Авангардизм отражение индустриальной эпохи кратко

Обновлено: 07.07.2024

Авангард - совокупность наименований новаторских художественных тенденций и направлений начала XX века. Заимствовано из военной терминологии французского языка. Словосочетание avant garde (передовой отряд) ворвалось в искусство начала XX века, как слово обозначающее новое, передовое направление всех видов искусств.

Если в статье о декадансе был сделан вывод о том, что декадентское искусство выражало упадок и разочарование общественными процессами, неприятие надломленности эпохи, печаль, то авангардное искусство бросало вызов упадку, с одной стороны, а с другой стороны бунтовало против реализма, отказывалось от установившихся традиций и канонов искусства.

Авангардные течения: фовизм, кубизм, футуризм, дадаизм. Появились в Европе, затем распространились и в других культурах мира.

Фовизм. Один из первых художественных течений (1905 год), начавший отход от принципов реализма, выступившим против приемов импрессионизма. Художники: Анри Матисс, Андре Дерен, Морис де Вламинк, Жорж Руо, Рауль Дюфи, Альбер Марке, Жан Метценже, Кес ван Донген, Жорж Брак. Фовизм просуществовал недолго, частично продолжился в экспрессионизме, частично в сюрреализме.

Одна из первых работ в стиле "фовизм" Анри Матисса "Радость жизни" (1906).

На картине мы видим сцену отдыха и купания людей. Отсылка к времени первобытности, простоте, что, конечно, выглядело странным для классического искусства того времени.

Известная картина Анри Матисса "Танец" (1910). Сцена танца, движения обнаженных людей в неком пространстве.

Фовист Морис де Вламинк "Шату" (1906). На мой взгляд, достаточно симпатичная картина, изображающая с одной стороны красивый пейзаж: дом на фоне воды и деревьев, а с другой - изображающая этот пейзаж в смехотворно простом, относительно классической живописи, виде.

Следующее направление - кубизм . Основоположник кубизма Пабло Пикассо и Жорж Брак. Кубисты исходили из положения Поля Сезанна о том, что в основе натуры лежит геометрия: шар, цилиндр, конус. Кубисты изображали многообразие мира как множество геометрических форм.

Жорж Брак "Гавань Антверпена" (1905).

Жорж Брак "Дома в Эстаке" (1908).

Пабло Пикассо. "Дома на холме" (1909). Абсолютная геометрия: треугольники, прямоугольники и так далее. Но сильного впечатления не вызывает, если, конечно, нет желания всё вокруг видеть в треугольниках :)

Тем не менее, обратила внимание на задний план, чем-то понравились линии холма. И, ещё, пожалуй, хорошо передаётся желание не видеть реальность или видеть свою реальность.

Пабло Пикассо. "Натюрморт с фруктами на столе" (1915).

Здесь в отличие от "геометричных" картин, можно увидеть вполне узнаваемые предметы среди фигур.

Скульптор - кубист Жак Липшиц. "Танцовщица" (1915).

На первый взгляд просто какая-то палка, но есть ассоциации со скрипкой или аналогичным музыкальным инструментом, которые как-то создают образ танцовщицы и движения.

Футуризм. В отличие от двух приведенных выше направлений, которые отказывались от принципов реализма, футуризм враждебен реализму. Группа художников-футуристов (1910) была заинтересована идеями искажения образа реального мира ради воплощения образа динамичного индустриального мира в творчестве. Человек противопоставлялся машине. Один из теоретиков футуризма - Умберто Боччони.

Художник и скульптор. Умберто Боччони.

Картина "Динамизм велосипедиста" (1913). Тут сложно дать комментарий. Видимо велосипедист представлен как человек и велосипед сразу. Как движущийся объект.

Скульптура Боччони - "Уникальные формы непрерывности в пространстве" (1913).

Джино Северини "Воспоминания о путешествии" (1911). Симпатичная картина: воспоминания в одном месте, масса воспоминаний. Но, конечно, понятная только самому художнику. Зрителю остаётся вспомнить своё.

Джино Северини. "Бронепоезд в действии" (1915). Интересен картина и комментарий ниже в контексте того, как "творчески" выражали и переживали художники острые моменты истории их времени.

Джакомо Балла. "Динамизм собаки на поводке" (1912). Понравилось изображение движения лап, поводка, ног хозяйки собаки. Легко представляется.

Авангардизм, или авангард — это не единый живописный стиль, как иногда представляется, а совокупность множества художественных направлений, появившихся на рубеже XIX-XX столетий. Этот термин объединил все те дерзкие и новаторские течения, которые шокировали публику и отрицали классическую традицию. Представители авангардизма стали тем передовым отрядом, который шёл впереди основной массы деятелей культуры, открывая и разведывая новые пути творческого самовыражения. (Кстати, в первоначальном, военном смысле avant-garde (фр.) — это и есть передовой отряд). Но вот что удивительно: художники, о которых идёт речь, называли себя кем угодно — фовистами, лучистами, кубистами — но только не авангардистами.

Авангардизм заперт в довольно узкие хронологические рамки. С одной стороны, этот термин подчёркивает революционный характер новейших художественных направлений, которые объединяет, а с другой — касается только течений, возникших в конце XIX и начале XX вв. Иными словами, сейчас эти явления уже прочно заняли свои места в истории, они были авангардными в момент своего появления. По отношению к современным направлениям это название не используется.

Как военный термин стал искусствоведческим

Авангард, как уже было сказано, первоначально был военным понятием (в противоположность арьергарду — замыкающему отряду). Но в конце XVIII столетия у него появилось дополнительное, политическое значение. Связаны изменения были с Великой французской революцией. В политическом смысле это понятие стало символом революционности, передовых взглядов. Именно так был назван журнал якобинцев, вышедший в 1794 году.

В XIX веке данное понятие широко использовалось среди представителей радикальных политических групп, в частности — среди бакунинцев и анархистов. В революционном смысле это слово стало употребляться и деятелями культуры, но эпизодически.

К таким художникам-нонконформистам Бенуа отнёс основателя лучизма Михаила Фёдоровича Ларионова и ещё нескольких молодых живописцев. Кстати, теперь лучистов действительно относят к художникам-авангардистам.

Но у Бенуа данное словоупотребление можно считать частным случаем. А в привычном нам смысле ввёл термин в широкий дискурс франко-бельгийский художник Мишель Сёфор (Michel Seuphor), причём по отношению только к русской культуре. И сейчас за рубежом авангардистская живопись нередко напрямую ассоциируется с Россией.

Модернизм — синоним или нет?

С авангардом всё очень и очень непросто. Существует ещё один термин, объединяющий художественные движения рассматриваемого периода — модернизм. Некоторые искусствоведы считают эти названия синонимами, другие их разделяют.

Наконец, нередко под авангардистским искусством понимают вообще всё нетрадиционное, антиреалистическое творчество (такой подход был характерен для советского искусствоведения и сохранился среди некоторых критиков).

Эти терминологические нюансы следует учитывать, чтобы не запутаться при чтении статей и книг о современном искусстве.

Кого можно отнести к авангардистам?

Давайте же взглянем на его основные течения.

Фовизм — считается первой ласточкой в плеяде авангардистских стилей. Художники-фовисты отказались от линейной перспективы и традиционной колористики, провозгласив право художника отображать мир так, как он его видит. Картинам фовистов были свойственны яркие, кричащие краски, экспрессия и эпатажность.

Экспрессионизм — родственное фовизму явление, оказывавшее большое влияние на европейскую культуру в первые десятилетия XX столетия. Экспрессионисты стремились выразить в своих картинах эмоции, преимущественно болезненные — боль, тревогу, страх, разочарование (это было связано с последствиями Первой мировой войны).

Следует заметить, что впоследствии многие современные стили оказались по сути беспредметными, но данный термин применяется именно к первооткрывателям этого подхода. На тот момент отказ от изображения на холсте конкретных предметов выглядел оригинально, дерзко и революционно.

Супрематизм — развитие идеи беспредметности, разновидность абстрактной живописи. Это одно из ключевых направлений русского авангарда, основанное Казимиром Малевичем.

  • асимметрия;
  • внутренняя динамика;
  • использование простейших геометрических фигур — квадратов и прямоугольников, кругов и прямых линий.

Унизм — ответвление супрематизма, созданное Владиславом Максимилиановичем Стржеминским. Чтобы ещё больше акцентировать внимание на цвете, он призывал к отказу от множественности форм.

Футуризм — крупное авангардное движение, владевшее умами в 1910-х — начале 1920-х годов. Его основатель и автор названия — итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти (Filippo Tommaso Marinetti). Его лозунги активно подхватили в России, где совершался революционный перелом.

  • делали акцент на динамике;
  • использовали симультанность (совмещение на одном полотне нескольких моментов движения);
  • вливали в свои произведения энергию;
  • любили закручивающиеся спирали, резкие углы, динамичные зигзаги.
  • в геометризме;
  • в упрощении и строгости композиции;
  • в чёткости линий;
  • в доминанте простых цветов — чёрного, красного, синего, жёлтого, белого, серого.

Кубизм — одно из самых известных течений начала XX века, получившее широкое распространение и давшее планете десятки признанных шедевров. Крупнейшие мастера — Пабло Пикассо (Pablo Picasso), Жорж Брак (Georges Braque).

Орфизм — авангардное направление, возникшее во Франции в 1910-х годах. В орфизме слились экспрессионистские, кубистские и футуристические мотивы, поданные через призму музыкальности. Картинам орфистов свойственна динамика и ритмичность, взятые из мира музыки.

Сюрреализм — один из самых известных стилей XX века. Наиболее известные его представители в живописи — Сальвадор Дали (Salvador Dalí) и Рене Магритт (René Magritte). Для работ сюрреалистов характерна:

  • парадоксальность;
  • иррациональность;
  • фантасмагория;
  • применение аллюзий;
  • сочетание реальности с миром фантазий и сновидений.

Стоимость работ художников-авангардистов первого эшелона очень высока: миллионы долларов. Они регулярно становятся сенсациями крупнейших аукционов. Это выгодное инвестиционное вложение. Неуклонно дорожают и произведения мастеров-авангардистов, которые сейчас можно купить по сравнительно доступной цене. Для этого, кстати, необязательно лично являться на аукционные торги, они сейчас проводятся онлайн. Такую возможность предоставляет сайт VeryImportantLot, популярный у инвесторов и коллекционеров.

Авторы: А. М. Зверев (Общая часть), В. А. Крючкова (Общая часть, Изобразительное искусство, Архитектура и дизайн), О. А. Клинг (Литература), Т. В. Чередниченко (Музыка), Е. И. Струтинская (Театральное искусство), В. А. Кулаков (Хореография) Авторы: А. М. Зверев (Общая часть), В. А. Крючкова (Общая часть, Изобразительное искусство, Архитектура и дизайн), О. А. Клинг (Литература), Т. В. Чередниченко (Музыка); >>

АВАНГАРДИ́ЗМ (аван­гард), со­во­куп­ность дви­же­ний в ли­те­ра­ту­ре и ис­кус­ст­ве 20 в., про­воз­гла­сив­ших раз­рыв с ху­дож. тра­ди­ци­ей и не­об­хо­ди­мость экс­пери­мен­та с це­лью вы­ра­бот­ки прин­ци­пи­аль­но но­вых форм твор­че­ст­ва.

Авангард

Михаил Федорович Ларионов. Лучистый пейзаж

Казимир Северинович Малевич. Скачет красная конница

Наталья Сергеевна Гончарова. Лес. Красно-зеленое

Эдвард Мунк. Солнце

Течения авангардного искусства

преломил объективную реальность через разочарование и страхи , претерпеваемые людьми в неспокойные времена. Во главу угла экспрессионисты поставили эмоциональную субъективную составляющую произведения , которую автор стремился донести до зрителя.

Эдвард Мунк. Крик

Пабло Пикассо. Дружба

Футуризм
Это движение , возникшее в 1910-х годах , делало ставку на будущее , на постоянное движение. Неотъемлемой составляющей футуризма стали не только объекты искусства , но манифестации , программы , теории взглядов , которые пропагандировали художники и поэты. Искусствоведы считают , что футуризм наследовал цветовые эксперименты фовизма и художественные формы кубизма. Скорость , энергия , ощущение движения , доля абсурда — все это можно найти в полотнах футуристов. Из футуризма впоследствии развились такие авангардные направления , как конструктивизм

Конструктивизм возник в России, в среде художников и архитекторов, активно приветствовавших революционные настроения, а впоследствии и саму пролетарскую революцию, как начало новой эпохи, призванной качественно изменить внутренний мир человека и окружающую его среду.

Владимир Евграфович Татлин. Автопортрет. Матрос

Сальвадор Дали. Явление города Делфта

Авангард и модернизм

Фовизм считается самым первым авангардным стилем ХХ века. Свое название это направление получило в 1905 году и просуществовало всего пару лет, после чего художники, называвшие себя фовистами, углубились каждый в свои творческие изыскания. Самые яркие представители этого стиля – Анри Матисс, Андре Дерен и Морис де Вламинк. Читать дальше

, сюрреализм , дадаизм , кубизм. При этом можно считать , что модернизм — более емкое понятие , поскольку им обозначают и более ранние направления — импрессионизм

Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. Читать дальше

и постимпрессионизм , а также и более поздние — оптическое и кинетическое направление в искусстве. И авангард , и модернизм выступают за внутреннюю свободу художника , бросающего вызов классическим канонам.

Читайте также: