорили два словаря. Один сказал что в нем больше тысячи слов, а другой сказал что количество это не главное, а главное то, что бы было понятное объяснения. И словари попросили обычную книгу сказать им что же важнее. Та не долго думая ответила, что количество это тоже не мало важно, но ещё важно, чтобы объяснение у слов было понятное, чтобы читатель мог посмотреть понятие любого слова. Словари оглянулись и удивились.

Они решили больше не ругаться, ведь теперь они знали что они оба очень важны

Куприн использует прием противопоставления,антитезы, давая столь подробные описания витрины магазина и жилища семьи Мерцаловых.
Роскошным,ярким и богатым витринам он противопоставляет нищенскую,подвальную и убогую картину жилища,гастрономическое изобилие-запаху нищеты.Противопоставление мира сытости и равнодушия,миру голода и отчаяния.Автору легко удаётся показать бедность семьи на фоне благополучия окружающих.

Потомучто Онегин только думал за себя. Что бы ему было только хорошо, а Татьяну его любимую(Онегина) он(Онегин) был донеё равнодушный, но она его всё таки любила!

Летом мы со всей семьей поехали на море. С утра мы решили по играть в волейбол. Случайно мячик закатился за кусты. Я пошел за мячом, и вдруг я увидел маленькую птички со сломанным крылом. Я позвал своего брата. Мы накормили бедную птичку, обмотали ее крыло бинтом. Вскоре птичка смогла взлететь. Мы отпустили ее и она улетела далеко в небо. Я радуюсь что смог провести время отдыха с пользой

В названииизвестного литературного произведения выпали все главные буквы и пробелы востановите его двндцтьмсцв помогите пожалуйс

Ветер разбросал слова по всему свету. Трудно им жилось, одиноко. Только одно слово хочет предложить другому - пошли погуляем- а это другое слово ничего не понимает, сидит дома. Или вот хорошенькое слово пожалуйста попросит у своего соседа угостить его конфеткой, а это слово жадничает, потому что не понимает, что слово то волшебное!
Но хорошо, что люди нашлись ученые. Решили они собрать все слова вместе под одной крышей, чтоб жили они в одном домике. Домик этот назвали Словарь. И был в этом домике полный порядок. Каждое слово жило под своей буквой и имело свое значение, чтоб другим словам было понятно, о чем речь идет.
Так и живут с тех пор все слова в Словаре. По всему свету идет об нем слава. А он знай себе множится, да приумножается. Пухнет день ото дня всем словам на радость. Да и нам с вами!

Цели: способствовать процессу саморазвития ребенка: посредством сказочной метафоры помочь детям совершенствовать свои нравственные качества — честность, ответственность, дружелюбие, уважение к себе и к окружающим; осознать важность каждого из них для эффективного общения.

Задачи:

— помочь детям осознать причины, которые мешают созданию дружеской атмосферы в классе, и самим найти и сформулировать пути решения проблемы;

— развивать у детей навыки рефлексии;

— формировать нравственные качества школьников средствами сказкотерапии;

— научить детей формулировать свои ожидания, ценности, мысли через сочинение окончаний сказочных историй.

ЗАНЯТИЕ 1.
История о Толковом словаре

— Когда вы слышите это слово, что вы представляете?

— С кем вы любите быть вместе? Почему?

— Чем вы любите заниматься вместе?

— Какие сказочные образы подходят к данному понятию? Как вы к ним относитесь?

История о Толковом словаре

Долго терпел словарь невнимание к себе, но в один прекрасный день рассердился, зашелестел страницами, заворчал. В этот момент и выпрыгнули из него несколько заглавных букв — Д, Р, У, Ж, Б, А. Разбежались они по полкам, попрятались в другие книжки, начали свою судьбу заново устраивать.

Хотите узнать, что с ними произошло?

Ведущий. О приключениях беглецов мы узнаем на следующих занятиях. А сегодня я хочу, чтобы вы представили, как выглядят эти буквы.

Задание 1. Всей командой выложить из собственных тел все буквы по порядку. На репетицию отводится 10–15 минут.

Задание 2. Представить, как передвигается каждая буква. Какие звуки она любит произносить, каким тембром голоса?

Подведение итогов занятия.

ЗАНЯТИЕ 2.
Сказка о том, как Д попала в страну Драки

Недолго думала буква Д о своей судьбе: увидела яркую обложку и нырнула в толстую книжку. Оглядевшись, Д заметила, что улицы города в этой книге пусты, окна и двери редко стоящих домов плотно закрыты, по трассе на огромной скорости проносятся машины с затемненными стеклами. Что-то зловещее витает в воздухе. Ни яркое весеннее солнце, ни деревья, ни цветы не радуют глаз.

Постучав в несколько домов и не получив ответа, Д присела на скамейку в парке и стала ждать. Чего она ждала? Она и сама не знала. Чувствовала, что должно что-то произойти, и не ошиблась. Через несколько минут раздался громкий свист, и из всех отверстий, окон и дверей на улицу стали выскакивать человечки: кто на костылях, кто с подбитым глазом, кто с поломанной рукой. Минут десять они отчаянно о чем-то спорили. Самое интересное, что никто никого не слушал, каждому было важно высказать свои мысли, а не услышать собеседника. Все это напоминало птичий базар.

Через некоторое время яростный спор перерос в толкотню, толкотня в потасовку, а затем завязалась драка. Дрались вначале попарно, затем малыми группами, и наконец образовалась общая куча мала. Крики, ругательства, стоны и треск поломанных костей слышались над толпой.

Но вновь прозвучавший свист быстро очистил улицу. Все так же быстро исчезли, как и появились.

Вопросы к сказке

— Можно ли здесь найти друзей?

— Что ты посоветуешь букве Д?

— Часто ли ты оказываешься среди жителей этой страны? Почему так происходит?

— Как и что можно изменить в этой стране?

— Можно ли сказать о жителях страны Драки, что они вместе?

Возможные задания к сказке

1. Нарисуйте, как вы представляете себе эту страну (групповой рисунок).

3. Придумать окончание сказки (каждому), выбрать самое интересное с точки зрения группы.

— Какое слово вам больше понравилось произносить? Почему?

— Что вы чувствуете сейчас? Почему?

— Хотелось ли вам пустить в ход кулаки? Зачем?

— Что хорошего в этой игре? Чему она учит?

Вопросы к участникам, создававшим скульптуру:

— Легко ли вам было подчиняться?

— Хотелось ли изменить позу? Почему?

— Что вы чувствовали, когда были частью скульптуры?

Вопросы к наблюдателям:

— Нужны ли такие памятники в реальной жизни? Почему?

— Насколько точно выполняли указания скульптора игроки?

— Чему учит это игровое упражнение?

ЗАНЯТИЕ 3.
Сказка о том, как Р рычащая превратилась в Р радующуюся

На поляне бегали малыши. Они играли в мяч, прыгали, резвились, громко и весело смеялись. Так надоело Р рычать, что она тоже решила научиться смеяться. Подбежала буква Р к ребятам, те ее приветливо встретили, расспросили, что да как, предложили отдохнуть вместе с ними, а если понравится — так и пожить можно.

За все время игры дети ни разу не поссорились, не накричали друг на друга, не подрались. Улыбка озаряла их счастливые лица.

Вопросы к сказке

— Можно ли назвать этих детей особенными?

— Как вы думаете, в чем их секрет?

— Легко ли вам оказаться среди них на полянке? Почему?

— Можно ли сказать об этих ребятах, что они вместе?

— Почему дети счастливы?

— Можете ли вы сказать о себе, что вы счастливы? Почему?

Возможные задания к сказке

1. Напишите правила, по которым живут дети на поляне Радости (коллективное задание).

2. Нарисуйте, как выглядела Р в начале и в конце сказки. Что изменилось? (Индивидуально.)

3. Назовите как можно больше слов, которые вызывают у вас радость. (Дети выполняют задание индивидуально, а затем обобщают по принципу частотности для всей группы и записывают на плакате.)

4. Сочинить окончание сказки.

5. Назвать известные сказки, где могла бы существовать такая полянка.

Дети сидят в кругу. Каждому предстоит закончить фразу, произнесенную ведущим, повторив, что ответил сосед.

Варианты неоконченных предложений для ведущего:

— Я радуюсь, когда в школе.

— Я радуюсь когда дома.

— Я радуюсь, когда родители.

— Я радуюсь, когда друзья.

— Я радуюсь, когда мне.

— Я радуюсь, когда у меня.

— Я радуюсь, когда учитель.

— Я радуюсь, когда все люди.

— Я радуюсь, когда вижу.

— Я радуюсь, когда имею.

— Почему вы подбирали разные музыкальные отрывки?

— Важно ли понимать и принимать радость другого человека?

ЗАНЯТИЕ 4.
Сказка про то, как У поймала рыбку по имени Удовольствие

Буква У всегда отличалась от всех других букв своей любознательностью. Конечно, ведь у нее была пара крючков, которые легко подцепляли разные вопросы и заставляли искать на них ответы.

Три раза она забрасывала свои крючки, но ничего не ловилось, и только четвертый раз был удачным. О чудо! В воздухе трепыхалась рыбка, да непростая, а волшебная.

Рыбаки со всего озера окружили нашу букву, стали задавать ей вопросы, рассматривать добычу. Рыбка переливалась всеми цветами радуги, приветливо помахивала плавниками и напевала какой-то незатейливый мотивчик.

Как приятно было У внимание окружающих, их добрые слова и улыбки, дружеские рукопожатия и похлопывания по плечу! Какое это удовольствие, когда вокруг тебя единомышленники, готовые выслушать тебя и помочь.

— А вот рыбку-то жаль! Больно хороша! Пожалуй, сделаю фото да отпущу! — проговорила буква У вслух.

Вопросы к сказке

— От чего У получала удовольствие?

— Почему она отпустила рыбку?

— Есть ли у тебя единомышленники, друзья, с которыми ты общаешься с удовольствием? Кто?

Задания к сказке

1. Вылепите удовольствие из пластилина (работа в парах). Во время работы нельзя разговаривать.

2. Покажите удовольствие мимикой лица, жестами, позой.

4. Коллективное сочинение окончания сказки.

5. Нарисовать рыбку по имени Удовольствие. Какое удовольствие она могла бы доставить вам?

(интерпретация игры К. Фопеля)

Ведущий. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке.

Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Подул легкий ветерок, и облако медленно поднялось вверх. Рассмотри, что тебя окружает, что слева, что справа, что внизу. Почувствуй запахи, которые окружают тебя, легкое прикосновение ветерка к твоему лицу.

Теперь ты вновь подходишь к облаку, погружаешься в мягкую облачную подушку, и оно возвращает тебя назад, в эту комнату, ко всем ребятам. Мысленно поблагодари облако за путешествие, спустись с него, понаблюдай, как оно медленно тает в воздухе. Открой глаза, потянись, выпрямись и снова будь бодрым.

Дети делятся на пары. Один садится спиной к другому, опускает голову, расслабляет мышцы спины, другой под музыку делает легкие массирующие движения. Затем участники меняются местами.

— Получили ли вы удовольствие от прикосновений?

— Что вам больше понравилось: получать удовольствие или дарить его?

ЗАНЯТИЕ 5.
Сказка о желаниях буквы Ж


Так как Ж была похожа на жука, то самой главной мечтой ее жизни было встретиться с себе подобными. Медленно перебирая всеми шестью лапками, она спустилась на улицу и остолбенела от увиденного. Огромные дома, люди-великаны, гиганты-растения окружили ее. Что-то скрежетало, шипело, гремело, пищало и жужжало. Никто не обращал на нее внимания. Куда податься? Где искать своих? И вообще, кто свои, кто чужие?

Ее размышления прервал толчок в бок — ее задела своим крылом проползавшая мимо Божья коровка.

— Здравствуйте, давайте познакомимся!

Божья коровка даже усиком не повела, продолжая свой величественный ход по тропинке.

Вопросы к сказке

– Почему не остановилась Божья коровка?

– Кого считать своим, а кого чужим?

– Всегда ли внешнее сходство ведет к дружеским отношениям?

– Часто ли мы ищем друзей где-то, не замечая тех, кто рядом?

озможные задания к сказке

1. Индивидуально выписать на листе, кто такие свои, кто такие чужие (лист разделен на левую и правую части). Зачитать. На общем плакате записать чаще всего употребляемые слова. Сделать вывод.

Разделить детей на пары. Каждая пара получает листок бумаги и один карандаш на двоих. Задача игроков: в абсолютной тишине создать на листе картину.

Предложить детям разбиться на группы по пять человек. Каждая пятерка садится на пол в кружок, взявшись за руки. Задача игроков: одновременно встать, не отпуская рук. Можно предварительно обсудить свои действия.

ЗАНЯТИЕ 6.
Сказка о беде буквы Б


Буква Б была достаточно опытной особой и понимала в жизни больше, чем многие другие буквы. Во-первых, она стояла на почетном втором месте в алфавите, во-вторых, на букву Б очень много слов в словаре, а в третьих, она просто себя любила: любила свой круглый животик, длинный козырек на кепке, ровный позвоночник. Она постоянно всем об этом бубнила.

Для самовлюбленной буквы Б это была катастрофа. Ну врачом быть она, возможно, и согласилась бы. Врачом во взрослом отделении. А тут дети! Ужас! То — не могут, то — не умеют, а то — просто не хотят.

Вопросы к сказке

– Как протекала жизнь буквы Б в больнице?

– Почему больница стала для нее бедой? Какие трудности она встретила и почему?

– Есть ли среди ваших друзей похожие люди?

– Что бы вы посоветовали букве?

Возможные задания к сказке

1. Покажите походку, жесты, произнесите слова так, как это делает буква Б. Что вы чувствуете? Удобно ли вам в этой роли? Почему?

2. Напишите букве Б письмо, так, чтобы, прочитав его, она захотела измениться (работа в малых группах).

3. Назовите сказочных героев, которые являются противоположностью букве Б. Докажите.

4. Сочините окончание сказки (сочинение сказки по кругу).

— Понравилось ли вам хвастаться?

— Что вы чувствуете, когда кто-то хвастается?

(интерпретация игры К. Фопеля)

Ведущий предлагает одному из детей (робкому, с низкой самооценкой) сыграть роль короля. Остальные выполняют роль слуг. Король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей. Но он может приказать носить себя на руках, кланяться ему, подавать разные предметы. (2–3 минуты.) Затем на роль короля назначается ребенок с завышенной самооценкой.

— Чьи приказы было выполнять приятнее? Почему?

— Легко ли быть в роли слуги?

— Легко ли быть в роли короля? Почему?

— Чему учит эта игра?

ЗАНЯТИЕ 7.
Сказка о том, как А с ангелом встретилась


Буква А, как известно, самая первая в алфавите. Но характер ее отличается от характера буквы Б. Ни о какой самовлюбленности нет и речи. Быстрая, шумная, веселая, активная — вот такой у нее характер. Всю свою жизнь буква А мечтала познакомиться с ангелом. Много слов было в ее разделе, но это потрясало ее и значением, и звучанием. Поэтому, выпав из словаря, буква А стала искать Библию. Она знала, что там точно встретится со своей мечтой.

А вот и ангел. Он похож на маленького кудрявого малыша, в меру упитанного, озорного. Отличают его от обычного ребенка два белых крыла, которые он то расправлял, то прятал за спиною. Ангел озорно посматривал на букву А, как будто заранее зная, о чем та хочет сказать. Излучая любовь, тепло и понимание, ангел поведал букве А о всех ее друзьях, о тех приключениях, что с ними произошли, о том, что только она, самая главная буква, может вернуть друзей в словарь, чтобы восстановить порядок вещей.

Попробуй позвать их в определенном порядке. Так ты произнесешь чудесное волшебное слово, слово, которое помогает людям творить чудеса, быть счастливыми и нужными на прекрасной планете Земля. Не забудь и про себя! — произнес Ангел и подмигнул букве А.

Д-Р-У-Ж-Б-А! ДРУЖБА! – сказала А. И в тот же миг все путешественницы оказались рядом с нею, перед ангелом.

Дружба — вот что вас всех связывает! Это ваше сокровище! Берегите его, — произнес ангел. Легко взмахнув крыльями, он перенес друзей в большой Толковый словарь.

Вопросы к сказке

– Почему рядом с ангелом легко?

– С кем из вашего окружения вам легко?

– Почему для мира так важен порядок вещей?

– Какие черты характера помогают вам дружить? Какие необходимо воспитывать в себе?

– Как воспитать положительные черты характера?

– Чему учит нас вся сказочная история? Какой сказочный опыт вы сможете применить в жизни?

Возможные задания к сказке

1. Нарисуйте ангела, расскажите о его характере.

4. Сочинить историю о том, как теперь жили беглецы, что изменилось в их жизни.

Это диагностическая игра, в ходе которой дети учатся настраиваться друг на друга и сохранять равновесие в общении.

Игроки садятся на пол парами, один напротив другого. В паре, взявшись за руки, отклоняются как можно дальше, пытаясь сохранить равновесие. То же из положения стоя на коленях и, наконец, стоя (ступни вплотную придвинуты к ступням партнера)

Упражнение повторяется с другим партнером.

— Что нужно, чтобы игра удалась?

— Важно ли в отношениях с друзьями держать равновесие? Почему?

Дети разбиваются на пары и в ходе беседы находят пять сходств между собой (любим мороженое, голубые глаза, занимаемся спортом. ) Время беседы – 5 минут. Результаты зачитываются.

На втором этапе игры каждая пара ищет другую, которая чем-то похожа на нее. Проходит обсуждение и поиск общего в четверках.

Елена Александровна Макеева

В процессе работы я запоминала как правильно пишутся слова, разобралась как расставлять знаки пунктуации и научилась лучше формулировать предложения.

ВложениеРазмер
skazki_pro_slovarnye_slova.docx 15.78 КБ

Предварительный просмотр:

Не видный соловей, зато слышный.

Хоть малая, хоть большая – где стоит, там шумит.

Зелёная берёза стоит в лесу.

Зоя под берёзой поймала стрекозу.

В одном царстве жила семья. У них большой сад. В саду росли яблоки, груши, сливы и среди них выросла берёза.

Ради земляники земле поклониться не раз.

Жили-были в лесу ягоды. Они все были спелые, только одна земляничка осталась зелёной и маленькой. Захотелось ей подружиться со спелой ягодой, но они с ней дружить не захотели, Однажды в лес пришла девочка и собрала всю спелую землянику, а зелёная осталась. Прошло время, и она созрела. Нигде уже не было ягод, когда в лес пришли другие девочки. Они очень обрадовались, когда нашли её. Девочки разделили ягоды и съели. Эта земляника оказалась самой вкусной.

И тут прозвенел звонок. Это был будильник.

Принцесса и феи.

Жила в одном королевстве принцесса. Она была красавица, но она часто грустила и мало улыбалась. Тогда бабушка-королева отвела её на поляну фей. Они жили дружно и очень любили помогать людям. Феи окружили её, замахали своими крылышками, шептали, что мир прекрасен и не стоит грустить. Принцессе стало так хорошо, что она начала улыбаться и играть с феями. После этого она всегда приходила на поляну фей, если ей было грустно.

Когда она выросла большая, принцесса не забыла поляну с феями и в трудную минуту звала фей на помощь.

Платок.
На чужой роток не накинешь платок.

Жил-был в ящике платок. Лежал он там давно вместе с другими вещами. Лежал и мечтал, чтобы кто-нибудь его взял поносить. Вдруг ящик открыла девочка Маша. Она долго перебирала вещи и наконец увидела платок. Он ей очень понравился, потому что платок был ярким с большими цветами и бахромой по краям.

Маша взяла его и стала носить в школу, ходить в гости, играла во дворе с подружками. Так исполнилось самое большое желание платка. У него началась новая интересная жизнь.

Карандаш и ручка.

Жили-были карандаш и ручка на полках в магазине. Как-то в магазин пришла девочка Даша и забрала их жить к себе. Дома она положила их в красивый пенал и стала брать с собой в школу. Карандаш и ручка подружились, и Даша им тоже понравилась. Они решили, что будут помогать ей в учёбе. Карандаш помогал по рисованию, Он учил красиво рисовать рисунки. А ручка помогала красиво писать буквы и цифры. Так Даша научилась красиво рисовать и правильно писать.

Две волшебные книги.

Корзинка и грибы.

Продают на нашем рынке берестовые корзинки.

Хороша малинка, да мала корзинка.

Легенда о попугае.

Давным –давно в райском саду жили-были попугаи. Они были белые, но глядя на других красивых птиц с разными пёрышками им тоже хотелось быть красивыми. И тут случилась беда. Самую красивую птицу – павлина - злой ворон посадил в темницу, чтобы не было красоты. Много дней и ночей попугаи помогали павлину выбраться из темницы, долбя решётку своим клювом. И сломали её. Выйдя на свободу волшебный павлин наградил попугаев красивыми перьями. Так попугаи стали разноцветными и красивыми. А ворона изгнали из райского сада.

Читайте также: