Авангардизм отражение индустриальной эпохи кратко
Обновлено: 07.07.2024
Авангард - совокупность наименований новаторских художественных тенденций и направлений начала XX века. Заимствовано из военной терминологии французского языка. Словосочетание avant garde (передовой отряд) ворвалось в искусство начала XX века, как слово обозначающее новое, передовое направление всех видов искусств.
Если в статье о декадансе был сделан вывод о том, что декадентское искусство выражало упадок и разочарование общественными процессами, неприятие надломленности эпохи, печаль, то авангардное искусство бросало вызов упадку, с одной стороны, а с другой стороны бунтовало против реализма, отказывалось от установившихся традиций и канонов искусства.
Авангардные течения: фовизм, кубизм, футуризм, дадаизм. Появились в Европе, затем распространились и в других культурах мира.
Фовизм. Один из первых художественных течений (1905 год), начавший отход от принципов реализма, выступившим против приемов импрессионизма. Художники: Анри Матисс, Андре Дерен, Морис де Вламинк, Жорж Руо, Рауль Дюфи, Альбер Марке, Жан Метценже, Кес ван Донген, Жорж Брак. Фовизм просуществовал недолго, частично продолжился в экспрессионизме, частично в сюрреализме.
Одна из первых работ в стиле "фовизм" Анри Матисса "Радость жизни" (1906).
На картине мы видим сцену отдыха и купания людей. Отсылка к времени первобытности, простоте, что, конечно, выглядело странным для классического искусства того времени.
Известная картина Анри Матисса "Танец" (1910). Сцена танца, движения обнаженных людей в неком пространстве.
Фовист Морис де Вламинк "Шату" (1906). На мой взгляд, достаточно симпатичная картина, изображающая с одной стороны красивый пейзаж: дом на фоне воды и деревьев, а с другой - изображающая этот пейзаж в смехотворно простом, относительно классической живописи, виде.
Следующее направление - кубизм . Основоположник кубизма Пабло Пикассо и Жорж Брак. Кубисты исходили из положения Поля Сезанна о том, что в основе натуры лежит геометрия: шар, цилиндр, конус. Кубисты изображали многообразие мира как множество геометрических форм.
Жорж Брак "Гавань Антверпена" (1905).
Жорж Брак "Дома в Эстаке" (1908).
Пабло Пикассо. "Дома на холме" (1909). Абсолютная геометрия: треугольники, прямоугольники и так далее. Но сильного впечатления не вызывает, если, конечно, нет желания всё вокруг видеть в треугольниках :)
Тем не менее, обратила внимание на задний план, чем-то понравились линии холма. И, ещё, пожалуй, хорошо передаётся желание не видеть реальность или видеть свою реальность.
Пабло Пикассо. "Натюрморт с фруктами на столе" (1915).
Здесь в отличие от "геометричных" картин, можно увидеть вполне узнаваемые предметы среди фигур.
Скульптор - кубист Жак Липшиц. "Танцовщица" (1915).
На первый взгляд просто какая-то палка, но есть ассоциации со скрипкой или аналогичным музыкальным инструментом, которые как-то создают образ танцовщицы и движения.
Футуризм. В отличие от двух приведенных выше направлений, которые отказывались от принципов реализма, футуризм враждебен реализму. Группа художников-футуристов (1910) была заинтересована идеями искажения образа реального мира ради воплощения образа динамичного индустриального мира в творчестве. Человек противопоставлялся машине. Один из теоретиков футуризма - Умберто Боччони.
Художник и скульптор. Умберто Боччони.
Картина "Динамизм велосипедиста" (1913). Тут сложно дать комментарий. Видимо велосипедист представлен как человек и велосипед сразу. Как движущийся объект.
Скульптура Боччони - "Уникальные формы непрерывности в пространстве" (1913).
Джино Северини "Воспоминания о путешествии" (1911). Симпатичная картина: воспоминания в одном месте, масса воспоминаний. Но, конечно, понятная только самому художнику. Зрителю остаётся вспомнить своё.
Джино Северини. "Бронепоезд в действии" (1915). Интересен картина и комментарий ниже в контексте того, как "творчески" выражали и переживали художники острые моменты истории их времени.
Джакомо Балла. "Динамизм собаки на поводке" (1912). Понравилось изображение движения лап, поводка, ног хозяйки собаки. Легко представляется.
Авангардизм, или авангард — это не единый живописный стиль, как иногда представляется, а совокупность множества художественных направлений, появившихся на рубеже XIX-XX столетий. Этот термин объединил все те дерзкие и новаторские течения, которые шокировали публику и отрицали классическую традицию. Представители авангардизма стали тем передовым отрядом, который шёл впереди основной массы деятелей культуры, открывая и разведывая новые пути творческого самовыражения. (Кстати, в первоначальном, военном смысле avant-garde (фр.) — это и есть передовой отряд). Но вот что удивительно: художники, о которых идёт речь, называли себя кем угодно — фовистами, лучистами, кубистами — но только не авангардистами.
Авангардизм заперт в довольно узкие хронологические рамки. С одной стороны, этот термин подчёркивает революционный характер новейших художественных направлений, которые объединяет, а с другой — касается только течений, возникших в конце XIX и начале XX вв. Иными словами, сейчас эти явления уже прочно заняли свои места в истории, они были авангардными в момент своего появления. По отношению к современным направлениям это название не используется.
Как военный термин стал искусствоведческим
Авангард, как уже было сказано, первоначально был военным понятием (в противоположность арьергарду — замыкающему отряду). Но в конце XVIII столетия у него появилось дополнительное, политическое значение. Связаны изменения были с Великой французской революцией. В политическом смысле это понятие стало символом революционности, передовых взглядов. Именно так был назван журнал якобинцев, вышедший в 1794 году.
В XIX веке данное понятие широко использовалось среди представителей радикальных политических групп, в частности — среди бакунинцев и анархистов. В революционном смысле это слово стало употребляться и деятелями культуры, но эпизодически.
К таким художникам-нонконформистам Бенуа отнёс основателя лучизма Михаила Фёдоровича Ларионова и ещё нескольких молодых живописцев. Кстати, теперь лучистов действительно относят к художникам-авангардистам.
Но у Бенуа данное словоупотребление можно считать частным случаем. А в привычном нам смысле ввёл термин в широкий дискурс франко-бельгийский художник Мишель Сёфор (Michel Seuphor), причём по отношению только к русской культуре. И сейчас за рубежом авангардистская живопись нередко напрямую ассоциируется с Россией.
Модернизм — синоним или нет?
С авангардом всё очень и очень непросто. Существует ещё один термин, объединяющий художественные движения рассматриваемого периода — модернизм. Некоторые искусствоведы считают эти названия синонимами, другие их разделяют.
Наконец, нередко под авангардистским искусством понимают вообще всё нетрадиционное, антиреалистическое творчество (такой подход был характерен для советского искусствоведения и сохранился среди некоторых критиков).
Эти терминологические нюансы следует учитывать, чтобы не запутаться при чтении статей и книг о современном искусстве.
Кого можно отнести к авангардистам?
Давайте же взглянем на его основные течения.
Фовизм — считается первой ласточкой в плеяде авангардистских стилей. Художники-фовисты отказались от линейной перспективы и традиционной колористики, провозгласив право художника отображать мир так, как он его видит. Картинам фовистов были свойственны яркие, кричащие краски, экспрессия и эпатажность.
Экспрессионизм — родственное фовизму явление, оказывавшее большое влияние на европейскую культуру в первые десятилетия XX столетия. Экспрессионисты стремились выразить в своих картинах эмоции, преимущественно болезненные — боль, тревогу, страх, разочарование (это было связано с последствиями Первой мировой войны).
Следует заметить, что впоследствии многие современные стили оказались по сути беспредметными, но данный термин применяется именно к первооткрывателям этого подхода. На тот момент отказ от изображения на холсте конкретных предметов выглядел оригинально, дерзко и революционно.
Супрематизм — развитие идеи беспредметности, разновидность абстрактной живописи. Это одно из ключевых направлений русского авангарда, основанное Казимиром Малевичем.
- асимметрия;
- внутренняя динамика;
- использование простейших геометрических фигур — квадратов и прямоугольников, кругов и прямых линий.
Унизм — ответвление супрематизма, созданное Владиславом Максимилиановичем Стржеминским. Чтобы ещё больше акцентировать внимание на цвете, он призывал к отказу от множественности форм.
Футуризм — крупное авангардное движение, владевшее умами в 1910-х — начале 1920-х годов. Его основатель и автор названия — итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти (Filippo Tommaso Marinetti). Его лозунги активно подхватили в России, где совершался революционный перелом.
- делали акцент на динамике;
- использовали симультанность (совмещение на одном полотне нескольких моментов движения);
- вливали в свои произведения энергию;
- любили закручивающиеся спирали, резкие углы, динамичные зигзаги.
- в геометризме;
- в упрощении и строгости композиции;
- в чёткости линий;
- в доминанте простых цветов — чёрного, красного, синего, жёлтого, белого, серого.
Кубизм — одно из самых известных течений начала XX века, получившее широкое распространение и давшее планете десятки признанных шедевров. Крупнейшие мастера — Пабло Пикассо (Pablo Picasso), Жорж Брак (Georges Braque).
Орфизм — авангардное направление, возникшее во Франции в 1910-х годах. В орфизме слились экспрессионистские, кубистские и футуристические мотивы, поданные через призму музыкальности. Картинам орфистов свойственна динамика и ритмичность, взятые из мира музыки.
Сюрреализм — один из самых известных стилей XX века. Наиболее известные его представители в живописи — Сальвадор Дали (Salvador Dalí) и Рене Магритт (René Magritte). Для работ сюрреалистов характерна:
- парадоксальность;
- иррациональность;
- фантасмагория;
- применение аллюзий;
- сочетание реальности с миром фантазий и сновидений.
Стоимость работ художников-авангардистов первого эшелона очень высока: миллионы долларов. Они регулярно становятся сенсациями крупнейших аукционов. Это выгодное инвестиционное вложение. Неуклонно дорожают и произведения мастеров-авангардистов, которые сейчас можно купить по сравнительно доступной цене. Для этого, кстати, необязательно лично являться на аукционные торги, они сейчас проводятся онлайн. Такую возможность предоставляет сайт VeryImportantLot, популярный у инвесторов и коллекционеров.
Авторы: А. М. Зверев (Общая часть), В. А. Крючкова (Общая часть, Изобразительное искусство, Архитектура и дизайн), О. А. Клинг (Литература), Т. В. Чередниченко (Музыка), Е. И. Струтинская (Театральное искусство), В. А. Кулаков (Хореография) Авторы: А. М. Зверев (Общая часть), В. А. Крючкова (Общая часть, Изобразительное искусство, Архитектура и дизайн), О. А. Клинг (Литература), Т. В. Чередниченко (Музыка); >>
АВАНГАРДИ́ЗМ (авангард), совокупность движений в литературе и искусстве 20 в., провозгласивших разрыв с худож. традицией и необходимость эксперимента с целью выработки принципиально новых форм творчества.
Течения авангардного искусства
преломил объективную реальность через разочарование и страхи , претерпеваемые людьми в неспокойные времена. Во главу угла экспрессионисты поставили эмоциональную субъективную составляющую произведения , которую автор стремился донести до зрителя.
Футуризм
Это движение , возникшее в 1910-х годах , делало ставку на будущее , на постоянное движение. Неотъемлемой составляющей футуризма стали не только объекты искусства , но манифестации , программы , теории взглядов , которые пропагандировали художники и поэты. Искусствоведы считают , что футуризм наследовал цветовые эксперименты фовизма и художественные формы кубизма. Скорость , энергия , ощущение движения , доля абсурда — все это можно найти в полотнах футуристов. Из футуризма впоследствии развились такие авангардные направления , как конструктивизм
Конструктивизм возник в России, в среде художников и архитекторов, активно приветствовавших революционные настроения, а впоследствии и саму пролетарскую революцию, как начало новой эпохи, призванной качественно изменить внутренний мир человека и окружающую его среду.
Авангард и модернизм
Фовизм считается самым первым авангардным стилем ХХ века. Свое название это направление получило в 1905 году и просуществовало всего пару лет, после чего художники, называвшие себя фовистами, углубились каждый в свои творческие изыскания. Самые яркие представители этого стиля – Анри Матисс, Андре Дерен и Морис де Вламинк. Читать дальше
, сюрреализм , дадаизм , кубизм. При этом можно считать , что модернизм — более емкое понятие , поскольку им обозначают и более ранние направления — импрессионизм
Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. Читать дальше
и постимпрессионизм , а также и более поздние — оптическое и кинетическое направление в искусстве. И авангард , и модернизм выступают за внутреннюю свободу художника , бросающего вызов классическим канонам.
Читайте также: