Авторская позиция в поэме двенадцать кратко

Обновлено: 07.07.2024

События поэмы “Двенадцать” разворачиваются в революционном Петербурге зимой 1917–1918 гг. При этом сам город в произведении является олицетворением всей России.

Краткий анализ

Год написания – январь 1918 года.

История создания – толчком к написанию поэмы послужили революционные события.

Тема – революция.

Композиция – зеркальная. Поэма делится на 12 глав, представляющие собой экспозицию, завязку, развитие действия, развязку и эпилог.

Жанр – поэма с элементами других жанров, указывающих на динамичность и стихийность событий.

Направление – символизм с реалистическими чертами.

Полный анализ

История создания

Тема

Композиция

Жанр

Сам А. А. Блок кратко определяет свое произведение как поэму. Однако в нем есть признаки и других жанров, что помогает раскрыть авторский замысел: подчеркивается стихийность событий, их хаотичность, противоречия революции.

Направление

Прослеживаются в поэме и черты реалистического направления, так как автор изображает события исторического характера.

Вывод

В завершающей 12 главе появляется два символичных образа. За отрядом увязался шелудивый пес, символизирующий старый мир. Перед отрядом смутно виднеется фигура Христа, символ надежды на возрождение России.

Для полного восприятия творчества Блока необходимо погрузится во время, в котором жил автор. Между 1917 и 1918 годами Блок во многом переосмыслил свою жизнь и естественно это заметно в его работах. Поэт хотел передать все качества и пороки людей тех времен. Произведение писалось легко и автор утверждает, что это лучшая его работа.

Поэма очень хорошо передает реальность тех лет. Сюжет, по сути, незамысловат. 12 красноармейцев контролируют соблюдение порядка в город. Солдаты входят в состав патруля. Простота сюжета, благодаря деталям перерастает вполне четкую передачу постреволюционного времени.

Поэма берет свое начало со строк, в которых автор возносит ветер. Ветреная стихия легко разносит препятствия и преграды, которые попадаются на пути. Немного позже становится ясно, что ветер это революция. Автор пытается сказать, что старый режим и правила уходят. Приход нового порядка тесно связан с образами красноармейцев.

Блок описывает их довольно суровыми и темными личностями. Оружие с черными ремнями, картуз и сигарета в зубах. Также автор подчеркивает, что на их спине должен быть туз бубновый. Эти строки можно понять так, что жизнь до революции у красноармейцев была темная, но все же они несут надежды на новое будущее.

Основой произведения является контраст. Автор красит ветер в черный цвет, а снег соответственно в белый. Роль ветра упомянутого в начале поэмы это разрушить грань между двумя образами.

Мир до революции автор показывает светлым тоном, а вот новый порядок ассоциируется с темнотой и злобой. Но эта злоба не просто пришла с революцией, она зародилась до нее. Люди устали от рабства и издевательства над собой.

Блок показывает, что будущее у того народа, который идет вперед и без всяких запретов. Нет больше ничего святого. Бога нет для людей. Но вот в конце автор вводит совершенно неожиданный образ Иисуса Христа.

Ни один критик и специалист творчества Блока не может понять и объяснить, почему автор ввел в поэму данный образ. С одной стороны, если Блок хотел придать революции черты светлого и святого, то это невозможно исходя из смысла поэмы. А с другой стороны ставить бога в вершине преступников тоже неверно.

Каждый должен лично расценить идею данного произведения. Ведь кто-то верующий, а для кого закона нет и бога нет. Литература является бессмертной, поэтому наверно каждое поколение расценит по- своему данную поэму.

Сочинение о стихотворении Блока

Поэма очень интересна по своей композиции, она представляет собой кольцо. Также неоднозначно и необычно толкуется название поэмы. В произведении есть религиозный подтекст, число 12 использовано не просто так, идет отсылка к 12 апостолам.

Блок пытается донести до читателя простую мысль, революция в России – это начало освобождения всех угнетенных и рабов по всему миру, как Христос пришел когда-то со своими учениками, так и здесь красноармейцы идут давать свободу, уничтожать старый строй и наконец водворять царствие Божие.

В произведении всего 12 глав, каждая из них является важным звеном из всей цепочки, без которого не сложится полная картина того времени.

Автор обезличивает героев, по отдельности они – ничто, а вот вместе они настоящая сила, разрушительная, но в тоже время объединяющая народ, который также поднялся во имя свободы. Таким образом, Блок изображает единство, которое охватило страну.

Нужно отметить и многообразие тем и проблем, которые подняты в произведении. Конечно же, это тема революции.

Тема смены нравственных установок также обсуждается автором. В произведении описываются сборища проституток, которые собираются установить единогласные расценки на обслуживание своих клиентов.

В русской литературе такие темы вообще запретны, а здесь Блок даже не осуждает это. Автор поражает своей честностью, новый мир – новые правила, оковы сняты, нет цензуре.

В поэме религия – это старая традиция, которой нет места в будущем, поэтому она и подлежит уничтожению. А с другой стороны, существует версия, что народ воспринимал Христа вне церкви, поддерживающей царизм, т.е. его учение было изуродовано и направлено против людей. А теперь Христос пришел снова, чтобы уже сделать мир справедливым.

Поэма А.А. Блока – это поистине грандиозное произведение, поражающее своим реализмом, сюда вкраплены песни, разговоры, агитационные речи, образы и картины. С первых строк читателей поражает хаотичность действующего миропорядка, контрасты, но также воодушевление и сила простого народа.

Эссе по поэме Двенадцать

Александр Блок – величайший писатель и поэт, крупнейший представитель символизма, творивший в XX веке. Его работы были наполнены трагизмом, свойственным для того опасного времени, назревания будущей революции.

Изначально же, до смутных времен, А. Блок писал стихи о своей Прекрасной Даме, в которую был по-настоящему влюблен. Однако времена начали меняться. Менялось и творчество Блока.

Основой произведения является конфликт самой революции, противостояние старых устоев с обновленными. Исход этого противостояния ясен.

Непримиримость сторон отлично показана автором, стороны очень контрастны. Каждая из них стоит на своем, однако общее в них то, что они не готовы смириться со своей участью и не готовы принять перемены, которым революция подвергает общество.

Поэма хорошо сочетает в себе реализм с нотками романтизма. Произведение имеет говорящее название, являющееся отсылкой к 12 апостолам-ученикам Иисуса Христа. Однако более реалистичное объяснение название таково: это красногвардейцы, чей отряд состоял из как раз таки 12 человек.

Сюжет является последовательным, в нем присутствуют психологические нотки, нежели фабульные. Двенадцать — являются врагами старого мира, его старинных устоев, хотя они сами являются его частью.

Автор пытается это показать символически, называя старый народ “псом безродным”, который все же не отстает от молодых, следуя за ними. В нем чувствуется что-то темное, опасное.

Сила созидания не была описана Блоком четко. Однако он отмечает, что борьба придает героям силы, они начинаю осознавать свое место и предназначение в этом мире. Она очистила их мысли от всего лишнего и помогает сконцентрироваться на своем долге родине.

Поэма “Двенадцать” показала настоящее значение революции в русской литературе, подчеркнула ее масштабы. Это событие оказало огромное влияние на людей, разбудило их светлые стороны, пробудило в них способность любить, и А. Блок смог это показать.

В поэме “Двенадцать” Блоку удалось передать масштаб социального противостояния, описать его с помощью драматических и контрастных образов.

Можно утверждать, что “Двенадцать” — один из самых реалистичных, сложных и поучительных шедевров русской литературы начала XX века.

Образы двенадцати красноармейцев вызывают ассоциации с апостолами Христа. Красноармейцы выступают апостолами революции. Они защищают дело революции без креста. Им больше подходит бубновый туз на спину, потому что они проливают кровь, совершая убийства.

Блок раскрывает тему вседозволенности, хаоса революции. Поэт проводит мысль, что революция невозможна без насилия.

Особенно выделяется образ Петрухи, который убил Катьку. Злодейство совершается походя и быстро забывается. Революционные события следуют своим чередом, человеческие страсти, чувства руководят поступками человека.

С помощью второстепенных образов Блок показывает отношение разных слоев населения к историческому события. Для бабки политика не имеет значения, она не хотела перемен, боится революции, обращаясь за помощью к божьей матушке. Поп и буржуй переживают за свою судьбу.

Образ Христа в конце поэмы выражает надежду Блока на благоразумие людей, веру в лучшие человеческие начала. Христос сопровождает людей в этот нелегкий период.

В своем произведении Блок применяет символы и принципы контраста. Чтобы усилить восприятие событий, он даёт сравнительные характеристики своим героям.

Поэт считает, что у русского народа хватит сил и мудрости преодолеть разрушения и возродить Россию.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

УУД. 1. Адекватное восприятие и интерпретация произведения. 2.Удерживать учебную задачу. Развивать умение логически мыслить, обобщать, делать выводы. Уметь высказывать свою точку зрения. 3. Положительная мотивация к обучению

2. Актуализация. Беседа по теме предыдущего урока.

-Как в поэме отразилась революционная эпоха?

-Смысл названия поэмы?

-Символические образы в поэме? (старый и новый мир)

- Красногвардейцы: кто, как идут, что несут?

- Образ Петрограда. (Это вся Россия, раскаленная надвое, как противопоставление белого и черного)

- Кроме перечисленных символических образов, о ком еще говорит Блок? (Христос)

- Какова миссия Христа с точки зрения религии?

- Почему к нему обращается Блок? (Он был верующим человеком)

Работа с эпиграфом : Как вы понимаете Слова А. Блока?

Проблемный вопрос:

12 гл. Последняя глава поэмы. Блок об образе Христа

5. Работа с текстом.

С первой части поэмы в глаза бросается резкий контраст: белый снег и черный вечер.

- Что это за противопоставление? (Света и Тьмы, борьбы этих двух стихий, а также разделение и раскол.)

После мучительной борьбы с самым собой, после тяжкий раздумий, Блок делает вывод, что символ революции не только кровь, не только разгул и шабаш. Революция озарена светом свыше. Светом от Христа. Именно он должен благословить революцию и ее исход.
Блок верил, что революция приведет к Царству Божьему на земле. Революция-это очищение и освобождение от мук и скорби. Немыслимо возрождение России без возрождения религиозности. Вот почему впереди революционеров должен был идти Светлый Христос. "Страшно, что нет другого за кем идти. Страшно, что Христос с нами. Ведь нет пока другого",-так записал Блок в дневнике.

- Почему не было другого? А Ленин? Что вы знаете о Ленине? Ленин и религия.

Значит, все-таки по Блоку не Ленин должен был идти впереди революции, а Иисус Христос. Раньше, в черновике поэмы блок цитировал Евангелие от Луки: "И был с разбойником. ".

- Почему с разбойником?

Перед созданием поэмы "Двенадцать" Блок делал наброски о Христе в задуманной им пьесе. Образ Христа он рисовал не столько воплощением чистоты и святости, сколько воплощением для рождения нового мира, освобождением от стихии. И именно этому образу суждено было появится в финале будущей поэмы Блока "Двенадцать".

- Найдите в тексте цитаты о присутствии Христа:

6. Споры литературоведов
Литературоведы предлагали множество трактовок этого образа, а споры по этому вопросу продолжаются и по сей день.

- В. Орлов рассматривал Христа как вождя угнетенных и обиженных, защитника бедных и обездоленных.

- Л. Долгополов предполагал, что образ Иисуса символизирует собой начало новой эры, будущее России - светлое и одухотворенное

- М. Волошин предложил, оригинальную идею. По его мнению, Христос не возглавляет отряд, а убегает от него, спасая свою жизнь. Может быть его даже ведут на расстрел, на казнь или на Голгофу. И "кровавый" флаг в его руках - это не знак революции и ее победы, это кровь Христа на белом флаге - символе примирения и капитуляции.

- Идея П. Флоренского основывается на опечатке, допущенной Блоком в имени Христа - Исус (пропущена одна буква "и"). Случайным или необходимым назвать это сложно. Что этим хотел сказать автор? Может быть то, что возглавлял отряд не сын Божий, а самый настоящий антихрист. Именно он впереди красногвардейцев и всей революции в целом. Он как и Бог может быть ". и за вьюгой невидим" и "от пули невредим". Вполне обоснованная теория. Те, кто приемлет насилие и террор, движим лишь жестокостью и злобой, не может возглавляться чистым и светлым. Такие люди не могут быть названы ни апостолами, ни святыми. Само собой, точки зрения выдвинуты людьми. Каждый человек, в силу своих жизненных позиций, убеждений и приоритетов, видит то, что хочет видеть.

- Так, ярые поборники революции - А. Горелов, В. Орлов, Л. Долгополов - предпочли увидеть в этом образе символ светлого будущего России.


7. Аналитическая работа. Перед вами распечатки с высказываниями критиков о финале поэмы, внимательно прочитайте их и попробуйте понять, с чьим мнением вы согласны и почему.

- Какое из приведенных высказываний вам ближе? Почему?

- Есть ли у вас собственное понимание, не совпадающее с предложенными?

- Образ Христа . Значение символа каждый из вас напишет свое, свою трактовку символа, у вас могут появиться самые разные мнения– символ же многогранен.

- Зачем, на ваш взгляд, Блок использует в поэме образ Христа?
8. Самостоятельная работа учащихся.
9. Проверка самостоятельной работы.
Вывод. Ответ на проблемный вопрос.

Христос – образ символический, но не церковный, не официальный, не образ в красном углу, а символ смены исторических эпох. Когда-то Христос появился как начало новой эры, может быть, Христос годится и как символ наступления новой эры. Скорее всего, это присутствие автора, его оценка происходящего. 12 не идут за Христом, они преследуют его. Взяв кровавый флаг, Христос возлагает на себя грехи революции, он выше их, он впереди их.

- Каким у вас сложилось впечатление о Блоке после изучения поэмы? Небольшая поэма Блока благодаря наличию в ней многозначных, символичных деталей поражает глубиной прозрения. Поэт воспринял революцию не как победу пролетариата, а как духовное, нравственное обновление. И в своей поэме он говорит о существовании у революции врагов, которых она должна уничтожать. Но конкретно обозначить их не удается. В поэме выражена тревога о том, что где-то есть враги, и это ощущается теми, кто утверждает на земле революцию. А раз есть ощущение, то и враг вскоре будет найден.

Блок думал, что его поэму прочтут когда-нибудь и поймут. Но и сегодня продолжают творить злодеяния. Значит, поэма – предупреждение, попытка Христа разбудить тех, кто отдает на растерзание Святую Веру. Нескончаемая вьюга по-прежнему метет над страной. Когда же придет конец этой вьюге?

  • Черный вечер,
  • Белый снег.
  • Ветер, ветер!
  • На ногах не стоит человек…
  • … И идут без имени святого
  • Все двенадцать — вдаль.
  • Ко всему готовы,
  • Ничего не жаль…

Для двенадцати непрерывное ощущение могущественного врага оправдывает их недоверчивость и вооруженность, их отношение к жизни. То, что движет этими людьми, непрерывно требует врага и будет постоянно вызывать его из небытия по мере надобности.

История создания

Смысл названия

Блок обезличил своих героев, сделал из них монолит, состоявший из 12 человек. Каждый из них в отдельности ничего не значит, но вместе они – сила революционной стихии, символическое объединение народных масс, поднявшихся одним строем во имя свободы. Так поэт показывает единство порыва, охватившего страну, и угадывает будущее советской идеологии, где основой стала коллективизация духа.

Композиция

  • Экспозиция воплощается в первой главе, где автор погружает читателя в атмосферу того времени, чтобы последующее убийство уже никого не удивило. Кругом раздаются проклятия и упреки новому режиму, все обитатели старого, разрушенного мира недоумевают и предрекают России смерть от рук большевиков. Тут же появляется патруль из красноармейцев, который запугивает все на своем пути.
  • Завязка происходит во второй главе, где герои вспоминают Ваньку (бывшего друга, предателя) и Катьку (девушку одного из двенадцати, которая также предала его). Они осуждают поступки парочки, упоминая об их недостойной связи. Теперь их власть дает им полное право отомстить обидчикам.
  • Далее происходит развитие действия. Читатель узнает историю этих людей, их тяжелую и горькую долю. Теперь их жажда мщения находит оправдание.
  • Кульминация происходит в шестой главе, где отряд натыкается на Ваньку с Катькой и открывает огонь на поражение. Катька погибает, Ванька спасается бегством.
  • Развязка длится все последующие главы. Читатель видит внутренний конфликт бывшего ухажера Катьки и его выбор в пользу служения революции.
  • Эпилогом можно считать двенадцатую главу, где выясняется, что убийц ведет за собой Иисус Христос.

О чем поэма?

Главные герои и их характеристика

В произведении не так много героев, о которых можно рассказать, но все они, безусловно, являются образами-символами. Блок воплотил в них гораздо больше, чем характеры. В действующих лицах отображаются эпохи, сословия, стихии, а не реальные персонажи.

Тематика произведения весьма разнообразна и нетипична для автора. Блок – идеалист. После событий 1917 года в его творчестве наступает перелом. Реальная жизнь оказывается более жестокой и грубой, чем его идеальные представления о ней. Из-за болезненного столкновения с действительностью он стал работать по-новому, произведения уже выражали надрыв в его восприимчивом сознании, а не абстрактные идеалы юности.

Проблемы

Смысл и идея поэмы

  1. Во главе процессии Иисус Христос, как первый революционер, который пошел против традиции. Как и христианство, новая эра требует жертв, поэтому Двенадцать взяли на себя миссию инквизиторов или же князя Владимира, который кровью и мечом крестил Русь. Без насилия мир не изменить, как показывает история насаждения религии, например. Поэтому новые апостолы (которых тоже было 12, это еще одно доказательство: отсылка к Библии) берут на себя крест, чтобы изменить мир к лучшему.
  2. Во главе процессии Антихрист, как последний вестник апокалипсиса, который ведет людей к погибели духовной и физической. Революция — крах мира, она ведет к братоубийственной войне и полному упадку в благополучной стране. Двенадцать — символ разрушительной силы революции, которая уничтожает все на своем пути. Человек в толпе теряет лицо, становится слепым орудием типа винтовки, которое используют сильные мира сего, чтобы водрузить на пьедестал свою элиту.

Финал

Критика

Поэма вызвала огромный резонанс в обществе, навсегда лишив поэта понимания и поддержки многих друзей. Ее не поняли старорежимные интеллигенты, впрочем, как и сторонники новой власти. Одним она убедила в том, что Блок – предатель и лицемер, других – что он не понимает подлинного духа революции и смешивает ее с грязью. Словом, он оставался непонятым даже в эмиграции, когда однозначно расстроил свои отношения с большевиками.

Сам поэт подтвердил эту догадку. Он отрицает обвинения в конформизме и лизоблюдстве, говоря о вдохновенном порыве, который обрел завершенность в скандальном произведении. Ему было обидно, что его не поняли даже коллеги по цеху и друзья. Об этом он пишет в своих мемуарах уже в эмиграции.

Предостережения сыпались на него со всех сторон. Более дружелюбный Андрей Белый тоже обратился к другу с посланием:

Эти слова оказались пророческими: поэтесса Зинаида Гиппиус в обращении к Блоку восклицает, что не простит его предательства никогда. Не простил и Бунин, выступив с разгромной рецензией, изложив подробное истолкование не только книги, но и поступков ее автора:

Мнение критиков подтверждается тем обстоятельством, что автор лично приводил свою жену на концерты балагура Савоярова, который исполнял все, будь то песня или стихотворение, в рваном стиле бродяги-босяка. На его примере он показывал ей, как надо читать его произведение вслух.

Читайте также: